Название проекта

Конструирование из строительного материала в средней группе детского сада.

Романова Ирина Александровна.

База апробации

Участники

Дети дошкольного возраста, воспитатель.

Возраст детей

5 год жизни.

Масштаб:

    Время реализации:

    Количество участников:

Основание для разработки. Актуальность

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.) Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей учащихся.

Цель

Сформировать знания и умения детей создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество, знать названия построек

Задачи

1.Продолжать знакомить детей с названиями деталей строительного материала и их свойствами.

2. Учить детей соотносить объект со схемой.

3.Развивать умение конструировать предмет по схеме вид спереди.

Стратегия и механизмы реализации

1 этап. Организационный

Дидактическое и методическое оснащение

Весь набор строительного материала, трафареты, бумага, карандаши, схемы.

2 этап. Реализации проекта

Мероприятия по реализации проекта

НОД, совместная деятельность, наблюдения,

3 этап. Заключительный

Анализ результатов проекта

Ожидаемые результаты

Знание и умение строить постройки из строительного материала.

Информационные источники

Л.В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада

Трансляция проекта

Защита проекта на комплексном экзамене МДК 02.02

Дальнейшее развитие проекта

Содержание проектной деятельности

Месяц

Вид

деятельности взрослого и детей(тема)

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Обогащение предметно-развивающей среды

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями воспитанников

Предпо

лагаемый

результат

1. «Мосты »

1)Продолжать знакомить детей с названиями деталей строительного материала и их свойствами. Воспитывать чувство прекрасного.

2) Учить детей соотносить объект со схемой.

3)Развивать умения замыкать детали конструктора, знакомить с элементами конструктора.

Предварительная рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные мосты (использование компьютера);

Разучивание стихов о профессиях;

Подбор материала;

Анализ схем мостов.

Восп.: дети, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «конструкторское бюро», которое находится в проектном институте. Вы готовы? (ответы детей)

(Дети проходят в «конструкторское бюро», где их встречает конструктор.)

Восп: ребята, мы с вами находимся в «конструкторском бюро». А как вы думаете, кто работает в этом бюро?

Дети: Конструкторы, архитекторы, чертежники.

Восп: правильно, люди, которые конструируют разные сооружения: дома, детские сады, школы, театры, мосты. А что значит конструировать?

Дети: Они чертят таблицы, чертежи, т.е. составляют маленькую модель здания.

Восп: правильно. Значит, для того, чтобы построить что – то нужно сначала составить схему, т.е. спроектировать модель. Восп: ребята, архитекторы, конструкторы проектируют модель дома на бумаге, а кто же строит. Какие строительные профессии вы знаете?

Дети: строители, каменщики, сварщики и др.

Восп: дети, а вы хотите стать конструкторами, строителями? (ответы детей). Сегодня мы будем строить мосты! Но прежде чем начать строить, надо что сделать?

Дети: составить чертеж моста.

Восп: дети, а какие мосты вы знаете?

Дети: пешеходные, железнодорожные, автодорожные, разные по величине, длине, ширине.

Восп: правильно. А для чего нужен автодорожный мост (ответы), а железнодорожный (ответы). Машины и поезда – это какой вид транспорта? (ответы). А какие еще виды транспорта вы знаете? (ответы).

Восп: ну, а теперь мы поиграем и смоделируем мосты из геометрических фигур. Вы можете пофантазировать и построить разные мосты. Итог:

Восп: вижу, с работой вы уже справились. Давайте полюбуемся на наши красивые мосты и обыграем наши постройки.

Иллюстрации ворот, схемы, детали по выбору детей, машинки разного размера, маленькие игрушки.

Позновательное развитие, соц – коммуникативное развитие,

Беседы с детьми

Дети научились строить из строительных материалов красивые ворота.

2. «Трамвай»

1) Воспитывать умение принимать поставленную воспитателем задачу, стремиться к достижению результата, воспитывать самостоятельность.

2) Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

3) Продолжать создавать постройку из строительных деталей по схеме.

Предварительная работа:

Экскурсия к дороге, наблюдение за движением трамвая;

Поездка на трамвае с родителями;

Рассматривание иллюстраций с изображением трамвая;чтение С. Баруздина «Сказка о трамвае»

Воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?(коробка.)Это не простая коробка, хотите узнать почему? (Да).

