Скульптор, не мни покорной
И вязкой глины ком...
Т.Готье

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.
Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.
Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.
- Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь "потрясающие" новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.
- На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - "Мой милый, это ведь ваша фигура "Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках"? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - "Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал "нам", - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела".
- Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?
- Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?
- Ледан уже представил свою работу?
- Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?
- Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.
- Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя "Женщина" - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.
- Да... Так почему он не говорил о Ледане?
- Кто?
- Стерс.
- Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.
Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.
Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.
Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...
Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.
- Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях.
Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и ее, но так же, как Геннисон, она ее скрыла и выдала, поспешно сказав:
- Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?
- Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.
- Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:
- Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?
- Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.
- Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе "Грилль-Рума".
Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.
- Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.
Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.
Нурс вышел.
Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.
Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет".
Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.
За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.
- Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.
- Как?! - закричал Нурс, - эту самую... и это - ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?
- Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

ПРИМЕЧАНИЯ

Победитель. Впервые - журнал "Красная нива", 1925, Э 13.

"Скульптор, не мни покорной..." - строки из стихотворения Т.Готье "Искусство".

ТВОЙ ВЫБОР
(Материал рассчитан на 3-5 учебных часа)

Общие замечания

В этом разделе подводятся итоги работы учащихся по учебно-методическому комплекту "Вокруг тебя - Мир..."

    Основные гуманистические идеи раздела:

Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях; - человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие.

    Этическая цель раздела:

Подвести учеников к осознанию того, что человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

Тексты для чтения с последующим анализом или обсуждением:

Рассказ А. Грина "Победитель". В центре повествования - драматичная ситуация творческого соперничества. Анализ содержательно-смыслового наполнения текста позволяет обратить внимание учащихся на проблему трудности выбора;

Рассказ Е. Носова "Тридцать зерен", несущий в себе черты притчи. В аллегорической форме в этом произведении затрагивается проблема ответственности за совершаемые поступки.

Фрагмент из книги М. Жюно "Воин без оружия" (гл. XXII).

Словарь понятий:

Гуманный - проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечный, человеколюбивый.

Гуманитарный - 1. Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

2. То же, что гуманный.

Гуманистический - от сущ. гуманизм - 1. Движение эпохи Возрождения (особый период в развитии стран Западной и Центральной Европы с XIV по XVI в.), провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности; 2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой об его благе, уважением человеческого достоинства.

К УРОКАМ ПО РАССКАЗУ А. ГРИНА "ПОБЕДИТЕЛЬ"

(Материал рассчитан на 2-3 учебных часа)

Цели :

общие - инициировать обсуждение одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий "победитель" и "побежденный"; рассмотреть некоторые модели поведения человека в ситуации выбора;

частные - развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение и предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел.

Возможный ход уроков

Вступительное слово учителя

Острее всего проблема выбора возникает в ситуациях соперничества. В самом начале книги мы говорили о силовых формах соперничества, о правилах которые регулируют поведение противников, ограничивая чрезмерное насилие. Однако есть и другие, "несиловые" формы (например, конкурс, спортивное соревнование), в которых тоже действуют определенные правила. Участникам этих "несиловых" форм соперничества также приходится испытывать сильнейшее напряжение, эмоциональное волнение. Часто от исхода конкурса или соревнования зависит судьба человека. Он может оказаться перед необходимостью решать: какими средствами добиваться намеченной цели? Об этом рассказ А. Грина "Победитель". Учитель, по своему усмотрению, может воспользоваться дополнительной информацией о писателе, а также обратиться к тексту "автобиографической повести" А. Грина.

Грин (Гриневский) Александр Степанович (1880-1932) родился в небольшом уездном городке Слободском в Вятской губернии в семье ссыльного поляка. Мать умерла, когда мальчику было тринадцать лет. Это обстоятельство еще больше обострило крайнюю застенчивость, гордость и непокорность Александра. Он перепробовал массу занятий - был матросом, грузчиком, работником пекарни, землекопом, рыбаком, чернорабочим, лесорубом, солдатом, даже золотоискателем. Основу мира, в представлении Грина, составляет борьба противоположных сил: созидания и разрушения, самоотдачи и стяжательства, красоты и безобразия. И для писателя очень важно, что всегда находятся люди, способные противостоять "темноте", - этим, с его точки зрения, прекрасна жизнь, в этом - надежда на лучшее будущее. По М.И. Мещеряковой

