Краткая история льна

Первым известным текстильным изделием считаются найденные археологами в сентябре 2009 года в горной пещере на территории Грузии фрагменты льняной пряжи и волокон, часть которых была окрашена. Возраст находки 36 000 лет до н. э.

В Древнем Египте, в эпоху фараонов (3 000 лет до Н. Э) лен играл ключевую экономическую роль. Из него делали разнообразные текстильные изделия, в том числе виссон - тончайшую, почти прозрачную, но при этом прочную белую льняную ткань для одежды, которая обеспечивала комфорт в жару и была приятна в носке.

Льняное полотно массово применялось для обертывания тела при погребении и « сопровождении» души умершего в вечность.

Следующий триумф льна - Финикийцы (12-й-8-й век до н. э.) - великие мореплаватели и первые экспортеры льняных тканей и белья. Они покупали лен в Египте и везли его в Грецию, Рим, Бретань, Англию, Ирландию и Испанию. Каналы, прорытые вдоль Нила к Красному морю около 1700 года до н. э., позволили наладить новый транспортный путь виссона: кораблями из Тира - в Индию, а затем в Китай.

Юлий Цезарь, победив и покорив галлов (50 год до Н. Э.), был поражен высококачественными льняными тканями, производимыми во Фландрии (историческая область на территории современной Бельгии и Франции) Население этой страны называло себя «Бел"ch», что на кельтском языке означало «белье». И жрецов - друидов, носивших белое льняное белье, тоже называли «Белек». В связи с чем, Юлий Цезарь жителей Фландрии стал именовать «Белги».

Карл Великий в 789 г. (8-й век н. э.) дал импульс для производства постельного белья, издав специальный декрет. В его Capitulaires (первая книга законов, которые сгруппированы по главам) указывается, что каждая семья во Франции должны иметь оборудование, необходимое для изготовления льняных тканей.

Вильгельм Завоеватель (1027-1087), герцог Нормандии, в 1066 году (11 век н.э.) претендовал на английскую корону. Его жена, Королева Матильда, вышивает эпический рассказ об этом событии на знаменитом гобелене из Байе: 70-метровое полотно, благодаря которому можно судить о том, какой была жизнь в то время.

В начале 13 века н.э. ткачиха по имени Батист, из деревни недалеко от Камбре (Франция), совершенствует технику ткачества льняной ткани. Ткань имеет успех и начинает экспортироваться во Фландрию, Голландии, Италии, Испании и Англии. Льняная ткань батистового плетения, или батист стала « тканью королей » и использовалась для изготовления носовых платков, столового и нижнего белья...

Во времена Людовика ХIV уделяют особое внимание крою и отделке одежды. В это время в моду входит изысканно вышитая и кружевная отделка дневного или ночного нижнего белья, которая видна из под верхнего платья. К этому же времени относится появление слова «линге», или белье, означающее «тонкая льняная нательная рубашка».

К сожалению, 17 век н.э. отмечен печальным событием. Отмена Нантского Эдикта (1685 г.) привела к тому, что 6,000 протестантской ткачих и кружевниц были вынуждены покинуть Францию и уехать в Голландию, Швейцарию, Германию, Англию и Ирландию.

В 18 веке, во время правления Людовика XVI (1754-1793) появился кринолин. Он был необходим, чтобы поднимать юбки и придавать носительнице этого изделия полноту и дородность (эти черты свидетельствовали о здоровье и способности родить наследника). Кринолин делали из конского волоса и льна.

Лен, чтобы усилить прочность ткани, также добавляют при изготовлении бархата. Именно благодаря присутствию льняных нитей, сохранилось в хорошем состоянии до сегодняшнего дня так много одежды, мебели, столового и другого белья из бархата этого периода.

До сих пор одна из самых дорогих тканей - парча делается вручную. Но в 1806 году французский Ткач из Лиона - Жозеф-Мари Жаккард создал машину, которая позволяет автоматически поднять нити во время плетения и производить аналог парчи. Так с началом в 19 веке индустриальной революции появилась жаккардовая ткань.

Наполеон 1-й, чтобы стимулировать развитие французской льняной текстильной промышленности, предложил награду в один миллион франков золотом изобретателю прядильной машины для льна. Указ был опубликован в газете « Газета».

