А лександр Дюма прославился, помимо прочего, тем, что в своих заметках о путешествии по России писал и о «развесистой клюкве».

В Португалии клюква не растет, зато не под пером писателя, а на самом деле родится вполне развесистая... капуста. Ее здешняя разновидность достигает высоты 3-4 метра.

Hа высоком стволе (а как еще скажешь?) растут листочки, которые и идут в пищу. Из них, например, варят самый распространенный в стране суп - caldo verde. Этот суп, как и сама «развесистая» капуста встречаются по всей Португалии, и долина Доуру не является исключением.

Зато лишь в районе, примыкающем с севера к долине Доуру, делают так называемое vinho verde - «зеленое вино». Это молодое, слегка игристое вино, несмотря на свое название, бывает и белым, и красным. (В усадьбе Матеуш, как я уже говорил, делают и розовое.)

Причем район производства «зеленых вин», как и район производства портвейна, строго ограничен. И даже самое дешевое «зеленое вино» (90 центов за литровую бутылку) имеет наклейку, указывающую область его происхождения.

Так что северная Португалия - единственное место на земле, где «красное» вполне может называться «зеленым». Но этим парадоксы земель, где протекает Доуру, не ограничиваются.

На вопрос, какой официальный язык в Португалии, каждый ответит - португальский. И, конечно, будет прав. Но лишь отчасти.
Мало кто знает, что Португалия - ныне двуязычная страна. В качестве второго официального языка сравнительно недавно введен диалект, который распространен в районе Миранда-ду-Доуру, опять-таки, возле «винной» реки!

Это мирандеш - архаичный португальский, близкий к испанскому. На нем говорит всего несколько тысяч человек, однако общеевропейские нормы в отношении национальных меньшинств сделали свое дело, и теперь на нем даже выходит газета.

Люди, говорящие на мирандеш, зовутся мирандезиш. Благодаря многовековой изоляции они, кроме языка, сохранили и другие следы своей древней культуры, которая роднит их... с кельтами.

Кельты, как известно, составляли значительную часть населения Европы до времен римского владычества. И вот в районе, где живут мирандезиш, мужчины до сих пор на праздники надевают национальный костюм - юбку, играют на традиционных инструментах вроде волынки и исполняют танцы, похожие на ирландские.

Большое научное открытие было сделано в этой глухомани в начале 90-х годов. При строительстве плотины на реке Коа, одном из левых притоков Доуру, были найдены древние наскальные изображения, целая галерея эпохи палеолита.

То, что изображения принадлежали к эпохе раннего каменного века, рабочие, обнаружившие их, конечно, не знали. Да и поначалу, когда вокруг находки поднялся шум, кое-кто в компании, ведущий строительство, решил, что наскальные изображения - дело рук... «зеленых», которые таким образом пытались остановить возведение гидротехнического сооружения.

Ho «зеленые» были ни при чем. Спустя три года ЮHЕСКО внесла галерею доисторических художников в список Всемирного наследия. Уникальность и ценность этой галереи не только в ее масштабности и в сохранности изображений, но и, так сказать, в долговечности художественной школы! Картины здесь продолжали создавать и в неолит, и даже в совсем близкую нам эпоху - последние изображения на скалах принадлежат сыну местного мельника, жившему здесь всего несколько десятилетий назад.

Работа над галереей продолжается... Может быть, в ней оставят свой след и виноделы, которым река Доуру обязана своей главной и самой громкой славой?

09/10/2015

Всего восемь памятников поставили в Петербурге за январь-сентябрь 2015 года. Это тот количественный уровень, на котором установка монументально-декоративных объектов находилась в Ленинграде–Петербурге в 1986–1994 годах. Из 8 памятников хотя бы забавным оказался только один.


