Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.

История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию "Евгения Онегина" в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» - первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.

Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 - 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.

Сюжет романа

Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа - Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.

Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским - молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них - Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.

На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.

На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Характеристика главного героя произведения

Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.

Молодой дворянин живет Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, - в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.

Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому - дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.

Быт и нравы дворянства

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл - это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая - старшее поколение, а вторая - это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений - это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?

Счастье и долг - одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.

Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина - «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.

Проблема идентификации главного героя в обществе

В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.

Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.

Главные герои романа - это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же - идеал нравственной чистоты. Главная ее цель - любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.

Уникальный русский роман

В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.

В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» - первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения - «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание связано с байроновским Гарольдом.

Особенности образа Татьяны

Татьяна Ларина - главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна - это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример - это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Подводим итоги

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои - молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.

А счастье было так возможно, так
близко… Глава VIII, строфа XLVIII

А было ли возможно счастье?

Цели урока:

Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

Развивающая: развитие речи — обогащение и ус-ложнение словарного запаса.

Воспитывающая: целенаправленное формирование таких нравственных качеств, как ответственность и честность по отношению к выбранной позиции.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Методы и формы работы:

1. Приветствие.

2. Эвристическая беседа.

3. Задание репродуктивного характера.:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны знать содержание произведения А. С. Пуш-кина «Евгений Онегин» (глава 8).

Ход урока

Оргмомент.

Начало урока.

Работа с текстом.

— О каких фактах биографии автора рассказано в на-чале 8-й главы? (Рассказ о лицее, ссылке, воспоми- нания о Кавказе, Крыме, Молдавии, но главное внутренний мир,движение творческой мысли, разви- тие душевного состояния автора.)

— Пять строф понадобились Пушкину, чтобы вспом-нить всю жизнь. Была молодость — она ушла, были друзья, но их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и

светлой, она поможет жить:

И ныне музу я впервые...

На светский раут привожу… Впервой главе мы видели петербургский бал мельком, в сущности с улицы, через окно:

По цельным окнам тени ходят...

В 8-й главе мы на светском рауте. В свете многое привлекательно:

Можно любоваться Шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин.

Появление Онегина: для всех он кажется чужим.

— Был ли Онегин чужим для светского общества? (Нет.)

— Свет решил, что он умен и очень мил. Появляется целая серия вопросов. Кто их может задать? Автор? Завсегдатай светских раутов?

Где он был три года? С этим недоумением можно сравнить слова Молчалина: «Как удивлялись мы! Вот вам бы в Москве у нас служить!»

— Пересуды о нем. («Корчит чудака».) Кем явится? высшем свете привычны нелюди, а «приличьем стя-нутые маски», а те, кто не похож на них, стран- ны, непонятны.)

— Какой совет дают они Онегину? (Советуют ему «быть добрым малым, как все».)

— Знаком ли Онегин свету? (Да, он восемь лет провел здесь. Но что-то в нем было раньше не так, как у всех, а теперь? «Что слишком часты разговоры // Принять мы рады за дела, // Что глупость ветрена и зла, // Что важным людям важны взоры // И что посредственность одна // Нам по плечу и не стран- на?» «Молчалины блаженствуют на свете»; идеал посредственности: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел, // Кто постепенно жизни холод // С летами вытерпеть умел; //Кто странным снам не предавался, // Кто черни светской не чуждался, // О ком твердили целый век: // НН пре- красный человек»; убеждение Пушкина: нельзя преда- вать молодость!«Несносно видеть пред собою// Од- них обедов длинный ряд, // Глядеть на жизнь как на обряд»; отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г.Маршрут: Москва — Нижний Новгород — Астра- хань — Кавказ Крым —Одесса. Онегин знакомит- ся с родиной.)

Вывод: Онегин приезжает в Петербург обновленный.

— Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (Непримиримая вражда к обществу, в Онегине глубокая внутренняя жизнь,которой не было раньше.)