Восп: Это космический корабль, на котором прилетел мой хороший друг Кубарик. Вы узнаете его? (демонстр. изображ.героя). (Да)

Восп: Ребята, Кубарик прилетел вместе с друзьями. Хотите узнать, что за друзья у Кубарика. (Да).

Восп: Они желтые и красные, синие, зеленые. Все такие дружные, вместе любят собираться и в постройки превращаться. Вы узнали этих друзей?

(кубики).А давайте с ними поиграем. Хотите?

Дид. игра «Узнай на ощупь» - умение различать и называть геометрические формы: пластина, кубик, призма, цилиндр, полу-кубик, кирпич, арка (дети по очереди достают и называют). Кубарик, наши дети хорошо знакомы с твоими друзьями. Как их можно назвать общим словом?

(Строительный материал, конструктор).

Восп.: ребята, как вы думаете, зачем нам Кубарик принес строительные детали? Как можно использовать строительный материал?

(чтобы строить).

Восп.: Все также думают или у кого-то есть свои предложения? Здорово! Молодцы!

Восп.: Ребята, Кубарик любит путешествие, раз он к нам прилетел в гости, давайте отправимся в путешествие по нашему прекрасному городу.

Договорились!(Да).

Восп. (обращается к Кубарику) : А ты Кубарик желаешь путешествовать по городу… Ой, забыла как называется наш город. Помогите мне ребята.(Пермь).Кубарик тоже мечтает совершить путешествие по городу Пермь. Но вот беда на их космическом корабле нельзя летать по городу это опасно. На чем можно передвигаться по городу?

(Транспорте. Машине. Автобусе. Трамвае. Маршрутном такси).Ребята, давайте все вместе отправимся в путешествие с Кубариком…. Тогда нам надо выбрать такой вид транспорта, в котором может поместиться много человек - он должен быть какой …. (Длинный).

Восп.:и в котором, можно ехать не спеша, любоваться нашим замечательным городом. Как вы думаете, что же нам выбрать?

(Трамвай).Чтобы построить трамвай, на котором можно поехать, нужно вспомнить каких частей он состоит.

Восп: Кто знает с помощью чего, трамвай передвигается по рельсам?Обратите внимание ребята, салон у трамвая длинный. Какие друзья Кубарика, строительные детали могут нам помочь построить?

Что сначала надо построить, на чем будет держаться салон?(Дно. Площадка)Что есть в салоне трамвая? Кто догадался?(Окна и двери).Да столько много частей у трамвая, как же это запомнить, ничего не забыть и правильно построить? Ребята, есть какие то предложения? ( Рисунок)Вот спасибо помощники, они предлагают воспользоваться схемой трамвая для строительства. Здоров! Возьмем схему-помощницу? Дети строят трамвай самостоятельно по схемам.

Итог:

Восп: вижу, с работой вы уже справились. Давайте полюбуемся нашими трамвайчиками. Опрос детей кто как строил и какие цвета использовали, какие геом.фигуры потребовались.

Коробка - космический корабль, изображение

Кубарик, иллюстрация трамвая, фотографии города, соответствующие детали,схема поэтапного построения,

Социально – коммуникативное,позновательное,

Дети научились строить из строительных материалов трамвай.

3. «Автобус»

1)Формировать умение доводить начатое дело до конца; аккуратность.

2)Обучать детей конструировать автобус по схеме.

3)Развивать мелкую моторику рук, цвет.

Муз. игра «Автобус».

Ребятки, а давайте построим для наших куколок автобусы и поедем путешествовать!

Что нам для этого необходимо? Какие цвета будем использовать? (Предлагаются схемы в цвете).

Итог:

Восп: вижу, с работой вы уже справились. Давайте полюбуемся на наши автобусы, опрос детей кто как строил автобус, какого они цвета.

Детали по выбору детей, мелкие игрушки, куклы, схемы автобусов.

Худ. – этетическое,

познание, социально – коммуникативное,

Дети научились строить из строительных материалов автобус по схемам.

4. «Мебель для трех медведей»

1)Воспитывать чувство взаимопомощи, умение выслушивать сверстников, ответственное отношение к результату выполненной работы.

2)Развивать логическое мышление, память, внимание, конструктивные навыки.