А бсурд номер первый

Из семи объектов четыре связаны с темой Великой Отечественной войны. Самый монументальный из них - это, естественно, Триумфальная арка Победы. Шума вокруг сбора средств и установки этого сооружения было произведено много, результат удручает нелепостью. Возможно, если бы Красное Село было далеко отстоящим от Петербурга населенным пунктом, то такой объект и мог бы котироваться как представляющий какую-то ценность. Однако в Петербурге со словами «Триумфальная арка» ассоциируются Московские и Нарвские ворота, и именно в этот архитектурный и скульптурный контекст поневоле попал новый объект, который своим общим мрачным видом, жуткими черными швами между облицовочными плитами и скудным скульптурным оформлением (две статуи и арматура на аттике) производит впечатление не радостного триумфа в честь Великой Победы над врагом (ведь она была действительно великой - это не пропагандистское клише, а историческая истина), а глубокой кладбищенской скорби и заодно бедности. Чтобы во втором по величине городе России к 70-летию Победы появилось вот такое монументальное сооружение - это уж надо было вообще утратить всякое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хоть Красное Село - это и окраина города, все равно стыдно за это изделие.

Кладбищенское впечатление от него усиливают крайне неудачно сделанные Гении славы (одна пятая от общей высоты арки), которые демонстративной статикой, безразличными ко всему позами и бессмысленными лицами «в инфинитиве», скорее, напоминают Гениев скорби на надгробных монументах. Всему этому гораздо больше соответствовала бы не надпись «Воинам победителям слава» (с пропущенным дефисом), а «Вечная память».

Крайне неудачна предложенная форма арки, контур которой представляет собой трапецию. Эта форма больше напоминает некое военное долговременное сооружение, нежели памятник. Понятно, что она восходит к своему историческому прототипу - временной деревянной арке, простоявшей до 1949 года. Подозреваю, что тогда трапеция была нужна для устойчивости деревянной конструкции как следствие использования укосов. Повторять эту форму было абсурдно, т.е. арка по своей эстетике, по форме, по скудности оформления получилась временной. Надо было делать либо фундаментальную арку типа Московских триумфальных ворот, либо не делать ничего. Без пышных украшений такая арка не имеет смысла, это времянка, хотя и сделана, вероятно, прочно, из бетона, облицована гранитными плитами.

При этом арку установили через 70 лет после того, как победили в войне. Но такие сооружения - и постоянные и временные - ставят на эмоциональной волне отношения к историческому событию. Я понимаю, когда это происходило в 1945 году, - страна победила в войне на уничтожение. Тогда это было событие! Но сейчас арку восприняли безразлично, она не стала эмоциональным событием. Зато руководство города заложило в основание арки послание потомкам, которое предписано вскрыть 9 мая 2045 года.

Раньше на пересечении двух шоссе стоял только бюст А.Ф. Можайского, изготовленный в 1959-м и открытый в 1962 году. Теперь к нему добавили арку, а для памятника Можайскому сделали в процессе благоустройства территории новое основание.

Забыли подумать

Объект в Крыловском государственном научном центре также посвящен 70-летию победы в Великой Отечественной войне, называется «Спасибо за счастливое детство». Объект представляет собой профессионально сделанную фигуру мальчика в тельняшке, который пускает игрушечный кораблик и игрушечную подводную лодочку. Игра мальчика связана с профилем учреждения - здесь изначально испытывали модели кораблей и проводились исследования, связанные с нуждами военно-морского флота. Позади мальчика установлена стела с фамилиями сотрудников института, погибших в годы войны: отдельно в боях за родину (29) и в блокадном Ленинграде (68).

Кстати, в исторической справке на сайте научного центра указано, что «из почти 500 сотрудников Института, не призванных в армию, около 400 человек было эвакуировано в Казань. В блокированном Ленинграде оставалось около 80 человек. Они и составили ленинградское отделение института. В их задачу входило сохранение экспериментальной базы Новой Голландии и на территории Судбасстроя, оказание технической помощи судостроительным заводам и содействие флоту и фронту». Судя по надписи на стеле, из 80 оставшихся в Ленинграде 68 погибли.

С одной стороны, памятник выглядит стандартно: стела, фамилии погибших, мальчик… Но как этот мальчик связан с погибшими - в том числе в блокаду? При чем тут ребенок, пускающий кораблики, если речь идет о военно-научном учреждении?