На доске — тема урока:

«ТАТЬЯНА И ЕВГЕНИЙ В VIII ГЛАВЕ РОМАНА. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

— И вот происходит новая встреча героев. Появляет-ся Татьяна, и Онегин не узнает ее и узнает. Как описывает Пушкин, какой же была Татьяна, без чего обходилась? (Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива, //Без взора наглого для всех,//Без при- тязаний на успех, // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей... )

—Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в дерев-не, теперь охвачен такой всепоглощающей страс-тью? (Изменились герои, обновленным Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

— Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «вла- ствовать собой», как ей советовал Евгений когда- то .) Почему она так привлекает Онегина?

— А что с Евгением? (Что с ним? В каком он стран- ном сне?// Что шевельнулось в глубине// Души хо- лодной и ленивой?//Досада? Суетность? Иль вновь // Забота юности — любовь?)
Что с ним происходит? Как он изменился?

Выразительное чтение наизусть письма Онегина . Какого героя мы видим в письме? Какие чувства они спытывает?

Прослушивание отрывка из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Ваше впечатление. Как музыка, сценическая игра актеров помогает понять героев, передать чувства?
Слово учителя.

— Проста композиционная схема романа. Главные герои меняются ролями к концу книги:

1. ОНА любит ЕГО — ОН не замечает ЕЕ. ОНА пишет ЕМУ письмо — выслушивает ЕГО проповедь.

2. ОН любит ЕЕ — ОНА не замечает ЕГО. ОН пишет ЕЙ письма — выслушивает ЕЕ исповедь(пропо-ведь, отповедь).

Но это простое построение только подчеркивает слож-ность человеческих переживаний, внешне уклады-вающихся в такую нехитрую схему. Насколько пре-краснее чувство Онегина!

— Он опять обратился к книгам, как в юности. Кругего чтения очень определенно говорит читателю —современнику А.С. Пушкина: Гиббон,Руссо, Гор-дер, Мадам де Сталь, Бель, Фонтенель— филосо-фы, просветители, ученые. Это не два-три романа,

в которых отразился «век и современный человек любимые Онегиным раньше. Это круг чтения де-кабристов, людей, стремящихся к действию.»,

—Но этого мало.Перед Онегиным открывается те-перь все то, что было ему недоступно три года на-зад.

Поэт, друг своих героев, всей душой желает им счастья. Но счастье невозможно. О финале романа возникают споры. Появляются разные точки зре-ния, каждая из которых по-своему опирается на текст романа. Кроме того,каждое поколение читает Пушкина по-своему.

Через восемь лет после смер-ти Пушкина, в 1845 году, В.Г. Белинский написал свои знаменитые статьи о «Евгении Онегине». 80-е годы. В связи с

открытием памятника в Моск-ве в 1880 г. Ф. М. Достоевский произнес речь на заседании Общества любителей российской словес-ности, в которой выразил свою трактовку финала романа.

Задание.Познакомьтесь с размышлениями о финале романа и об образах Татьяны и Онегина
знаменитых русских литераторов: Виссариона Григорьевича Белинского и Федора
Михайловича Достоевского
. Работа в группах.Выпишите тезисы из статей. которые выражают мысли и отношения критиков к финалу романа и образам героев.

Тра-гедия VIII главы в том, что Татьяна не поняла Оне-гина и его любви. Демократ, человек 40-х годов, Бе-линский ставил выше всего свободу человеческой личности, он осуждает Татьяну за то, что она по-жертвовала своей любовью ради верности мужу, ко-торого она не любит, а только уважает.

Ф. М. Достоевский: «Татьяна — идеал жен-щины,идеал человека. Ее поведение в 8 главе — воплощение нравственного совершенства, потому что «...разве может человек основать свое счас-тье на несчастье другого? Счастье не в одних толь-ко наслаждениях любви. А и в высшей гармонии духа. Чем успокоишь дух, если позади стоит не-счастный, безжалостный, бесчеловечный посту-пок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?... Нет: чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь моего счастия, пусть, наконец, никто и ни-когда... не узнают моей жертвы и не оценят ее. Но не хочу быть счастливою, загубив другого!»
Вывод. Белинский и Достоевский по-разному судят о поступках героев. Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и собственному чувству? Почему Татьяна отвергает Онегина?
1 Исследовательская работа.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте снова обратимся к глаголам.
Просмотрите монолог Татьяны, найдите глаголы, определите время. Почему Татьяна,
объясняясь с Онегиным в настоящем, когда говорит о себе, использует
исключительно глаголы прошедшего времени?
Свет не испортил, не загубил Татьяну, душа ее ос-талась прежней, хотя за эти три года она не оста-лась такой, как была.

— Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна ско-рее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чу-жого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше при-влекает к ней Онегина.

— Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь с обновленным Онегиным, но (поздно!) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

В марте 1825 года, потеряв надежду на личное сча-стье, Онегин остается один в Петербурге. В основном тексте романа Онегин остается на распутье — и читатель вместе с ним еще раз задумывается: что же есть жизнь? Как надо жить? Куда идти? Кого любить? С кем и за что бороться?

Подведение итогов урока.

Почему VIII глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обо- снования событий, поступков,фактов.)

В конце романа оба главных действующих лица дос-тойны сочувствия читателей. Если бы один из них мог быть назван «отрицательным», то роман не имел бы под-линно трагического звучания. Любовь к недостойному существу может породить очень грустные ситуации, но она не становится таким источником трагедии, как вза-имная любовь двух достойных счастья людей при полной невозможности этого счастья.

Онегин в конце романа — не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полон жаж-ды счастья, любви и желания бороться за это счастье. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочув-ствие. Но Татьяна —. человек другого склада: ей свой-ственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Ее одухотворенность полна ис-тинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, делает невозможность счастья для них глубоко трагической.

Но кто объяснит нам, наконец, роман А. С. Пушки-на? Кто растолкует «Онегина» так, что нечего будет до-бавить? Надо надеяться, что никто. Пусть живет эта кни-га вечно, и пусть каждое новое поколение находит в ней что-то свое. Очень важное для него.

*Задание для тех, кто размышляет.

1. Возможно ли было счастливое воссоединение Онеги-на и Татьяны? Сочинение - размышление. Наизусть отрывок(письмо Онегина).

2. Исследовательская работа: «Какую роль могут играть грамматические категории в художественном тексте?(А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»)».

Удачи на уроке!

Среди основных проблем романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина можно выделить следующие:
- поиск смысла жизни;
- цель жизни человека в обществе;
- герои того времени;
- оценка всей системы моральных ценностей того периода.
Роман А.С.Пушкина во многом автобиографичен для автора, потому что он, как и главный герой романа Евгений Онегин разочаровался в старых идеалах и моральных принципах той эпохи. Но искать пути к переменам, самому что-то делать для для изменений в своей жизни герою не под силу, он одолеваем извечной русской хандрой, которая в романе характеризуется модным английским словом «сплин».
В своих строках А.С.Пушкин очень доверительно рассказывает читателю о своих чувствах и видении мира. Для него семья, родственные узы. священный домашний очаг представляют неоспоримую ценность, и эта мысль передается словами главной героини Татьяны Лариной:
«Но я другому отдана,
И буду век ему верна!»
Мы можем проследить весь путь взросления и становления личности Евгения и Татьяны, изменения их мировоззрения.
В романе также затронуты вопросы ценности человеческой жизни для общества, описание характеров того времени, и влияние передовых идей на идеологию общества.