Спустя два месяца, Филипп де Жирар придумал решение, а 12 июня 1810 года подал заявку на патент. Он был настолько уверен, чтобы выиграет награду, что занял деньги и в 1811 году построил две текстильные фабрики в Париже. К сожалению, в результате падения империи и изменения режима, он стал банкротом и за долги попал в тюрьму.

В 20 веке 90% европейских льняных тканей предназначались для текстильного рынка (60% на одежду, 15% на постельное белье, 15% на мебель и дизайн интерьера).

В настоящее время (21 век), благодаря техническим возможностям, 10% льна применяется в ЭКО-строительстве (в виде ДСП, строительных блоков, звуко- и теплоизоляционных материалов) и при производстве композитных материалов, использующихся при изготовлении оконных рам (для сопротивления и изоляции), спортивного оборудования и инвентаря (горные велосипеды, шлемы, лыжи,скетборды, сноуборды, теннисные ракетки, которые поглощают вибрацию), легковых автомобилей (зеркала заднего вида и дверные крепления - для легкости и жесткости), канцтоваров, товаров медицинского назначения.

Лен имеет очень богатую и древнюю историю, а льняная ткань считается самой старинной! Ни для кого не секрет, что — самые полезные для здоровья и одновременно самые ноские? В России лен испокон веков был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.

Еще во времена возникновения Руси лен возделывали в районе Пскова, а позднее — в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
На Руси лён заслужил к себе благоговейное отношение и считался материалом чистым, целебным и таинственным.
Сохранились и народные приметы, связанные со льном: если льняное зернышко положить в ботинок — обувь будет носиться намного дольше, а если несколько льняных семечек зашить в одежду, они защитят от порчи и сглаза.

На Руси лён стелили новобрачным, в льняное полотно принимали новорожденных и льняными повязками перевязывали раны воинов для скорейшего выздоровления.

Посеву льна даже был посвящен праздник «Семь дев», в народе говорили «сеют лен у семи Алён».
В народе говорили:

Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Длинные капельки – долгий лён.

Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печорскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

Года идут, времена и нравы меняются, но уникальные и полезные свойства льна остаются неизменными.
Нам нравится сохранять и развивать льняную культуру в наши дни и использовать все уникальные свойства этого благородного материала.

Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире !

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна».

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику .

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки , поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля ? Ей конопатят – затыкают щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни (сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» - «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке ,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!


Если вам приходилось видеть поле во время цветения льна, скорее всего, вы не забыли это дивное зрелище. Лён обладает уникальными свойствами, что способствует человечеству обращаться к нему не одно тысячелетие. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лён остаётся популярным, как и многие тысячи лет назад.



О льняных тканях можно прочитать уже в Библии, а образцы этих тканей, которые использовались людьми в VIII–III вв. до н. э., были обнаружены в древних раскопках в Швейцарии. Это подтверждают музеи, в которых хранятся древние находки. Даже о методах получение льна рассказывают нам старинные фрески, рисунки на греческих вазах. Его расстилали, сушили, затем мяли, трепали, чесали, после чего пряли. Под льняными парусами ходили суда, на льняных холстах дошли до нас шедевры живописи. Льняные ткани вытеснили даже одежды из звериных шкур.



Лён дарит людям масло, одежду, нити, из которых изготавливают тончайшую ткань, Брюссельские, Елецкие, Вологодские кружева, постельное бельё, скатерти, бельё. Все изделия из него отличаются прекрасными гигиеническими качествами, прочностью, долговечностью, устойчивостью против гниения.


Но всё же, считается, что по-настоящему серьёзно изготовлением льняных тканей занялись в древней Индии почти 9000 лет назад. Вот с тех пор лён и выращивается как прядильная культура. Затем это дело позаимствовали Ассирия, Вавилон, Египет и другие страны. Особенно по изготовлению льняных тканей прославился Египет, где получали тончайшие, почти прозрачные ткани, – через пять слоёв такой ткани просвечивало тело.


Качество льняной ткани определяется по длине нити, полученной из 1 кг пряжи. Например, если из 1 кг пряжи получено 10 км нити, то номер такой нити – 10. А теперь представьте, что египетские ткачи пряли нити с номером 240. Как же удавалось это египтянам? Ответ на этот вопрос простой – секрет изготовления таких нитей человечеством утерян. Такая ткань ценилась по цене золота. Следовательно, носили одежды из тончайшего льна только царственные особы и жрецы. А еще изо льна изготавливали бинты для пеленания набальзамированных тел умерших.


