Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская
Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами.
Характер Добродушный, любвеобильный граф. Щедрый, но расточительный, привыкший к роскоши, но не привыкший к расчетливости, чем приводит семью к порогу нищеты. Характер веселый и доброжелательный. В поступках стремителен. Легкомысленен, проиграл 45 тысяч, не задумавшись о последствиях. На войне решительно устремляется в атаку, однако сразу после ранения проявляет малодушие и страх смерти. Последние он преодолевает и храбрым гусаром встречает окончание войны. Имеет завышенную самооценку, думая, что его «так любят все». Не отличается умом, но легко угадывает людей. В своей эмоциональной простоте близка к простому народу. Она очень красиво поет, затрагивая сердечные чувства в человеке. Целеустремленный человек, полный жизнедеятельности. Образован, честен, верен своим идеалам. Крайне сдержан во внешнем проявлении своих чувств. Патриот, готовый поступиться видным местом при Государе для опасной службы на передовой. Имеет сильную волю и неплохое образование. Храбр в бою, воюет наравне с рядовыми, сохраняя спокойную рассудительность. Отличалась живой натурой, реагировала и внешне легко менялась на малейшие изменения своего душевного состояния и настроения окружающих. Быстро предавалась сомнениям.
Отношение к окружающим Гостеприимен, жертвенен и щедр, без оглядки назад и в ущерб себе и своей семье. Это качество передал своим детям. Жалостлив. Из благородных мотивов собирался жениться, вопреки родительской воле, на девушке Соне, не имевшей придания Она сама чувствует любовь и счастье, стараясь всячески поделиться ими с другими. Забывает про себя, когда сталкивается с чужим несчастьем. По ее настоянию, семья Ростовых отдает подводы для вывоза из Москвы раненых, и потеряв таким образом свое имущество. Старается развить положительные качества своего характера в детях, давая дочери уроки алгебры и геометрии. Следит за ее динамичностью распорядка ее жизни. В своем имении он снисходительно относился к крестьянам и всегда был готов прийти при необходимости им на помощь. С другими людьми сух и чопорен, чем напрягает обстановку вокруг себя. Однако, в основном, вызывает в окружающих почтительность и уважение. В армии заботиться о военнослужащих своего полка, стараясь поддержать их добрым и ласковым отношением, за что его называли «наш князь, им гордились и его любили». Относилась к отцу с благоговейным почтением, несмотря на тяжелые особенности его характера, никогда не оспаривая его мнения. Искренне любила брата.
Жизненная позиция Ставит честь превыше всего. Отдает огромный проигрыш своего сына для сохранения чести своей семьи. Жертвенность и благородство, искренность порывов. Любить и быть любимой. Дарить людям радость и тепло. Жить постоянно в полезном действии. Уважает ум и его развитие. Впечатлен сочинениями Вольтера 0 французского философа. Ставит две добродетели: деятельность и ум – превыше всего. С началом войны отправляется воевать как главнокомандующий ополчения, не смотря на свой преклонный возраст. Считает это дело чести и долга. Смелое благородство, принципиальный патриотизм и соблюдение нормативов дворянской чести. Желала счастья и радости другим людям. Главным устремлением ее было создание настоящей семьи. Девизом ее сердца была фраза: «Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй».
Недостатки Безрассудная расточительность, привычка к роскоши, от которой не смог отказаться, даже сознавая приближение семейного банкротства. Проявил детское самосознание при первом ранении. Не является писанной красавицей, и не блещет тонкостями ума. Негостеприимен, бывает резок с окружающими. Горд, нерелигиозен. Заносчивая надменность, горделивое сознание свое уникальности и особенности. Взгляд сверху вниз на других людей из высшего света. Мечтательность и наивность. Представление людей лучшими, чем они есть на самом деле. Беспорядочность натуры. Отсутствие телесной красоты.
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует. Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
  • Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.

    На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.

    Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

    Представим описание каждого члена этой семьи.

    Князь Николай Болконский

    Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.

