Лу Рид (Lou Reed, полное имя - Льюис Аллан Рид, англ. Lewis Allan Reed, при рождении - Рабиновиц; 2 марта 1942, Бруклин, Нью-Йорк - 27 октября 2013) - американский рок-музыкант, поэт, вокалист и гитарист, автор песен, один из основателей и лидер рок-группы The Velvet Underground.

Lou Reed Chiaki Nozu/WireImage

Родился в типичной семье среднего класса 2 марта 1943 года в Нью-Йорке. В подростковом возрасте отдал обязательную дань бунтарству в различных гаражных группах (Pasha & the Prophets, Eldorados и Shades & the Jades). Позже поступил в сиракузский университет, ушел оттуда, пробовал силы как журналист, актер и музыкант. Записывающие компании его творениям из-за их необычности давали от ворот поворот, так что Риду приходилось писать и обычные любовные песни.

Был лидером Velvet Underground вплоть до их удручающего распада в 1969 году, когда Морин Такер решила обзавестись ребенком, а Стерлинг Моррисон в основном интересовался учебой в университете. Основной текстовик ансамбля, в смеси журналистской лаконичности и двусмысленностей Рид сочинял пронизанные садомазохизмом песни, которые его коллеги по Velvets упаковывали в звуковые оргии. " 70-х годов" (Cream) с легким дилановским акцентом в исполнении фолк-баллад, главными темами в которых были наркотические переживания, сексуальные приключения, погружения в глубины психики - все это было замешано на экзистенциальной жажде откровения в момент смерти (Heroin). Не выбирая особенно выражений, описывал он нью-йоркских проституток (Waiting for the Man), садомазохистские забавы (Venus in Furs), и обрамлял прочие неврозы городского жителя оглушающим ритмом рок-н-ролла. За пять лет истории Velvets в наркотики сам он так и не втянулся. Хорошим характером похвастаться не мог, был достаточно нетерпим к человеческим слабостям, был вздорным и флегматичным человеком в одном лице - с ним мало кто мог ужиться. Однажды утром просто сообщил басисту Дугу Юлу, что уходит из группы, и в возрасте 28 лет отправился в родной Фрипорт.

На целый год он отстранился от музыкального бизнеса. Некоторое время работал в бухгалтерской фирме своего отца на Лонг-Айленде, прежде чем фирма RCA не предложила ему сольный контракт. В своих планах Рид не хотел иметь ничего общего ни с одной группой. Поскольку американские неудачи были слишком свежи в его памяти, вместе с новым менеджером Деннисом Катцем Рид в декабре 1971 года отправился в Лондон, где для записи дебютного альбома (1) набрал более чем странный конгломерат музыкантов, включавший, среди прочих, Рика Уэйкмана, Стива Хауи, Брайена Оджера и Клема Каттини. Этот альбом обнаружил отсутствие артистической и авторской самоуверенности, обладал холодной завершенностью и продавался гораздо лучше, чем диски Velvets, но хуже, чем надеялись Рид и RCA.

А потом Рид подружился с Боуи, своим поклонником - дело даже дошло до одного совместного концертного выступления в "Ройял Элберт Холле". Фирма в печати отыгрывала близкие отношения между двумя музыкантами - это несло выгоду как Боуи, получившему ореол чуть ли не академичности, так и Риду, пустившему корни в Лондоне. Не без влияния приятеля Лу выбрал имидж "феминизированного Франкенштейна" (Rolling Stone). Кое-кто утверждал, что "Лу Рид целиком втиснул себя в роль Основоположника Эрзаца Декаденства и как творческая личность начал быстро разлагаться" (Rocklexikon), что он потерял кругозор мышления и стал подражать Боуи, в какой-то мере своему собственному ученику. Позже Рид заявлял журналистам: "Я подражаю прежде всего себе и, пожалуй, лучше, чем кто-либо, и если это дело может принести деньги, то почему бы мне не заработать на нем лучше любого другого. Я создал Лу Рида. Сейчас я не имею ничего общего с этим парнем, но я могу хорошо сыграть его. По-настоящему хорошо". И действительно, с этого момента Рид очевидно пародировал себя самого и можно сказать, что этим он занимался большую часть своей музыкальной карьеры.

Альбом (2), столь же завершенный, как и предшественник, был гораздо сильнее отмечен печатью оригинальности Рида. Музыканты сопровождения Боуи знали точно, что играть. Результатом стараний Рида, Мика Ронсона, Клауса Вурмена и женского дуэта Thunderwall стал один из лучших альбомов музыканта, попавший в число классики рока. Интерес к диску увеличил выпуск сингла Walk on the Wild Side - воспоминания певца о временах сотрудничества с Энди Уорхолом. Дружеская идиллия с Боуи закончилась так же быстро, как началась, а фирма RCA для параноика Рида предложила продюсером Боба Эзрина, сделавшего успех альбомов Элиса Купера. Рид согласился и разъяснил Эзрину, что свои следующие диски он представляет себе как коллекцию богато аранжированных песен для более взрослой аудитории. Хотел записать концептуальный альбом, сложенный из небольших самостоятельных историй, составлявших вместе образ расщепленного надвое сознания.

Склонный к гигантизму и помпезности Эзрин взялся за работу и собрал в студии чрезвычайно разношерстный коллектив - тут были и скрипачи, и духачи, и пр. Альбом (3) вышел в июле 1973 года, на инерции славы Рида попал в списки и добился, как "сержант Пеппер 70-х годов", отличных рецензий - но чуть позже разобравшиеся что к чему обозреватели разнесли его в пух и прах. Диску приписали недостаточную концептуальность, занудство и скуку. И во всем была изрядная доля правды. "Берлин" в целом был диском двух совершенно различных людей - прямого, склонного к газетному лаконизму Рида и переусложненного последователя Фила Спектора Эзрина. Ударный рок 60-х годов просто не сочетался с помпезным и сочным звуком следующего десятилетия. Тексты, полные грубого чандлеровского очарования, оказались похороненными под звучанием 64-членного оркестра и стереоэффектами. Но когда страсти улеглись, со временем критики согласились, что этот альбом оказался наиболее содержательным произведением Рида в его анализе садомазохизма и саморазрушения.