Алогизм завершает название объекта. Кто же не поймет, что это вариация на тему популярной фразы 1930-х годов: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», размноженная бесчисленными плакатами. Восходит фраза к «Песне советских школьников» (1935) Виктора Гусева: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» Так что это либо латентный сталинизм, либо глубокая ирония: благодарность за детство в условиях блокады, войны. Понимали ли заказчики этой монументальной самоделки, какой у нее окажется смысл?

Не менее странно выглядит и другой объект - «Символ памяти» на территории пожарной части в Авиагородке. Объект представляет собой разорванную двухметровую звезду красного цвета, выполненную из камня, между лучами внизу изображен огонь. Но почему красная пятиконечная звезда, символизирующая армию и победу, разорвана? Армия была разбита, страна потерпела поражение? Каков смысл символики? Понятно, что создатели забыли подумать.

Четвертый «военный» объект - памятник Ольге Берггольц. Я бы его даже одобрил, поскольку фигура сделана профессионально, стела лаконична и выразительна. Правда, некоторая пластическая непонятность получилась с ногами: правая толще левой и обе производят впечатление опухших. Может быть, это сделано специально?

Но есть одно «но». Палевский сад - это район, где родилась Ольга Берггольц и где прошло ее детство. Дед Ольги Берггольц по отцу - Христофор Фридрихович Бергхольц - служил в администрации фабрики Паля с 1879 по 1926 гг. управляющим всем недвижимым имуществом К.Я. Паля. Отец Ольги, Федор Христофорович, был врачом хирургического отделения (1921-1941), главным врачом больницы (1941-1942) фабрики «Красный ткач», бывшей фабрики Паля.

А изображена Ольга Берггольц периода войны, что подчеркивает и стилизованная стена со следами от осколков, и стихи 1942 года из «Февральского дневника». Но в это время Берггольц уже жила на ул. Рубинштейна и с Невским районом территориально связана не была. Так что нужно было для соблюдения историзма логики выбрать что-то одно: или место или военную тему.

Творческая импотенция и ее плоды

Памятный знак линкору «Полтава» и памятник адмиралу Ушакову также вызывают вопросы. Бронзовая «Полтава» - подарок Газпрома в лице «Спецгазремстроя». На боковых фасадах барельефы, повторяющие гравюры Алексея Зубова, сверху - модель корабля. Не думаю, что называющий себя скульптором Таратынов в точном смысле автор этого изделия, скорее - менеджер, организовавший его изготовление. Никаких эмоций эта модель не вызывает. Зачем эта модель корабля нужна и кому, почему она стоит именно в этом месте - один бог знает.

То же самое могу сказать о памятнике Федору Ушакову в Кронштадте. Как это обычно бывает, работа скульптора Горевого непрофессиональна. Маловыразительная статуэтка высотой 2,5 м не выражает никакой идеи, более того, не имеет и явного портретного сходства, и если бы было сказано, что это не Ушаков, а какой-то другой адмирал, то все бы поверили. Это нечто усредненное, штампованное, безликое. Поставлен памятник на фоне гигантского Морского собора, и естественно, что на фоне этой громады смотрится несоразмерно крошечным.

Между прочим, еще 18 лет назад появилось распоряжение губернатора № 1299-р от 25.12.1997 «О проведении открытого конкурса на лучший проект памятника адмиралу Ф.Ф. Ушакову». Было предписано объявить конкурс в декабре 1997 г., второй тур провести в первом квартале 1998 г.; место установки - Ушаковская наб., по оси здания Военно-морской академии или в сквере, примыкающем к ВМА. В первом туре первое место заняли Я. Нейман и В. Свешников, второе Б. Петров и В. Васильковский, третье - А. Москалев и Е. Скворцов. Однако второго тура не было, и все затухло.