    По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.

    Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.

    Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

    Князь Андрей Болконский

    Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.

    На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

    Цитата : «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

    Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

    • умен;
    • начитан;
    • образован;
    • обладает силой воли;
    • способен развиваться;
    • физически красив.

    От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

    Княгиня Лиза Болконская

    Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.

    Княгиня Лиза – светская женщина , она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

    Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

    Княжна Марья Болконская

    Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.

    Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

    Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

    Николенька Болконский

    Сын Андрея, Николенька — ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.

    Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

    Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

    Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

    Мадемуазель Бурьен

    Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.

    Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.

    Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.

    Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

    Описание имения Болконских Лысые горы

    Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения - дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.

    Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.

    Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.

    Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских

    Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.

    Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.

    На чем основана семейная близость Болконских

    Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.

    Интересы семьи

    Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.

    Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.

    Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.

    Обстановка в доме, семейный уклад и традиции

    Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.

    Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.

    Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.

    Отношения к окружающим семьи Болконских

    Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.

    Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.

    Все смешалось в доме Болконских

    Не верная цитата, настоящая — «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.

    Это интересно: экранизация романа «Война и мир» 2007 года была признана кинокритиками провальной ввиду большого количества исторических неточностей. Не соответствует времени одежда персонажей, украшения, военные регалии. Именно поэтому по отношению к фильму можно встретить перефразированное выражение «Все смешалось в доме Облонских», часто встречающееся в сочинениях на тему творчества Льва Толстого.

    Сравнение семьи Болконских и Ростовых

    Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.

    Критерий Болконские Ростовы
    1 Семья и отношения в ней Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать.
    2 Конфликт поколений Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь.
    3 Отношение к природе Возвышенное, замечают отстраненно. Близки к природе, пользуются ее благами.
    4 Патриотизм Ярые патриоты. Ярые патриоты.
    5 Духовность Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. Близки к народу, природе, Богу.

    Заключение

    Семья Болконских нетипична для описываемого времени. Строгий жизненный уклад, рационалистичность, несгибаемость, высокие требования к морали характеризуют всех ее членов.

    Писатель возлагает надежду на лучшее будущее России на продолжателей рода Болконских и невымышленных людей, похожих на них.

    Женские образы в романе. Проблема истинной и ложной красоты Наташа Ростова

    Княжна Марья Болконская

    Элен Курагина

    1. Детство

    Наташа показана в романе, начиная с детских лет - здесь, в детстве, источник ее искренности, непосредственности, веселости.

    О детских годах княжны Марьи не сказано ничего о матери в семье не вспоминают, детей воспитывает отец, который является для них авторитетом

    Ничего не сказано о детстве Элен и всех Курагиных.

    2. Семья. Воспитание

    В родительской семье счастлива, жизнь ее гармонична и наполнена событиями. В доме всегда много молодежи, гостей, музыки, веселья. Поэтому Наташа общительна, любит музыку и серьезно занимается пением.

    В родительской семье несчастлива, зажата, испытывает чувство страха. Дом живет замкнутой, размеренной жизнью. Все подчинено распорядку дня старика Болконского. Гостей не бывает. Письма к княжне Марье редки, да и те он просматривает. Княжна Марья в одиночестве музицирует на клавикордах.

    Взаимоотношения в родительской семье автором не обозначены, их как бы не существует, они холодны и формальны, подчинены законам светского общества и сведены не к душевным внутрисемейным отношениям, а к взаимовыгодным сделкам. Дом Курагиных не показан. Элен появляется только в театре и на светских раутах, подчеркивается ее светская холодность и манерность.

    3. Черты характера

    Пылкая, искренняя, увлекающаяся, порывистая натура. Она наслаждается жизнью. Любит петь, танцевать, гадать и рядиться на святки, ездит на охоту.

    Сдержанная, рассудительная, искренняя натура. В ней много кротости, смирения, жертвенности.

    Холодная, высокомерная, равнодушная, самовлюбленная натура.

    4. Внутренний мир

    Обладает богатой, широкой душой, умеет глубоко чувствовать, страдать, переживать, любить.

