Режиссер-постановщик Надежда Столбова, Валерия Беседина, Святослав Беседин

Какие ассоциации возникают у нас при слове «композитор»? Наверное, в первую очередь, по известным портретам — Бах, Моцарт в париках, Чайковский с бородкой, гладко выбритый Рахманинов с неизменной короткой стрижкой, другие… и все — мужчины. Дамы, как правило, на ум не приходят. Есть немало популярных исполнительниц собственных песен под гитару, чьи имена на афишах и на слуху, но они не композиторы в полном смысле этого слова. Композитор — это профессионал, который должен обладать не только талантом к сочинению, но и дипломом консерватории, подтверждающим знания законов мелодии, гармонии, оркестровки, владение техникой композиции, написания партитур и многое другое.

Все это — в арсенале Валерии Бесединой. Она вне стереотипных ассоциаций — статная, яркая, скорее похожая на солистку оперы, чем на ее создателя. В нынешнем сезоне известный московский композитор отмечает одну за другой разнообразные творческие даты. Ее давно знают любители театра — балет «Суламифь» до сих пор помнят все, кто был на этом спектакле в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Она была еще школьницей, когда 35 лет назад впервые выступила перед большой и очень серьезной аудиторией — на пленуме Союза композиторов СССР. К тому времени ее «портфолио» представляло собой несколько фортепианных пьес и романсов. Для показа на столь ответственном мероприятии Валерия выбрала «Голоса галактики» для фортепиано и вокальный цикл «Степные песни». Сочинения и яркое авторское исполнение произвели такое впечатление на представительную публику, что музыковеды объявили о рождении нового талантливого композитора и рекомендовали девочке продолжать учебу в этом направлении.

Тихон Хренников был в то время профессором Московской консерватории. Валерия, конечно, как все в нашей стране, знала наизусть его мелодии из кинофильмов «Свинарка и пастух, «Гусарская баллада», популярнейшую песню «Московские окна», и была счастлива узнать, что зачислена в его класс. Хренников сразу увидел в ней не только талант, но и родственную душу мелодиста, и называл одной из самых больших радостей в педагогической работе: «Она сочиняет музыку, основой которой являются красивая мелодия и человеческие чувства, и это трогает сердце и приносит любовь слушателей. У нее необыкновенный артистический талант – она сама виртуозно играет на рояле и великолепно поет, создавая яркие образы». Такой высокой оценки и за сочинение, и за исполнительское искусство он удостаивал далеко не каждого студента. А Беседина и сейчас подтверждает на своих концертах репутацию отличной пианистки.

Вылетев из консерваторского «гнезда», «птенец» сразу взлетел высоко — это уже серьезный автор, исполнявшийся в Доме композиторов и Большом зале консерватории. В тот же год в театре драмы имени Гоголя был поставлен спектакль с ее музыкой «Вождь краснокожих», который двадцать три сезона не сходил со сцены. Произведения Валерии Бесединой начали записываться в фонды Государственного Дома звукозаписи, исполняться по радио, включая программы радиовещания на иностранных языках. Отклики зарубежных слушателей показали, что ее музыка, такая русская по своей глубинной сути, близка и понятна людям во всем мире.

На следующий год после премьеры «Вождя краснокожих» — а именно 25 лет назад – Валерия закрепила свой статус «официально», вступив в Союз композиторов России. А через месяц на свет появилось ее лучшее произведение – так она называет сына и считает его юбилей тоже своей важной творческой датой. И не только по факту рождения, но и потому, что Святослав Беседин – выпускник Гитиса, певец, актер, поэт и либреттист–– соратник по искусству, литературный автор и исполнитель многих ее сочинений.

Через несколько лет состоялась встреча Валерии Бесединой с художественным руководителем балета музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко хореографом Дмитрием Брянцевым — кстати, при довольно забавных обстоятельствах. Он давно вынашивал идею балета на библейский сюжет о царе Соломоне и его юной возлюбленной Суламифи и долго искал композитора. Забраковав несметное количество записей современных авторов, он, наконец, остановился на одной: «Приведите мне этого мужика, я здесь уже полбалета увидел!». «Мужику» позвонили и договорились о встрече в театре с руководителем балета. В тот же день к нему пришла и Валерия. Брянцев сказал, что очень занят – вот-вот должен прийти композитор по поводу нового балета, и если у нее к нему срочное дело, то придется подождать. Дирижер от смеха едва смог выговорить, что она и есть «тот самый мужик».


Александр Жиленков — пианист,
Надежда Столбова — режиссёр,
Софья Селезнева — Крестница, народный голос,
Валерия Беседина — композитор,
Наталья Мельник — Княжна,
Евгения Сегенюк – Екатерина Вторая
Артем Гарнов – Алексей
Народный артист СССР Владислав Пьявко — Канцлер.

