Составила и провела: Рымарева Инна Анатольевна

Цель: Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;

Задачи:
-Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.
- Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.
.- Воспитывать любовь к народному искусству России.

Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью.

Оборудование и материалы: модель для раскрашивания "Дымковский конь", гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тычок (ватные палочки 1 шт.), дымковские игрушки, плакаты «Дымковская игрушка», презентации «Дымковская игрушка», посылка, письмо.

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.
Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.
(Воспитатель читает стих и показывает презентацию.)
«Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым из труб идёт столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Казалось бы, простой узор,
Не отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней Дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Показ презентации.

Ребята, понравились вам дымковские игрушки? Я предлагаю вам немножко поиграть. Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движения.
Игра «Изобрази игрушку»
«Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).
«Конь!»(дети скачут, как лошадка).
«Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки).
Повернитесь, покружитесь,
Низко-низко поклонитесь!

Ребята, давайте рассмотрим с вами игрушки, которые нам прислали народные умельцы из села Дымково.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил. (Народное творчество)

Ой, ребята, а почему это они такие не яркие и совсем не украшены.
Давайте исправим это и распишем их дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки.
(Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковского коня)
Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковского коня. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)
А какими красками расписаны игрушки? (Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками)
Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец).
Показ приёмов рисования элементов росписи коня:
Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; Маленьких – тычком и ватными палочками;
Чёрточек – обратной стороной кисти.
Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Вправо- влево повернись
И в умельцев превратись!
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.
Мастерами все мы стали,
Кисти, краски в руки взяли.
Засверкали ярко краски,
Оживает всё как в сказке.
Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.
Подведение итогов.
Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые кони у вас получились.
Мы о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с ребятами воздушные шары овальной формы. Предложить детям обрисовать эту форму в воздухе движением рук. Показать прием рисования овала карандашами, сопровождая словами направление движения: "Кругленько, длинненько, опять кругленько и снова длинненько". Предложить кому-либо из ребят показать у доски, как надо рисовать воздушный шар овальной формы. Предложить детям приступить к рисованию шаров. Предложить каждому ребенку выбрать самый красивый шар и закрасить его.

"Пироги в печи" Сережа А., средняя группа

В конце занятия рассмотреть все рисунки, уточнить название формы изображенных предметов.

Материалы. Воздушные шары круглой и овальной формы. Карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Игры с игрушками. Самостоятельное использование дидактической игры "Найди такой же по форме".

Октябрь

Занятие 12. Рисование "Золотая осень"

Программное содержание. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, какое сейчас время года, какого цвета листья на деревьях и много ли их. Прочитать стихотворения об осени, обратить внимание ребят на яркие описания нарядного осеннего убора деревьев.

Вспомнить, с чего надо начинать рисовать дерево, уточнить его части (ствол, ветки, листья). Предложить кому-либо из ребят нарисовать дерево у доски.

В конце занятия все работы рассмотреть, подчеркнуть красоту осеннего колорита. Вызвать радость от созданных детьми ярких, нарядных рисунков.

Материалы. Альбомные листы, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Занятие 13. Лепка "Грибы"

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Методика проведения занятия. Загадать детям загадку про гриб:

Маленький,

Удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

Рассмотреть с детьми игрушечные грибы (можно взять муляжи). Вспомнить, какие грибы ребята видели летом. Спросить у детей, как можно слепить гриб, уточнить приемы лепки. Предложить лепить большие и маленькие грибы.

Все вылепленные грибы расставить на зеленой бархатной бумаге. Полюбоваться вместе с детьми красивой поляной с грибами, предложить найти разные грибы. Дать образную оценку (дружная семейка грибов; толстый, большой, ядреный гриб и т. д.). В заключение прочитать потешку:

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели -

Все пенечки оглядели,

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком!

(См. Книга для чтения в детском саду и дома. 4–5 лет / Составители В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М., 2005. – С. 7).