Чтение фрагмента из "Автобиографической повести" А. Грина

"Потому ли, что первая прочитанная мной еще пятилетним мальчиком книга была "Путешествие Гулливера в страну лилипутов" - детское издание Сытина с раскрашенными картинками, или стремление в далекие страны было врожденным, - но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет. Я читал бессистемно, безудержно, запоем. В журналах того времени: "Детское чтение", "Семья и школа", "Семейный отдых" - я читал преимущественно рассказы о путешествиях, плаваниях и охоте. После убитого на Кавказе денщиками подполковника Гриневского - моего дяди по отцу - в числе прочих вещей отец мой привез три огромных ящика книг, главным образом на французском и польском языках; но было порядочно книг и на русском. Я рылся в них по целым дням. Мне никто не мешал. Поиски интересного чтения были для меня своего рода путешествием «...» Я хорошо помню, что специально детские книги меня не удовлетворяли. В книгах "для взрослых" я с пренебрежением пропускал "разговоры", стремясь видеть "действие". Майн Рид, Густав Эмар, Жюль Берн, Луи Жакольо были моим необходимым насущным чтением. Довольно большая библиотека Вятского земского реального училища, куда отдали меня девяти лет, была причиной моих плохих успехов. Вместо учения уроков я при первой возможности, валился в кровать с книгой и куском хлеба; грыз краюху и упивался героической живописной жизнью в тропических странах. Все это я описываю для того, чтобы читатель видел, какого склада тип отправился впоследствии искать место матроса на пароходе «...» Играть я любил больше один, за исключением игры в бабки, в которую вечно проигрывал. Я выстругивал деревянные мечи, сабли, кинжалы, рубил ими крапиву и лопухи, воображая себя сказочным богатырем, который один поражает целое войско. Я делал луки и стрелы в самой несовершенной, примитивной форме, из вереса и ивы, с бечевочной тетивой; стрелы же, выструганные из лучины, были с жестяными наконечниками и не летали дальше тридцати шагов. На дворе я расставлял стоймя поленья шеренгами - и издали поражал их каменьями в битве с не ведомой никому армией. Из изгороди огорода я выдергивал тычины и упражнялся в метании ими, как дротиками. Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга. Слова "Ориноко", "Миссисипи", "Суматра" звучали для меня, как музыка. Прочитанное в книгах, будь то самый дешевый вымысел, всегда было для меня томительно желанной действительностью".

Вопросы и задания по тексту "Автобиографической повести":

1. Знакомы ли вам те книги, которыми в детстве зачитывался Александр Грин?

2. Знаете ли вы, что означают слова "Ориноко", "Миссисипи", "Суматра" ? Как вы думаете, почему они звучали для Грина, как музыка?

3. Почему Грин сравнивает поиски интересных книг с путешествием? Приходилось ли вам испытывать подобные ощущения? Подготовка к восприятию рассказа А. Грина "Победитель" Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется "Победитель". Что означает слово " победить "? (Одержать победу над кем-то, победить в борьбе.) Какие словосочетания можно составить с этим словом? (Учитель пишет в центре доски глагол "победить", а вокруг него располагаются наиболее часто сочетающиеся с ним слова: победить (кого) врага, соперника, всех; победить (в чем) в бою, в драке, в соревновании; победить (как) легко, с трудом и т.д. (как) легко, быстро, честно \ в бою (в чем?) - победить - (кого?) врага, соперника (когда?) давно, сегодня.

Как видим, все эти примеры касаются борьбы с кем-то, тогда как в рассказе "Победитель" главный герой побеждает себя, борясь с желанием получить долгожданную премию. Нам важно перевести внимание учеников с военных и спортивных боев, во время которых конфликты между соперниками разрешались при помощи физической силы, на творческие состязания, на соперничество в области искусства, науки, учебы, когда победу определяет вовсе не физическое превосходство. Несовпадение читательских ожиданий школьников, вызванных названием рассказа, с его темой и сюжетом позволяет поддерживать устойчивый интерес к чтению.) Как вы думаете, о чем может быть произведение, которое называется "Победитель"? Какова его тема? (Учитель выслушивает догадки учеников и предлагает им проверить, ошиблись ли они в своих предположениях или нет.) Чтение текста рассказа "Победитель" Учитель читает рассказ, но не до конца.