Лу вернулся в Нью-Йорк и долгое время воздерживался от визитов в записывающую студию. Требовалось время, чтобы залечить удары по самолюбию. Лучшим средством оказались гастрольные выступления вместе с бывшими членами сопровождения Элиса Купера. Кругосветное турне 1973/4 годов не только удержало популярность Рида от падения, но и подняло ее на новую высоту. Гитаристы Дик Вагнер и Стив Хантер придали репертуару Лу заносчивость, почти хэви-металлический звук, а обтянутый в черную кожу певец, вгоняющий на своих концертах аудиторию в стопор, теперешней работой обогнал рок на добрых пять лет! Попытки Катца затянуть Рида в студию результата не дали - не хватало ни времени, ни желания музыканта. Решение нашел брат Денниса Стив, когда-то основатель BS&T, который предложил выпустить концертный диск (4) и сам стал его продюсером. За основу было взято сенсационное выступление Рида 21 ноября 1973 года в нью-йоркской академии Хоуарда Стэйна. Материал пробыл в студии очень короткое время и уже через полтора месяца на прилавках появился "живой" диск, который 27 недель продержался в верхних строках Billboard и стал самым успешным коммерческим достижением музыканта. Однако договорные обязательства требовали выпуска альбома в текущем году. Не успевший расслабиться Лу порылся по творческим сусекам, быстренько дописал часть песен (Ride Sally Ride родилась прямо в студии) и на одном дыхании записал альбом (5). Он попал в верхнюю десятку списков и продержался там 14 недель. Рид оказался полностью дезориентированным - чем меньше он старался, тем успешнее оказывался лонгплей. Окончательно Рида достала необходимость отвечать на письма детей-поклонников, которые в принципе не могли понять, о чем пелось в его песнях! И на гребне успеха фирма выпустила вторую часть концерта в академии Стэйна, теперь уже на альбоме (6).

Как раньше Рид был удручен неуспехом, так теперь он не мог перенести сытые времена. Ему претило выступать на пресс-конференциях, он был циничным и ядовитым, пытался обидеть всех, а никто не обижался. Но в записывающую студию отправился добровольно, без продюсера и прочих музыкантов. Там создал четыре композиции: Metal Machine Music A-1, A-2 и т.п. Каждая тянулась ровно 16"01", и только последняя заканчивалась воем скрипки, которая звучала, пока не отключали проигрывающее устройство. Но об этом могли узнать лишь очень немногие, дослушавшие лонгплей до конца. Здесь вообще не было песен, лишь анархия шумов. Особенно хорошо характер "музыки" передавала квадрофоническая версия: по задним каналам звучало то же, что и по передним, только записанное задом наперед.

Фирма выпустила этот материал двойником (7), а в Европе даже не стала издавать. Rolling Stone отреагировал на него как на "артистическое самоубийство"; магазины отказывались принимать альбом или возвращали его ящиками. Как это перенес Рид, заявлявший, что диск записывался как повод разорвать отношения с менеджером, никому не известно. Но отношения его с фирмой действительно накалились изрядно, и та потребовала от Лу гарантий, что больше не будет никаких "металлических музык". Но лишь через два года выяснилось, что этот труд оказался первым образцом нового жанра "индустриальной музыки". А Рид снова отправился в студию писать "новую Салли". Но на этот раз дело не шло так легко. Обычно открытый для идей и предложений со стороны, Рид сейчас все встречал в штыки. Стив Катц не стал упорствовать на своей позиции и ограничил работу над музыкой смягчением наркотического речитатива Рида. Последний, начавший принимать наркотики во времена своего знакомства с Боуи, в них по-настоящему не втянулся. Хотя и по этой причине тоже на альбоме (8) Рид далеко не в лучшей форме, диск этот провальным назвать нельзя. Звучание изменилось в сторону более трафаретного рока с привычной инструментальной упаковкой; тексты стали менее циничными. Тем не менее обозреватели сочли альбом "карикатурой на Лу Рида, нарисованной самим Лу Ридом", а фирма RCA постаралась избавиться от музыканта.

Рид подписал семилетний контракт с только что образованной фирмой Arista и в ближайшие годы записал пять альбомов ровного и приличного по качеству уровня. И хотя продюсеры на этих записях очевидно брали на себя много лишнего и песням не хватало грубости начальной поры, они по-прежнему были отмечены печатью таланта и оригинальности в противопоставлении золота и грязи, безмятежности и болячек, и то и дело рассказывали о людях, идущих против хода времени и тем самых формирующих его:

Не люблю оперу и не люблю балет,
И фильмы французской новой волны меня не волнуют,
Держу себя за идиота, потому что не хватает изворотливости,
И глубоко в себе несу
рок-н-ролловое сердце.

Rock"n"Roll Heart

За исключением первого из этой серии диска (9), который вместе с альбомами Патти Смит вдохновил британских панков, все они были какими-то бестревожными. Лу успокоился и оставил откровенность и натурализм своим многочисленным эпигонам.

С Arista ушел досрочно в 1981 году, воспользовавшись перепродажей фирмы западногерманскому концерну Ariola. Снова вернулся на RCA. Альбомы (14) - (18) были еще спокойнее, обозначая для Рида парадокс - чем сильнее поляризовалось общество, чем агрессивнее становилась жизнь и усугублялись экологические проблемы, тем холоднее и индифферентнее оказывались его песни с такой смесью ясной безмятежности и иронии, что их просто было уже не различить. Возможно, этот настрой определялся и относительно стабильной семейной жизнью - в 1979 году Лу женился на певице Сильвии Рид. Он жил анахоретом в особняке на горном склоне, лишь изредка выезжая оттуда на гастроли и записи рекламных коммерсов и дисков, которые покупали только верные поклонники. Правда, он принял участие в акциях "Международной амнистии" и знаменитом исполнении песни Sun City. И только на закате 80-х годов, с возрождением интереса к фолкникам, обнаружился новый порох в пороховницах Рида.