Материалы. Игрушечные грибы (или муляжи), лист зеленой бархатной бумаги. Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Разговоры о прогулках в лес, о сборе грибов. Дидактические игры.

Занятие 14. Рисование "Сказочное дерево"

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми стихотворение К. Чуковского "Чудо-дерево". Сказать, что у сказочных деревьев, как у настоящих, есть ствол и ветви, но их листья, цветы и плоды могут быть разными, волшебными, не похожими на настоящие. Спросить у детей, какого цвета ствол, ветки и листья настоящих деревьев, каких цветов они могут быть у сказочных деревьев. Предложить ребятам придумать, что может расти на сказочных деревьях.

При анализе детских работ отметить разнообразие решений, выразительность. Затем разложить на столе все рисунки и сказать, что получился настоящий волшебный сад.

Материалы. Карандаши, 1/2 альбомного листа бумаги (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение сказок, стихотворений.

Занятие 15. Аппликация "Украшение платочка"

Программное содержание. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми квадрат, показать его стороны, углы, сосчитать их. Спросить, как можно расположить узор на квадрате. Показать, как разрезать квадрат по диагонали с угла на угол, круг по диаметру пополам. Предложить кому-либо из ребят показать этот прием у доски.

Затем предложить каждому ребенку украсить платочек, рассказать о сочетании цветов. При рассматривании готовых работ обратить внимание детей на красивые по цветосочетанию, по композиции аппликации.

Материалы. Бумажные круги и квадраты, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание декоративных изделий с простым узором.

Программное содержание. Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько фартуков; обратить внимание на то, как они украшены, как расположен узор, каких форм и цветов элементы узора. Предложить детям украсить еще фартуки: сначала одной полоской сверху, другой – снизу, а между полосками – лепестками (примакиванием, точками).

Спросить у детей, как еще можно украсить фартучки. Вызвать для показа к доске одного ребенка, затем разрешить детям работать самостоятельно.

Материалы. Несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т. п.

Занятие 17. Лепка "Угощение для кукол"

Программное содержание. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что куклы хотят пригласить в гости своих друзей – Хрюшу, Ослика, Кролика. Предложить ребятам слепить угощения для кукол. Спросить, какие угощения можно сделать; выслушать все предложения детей, спрашивая у них, какой формы названные угощения, как их можно слепить; дополнить их ответы.

В процессе лепки поощрять стремление детей вылепить несколько угощений, интересные решения.

Все вылепленные изделия положить на подносики (можно использовать одноразовые тарелки) и рассмотреть, обращая внимание на разнообразие украшений – куклы будут рады таким угощениям.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки (на каждого ребенка). Подносик для размещения вылепленных детьми угощений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей в игровом уголке.

Занятие 18. Аппликация "Лодки плывут по реке" ("Рыбацкие лодки вышли в море", "Яхты на озере")

Конспект открытого музыкального занятия

Тема: «Осень в поэзии, живописи, музыке»

Пояснительная записка:

Данное занятие проводится в октябре, в подготовительной группе. На занятии через эмоциональное восприятие разных видов искусства дошкольники закрепляют и обобщают знания об осени и ее признаках. Дети слушают классическую музыку (творчество П.И. Чайковского, А. Вивальди), рассматривают картины известных русских художников (И.И. Левитан), читают стихи русских поэтов (А.С.Пушкин, И.А.Бунин) Через приобщение к лучшим образцам мировой культуры у дошкольников формируются основы духовно-нравственной культуры.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) 1) Организационная информация Доминирующая образовательная область -художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, восприятие художественной литературы, двигательная. 2 ) Методическая информация Тема образовательной деятельности - «Осень в живописи, поэзии и музыке» Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные (демонстрация иллюстраций картин, портретов композиторов

показ музыкальных инструментов симфонического оркестра)

Словесные (беседы по слушанию музыки, чтение стихов)

Практические (упражнение, музыкально-ритмические движения,

восприятие музыки, музицирование)

3) Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие - дети учатся совместному общению, умению высказывать свое отношение к различным видам искусства, умению совместно проявлять себя в творческих видах деятельности

Познавательное развитие: продолжение знакомства с творчеством композиторов А.Вивальди, П.И. Чайковского, с творчеством художника И.И.Левитана, с поэзией А.С. Пушкина.