Весело начавшееся знакомство перешло в серьезное плодотворное сотрудничество и создание прекрасного спектакля «Суламифь» — это следующая дата в нашем рассказе — 20 лет со дня премьеры. Бесединой в высшей степени присуще чувство театра, в особенности, танца. «Ценю «зримый звук» и воплощаю его в театральных фантазиях», — говорит она. Неудивительно, что «Суламифь» шла семь сезонов с аншлагами – огромный успех для молодого автора. Спектакль примечателен еще и тем, что впервые в балете участвует певица. «Брянцев очень тонко чувствовал музыку и был гибок в творчестве», — вспоминает Валерия. — «Работали в его кабинете — он рассказывал, а я импровизировала. На ходу изобразила песенку Суламифи – хореограф принял новшество с большим воодушевлением, и песня вошла в балет».Обогатив партитуру вокальной строкой, Беседина привлекла к участию в балете солистов оперы — вокализ Суламифи исполняла примадонна Хибла Герзмава. Публика открыла для себя новую красивую балетную музыку, а Дмитрий Брянцев нашел своего композитора и вскоре работал с ней над следующим спектаклем «Цирк приехал». 15 лет назад состоялась премьера этого веселого представления для детей, ставшего, к сожалению, последним в жизни хореографа — через полтора года он был убит.

По тому, как широко и художественно весомо представлена в творчестве композитора детская тема, видно, что она придает ей огромное значение. Балеты, мюзиклы, музыку для театральных представлений, песни она пишет, следуя собственному кредо: «Для детей надо сочинять доступно, но не примитивно, красиво, но не приторно, образно, но не штампами». В последнее время в Московской филармонии все популярнее становится новый вид музыкально-сценического действия — циклы для детей «Сказки с оркестром», и Валерия не осталась в стороне. «Сказки Шарля Перро» из этого цикла сначала прозвучали в зале имени Чайковского в исполнении актера Александра Олешко и оркестра филармонии под управлением дирижера Игоря Манашерова. А через год были повторены «на бис» в Филармонии-2 (зал им. Рахманинова) — и снова ошеломляющий успех, атмосфера праздника, восторг детей и улыбки артистов оркестра во время исполнения.

Тему дат продолжает «El mundo de ГОЙЯ» — «Мир Гойи». 10 лет назад премьера этого балета в хореографии Константина Уральского состоялась в Челябинском театре имени Глинки на открытии фестиваля балета памяти Екатерины Максимовой. В произведении отражен самый трагичный период жизни художника, его страдания, видения – любовь и измена, судилище инквизиции, ожившие «Капричос». В красочной партитуре буйные ритмы сменяются тонкой неторопливой лирикой, а вокальная составляющая, ставшая в балетах Бесединой уже традицией, в сцене инквизиции играет основную роль, когда грегорианское пение хора на время вытесняет танец. За эту работу Беседина и Уральский получили звание лауреатов премии Правительства РФ в области культуры, и Валерия стала первой из композиторов, кто удостоился этой награды. Впоследствии одноактная авторская версия в постановке Ирины Лазаревой была поставлена в Москве, и «шикарная музыка с испанским колоритом», по выражению Владислава Пьявко, снова заставила о себе говорить.


И, наконец, самая маленькая цифра, но невероятно значительная дата: 5 лет назад в Красноярске увидела свет опера «Самозванка» на либретто Святослава Беседина об авантюристке, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, впоследствии известной под именем княжны Таракановой. По приказу Екатерины Второй она была доставлена в Петропавловскую крепость и через полгода умерла от чахотки. Но благодаря знаменитой картине К.Д.Флавицкого «Княжна Тараканова» в народной памяти закрепилась легенда о жуткой смерти молодой женщины во время наводнения, затопившего каземат, куда она была заключена. Этот сюжет и стал основой оперы Бесединой, объединившей историю и легенду.



Сцены из оперы «Самозванка» в Новой опере: Екатерина — Евгения Сегенюк, граф Орлов — Артем Гарнов.

Даже по концертной версии с оркестром и хором стало ясно – родилась новая русская историческая опера, выросшая из корней великих классиков, в первую очередь Мусоргского, и властно заявила о себе интонационной основательностью, близостью к эмоциональной мелодике речи, богатством оркестровых красок, мощью замысла и воплощения. Это, безусловно, не только культурно, но и социально значимое событие, особенно в наше время. В глубоко патриотичном произведении ярко раскрывается образ выдающейся женщины, родившейся в Германии и ставшей великой российской императрицей.