Если только недавно перед пресс-конференцией представитель фирмы предупреждал: "Мистер Рид не будет отвечать на политические вопросы!", то после издания диска (19) он заявлял журналистам, что песнями хотел выразить свою обеспокоенность политическими, экологическими и общественными проблемами современной пострейгановской Америки. Музыка и звук остались теми же, что и раньше, тексты являли собой микроистории, часто рассказываемые от первого лица, о любимом и ненавидимом Нью-Йорке. Изменились только измерения. Марихуана из далеких 60-х годов теперь казалась детской игрушкой в сравнении с крэком, равно как гонорея в сравнении со СПИДом. Жизнь дозрела до фантазий Рида - и поэтому альбомы рубежа 80/90-х оказались более ударными и животрепещущими, нежели их предшественники.

Лонгплей (21), быть может, самая завершенная работа певца, соединил все его достоинства. Своеобразным двухгитарным звучанием с минимумом мелодии он напоминает скорее диск (14), хотя тематическое его содержание ближе к предшественнику (20), на котором Рид вместе с Джоном Кэйлом воскрешал образ Энди Уорхола. В "Магии" воспоминания Рида распространяются на других людей - легендарного сочинителя Дока Помуса, приятельницу Риту и пр.

И все-таки Лу Рид, как утверждает одна из роковых энциклопедий - гений, хотя с этим тезисом соглашаются лишь единицы, а многие перечат, от вздорности или глупости. История жанра в целом неотделима от его имени. Рид соединил в одном лице неподражаемый блеск рокера и огромное количество интеллекта. Столько же интеллекта, сколько и рассчитанного позерства.

Lou Reed (RCA 1972)
Transformer (RCA 1972) M****1/2
Berlin (RCA 1973)
Rock"n"Roll Animal (конц.) (RCA 1974)
Sally Can"t Dance (RCA 1974)
Lou Reed Live (RCA 1975) M***
Metal Machine Music (RCA 1975) OO
Coney Island Baby (RCA 1976)
Rock"n"Roll Heart (ART 1976)
Street Hastle (ART 1978)
Take No Prisoners (конц.) (ART 1978) OO
The Bells (ART 1979)
Growing Up In Public (ART 1980)
The Blue Mask (RCA 1982)
Legendary Hearts (RCA 1983)
Live In Italy (RCA 1984) OO
New Sensations (RCA 1984) B:2
Mistral (Sire 1986)
New York (Sire 1988) AA
Songs for Drella (с Джоном Кэйлом) (Sire 1990) B:B+
Magic and Loss (Sire 1992) A:1+; AA-
Set the Twilight Reeling (Sire 1995)

Николай Мефодьевич Слынько

27 октября 2013 г. Лу Рид ушел из жизни, вероятнее всего, после осложнений от перенесенной им в апреле 2013 года операции по пересадке печени.

Аудио (в целях ознакомления)

Сольные студийные альбомы

Lou Reed (1972)
Transformer (1972)
Berlin (1973)
Sally Can"t Dance (1974)
Metal Machine Music (1975)
Coney Island Baby (1975)
Rock and Roll Heart (1976)
Street Hassle (1978)
Live: Take No Prisoners (1978)
The Bells (1979)
Growing Up in Public (1980)
The Blue Mask (1982)
Legendary Hearts (1983) New Sensations (1984)
Mistrial (1986)
New York (1989)
Songs for Drella (with John Cale) (1990)
Magic and Loss (1992)
Set the Twilight Reeling (1996)
Ecstasy (2000)
The Raven (2003)
Hudson River Wind Meditations (2007)
The Stone: Issue Three (with John Zorn and Laurie Anderson) (2008)
The Creation of the Universe (with the Metal Machine Trio) (2008)
Lulu (with Metallica) (2011)


РИД, ЛУ (Reed, Lou), (1942-2013), американский музыкант. Полное имя Льюис Элан Рид (Lewis Alan Reed). Получив известность как лидер новаторской нью-йоркской группы «Вельвет Андеграунд» , Лу Рид на протяжении более трех десятилетий продолжает не менее впечатляющую сольную деятельность. Лу Рид – один из немногих музыкантов, который оказал влияние на ход развития рока, вдохновляя своим творчеством как современников, так и более молодое поколение. Под влиянием Лу Рида находились такие известные фигуры русского рока, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Лу Рида, как и Игги Попа (Iggy Pop) называли «крестным отцом панк-рока», затем пост-панка и нойз-рока («noise-rock»). Но на протяжении нескольких десятилетий Лу Рид остается независимым исполнителем и не особенно следует за музыкальной модой.

Родился 2 марта 1942 в Бруклине, Нью-Йорк. Родители поощряли его занятия музыкой, и уже в 15 лет он участвовал в записи пластинки в составе группы «Джейдз» (The Jades). В 17 лет Лу Рид был подвергнут электрошоковой терапии, – таким образом родители хотели вылечить его от проявившихся гомосексуальных наклонностей. Этот опыт Рид запомнил на всю жизнь и долгое время не поддерживал никаких отношений с родителями.

В конце 1950-х Лу Рид поступил в Сиракузский университет на отделение литературы. Он хотел стать писателем. В университете познакомился с Дэлмором Шварцем (Delmore Schwartz), талантливым поэтом и прозаиком. До Второй мировой войны Шварц был одним из самых многообещающих американских авторов, но в момент их знакомства, преподавал в университете и спивался. Однако он сохранил ясный ум и стал учителем и наставником молодого Рида. После смерти Шварца в 1966 Лу Рид часто вспоминал этого неординарного человека, – в частности, именно о нем идет речь в композиции Дом (The House ) из альбома Голубая маска (Blue Mask ).

В университете Рид познакомился с гитаристом Стерлингом Моррисоном (Sterling Morrison), который впоследствии вошел в состав «Вельвет Андеграунд».