Статуя Баланчина в Академии танца Эйфмана выглядит неброско и иллюстративно: это скульптурное воплощение снимка знаменитого фотографа Анри Картье-Брессона из знаменитой серии 1959 г. «George Balanchine teaching at the School of American Ballet». Пока она стоит во внутреннем помещении Академии танца, но вскоре ее перенесут во внутренний двор, на открытый воздух. Эйфман, как и многие, решил обставить свое заведение статуями. Правда, дизайн Академии танца, скорее, требует чего-то авангардного, абстрактного, но на это, видимо, воображения не хватает. Фигуративизм - это норма, а дальше табу. Забавно, что как балетмейстер Эйфман прекрасно ориентируется в танце модерн, а вот в скульптурных идеях завяз в позапрошлом веке.

Подобное превращение фотографии в 3D-скульптуру напоминает о поделках Таратынова: к искусству скульптуры, к творчеству это отношения не имеет. Как не имеют к нему отношения линкор «Полтава» Таратынова и Ушаков Горевого. В целом о семи новых памятниках можно сказать, что они репрезентируют период полного упадка и вызванной им творческой немощи. Абсурдные самоделки, примитивные иллюстрации. Дальше, кажется, падать просто некуда. А ведь еще упадут.

Впрочем, отдушина все же есть - забавный памятный знак «Красная ворона», установленный в Ломоносове и посвященный памяти писателя Николая Шадрунова (1933-2007), почетного гражданина Ломоносова, автора цикла рассказов «Рамбовиана» и книги «Психи».

Образ заимствован у Алексея Ремизова, который в рассказе 1923 г. упомянул, что попугаев, заведенных при Анне Иоанновне в Петергофе, один солдат назвал красными воронами. Потом уже местный русофил Н. Коняев придумал, что, согласно Ремизову, только попугаи и остались единственными носителями чистого русского языка. И этот образ Н. Коняев в 1990 г. применил к Шадрунову. Дескать, у него чистый русский язык, как у ремизовских попугаев. На самом деле Ремизов ничего такого не утверждал, но кто же будет нынче читать Ремизова? Так что с исторической достоверностью и тут неблагополучно: наврал Коняев про Ремизова. А всем понравилось.

Памятники, поставленные в Петербурге в 2015 году

1. Памятный знак линкору «Полтава». Открыт 6 марта 2015 г. Установлен на Воскресенской наб. (б. наб. Робеспьера) в створе пр. Чернышевского. Скульптор Александр Таратынов. Бронза, медь, латунь, гранит. На боковых фасадах барельефы «Баталiа близ Гангута» (слева) и «Баталiа при Грейнгаме» (справа). У основания лицевого фасада изображение листа бумаги с надписью: «Собственноручный эскиз императора Петра I первого русского 54 пушечного линейного корабля «Полтава»». На тыльном фасаде информационная доска с надписью: «Полтава. MDCCXII. Первый российский 54-пушечный корабль, построенный в Санкт-Петербурге по проекту мастера Федосея Скляева… Спущен на воду в 1712 году».


2. Памятник «Спасибо за счастливое детство». Открыт 7 мая 2015 г. Установлен в Крыловском государственном научном центре (Московское шоссе, 44), на закрытой территории. Скульптор Алексей Архипов, архитектор Аркадий Кокорин. автор идеи - инженер научного центра Роман Матанцев (3 отделение, 31 лаборатория). Бронза, гранит. Высота статуи 85 см, высота постамента 80 см.



3. Триумфальная арка Победы с двумя скульптурами Гениев славы и арматурой на аттике . Открыта 9 мая 2015 г. Установлена в Красном Селе на пересечении Кингисеппского и Гатчинского шоссе. архитектор Владимир Попов, скульптуры Бориса Петрова по рисункам В. Попова. Высота арки 20 м, ширина пролета 11 м. Высота скульптур 3,75 м, материал - бронза. На лицевом фасаде надпись: «Воинам освободителям слава», на постаментах скульптур надписи: «1941» и «1945». На боковых фасадах арки информационные доски, на левой указано: «Инициатор возведения Триумфальной Арки Победы - Почетный гражданин Санкт-Петербурга писатель Д.А. Гранин, автор проекта народный архитектор России В.В. Попов, скульптор Б.А. Петров».