Сцены из оперы были позже показаны в Москве сначала в Доме композиторов, а в этом сезоне — в зеркальном фойе театра Новая опера в постановке Надежды Столбовой с приглашенной из Большого театра Евгенией Сегенюк (Екатерина). Беседина и тут проявила тембровую фантазию – ввела в оперу народный голос. (Софья Селезнёва в партии Крестницы) и звон колокола. Поставленные в фойе по инициативе Евгения Колобова настоящие – не оркестровые — колокола, отлитые на Урале, никогда до этого не звучали, и впервые их голоса услышали те, кто пришел на оперу Бесединой. Напряженная драматургия произведения требует от исполнителей незаурядного мастерства и большой энергетической отдачи. Противостояние двух сильных женщин, борющихся за русский трон, накаляется до предела, но силы не равны, и финал трагичен. Заключительная Колыбельная-плач Княжны по неродившемуся ребенку, который должен умереть вместе с ней, начинается под звон одинокого колокола Петропавловской крепости и потрясает публику до глубины души.

Валерия Беседина — редкостный жанровый и стилевой универсал: трагическая опера и веселый детский балет, инструментальные концерты и джаз, духовный концерт и рок-опера. Первыми детскими сочинениями стали фуга и песня, с той поры рука об руку идут в ее творчестве инструментальные, вокальные, академические и эстрадные произведения. Продукт этой яркой многоплановости — CD-альбом «Экспромты сердца», который готовится к выпуску: свыше четырех десятков песен, баллад, монологов и других композиций во всех стилях в исполнении певца Святослава Беседина и автора.

Ольга Новикова

Фото из архива Валерии Бесединой

Очаровательная, искренняя и поэтичная, московский композитор Валерия Беседина дарит миру яркую палитру музыкальных образов. Ее сочинения, среди которых преобладают театральные опусы различных жанров, ставятся сегодня на самых разных сценических площадках России и зарубежья. А композитор, отметившая недавно оригинальный юбилей — 33 года с момента первого исполнения её авторских сочинений на престижном форуме — Всесоюзном Пленуме композиторов в 1981 году, полна новых творческих замыслов. В честь этого события на авторском концерте звучала ее музыка и в исполнении артистов Большого театра, и солистов оркестра под управлением В.Спивакова, и в собственной интерпретации.

Валерия Беседина обладает ярким творческим почерком: ее музыку отличает театральность и экспрессия, трепетность и проникновенность, рельефность и прочувствованность образов.
Вместе с тем, в ней ощутима почвенность и опора на лучшие отечественные музыкальные традиции – от М.П. Мусоргского и С. В. Рахманинова до Т. Н. Хренникова, чьей ученицей была Валерия в Московской консерватории. Глубоко артистическая натура, она обладает многогранным даром: не только создает удивительный мир звуков, способный мгновенно захватить слушателя, но также виртуозно владеет фортепиано, поёт, оркеструет, аранжирует свои сочинения, импровизирует на любые музыкальные темы, стихи и картины.

Заслуженная артистка России, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, Валерия Беседина широко известна музыкально-театральному сообществу своими произведениями, любима многими почитателями ее таланта. Простое перечисление сочинений композитора дает впечатляющее представление о масштабе ее творческого диапазона, охватывающего почти все жанры: балеты «Суламифь» (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — 1997), «El mundo de Гойя» (Челябинский театр оперы и балета – 2007 г.), «Кот в сапогах» (Красноярский и Челябинский театры – 2010); оперы «Государыня» и «Огненная дева»; музыкальная драма «Лебединый стан», мюзиклы «Свободная клетка», «Виртуальный маскарад», «Госпожа Метелица», «Вождь краснокожих» (Московский драмтеатр им. Н.В. Гоголя); духовно-хоровой концерт «Посвящение святителю Николаю Чудотворцу», радиоспектакли, инструментальные концерты, циклы камерных произведений, песни, баллады и многие другие сочинения.

Валерия, с чего начался Ваш творческий путь?

С прекрасной атмосферы в семье, где поддерживались все творческие начинания, с момента первой импровизации на рояле, когда я даже в школу не ходила. Мне, малышке, хотелось изобразить на инструменте всё вокруг. А в 9 лет сочинила в один день фугу и песню. Вот так всю жизнь в моей музыке и пересекаются две параллели.

— Как Вы обычно подбираете сюжеты для своих театральных сочинений?

Импульс! Он может быть из неожиданного источника, но может быть и конкретный заказ театра или хореографа. И ещё — много тем рождается в момент плаванья, как в морях, так и в бассейне. Даже помню, что на каких метрах сочинялось.

«El mundo de ГОЙЯ» — сцены из балета — хореография Константина Уральского.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем балете «El mundo de Гойя» – откуда возник этот замысел и какова идея его воплощения?

