Имеющая знаковое название - «Первая любовь», является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических произведений русской классической литературы. Написана она была в 1860 году, когда писателю исполнилось 42 года и он осмысливал своё прошлое с высоты прожитых лет.

Композиция повести

Произведение состоит из 20 глав, в которых от первого лица идёт последовательное изложение воспоминаний главного героя о его юности. Начинается же повесть с пролога - предыстории воспоминаний. Всё тот же главный герой - Владимир Петрович, будучи уже в возрасте, находится в компании, где все рассказывают друг другу о своей первой любви. Он отказывается от устного изложения своей необычной истории и обещает приятелям, что напишет её и прочитает при следующей встрече. Что и выполняет. Далее идёт сам рассказ.

Сюжет и его основа

Несмотря на то, что герои, как и в других произведениях Тургенева, имеют вымышленные имена, современники писателя сразу же узнали в них реальных людей: самого Ивана Сергеевича, его мать, отца и объект его первой страстной и неразделённой любви. В повести это княжна Зинаида Александровна Засекина, в жизни - Екатерина Львовна Шаховская.

Отец Ивана Сергеевича Тургенева женился не по любви, что впоследствии сказалось на его семейной жизни с супругой. Она была намного старше его, крепко стояла на ногах, самостоятельно занимаясь хозяйством в усадьбе. Муж жил, как хотел, и мало касался каких-либо семейных вопросов. Был хорош собой, обаятелен и популярен в глазах дам.

В повести мы также встречаем семейную пару, где жена старше мужа и живёт в постоянной трудно скрываемой раздражительности из-за отсутствия внимания со стороны супруга. В образе их сына Владимира мы узнаём юного Тургенева. Застаём мы его в тот момент, когда он готовится к экзаменам для поступления в университет на даче в Подмосковье. Мысли героя далеки от учёбы, молодая кровь будоражит воображение и будит фантазии о прекрасных незнакомках. Вскоре он действительно встречает незнакомку - соседку по даче княжну Засекину. Это настоящая красавица, девушка редкого обаяния и своеобразного - магнетического характера.

На момент встречи с главным героем она уже окружена множеством поклонников, забавляется общением с ними и своей властью над каждым. Вовлекает в свой круг и Володю. Он страстно влюбляется, позабыв о книгах, учёбе и прогулках по окрестностям и оказывается полностью привязанным к возлюбленной.

Много страниц в повести посвящено изображению бурных и постоянно меняющихся переживаний юноши. И чаще он счастлив, несмотря на капризное и насмешливое поведение Зинаиды. Но за всем этим чувствуется нарастающая тревога. Герой понимает, что у девушки есть своя тайная жизнь и любовь к неизвестному лицу…

Как только читатель вместе с главным героем начинает догадываться, в кого влюблена Зинаида, тон повествования меняется. На поверхность выходит совсем другой уровень понимания слова «любовь». Чувства девушки к отцу Володи Петру Васильевичу в сравнении с романтической страстью юноши оказываются глубже, серьёзнее и пронзительнее. И Володю озаряет догадка, что это и есть настоящая любовь. Здесь угадывается позиция автора: первая любовь бывает разной, и та, которой невозможно дать объяснения, и есть настоящая.

Для понимания этой проблемы важна сцена ближе к финалу повести: юноша случайно становится свидетелем тайного разговора между его отцом и Зинаидой, происходящего уже после их расставания. Петр Васильевич вдруг ударяет руку девушки хлыстом, а она с выражением покорности и преданности подносят к губам заалевший след от удара. Увиденное потрясает Володю. Через некоторое время после произошедшего отец героя умирает от удара. Зинаида Засекина выходит замуж за другого человека и умирает спустя четыре года при родах.

Поразительно, что в сердце героя не было обиды на его отца и девушку. Он осознаёт, как величественна и необъяснимо сильна та любовь, которая была между ними.

Биографы Тургенева доказали, что все описанные в повести события точно так же происходили и с её прототипами. Многие современники осуждали писателя за откровенную демонстрацию на страницах повести семейных тайн. Но писатель не считал, что делает что-то предосудительное. Напротив, ему казалось крайне важным пережить заново и художественно переосмыслить то, что произошло с ним в юности и повлияло на него как на творческую личность. Изображение красоты, сложности и многогранности чувства первой любви - то, к чему стремился писатель.