Из Египта лён перешёл в Грецию, о нём писал древнегреческий историк Геродот. Он донёс до нас сведения о том, что в дар Афине Родосской принесли ткань, нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Такую ткань, ценившуюся на вес золота, вырабатывали и в древней Колхиде, то есть там тоже знали об этом секрете. Историки предполагают, что поход аргонавтов в Колхиду за «золотым руном» был связан именно с целью разгадки секрета изготовления тончайшей льняной ткани. Секрет не дошёл до нас.


Льняные одежды полюбились и , а от римлян лён позаимствовали галлы и кельты, иначе говоря, вся Западная Европа. В Средневековье и в эпоху Возрождения льняные ткани были самые распространённые. Но постепенно древние секреты изготовления тонких тканей терялись, а лён в некоторых странах стали использовать на примитивном уровне. Так или иначе, лён использовали и в Средней Азии, и в Австралии, и в Восточной Европе.







Откуда пришла культура льна к нам на Русь? Историки предполагают – из . Во всяком случае, до образования Киевской Руси льноводством уже давно занимались славянские племена, в Прибалтике в языческие времена были боги-покровители льна. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о том, как возделывали лён, а также о производстве льняных тканей и масла Печерскими монахами.


На Руси с особым уважением относились ко льну, его ценили за целебную силу, а чистая, белая льняная одежда была символом нравственной чистоты. В XIII веке торговля льном занимала видное место на Руси, центр товарного льноводства находился в Пскове, Новгороде и в Суздале. Русские князья собирали льном подати.


Обработка льна – процесс трудоёмкий, и поэтому, не имея механизации, многие страны сворачивали это трудное дело. Химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар разрешили эту задачу – механический способ обработки льна был изобретён, но во Франции их делом никто не заинтересовался, а вот в России продолжали заниматься обработкой льна, поэтому изобретатель Ф. Жирар вынужден был искать применение своим изобретениям именно в России. По предложению Александра I он основал здесь первую полотняную механическую фабрику, впоследствии знаменитая Жирардовская мануфактура.


В результате производительность прядения утроилась. На русский лён вырос спрос в Великобритании – во второй половине XIX века доля русского льна в этой стране составляла 70%. Вскоре лён стал важной статьёй русского экспорта. Россия поставляла лён не только в Великобританию, но и во многие западноевропейские страны.





Появление новых волокон – , синтетических, казалось бы, ставило под угрозу исчезновения производство льняных тканей, однако натуральные ткани сохранились, так как, сочетая их с разными волокнами, получались всё новые и новые ткани. Производство льняных тканей расширяется благодаря применению котонина (модифицированного льняного волокна).


Для получения костюмно-платьевых тканей используются льнолавсановая (50 – 60 % лавсановых волокон), льнокапроновая, льнонитроновая ткани. Например, льнолавсановые ткани имеют шерстистый красивый внешний вид. При увеличении в их составе лавсановых волокон более 50%, ткани не сминаются, как это происходит у чисто льняных. Они обладают хорошей формоустойчивостью, хорошо укладываются в складки, но их гигроскопичность по сравнению с льняными ниже и гигиенические свойства тоже уже не те, что у льняных тканей.


Льновискозные ткани шелковистые, очень красивы, хорошо драпируются, но сминаются, как и льняные.


Льняные формоустойчивые ткани выпускаются с выразительными рельефными поверхностями, пластичные – с разнообразными рисунками переплетений, которые могут быть и ажурными, и имитирующими мережку, а также с эффектом накладных стежков и с жаккардовыми рисунками.


Есть ткани и с меланжевым эффектом, которые получают благодаря использованию смеси волокон, различно воспринимающих красители. Ткани с эффектом зернистости получают из льняных нитей, скрученных с капроновыми, которые из-за своей упругости стягивают льняные нити. Из таких тканей легко шить костюмы, женские летние пальто.


А за последнее время интерес к чисто льняным тканям вырос и по той причине, что человечество оценило экологичность льна в этом мире, где так много потеряно не только материального, но и духовно-нравственного.