После окончания университета Рид в 1964 работал сессионным музыкантом в нью-йоркской студии фирмы «Пиквик рекордз». Он записывал гитарные партии для различных исполнителей, а также писал для них популярные песни в различных стилях. Не удовлетворенный работой на вторых ролях, он с Терри Филлипсом (Terry Phillips), коллегой по студии, решили организовать коллектив, чтобы развивать собственные музыкальные идеи, отличные от всего того, что имело место быть на поп-сцене того времени. Так началась история «Вельвет Андеграунд».

После ухода из «Вельвет Андеграунд» в 1970, Лу Рид отдалился от музыки и стал работать на фирме своего отца.

Дэвид Боуи (David Bowie), карьера которого стремительно развивалась, почти во всех интервью говорил о сильном влиянии на него американских музыкантов Лу Рида и Игги Попа. И Попу, и Риду Боуи помог вернуться к музыкальной жизни. По его рекомендации Лу Рид получил контракт с звукозаписывающей фирмой.

В 1972 вышел первый сольный диск музыканта Лу Рид (Lou Reed ). Диск содержал новые песни, а также композиции, сочиненные еще в период «Вельвет Андеграунд». Однако они имели звучание «грязного» и жесткого глэм-рока (glam-rock). Глэм-рок, эффектный в музыкальном и визуальном отношении стиль (яркие одежды и грим) исполнялся как в «сладком», «попсовом» ключе (группы «Суит» (Sweet), «Кисс» (Kiss)), так и более жестко. Последнее направление впоследствии породило панк-рок. Первые два диска Лу Рида как раз были характерными примерами «сурового» глэм-рока.

Подлинный успех пришел к Лу Риду с выходом второго альбома Трансформер (Transformer, 1972). Его продюсером был Дэвид Боуи. Он же подыгрывал и подпевал Риду, в пестрой компании других известных музыкантов. Это один из лучших альбомов в истории рок-музыки. В Трансформер вошли такие замечательные песни, как Прекрасный день (Perfect Day ), Порочный (Vicious ), Спутник любви (Satellite of Love ) или Прогуляйся по дикой стороне (Walk on the Wild Side ).

В своих интервью Лу Рид говорил, что он больше не хочет сочинять сложные композиции, подобные тем, что он писал для «Вельвет андеграунд» и теперь сочиняет песни на основе своего жизненного опыта и общения с людьми. Почти все его песни сольного периода – это своего рода рассказы о своей жизни или о жизни других людей.

Статус рок-звезды Рид получил после выхода Трансформера . Это позволило ему быть более независимым от представителей шоу бизнеса. Следующей его работой стал альбом Берлин (Berlin , 1973), повествующий об отчужденности, бедности и душевных страданиях. Он был крайне неадекватно встречен критиками, которые не уловили в альбоме ничего, кроме якобы депрессивного настроения. В основе концепции альбома – идея разделенного на две части Берлина. Этот образ увлек Лу Рида, и он перенес его на картину человеческой жизни. Берлин – очень серьезная музыкальная работа.

Подталкиваемый фирмой грамзаписи к созданию более веселых и танцевальных песен, Рид в 1974 выпустил довольно неудачный альбом Салли не умеет танцевать (Sally can"t Dance ). Крупные личные проблемы певца, развод с очередной женой и глубокая наркотическая зависимость, отразились на качестве альбома. Рид не сходил со страниц нью-йоркской желтой прессы, которая подробно освещала его странную и хаотичную жизнь, наркотические и гомосексуальные увлечения.

В 1975 музыкант выпустил один из самых некоммерческих альбомов в истории поп-индустрии Музыка металлической машины (Metal Machine Music ), представлявший собой 70 минут жесткого гитарного шума и всевозможных звуковых эффектов. Фирма грамзаписи, не зная, как поступить с этой записью, выпустила ее под рубрикой классической музыки. В композиции отразилось увлечение Рида симфоническим авангардом 20 в.

В 1975-1978 вышло несколько новых альбомов: Рок-н-Ролльное животное (Rock"n"Roll Animal ), Лу Рид живьем (Lou Reed Live ), Детка с Кони Айленд (Coney Island Baby ), Сердце Рок-н-Ролла (Rock and Roll Heart), Уличный промысел (Street Hassle ) с рядом скандальных песен и Пленных не брать (Take No Prisoners ).

В 1978 Американский литературный совет малотиражных журналов признал Рида одним из пяти лучших поэтов года. Лу Рид среагировал на награду в свойственном ему духе – запретил издавать свой первый поэтический сборник «Все замечательные люди» («All The Pretty People»).

Следующий диск Рида под названием Колокола (Bells , 1979) был примечателен по ряду причин: над ним работал известный продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin), некоторые песни были написаны в сотрудничестве с музыкантом Нильсом Лофгреном (Nils Lofgren), а в записи принимал участие знаменитый джазовый трубач Дон Черри (Don Cherry). Главную тему этого альбома Рид охарактеризовал таким образом: «самоубийство, но не как отчаянный шаг, а как высшая точка экстаза».

1980 год стал переломным в жизни Рида. Ему удалось избавиться от саморазрушительных наклонностей и обрести счастье в браке с Сильвией Моралес (Sylvia Morales), которая стала музой многих его альбомов. В июне появился его новый диск Поднимаясь в глазах общества (Growing up in Public ), который продолжил линию самоанализа и взаимоотношений, столь важную для Лу Рида. Он также пробует себя в новом качестве – пишет несколько текстов для группы Kiss («Кисс»). В том же году выходит сборник песен Рок-н-ролльный дневник (Rock"n"Roll Diary).

Альбом Голубая Маска (Blue Mask , 1982) поражает слушателей своей мощью и напряжением, сравнимым разве что с ранними его работами.

Выпустив диск Легендарные Сердца (Legendary Hearts , 1983), концертный альбом Живьем в Италии (Live in Italy , 1984) и концертный фильм Вечер с Лу Ридом (A Night with Lou Reed ), музыкант решил наконец добиться серьезного коммерческого успеха и вполне достиг этой цели, выпустив альбом Новые ощущения (New Sensations , 1984). Но эта популярность не могла сравниться с его успехами 1970-х. В 1986 вышел альбом Неправильный суд (Mistrial ), продававшийся без особого ажиотажа.