Когда я училась в школе, то мы все изучали роман А.С Пушкина «Евгений Онегин». Концовка у этого романа весьма печальна, и она не отвечает всем «ожиданиям» читательниц.
На протяжении всего романа, мы все ждём, что Татьяна, - гений чистой красоты, и женский идеал, ответит взаимностью Евгению, и они проживут долго и счастливо много, много, лет. А выходит, что всё совсем не так:
- Я вас люблю, к чему лукавить?
Но, я другому отдана, я буду век ему верна.
Татьяна, отвергает все ухаживания Евгения, и это становится полной неожиданностью, и главной проблемой всего романа.
Возможно, Пушкин, нам не всё рассказал, и в жизни главных героев могло бы получиться всё иначе, но, в похожей ситуации, оказываются многие люди и в наше время.
В жизни Татьяны, появилась возможность, поменять одного мужчину на другого, и перед ней, стал сложный выбор, между настоящим и будущим. У Онегина не было «безупречной репутации».
По роману, он был эгоистичным, самолюбивым, не надёжным, и он «регулярно менял женщин», и Татьяна прекрасно понимала суть вещей, у неё не было недостатка в мужском внимании, и жениться на ней, хотели бы многие мужчины из её «круга».
Татьяна, по роману, очень разумная женщина, она уважала своего мужа, который любил её по настоящему, и хотел, чтобы она была счастлива только с ним. Мог ли Евгений Онегин сделать её счастливой? И почему, только спустя три года, он понял, как он её любит?
Отвергнув ухаживания Евгения, Татьяна поступила как разумная женщина, и не стала менять, свою сложившуюся семейную жизнь, на «лёгкую интрижку».
В данном случае, разум, одержал победу над чувствами.
Мы не можем осуждать Татьяну, ведь сколько людей, столько и мнений, и проблема этого романа, в выборе правильного жизненного пути!

Мне кажется, что в своем романе Пушкин противопоставляет, сравнивает и ищет сходства и различия среди двух разных «миров» - мира красивых пышных балов, столичной знати и мира простых людей благородных кровей, живущих более уединенно и скромно. Представителем первого мира является сам главный герой романа, Евгений Онегин, а самой яркой представительницей второго - Татьяна. Евгений представлен блестящим молодым человеком, образованным, но погрязшим в светской жизни. Но ему эта жизнь уже наскучила, да и сам автор, как мы видим из романа, не в восторге от нее. Она полна бессмысленных и беспощадных интриг, лести, предательств, разврата. Только со стороны он кажется привлекательным, красивым и необычным. Те же, кто оказывается внутри него, быстро теряют свое человеческое достоинство и стремятся к ложным ценностям. И вот Евгений, уставший от этого высшего света, едет в деревню и встречает там совершенно другой мир, людей другого типа. Татьяна чиста, она образована и умна, ей близки идеалы ее предков - семья на первом месте, стремление к гармонии и совершенству. Но Евгений не сразу проникнулся теплым чувством к таким идеалам, а потом, когда он уже осознал свою ошибку, было поздно. Так что главная проблема кроется за взаимоотношениями этих двух главных героев, как главных представителей двух слоев общества.

«Евгений Онегин» - один из моих любимых романов. Изучая его в школе, я перечитала его раз 5, наверное. Тогда роман был для меня просто интересной книгой, не более. Наверное, в том возрасте, никто глубоко не задумывался над проблемами, поднятыми Пушкиным.
Сейчас, думаю, я смотрю уже на героев романа немного под другим углом. Сюжет строится на любви главных героев. Вместе с ними мы проживаем этапы их духовного становления, поиска истины, они определяют свое место в этой жизни. Для каждого из героев любовь - нечто личное. Для Лариной - это огромная духовная работа, для Ленского - всего лишь легкий романтический атрибут, для Ольги - отсутствие сентиментальности и индивидуальности, для Онегина - наука нежной страсти. Рядом с проблемой любви глубоко идет проблема дружбы. Именно сейчас понимаю, что дружба без глубокой душевной привязанности - невозможна и временна.
Особенно важной в романе является проблема долга и счастья, поскольку Татьяна Ларина - девушка совести и честь и совести для нее так же важны, как и любовь. По ходу романа она преобразуется в целостную личность, имеющую свои моральные принципы и устои, жизненные ценности.
Также огромной проблемой, описанной в романе, является взаимосвязь различных слоев населения.

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту.

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

Отвечает писатель Алексей Варламов, ректор Литературного института им. А. М. Горького

Фото Владимира Ештокина

1. В школе учат, что «Евгений Онегин» - это энциклопедия русской жизни, и объясняют почему: потому что изображены все слои русского общества, их нравы, их представления. Так ли это?