Школьницей родители привели на выставку музея «Прадо», где меня загипнотизировали полотна Ф. Гойи. Тогда я не подозревала, что студенткой 2 курса Московской консерватории перенесу творчество великого испанца в музыкальное измерение – сюиту для 2 виолончелей. Профессура на экзамене оценила мои Офорты на 5+, и в ту же ночь мне приснился весь балет. Но постановку я ждала четверть века.

— Этот балет с успехом поставлен на сцене Челябинского театра оперы и балета хореографом Константином Уральским, заслужил признание зрителей и премию Правительства РФ. А московский зритель имел возможность познакомиться с Вашим «Гойей» лишь раз – на фестивале «Московская осень-2011» в одноактном варианте балетмейстера Ирины Лазаревой (театр «Русский балет»). Планируется ли сейчас где-либо его постановка?

В наше время постановки надо уметь «пробивать», а это другая профессия. Я композитор и умею только сочинять, исполнять и выполнять заказы театров. Поэтому, когда мы все увидим нового «Гойю», к сожалению, не знаю. У меня в «запасниках» ещё много произведений, ожидающих свет рампы.

— У Вас есть замечательный духовно-хоровой концерт «Посвящение святителю Николаю Чудотворцу» – первое столь масштабное музыкальное произведение, обращённое к почитаемому Святому. Какова его исполнительская судьба?

Судьба сложная. Тем, кто слышал, сочинение приносит радость, умиротворение и здоровье. А те (чиновники), от кого зависит «судьба» сочинения, не слушают духовные концерты.

Собираетесь ли Вы создать что-нибудь еще в подобных жанрах?

Как раз сейчас мы с сыном (членом Союза Литераторов РФ) сочиняем произведение, продолжающее традиции вышеназванного концерта, но не только для хора, а и с симфоническим оркестром. Но тема пусть пока остаётся тайной.

Композитор В.Беседина вместе с исполнителем партии Канцлера в её опере «Государыня» — Народным артистом СССР, профессором Владиславом Пьявко.

— Вы недавно закончили масштабную историческую оперу «Государыня», которая уже была поставлена в 2012 году в сокращенной версии в Красноярском театре оперы и балета. Какова история написания этой оперы? Что самое важное Вы хотели в ней сказать?

После аншлаговой премьеры балета «Суламифь» на библейскую тему, мне захотелось написать русскую оперу в исконных традициях: исторический сюжет полный драматических коллизий, стройная лейтмотивная система, противоречивые характеры персонажей. Поскольку я всегда глубоко интересовалась русской историей, то сюжет в моем сознании всплыл сразу, тем более о Екатерине II оперы не сочинялись. 12 лет я искала либреттиста, а в итоге им стал мой тогда 18-летний сын Святослав, который серьёзно изучал законы оперной драматургии, и он смог создать яркий, концентрированный по мысли текст, поэтому наш сюжет стремительно развивается и всецело захватывает зрителя. Многие строки, написанные в 2010 г. оказываются пророческими: «Нынче Европа на нас обозлённая из-за побед наших громких, блистательных! Кто такое простит?», «И Крым теперь наш – русский аванпост!» и др. Мечта автора – увидеть своё творение на большой сцене в достойной постановке с талантливыми артистами. И опера «Государыня» способна заявить о нынешней могучей России на самом высоком международном уровне. Ведь настоящее искусство зачастую способно на большее, чем дипломаты и военные вместе взятые. Культура – вот истинное лицо Государства!

Сочинения для музыкального театра Валерии Бесединой сегодня привлекают постановщиков и звучат на многих сценах. Не случайно Суламифь в одноименном балете, который шел на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко до реконструкции здания более 7 лет, была награждена премией «Золотая маска». На сцене музыкального театра им. Н.И. Сац в марте появился яркий балет для детей «Кот в сапогах» в постановке хореографа и художника Елены Богданович. Однако самые масштабные и яркие театральные опусы Валерии Бесединой – балет «Гойя» и опера «Государыня» – пока ждут своих меценатов и постановщиков, которые смогут открыть им дорогу в долгую сценическую жизнь.