Последней фразой будет следующая: " За н есколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему форму".

Как вам кажется, какое же решение принял Геннисон? Как бы вы закончили рассказ? Возможные варианты: 1. Геннисон ничего не предпринимает, ждет решения жюри, получает приз. 2. Жюри присуждает приз Ледану. 3. Жюри присуждает два первых места. 4. Геннисон получает приз и часть его отдает Ледану. 5. Геннисон, получив приз, отдает его Ледану. 6. Геннисон портит статую Ледана, попадает в тюрьму, где раскаивается. 7. Геннисон разбивает свою статую, и победителем становится Ледан. (Учитель кратко записывает на доске все предложенные учениками варианты. Затем рассказ дочитывается до конца.)

Продолжение чтения текста рассказа до конца

Аналитическая работа по тексту:

1. Поделитесь впечатлениями об услышанном финале. Каким вам кажется характер финала - оптимистичным, светлым или мрачным, пессимистичным? Для того чтобы лучше понять авторский замысел, идейный смысл рассказа и мотивировку поступка главного героя - словом, все то, что определило финал, необходимо провести аналитическую работу по тексту. Предлагается начать с сюжетно-композиционного анализа, постепенно переходя к разговору о системе образов и к характеристике персонажей, так как это позволит в конце уроков вернуться к анализу предложенных учениками вариантов.

2. На какие смысловые части можно разделить рассказ? Озаглавьте их. Возможный вариант плана: 1. Потрясающие новости. 2. Рано нам говорить о торжестве. 3. Информация о конкурсе. 4. Мечты Геннисона и Джен. 5. Решение посмотреть модель Ледана. 6. Разговор Геннисона и Нурса в "темнице надежд". 7. Чувство падения и восторга. 8. Уничтожение статуи.

3. Как эти смысловые части соотносятся с авторским делением рассказа? Как бы вы их озаглавили? (Например, "Радостные надежды" и "Крушение надежд".)

4. Найди в тексте детали, которые помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как жилось ему и его жене, какие надежды он связывал с победой в конкурсе?

5. Были ли у Геннисона основания надеяться на победу? Почему? Что же беспокоило Геннисона: зависть к сопернику, страх поражения, неуверенность в победе, а может быть, и что-то иное? Почему Геннисон все-таки должен был увидеть творение Ледана? (Хотя Геннисон и признавал талант Ледана, тем не менее он не сомневался в своем успехе: "я совершенно уверен в благополучном исходе дела, Ледана "не любят за крайнее самомнение", стиль которого "не в фаворе у людей положительных". Значит, Геннисона мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого волнует не столько решение "положительных людей", входящих в состав жюри и определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, "высшей справедливости, которой не изменял никогда" Геннисон.)

6. Признает ли автор за Геннисоном право определять победителя? Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона: чудесная легкость и простота линий скульптуры Ледана, которая "живет", "дышит", размышляет", "это все равно что поймать луч" - и натянутость позы его скульптуры, "наивные недочеты," плохо скрытое старание", "отточенные напряжения". Как вы думаете, чем может быть объяснено именно такое восприятие скульптур?

7. Какая из скульптур понравилась сторожу Нурсу? Почему его мнение приводится в рассказе?

8. Трудно ли было Геннисону принимать окончательное решение? Почему? Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он уничтожил свою работу. Как вы думаете, ощущал ли он ответственность за принятое решение? Найдите в тексте слова и выражения, которые подтвердят ваш ответ.