  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

Фокеев Никита

Работа анализирует содержание 16 главы повести И.С.Тургенева "Первая любовь" и определяет ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение. Постановка цели……………………………….2
  2. Анализ эпизода…………………………………………….3
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Литература…………………………………………………7

I.Введение. Постановка цели .

Любовь… Что это? Стрела Эрота, которая пронзает человеческий разум и сводит с ума? Проделки богини любви Афродиты? А может, это награда человечеству за все созданное им? Или наказанье за нарушение святых заповедей Бога? Тысячи философов за все существование человеческого рода бились и будут биться над этой загадкой, потому что каждый человек мира хоть раз любил. И каждый по-своему. Те люди, которые любят всей душой, искренне, самозабвенно, отдаваясь полностью во власть чувства, рождены стать творцами. Одним из таких творцов был Иван Сергеевич Тургенев. Этот известный человек поражал и поражает своих читателей многогранностью своих чувств. Его понимание любви очень красочно передается в его произведениях: любовь к природе («Записки охотника»), любовь к крепостному крестьянину («Муму»), любовь мужчины и женщины («Ася», «Первая любовь») – и это самый краткий перечень его произведений.

Подробно я хочу остановиться на повести И.С.Тургенева «Первая любовь», так как считаю, что я и мои ровесники находимся в ожидании этого большого загадочного чувства, которое «…волнует душу и мешает сну» (М.Ю.Лермонтов). Как понять, что к тебе пришла настоящая любовь, и это именно то, что перевернет всего тебя, всю твою жизнь, как ухватить эту

ускользающую нить, как успеть сказать то самое главное слово, ведь «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Вряд ли я найду ответы на эти вопросы, все это очень индивидуально. Но чувства Володи, его переживания, на мой взгляд, близки современному молодому человеку.

В каждом своем произведении Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. У Тургенева жизнеспособен только любящий, глубоко чувствующий человек. Мне импонирует в писателе то, что характеры героев, их психология, их взгляды раскрываются не сразу, а постепенно, полунамеками: через детали, портрет, реплики диалога, авторские ремарки. Отсюда – важность каждого эпизода, каждого сказанного героями слова.

Цель моей работы – проанализировать 16 главу повести И.С.Тургенева «Первая любовь» и выяснить, какую роль играет эпизод игры в фанты в раскрытии идейно-тематического содержания повести.

II.Анализ эпизода.

Почему именно 16 глава? Я считаю, что именно здесь Тургенев проникает в глубины души человеческой, постигая ее диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ психологического состояния героев, раскрываются тайны и загадки предыдущих глав, обрисовываются характеры героев, их дальнейшие судьбы.

Итак, глава 16-ая…

«Майданов пришел в этот раз раньше всех – он принес новые стихи». В прошлый раз, когда Майданов приносил свои стихи, в обществе молодых людей – поклонников Зинаиды – появился Володя. Эти «новые стихи» - знак, посредством которого автор хочет показать читателям, сто свершилось что-то новое в жизни Зинаиды. (Как мы позже узнаем, в ее жизни появился отец Володи, который сумел ее укротить. И свершилось что-то очень важное: само по себе появление нового мужчины означало обострение конкурентной борьбы за сердце дамы). О своей любви Зинаида хочет рассказать всему обществу: «Все общество было налицо, в полном составе…» Эта цитата еще больше обостряет ожидание чего-то нового, совершенно странного, непохожего на прежнюю Зинаиду.

Композиционным центром главы является сказочная история, рассказанная Зинаидой, из которой мы понимаем, что она полюбила. Как известно, любовь меняет человека, его сущность. Главная героиня повести все свое окружение подстраивала под себя («…вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами…»), и тут мы видим, что настроение «сходки» изменилось. «Начались опять игры в фанты, но уже без прежних странных выходок, без дурачеств и шума – цыганский элемент исчез». Особое внимание я хочу уделить словам «цыганский элемент исчез». Цыгане – народ вольной жизни, склонный к кочевничеству, бесшабашный и веселый, но в то же время всеми гонимый и обладатель нелегкой жизни. Исчезновение «цыганского элемента» свидетельствует о том, что свобода и буйства героини закончились, и Зинаида нашла своего укротителя.

О чем же рассказывает Зинаида? О красивой любви величественной, гордой, роковой Королевы к простолюдину. И сразу же в голову приходит сравнение с другой тургеневской девушкой – Асей – «Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье». Но давайте посмотрим, а в каких декорациях происходит действие? Сплошная романтика: музыка, тихий плеск воды, «небо с большими звездами да темный сад с большими деревьями», фонтан «длинный, длинный, как привидение». И все прихоти роскоши: великолепный чертог, золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья. Здесь очень значим диалог между героиней и доктором Лушиным:

Вы любите роскошь? – перебил ее Лушин.