Евгения Артемова

Валерия Беседина родилась в древнем городе Львове, где дома со сказочными башенками, на крышах — изысканные флюгера, а в красивейшем, старинном парке — лебединое озеро. Может, поэтому больше всего на свете маленькая девочка любила звуки природы и родного города изображать на рояле. В ее импровизациях оживал любой фантастический сюжет.
Однажды, будучи ученицей специальной музыкальной школы, Валерия на каникулы приехала в Москву и показала свои сочинения выдающемуся музыканту, профессору Тихону Николаевичу Хренникову, который сразу взял ее в свой класс.
Девочка выросла, стала композитором, а сказка осталась. Более того — свои сказки она умеет дарить людям. Валерия способна свои мысли и чувства воплощать в звуки. А с нотами у нее тайный сговор. Они подстерегают и преследуют ее повсюду. Так, и только так — от голоса свыше — были рождены балеты «Суламифь» и «Цирк приехал!» (на фасаде Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко — огромные афиши этих балетов в постановке Народного артиста России Дмитрия Брянцева ), «Гойя» и «Вий» , оперы «Самозванка» и «Огненная Дева» , приключенческий мюзикл «Виртуальный маскарад» (в Московском драматическом театре им.Ермоловой) , озорной «Вождь Краснокожих» и романтичная «Госпожа Метелица» (в Московском драматическом театре им. Н.В.Гоголя ), духовный концерт для хора на древнеславянские тексты «Посвящение Святителю Николаю Чудотворцу» , виртуозные инструментальные сонаты и замечательные сюиты для различных ансамблей.
А на рубеже веков-тысячелетий у Валерии зазвучала музыкальная драма «Лебединый стан» на стихи М.Цветаевой. Словно Марина Ивановна водила ее рукой. В доме композитора вершились чудеса: то сам собой зажигался свет настольной лампы, то кто-то незримый ударял по клавишам рояля, то среди ночи, вопреки всем законам физики, с полки падал томик стихов Цветаевой и раскрывался на той странице, на тех строчках, которые Валерия так мучительно искала.
Много загадок в жизни и музыке Бесединой. В 19 лет ей приснился чудный сон: балет «Гойя» — композитору оставалось только записать видение на нотную бумагу. Тогда-то она и поразила консерваторскую профессуру красотой мелодий и точным ощущением страстного испанского колорита. А недавно в Уральском городе Челябинске в театре оперы и балеты им. М.И.Глинки состоялась премьера этого балета. Уже в антракте выстроилась очередь зрителей за автографом композитора — такое яркое впечатление произвела на всех музыка.
Произведения В.Бесединой в репертуаре великолепных музыкантов. Но она и сама блестяще владеет фортепиано, поет, оркеструет, аранжирует свои сочинения, импровизирует на любые темы на глазах у зачарованной публики. В ней сочетаются воедино дар композитора и исполнителя, интеллект и артистизм. Ее опусы издаются и звучат не только в России, но и на престижных международных фестивалях мира. В переводах они не нуждаются, потому что пишутся от чистого сердца! Ведь душа Валерии родилась крылатой. И творит она для людей, чтобы музыка делала их окрыленными!

Ольга Самсонова (журнал «Планета Красота» )

Отзывы о творчестве

Валерия Беседина — композитор, творец, тонко чувствующий мир звуков, она существует в этом мире предельно органично. Валерия от природы наделена даром поэтического вдохновения. Как талантливо написан ею музыкальный цикл на стихи Марины Цветаевой! Что-то есть в этом свое, непохожее ни на что. Удивительное слияние музыки и слова; большая редкость, когда не понимаешь, что является первоосновой — слово или музыка. Одухотворенность — отличительная черта В.Бесединой. Душа ее горит творческой неутомимостью, живостью, эмоциональной насыщенностью и, вместе с тем, скромностью, присущей настоящим Художникам. Мне бы хотелось, чтобы добро, которое Валерия несет людям было ими принято с благодарностью. Талант Бесединой стоит того!

Народный артист СССР Владимир Васильев

Валерия Беседина — моя ученица, одна из моих самых больших радостей в педагогической работе. Она сочиняет музыку, основой которой являются красивая мелодия, человеческие чувства, и это трогает сердце и приносит любовь слушателей. У нее необыкновенный артистический талант — она сама виртуозно играет на рояле и великолепно поет, создавая яркие образы. Артистизм свойственен ей во всем: и в музыке, и в ее исполнении, и в общении со слушателем, что производит на публику просто магическое впечатление. Когда сочетаются в творце выдающаяся разносторонняя одаренность, прелестная внешность, профессионализм, колоссальное трудолюбие и блестящие результаты (работа этого таланта), то это успех вдвойне!

Народный артист СССР, профессор Тихон Хренников

Мне, актеру, привычно жить в ожидании чуда...
Одно уже свершилось — «Лебединый стан» .
Верю, что мы с тобой еще испытаем счастье совместной работы.
Спасибо за то, что я все еще в ожидании.
Твори и помни — я рядом.

Заслуженный артист России,
артист кино и театра им.Моссовета

Валерий Яременко

С Валерией Бесединой меня связывают многие годы творческого сотрудничества и просто человеческой дружбы. Если кратко охарактеризовать главное в музыке Бесединой, я бы назвал яркий индивидуальный почерк — (буквально с первых тактов узнаешь композитора), скульптурную очерченность образов, глубину и экспрессию. Еще она обладательница уникального дара импровизатора. Сиюминутные впечатления от картин, тут же представленных зрителями стихотворений оживают в только что рожденных на сцене романсах, песнях, прелюдиях. Благодаря этому публике приоткрывается завеса таинства творчества.