    Наделена духовным богатством, внутренней гармонией, преданностью, умеет тонко чувствовать, разделять чужое горе.

    Показаны ее бездушие, внутренняя пустота, безнравственность, порочность.

    5. Любовь

    Любовь для Наташи - главное в жизни. Для нее это, в первую очередь, романтические отношения, страсть, сопровождающаяся полетами души, порывами, безумствами. Затем - осознание красоты человеческой души как основы семейного счастья и спокойствия.

    Любовь для княжны Марьи - это основа семьи, в которой горит тихий, ровный семейный очаг, построенный на-доверии, гармонии и равновесии чувств.

    Понятие любви принципиально не существует для Элен Курагиной. Она никогда не испытывала этого чувства.

    6. Своя семья

    У Наташи появляется собственная семья*. Она сильно меняется, растворяется в детях и интересах мужа. Главное для нее - здоровье детей. Для Толстого Наташа - идеал жены и женщины-матери.

    У княжны Марьи появляется своя собственная семья - муж, дети. Она выстраивает с ними иные отношения, нежели были в ее родительской семье. Заботится о духовном, нравственном воспитании детей. Ведет дневник. Пытается уравновесить пылкий, непростой характер своего мужа - Николая Ростова.

    Толстой не дает Элен возможности создать настоящую семью. Первый ее брак с Пьером был браком по расчету, она презирала мужа, относилась к нему снисходительно-надменно и уничижительно отзывалась о нем в обществе. Была готова ко второму, более респектабельному и выгодному браку. Никогда не хотела детей и считала их обузой. Для Толстого она - воплощение худших женских качеств.

    7. Вера

    В начале романа Наташа равнодушна к вере. Она «как все»: знает и выполняет обрядовую сторону, но душа её еще не наполнена верой. Затем, после истории с Анатолем, разрыва с Болконским и нравственной болезни находит в вере утешение, что во многом способствует ее выздоровлению. Пытается многое понять для себя, почувствовать. Она понимает предсмертное просветление души князя Андрея.

    Княжна Марья на протяжении всего романа живет верой, молится, принимает странниц, мечтает о паломничестве. Верит в спасительную силу намоленного образа, который дает брату, уходящему на войну.

    Она понимает, что князь Андрей нашел для себя истину в Боге.

    Показана как человек, ни во что не ставящий Божьи заповеди. Она эгоистична, не умеет любить людей, лжива, надменна. Обет венчания для нее простая формальность. Элен задумывает перейти в католичество только для того, чтобы, обманув православную церковь, внешне соблюдая приличия, выйти второй раз замуж за более респектабельного и богатого человека.

    8. Внешняя и внутренняя красота

    Наташа в детстве некрасива, но в юности и молодости ее красота набирает силу, заставляет обращать на себя внимание. Ее красота изменчива в зависимости от душевного состояния, в котором она находится. Но Толстой неоднократно подчеркивает ее «блестящие», «сияющие» глаза. Внешность Наташи - как отражение ее богатого, искреннего внутреннего мира.

    Толстой постоянно подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные лучистые глаза» освещают это лицо удивительным светом. Любовь преображает ее до неузнаваемости. Богатый духовный мир делает внешне некрасивую героиню прекрасной.

    Воплощение внешней совершенной красоты и внутренней пустоты и бездушия. Элен напоминает холодную античную статую в светской застывшей маске. Автор не раз упоминает ее «мраморные плечи», как бы отполированные многими восхищенными взглядами, и «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку.

    9. Авторское отношение

    Любимая героиня Толстого наделена богатой внутренней жизнью, переживаниями, проведена через множество событий, потерь, через взросление и осознание истины. Автор наделяет героиню внутренними монологами, в своих рассуждениях раскрывает мотивы ее поступков, мыслей, чувств.