Евгений Онегин в кабинете. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Начнем с того, что само это определение - «энциклопедия русской жизни» - принадлежит Белинскому, и это его интерпретация.

Что такое энциклопедия? Некий свод знаний о чем-то, фиксация реальности. Энциклопедия не предполагает никакого развития этой реальности, реальность уже поймана, связана, зафиксирована и с ней больше ничего не может случиться. Энциклопедия - это остановка, подведенный итог. Да, возможно, спустя десять лет появится новая энциклопедия, но это будет новая, а старая уже состоялась.

Так вот, «Евгений Онегин» менее всего похож на зафиксированную, прокомментированную и разложенную по полочкам реальность. Это живая вещь, отражение изменчивой, сложной, противоречивой жизни. В «Онегине» нет никакой точки, он весь находится в постоянном движении.

Понятие энциклопедии предполагает полноту охвата, максимальную детализированность, отражение всех сторон описываемого предмета. Но нельзя сказать, что «Евгений Онегин», при всем величии этого романа, целиком отразил русскую жизнь начала XIX века. Там есть огромные лакуны!

В романе почти нет Церкви и повседневной церковной жизни, в том числе ее обрядовой стороны. Не считать же исчерпывающим изображением церковной темы такие фразы, как «два раза в год они говели», «в день Троицын, когда народ / зевая, слушает молебен» или «и стаи галок на крестах». Получается страна, где есть стаи галок на крестах, а кроме этих галок и крестов ничего христианского и нет.

У Пушкина был такой взгляд на вещи, и не у него одного.

Русская классика XIX века, за редкими исключениями, прошла мимо Церкви. Точно так же, как и русская Церковь прошла мимо русской классики.

Смотрим далее. Военная жизнь России в романе хоть как-то отражена? Почти никак (упоминается разве что медаль у Дмитрия Ларина, да муж Татьяны - изувеченный в сражениях генерал). Промышленная жизнь? Очень мало. Ну и что же это получается за энциклопедия? Или вот такой интересный момент: в «Онегине», как, впрочем, и везде у Пушкина, нет многодетных семей. Евгений - единственный ребенок, у Лариных - две дочери. То же самое в «Капитанской дочке», в «Повестях Белкина». А ведь тогда почти все семьи были многодетными, один-два ребенка - редкое исключение. Да, Пушкину это было нужно для решения его художественных задач, но тогда уж об энциклопедии русской жизни говорить не приходится.

Так что здесь Белинский, думаю, неправ. Скорее уже «Войну и мир» Льва Толстого можно назвать энциклопедией. Тоже неполной, но куда более обстоятельной.

2. Есть ли в «Евгении Онегине» какой-то глубокий христианский посыл, подобный тому, какой есть, к примеру, в «Капитанской дочке»?

Онегин с Ленским в гостях у Лариных. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я далек от того, чтобы обязательно видеть отчетливый христианский посыл в любом произведении Пушкина. В 1830-е годы он, несомненно, обращается к христианству, и «Капитанская дочка» - самая христианская вещь не только у Пушкина, но и вообще в русской литературе «золотого века». Но ведь это позднее произведение, которое он закончил в 1836 году, до того уже были написаны «Пророк», «Отцы-пустынники и жены непорочны». Эти мотивы не возникли у Пушкина из ничего. Они были сокрыты в его раннем творчестве и начали проявляться, проступать так, что стали заметны невооруженному глазу.

В «Евгении Онегине» можно заметить это движение, этот перелом. Мы знаем, что первые две главы были написаны еще в южной ссылке, а потом Пушкин уезжает в другую ссылку, в Михайловское, и вот тут с ним что-то происходит. Может, потому, что там, в Псковской губернии, все окрестные места напрямую связаны с русской историей, может, потому, что там он бывал в Святогорском Свято-Успенском монастыре, часто спорил с местным приходским священником Иларионом Раевским и даже заказывал панихиду по Байрону, рабу Божьему боярину Георгию, что, конечно, можно рассматривать как вызов, хулиганство, но по большому счету это тоже было очень глубоко и серьезно. Он постепенно начинает чувствовать христианские корни русской истории и русской жизни, читает Библию, читает Карамзина. В этом смысле последние главы романа заметно отличаются от первых. Но здесь пока это еще только начинает мерцать, это еще не вошло в полную силу.