Речевое развитие: расширение словарного запаса дошкольников, развитие образной речи детей.

Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцевальных композициях

4) Возрастная группа: подготовительная к школе группа

5) Цель : раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

6) Задачи:

Воспитывать в дошкольниках чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию;

Закрепить и обобщить знания об осени и её признаках через эмоциональное

восприятие произведений искусства;

Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая

внимание на средства выразительности, использованные поэтами,

художниками и композиторами;

Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное

мышление;

Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её;

Совершенствовать умение понимать настроение музыкального

произведения, передавать его в движении;

Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей;

  • учить детей получать радость от общения с различными видами искусства 7) Планируемые результаты:

Сформированы представления об разных видах искусства (живопись,

поэзия, музыка)

Расширяют знания по музыкальной культуре, продолжая знакомиться с

творчеством композиторов

Дошкольники имеют представления о средствах выразительности поэзии,

живописи, музыки

Различают звучание и внешний вид различных инструментов

симфонического оркестра

8) Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) проектор, фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи 9) Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты)

Наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.

Разучивание стихов и песен об осени.

Оборудование и атрибуты: осенние листья; музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, металлофон; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”,

Оформление зала: гирлянды из листьев.

Ход занятия:

Звучит музыка, дети проходят в зал, встают у стульчиков.

1.Музыкальное приветствие «Добрый день» (муз и сл. И.Меньших)

  1. Вступительное слово музыкального руководителя:

Сегодня у нас с необычное занятие. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и послушать!

Слушание: звуки «живой природы» - «звуки осени» (дождь, ветер, пение птиц)

Что вы услышали? Что это за звуки?

Ответы детей (шум дождя, шелест листьев, ветер, пение птиц)

Правильно, это звуки осени!

В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора - пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?»

И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

Композитор? (нужны музыкальные звуки)

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами… ».

А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте!

Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте»

Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

- Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная)

Какие цвета красок использовал художник в этой картине? (светлые - желтый, голубой, зеленый)

Какое настроение у этой картины? (светлое, хорошее, радостное)

Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)

А можем ли мы услышать эту картину? (ответы)

Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать?

Подсказка: в начале занятия мы слушали с вами звуки природы. Какие из этих звуков подходят для этой картины? (щебетанье птиц, шелест листьев)

А дождь, ветер? (нет)

Рассматривая картину, мы видим березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев и щебетание птиц.

Золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Ребята, точно такая же осень есть в стихотворении русского поэта Ивана Алексеевича Бунина “Осень”

А прочтет нам это стихотворение…(имя ребенка)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Ребята, как вы думаете, красивые рифмы подобрал поэт для описания теплой золотой осени? (ответы)

На экране портрет Антонио Вивальди

Ребята, портрет какого известного человека мы видим? (ответы)

Мы с вами уже слушали музыку этого композитора

Итальянский композитор Антонио Вивальди посвятил Осени концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Сейчас мы послушаем небольшой фрагмент первой части.

Слушаем начало 1-й части Allegro концерта №3

А. Вивальди «Осень»

Какое настроение у этой музыки? (светлое, радостное, игривое)

Вот такую замечательную, красивую музыку выбрал музыкант для Осени.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Передать в движении это радостное, слегка игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.

(Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на форте и пиано.

Предложить детям атрибуты - осенние листья.

На экране- картины золотой осени

Танцевальная (ритмическая) импровизация «Краски осени» -

с листьями

(А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)

(После исполнения обязательно похвалить детей )

Дети садятся на стульчики.