4. Памятник О.Ф. Берггольц . Открыт 16 мая 2015 г. Установлен в Палевском саду (ул. Седова, между ул. Ольги Берггольц и пр. Елизарова). Скульптор Вадим Трояновский, архитекторы А. Чернов и Л. Чернова. Бронза, гранит. Постамент высотой 180 см, высота скульптуры 280 см. Надпись на постаменте: «Ольга Берггольц». На левом боковом фасаде стелы из серого гранита выбита надпись: «Я никогда героем не была, / не жаждала ни славы, ни награды. /Дыша одним дыханьем с Ленинградом, / Я не геройствовала, а жила».


5. Памятник «Символ памяти» . Открыт 1 августа 2015 г. в Авиагородке на территории Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Московскому району Санкт-Петербурга» (Штурманская ул., д. 6, корп. 5). Авторы - работники отряда. Надпись: «Подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда. Мужеству и героизму пожарных, бесстрашно выполнявших свой долг».



6. Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову . Открыт 10 сентября 2015 г., установлен в Кронштадте на Якорной пл., около Морского собора. Скульптор Владимир Горевой. Бронза, гранит. Высота постамента 180 см, высота скульптуры 250 см. На фасаде надпись: «Адмиралу Федору Ушакову».



7. Памятник Дж. Баланчину . Открыт 17 сентября 2015 г. Установлен во внутреннем пространстве Академии танца Б.Я. Эйфмана (Б. Пушкарская ул., 14). Скульптор Прасто (Важа Микаберидзе). Бронза. Высота статуи 200 см. Подарок Lusignan Foundation.


8. Памятный знак «Красная ворона» . Открыт 1 октября 2015 г. Установлен в г. Ломоносове. Скульптор Николай Карлыханов. Бронза, гранит, высота 170 см.



Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя, и уж точно самая популярная среди туристов, — это небольшая бронзовая статуя голого писающего мальчика, расположенная на пересечении улиц Банной (Rue de l"Étuve / Stoofstraat ) и Дубовой (Rue du Chêne / Eikstraat ) недалеко от площади Гран-плас .

Писающий мальчик (Маленький Жульен) на карте Брюсселя

Этот шутливый памятник-фонтан так и называется — Писающий мальчик (Manneken Pis ), но брюссельцы чаще называют его по-другому: Маленький Жюльен (Petit Julien ).

Бронзовая статуя маленького озорника была установлена в Брюсселе в 1619 году. Автор памятника — Жером Дюкенуа . Но до установки бронзовой статуи на этом же месте уже стоял каменный Писающий мальчик. Кто и когда его создал — неизвестно. Также неизвестно, куда пропал этот памятник. Говорят, его украли. После этой пропажи и было решено заменить каменную скульптуру на бронзовую. Но Писающего мальчика в бронзе постигла та же участь: памятник несколько раз похищали. В итоге в наше время в Брюсселе можно увидеть лишь современную копию работы Жерома Дюкенуа. Но популярность скульптуры от этого ничуть не пострадала.

Существует несколько легенд о появлении забавного шутливого памятника в Брюсселе:

Легенда №1 «Маленький шкодник и злая ведьма»

Давным-давно рядом с местом, где сейчас находится памятник Писающего мальчика, стоял дом злой ведьмы. Все старались обходить этот дом стороной, но один маленький шкодник, решив немножко похулиганить, подошел к двери и начал справлять свою малую нужду прям на пороге дома. Увидев это, ведьма настолько возмутилась и разозлилась, что превратила мальчика в каменную статую.

Легенда №2 «Маленький герой»

Однажды во времена средневековых кровопролитных войн Брюссель оказался в осаде. Чтобы захватить город, враги решили взорвать крепостные стены. Осаждающие войска заложили под стену Брюсселя взрывчатку и, отойдя на безопасное расстояние, подожгли фитиль. Лишь маленький мальчик Жюльен увидел приближающуюся опасность. Со стены он помочился на взрывчатку, затушив фитиль, а пока осаждающие ждали взрыва, Жюльен успел позвать подмогу. Город был спасен, а маленькому герою установили своеобразный памятник.

