Слайд 2

Виктор Михайлович Васнецов

Жил на нашей земле замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими живописными полотнами - особенно на темы русских былин и сказок. Так хорошо знал художник русскую историю, таким богатым было его воображение, что он легко умел представить себе наших предков, их жизнь и Древнею Русь. Оттого в его картинах есть красота и правда.

Слайд 3

Какие картины В.М.Васнецова вам известны?

«Алёнушка» «После побоища Игоря Святославича с половцами» «Царь Иван Грозный» «Богатыри»

Слайд 4

«Алёнушка»

  • Слайд 5

    «После побоища Игоря Святославича с половцами»

  • Слайд 6

    «Царь Иван Грозный»

  • Слайд 7

    «Царевна-лягушка»

  • Слайд 8

    «Богатырь»

  • Слайд 9

    «Спящая царевна» (1900 – 1926 гг.)

  • Слайд 10

    «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.)

  • Слайд 11

    «Ковер-самолет» (1880 г.)

  • Слайд 12

    «Царевна-Несмеяна» (1914 – 1916 гг.)

  • Слайд 13

    «Богатырский скок» (1914 г.)

  • Слайд 14

    «Витязь на распутье» (1882 г.)

  • Слайд 15

    «Кащей Бессмертный» (1917 – 1928 гг.)

  • Слайд 16

    «Богатыри»

  • Слайд 17

    Тихо в мастерской художника. Пахнет красками, скипидаром, холстом, деревом. На бревенчатой стене развешаны старинные тяжёлые шлемы, огромный меч в чёрных ножнах, острые секиры, стальная кольчуга - давнее воинское снаряжение. Для художника эта его коллекция - бесценная память о победах русского оружия, о русских богатырях-исполинах. Васнецов пишет о них картину. С кистью и красками поднимается он по высокой лестнице-стремянке. Хотя он и сам немаленького роста, но с пола ему никак не дотянуться до верха огромного полотна. Поработает, стоя на площадке, спустится, отойдёт,- шаг у него стремительный, широкий; посмотрит, всё ли хорошо получается,- и опять за дело. Весь день так проходит, до самых сумерек. Да не один день, а много месяцев и даже лет. Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил её с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал её Васнецов просто и коротко: «Богатыри». Древнее это слово. Богатырь - значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.

    Слайд 18

    «Богатыри» - самая знаменитая картина Васнецова. Первый её набросок художник сделал в 1871 году, а закончил в 1898. Давайте вглядимся в эту картину. Кто изображён на ней? Реальны ли персонажи?

    Слайд 19

    Как, с помощью каких средств передаётся на картине тревожность «былинного» времени? Состояние природы (неспокойное предгрозовое небо, клубящиеся тучи, ветром разметаны гривы коней) Богатыри Посреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой, зорко всматриваются вдаль. .

    Слайд 20

    Кто такие богатыри? Нет ли жестокости в их лицах? Какую войну они ведут?

    Слайд 21

    Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и ёлочки? Богатыри изображены как единое целое. Однако каждый из них индивидуален.

    Слайд 22

    Илья Муромец

    На исполинском вороном коне самый могучий богатырь – Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит он «палицу булатную сорока пудов». Илья – самый старший из богатырей, густая седая прядь выбилась у него из-под шлема. Илья – крестьянин, на нём простой шлем и обычная кольчуга. Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.

    Слайд 23

    Илья Муромец

    Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В тёмных глазах - смелость, твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит. Стремя пустым болтается. Не спешит вдеть в него ногу богатырь. Всё равно врагу не застать его врасплох. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он провёл в седле. Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга - рубашка из тысячи металлических колец. Острое копьё на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы в колчане - всё рассказывает нам о характере этого воина. Смотришь на картину и веришь: таким он и был, былинный герой - богатырь Илья Муромец, крестьянский сын.

    Слайд 24

    Добрыня Никитич

    Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами. Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.

    Слайд 25

    По-другому изображён Добрыня Никитич. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжёлый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Рвётся в бой русский витязь. Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде, вооружению мы видим - он богатого, знатного рода. На груди его - золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена понизу рубаха. Поверх тонкой кольчуги ещё крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.

    Слайд 26

    Алёша Попович

    Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника. В руках Алёши «тугой лук» да «стрелочка калёная». Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.

    Слайд 27

    Алёша Попович - третий всадник. Ни в чём от своих боевых товарищей не отстаёт. И кольчуга на нём надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И всё-таки он не такой, как Илья и Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алёши мечтательный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается. А приглядишься - заметишь, что Алёша захватил с собой гусли. Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алёша песни петь, на гуслях звончатых играть. И зритель чувствует- душа у Алёши тонкая, поэтическая. Эти качества русского человека тоже хотел передать Васнецов в «Богатырях».

    Слайд 28

    Под стать богатырям и кони.

    Конь Алёши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный, неторопли­вый. Горяч, нетерпелив, как сам Добрыня, его «белеюшко». Пер­вым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь. Вороной конь Ильи тяжёл, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхи­вает. К бою готов. Вот она - богатырская застава!