Народный артист России,

им. П.И.Чайковского

Анатолий Скобелев

В многокрасочной партитуре балета «Гойя» единоборствуют две образные сферы: ураганная вакханалия ритмов и утонченная, девственно-хрупкая лирика. Беседина создала в академическом жанре сочинение достаточно демократичное, где яркость образных контрастов современного музыкального языка мастерски соединена с традициями романтического балета, а рельефность эмоционального начала усилена введением хора в сцене «Инквизиции».

Профессор Московской консерватории
им. П.И.Чайковского

Елена Долинская

Впечатление, которое производит музыка Бесединой на слушателя, можно охарактеризовать простой фразой: от сердца к сердцу. Звучит банально, но в отношении Валерии это не трюизм, а констатация лестного для автора факта: ее музыка обладает такой степенью искренности, что мгновенно вызывает ответный отклик у самых разных слоев публики. Просто любители насладятся красотой мелодий — сентиментальных без слезливости и ярких без мишуры. Специалисты, помимо мелодического дара, отметят яркость образно-интонационных контрастов, умелое использование танцевальных и вокальных жанров, сочную оркестровку и знание природы балета.

Светлана Наборщикова («Линия» , июнь 2007 г.)


Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, заслуженная артистка России, член Союза Композиторов РФ.

С отличием окончила Московскую Государственную Консерваторию им. П.И. Чайковского и аспирантуру по классу композиции профессора, Нар. Арт. СССР Т.Н.Хренникова. Опытный педагог с большим стажем (25 лет) работы, как в ДМШ, в ДШИ, так и в ведущих ВУЗах страны. Преподавала в Российской Театральной Академии ГИТИС на факультете режиссуры драмтеатра (музыкальный руководитель). В. В. Беседина - преподаватель высшей категории. Когда была проректором ГМПИ им.М.М.Ипполитова–Иванова, вела семь различных дисциплин, среди которых: композиция, история оркестровых стилей, чтение симфонических партитур, инструментовка, инструментоведение и др. В своих учениках активно развивает творческие способности.

В фойе здания Правительства РФ перед вручением Государственной награды, 2009 год

На премьере балета "Суламифь" в Московском академическом музыкальном театре им.К.С. Станиславского и Вл.Ив.Немировича-Данченко вместе о своим учителем Тихоном Николаевичем Хренниковым 18.2.1997 г.

Хорошо известна театрально-музыкальному миру широким диапазоном своих произведений. Пять поставленных балетов:

- "Суламифь" (Музтеатр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, 1997 г.);

- «Цирк приехал!» (Музтеатр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, 2002 г.);

-«El mundo de ГОЙЯ» (Челябинск, 2007 г.);

- «Кот в сапогах» (Красноярск, Челябинск, 2010 г.);

- «Любовь и Страсть» («Русский балет», Москва, 2011 г.) и др.


Балет для самых маленьких зрителей, а также их родителей "Кот в сапогах" В.Бесединой в Красноярском государственном театре оперы и балета.

Автор опер "Государыня" (Красноярск 2012), "Огненная дева"; духовного концерта «Посвящение Святителю Николаю Чудотворцу» (Москва – 2006, Ростов-на-Дону 2012); музыкальной драмы «Лебединый стан» по произведениям Марины Цетаевой; а также мюзиклов, песен, симфонической и инструментальной, музыки.


Афиша фестиваля "В честь Екатерины Максимовой", на котором состоялась премьера балета Валерии Бесединой "El mundo de ГОЙЯ" на фасаде Челябинского театра оперы и балета им.М.И.Глинки. 18.5.2007 г.

Произведения В.Бесединой в репертуаре известных музыкантов. Она и сама блестяще владеет фортепиано, поёт, оркеструет, аранжирует свои сочинения, импровизирует на любые музыкальные темы, стихи, картины на глазах у зачарованной публики. В ней сочетаются воедино дар исполнителя и композитора, интеллект и артистизм. Её опусы издаются, звучат в России и за рубежом. В переводах они не нуждаются, потому что пишутся от чистого сердца.

Ученики класса В.В.Бесединой - Алёша Гиленко и Аня Котельникова

Видео







Дата публикации 29.03.2012

Творчество заслуженной артистки России, композитора Валерии Бесединой не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослую взыскательную публику. На ее балет «Суламифь» трудно было попасть все годы из-за аншлагов. Балет «El mundo de ГОЙЯ» в 2008 году получил премию Правительства РФ в области культуры – она первый композитор, удостоенный подобной награды. Ее мюзиклы для детей вызывают бурю восторга у маленького зрителя. Сегодня Валерия Беседина делится секретами творческого успеха.