Легенда №3 «Богатый торговец и его сын»

Когда-то давно в Брюсселе жил один богатый торговец, который души не чаял в своем маленьком сынишке. И вот однажды мальчик, играя на улице, куда-то пропал. Торговец убивался от горя. Местные жители решили помочь бедняге и все вместе стали искать мальчика. Через некоторое время мальчика нашли в одном из садов города, где он беззаботно мочился на кустики. Счастливый торговец в благодарность отзывчивым брюссельцам построил в саду, где нашли его сына, небольшой фонтанчик со скульптурой писающего мальчика.

Легенда №4 «Отважный наследник»

Во время одного из сражений Гримбергенских войн герцог Готфрид III подвесил люльку со своим сыном на высоком дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять сражающихся воинов. А маленький отважный наследник во время кровопролитного сражения мочился на врагов своего отца. После победы герцог приказал поставить памятник своему отважному наследнику.

Большой интерес туристов к памятнику объясняется не только множеством легенд о его появлении, но и необычной традицией наряжать Писающего мальчика в разные костюмы.

По количеству нарядов в своем гардеробе Жюльен переплюнул даже шведского модника . У Писающего мальчика настолько много костюмов, что для их хранения создали специальный музей недалеко от памятника.

Интересна и сама процедура переодевания Писающего мальчика, которая сопровождается игрой духового оркестра. График переодевания и список костюмов расписываются на месяц вперед и вывешиваются на табличке у фонтана. Все дело в том, что мальчика одевают в разнообразные костюмы в зависимости от событий, происходящих как , так и во всем мире. Например, во время празднования разных профессиональных праздников на Жюльена надевают определенную спецодежду или униформу, а во время празднования национальных праздниковнациональную одежду страны, в которой проходит праздник. Так, 24 августа — в День независимости Украины Писающего мальчика одевают в национальную одежду Украины. Есть у Жюльена и русский национальный наряд, а еще Писающий мальчик успел примерить на себя костюмы графа Дракулы, Элвиса Пресли, Микки-Мауса, Наполеона, Санта-Клауса и многих других персонажей.


Он был и солдатом, и индейцем, и футболистом, и врачом, и пилотом, и моряком и так далее.


Есть еще одна интересная традиция, связанная с Писающим мальчиком. В некоторые праздничные дни на радость туристам Жюльен "писает" не обычной водой, а вином или пивом.

Видео Брюссельский Писающий мальчик
(Маленький Жюльен) в разных нарядах

Очень часто многие туристы бывают несколько разочарованы после посещения Писающего мальчика. Рассматривая фотографии Жюльена в различных путеводителях, где он чаще всего показан крупным планом, путешественники и не предполагают, что высота скульптуры всего лишь около 60 сантиметров. Ведь не зря Жюльена называют маленьким.


Но несмотря на свои размеры памятник является одним из символов Брюсселя и даже выдерживает соперничество за это звание с гигантским Атомиумом ( — сооружение в виде кристаллической решетки железа, увеличенной в 165 миллиардов раз). Подтверждение этому — множество разнообразных сувенирных копий Писающего мальчика из бельгийского шоколада, которые продаются почти в каждом магазине Брюсселя.


Хотите узнать больше об этом бельгийском озорнике? Посетите официальный сайт Писающего мальчика : www.manneken-pis.be .