В «Капитанской дочке» главный христианский мотив - Промысл Божий, послушание Божьей воле, которое делает счастливыми двух главных героев, позволяет преодолеть им все испытания и обрести полноту бытия.

Иначе с «Евгением Онегиным». Попытка притянуть явные христианские смыслы была бы, по-моему, искусственной. В чем там христианский посыл? В том, что Татьяна послушалась матери, вышла замуж за генерала и осталась ему верна? Но что в этом специфически христианского? Это нормальное поведение в любом традиционном обществе. Верность обету, верность мужу, смирение - ценности, которые христианство, конечно, наполняет своим содержанием, но это ведь не исключительно христианские ценности. Более того, из текста романа мы не видим, чтобы Татьяна была как-то особенно религиозна. Она не может оскорбить мужа, бросить тень на его репутацию, она зависима от общественного мнения, но это другая история. Но главное - она несчастлива, проявив послушание родительской воле и верность мужу. Если героев «Капитанской дочки», «Метели», «Барышни-крестьянки» в перспективе ждет счастье, то Татьяну ничего не ждет. Жизнь ее пуста. Детей у нее нет, приемы и балы ее раздражают, в религии она утешения не находит (во всяком случае, никаких намеков на это в тексте нет). Собственно, все, чем она может утешаться, - это воспоминания о деревенской жизни, о красоте природы. Вся ее жизнь в прошлом, живет она не так, как ей самой хотелось бы, а как требует от нее свет.

«Евгений Онегин» - это, по сути, история о том, как два человека могли бы быть счастливыми, если бы вовремя это поняли. Но

Евгений прошел мимо Татьяны, сделав несчастными обоих. И никакого выхода из этой ситуации нет. Мне кажется, будь это христианское произведение - было бы как-то по-другому.

Если не счастье в общепринятом понимании, то хотя бы какой-то высокий смысл, а не эта безвыходность, по крайней мере в том, что касается Татьяны .

3. Есть ли все-таки в «Евгении Онегине» нравственный урок?

Татьяна пишет письмо Онегину. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я думаю, бессмысленно задаваться вопросом, какой нравственный урок должны извлечь школьники из «Евгения Онегина», из описанной там истории. Не влюбляйся, а то придется страдать? Глупо. Еще глупее говорить: влюбляйся только в достойного человека. Как показывает жизнь, управлять этими материями невозможно.

Можно, конечно, сказать и очевидные вещи: Онегин - это отрицательный пример, пример того, как изначально умный, способный человек, не понимая, для чего жить, в конце концов оказывается в полной пустоте - и духовной, и душевной. В то время как Татьяна - пример положительный, она в возникающих обстоятельствах принимает этически правильные решения. Однако это не отменяет безнадежности рассказанной в романе истории.

Но, может, для самого Пушкина эта безвыходность «Евгения Онегина» была жизненно необходима для внутреннего движения в сторону христианства. «Онегин» перед ним самим поставил такие вопросы, ответы на которые автор позднее дал в той же «Капитанской дочке». То есть «Онегин» стал необходимой ступенькой.

Христианство - доминанта позднего Пушкина, и «Евгений Онегин» - процесс создания такой доминанты, это как бы вызревание плода, еще почти незаметное для глаз.

А кроме того, христианство Пушкина заключено прежде всего в красоте его строф. Эта красота явно божественного происхождения. Он потому и гений, что ловил свет божественной красоты, ощущал Премудрость Божью, явленную в сотворенном мире, и в его произведениях этот свет проступал. Перевод божественной красоты на русский язык - это, на мой взгляд, главный христианский смысл «Евгения Онегина». Потому и не особо успешны переводы романа на другие языки. Содержание передается, а вот эта внерациональная красота теряется. Для меня именно это в «Евгении Онегине» самое главное. Он вызывает невероятно сильное чувство родины, чувство дома.