Однако альбом 1988 года Нью-Йорк (New York ) изменил ситуацию. Американская аудитория заметила новую работу музыканта. В подготовке этого диска принимала участие бывшая барабанщица «Вельвет Андеграунд» Морин Такер (Maureen Tucker). Рид представил цикл песен-историй из жизни Нью-Йорка – города, с которым он был неразрывно связан.

Во второй половине 1980-х произошли трагические события: смерть его друга, знаменитого художника Энди Уорхола (Andy Warhol) в 1986 и гибель Нико (Nico), актрисы и певицы, с которой в свое время выступали «Вельвет Андеграунд», в 1988-м. После смерти Уорхола Джон Кейл, один из основателей «Вельвет Андеграунд», решил в память о художнике выпустить диск. К нему присоединился Лу Рид, и в 1990 появился альбом Песни для Дреллы (Songs for Drella ).

В самом начале 1992 Лу Рид издал очень сильный и трагический альбом Магия и Утрата (Magic and Loss ), посвященный его друзьям, умершим от тяжелой болезни. Тайна смерти, жизнь как утрата и непостижимое чудо одновременно – основные темы альбома. После альбома Голубая Маска это была самая впечатляющая работа Рида. В том же году выходит сборник его текстов и стихов Между мыслью и ее выражением (Between Thought and Expression ).

В 1993 «Вельвет Андеграунд» собираются на короткое время в «золотом» составе и отправляются в турне. Но это скорее ностальгическое предприятие, нежели подлинное возрождение группы. Смерть гитариста Стерлинга Моррисона (Sterling Morrison) в 1995 стала финальной точкой в истории «Вельвет Андеграунд».

В 1994 Лу Рид снялся в роли самого себя в картине Вима Вендерса (Wim Wenders) Так далеко, так близко (Far away, so Close).

В 1996 вышел его диск Заставь сумерки вращаться (Set the Twilight Reeling ), с весьма современным, жестким и аскетичным звучанием.

В середине 1990-х группа «Дюран Дюран» (Duran Duran) записала версию знаменитой песни Рида Прекрасный день (Perfect Day ), а в 1999 она прозвучала в исполнении впечатляющего состава поп-звезд (Дэвид Боуи, Боно (Bono), Элтон Джон (Elton John) и др.) В том же году вышел еще один концертный диск Лу Рида Прекрасный вечер (A Perfect Night ).

В 2000 был выпущен альбом Экстаз (Ecstasy ). Центральная тема – отношения между мужчиной и женщиной, брак и развод. Как всегда, Лу Рид писал по мотивам собственной жизни – накануне он пережил болезненный бракоразводный процесс с Сильвией Моралес.

Лу Рид использовал богатые возможности популярной музыки не для развлечения слушателя, но для того, чтобы заставить его думать и глубоко чувствовать. Он затрагивал серьезные темы, которых большинство музыкантов избегает, хотя их важность и общечеловеческая ценность очевидна.

С годами Лу Рид делал больший акцентна поэтическую составляющую песен, при этом не изменяя своим музыкальным вкусам: основой его музыки по-прежнему является жесткий, «грязный» и сильно «перегруженный» гитарный звук.

Его последний сольный альбом, Ветер Медитации реки Гудзон (Hudson River Wind Meditations ), был выпущен в 2007.

Александр Зайцев

Родился 2 марта 1942 в Бруклине, Нью-Йорк. Родители поощряли его занятия музыкой, … Читать всё

Лу Рид (полное имя Льюис Алан Рид (Lewis Alan Reed)) был одним из основных участников знаменитой группы The Velvet Underground (с 1965 по 1970 год), не получившей большой известности во время существования, но впоследствии признаной основательницей альтернативного рока, и одной из наиболее важных групп своего времени.

Родился 2 марта 1942 в Бруклине, Нью-Йорк. Родители поощряли его занятия музыкой, и уже в 15 лет он участвовал в записи пластинки в составе группы The Jades. В 17 лет Лу был подвергнут электрошоковой терапии – таким образом родители хотели вылечить его от проявившихся гомосексуальных наклонностей. Этот опыт Рид запомнил на всю жизнь и долгое время не поддерживал никаких отношений с родителями.

В конце 1950-х Лу Рид поступил в Сиракузский университет на отделение литературы. Он хотел стать писателем. В университете познакомился с Дэлмором Шварцем (Delmore Schwartz), талантливым поэтом и прозаиком. До Второй мировой войны Шварц был одним из самых многообещающих американских авторов, но в момент их знакомства, преподавал в университете и спивался. Он стал учителем и наставником молодого Рида, именно о нем идет речь в композиции «The House» из альбома «Blue Mask».

В университете Рид познакомился с гитаристом Стерлингом Моррисоном (Sterling Morrison), который впоследствии вошел в состав Velvet Underground.

После окончания университета Рид в 1964 работал сессионным музыкантом в нью-йоркской студии фирмы «Пиквик рекордз». Он записывал гитарные партии для различных исполнителей, а также писал для них популярные песни в различных стилях. Не удовлетворенный работой на вторых ролях, он с Терри Филлипсом (Terry Phillips), коллегой по студии, решили организовать коллектив, чтобы развивать собственные музыкальные идеи, отличные от всего того, что имело место быть на поп-сцене того времени. Так началась история Velvet Underground.

После ухода из VU в 1970, Лу Рид отдалился от музыки и стал работать на фирме своего отца.

Дэвид Боуи (David Bowie), карьера которого стремительно развивалась, почти во всех интервью говорил о сильном влиянии на него американских музыкантов Лу Рида и Игги Попа. И Игги, и Риду Боуи помог вернуться к музыкальной жизни. По его рекомендации Лу Рид получил контракт с звукозаписывающей фирмой.