Но за теплой и сухой осенью наступают ненастные дождливые дни.

Природа быстро сбрасывает свой праздничный наряд.

На экране - портрет А. С. Пушкина.

Великий русский поэт А. С. Пушкин очень любил Осень. Он посвятил этому времени года очень много стихотворений. Послушайте одно из них.

Читает ребенок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Какое настроение у этого стихотворения? (хмурое, грустное, тоскливое)

На экране - слайды картин поздней осени

Ребята, а какое настроение в вы этих картинах? (тоскливое, хмурое)

Есть ли радость в этих картинах? (нет)

Природа словно увядает, притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А. Толстой)

Послушайте фрагмент музыкального произведения…

Слушание П.И. Чайковский «Октябрь»

Какое настроение создает эта музыка? (грустное, тоскливое, печальное)

У нашей феи-волшебницы бывает разное настроение.

Осень бывает и теплая, радостная, золотая и грустная, тоскливая, печальная..

Звучит мелодия песни «Осенняя сказка» (ф-но)

Знакома ли вам эта музыка?

Давайте исполним эту песню. Но чтобы красиво ее исполнить, нам надо немного распеться. Предлагаю спеть «музыкальную лесенку»! Но когда мы «поднимаемся вверх» - спеть ярко, красиво, солнечно, как будто мы радуемся золотой осени- на звук «о-о», а вниз - на звук «у-у», немного печально, грустно, будто листва уже опала, нам грустно, что идут дожди….

«Музыкальная лесенка» - распевка.

Встаем. Поем стоя.

Песня «Осенняя сказка» - исполняем 1 куплет.

Работа над динамикой, звуком, выразительным исполнением.

Какой характер у этой песни? Какое настроение? Картину какой осени изображает композитор - золотой, яркой или унылой, тоскливой?

Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах. Поможет нам в этом замечательная музыка….

Звучит начало «Вальса» Е. Доги.

Эта музыка вам знакома. Это вальс. А как вы думаете, картину какой осени можно представить, слушая эту музыку? Что можно представить слушая эту музыку? (лес, деревья в ярких желтых листьях и т.п.)

Раздаю инструменты.

Исполнение «Вальса»

Вот и закончилось наше путешествие…Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, увидели картины русских художников.

Осень - удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

А какой видите осень вы? Я предлагаю вам в группе нарисовать картину вашей осени….какой видите ее вы…..

Звучит музыка. Дети уходят.

Тема урока : Осень в произведениях искусства.

Цель урока : Формирование нравственно- эстетических и эмоциональных переживаний учащихся

на основе восприятия родной природы

Задачи урока : 1.Пробудить интерес к красоте окружающего мира, к её постижения.

2.Показать многогранность образного решения одной темы различными видами

искусства.

3.Способствовать развитию художественно-творческих способностей учащихся:

эстетического отношения к миру, художественного воображения.

Вид урока : Комплексный.

Тип урока : Углубление в тему.

Иллюстративно - наглядный материал : Репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники».

Музыкальный материал : П.И.Чайковский «Осенняя песнь».

Ход урока : Учащиеся входят в класс под музыку А.Самсонова «Дыхание осени».

Учитель : Ребята, а кто из вас обратил внимание на музыку которая, которая звучала в тот момент,

когда вы входили в класс? Прослушайте её ещё раз и скажите мне: какая это была по

настроению и подумайте, к какому времени года её можно отнести?

Ученики : Необычная, грустная, задумчивая, немного таинственная. В начале как будто капельки

капают. Скорее всего — это осень.

Учитель : Да, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Я попрошу вас всех закрыть глаза и

представить себя в осеннем лесу.А теперь скажите, каким вы представили себе осенний

Ученики : Тихим, солнечным, дождливым, холодным, мрачным, разноцветным.

Учитель : А кто из вас любит осень? Почему она вам нравится?

Ученики : Осенью все деревья становятся разноцветными, красивыми и яркими.