4. Кто главный герой «Евгения Онегина»? Онегин, Татьяна Ларина - или же сам Пушкин?

Евгений и Татьяна – встреча в саду. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Пушкин неслучайно назвал свой роман именно так: «Евгений Онегин». Но можно ли считать Татьяну главным героем? Почему нет? И такое мнение можно обосновать, отталкиваясь от пушкинского текста. Но точно так же можно утверждать, что главный герой романа - сам автор с его постоянным присутствием в тексте. «Онегин», как истинно классическое произведение, всегда будет порождать массу трактовок. Это нормально. А ненормально - воспринимать какую-либо из них как истину в последней инстанции.

5. Правда ли, что жена Пушкина, Наталья Николаевна, удивительным образом похожа на Татьяну Ларину - по характеру, по убеждениям, по отношению к жизни? Что Вы об этом думаете?

Татьяна Ларина читает книги. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я об этом слышу впервые и, пожалуй, не соглашусь с таким мнением. Дело не в том даже, что, как известно, прототипом Татьяны была другая женщина, и не в том, что любые параллели между реальными людьми и литературными героями рискованны.

Я думаю, такой взгляд попросту входит в противоречие с тем, что сказано в пушкинском тексте про Татьяну.

Материал по теме


Суд человеческий редко бывает справедлив. На наши суждения налипает, как мусор, шелуха нашего собственного несовершенства. Своим промахам и ошибкам мы находим массу объяснений, а вот других судим «по всей строгости»… Но расхожие, подкрепленные цитатами представления о Наталье Гончаровой-Пушкиной не просто искажены - они, что называется, справедливы «с точностью до наоборот». Погружаясь в материал, с недоумением читая ядовитые рассуждения о ней и прислушиваясь к немногим ее собственным тихим словам, дошедшим до нас, я всё больше изумлялся. На языке крутилось неуместное, казалось бы, слово: святость.

Обратите внимание, что Татьяна, хотя в своей семье и «казалась девочкой чужой», но она, а не Ольга повторяет судьбу своей матери: влюбляется единственный раз в жизни, и любовь эта остается с ней навсегда, замуж выходит за нелюбимого человека и до гробовой доски хранит ему верность.

Для Пушкина этот момент крайне важен. Идеальная пушкинская героиня - это девушка или женщина, которая может любить только одного человека. Такова Татьяна - и не такова Ольга, которая полюбила Ленского, но после его гибели тут же влюбилась в улана и выскочила за него замуж. Онегин, читая наставления Татьяне («Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так видно небом суждено. Полюбите вы снова: но…»), ошибается. Татьяна - однолюбка.

Можно, кстати, провести интересную параллель между Татьяной Лариной и Наташей Ростовой. И та, и другая считаются положительными героинями, выражающими наш национальный характер и даже христианский идеал. Но это абсолютно противоположные друг другу создания именно по отношению к любви. Наташа Ростова скорее похожа на Ольгу. То она любила Бориса, то князя Андрея, то Долохова, то она полюбила Пьера. И Толстой любуется тем, как она меняет свои привязанности. Для него в этом суть женственности и женского характера. Толстой полемизирует с Пушкиным в вопросе о том, как должна женщина устраивать свою жизнь. Не буду говорить, кто из них прав, - давать оценки тут бессмысленно. Но мне кажется, что Наталья Николаевна Пушкина по своей внутренней сути гораздо ближе к Наташе Ростовой, нежели к Татьяне Лариной (так что параллель Дантес - Анатоль Курагин не лишена смысла). Ну а кроме того, она познала радость материнства, была замечательной матерью. Татьяна же бездетна, в тексте романа нет ни малейших указаний на то, что у нее будут дети.

6. Правда ли, что Пушкин собирался закончить роман так: муж Татьяны, генерал, становится декабристом, и Татьяна едет вслед за ним в Сибирь?