В 1972 вышел первый сольный диск музыканта «Lou Reed». Диск содержал новые песни, а также композиции, сочиненные еще в период VU. Однако они имели звучание «грязного» и жесткого глэм-рока.

Подлинный успех пришел к Лу Риду с выходом второго альбома «Transformer» (1972). Его продюсером выступил Дэвид Боуи. Альбом принес Риду статус рок-звезды и это позволило ему быть более независимым от представителей шоу бизнеса. Следующей его работой стал альбом «Berlin» (1973), повествующий об отчужденности, бедности и душевных страданиях. Он был крайне неадекватно встречен критиками, которые не уловили в альбоме ничего, кроме якобы депрессивного настроения.

Подталкиваемый фирмой грамзаписи к созданию более веселых и танцевальных песен, Рид в 1974 выпустил альбом «Sally can’t Dance». Крупные личные проблемы певца, развод с очередной женой и глубокая наркотическая зависимость, отразились на качестве альбома. Рид не сходил со страниц нью-йоркской желтой прессы, которая подробно освещала его странную и хаотичную жизнь, наркотические и гомосексуальные увлечения.

В 1975 музыкант выпустил один из самых некоммерческих альбомов в истории поп-индустрии «Metal Machine Music», представлявший собой 70 минут жесткого гитарного шума и всевозможных звуковых эффектов.

В 1975-1978 вышло несколько новых альбомов: «Rock’n’Roll Animal», «Lou Reed Live», «Coney Island Baby», «Rock and Roll Heart», «Street Hassle» с рядом скандальных песен и «Take No Prisoners».

В 1978 Американский литературный совет малотиражных журналов признал Рида одним из пяти лучших поэтов года. Лу Рид среагировал на награду в свойственном ему духе – запретил издавать свой первый поэтический сборник «All The Pretty People».

Следующий диск Рида «Bells» (1979) был примечателен по ряду причин: над ним работал известный продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin), некоторые песни были написаны в сотрудничестве с музыкантом Нильсом Лофгреном (Nils Lofgren), а в записи принимал участие знаменитый джазовый трубач Дон Черри (Don Cherry). Главную тему этого альбома Рид охарактеризовал таким образом: «самоубийство, но не как отчаянный шаг, а как высшая точка экстаза».

1980 год стал переломным в жизни Рида. Ему удалось избавиться от саморазрушительных наклонностей и обрести счастье в браке с Сильвией Моралес (Sylvia Morales), которая стала музой многих его альбомов. В июне появился его новый диск «Growing up in Public», который продолжил линию самоанализа и взаимоотношений. Он также пробует себя в новом качестве – пишет несколько текстов для группы Kiss. В том же году выходит сборник песен «Rock’n’Roll Diary».

Альбом «Blue Mask», вышедший в 1982 году поражает слушателей своей мощью и напряжением, сравнимым разве что с ранними его работами.

Выпустив диск «Legendary Hearts» (1983), концертный альбом «Live in Italy» (1984) и концертный фильм «A Night with Lou Reed», музыкант решил наконец добиться серьезного коммерческого успеха и вполне достиг этой цели, выпустив альбом «New Sensations» (1984). Но эта популярность не могла сравниться с его успехами 1970-х. В 1986 вышел альбом «Mistrial», продававшийся без особого ажиотажа.

Однако альбом 1988 года «New York» изменил ситуацию. Американская аудитория заметила новую работу музыканта. В подготовке этого диска принимала участие бывшая барабанщица VU Морин Такер (Maureen Tucker). Рид представил цикл песен-историй из жизни Нью-Йорка – города, с которым он был неразрывно связан.

Во второй половине 1980-х произошли трагические события: смерть его друга, знаменитого художника Энди Уорхола (Andy Warhol) в 1986 и гибель Нико (Nico), актрисы и певицы, с которой в свое время выступали VU, в 1988-м. После смерти Уорхола Джон Кейл, один из основателей VU, решил в память о художнике выпустить диск. К нему присоединился Лу Рид, и в 1990 появился альбом «Songs for Drella» (Дрелла - прозвище Уорхола).

В самом начале 1992 Лу Рид издал альбом «Magic and Loss», посвященный его друзьям, умершим от тяжелой болезни. Тайна смерти, жизнь как утрата и непостижимое чудо одновременно – основные темы альбома. В том же году выходит сборник его текстов и стихов «Between Thought and Expression».

В 1993 Velvet Underground собираются на короткое время в «золотом» составе и отправляются в турне. Но это было скорее ностальгическое предприятие, нежели подлинное возрождение группы. Смерть гитариста Стерлинга Моррисона в 1995 стала финальной точкой в истории VU.

В 1994 Лу Рид снялся в роли самого себя в картине Вима Вендерса (Wim Wenders) «Far away, so Close».

В 1996 вышел «Set the Twilight Reeling», с весьма современным, жестким и аскетичным звучанием.

В середине 1990-х группа Duran Duran записала кавер-версию знаменитой песни Рида «Perfect Day», а в 1999 она прозвучала в исполнении впечатляющего состава поп-звезд (Дэвид Боуи, Боно (Bono), Элтон Джон (Elton John) и др.) В том же году вышел еще один концертный диск «A Perfect Night».

В 2000 году вышел альбом «Ecstasy», центральная тема которого – отношения между мужчиной и женщиной, брак и развод. Как всегда, Лу Рид писал по мотивам собственной жизни – накануне он пережил болезненный бракоразводный процесс с Сильвией Моралес.

Под влиянием творчества Лу Рида находились такие известные фигуры русского рока, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Лу Рида, как и Игги Попа называли «крестным отцом панк-рока», затем пост-панка и нойз-рока.