Путешествия от А до Я: все о Брюсселе

В Португалии очень много памятников: и любимому всеми Камоэнсу, и Вашку да Гаме, и королям. Я не очень чувствителен к скульптуре, однако некоторые памятники привлекли моё внимание. Например, памятник поэту Пессоа на площади Шиаду в Лиссабоне. Очень оригинальное решение – посадить статую за столик открытого кафе. Выигрывают все – и покойный поэт, к творчеству которого таким образом привлекается внимание, и кафе («А-Бразилейра»), использующее статую, как приманку, и публика, получающая удовольствие от экстравагантного соседства. Памятник Жозе I стоит в центре площади Комерсиу. Эта площадь представляет собой как бы ворота в город со стороны моря. Памятник обычный для монарха – сидит дядька на коне и смотрит вдаль. Король-всадник облачён в боевые доспехи, хотя при жизни не прославил себя особыми воинскими доблестями. Его заслуга скорее в другом: Жозе I выдвинул на пост премьера такого выдающегося деятеля как Себаштиана ди Карвалью (позднее маркиз Помбал). И не только выдвинул, но и поощрял деятельность реформатора, который, кстати, возродил столицу после разрушительного землетрясения 1755 года. Самому Помбалу «достался» грандиозный памятник. На чудесном белом постаменте, украшенном скульптурами, стоит чёрный маркиз. У маркиза длинные вьющиеся волосы (или парик?). В правой руке он держит шляпу, а в левой – стопку документов. Из-под левой руки маркиза выглядывает лев. Я не думаю, что при жизни маркиз гулял со львом (хотя и это возможно). Вероятно, лев аллегорический. Он как бы защищает маркиза от недругов или символизирует силу второго (после короля) человека в государстве. Ещё один памятник водружён на высоченной колонне, что на площади Росиу. Это памятник Дону Педру IV, бразильскому королю. Во время его правления (XIX в.) португальская королевская семья пребывала в изгнании, т.е. в Бразилии. Дон Педру IV правил недолго, чем прославился – не известно, поэтому для меня загадка, чем он заслужил столь величественный памятник. Король как бы реет над площадью. Он стоит в раскованной позе, небрежно опершись на саблю. Ну, и ещё один памятник, о котором я ничего не знаю. Это мужчина и женщина. Обнажённая женщина раскинула руки, как бы говоря «возьми меня, я вся твоя». Мужчина, наоборот, весьма сдержанно на неё смотрит. Взвешивает силы, очевидно. Ну, ладно. Памятники – памятниками, а люди интереснее. А из всех людей интереснее всего старики и дети. Старики хороши мудростью, которая видна в их глазах, а дети – чистотой. Правда, современные дети – особая статья. Например, в Алфаме я направил аппарат на группу португальских детсадников. Так знаете, что я услышал? «Дяденька, а нас снимать нельзя». Причем, по-английски. Тогда я попросил один снимок. «Ну, один можно», - согласилась синьорита лет пяти. Португальцы – толковый народ. На вопросы отвечают не спеша, хорошенько сначала поразмыслив. Да и речь у них приятная. Смахивает... как бы на польскую или русскую? Сам не пойму, но жужжат и шипят они однозначно много. Из плакатов на улицах больше всего развешено флажков коммунистической партии Португалии, которая вообще пользуется огромной популярностью. Другие партии, конечно тоже не спят. Сейчас, в преддверии выборов, весь Лиссабон обклеен портретами кандидатов. Народ серьёзно относится к политике, однако свободно проявляет своё чувство юмора, о чём свидетельствует плакатик, который я снял мимоходом. Далай Лама тоже пользуется поддержкой населения – на некоторых домах выписан его портрет. Кому он нужен в Лиссабоне, мне неведомо. В заключение хочется сказать, что Португалия – красивая и здоровая страна. Живым там весело живётся, а мёртвым покойно лежится. Поэтому хочется пожелать ей дальнейшего благополучия и процветания.

Любой рекламный проспект о Бельгии или о Брюсселе будет неизменно содержать картинку статуи Писающего мальчика - именно этот фонтан (обнаженный мальчик, пускающий струю в небольшой бассейн) является главной достопримечательностью страны. На деле же, если бы не толпы туристов, фотографирующих фонтан со всех сторон, мимо Писающего мальчика можно легко пройти мимо: он довольно крохотный и находится хоть и в центре, но на углу пересечения улиц. Так что же в нем такого особенного?