Роскошь красива, - возразила она, - я люблю все красивое.

Больше прекрасного? – спросил он.

Это что-то хитро, не понимаю.

Красивое и прекрасное…

По словарю С.И.Ожегова, красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом и л и: привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам. Я понял так, что красивое – больше форма, а прекрасное – содержание, это что-то более глубокое, серьезное, нравственное, тонкое. Но Зинаида не поняла этой разницы. Не следствие ли это ее воспитания? Беспорядочность жизни, дурные манеры и неопрятность матери, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, неразборчивость в знакомствах – все это приходит в столкновение с чистой, романтичной, искренней душой Зинаиды. «Сколько во мне дурного, темного, грешного…» (18 глава) «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… Ах, мне тяжело… Боже мой, как тяжело!» (9 глава). И любовь к лести – это тоже из-за недостатка воспитания, из-за мещанского мелкого желания почувствовать себя лучше других, выше, чище.

Такую же интересную игру слов мы встречаем в 21 главе. После свидания с Зинаидой отец на вопрос Володи «Где же ты уронил свой хлыст?» отвечает: «Я его не у р о н и л, я его б р о с и л» (разбивка моя). Уронить – это сделать нечаянно, а бросить – специально. Деталь небольшая, но говорит нам многое о характере и чувствах Петра Васильевича.

Из столкновения Зинаиды с Малевским мы понимаем, насколько она расположена к Володе, насколько тонко понимает переживания молодого человека, насколько ценит его общество и насколько умеет сопереживать. Ради этого 16-летнего мальчика девушка изгоняет из своего дома самого светского человека, графа, проявляя удивительную жесткость и решительность. Холодный взгляд и холодная усмешка – это совсем не в характере Зинаиды. Зато совсем в ее характере – способность прощать даже самые горькие обиды. Это столкновение с графом Малевским не пройдет бесследно для героев повести, обернется трагедией и для Засекиных, и для семьи Володи. Недаром автор пишет о предчувствии несчастья, беды: «всем немного стало неловко…от…тяжелого чувства. Никто о нем не говорил, но всякий сознавал его и в себе и в своем соседе.»

Именно в 16 главе Володя впервые остро чувствует одиночество, становится свидетелем чужого счастья и окончательно убеждается в том, что не он является избранником Зинаиды: «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание – и остался одиноким и прошел мимо чужого счастья».

Но страдает не только наш герой. Счастье прошло мимо всех обожателей Засекиной.

(недаром он единственный предлагал ей руку и сердце):

Вы бы ее (жену) заперли?

Я бы ее запер.

Ну, а если бы … она изменила вам?

Я бы ее убил.

Ну, а положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сделали?

Я бы себя убил…

И он на самом деле не смог пережить отказа: «А Беловзоров… Без вести пропал, говорят, на Кавказ уехал».(20 глава) Видимо, уехал искать смерти…

Очень содержательны рассуждения девушки о том, что бы сделали ее поклонники, узнай они о ее избраннике. Беловзоров, конечно же, вызвал на дуэль. Мрачный романтик, наигранно трагичный, полный сарказма поэт Майданов написал бы длинный ямб. Расчетливый Нирмацкий дал бы денег взаймы за проценты, а подлый, двуличный граф Малевский поднес бы отравленную конфетку. Именно здесь кроется предпосылка последующей трагедии: только в роли конфетки выступит анонимное грязное письмо, подброшенное матери Володи, жене Петра Васильевича (19 глава).

Как мы видим, в 16 главе ярко проявляется «скрытый», «тайный» психологизм Тургенева. Писатель не изображает прямо все чувства и мысли своих героев, но дает угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий героев, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Мы увидели в Зинаиде натуру чистую, ищущую, страстную, способную на сопереживание, на дерзкое самоотречение и на протест.

Мы увидели зарождение беды, которая постигнет наших героев: именно сон, рассказанный Зинаидой Засекиной, толкнет графа Малевского на низкий поступок и станет причиной расставания ее с отцом Володи.

И мы раскрыли тайну странного поведения Зинаиды, ее «хамелеонства», причину грусти и слез, причину резко меняющегося настроения – она полюбила.