Студийные альбомы с указанием мест в хит-парадах США (US #) и Великобритании (UK #).
Lou Reed (1972) US #189
Transformer (1972) US #29, «золотой» статус, UK #13
Berlin (1973) US #98, UK #7
Sally Can’t Dance (1974) US #10
Metal Machine Music (1975)
Coney Island Baby (1976) US #41, UK #52
Rock and Roll Heart (1976) US #64
Street Hassle (1978) US #89
The Bells (1979) US #130
Growing Up in Public (1980) US #158
The Blue Mask (1982) US #169
Legendary Hearts (1983) US #159
New Sensations (1984) US #54, UK #92
Mistrial (1986) US #47, UK #69
New York (1989) US #40, «золотой» статус, UK #14
Magic and Loss (1992) US #80, UK #6
Set the Twilight Reeling (1996) US #110, UK #26
Ecstasy (2000) US #183, UK #54
The Raven (2003)
Hudson River Wind Meditations (2007)

Американский музыкант. Полное имя Льюис Элан Рид (Lewis Alan Reed). Получив известность как лидер новаторской нью-йоркской группы «Вельвет Андеграунд», Лу Рид на протяжении более трех десятилетий продолжает не менее впечатляющую сольную деятельность.


Лу Рид – один из немногих музыкантов, который оказал влияние на ход развития рока, вдохновляя своим творчеством как современников, так и более молодое поколение. Под влиянием Лу Рида находились такие известные фигуры русского рока, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Лу Рида, как и Игги Попа (Iggy Pop) называли «крестным отцом панк-рока», затем пост-панка и нойз-рока («noise-rock»). Но на протяжении нескольких десятилетий Лу Рид остается независимым исполнителем и не особенно следует за музыкальной модой.

Родился 2 марта 1942 в Бруклине, Нью-Йорк. Родители поощряли его занятия музыкой, и уже в 15 лет он участвовал в записи пластинки в составе группы «Джейдз» (The Jades). В 17 лет Лу Рид был подвергнут электрошоковой терапии, – таким образом родители хотели вылечить его от проявившихся гомосексуальных наклонностей. Этот опыт Рид запомнил на всю жизнь и долгое время не поддерживал никаких отношений с родителями.

В конце 1950-х Лу Рид поступил в Сиракузский университет на отделение литературы. Он хотел стать писателем. В университете познакомился с Дэлмором Шварцем (Delmore Schwartz), талантливым поэтом и прозаиком. До Второй мировой войны Шварц был одним из самых многообещающих американских авторов, но в момент их знакомства, преподавал в университете и спивался. Однако он сохранил ясный ум и стал учителем и наставником молодого Рида. После смерти Шварца в 1966 Лу Рид часто вспоминал этого неординарного человека, – в частности, именно о нем идет речь в композиции Дом (The House) из альбома Голубая маска (Blue Mask).

В университете Рид познакомился с гитаристом Стерлингом Моррисоном (Sterling Morrison), который впоследствии вошел в состав «Вельвет Андеграунд».

После окончания университета Рид в 1964 работал сессионным музыкантом в нью-йоркской студии фирмы «Пиквик рекордз». Он записывал гитарные партии для различных исполнителей, а также писал для них популярные песни в различных стилях. Не удовлетворенный работой на вторых ролях, он с Терри Филлипсом (Terry Phillips), коллегой по студии, решили организовать коллектив, чтобы развивать собственные музыкальные идеи, отличные от всего того, что имело место быть на поп-сцене того времени. Так началась история «Вельвет Андеграунд».

После ухода из «Вельвет Андеграунд» в 1970, Лу Рид отдалился от музыки и стал работать на фирме своего отца.

Дэвид Боуи (David Bowie), карьера которого стремительно развивалась, почти во всех интервью говорил о сильном влиянии на него американских музыкантов Лу Рида и Игги Попа. И Попу, и Риду Боуи помог вернуться к музыкальной жизни. По его рекомендации Лу Рид получил контракт с звукозаписывающей фирмой.

В 1972 вышел первый сольный диск музыканта Лу Рид (Lou Reed). Диск содержал новые песни, а также композиции, сочиненные еще в период «Вельвет Андеграунд». Однако они имели звучание «грязного» и жесткого глэм-рока (glam-rock). Глэм-рок, эффектный в музыкальном и визуальном отношении стиль (яркие одежды и грим) исполнялся как в «сладком», «попсовом» ключе (группы «Суит» (Sweet), «Кисс» (Kiss)), так и более жестко. Последнее направление впоследствии породило панк-рок. Первые два диска Лу Рида как раз были характерными примерами «сурового» глэм-рока.

Подлинный успех пришел к Лу Риду с выходом второго альбома Трансформер (Transformer,1972). Его продюсером был Дэвид Боуи. Он же подыгрывал и подпевал Риду, в пестрой компании других известных музыкантов. Это один из лучших альбомов в истории рок-музыки. В Трансформер вошли такие замечательные песни, как Прекрасный день (Perfect Day), Порочный (Vicious), Спутник любви (Satellite of Love) или Прогуляйся по дикой стороне (Walk on the Wild Side).

В своих интервью Лу Рид говорил, что он больше не хочет сочинять сложные композиции, подобные тем, что он писал для «Вельвет андеграунд» и теперь сочиняет песни на основе своего жизненного опыта и общения с людьми. Почти все его песни сольного периода – это своего рода рассказы о своей жизни или о жизни других людей.

Статус рок-звезды Рид получил после выхода Трансформера. Это позволило ему быть более независимым от представителей шоу бизнеса. Следующей его работой стал альбом Берлин (Berlin, 1973), повествующий об отчужденности, бедности и душевных страданиях. Он был крайне неадекватно встречен критиками, которые не уловили в альбоме ничего, кроме якобы депрессивного настроения. В основе концепции альбома – идея разделенного на две части Берлина. Этот образ увлек Лу Рида, и он перенес его на картину человеческой жизни. Берлин – очень серьезная музыкальная работа.

Подталкиваемый фирмой грамзаписи к созданию более веселых и танцевальных песен, Рид в 1974 выпустил довольно неудачный альбом Салли не умеет танцевать (Sally can"t Dance). Крупные личные проблемы певца, развод с очередной женой и глубокая наркотическая зависимость, отразились на качестве альбома. Рид не сходил со страниц нью-йоркской желтой прессы, которая подробно освещала его странную и хаотичную жизнь, наркотические и гомосексуальные увлечения.