9. Вспомните предположения, которые были сделаны вами в начале урока. Как вы оцениваете теперь предложеные варианты? Соответствуют ли они характеру главного героя рассказа А. Грина? Работа по анализу предложенных вариантов, записанных на доске в начале урока, требует внимания со стороны учителя и такой организации работы в классе, когда ученики сами отвергают тот или другой вариант. Сразу же исключаются первые три варианта, так как они не предполагают решения и вмешательства главного героя, о которых говорится в последней прочитанной фразе рассказа. У тех школьников, которые придумали подобные финалы или согласились с предложенными вариантами, слабо развито такое важное качество, как читательское внимание. Четвертый вариант противоречит увлекающемуся, открытому, эмоциональному характеру героя ("потрясающие новости", последний золотой, отданный Нурсу, и т.п.), который легко очаровывается надеждами, связанными с его работой, и столь же быстро разочаровывается в них; для которого характерно максимальное проявление чувств ("отступил с чувством падения и восторга"), а главное, Геннисон строг к себе и бескомпромиссен: "он признал бесспорное право Ледана...", поэтому вряд ли он будет делить приз между "бесспорным" победителем и собой. По этой же причине с трудом верится в благотворительный поступок Геннисона (вариант 5): ведь он признал Ледана победителем "в свете высшей справедливости", а значит, никогда не согласится быть фиктивным победителем конкурса. Вариант 6 предполагает в герое "злодейские" черты отрицательного персонажа, но в этом случае автор не писал бы о том, что Геннисон никогда не изменял высшей справедливости. Кроме того, вспомним, что Геннисон в беседе с женой вспоминает шестерых детей Ледана, "мал мала меньше", которые "тоже, вероятно, ждут премию", что говорит о его отзывчивости, сочувствии. Наконец, название рассказа ("Победитель", а не "Преступник" или " Злодей") опровергает столь мрачный финал.

10. Почему Ледан не является действующим персонажем? С кем борется Геннисон? Почему рассказ назван "Победитель"? Кто одерживает победу? Над кем или над чем одержана победа? (Вспомним записанные на доске словосочетания, из которых главное - "победить (кого) врага, соперника" и т.д.) Система образов произведения: если в 1-й части нам кажется, что конфликт происходит между двумя скульпторами (Геннисон, члены жюри - и Ледан), то во 2-й части очевидно, что борьба происходит между конъюнктурным, пристрастным мнением жюри и требованием "высшей справедливости" (члены жюри, представляющие общественное мнение "положительных людей" - и Геннисон, Ледан). Конфликт переносится во внутренний мир героя, поэтому название произведения, несмотря на то что приз достанется не Геннисону, а Ледану, наиболее полно и точно отражает смысл конфликта и его разрешение. Это задание подводит учеников к выяснению системы образов и конфликта произведения: не борьба двух соперников за премию, а борьба художника с самим собой, с желанием победить соперника во что бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением "положительных людей", с которым так приятно и радостно было бы согласиться, если прикрыть глаза и заглушить голос совести. И в этой, самой мучительной и трудной, борьбе Геннисон оказывается бесспорным победителем, что подчеркивается названием произведения.

11. Как вы понимаете слова "победить любой ценой"? Считаете ли вы, что цель оправдывает средства? Дайте развернутый письменный ответ. Выводы по уроку Итак, главный герой "с мучением и тоской" смог победить в себе желание любыми средствами выбиться из нищеты, потому что всегда подчинялся "высшей справедливости, которой не изменял никогда..." Именно это наполнило его душу мужеством в решительный момент и желанием работать лучше, а вместо зависти к сопернику он испытал восторг и "признал бесспорное право" Ледана. В этом финале - оптимизм и залог будущего успеха скульптора.

Итоговое задание

Проблема цели и средств будет еще не раз затрагиваться на уроках основного курса. На данном этапе важно составить представление о первичных установках детей. Именно такую цель преследует предлагаемая для классного обсуждения итоговая письменная работа, над которой школьники работают дома. Приходилось ли вам или кому-то из ваших знакомых одерживать победу над собой? Когда? В какой ситуации? Что повлияло на ваше решение? Напишите об этом. Обсуждением письменных работ открывается следующий урок по рассказу Е. Носова "Тридцать зерен".

К УРОКУ ПО РАССКАЗУ Е. НОСОВА "ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН"

(Материал рассчитан на 1 учебный час)

Цели :

общая - обсудить проблему ответственности человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

частные - закрепить представление о способах выражения авторской позиции; развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением.

Возможный ход урока

Вступительное слово учителя (1-2 мин.)

Мир вокруг тебя полон людей, очень не похожих друг на друга. Каждый -индивидуальность. Не каждому легко строить взаимоотношения с другими. Однако все вместе мы - человечество, которое не может жить без определенных правил, ограничивающих чрезмерное насилие. Познакомьтесь с размышлениями писателя Е. Носова о том, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому должен всегда оценивать последствия своих поступков.