3)Учить детей использованию свойств строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций, передающих обстановку в доме трёх медведей (кровати, стулья разных размеров).

Предварительная работа:

Чтение сказки «Три медведя», з акрепление понятия величина в дидактических играх; рассматривание

игрушечной мебели.

Восп: ребята, подойдите ко мне. Скажите, вы любите сказки?(Да).

Восп: ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула, и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

( Три медведя). Правильно, ребята, и мы отправляемся в сказку «Три медведя».

Скажем волшебные слова:

Крутись – вертись,

Дети в сказке – очутись!

Восп: вот мы и в сказке. (Просмотр отрывка из презентации сказки «Три медведя»)

Вопросы:

1. Чем отличаются медведи друг от друга?

2. Какие комнаты были в домике трёх медведей?

3. Что сделала Маша, когда попала в домик трёх медведей?

4. Как вы думаете, медведям понравится, то, что они увидят, когда вернутся домой?

5. Как мы можем помочь Маше, чтобы медведи на неё не рассердились? (построить новую мебель и навести порядок)

6. А из чего мы можем построить мебель? (Из деревянного конструктора)

Восп: прежде, чем приступить к работе немного отдохнём. Физ. минутка.

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой,

Мама с ним, поменьше ростом,

А сынишка, просто крошка.

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил.

Динь – Динь – Динь!

Восп: чтобы нам легче было договориться, кто какую мебель будет строить, я приготовила круги разного цвета и размера. Пусть желтые круги будут обозначать стулья, а коричневые – кровати. Я подойду к вам, а вы возьмёте круг, какой захотите.

Восп: а сейчас, ребята, мы подойдём к столам и посмотрим, где мы будем строить мебель для столовой, а где для спальной.

Ответы детей.

Восп: как вы догадались?

( В столовой – стол, а в спальной – одеяла.)

Восп: расскажите составные части стула (спинка, сиденье, ножки)

Восп: расскажите составные части кровати(две боковые спинки, место для матраца)

Восп: а сейчас разделимся и найдём место, где мы будем строить каждый предмет мебели. Возьмите себе стулья и присаживайтесь за столы.

Выполнение работы: постройка мебели в комнатах трёх медведей.

Воспитатель наблюдает, советует.

Итог:

Восп: вижу, с работой вы уже справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво стало в доме у трёх медведей.

опрос детей кто что строил.

Пластины, кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и полукубы разной величины.

Позновательное развитие, соц- коммуникативное развитие,физическое развитие.

Дети научились строить из строительных материалов мебель и обыгрывать постройки.

Проектная деятельность с детьми старшей группы по теме «Юные конструкторы»

Автор: Петрова Ольга Васильевна воспитатель высшей категории Самарской обл. г.Тольятти АНОДО «Планета детства «Лада» детского сада №171 «Крепыш».

Тип проекта: Творческий, краткосрочный (март месяц).

Назначение: Данный проект по конструированию может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений, учителям дополнительного образования, родителям детей дошкольного возраста.

Цель: Развивать самостоятельную творческую деятельность посредством использования разных видов конструкторов.

Задачи:
Развивать умение видеть конструкцию и анализировать ее основные части, их функциональные назначения, определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразно скомбинировать.
Развивать умение планировать процесс возведения постройки, преобразовывать готовую конструкцию через изменения или дополнения определенных элементов.
Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться с помощью жестов, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: в конкурсе на лучшую совместную постройку «Строить из конструктора вместе веселей», в мастер-классе).

Актуальность: Ребенок - прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Необходимый материал: Конструктор с разнообразными способами крепления, например: «Лего- дупло», «Репейник», «Сотовый», «Магнетикс», «Зиг-заг», «Кубус».

Формы организации детского конструирования: (Л. А. Парамонова)
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам
4. Конструирование по теме
5. Конструирование по условиям
6. Каркасное конструирование
7. Конструирование по замыслу.

Ожидаемые результаты:
1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

Продукты реализации проекта:
Разработка конспектов занятий «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Животные», «Зоопарк», «Роботы», «Военная техника», «Мосты», «Вот что я умею».
Подбор и оформление дидактических игр и художественных произведений по теме проекта.


I Этап подготовительный:

Пополнение конструктивного уголка конструктором с разными способами крепления.
Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.
Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы.