Встреча Онегина с замужней Татьяной. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Это версия, одна из возможных интерпретаций пушкинского текста, который допускает множество трактовок. Он так устроен, этот текст, что ему трудно противоречить. Хочется кому-то верить, что Онегин - лишний человек, - пожалуйста, Пушкин это позволяет. Хочет кто-то думать, что Татьяна отправилась бы вслед за мужем-декабристом в Сибирь - и тут Пушкин не возражает.

Поэтому если уж говорить о том, чем закончился «Евгений Онегин», то самой точной и остроумной мне представляется версия Анны Ахматовой:

«Чем кончился “Онегин”? - Тем, что Пушкин женился. Женатый Пушкин еще мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог»*.

Первые главы «Евгения Онегина» Пушкин написал в 1823 году, будучи молодым, ветреным человеком, а закончил роман в 1831 году. В том же году он женился. Прямой причинно-следственной связи тут, возможно, и нет, но связь более глубокая, смысловая, мне кажется, есть. Тема супружества, супружеской верности, неотменимости венчания всегда очень волновала Пушкина. Но если в «Графе Нулине» (1825 год) он скорее посмеялся над супружеством, то чем дальше, тем серьезнее стал к нему относиться. Будь то восьмая глава «Евгения Онегина», будь то «Капитанская дочка» (1836 год), будь то «Повести Белкина», особенно «Метель» (написана в 1830 году), где оба героя понимают, что венчание - это та черта, которую невозможно перейти. То же и в «Дубровском» (Пушкин закончил его в 1833 году), где Маша говорит: «Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского». Как только люди повенчаны, шагнуть назад нельзя. Поздний Пушкин постоянно об этом толкует. И то, что он погиб на дуэли, защищая честь своей жены и тем самым как бы защищая необратимость венчания, - это не только важный штрих в его биографии, но и пример того, как жизнь перетекает в литературу, а литература - в жизнь.

7. Четырнадцать-пятнадцать лет (средний возраст девятиклассников) - это подходящий возраст для понимания пушкинского романа?

Онегин и Татьяна – последний разговор. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я считаю - да. Воздействие художественной литературы (а особенно русской классики) происходит ведь не только на уровне сознания. Разумеется, в четырнадцать лет невозможно понять всю глубину «Онегина», но ведь не факт, что и в сорок четыре ее поймут. Помимо рационального восприятия, есть же еще косвенное воздействие текста, эмоциональное, тут работает просто мелодика стиха - и все это западает в душу, остается в ней и рано или поздно может прорасти. Между прочим, и с Евангелием то же самое. Можно его понять в семь лет? Да, можно. А можно не понять ни в тридцать семь, ни в семьдесят. Человек берет из него то, что способен воспринять соответственно своему возрасту. Вот так же и с классикой.

Сам я прочитал «Евгения Онегина», как и большинство моих сверстников, в восьмом классе, и не скажу, чтобы был поражен. А по-настоящему я полюбил «Евгения Онегина» сравнительно недавно, лет десять назад. В этом мне помогли замечательные выступления Валентина Семеновича Непомнящего, в которых он читал и комментировал пушкинский роман, главу за главой. Именно Непомнящий предопределил мое взрослое понимание романа, помог увидеть всю его глубину. Не скажу, что «Евгений Онегин» стал моим самым любимым пушкинским произведением - лично для меня «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник» более значимы, но с тех пор я неоднократно его перечитывал, каждый раз замечая новые грани, оттенки.

Но, как знать, - может, то раннее, полудетское восприятие «Онегина» как раз и заложило основу для того, чтобы увидеть его уже по-взрослому?

Кроме того, когда мы говорим, что дети знакомятся с «Евгением Онегиным» в девятом классе, - это не совсем точная формулировка. В девятом классе они знакомятся с этим произведением целиком, но многие отрывки из него узнают гораздо раньше - еще в начальной школе, а то и до школы. «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», «Зима, крестьянин, торжествуя…» - все это знакомо с раннего детства. И в четырнадцать лет, читая «Евгения Онегина» целиком, дети испытывают радость узнавания.