Учитель : Ребята, а чем отличается ранняя осень от поздней?

Ученики : Ранняя осень – тёплая, красивая. Поздняя осень – дождливая, мрачная, холодная.

Учитель : А вы знаете ребята, что многие писатели, поэты, художники любили осень. В своих

произведениях посвящённых осени, они передавали свои чувства. Ведь у каждого из них

осень описывается по — разному. И это наверное связано с тем, что каждый человек, будь

то писатель, поэт или художник испытывает своё особое настроение, когда приходит

осень. И она ему нравилась всякая: холодная, дождливая или наоборот, тёплая,

солнечная, когда листья на деревьях приобретают различные оттенки цветов, будто

художник расписывал отдельно каждый из них. Осени А.С.Пушкин посвятил много своих

стихотворений. Сейчас вы услышите одно из них (звучит отрывок из стихотворения

А.С.Пушкина «Осень»)

Унылая пора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золотом одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как изображают осень художники. Обратите внимание на

картины И.И.Левитана. (демонстрация репродукции картин И.И.Левитана «Осенний

день. Сокольники», « Золотая осень).

Посмотрите на эту роботу («Золотая осень»). Какое время года изобразил художники, по

каким приметам вы это определили?

Ученики : Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, серое небо.

Учитель : Как вы думаете, глядя на эту картину, можно сказать, что художник любил осень?

Ученики : Да. Яркие сочные краски, радостный общий настрой.

Учитель : А теперь обратите внимание на следующую работу И.И.Левитана

«Осенний день. Сокольники». Какую осень изобразил здесь художник? Можно ли

Сказать, что изображена поздняя осень?

Ученики : Нет. Ещё жёлтые клёны, листья на дорожке.

Учитель : Ребята, а представьте себе, если бы краски умели говорить, то как заявили они о себе в

каждой из этих картин?

Ученики : Они бы плакали, смеялись, радовались, кричали, пели, говорили шёпотом, говорили

нежно, ласково восторженно и т.д.

Учитель : Ребята, а теперь скажите, как бы вы назвали эти работы? (ответы учеников).

Хорошо, а сейчас вы прослушайте произведение русского композитора П.И.Чайковского

«Осенняя пора».

Как вы считаете, ребята, какие чувства хотел нам передать композитор? Каково

настроение этого произведения? Если бы изобразили это настроение красками, какие

цвета бы вы выбрали? Какими средствами музыкальной выразительности композитор

передал эту цветовую гамму? (обсудить сопоставление мажора и минора, связать с

лучами солнца, прорывающимися через осенние тучи, обсудить особенности ритма

(мерный, тяжёлый), направление интонации (поникшие, секундовые, нисходящие

ходы)). А как бы вы назвали это произведение? (ответы учеников).

Учитель: П.И.Чайковский назвал своё произведение «Осенняя песнь». Ребята, а если пойти в лес,

какие звуки можно там услышать?

Ученики: Шелест падающих листьев, шум дождя и т.д.

Учитель: Хорошо, а давайте сейчас представим, что мы в осеннем лесу…

(Игра «Звуки леса». Между детьми распределяются роли различных явлений погоды).

Капли дождя: редкие (металлофон).

Ветер, переносящие сухие листья (бубен).

Падающие листья (шелест бумаги).

Частый дождь (тихий стук пальцев по столу).

Молния, звук грома (хлопок ладоней над головой).

Пение кукушки.

А теперь, я буду руководить вами, дирижировать, а вы в своё время издавайте свой звук

и у нас получится в целом звучание лесного оркестра в осенний день.

Учитель : Хорошо, молодцы, а сейчас мы с вами послушаем одну песенку, в которой композитор

тоже при помощи определённых музыкальных средств изобразил природные явления, а

какие вы скажите сами (звучит на фортепиано песня Д.Кольцова «Дождик»).