- Судьба мне подарила встречи с уникальными в мировом масштабе личностями искусства и культуры. В первую очередь это мой учитель Тихон Николаевич Хренников. Я счастлива, что будучи школьницей он взял меня в свой класс и я, совсем еще юная девочка, сдавала экзамены вместе с его студентами, что было особенно ответственно. Тихон Николаевич - человек душевной теплоты, с великолепным чувством юмора. Некоторые известные люди себя ограждают от внимания поклонников, общаются через секретарей. Он же всегда сам подходил к телефону. Учитель был прост в своем величии и велик в своей простоте. Мы очень тепло общались все годы.

В Вашей библиотеке есть уникальные издания сочинений Марины и Анастасии Цветаевой – Магаданское, Саратовское... Как они попали к Вам?

- Все эти книги – подарки Анастасии Ивановны Цветаевой с ее подписями. Ее сын – мой крестный отец. Наше знакомство состоялось на одном из моих концертов, где я исполняла баллады и романсы на стихи Марины Цветаевой. После выступления ко мне подошел джентльмен в возрасте и сказал: «Я хотел бы Вас представить своей маме». Выждал паузу, насладившись моим недоумением, продолжил: «Моя мама – Анастасия Цветаева». Тут у меня все вопросы отпали. В скором времени я оказалась в маленькой квартирке на Спасской. Там на старинном рояле играла романсы, которые сочинила на стихи великой поэтессы. Однажды я посетовала Анастасии Ивановне, что уже полгода у меня не звучат стихи Марины. В ответ услышала: «Не волнуйся, деточка, тебе диктует сама Марина и главное сочинение у тебя впереди. Пиши и ничего не бойся». В скором времени у меня родилась музыкальная драма «Лебединый стан». Я много раз выступала в Москве и в городах России с этим спектаклем. Людям интересно узнать о событиях столетней давности через дневники, письма и творчество великой Цветаевой - этот сложный и трагичный период истории становится ближе, доступнее в понимании через музыку. Сейчас полностью готов для издания на CD этот уникальный проект. Но для выхода в свет нужна помощь мецената, а я не умею искать, просить…

- Все ли Ваши замыслы и произведения представлены публике и нашли свое воплощение в постановках?

- К сожалению, пока нет. Желание талантливых режиссеров, хореографов и театров воплощать мои сочинения на сцене велико, но в отсутствии государственной политики поддерживать настоящее, серьёзное искусство, которое раскрывает духовные тайны, воспитывает нацию, это трудно воплотить. Поэтому и ждут сочинения постановки долго. Я не признаю спектакли на двух табуретках. Ведь театр для зрителя должен быть праздником, эмоциональным событием, а это большие финансовые вложения – и симфонический оркестр, и красочные костюмы, и эффектные декорации. Во всём цивилизованном мире государство материально поддерживает свою национальную культуру. Что останется потомкам? Споры в парламентах? Разнузданное хамство в эфире? Мы судим об эпохе по произведениям искусства! Для того, чтобы в нашей стране процветали культура и искусства необходима государственная программа поддержки настоящего, духовного творчества. власть имущие забывают, может, не понимают, что без культуры нация попросту исчезнет.

- Тем не менее, балет «EL mundo de Гойя» получил государственную премию в области культуры за 2008 год.

- Да, это так, и я счастлива, что мой профессионализм, труд оценили на самом высоком уровне. Но я-то сочинила это произведение, когда мне было 19 лет, и оно ждало своей постановки больше 20 лет. Музыка родилась спонтанно, неожиданно, а собственно балет увидела во сне. На одном из первых концертов, когда исполняли сюиту из этого балета, ко мне подошел некий иностранный господин и спросил, как долго я жила в Испании, и как смогла найти и расшифровать те ритмы, которые остались только в одной испанской горной деревеньке? Как они оказались в моей музыке? Наверно, я была там в те времена, в прошлой жизни – ничем другим это объяснить невозможно. Прошли годы. И в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки мой балет поставил самобытный хореограф Константин Уральский. Премьера состоялась в 2007 году в день открытия фестиваля нашей великой балерины Екатерины Максимовой. Это было ответственно и почетно. А совсем недавно в московском театре «Русский балет» п/р нар. арт. СССР Вячеслава Гордеева в красивую дату 1.11.11. состоялась премьера новой сценической версии моего балета - «Гойя. Любовь и Страсть» в хореографии яркой и талантливой Ирины Лазаревой. Очень интересно, когда на одну тему поставлено два совершенно разных спектакля. Публика тепло приняла нашу работу, а ведь мы с И.Лазаревой ждали возможности воплощения нашего замысла целых 8 лет.

