1. Татьяна Яблонская – мастер жанровой живописи.
  2. Картина «Утро»:
    1. хозяйка комнаты;
    2. передний план (стол, кровать);
    3. задний план (стены, окно, балкон, стул, одежда).
  3. Мое отношение к картине.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в творческой семье: её отец и сестра были художниками, брат – архитектором. Интересно, что оба её мужа, три дочери и внучка также были художниками, и каждый преуспел в разных направлениях изобразительного искусства. Татьяна Ниловна – советская и украинская художница, заслуженный деятель искусств. За свою жизнь она участвовала в более тридцати персональных выставках, в том числе зарубежных, и имела большой успех.

На своих картинах Яблонская изображала сцены повседневной жизни, портреты обыкновенных советских людей, их труд. Она очень любила рисовать детей, на портретах часто представляла своих дочерей и внучку. Поэтому не удивительно, что на одной из самых известных и любимых всеми с детства картин «Утро» изображена старшая дочка Яблонской – тринадцатилетняя Елена – будущая художница Елена Сергеевна Бейсембинова.

Картина «Утро» написана в далеком 1954 году в Киеве. Сюжет картины очень жизнерадостный. Он живо передает атмосферу теплого майского южного утра. Светлая комната залита солнечным светом, который врывается сквозь огромное окно и настежь распахнутые двери балкона. Веет свежестью, но уже чувствуется приближение лета. Хозяйка комнаты – юная, стройная, устремленная ввысь девочка. Перед тем как отправиться на последние школьные занятия, она делает утреннюю гимнастику.

Героиня картины стоит босиком на паркетном полу, согретом солнечными лучами. На ней простая белая майка и спортивные черные шорты. Длинные русые волосы, заплетенные в две тугие косички, немного растрепались после сна. Девочка стоит в грациозной позе: левую ногу она поставила прямо, а правую отвела в сторону и чуть-чуть назад, красиво вытянув носок. Обе её руки плавно подняты вверх и в стороны.

Она стоит к зрителям боком, поэтому нам хорошо виден её профиль: высокий открытый лоб, прямой аккуратный носик, слегка приоткрытый рот. Взгляд девочки устремлен в сторону окна. Выражение лица несколько напряженное, словно она чего-то ждет или к чему-то прислушивается. Её пластичная поза устремлена вперед и вверх. Глядя на неё, создается ощущение, что она сейчас взлетит или начнет танцевать под ритмичную музыку, раздающуюся из радиоприемника.

Комната, в которой живет школьница, зрителю представлена только частично. Но, несмотря на это, кажется, что помещение довольно просторное, очень светлое и чистое. В нем легко дышится. В комнате высокие потолки, большое светлое арочное окно с широким подоконником, а рядом, через небольшой простенок, располагаются высокие двойные двустворчатые стеклянные двери, повторяющие форму окна. Они ведут на широкий балкон с высоким металлическим ограждением. На окне и на балконе нет штор. Это создает дополнительное ощущение легкости, свежести и чистоты. Ничто не мешает солнечному свету литься в комнату.

Обстановка в комнате довольно простая. Слева, на переднем плане, мы видим довольно массивную простую деревянную кровать. Девочка ещё не успела её убрать: выпорхнув из постели, она только небрежно набросила поверх подушки одеяло. Справа стоит большой круглый стол, покрытый льняной желто-голубой скатертью с кистями. На нем в центре стоят белый кувшин, расписанный по-детски незамысловатым орнаментом в виде скачущего оленя и ёлочек, маленькая бело-голубая чашечка и плоская тарелка салфеткой, на которой лежит кусок белого хлеба – это, видимо, скромный завтрак героини сюжета.

Паркетный пол в комнате, как это обычно делали в старых домах, выложен «в ёлочку». Стены в помещении покрашены в однотонный светлый желтый цвет. От них отражается солнечный свет, поэтому создается ощущение тепла. В простенке между окном и балконом висит круглая декоративная тарелка в народном стиле, напоминающем технику гжель: две синих птицы в окружении цветов. Это единственное украшение в интерьере.

Чуть выше располагается небольшая полочка, на которой стоит цветочный горшок, выполненный в той же технике, что и тарелка. В нем растет сильно вьющееся лиановидное растение, напоминающее березку. Её листва, вместо штор, уютно обвила балконную дверь и часть окна. Насыщенный зеленый цвет – цвет весны и юности – усиливает ощущение молодости, силы и энергии, веющей от картины.

У балконной двери стоит деревянный светло-коричневый стул на тонких круглых ножках. На нем лежит аккуратно свернутая форма школьницы, а через слегка изогнутую спинку стула перекинут алый галстук – символ детской пионерской организации. Думается, что героиня картины не только спортивная и опрятная девочка, но и прилежная ученица, активистка класса.