Чтение художественной литературы:
Стихи: К.Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т.Шатских «Про конструктор», В.Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
Сказки: «Три поросенка», Н.Носов «Приключения Незнайки»
Рассказы: Н.Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».
Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют».

II Этап основной:

Дидактические игры:
«Найди такую же деталь»;
«Запомни расположение»;
«Что изменилось?»;
«Выложи вторую половину»;
«Чья команда быстрее построит».

Совместная деятельность: Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Животные», «Зоопарк», «Роботы», «Военная техника», «Мосты», «Вот что я умею».
Участие в конкурсе «Экология. Будущее города!»

III Этап заключительный:

Выставка детских поделок.
Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

Используемая литература:
1. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа».
2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego».
3. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду».

МБДОУ детский сад № 63 «Ёлочка» комбинированного вида

Инновационный проект по конструированию

Тема: «Конструирование из бумаги»

(старший дошкольный возраст)

Зам. Зав. По ВМР

Инновационный проект по конструированию из бумаги в подготовительной группе

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной форме. Необходимость создания данного проекта бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.

Цель инновационного проекта : создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.

Задачи программы :

Образовательные:

1. Развивать мотивацию к конструированию из бумаги;

· обучать конкретным приёмам художественного творчества;

· знакомить с различными техниками работы с бумагой;

Развивающие:

1. Формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

2. Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;

Построение проекта .

Проект состоит из трех циклов:

1. Квиллинг

2. Оригами

3. Бумагопластика

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному

2. Системность работ

3. Доступность

4. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения .

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Ожидаемый результат

1. Развитие конструктивных, познавательных и творческих способностей.

2. Развитие мелкой моторики, таким образом, подготовка руки к письму.

3. Умение детьми анализировать работу.

4. Развитие поисковой деятельности дошкольников.

5. Формирование положительного отношения к труду.

Формы подведения итогов реализации данного проекта :

· выставки;

· участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

Квиллинг

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

Задачи обучения квиллингу

1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга

2. Обучать различным приемам работы с бумагой

3. Формировать умения следовать устным инструкциям.

4. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

5. Развивать внимание, память, воображение.

6. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

7. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

8. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

9. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

10. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Тема занятия

Кол-во часов

Программные задачи

Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы

Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус.

«Ветка рябины».

Ягоды (форма «плотная спираль»)

Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость

«Ветка рябины».

Листья (форма «глаз»)

Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы.

«Пчелы на сотах» Коллективная работа

Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе , сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций.

«Бабочка»

(форма «капля», «лист»)

Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек.

«Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля»)

Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам

«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу-

Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой.

«Аквариум с рыбками»

Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг».

Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».

«Открытка к празднику» Практическая работа

Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус.

Оригами

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

Задачи обучения оригами:

1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

4. Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.

5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

6. Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Тема занятия

Кол-во часов

Программные задачи

Беседа «История о любопытном уголке»

Познакомить детей с техникой оригами, научить выполнять базовую форму «треугольник», Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

Кукла-наперсток. «Мишка»

Научить складывать мордочку медведя на основе формы «треугольник». Развивать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к фольклору.

Кукла-наперсток

Продолжать работу по преобразованию базовой формы «треугольник» и получению нового результата. Познакомить детей с приемом «раскрыть карманы». Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей.

Кукла-наперсток «Заяц»

Закреплять умение самостоятельно складывать фигуру по словесной инструкции воспитателя. Развивать пространственное воображение, художественный вкус. Воспитывать интерес к театрализации.

Кукла-наперсток «Лиса»

Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим.

«Золотая рыбка»

Научить детей приему «складка», совершенствовать умение складывать внутрь, действовать по словесной инструкции воспитателя. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Воспитывать желание трудиться; интерес к художественному слову.

«Корона для короля»

Совершенствовать умение детей самостоятельно складывать несложную поделку по схеме. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать стремление выполнить работу до конца.

«Снегурочка»

Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к праздникам и традициям.

«Дед мороз».

Практическая работа

Закреплять умение складывать фигуру, следуя устной инструкции воспитателя. Развивать умение дополнять изделие необходимыми элементами. Воспитывать культуру поведения.

Бумагопластика

Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

Задачи обучения бумагопластике:

1. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами.

2. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного.

3. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.

4. Воспитывать умение наблюдать, формировать чувство сопереживания, желание трудиться.