    Княжна Марья - одна из любимых героинь Толстого. Она также проходит через ряд потерь и испытаний.. Но характер ее более устойчив. Она менее увлекающаяся и более рассудительная натура, поэтому ее образ не претерпевает значительных изменений в течение романа. Она изображена Толстым как более цельная натура. Автор также наделяет ее множеством внутренних монологов, она пишет письма, ведет дневник.

    Для Толстого образ Элен - это агрессивная пустота в красивой оболочке. У нее нет души, а значит, нет внутренней жизни. Автор не дает ей не только внутренних монологов, но также каких-либо значимых событий и поступков. Нет даже диалогов с другими героями. Её образ почти всегда дан «в пересказе» - о ней говорят, но ее самой нет: говорят о ее успехах, болезни, смерти. Толстому чужд такой тип пустых безнравственных светских красавиц.

    Когда мы произносим слово семья, сразу представляется что-то очень близкое, родное, важное. Это одна из самых главных и наивысших ценностей. Ведь то, какими мы в будущем станем людьми, напрямую зависит от нашего семейного воспитания, какой родительский пример мы видели в детстве, и чему нас научила семья. Эти размышления полностью подтверждаются в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

    Л. Н. Толстой нас знакомит с такими дворянскими семьями, как Ростовы, Болконские и Курагины. О всех этих семьях есть основной герой – это мужчина, отец семейства. И его образ мыслей, черты характера оказывают влияние на всех остальных членов семьи. Каждая эта семья очень интересна, имеет свои положительные особенности, но и не лишена отрицательных.

    Семья Курагиных

    В наименее выгодном свете выглядит семья Курагиных. Эта семья любима и почитаема светом, высшим обществом. Хотя глава семьи князь Василий не отличается ни умом, ни наличием хороших нравственных качеств. Не смотря на это, он переживает за своих детей и стремится обеспечить для них хорошее будущее, устроив их браки по расчёту. Его сын Анатоль красив только внешне, да, он молод, статен, пытается строить карьеру. Но сама мысль о служении Отечеству ему кажется смешной. Он считает, что он достоин другой жизни, полной веселья и кутежа. Естественно, что у порядочных людей, таких как князь Болконский, он может вызвать лишь раздражение и презрение. Элен Курагина тоже является любимицей света, хотя лишь только её муж граф Безухо знает глупости и вульгарности. Ценностью этой семьи является желание удовлетворения своих личных интересов, переступая через других людей. На первом месте для них ценности материальные, а о моральных - они и не думают. За свою меркантильность и подлость они и наказаны: Элен умирает в молодом возрасте, а Анатоль теряет ногу во время битвы.

    Семья Болконских

    Хорошее впечатление на меня произвела семья Болконских. Эти люди богаты не только в материальном плане, но и в духовном. Для отца семейства, старого князя понятия честь и долг были превыше всего. Он передал эти качества своим детям. Его сын Андрей был храбрым воином, хотя в мирной жизни для других людей он был не понятен. Княжна Марья Болконская – положительный персонаж во всех смыслах. Она очень добра, терпелива, с любовью и пониманием относится ко всем окружающим.

    Ростовы

    Ещё одна достойная семья из этого романа – Ростовы. Граф Ростов очень щедр, как и все русские люди. Дочка Наташа – человек с открытой душой, который жаждет искренней любви. Сын Николай – добрый молодой человек, который очень ценит дружбу. Сын Петя, который не смотря на свою молодость, готов отдать свою жизнь за родину. Для всех членов этой семьи гораздо большую ценность имеют человеческие жизни, чем деньги и материальные блага. За свою порядочность, доброту и готовность помочь людям они получаю достойную награду – семейное счастье.

    Толстой в своём романе нам показал, как важны семейные ценности, какими должны быть приоритеты, к каким идеалам семьи нужно стремиться. Со времён Толстого мало, что изменилось. По-прежнему важны такие понятия, как доброта, честность, любовь к членам своей семьи.

    Вариант 2

    Ростовы

    Большая дружная семья Ростовых, практически, идеальная. В их доме царит атмосфера любви, уважения взаимопонимания и поддержки.

