Мастер класс по монотипии с фото для детей от 7 лет

Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративной композиции в нетрадиционной технике рисования монотипия.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с основами изобразительной грамоты: изобразительные средства(точка, линия, пятно), правила построения композиции(композиционный центр, цветовое равновесие);
-познакомить с понятием статики и динамики в композиции;
-совершенствовать навыки работы в технике монотипия, гуашь;
-упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы вновь возвращаемся к изучению основ композиции, что же это такое? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей и предметов в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, замыслом. Это продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.


В предыдущей работе мы выяснили, что композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Что нужно располагать рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого этого мы изучали расположение сторон листа. Учились располагать изображение посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Познакомились с новой наукой-основы изобразительной грамоты, с правилом равновесия в композиции.
Равновесие в композиции.


Правил построения композиции существует очень много, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями-статика и динамика. Сложные на первый взгляд названия означают состояние покоя(статика) и движения(динамика) в живописи.
В статичной композиции нет никого действия. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции спокойны, молчаливы. Помимо статичности(состояние покоя) самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.

Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и так далее. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. К динамичным относятся: треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар, пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и так далее. Следовательно композиция, которая стремится к изменению своих элементов, является динамичной, то есть находится в движении.


Итак, динамика(от греч. dynamis-«сила»)-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.



Сегодня мы рассмотрим динамику и статику в композиции на примере цветового пятна. Создание любой композиции-это обязательно работа с формой. Конечная же ее цель-достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, созданию которого помогают различные выразительные средства-точка, линия и пятно.
Точка-несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать, например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше, создаст целостный сюжет. Но все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.


Точка включается в ряд других изобразительных средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику. Так, линии можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы". Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть рисунка, заполняет рисунок содержанием, придаёт эмоциональный фон(грусть, радость), различные состояния природы и многое другое.


Материалы и инструменты:
-лист А3
-глянцевая бумага меньшего размера(подойдёт любая поверхность не впитывающая быстро влагу-пакет, термаклеёнка, ватман)
-кисти
-баночка и тряпочка
-ножницы(они нужны чтобы нарезать бумагу для создания отпечатков)

Ход мастер-класса:

Наша сегодняшняя работа основана на создании различных отпечатков цветовых пятен, иначе говоря-это нетрадиционная техника рисования монотипия. Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»-один, «typos» -отпечаток. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке, создать динамичную или статичную композицию.
Начинаем работу с нанесения цветовых пятен любого цвета на отрезок глянцевой бумаги. Краску необходимо наносить на бумагу густо, так чтоб получились хорошие отпечатки.


Теперь создадим отпечаток, приведём цветовое пятно в движение. Нужно перевернуть листик с краской и приложить и чистому листу, затем создать траекторию движения. Одной рукой держим большой лист, а другой скользим отрезком с краской по большому листу.


Краска на листочке куда её наносили первоначально сдвинулась, превратившись с единое плавно текущее пятно. Остановимся пока на этом изображение и пофантазируем. Пятно очень похоже на красивую тропическую рыбку, нам остаётся наполнить всю площадь бумаги содержанием.


Добавляем фон, и вот рыбка остановилась и с любопытством смотрит на подводный голубой риф, она находится в состояние покоя.
Затем добавим в рисунок пузырьки воздуха и у нас создаётся впечатление плавного подводного течения, композиция стала динамичной.


Теперь рассмотрим отпечаток который у нас получился на большом листе. Повернём лист в разные стороны и посмотрим на что похоже цветовое пятно.


Рассмотрим вертикальный вариант-похоже на оленёнка, выделим линиями контуры ушей, головы, туловища.


Композицию можно дополнить пейзажем на заднем плане.


Второй вариант проработки отпечатка-диковинная птица страус, она смотрит в небо, там в высоте летают птицы под самыми облаками.


Ещё раз перевернём отпечаток, он очень напоминает птицу лебедь, или кого то из отряда гусиных и уткообразных. Принимаемся за работу над фоном, будем использовать голубую гуашь. Сначала нарисуем водную гладь. Первым делом обводится силуэт фигуры птицы, а затем в горизонтальном направлении закрашивается фон.


По мокрому фону рисуем волнообразные линии синего и белого цвета в хаотичном порядке и горизонтальном направлении-волны.


Создаётся впечатления ряби на воде, значит дует ветерок.


Теперь небо, оно должно быть светлее цвета воды. Используем белую и голубую гуашь, сначала обводим контур птицы.


Затем наносим на бумагу плавные горизонтальные мазки, и вводим в фон коричневый цвет. Создаём плавные переходы от цвета в цвет.


Красной гуашью рисуем клюв, добавляем немного белых оттенков.


Затем вход вступают белые линии, декорируем(украшаем) птицу.


Представим что ветер задул сильнее, волны становятся больше и на них появляется пена-рисуем её белой гуашью.


С помощью примакивания кисти к листу рисуем белым цветом облака. Обратите внимание, что и волны и облака плывут в одном направлении.
Затем коричневым с небольшим добавлением зелёного рисуем полосу земли на линии горизонта(где вода встречается с небом). И так как у нас дует ветер, то и стволы деревьев слегка изогнём, рисуем их тоненькой кистью.


Желтым рисуем кроны деревьев-примакивание кистью.


Рисуем один глаз птицы, так как её голова повёрнута к нам боком. Затем добавим красные листья в кроны деревьев, и работа закончена.



Вот что получилось у моих деток-тропические птицы.


Стая морских черепах.


Морская рыба выпрыгивающая из воды.


Гордые птицы из отряда орлиные.