К счастью, другому Вашему балету «Суламифь» не пришлось так долго ждать своей постановки и признания публики…

- Да, до реконструкции театра «Суламифь» семь сезонов шла с аншлагами. Для современного балета это очень серьезный срок, до сих пор в кассах театра спрашивают, когда возобновят на сцене «Суламифь». Но театр пережил два пожара и восстановление этого спектакля невозможно. Поставлен был балет выдающимся хореографом всемирного уровня Дмитрием Брянцевым, народным артистом России. Он выбрал музыку, не будучи лично со мной знакомым – услышав записи моих произведений. Когда мы встретились, балетмейстер удивился, что я и есть тот композитор, сочиняющий такие эмоциональные и мощные партитуры. Он сразу заказал мне балет «Суламифь», композитора он искал 12 лет. Премьера прошла в 50-летний юбилей Дмитрия Брянцева 18 февраля 1997 года. Это было невероятное событие. Мне тогда едва исполнилось 30 лет, и я стала самым молодым автором – женщиной, чей балет поставлен на столь прославленной сцене. Спустя год Суламифь получила национальную театральную премию «Золотую маску».

- На этом Ваше сотрудничество с Брянцевым не закончилось?

- Спустя несколько лет Дмитрий Александрович заказал мне новый балет, в другом жанре - для самых маленьких зрителей. Вскоре родилась партитура балета «Цирк приехал». Когда я вышла на первую репетицию к оркестру, сказала: «Помните мою Суламифь? Забудьте!» Это музыка другого настроения: доходчивая, веселая. На спектаклях не раз наблюдала такую сцену: приходят родители, отрабатывая повинность приобщения детей к искусству. И вдруг через пять минут у пап и мам загораются глаза, начинают хлопать, смеяться… Они сами превращаются в детей. Это мгновения авторского счастья. Для детей никогда нельзя писать примитивно. Некоторые думают, они не поймут насыщенный оркестр, интересные мелодии и пишут для них на двух аккордах. Дети не разумом воспринимают музыку, а эмоциями. Поэтому музыка должна быть доброй, без агрессии, даже отрицательных персонажей нужно рисовать с юмором, чтобы не было тёмной энергетики. Все самое лучшее и светлое я вложила и в другие постановки для детей. Это «Виртуальный маскарад» в театре Ермоловой, «Госпожа Метелица» и «Вождь краснокожих» в театре Гоголя. Кстати, «Вождь» - это спектакль-рекордсмен, 6 февраля 2011 состоялся юбилейный тысячный! До сих пор он любим и пользуется большим успехом. Так что приходите в театр, вернитесь в детство!

- У Вас есть мюзиклы и для взрослых…

- Да, это спектакль «Свободная клетка» - «самая звериная притча о нежности». Интересная штучка получилась: эзопов язык. Сочинила давно, а актуальности не теряет, она даже возрастает. Когда привезли на гастроли в Москву, на первом показе было много друзей и знакомых, на втором – аншлаг, а перед последним - спрашивали у метро лишний билетик. Такой процесс без оплаченной рекламы обрадовал всех создателей.

- Какова судьба ваших опер?

- «Огненная дева» - опера в стиле рок ещё томится в ожидании света рампы. Новая русская опера «Самозванка» о Екатерине II и Княжне Таракановой была задумана ещё в 1998 году, а зазвучала на сцене Красноярской оперы только теперь – 5 февраля 2012. Я искала либреттиста 10 лет. А в итоге драматург вырос в своей же квартире – мой сын Святослав. Он, как будущий оперный певец, прекрасно понимает сложные законы оперной драматургии. Вероятно, Святослав самый юный либреттист в жанре оперы. Но к этому времени его стихи и рассказы победили в литературном конкурсе, многое опубликовано в журналах. Это первое наше совместное столь масштабное сочинение. В своё время я сочинила балет «Гойя» в 19 лет, и мой сын написал оперу тоже в 19 и вышел на сцену замечательного театра, как автор.

- Хотелось бы вашу «Самозванку», продолжающую великие традиции настоящей русской оперы, услышать в Москве. Кстати, Вы ни разу не жалели, что избрали себе такую профессию - композитор?

- Это профессия избрала меня. Многие порой не представляют, что значит быть композитором. Некоторые думают, что достаточно «намурлыкать» какую-нибудь мелодию на трёх нотах и можно себя называть композитором. Композитор – это ПРОФЕССИОНАЛ, тот, кто может сочинить самостоятельную, свою, новую музыку, свой замысел грамотно записать, оформить, чтобы его произведение могли исполнять другие исполнители. Были разные сложные времена, но я осталась верна своему делу, предназначению, никогда не изменила себе и профессии. И самая главная награда для автора – это горящие глаза артистов во время репетиций перед премьерами и овации благодарной публики после моих концертов и спектаклей!

Татьяна Назаренко



Предыдущая статья: ->>