    Глава семьи граф Илья Андреевич – добрый и щедрый человек, чистый и доверчивый, иногда наивный, как ребёнок.

    Главная черта графини Ростовой - любовь к своим детям. Дети доверяют матери все секреты, она понимает их с полуслова и всегда даст им нужный совет.

    Семья Ростовых отличается русским гостеприимством и открытостью. Они не прячут свои эмоции, душевно раскрепощены, доброжелательны к окружающим и ожидают такого же отношения к себе.

    Для членов этой семьи деньги и материальные блага не самое ценное в мире, главное – добрые дела. Во время осады французами Москвы Ростовы отдают свои подводы для эвакуации раненных бойцов, а не спасают своё имущество.

    Дети Ростовых такие же отзывчивые, как и взрослые. Семейные ценности для них на первом месте. Самой яркой представительницей Ростовых является Наташа. Она отличается от всех своей непосредственностью, обаянием и естественностью. Сердце Наташи полно любви ко всем окружающим. И в радости, и в горе чувства её искренни и неподдельны. Унаследовав лучшие качества от своих родителей, Наташа перенесет и в свою семью ту же благожелательную атмосферу уюта и комфорта.

    Мальчики из семьи Ростовых – честные и порядочные люди, настоящие

    патриоты России. Они мужественно сражаются с французской армией, защищая Отечество. Младший Петя уйдет на войну несовершеннолетним и погибнет.

    Сын Николай после смерти отца не отказывается от его долгов, что говорит о его порядочности. Своей женитьбой на Марье Болконской он объединит два достойных рода.

    Болконские

    Несколько отличается от Ростовых семья Болконских. Старый князь Николай Андреевич гордится своим знатным происхождением, положением в обществе. Он скуп на чувства и эмоции, считая их проявлением слабости, но, несомненно, очень любит своих детей и переживает за них. Богатство не развратило эту семью. Болконским чужды развлечения высшего света, их фальшивость и пустота. Все обитатели их дома подвержены строгому порядку и суровой дисциплине, которая исходит от главы семьи. Болконские умны и благородны; обладают богатым внутренним миром. Для старого князя честь и долг превыше всего. Этого он требует и от своих детей. Княжна Марья отказывается выйти замуж за Анатолия Курагина, уличив его в неискренности. Князь Андрей храбро сражается на войне и, получив ранение в сражении, умирает. После смерти брата Марья Николаевна берёт всю ответственность на себя за воспитание его сына.

    Курагины

    Совсем не похожа на Ростовых и Болконских семья Курагиных. У них совершенно другие ценности. Её представители активные участники интриг светского общества, завсегдатаи балов. Под утончёнными манерами и внешним лоском они скрывают бездуховность и лицемерие. Всех Курагиных объединяет аморальность, корысть, ложь и эгоизм.

    Глава семьи князь Василий - предприимчивый карьерист, стяжатель и эгоист. Он умело использует людей, прикрываясь светским этикетом. Благодаря своей хитрости, князь Василий многого добивается в жизни.

    Дети Курагиных красивы только внешне, внутри – грязь и пустота. Их никчёмная жизнь проходит в кутежах, разврате и мотовстве. Для Элен главное - деньги. Мужчин она использует для достижения своих целей, не считаясь с их чувствами. Анатоль всё своё время проводит в утехах. Младший сын Ипполит – самодовольный, умственно ограниченный повеса и франт. Курагины стараются взять от жизни как можно больше, ничего не отдавая взамен. Впоследствии они будут наказаны за это.

    Семьи в романе «Война и мир»

    В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

    В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

    Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

    • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
    • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
    • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
    • Семья Долоховых: Федор и его мать.

    Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

    Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

    Семья Ростовых

    Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

    Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

    Семья Болконских

    Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

    Безуховы

    Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
    Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

    Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

    Друбецкие

    Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

    Курагины

    В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

    Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

    Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

    Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

    Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

    Долоховы

    Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

    Заключение

    Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

    Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

    Тест по произведению