Сейчас, конечно, особенно в туристический сезон, пройти мимо этого фонтана почти невозможно: несмотря на то, что он огорожен забором и приблизиться к Писающему мальчику (Manneken Pis) вплотную нельзя, вокруг всегда будет множество гостей города и продавцов сувениров. Копии Писающего мальчика делают из шоколада, из карамели, из металла и пластмассы, в виде штопора и в виде брелока, его изображение печатают на футболках, кепках и сумках. Сейчас Писающий мальчик - это настоящий бренд Бельгии.

Когда именно возникла первая статуя Писающего мальчика, достоверно неизвестно. Но та, которую можно наблюдать сегодня, была отлита в 1619 году Жеромом Дюкенуа Старшим. Позже статую несколько раз воровали (последний раз статую крали в 1960-х годах), так что бельгийским властям пришлось поступить точно так же, как и датским с Русалочкой - в центре города установили копию статуи, а оригинал надежно спрятали.

Однако существует версия, что на этом месте стоял похожий фонтан намного задолго до 1619 года, возможно даже с 1388 года. Есть две версии, почему эту статую вообще создали. По первой версии мальчик изображает сына Готфрида III Лёвенского, люльку с которым подвесили высоко на дереве в 1142 году во время решающей битвы гримбергенской войны. Малыш должен был воодушевлять своим видом войска и дразнить неприятеля, и, согласно легенде, во время битвы малыш писал сверху на сражающихся воинов.

Вторая легенда относится к XIV веку, когда Брюссель находился в осаде, и неприятель собирался проникнуть за стены города, установив взрывчатку под укреплением. Это увидел мальчик по имени Юлианске и, не зная как еще поступить, просто помочился на взрывчатое вещество и потушил фитиль, и таким образом спас весь город.


Есть менее пафосные истории возникновения статуи. Одна из них, например, рассказывает о заезжем богатом торговце, сын которого убежал и пропал, когда они гостили в Брюсселе. На поиски мальчика были брошены все силы, и действительно - мальчика нашли. Его обнаружили как раз в тот момент, когда он писал в саду, ни о чем не подозревая. Радостный торговец, согласно легенде, был так рад, что его наследник жив и здоров, что решил поставить целый фонтан в честь своего сына.


Четвертая легенда похожа на предыдущую, только вместо богатого торговца сына потеряла местная женщина, и в панике она стала бегать и спрашивать у каждого прохожего, не видели ли они ее сына, приставая даже к меру города. В результате долгих поисков мальчика нашли в тот момент, когда он мочился на углу пересечения улиц.

Так или иначе, с тех пор вокруг статуи образовалась целая традиция по смене нарядов мальчика. Пусть малыш и небольшой по размерам, но другого такого модника среди статуй точно не найти. Сейчас у Писающего мальчика есть несколько сотен нарядов, есть календарь нарядов и есть даже специальные Друзья Писающего Мальчика, которые отвечают за своевременную смену одежды.

Рядом с фонтаном на центральной площади города в Королевском музее находится экспозиция костюмов Писающего мальчика, которая насчитывает более 800 нарядов. В начале каждого года утверждаются даты и наряды для статуи, а Друзья следят, чтобы все наряды были вовремя надеты и в сохранности после отправлены в музей.


Считается, что первый костюм для мальчика прислал курфюрст Баварский Максимилиан-Эммануил в 1698 году, и эту одежду тоже можно увидеть в Музее, но основная часть экспозиции, конечно, собралась за XX век. Каждый раз, когда мальчика одевают, это происходит в торжественной обстановке в сопровождении играющего оркестра.


Часто Писающего мальчика одевают в национальные костюмы других народов, но иногда на нем можно увидеть и просто забавные наряды, вроде наряда Дракулы или Санта Клауса. Но, пожалуй, ни один костюм не вызывает у публики такой ажиотаж, как когда воду в фонтане заменяют на пиво или вино. Тогда Друзья Писающего мальчика наполняют стаканы прямо струей, выпускаемой Мальчиком и бесплатно раздают их прохожим.