Какое явление природы изобразил композитор? Какими средствами он добился

звукового эффекта?

Ученики : Отрывистое звучание мелких длительностей с постепенным увеличением темпа.

Учитель : Как вы думаете, в какое время года шёл дождь и почему?

Ученики : Осенью. Интонации грустные (минор), мрачный конец песни.

Учитель : Да, верно. Теперь мы разучим с вами песню « Чудная пора осень» Ю.Вержника.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили об осени, об изображении этого времени года в

литературе, музыке, живописи. Какой может быть осень. Теперь, когда вы будете идти

по аллее в осенний день, посмотрите вокруг и подумайте, какими словами, звуками и

красками можно изобразить этот осенний день.

А домашнее задание будет таким: к любому стихотворению об осени, которое вам

нравится, подберите цветовую гамму и музыкальный аккомпанемент. Подумайте о том,

что если бы слова этого стихотворения положить на музыку, то какая должна быть

музыка: темп, ритм, движение мелодии и т.д.

Викторина "Образ осени в искусстве" для 6 класса. Цель мероприятия: обратить внимание обучающихся на красоту природы и её образ в музыке, живописи и поэзии; развивать творческие, эстетические качества обучающихся; формировать навыки коммуникативности, культурного общения в микросоциуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины:

Правила викторины:

  1. Ведущий- учитель искусства.

Оборудование:

Ход викторины.

1 конкурс: «Эмблема осени».

3 конкурс: «Листопад».

1 2 3. 4

Предварительный просмотр:

Викторина «Образ осени в искусстве» для 6-х классов.

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины: развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся; формировать навыки культурного общения в микросоциуме, уважения к партнёрам и соперникам по игре; показать многообразие образов осени в разных видах искусства на примерах отечественного искусства- музыки, поэзии и живописи.

Правила викторины:

  1. Играют 2 команды 6-х классов по 5 человек.
  2. Отвечающая команда получает за ответ баллы, от 1 до 5. Болельщик, отвечая на вопросы ведущего, получает 1 балл («осенний листочек»), который зачислится команде.
  3. Конкурсы оцениваются по 5-балльной системе.
  4. Время подготовки 1-3 конкурсов- 4 минуты; 4 конкурс- блиц-опрос (учитывается скорость и верность ответа).
  5. Жюри викторины- 3 человека (социальный педагог, 2 старшеклассника, школьный библиотекарь); помощник -1 человек, записывающий результаты каждого конкурса на ватмане, раздающий «осенние листочки» отвечающим болельщикам (после конкурсов они прикрепятся к ватману, их количество поможет командам в получении дополнительных баллов).
  6. Ведущий- учитель искусства.
  7. В конце викторины- просмотр презентации об осени в живописи.

Оборудование: ПК, презентация картин об осени, выставка литературных произведений об отечественных художниках, писавших картины осени, сборников стихотворений русских поэтов, музыкальный центр, фортепиано, на столах участников-листы для записей, для изображения эмблемы и названия команды, фломастеры, цветные карандаши, краски.

Ход викторины. – Ребята, осени посвящено много произведений искусства, ведь это необычное, очень интересное время года. Мы сегодня поговорим о разных видах и жанрах искусства, где есть образы осени. Участники игры в командах будут отвечать на вопросы, а мы будем их слушать, и, как водится, болельщики будут помогать игрокам. Вот так в процессе викторины все получат и удовольствие, и новые знания, а также проверят уровень своей эрудиции. А пока библиотекарь нашей школы расскажет вам о выставке книг об искусстве, об отечественных художниках. (Беседа).

А теперь- оглашение целей и правил викторины.(указаны выше).

1 конкурс: «Эмблема осени». Задание: выбрать капитана, название команды, нарисовать эмблему, соответствующую нашей теме. Оценивается эстетическое оформление, содержание, символика, объём выполненной за отведённое время работы. Ответы представляют капитаны. Для выполнения заданий на столах есть всё необходимое, приступайте.