    Слайд 29

    «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов)

  • Слайд 30

    Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы. Врагу не пробиться через эту заставу. За могучими плечами богатырей - леса, холмы, небо. Родина. И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!

    Слайд 31

    В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень-могильник напоминают о прошлых битвах. А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны. Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядись, как рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме. Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной.

    Слайд 32

    Примерный план сочинения

    Кто такие богатыри? Как художник передаёт особенности исторической эпохи, в которую существовали богатыри? Как показывает мощь богатырей? Образ Ильи Муромца: внешний вид, воинское снаряжение, богатырский конь. Образ Добрыни Никитича. Образ Алёши Поповича. Вывод о единстве богатырей, символизирующем непобедимость Святой Руси.






    17 лет посвятил В.М. Васнецов картине «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, знакомился в музеях с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Как художник готовился написать главную картину своей жизни?






    В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - исполнен "благости, великодушия и добродушия". В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье.




    Богатырь справа, самый младший, Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа- парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.




    Третий богатырь - Добрыня Никитич. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.










    Художник изобразил богатыри защитники спокойное, мужественное лицо; зорко всматривается вдаль; пристальный взгляд; молод и красив, смел и отважен, весел; может стрелу ловко и быстро пустить; способен всех песнею развлечь; смотрит с усмешкою, без страха; глаза зоркие, соколиные; силён, ловок; быстр, скор, нетерпелив; ноздри раздувает – врага чует; спокойно ждёт приказа; сильный, мощный щит каменьями украшен удивление гордость восхищение любовь уважение благодарность



    Цели урока:

    1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины

    2. Отрабатывать навык работы в группе

    3. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина

    4. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление

    5. Развивать познавательные умения (составление плана пересказа текста)

    6. Развивать познавательно-информационную комтентность

    7. Развивать художественную культуру

    8. Воспитывать патриотизм

    Оборудование: мультимедийное оборудование, опорные карточки, презентация (Приложение 1), запись симфонии №2 А.П. Бородина (Приложение 3).

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина (слайд №1) :

    Широка ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулась!
    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов!

    II. Эмоциональный настрой

    Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

    (О богатырях)

    Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

    Сейчас я предлагаю поиграть в ассоциации. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей. (Схема вычерчивается учителем на доске.)

    На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. Назовите, пожалуйста, имена богатырей.

    (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

    Какова центральная идея, проходящая через былины?

    (Идея защиты Русской земли)

    Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

    Эти величественные образы в своё время вдохновили В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы попробуем создать словесное описание этого творения. (слайды №2,3)

    III. Рассказ об истории создания картины

    Виктор Михайлович Васнецов - замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.

    Ещё одно распространённое название картины - «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным - «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

    IV. Организация работы в группах

    Для дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:

    • Илья Муромец (1ряд)
    • Добрыня Никитич (2 ряд)
    • Алёша Попович (3 ряд)

    Каждая из групп получает опорные карточки следующего содержания:

    1) Возраст богатыря

    2) Расположение на картине

    3) Выражение лица

    5) Доспехи

    В итоге команде необходимо будет представить описание того богатыря, именем которого она названа.

    V. Работа над содержанием картины

    Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)

    Определите кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич и кто Алеша Попович.

    (Илья Муромец (слайд № 4,5) старший из богатырей, находится в центре.
    У него спокойное мужественное лицо . Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой же свешивается палица, виден колчан со стрелами. Илья зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

    Теперь послушайте, что говорится в былине об Илье Муромце:

    На заставе был богатырь Илья
    Илья Муромец, сын Иванович,
    Из-под славного города из-под Мурома,
    Из того ли села Карачарова,
    И конь под Ильёю лютый зверь,
    Он сам на коне как ясен сокол…

    Теперь обратимся к описанию Добрыни Никитича.

    (Добрыня Никитич (слайд № 6,7) порывист , быстр, скор , благороден . У него светлые волосы, удлиненный нос, полные губы. Богатырь готов нестись в бой в любую минуту . Он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага.
    И конь ему под стать, вот-вот сорвётся с места.
    Одет Добрыня богаче других богатырей.)

    Сейчас обратимся к былинному описанию богатыря:

    “Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”

    Настала очередь самого молодого богатыря – Алёша Попович.

    (Он молод и красив , смел и отважен , весел и лукав , способен развлечь всех песнею , но может и стрелы ловко пустить. Богатырь с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. (слайды № 8,9 ))

    Что же говорит былина о богатыре?

    А и был там Алёша Попович – млад,
    Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
    Что из присна города, из Ростова,
    Сын соборного попа ростовского.

    - А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря. (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)

    VI. Описание природы (слайд №10)

    На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль. А все вместе эти детали заставляют нас почувствовать мощь богатырскую.

    VII. Рефлексия

    Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович своей картиной?

    (Васнецов прославляет защитников России.
    Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.)

    VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд №11)

    1. О художнике, создавшем картину.

    2. Описание богатырей.

    3. Природа на картине.

    4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    5. Что хотел сказать В.М. Васнецов своей картиной?

    IX. Устное описание картины

    По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.

    X. Домашнее задание

    Написать сочинение по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.