В цветовой гамме интерьера преобладают теплые желтые и светло-коричневые тона (пол, стены, стул, кровать) с вкраплением освежающего сине-голубого цвета (скатерть на столе, чашка, декоративная тарелка, цветочный горшок). Всё это говорит о том, что комната, несмотря на всю простоту обстановки, оформлена с художественным вкусом.
Мне знакома эта картина очень давно, ещё с тех времен, когда я ещё дошкольницей листала старые учебники моей бабушки.

Она мне сразу понравилась и запомнилась. Автор картины сумела живо и точно запечатлеть очень жизнеутверждающий сюжет, от которого веет одновременно утренней свежестью и теплом. Глядя на эту картину словно подзаряжаешься энергией и радостным настроением.

Кон­курс­ное со­чи­не­ние ученика 6 класса Андрея Бочарова (г. Воронеж).

Описание картины Т. Н. Яблонской «Утро»

Передо мною картина Т.Н Яблонской " Утро". На ней изображена девочка и ее комната ранним солнечным утром. Первое, что бросается в глаза, комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они, проникают через открытый балкон и окно, освещая и девочку и все, что находится в комнате. Комната большая, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью.

На переднем плане картины виден круглый стол, покрытый сине-желтой полосатой скатертью с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом хлеб в тарелке и масло. Наверное, это готовый завтрак. На левый край стола падает яркий солнечный луч.

В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточена, красиво держит спину.

На картине слева, позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета. На ней теплое одеяло с пододеяльником, подушка с наволочкой и простыня. Они смяты. Девочка только что проснулась и еще не успела прибрать кровать.

На заднем плане картины, у балконной двери, стоит стул со спинкой. На спинке стула висит красный пионерский галстук. Девочка — пионерка. На стуле лежит школьная форма. После завтрака девочка идет в школу.

Далее, на заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике окна стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери, застеклена. Она, как и окно, имеет овальную красивую форму. Это напоминает окна в старинных зданиях.

За балконом, в легкой туманной дымке виднеются высокие здания. Это город. Звуки, запахи и ритмы утреннего города заполняют комнату. Зеленые растения на балконе показывают, что зимы нет. Скорее всего, это — весна.

Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня — значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны. Эта девочка, после рассмотрения картины, стала мне как близкий друг.

Бочаров Андрей , 12 лет

Описание картины «Утро» Т. Яблонской

Картина Т. Яблонской «Утро» - это не только представшая перед глазами зрителя непринужденность и легкость домашней обстановки и стройная фигура девочки, а и потрясающая история любви.

На полотне, написанном в 1954 году, художница изобразила старшую дочь Лену. Жили они тогда с первым мужем на пересечении Красноармейской и Саксаганского в Киеве. Это сейчас там находится антикварный магазинчик, а тогда царила атмосфера творчества и уюта (первый муж Яблонской, Сергей Отрощенко тоже был художником). Они воспитывали девочку Лену, а простой мальчишка из Казахстана, мечтавший рисовать, однажды увидел репродукцию «Утра» в журнале «Крестьянка».

Она привлекла его своим светом, удивительной девочкой и спокойствием. Мальчик вырос, пошел в художественную школу, а потом поступил в Московский художественный институт. Леночка тоже стала студенткой факультета прикладных искусств того же вуза с легкой руки мамы. Случайно встретившись на лекциях, молодые люди познакомились, полюбили друг друга и сейчас нянчат четырех внуков.

Но та самая картина «Утро» спустя почти полвека все также привлекает своих зрителей. Худенькая десятилетняя девчушка напоминает балерину или ласточку, собравшуюся взмыть вверх. Кажется, что вот-вот заиграет мелодичная размеренная музыка и мы увидим представление юной гимнастки.

Все залито весенним майским светом. Это конец учебного года, и солнышко уже посылает свои утренние лучи на пол. Висящий на спинке стула пионерский галстук переносит зрителя в далекую эпоху их молодости и вызывает воспоминания о счастливом детстве. Причудливые изгибы стула из венского дерева манят к себе солнечных зайчиков.

Комната, хоть и взбодрилась первыми яркими бликами, все еще хранит утреннюю прохладу. За маленькой стеклянной дверью, ведущей на балкон, еще видно укутанный туманом город. Леночка еще не убрала постель, но уже видно, как она радуется новому дню. Ее чувства переносятся и на зелено-малахитовый плющ, и на зрителей, смотрящих на картину.