Во время работы команд ведущий общается с болельщиками, стараясь не мешать игрокам команд. Вопрос болельщикам: Ребята, осень замечательное время года. Согласны? Ответьте на вопрос: в каких видах искусства есть образы осени? (в поэзии, музыке, живописи, графике, аппликации, декоративно-прикладном творчестве…). Приведите примеры произведений искусства об осени (…). Проверка 1 задания. Итоги.

2 конкурс: «Осенняя мелодия». Задание: составить список из 5 современных песен, где поётся об осени или упоминается о ней.

Затем каждая команда, посовещавшись, должна выбрать песню об осени и 1 куплет спеть слаженно, артистично, стараясь правильно интонировать, соблюдать ритмические особенности песни.

Вопрос болельщикам: Для чего люди создают песни, стихи, картины об осени? (…) Какими словами описывают осень? (…) Проверка 2 задания. Итоги.

3 конкурс: «Листопад». Задание: напишите на листах названия 3-х отечественных классических музыкальных произведений разных жанров (сюиты, кантаты, балеты, инструментальные пьесы и др., в которых есть образ осени, 3-х картин отечественных художников и 3-х литературных произведений в прозе, посвящённых осени.

Вопрос болельщикам: Какими музыкальными инструментами лучше всего, по-вашему, можно передать образы осени и почему? (…) Какими красками, тонами можно передать образ осени?(…) Проверка 4 конкурса. Итоги.

4 конкурс: «Очей очарованье». В этом конкурсе 12 вопросов. Думать и отвечать надо быстро, но при этом правильно. За правильный и скорый ответ-1 балл; если самый первый ответ чьей-то команды не будет верным, то при «переходящем ответе (ходе)» следующая отвечающая команда получит уже не 1 балл, а 0,5 балла. Шансы на хорошие результаты есть у всех. Итак, вопросы!

1 .Продолжите поговорку «Осень -запасиха, зима-…» (подбериха). 2 .Продолжите поговорку «Дождливое лето хуже…» (осени). 3. Назовите русского композитора 19 века, у которого в цикле пьес есть пьесы с названиями «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (…) (П.Чайковский). 4 .Кто автор стихотворения, в котором есть строки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (А.С.Пушкин).

5 .В каком произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка описывается птица, которая осенью не могла улететь на юг? («Серая шейка»).

6. Продолжите стихотворение: «Поздняя осень. Грачи улетели…», и назовите автора (Н.А.Некрасов, «Несжатая полоса»).

7. Что объединяет художников И.Левитана, И.Остроухова, В.Поленова, И.Бродского, И.Шишкина? (у них есть картины с названием «Золотая осень»).

9. Какие строки я пропустила в стихотворении А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю…., в багрец и золото одетые леса…» (я пышное природы увяданье).

11 .Продолжите пословицу: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, …(сверху льёт и снизу метёт).

12. Какие строки ст-я А.С.Пушкина я пропустила: «Уж небо осенью дышало, …короче становился день.» («уж реже солнышко блистало»).

Ну что же, ребята, давайте подводить итоги. Болельщики, подойдите к листу с результатами и свои «осенние листочки» прикрепите внизу, где баллы вашей команды. Жюри подсчитает «листочки», сложит с заработанными в викторине баллами и выведет счет у каждой команды. А пока жюри считает баллы и готовит грамоту победителям, посмотрите презентацию об осени в живописи, послушайте пьесу П.Чайковского «Октябрь». (Просмотр).

Итак, кто же победитель?.. Команда …….награждается грамотой за победу в викторине «Образ осени в искусстве». Молодцы! Вам понравилось мероприятие?(…) Что вам запомнилось?(…) Ребята, впереди ещё много конкурсов, участвуйте в них, учитесь сотрудничать, общаться на позитивной основе, повышайте уровень своей эрудиции! Всем здоровья, удач! До новых встреч!