Основные этапы производства ткани изо льна


Сначала лён собирают и получают льняную солому. Это выполняют с помощью машин. Далее его вымачивают, для чего лён расстилают на полях на 2-3 недели (роса вымочит). Наконец, осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание. После чего следует прядильное производство: пряжа, которая поочерёдно включает чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы (тонкой подкрученной ленты).



Следующая операция – отделочное производство: отбеливание и окраска.


Для изготовления бельевых полотен: простыней, полотенец, лёгких костюмных тканей используется чёсаный лён. Из него получают более тонкую и лучшую по качеству льняную пряжу. Из очеса (короткое волокно) и луба получают более грубую пряжу, из которой изготавливают грубые ткани: мешочные ткани, холсты и другие полотна.


Отходы из льняного производства тоже используются – они применяются как топливо, и не только как топливо, но ещё, из них изготавливают плиты для стенных перегородок, а также используют в производстве настила под паркет и мебели. Так что лён находит применение во многих сферах производства, и ни одна его часть не пропадает.


Но так как нас интересуют больше льняные ткани, рассмотрим основные их свойства.


Износостойкость и прочность.
Экологичность.
Воздухопроницаемость.
Высокая теплопроводность.
Минимальная электризуемость.



Способность отводить тепло и влагу. Как вы думаете, что лучше надеть в жаркую погоду – синтетическую одежду или изо льна? Каждый из вас уже догадался – конечно изо льна.


Именно льняные ткани, кстати, одни из немногих, производятся из абсолютно натурального сырья. Льняные ткани меньше загрязняются, поэтому их можно реже стирать, а это повышает срок службы изделия. Во время носки и стирки, в отличие от хлопчатобумажной ткани, льняная не желтеет, а сохраняет и белизну, и свежесть.


И хорошо бы знать всем девушкам о том, что льняная одежда предупреждает и некоторые заболевания, ведь лен имеет ещё и бактериологические свойства, поэтому никакие грибки или бактерии на нём не уживаются. Льняная ткань считается природным антисептиком, микробы и разные инфекции на ней погибают, под льняными бинтами раны заживают значительно быстрее. Именно, кремнезем, содержащийся во льне, сдерживает развитие бактерий. Вот теперь и задумайтесь, какое нижнее бельё на себя лучше надеть. Используется лён и в хирургии при наложении швов, которые организм человека не отторгает, а полностью рассасывает.



Уход за вещами из льняных тканей


Белые и натуральные льняные ткани можно спокойно стирать при 90 ?С, и не только, можно и прокипятить.


Цветные изделия стирать лучше при температуре не выше 40?С, ведь вы не знаете, какие красители использовались. Такие вещи лучше стирать в щадящем режиме и с соответствующими стиральными средствами, не используя отбеливающих и хлорсодержащих препаратов, которые могут способствовать быстрому разрушению льняных волокон.


Единственный недостаток льняной ткани – легко мнётся, поэтому во время сушки следует вещи хорошо расправить, и сушить лучше на открытом воздухе. Снимать с просушки вещи надо чуть влажными, и приступать к глажению. Гладить надо через влажную тонкую ткань (марлю), только тогда ваша одежда будет идеальна. Если вы используете утюг с паром, температура не должна превышать 200 ?С.


Если придерживаться всех рекомендаций по уходу за льняной одеждой, она послужит для вас не один год. Кстати, постепенно со временем ваша одежда изо льна делается мягче, и вы заметите, что ухаживать за ней становится всё легче и легче.


Милитта уверена в том, что, прочитав о достоинствах льняной ткани, она убедила вас в её выборе для одежды, в которой вы долго будете радоваться и чувствовать себя превосходно.

Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Лен выращивали в поле, собирали. Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон, которые как раз и нужны для изготовления прочных ниток.

То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна, высушивали на стлище (на поле).

Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било. Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".

Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.

Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали (взбивали, распушали). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. Из кудели уже пряли пряжу.

Пряли лен женщины и даже девочки, а вот выучиться ткать удавалось лишь самым трудолюбивым и настойчивым. Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных выдумщиков песен и сказок народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала женщин скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы ткали ткани.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Так и получалась пряжа.

А уж из пряжи на деревянных ткацких станах ткали ткани. Из тканей шили одежду. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Видео для детей, как в стародавние времена проводили обработку льна для урока по предмету окружающий мир 2 класс (учебник Плешакова). Нажмите play, чтобы начать просмотр.