Кощей и кикимора.


Морской хищник.

сетчатый.

Плоскость скользящего отраженияесть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив - негатив".

Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

>>>в начало

2.5. СТАТИЧНЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Все орнаментальные композиции делятся на два вида

- статичные и динамичные (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся). Образный смысл динамичной композиции - движение, развитие, напряженность; статичной - покой, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая элементы динамичного и статичного характера, можно создать много орнаментов, разнообразных по композиции.

Типичные свойства статичной и динамичной композиции

Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была

зеркальным отражением другой. Аналогично - с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части. Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.

В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны. Динамичны спирали, параболы и т.п.

Статичные раппортные композиции

Главная задача при создании статичных композиций - организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики . Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме

При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным рядам. Расположение мотивов

в сет ке имеет тр и варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).

2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости -

в шахматном порядке).

3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.

Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты - блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали - решетка.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по

всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.

Графическая трактовка мотива

1. Линеарное решение мотивов (использование линии). В лоскутном шитье это могут быть линии стежки

или линии лоскутного рисунка.

2. Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании

3. Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна).

В лоскутном шитье это может быть сочетание стежки и узоров.

Динамичные раппортные композиции

Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости . Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.

Ощущение движения (динамика) достигается:

при отсутствии оси симметрии у самого мотива;

при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии - за счет поворота мотива;

при абсолютной симметрии мотива - путем изменения его размеров.

Этой темой, я хочу открыть серию уроков посвященную основам композиции.
Ведь именно с построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.
Статика и динамика в композиции.
Вначале небольшое вступление
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах - сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности)) Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта. В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта я выбрала три предмета - чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики). Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света. Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного - луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата. Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:



Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам: Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить
Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:

Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона. Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление

Что же такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

СТАТИКА



Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:



Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:



Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:



Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:



Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:






Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.



ДИНАМИКА



Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:



Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:



Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить



Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:






Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:



Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

Интересный рисунок- это не только привлекательный сюжет, но и удачная композиция. Композиция означает размещение на листе элементов рисунка и их связь друг с другом. Хорошая композиция отличается равновесием и гармоничностью и притягивает взгляд зрителя.

Создание композиционного центра

Рисунок должен иметь центр внимания, или "главную часть", но зритель не должен оставлять без внимания остальную часть сюжета! Я стараюсь, чтобы мои композиции вели взгляд через всю картину к такому центру. Я часто размещаю все элементы в треугольнике или веду взгляд зрителя по извилистой тропинке или вдоль ряда деревьев. Для привлечения внимания я использую также цвет. Например, чистые тона привлекают взгляд, поэтому используйте эффект контраста между светом и тенью.

Выбор точки зрения

Угол, под которым вы рассматриваете предмет, может иметь решающее значение. Прямой взгляд может показаться статичным и скучным, тогда как взгляд на предмет под углом (слева или справа, сверху или снизу) вводит диагональные линии, создающие интерес и ощущение движения. Решите для себя, что вы хотите разместить в центре внимания, выберите точку зрения и формат, который лучше всего подойдет для данного сюжета.

Видоискатель может помочь выбрать "кадр" и рассмотреть его в разных форматах (вертикальном или горизонтальном). Для этого вам не надо покупать специальный видоискатель: вы можете легко изготовить его из Г-образных кусков картона, как показано на рисунке ниже. Соедините их скрепками в виде квадратной или прямоугольной рамки и смотрите через нее на выбранный сюжет. Держите рамку на разном расстоянии от глаз и под разными углами, выбирая наиболее удачную точку зрения и формат для своей композиции.

Плохая композиция

На этом эскизе все элементы собраны в центре и находятся в одной плоскости. Форма деревьев и кустов слишком однообразна, а тропинка уводит взгляд в сторону от картины.

Хорошая композиция

Небольшие изменения, внесенные в представленный выше сюжет, значительно улучшили композицию. Центр внимания смещен в сторону, элементы картины находятся в разных плоскостях и перекрываются, взгляд направлен вглубь композиции.

Диагональная композиция

В этой картине я расположила основные элементы в треугольнике, чтобы передать ощущение движения. Взгляд скользит вдоль линии воображаемого треугольника. Я использовала также пятна красного цвета, чтобы привлечь внимание к разным частям композиции.

Динамическая композиция

Компоновка элементов

Я полагаю, что лучше всего в решении композиции, прежде чем вы начнете писать картину, поможет ряд быстро сделанных набросков- "миниатюр" или небольших акварелей выбранного вами сюжета. Не старайтесь на этом этапе изображать все детали; просто сосредоточьтесь на общих формах. Двигайте элементы, на листе меняйте их размер, формы и цвет до тех пор, пока не найдете удовлетворяющую вас композицию. (Не забывайте о разных методах расположения центра внимания). Попробуйте объединить элементы, взятые из разных фотографий, и создать оригинальный сюжет. Старайтесь не быть рабом того, что вы видите и что используете в работе, составляйте композицию по своему желанию (это называется авторским правом).

Выбор формата

Эту фотографию я сделала в качестве вспомогательного материала для картины, представленной ниже. Я поменяла вертикальный формат на горизонтальный, исключив малоинтересный передний план и добавив колоритные кусты слева. Я также слегка изменила точку зрения и больше сосредоточилась на башне.


Создание композиции.
Я долго обдумывала эту линейную композицию, прежде чем писать картину. Я разбила сюжет на три основных элемента:
1) центр внимания и окружающая зелень;
2) железнодорожный путь, уводящий взгляд зрителя вглубь картины и
3) кусты слева, которые служат как бы противовесом и не дают взгляду уйти в сторону.