Тема занятия

Кол-во часов

Программное задачи

«Нарцисс»

Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов.

«Роза с гофрированными листьями»

Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность.

«Собачка»

Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги.

«Домик для Буратино»

Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову.

«Колокольчик»

Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке.

«Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы)

Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях.

Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре.

«Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы)

Формировать у детей умение объективно оценивать свою работу, дополнять работу деталями. Развивать творческие способности, художественный вкус. Воспитывать интерес к истории.

Практическая работа. «Подарок другу»

Совершенствовать навыки работы с бумагой и картоном. Закреплять умение аккуратно обводить детали по шаблону, вырезать их и самостоятельно собирать в готовое изделие. Развивать пространственное мышление. Воспитывать желание сделать свою работу аккуратной.

Заключительное занятие

Закреплять умение детей работать по схеме, по замыслу;

продолжать учить проявлять творчество в создании художественного образа;

поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач;

стимулировать эстетические оценки и суждения

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

по итогам инновационного проекта «Конструирование из бумаги»

Задание 1

Тема «Инструменты»

Отгадай загадки

1. Два кольца 2. Над бумажным над листом

Два конца, Машет палочка хвостом.

а посередине – гвоздик. И не просто машет –

Бумагу клеем мажет.

3. Я люблю прямоту, 4. Инструмент бывалый,

И сама я прямая. Не большой, не малый.

Сделать ровную черту У него полно забот –

Всем я помогаю. Он и режет, и стрижет.

5.Черный Ивашка –

Деревянная рубашка.

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

Задание 2

Тема «Техника безопасности»

При работе с клеем следует: ответить «Да» или «Нет»:

1) застилать стол перед работой с клеем;

2) оставлять клей открытым после окончания работы;

3) мыть руки с мылом после работы с клеем;

4) беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;

5) тереть глаза во время работы с клеем.

При работе с ножницами следует: Ответить «ДА» или «НЕТ»:

1) оставлять ножницы на столе после окончания работы;

2) размахивать руками, держа в них ножницы;

3) передавать ножницы ручками вперед;

4) держать ножницы за режущую поверхность.

Задание 3

Тема «Свойства бумаги»

Перед ребенком размещается набор бумаги и картона разной фактуры. Педагог предлагает объяснить какую бумагу и как можно использовать при изготовлении поделок. Почему?

Задание 4

Тема «Композиция»

Ребенку предлагается набор геометрических фигур разного размера. Необходимо разместить их на стандартном листе, предложив возможные варианты декоративного оформления.

Задание 5 (практическое)

Тема «Подарок другу»

Ребенку предлагается самостоятельно выбрать материалы для поделки, технику выполнения и сюжет. Необходимо выполнить самостоятельно декоративную поделку.

Оборудование: набор картона, набор цветной бумаги, клей, ножницы, мягкая проволока, двухсторонний скотч, шаблоны, цветные карандаши.

При проверке теоретических знаний оценка проводится по трём уровням: Высокий уровень усвоения - 80% -100% правильно выполненных заданий; Средний уровень -60% - 80% (включительно) правильно выполненных заданий; Минимальный уровень - 20% - 60% (включительно) правильно выполненных заданий.

Оценка умений:

В течение года проводится три самостоятельных практических работ.

Критерии оценки практических работ:

1. Организация рабочего места;

2. Качество выполнения отдельных элементов;

3. Качество и аккуратность готовой работы;

4. Самостоятельность выполнения работы;

5. Креативность.

Оценка практического задания проводится также по 3 уровням: «Высокий» -баллов; «Средний» баллов; «Низкий» - 8 и менее баллов.

Критерии качества выполнения практической работы.

1. Качество выполнения отдельных элементов

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу.

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца.

Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу.

2.Качество готовой работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу.

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены.

3. Организация рабочего места

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места

Готовит рабочее место при помощи педагога

Способен самостоятельно готовить свое рабочее место

4. Трудоемкость, самостоятельность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца.

Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия.

Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения.

5. Креативность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет.

Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое.

Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка.

ОЛьга Сердюк
Долгосрочный проект по конструированию, моделированию и робототехнике

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 484 «Росинка»

г. Новосибирска

Составила : воспитатель Сердюк О. С.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Конструирование , »

ПО познавательно-исследовательскому разностороннему развитию воспитанников

ГРУППЫ «РАДУГА»

1. Аннотация к проекту

1.2 Цели и задачи.