Девочку окружает такая привычная обстановка – кристально-белая постель, стол с синей скатертью, панно с удивительными птицами. На столе ее ждет завтрак – кувшин с молоком, хлеб и масло. Горшок с цветами над балконом, чей цвет листьев создает гармонию с желтыми стенами, интересные арочные окна, собранные со вчерашнего дня вещи, среди которых тот самый пресловутый пионерский галстук.

Яблонская не пропагандирует коммунистические идеи, как считают многие, она просто отдает дань своему времени. Тогда люди жили в позитивном и чистом мире, пахнущем ранней сиренью и «Красной Москвой», пионерскими кострами и майскими ветерками. Мужчины стремились быть сильными, женщины – растить веселых и счастливых детей. Этот СССР – античные арочки окон, монументальные композиции на тему колхозного труда. Тут девушки хранили невинность, а юноши – овладевали знаниями. Время Яблонской – это время созидания с некоторыми вполне преодолеваемыми трудностями. Это был Мир, в котором было место и рабочему классу, и творческой интеллигенции.

Люди искусства, живущие в квартире вместе с проснувшейся девочкой украсили стену керамической тарелочкой с причудливым узором, повторяющим линии на кувшине. Растения говорят о стремлении родителей привить ребенку заботу обо всем живом.

А естественная непринужденность школьницы в домашней обстановке наполняет сердце каждого спокойствием и заставляет верить в гармонию. Движение девочки обычны и просты, но удивительно благородны и изысканны – совсем в духе благородных викторианских леди. Многие проникаются к ней искренней симпатией, ведь в этой маленькой фигурке заключена невероятная деятельность и бодрость. Лена слегка прищурила глаза, чтобы спрятаться от шустрых солнечных лучшей, бегающих по паркету и стенам. Свет, между тем, делает свое дело: он медленно, но уверенно падает на предметы, открывая миру новую их сторону. Девочка очень наблюдательна и радуется новому дню, который принесет ей потрясающие открытия и возможности.

Просторная комната, что интересно, не перегружена мебелью. Здесь только то, что нужно: стол, стул и кровать. Кстати, последняя как нельзя лучше отражает заработок художника в советские времена. Многие, наверное, помнят ужасные «панцирные сетки», но родители очень любят своего ребенка и заботятся о его комфорте. Несмотря на май, виднеется теплое одеяло, а значит, что ночи не просто свежие, а довольно прохладные.

Поражает аккуратность девчушки в черных трусиках и белой маечке. Несмотря на неубранную постель, она сложила школьную форму на стуле, повесила свой алый галстук и даже заплела косички.

Красивый паркетный пол – отголоски прошлого времени. Скорее всего, эта квартира находится на втором этаже одного и старинных киевских домиков. Элегантные линии арочных окон, стеклянные двери балкона – все это укутано воспоминаниями об ушедшем давно беззаботном детстве.

И только свежее утро остается низменным. Оно, спустя 50 лет, будет проскальзывать в комнату через балконы, оставляя свой непередаваемый аромат. Только глядя на эту картину, мы будет видеть невесомую стройную девчушку, которая может улететь вместе с майским ветерком или потанцевать удивительный танец. Щебет ласточек за окном тоже будет слышен спустя года, а птицы, нарисованные на керамической тарелке, оживут, исполнят радостную песню и унесутся в мир майского утра.

Неспроста Т. Яблонская для своей работы выбирала самую светлую палитру. Только так она могла передать всю безоблачную, теплую и солнечную атмосферу нового весеннего дня. Солнечные блики, мебель, даже воздух написан яркими желтыми, теплыми коричневыми, бледно-кремовыми и светло-зелеными тонами.

Удивляет не только мастерство художницы, ее умение чувствовать свет, а и талант создавать правильную композицию, учитывать все мелкие детали, создавать праздничное настроение в обыденной суете и способность видеть прекрасное в обыденном.

Картина «Утро» является настоящим гимном юности, предвкушением светлого и радостного момента. И, на фоне несколько странных «Мать и дитя», «Юности» или «Лета» она имеет то же самое светлое и умиротворяющее значение, как и предсмертные «Колокольчики».

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней художница изобразила утро девочки. Комната наполнена ярким солнечным светом. Лучи утреннего солнца освещают юную героиню картины, и все, что окружает ее в этой комнате.
На переднем плане изображен круглый стол, а на нем готов завтрак: хлеб в тарелке, масло, кувшин с молоком.
В центре картины мы видим девочку, делающую зарядку, а потом она пойдет в школу, потому что на заднем плане картины стоит стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук. Позади девочки еще незаправленная после сна постель, с пуховым одеялом и подушкой.
На бледно-желтой стене висит декоративная тарелка с росписью гжель-птицы. Между окнами старинного типа висит кашпо. Веточки и листочки цветов переплелись и образуют красивую зеленую арку.
Двери на балкон открыты. И с улицы комната наполняется звуками, красками и настроением утреннего города.
Картина светлая, радостная. Мне она понравилась. От того, как начнется твое утро, так и пройдет весь день. Глядя на картину «Утро» у девочки будет все хорошо.