Таким образом, 16 глава является важным эпизодом в раскрытии идейного содержания повести.

III. Заключение.

Повесть «Первая любовь» Тургенев опубликовал в 1860 году. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, «лишенную всякого нравственного чувства». Д.И.Писарев признавался, что не понимает ее характера, а Н.А.Добролюбов писал, что «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить.» «Героиня этой повести, - как сказано в рецензии «Московских ведомостей», - не более как кокетливая и в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность».

Сам же Тургенев однажды сказал: «Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительно живое лицо: кокетку по природе, но кокетку привлекательную».

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» (И.С.Тургенев)

IV Литература:

  1. И.С.Тургенев «Первая любовь». – М., «Дрофа», 2002г.
  2. И.С.Тургенев «Ася». – М., «Дрофа», 2002г.
  3. М.Ю.Лермонтов «Сочинения». – М., «Правда» 1990г. т1
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь». – М., «Эксмо», 2007г.
  6. Газета «Литература» №16 от 23.04.01.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ одного эпизода.

(И.С.Тургенев «Первая любовь», глава 16)

(Исследование)

Выполнил:

Фокеев Никита, ученик 9

Класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Разум и Чувства (= Ч и Р)

Если Ч=Р (гармония)

Если Ч>Р (повышенная чувствительность)

Если Ч<Р (практичный человек)

Чувства - это не только чувств любви между мужчино и женщиной. Это стыд, боль, ненависть, радость, обида, страх, отчаяние, гнев, жалость, сострадание.

Разум - это не только способность проверить гармонию алгеброй. Это самоорганизация, ответственность перед кем-либо честь, самоограничение, убеждения, политическая позиция, писк истины, привчка анализировать свои поступки, опыт.

!!!

1) - Сочетание разума и чувства в юном возрасте часто ведут к преобладанию чувств.

Чувства преобладают в экстремальных ситуациях.

2) - Разум преобладает в организме старом, наевшемся опытом.

Разум преобладает в организме юном, когда он стремится самоутвердиться.

3) Гармония - это покой. Состояние, свойственное скорее святым, чем простым людям.

Чувства преобладают

  • “Бедная Лиза” Карамзин
  • “Ася” Тургенев (поведение Аси, поступок отца Гагина и самого Гагина (= хороший сын)
  • “Дубровский” Пушкин (защита чести отца= рыцарь, мальчишка, Робин Гуд)
  • “Олеся” Куприн (поведение главного героя, увлечение юной ведьмой)
  • “Война и мир” Толстой

(Пьер у Курагиных: эпизод с отказом от клятвы;

Пьер на пожаре - спасает девочку, её мама страшна...;

Пьер спасает армянскую княжну;

Тихон Щербатый - казак, в партии Денисова, русский мужик не задумывается вопросами об убийствах французов, просто они враги, это на уровне чувств, а не разума; А Петя Ростов мучается от убийства французов;

Платон Каратаев - восхищение, умиление бывший солдат, знакомство с Пьером)

  • “Отцы и дети” И.С. Тургенев

(Павел Петрович в юности , влюбился, возлюбленная умирает - это жестокий опыт, замыкается, не оттаивает до дуэли;

Николай Петрович и Фенечка - любовь, чувства захлестнули;

Базаров и Одинцова - в начале преобладает разум над чувствами, есть политические убеждения. Чувства его были глубоко, но как только он их проявляяет, Одинцовой он становится не нужен => гибель)

Главное - Чувства

любые тексты о военных подвигах:

  • “Рядовой Лютиков” Виктор Некрасов (защищает свою родину, борьба с пушкой, эпизод в госпитале)
  • “Песня летчика” (их восемь - нас двое) В.Высоцкий (идея: Летчики - камикадзе)
  • “Реквием” А.Ахматова (серьёзная опала на А.А.Ахматову; хранился текст в умах друзей)
  • “Война и мир” Толстой (Наташа и Анатоль: она молода, очень сильное чувство влюбленности)

Разум преобладает

  • “Война и мир” (Пьер и смерть Платона Каратаева, Пьер и масонство, Андрей после первого ранения)
  • “Отцы и дети” (Базаров и семейство Кирсановых, Павел Петрович современный)
  • “Колымские рассказы” Шаламов
  • “Раковый корпус” Солженицын
  • “Кому на Руси жить хорошо...” Н.А.Некрасов (поведение крестьян)
  • “Моцарт и Сальери” Пушкин