1.3 Методическое обеспечение

1.5 Технические средства обучения

2. Три этапа освоения детьми робототехнической деятельности и ожидаемые результаты.

2.5 Ожидаемые результаты

3. Примерное тематическое планирование для первого этапа освоения робототехнической деятельности

3.1 Группа 2-я младшая

3.2 Группа средняя

4. Диагностика. Критерии оценки

5. Итоги образовательного процесса

6. Литература и Интернет-ресурсы

«Ребенок – прирожденный конструктор ,

изобретатель и исследователь.

Эти заложенные природой задатки особенно

быстро реализуются и совершенствуются

в коструировании.» Л. В. Куцакова.

1. Аннотация к проекту

Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.

Проект рассчитан для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста и направлен на использование средств конструкторов Легороботов для достижения целого комплекса образовательных целей :

Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели .

Установление причинно-следственных связей.

Анализ результатов и поиск новых решений.

Коллективная выработка идей.

Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

Развитие логического мышления,

Умения программировать заданное поведение модели .

Работа с этими конструкторами дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором .

Познавательно – исследовательское

Занятия LEGO конструированием , программированием, исследованиями,

а также общение в процессе работы способствуют разностороннему

развитию воспитанников.

Интегрирование различных образовательных

областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду » открывает

возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения

новыми навыками и расширения круга интересов.

1.2 Цель и задачи ПРОЕКТА «Конструирование , моделирование и робототехника »:

Цели. Моделирование логических отношений и объектов реального мира для всех возрастных групп дошкольного возраста

1. Познавательная задача : развитие познавательного интереса детей

дошкольного возраста к робототехнике .

2. Образовательная задача : формирование умений и навыков

конструирования , приобретения первого опыта при решении

конструкторских задач , знакомство с новыми видами конструкторов LEGO

We DO, ROBOLAB. LEGO DUPLO, LEGO DACTA

3. Развивающая задача : развитие творческой активности, самостоятельности

в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие

внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического,

комбинаторного, творческого).

4. Воспитывающая задача : воспитание ответственности, высокой культуры,

дисциплины, коммуникативных способностей.

1.3 Методическое обеспечение ПРОЕКТА

Ведущий воспитатель должен пройти курсы повышения квалификации «Конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении»,

Приемы :

Словесные :

Рассказ;

Инструктаж.

Наглядные :

Групповые выставки,

Работа по инструкции.

Практические :

Спектакли игрушек Лего;

Создание действующих моделей ;

Демонстрация умения работать с схемами и различными видами конструктора ЛЕГО .

Изменение модели путём модификации её конструкции .

Моделирование и анализ заданных ситуаций. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений

Методы стимулирования и мотивации деятельности :

Игровые эмоциональные ситуации,

Похвала, поощрение

Формы организации :

Занятие по подгруппам;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

1.4 Материально-технические условия внедрения ЛЕГО конструирования и робототехники в ДОУ .

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом

направляемым, а не спонтанным.

Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.

Для эффективной организации занятий по Лего конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора - в коробке или россыпью.

Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола.

Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, ребенок должен

Пощупать, потрогать элементы,

попробовать варианты их скрепления,

Привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков,

Просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы , которые спроектированы таким образом , чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей

промышленности.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой.

Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир.

Роль педагога состоит в том, чтобы в соответствующей образовательной среде побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.

1.5 Технические средства обучения :

ЛЕГО DUPLO для младшей группы и LEGO DACTA для средней группы

Одним из первых конструкторов , с помощью которых можно создавать программируемые модели , является комплект LEGO We Do- конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота .

Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO We Do, также изучение основ программирования в среде LEGO We Do.

Для организации потребуется :

Конструктор ПервоРобот LEGO We Do - 6 шт .

Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo , которое включает в себя :

158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и

датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной» .

USB LEGO- коммутатор. Через этот коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения We Do™. Через два разъёма коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером.

Программное обеспечение LEGO® We Do автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.

Программа может работать с тремя USB LEGO-коммутаторами одновременно.