В 1975 музыкант выпустил один из самых некоммерческих альбомов в истории поп-индустрии Музыка металлической машины (Metal Machine Music), представлявший собой 70 минут жесткого гитарного шума и всевозможных звуковых эффектов. Фирма грамзаписи, не зная, как поступить с этой записью, выпустила ее под рубрикой классической музыки. В композиции отразилось увлечение Рида симфоническим авангардом 20 в.

В 1975-1978 вышло несколько новых альбомов: Рок-н-Ролльное животное (Rock"n"Roll Animal), Лу Рид живьем (Lou Reed Live), Детка с Кони Айленд (Coney Island Baby), Сердце Рок-н-Ролла (Rock and Roll Heart), Уличный промысел (Street Hassle) с рядом скандальных песен и Пленных не брать (Take No Prisoners).

В 1978 Американский литературный совет малотиражных журналов признал Рида одним из пяти лучших поэтов года. Лу Рид среагировал на награду в свойственном ему духе – запретил издавать свой первый поэтический сборник «Все замечательные люди» («All The Pretty People»).

Следующий диск Рида под названием Колокола (Bells, 1979) был примечателен по ряду причин: над ним работал известный продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin), некоторые песни были написаны в сотрудничестве с музыкантом Нильсом Лофгреном (Nils Lofgren), а в записи принимал участие знаменитый джазовый трубач Дон Черри (Don Cherry). Главную тему этого альбома Рид охарактеризовал таким образом: «самоубийство, но не как отчаянный шаг, а как высшая точка экстаза».

1980 год стал переломным в жизни Рида. Ему удалось избавиться от саморазрушительных наклонностей и обрести счастье в браке с Сильвией Моралес (Sylvia Morales), которая стала музой многих его альбомов. В июне появился его новый диск Поднимаясь в глазах общества (Growing up in Public), который продолжил линию самоанализа и взаимоотношений, столь важную для Лу Рида. Он также пробует себя в новом качестве – пишет несколько текстов для группы Kiss («Кисс»). В том же году выходит сборник песен Рок-н-ролльный дневник (Rock"n"Roll Diary).

Альбом Голубая Маска (Blue Mask, 1982) поражает слушателей своей мощью и напряжением, сравнимым разве что с ранними его работами.

Выпустив диск Легендарные Сердца (Legendary Hearts, 1983), концертный альбом Живьем в Италии (Live in Italy, 1984) и концертный фильм Вечер с Лу Ридом (A Night with Lou Reed), музыкант решил наконец добиться серьезного коммерческого успеха и вполне достиг этой цели, выпустив альбом Новые ощущения (New Sensations, 1984). Но эта популярность не могла сравниться с его успехами 1970-х. В 1986 вышел альбом Неправильный суд (Mistrial), продававшийся без особого ажиотажа.

Однако альбом 1988 года Нью-Йорк (New York) изменил ситуацию. Американская аудитория заметила новую работу музыканта. В подготовке этого диска принимала участие бывшая барабанщица «Вельвет Андеграунд» Морин Такер (Maureen Tucker). Рид представил цикл песен-историй из жизни Нью-Йорка – города, с которым он был неразрывно связан.

Во второй половине 1980-х произошли трагические события: смерть его друга, знаменитого художника Энди Уорхола (Andy Warhol) в 1986 и гибель Нико (Nico), актрисы и певицы, с которой в свое время выступали «Вельвет Андеграунд», в 1988-м. После смерти Уорхола Джон Кейл, один из основателей «Вельвет Андеграунд», решил в память о художнике выпустить диск. К нему присоединился Лу Рид, и в 1990 появился альбом Песни для Дреллы (Songs for Drella).

В самом начале 1992 Лу Рид издал очень сильный и трагический альбом Магия и Утрата (Magic and Loss), посвященный его друзьям, умершим от тяжелой болезни. Тайна смерти, жизнь как утрата и непостижимое чудо одновременно – основные темы альбома. После альбома Голубая Маска это была самая впечатляющая работа Рида. В том же году выходит сборник его текстов и стихов Между мыслью и ее выражением (Between Thought and Expression).

В 1993 «Вельвет Андеграунд» собираются на короткое время в «золотом» составе и отправляются в турне. Но это скорее ностальгическое предприятие, нежели подлинное возрождение группы. Смерть гитариста Стерлинга Моррисона (Sterling Morrison) в 1995 стала финальной точкой в истории «Вельвет Андеграунд».

В 1994 Лу Рид снялся в роли самого себя в картине Вима Вендерса (Wim Wenders) Так далеко, так близко (Far away, so Close).

В 1996 вышел его диск Заставь сумерки вращаться (Set the Twilight Reeling), с весьма современным, жестким и аскетичным звучанием.

В середине 1990-х группа «Дюран Дюран» (Duran Duran) записала версию знаменитой песни Рида Прекрасный день (Perfect Day), а в 1999 она прозвучала в исполнении впечатляющего состава поп-звезд (Дэвид Боуи, Боно (Bono), Элтон Джон (Elton John) и др.) В том же году вышел еще один концертный диск Лу Рида Прекрасный вечер (A Perfect Night).

Последней работой Лу Рида к 2003 является альбом Экстаз (Ecstasy, 2000). Центральная тема – отношения между мужчиной и женщиной, брак и развод. Как всегда, Лу Рид писал по мотивам собственной жизни – накануне он пережил болезненный бракоразводный процесс с Сильвией Моралес.

Лу Рид использует богатые возможности популярной музыки не для развлечения слушателя, но для того, чтобы заставить его думать и глубоко чувствовать. Он затрагивает серьезные темы, которых большинство музыкантов избегает, хотя их важность и общечеловеческая ценность очевидна.

С годами Лу Рид делает больший акцентна поэтическую составляющую песен, при этом не изменяя своим музыкальным вкусам: основой его музыки по-прежнему является жесткий, «грязный» и сильно «перегруженный» гитарный звук.