Чтение рассказа Е. Носова "Тридцать зерен"

Рассказ Е. Носова "Тридцать зерен" дети читают самостоятельно. Можно также предложить чтение по ролям.

Аналитическая работа по тексту:

1. "Это рассказ о взаимоотношениях человека с природой". Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

2. Перечислите всех, кто действует в рассказе. Обратите внимание на Синичку. Проследите, как меняется ее отношение к Человеку.

3. Что помогло Синичке побороть страх?

4. "... чтобы каждый... положил бы на свое окно по тридцати... зерен..." Как вам кажется, о чем думал писатель, когда произносил эти слова?

5. Как писатель объяснил Синичке, кто такой - Человек? В каких значениях употребляется в произведении это слово? Подберите однокоренные слова к слову " человек ". Слово " человек " - многозначное. Человек : 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. //Лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу и т.п. IIВ значении единицы счета (людей). 2. Личность как воплощение высоких моральных, и интеллектуальных свойств. 3. Употребляется в значении местоимений: он, кто-то, некто. 4. Дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга. Официант, слуга в трактире в дореволюционной России. Ученики могут назвать такие однокоренные слова к слову "человек": человечек, человечество, человечный, человеческий, человечно, человеколюбие, человеколюбивый, человекоподобный, человеконенавистнический и т.п. Знаете ли вы, что в русском языке есть пришедшие из другого языка слова, близкие по значению слову "человечный"? Это такие слова: гуманный: проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечный, человеколюбивый; гуманитарный: 1. Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; 2. То же, что гуманный; гуманистический - от сущ. гуманизм: 1. Движение эпохи Возрождения (особый период в развитии стран Западной и Центральной Европы с XIV по XVI в.), провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности; 2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением человеческого достоинства. 6. Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вам хотелось проявить свою силу, власть по отношению к другому человеку? Каковы были ваши действия? Определите характер своего поступка, используя слова, значения которых приведены выше.

Знакомство с книгой " Вокруг тебя - Мир..." з авершается подведением итогов работы учеников по ознакомлению с основами норм международного гуманитарного права. На основе знакомства с фрагментом из книги М. Жюно "Воин без оружия" (гл. XXII)

(Материал рассчитан на 1-2 часа)

Цели :

познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести итог разговору об МККК и некоторых нормах МГП.

Возможный ход беседы

Вступительное слово учителя

Правила, ограничивающие чрезмерную жестокость людей в ситуациях конфликта, в том числе и вооруженного, возникли не случайно. Они созданы на основе гуманитарных идей и принципов, отраженных в обычаях и традициях разных народов. В основе этих правил - здравый смысл и стремление людей выжить. (Далее учитель обращает внимание учеников на текст, помещенный в рубрике "Знаешь ли ты...")

Вопросы и задания

1. Вам знакомы лишь некоторые положения международного гуманитарного права. Вспомните их, перелистайте книгу и подумайте, почему оно так называется.

2. Знания о нормах международного гуманитарного права распространяет организация Международный Комитет Красного Креста. Что вы знаете о ней? (Ученики немного знают об этой организации из книги "Вокруг тебя - Мир..." для 5-го класса. Однако эти знания предельно обобщенные. Если учитель захочет подробнее рассказать своим ученикам об этой организации, он может воспользоваться помещенной ниже информацией.) Дополнительная информация для учителя Международный Комитет Красного Креста (МККК) - гуманитарная организация, основанная в 1863 г. швейцарцем Анри Дюнаном и обладающая особым статусом. Выступая в роли нейтрального посредника между сторонами в вооруженном конфликте, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера (военнопленным, раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, гражданскому населению), а также жертвам ситуации насилия внутри страны. Эмблема МККК - красный крест на белом поле.

Основные направления деятельности МККК:

1. Обеспечение защиты жертвам вооруженных конфликтов и ситуаций насилия внутри страны. Данный вид деятельности направлен на обеспечение соблюдения прав жертв вооруженных конфликтов и обстановки насилия внутри страны. Представители (делегаты) МККК посещают лиц, свобода которых была ограничена в связи с такими ситуациями (военнопленных, интернированных гражданских лиц), исключительно с целью предотвратить негуманное обращение с ними и, если необходимо, добиться улучшения условий их содержания. МККК также осуществляет розыск лиц, пропавших без вести, и содействует воссоединению семей, разлученных в результате конфликта.

2. Оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и ситуаций насилия внутри страны. В основе деятельности по оказанию помощи лежат интересы защиты жизни и здоровья людей. Такая деятельность включает: продовольственную помощь, иную материальную помощь (строительство временного жилья, распределение одежды и т.д.), а также помощь в области здравоохранения (помощь раненым, предоставление медикаментов и медицинского оборудования, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, изготовление протезов, подготовка кадров и т.д.).

3. Содействие развитию международного гуманитарного права и распространению знаний о нем. Цель данного вида деятельности состоит в предупреждении нарушений международного гуманитарного права и ознакомлении всех групп населения с его принципами и нормами (речь идет прежде всего о следующих кате- гориях лиц: личный состав вооруженных сил, государственные служащие, персонал национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, преподаватели средних и высших учебных заведений, медицинские работники, работники средств массовой информации. Для работы в разных странах МККК направляет своих делегатов.) Один из таких делегатов, Марсель Жюно, написал воспоминания о своей жизни. Эта книга называется "Воин без оружия" и представляет собой повествование о его работе в качестве делегата МККК в период с 1935 по 1945 год. Книга состоит из нескольких глав. Познакомьтесь с одной из них, которая так и называется - "Воин без оружия". Вы не читали книгу целиком, однако постарайтесь предположить, где располагается предложенная вашему вниманию глава: в начале книги, в середине ее или же в конце. На чем будет основываться ваше предположение?

Чтение текста

Аналитическая работа по тексту:

1. Ученики отвечают на вопрос, который был задан перед чтением текста. Верными будут предположения о том, что место этой главы либо в начале, либо в конце книги. На самом же деле эта глава - завершающая, итоговая. Цель ее - "достучаться до сердец" читателей. Именно этим и объясняются пафосная, призывная интонация, обилие риторических восклицаний, эмоционально окрашенная лексика, сознательное использование синтаксически однотипных конструкций "Я снова вижу..."

2. Учитель просит учеников при ответе на помещенные ниже вопросы обязательно обращаться к тексту книги и находить необходимую цитату, доказывающую высказываемое положение. Обратите внимание на фразы: "В бою друг другу всегда противостоят лишь две стороны. Но рядом с ними - а иногда и перед ними - появляется третий боец: воин без оружия". Какую смысловую нагрузку несет словосочетание "воин без оружия"? (Выражение "воин без оружия" имеет символическое значение: оно подразумевает не столько конкретных людей - делегатов, сколько саму организацию - Международный Комитет Красного Креста.) За что "сражается" такой "воин без оружия"? (Такой "воин" "сражается" за то, чтобы всем жертвам вооруженных конфликтов была обеспечена защита и помощь в соответствии с нормами международного гуманитарного права.)

3. Воспоминания М. Жюно были написаны в 1947 году. Сохраняют ли они свою актуальность в наше время? Почему? Итоговая работа в группах Детям дается задание для работы в группе на 5-10 минут: Представьте, что вам надо придумать всего лишь один плакат на тему "Международное гуманитарное право". Вам необходимо решить, что будет изображено на плакате. С этой целью обратитесь к текстам рубрики "Знаешь ли ты..." и выберите тему вашего плаката. На плакате должна быть лаконичная запоминающаяся надпись, соответствующая по смыслу правовой информации. Дети работают в группах. Затем знакомят всех со своими проектами. Учитель записывает на доске подписи к плакатам. Дети обязательно объясняют свой выбор. Учитель должен быть готов к тому, чтобы в случае нарушения основного смысла норм корректировать тексты подписей. Мы завершаем работу по книге "Вокруг тебя - Мир...". Вспомните все тексты, в которых в той или иной мере затрагивались различные ситуации вооруженных конфликтов. (Учитель записывает в столбик на доске названия произведений и их авторов, которые вспоминают ученики.) Найдите в тексте из книги М. Жюно фразы, выражения, которые могли бы стать эпиграфами к нашим урокам по этим произведениям. Ученики предлагают разные варианты, которые обязательно записываются на доске рядом с соответствующим произведением. Каждый предложивший свое решение непременно обосновывает его. Затем выбираются наиболее удачные, точно отражающие идеи тех разделов книги для ученика, в которых освещаются некоторые нормы МГП, основные направления деятельности Движения и Международного комитета Красного Креста. Учитель может также предложить ученикам выбрать эпиграф ко всей книге.