Гармония

А.С.Пушкин “Барышня - кретьянка”

Ермолай - Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

Л.Н. Толстой “Война и мир” (примирение Андрея и Наташи на смертном одре; ранение Анатоля)

А.А. Ахматова “Реквием” (Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел)

Солженицын “Матрёнин двор” (образ Матрёны)

“Житие Сергия Радонежского” в пересказе Бориса Зайцева

План сочинения:

  1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?
  2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли избежать трагедии?
  3. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

(интересен образ Раскольникова)


По повести И. С. Тургенева «Первая любовь»

Иван Сергеевич Тургенев написал повесть «Первая любовь». Она о двух молодых

влюблённых людях. Главные герои - Зинаида и Вольдемар. В этой повести мне понравилось её хорошее и трогательное название «Первая любовь». По уже своему только названию она привлекает молодёжь.

Повесть очень большая по содержанию. Когда я начала читать, то даже не отрывала глаз от книги, мне были так интересны все мгновения.

Больше всего мне понравилась их красивая и чудесная любовь. Самое яркое мгновение мне запомнилось в этой повести - это их любовь с первого взгляда, она меня просто поразила. Сейчас в наше время очень мало есть людей, которые влюбляются с первого взгляда. Мне очень жалко было в конце повести главных героев, которые так сильно боролись за взаимную любовь. И их любовь не состоялась только из-за того, что Зина была бедная, а раньше время было такое, что богатые выходили только за богатых.

Родители не могли допустить неравного брака. Я считаю, что самое прекрасное на свете- это любовь. Нужно, больше читать таких повестей, они научат нас жить. Надо разбираться в людях. Чтобы между нами была честность, доброта и конечно, любовь. И нужно учиться, чтобы эту любовь не потерять.

Истомина Надя, 9 класс.

Сочинение - отзыв

по повести И. С. Тургенев «Первая любовь»

Я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь», которая очень понравилась в этой повести говорится о мальчике, который влюбился, но им не суждено было быть вместе. Владимиру было 16 лет, а Зинаида была на 4 года старше его, но, как говорится: «Любви все возрасты покорны». Прочитав «Первую любовь» и в том числе другие рассказы я поняла, что во временах великих писателей любовь была настоящей, сильной, ради любви бросали всё, преодолевали разные препятствия, лишь бы быть поближе к своей любви. Но самое главное, что меня поразило в этой истории, что автор сам пережил эту историю, и затем написал это произведение, в котором мог всё рассказать о пережитом, под названием «Первая любовь». Тургенев говорил, что: «Любовь - это пережито». «Первая любовь» - это, пожалуй, моё любимое произведение.

Гусельникова Алёна, 9 класс.

Сочинение - отзыв

Этот рассказ просто восхитил меня. Очень удивительно, что первая любовь действительно бывает. И такая неповторимая и незабываемая. Прошло столько лет, а он помнит её до сих пор. Эта любовь была великой, и в этой любви не было равной. К большому сожалению, они не смогли быть вместе. Зинаида умерла, хотя, думаю, их брак с Вольдемаром всё равно бы не состоялся, т.к. родители юноши не допустили бы этого, ведь Зинаида была небогатой.

Бобровникова А, 9 класс.

Сочинение

Описание портрета.

Сочинение

Мне очень понравилась повесть «Первая любовь». Я читала её с великим удовольствием. Я вдумывалась в каждый смысл этих чувств, переданных Тургеневым, он на столько смог передать свои чувства, свою искренность в этой повести. Я не просто читала, я поедала страницы глазами, я не могла расстаться с книгой до последней страницы. Меня всё глубже и глубже увлекало чтение, ну что же будет дальше. Нельзя не дочитать эту повесть до конца. Если ты начинаешь её читать, то нельзя оторваться. Этот замечательный писатель, можно сказать, вложил всю свою душу в данную повесть.

Я очень переживала, когда читала заключение повести. Мне было очень жаль, что у Зинаиды и Владимира, у главных героев, ничего не вышло. Ах, если бы не отец Владимира, если бы не его выходки, у них бы всё получилось, я в этом уверена. Я думаю, с них бы вышла замечательная, красивая пара. Ну, что поделаешь, ведь жизнь так сложна, и очень сложно иногда что-либо поправить. В наше время, я думаю, такие повести очень нужны, потому что наши молодые люди, действительно, ещё этого не понимают, а такие произведения научат нас, как нужно поступать.

Баранова Настя, 9 класс.