Гуляс Карина, 6 класс

От администрации сайта

Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним. Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей. Почитайте, подумайте и напишите

Рассмотрим сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». Познакомимся с произведением известной Детально рассмотрим картину, почувствуем настроение автора, соприкоснемся с миром прекрасного.

Краткая биография художницы

В 1917 году в городе Смоленске родилась Татьяна Ниловна Яблонская. Через одиннадцать лет семья переехала в Одессу, а затем в Луганск. После окончания семилетней школы Татьяна Ниловна поступает в Киевский художественный техникум. Техникум в 1935 году ликвидируют. После этого Яблонская становится студенткой уже Киевского государственного художественного института. Окончила который в 1941 году и получила специальность «художник-живописец». Талантливая, творчески одаренная, мастер своего дела.

На протяжении всей своей жизни, начиная с молодых лет, имела более тридцати персональных выставок в Москве, в странах ближнего зарубежья. Также Татьяна Ниловна принимала участие во всеукраинских и международных выставках. Особенное место заняли выставки в таких городах, как Венеция и Брюссель. Обладательница многих наград и званий: второй степени, член Союза художников, народный художник, профессор и многие другие.

Детальное описание картины «Утро»

Просторная комната, освещенная яркими лучами утреннего солнца, изображена на полотне. Раскинув в стороны руки, в центре комнаты стоит юная девочка и, радуясь новому дню, делает зарядку. Её движения мягкие и расслабленные, можно сделать предположение, что девчушка только что проснулась.

В Яблонской «Утро» следует подчеркнуть любовь художницы к простой жизни обычных людей. В данном произведении раскрыта тема радости жизни - это умение радоваться таким простым вещам, как рассвет, начало нового дня. На спинке стула мы можем видеть пионерский галстук, девочка собирается идти в школу. На полотне можно видеть предметы обихода прошлых лет: стол, кровать, обрамляющее полукруглое окно вьющееся растение. На стене висит круглая фарфоровая тарелка. Такой же элемент, украшающий комнату, можно увидеть на столе, это кувшин.

Работая над сочинением по картине Яблонской «Утро» и описывая общее впечатление, невольно чувствуешь атмосферу весны. Сам сюжет прекрасен тем, что такое происходит в жизни каждого человека. Каждый зритель может вспомнить в своей жизни такое чудесное весеннее утро, какое видит на картине Яблонской «Утро». Сочинения по картинеособенно интересные написаны детьми среднего школьного возраста. Незамысловатые, просто изложенные мысли оригинальны и милы.

Хотелось бы немного окунуться в историю написания этого произведения. Ссылаясь на воспоминания автора, хочется отметить, что девочка, изображенная здесь, - родная сестра художницы. В сочинении по картине Яблонской «Утро» важно отметить, что изображенная здесь комната - это квартира на улице Красноармейской, находящейся в центре Киева. Лелечка - так нежно, по-домашнему называли сестру Татьяны Яблонской Елену.

Впечатление и настрой от произведения мастера

Как глоток свежего воздуха, как начало нового дня, как ожидание радости и счастья - вот поток мыслей, возникающий при просмотре этого полотна. В далеком 1954 году была написана Т. Яблонской картина «Утро». Сочинение по этому произведению пишут школьники средних классов. Это произведение учит детей, рассматривая детали интерьера, изучая сюжетную линию, видеть и понимать глубокий смысл данного труда. Учит угадывать значение, передаваемое автором произведения.

В сочинении по картине Яблонской «Утро» нужно отметить, как один миг жизни, изображенный на этом полотне, отражает смысл и значение таких общечеловеческих ценностей, как домашний уют, семья, любовь к ближнему. Напоминает зрителю, как важно уметь радоваться каждому моменту, как жизнь во всём своём многообразии хороша и прекрасна. Как неповторим каждый её миг. Именно это мы видим на картине Яблонской «Утро». В сочинении по картине также необходимо обратить внимание на символизм, используемый мастером. Фигурка хрупкой девочки символизирует начало новой жизни, как начало пробуждения и расцвета самой природы.

Заключение. Итог

Подводя итоги, хочется обратить внимание на талант знаменитой художницы. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» должно передавать смысл задуманного автором сюжета. Полотно оставляет приятное и незабываемое впечатление.