Мотор можно запрограммировать по направлению вращения мотора (по часовой стрелке или против) и его мощность. Питание на мотор (5В) подаётся через USB порт компьютера.

К мотору можно подсоединять оси или другие LEGO-элементы.

Датчик наклона

Датчик наклона сообщает о направлении наклона. Он различает шесть положений : «Носом

вверх», «Носом вниз» , «На левый бок» , «На правый бок» , «Нет наклона» и «Любой наклон» .

Датчик расстояния

Датчик расстояния обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см.

Программное обеспечение ПервоРобот LEGO® We Do™ (LEGO Education We Do Software)

Программное обеспечение конструктора We Do™ предназначено для создания программ путём

перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы.

Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие блоки.

Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем.

Программное обеспечение автоматически обнаруживает

каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора, комплект содержит 12 заданий.

Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.

Интерактивная доска

Ноутбук

Проектор

Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе» .

Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения : сначала обдумывание, а затем создание моделей .

В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование » приведены подробные пошаговые инструкции.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

Для подготовки к занятиям с комплектом заданий используется следующий протокол :

Установка на каждый компьютер или сетевой сервер программное обеспечение

2000095 LEGO® Education WeDo™.15

Установка на каждый компьютер или сетевой сервер комплект заданий 2009580 LEGO

Education We Do Activity Pack.

Конструктор 9580 We Do Construction Set. с элементами в контейнере.

Организованное для каждой группы рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей . Стол, придвинутый одним торцом к розетке, к которой подключается компьютер, место для контейнера с деталями и «сборочной площадки» .

То есть, перед каждым компьютером свободное пространство размерами примерно 60 см х 40 см.

Измерительные инструменты : линейки или рулетки, секундомер, бумага для таблицы данных.

Нумерованные наборы We Do Construction Set, которые закрепляют за каждой командой конкретный набор.

Отдельный шкаф, большой контейнер для хранения наборов, позволяющий хранить незавершённые модели , также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам .

Место, для размещения дополнительного материала : книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме.

Разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполняемых проектов

2. Три этапа освоения детьми робототехнической деятельности и ожидаемые результаты

Освоение детьми робототехнической деятельности обычно делят на три этапа. Первый и второй этапы подготовительные. И уже на этих этапах можно увидеть будущих конструкторов и инженеров , которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей, помогать им реализовать свой потенциал и талант.

На данном этапе различные виды конструирования включены в регламент образовательной работы детского сада. Реализуется в рамках образовательных областей по ФГОС.

Наряду с традиционным деревянным конструктором , дети выполняют постройки из пластмассового конструктора , а также с увлечением занимаются конструированием из бумаги по типу оригами. В совместной с педагогом деятельности малыши осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику. Идет интеграции конструирования с занимательной сенсорикой,

В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов . В этом возрасте преимущественная форма работы - это конструирование по замыслу . Воспитатель создает предметно – развивающую среду в группе, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом, придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре .

2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада

«Конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий»

В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике . Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей , но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.

Третий этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада

«Конструирование с использованием робототехники »

На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Занятия конструированием , программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей

программе «Робототехника в детском саду » открывает возможности для

реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов

Освоение навыков робото– конструирования третьего этапа происходит в 4 стадии

Знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

Сборка простых конструкций по образцу .

Знакомство детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.

Создание и программирование моделей с более сложным поведением.

Юные конструкторы исследуют , какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции : они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуют в них свои модели .

Работа в проектной деятельности учит детей планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.

Например : дети и педагоги создают проекты : «В мире животных» ,

«Мы идём в зоопарк» , «В мире сказок и приключений» ,

«Мы строим Космодром» , «Летим к звёздам» , «Станция на орбите» , «Транспорт» , «Великие открытия» , «Растительный мир и животный» , «Чудесный парк» .

2.5 Ожидаемые результаты

Формирование устойчивого интереса к робототехнике и

образовательным областям общеобразовательной программы

детского сада

Формирование умения работать по предложенным инструкциям;

Формирование умения творчески подходить к решению задачи;

Формирование умения довести решение задачи до готовности

модели ;

Формирование умения излагать мысли в четкой логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать

ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем

логических рассуждений.

Формирование умения работать над проектом в команде ,

Эффективно распределять обязанности.