Александр Степанович Грин

Победитель

Скульптор, не мни покорной

И вязкой глины ком…

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - «Мой милый, это ведь ваша фигура „Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках“? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - „Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал „нам“, - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела“.

Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

Ледан уже представил свою работу?

Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя «Женщина» - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

Да… Так почему он не говорил о Ледане?

Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать…

Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но… но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и ее, но так же, как Геннисон, она ее скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И… вот она, - покажите-ка ей место в кассе «Грилль-Рума».

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю… Если, конечно… Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.

Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - «А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет».

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

Скульптор, не мни покорной

И вязкой глины ком…

I

– Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, – сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. – Ну, Джен, – отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

– Ох, я боюсь всего потрясающего, – сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. – Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

– На этот раз, кажется, будут, – возразил Геннисон. – Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела – вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: – «Мой милый, это ведь ваша фигура „Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках“»? – Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: – «Итак, говоря условно, что ваша, – эта статуя имеет все шансы. Нам, – заметь, он сказал „нам“, – значит, был о том разговор, – нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».

Главная > Решение

Конспект урока по литературе

Учитель Забродина Елена Анатольевна

Тема "Проблема выбора и ответственности за выбранное решение в рассказе А.Грина "Победитель""

ЦЕЛИ:
    Вызвать интерес учащихся к произведению А. Грина, к проблеме выбора и ответствен-ности за выбранное решение, подготовить ребят к адекватному восприятию смысла рассказа. Развивать у учащихся самостоятельность мышления, умение доказательно отвечать на вопросы беседы, развивать речь учащих-ся через пересказ, учить слушать и слышать друг друга. Воспитывать внимание к человеку, умение судить о нем по разным проявлениям, вос-питывать милосердие.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов, которые можно считать эпиграфом к нашему уроку. Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Трудность выбора, ответственность за принятое решение - это одна из «вечных тем литературы». Именно этой теме - трудности выбора посвящен наш сегодняшний урок, а поднята эта тема в произведении А. Грина «Победитель». Александр Грин. Кто он такой? Ребята, вы видите, что перед вашими глазами висят рисунки. Это рисунки моих учеников разных лет, нарисованные к рассказам А. Грина, особенно к «Алым парусам». Да, это тот самый писатель, который написал «Алые паруса». А вот портрет А. Грина, нарисованный тоже моим учеником. Может не такой удачный, но написанный от души. А душу человеческую и сам А. Грин больше всего ценил в людях. Послушаем небольшие сообщения о писателе. Настоящее имя А. Грина - Александр Степанович Гриневский. Грин - псевдоним. Родился 23 августа 1880 года в Вятской губернии. Отец - Стефан Евзибеевич, поляк, 16-летним юношей был сослан в Сибирь за причастность к польскому восстанию, восстанию против царизма в 1863 году. Мать, русская, умерла, когда Александру было 13 лет. Грин учился сначала в Вятском земском училище, затем - в городском училище. Рано пристрастился к чтению, его интересовали рассказы о путешествиях, мореплавателях, охотниках. О своей биографии писал: «В 12 лет знал всех русских классиков без исключения». Особенно притягательным для Грина стал мир приключенческой зарубежной литературы. Впоследствии Александр Грин говорил, что большое влияние на формирование его личности оказали такие писатели как Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Жюль Верн, Оскар Уальд, Стивенсон. Впечатленный литературой приключений А. Грин сам пробовал писать стихи. И уже тогда в его ранних стихах ярко прорисовывалась тема одиночества и разбитой мечты. В юности А. Грин был очень застенчивым, но гордым и непокорным. Эти качества усиливались условиями провинциального быта и в 16 лет Грин бежит из захолустного маленького города Вятки в Одессу. Бредивший морем и парусами, он мечтал стать моряком. Но... жизнь уготовила ему другой путь. Александр был вынужден бродяжничать в поисках работы, скитаться по ночлежкам. Дважды ему повезло, его взяли матросом на два рейса, и еще раз он ходил матросом в Египет, но по возвращении понял, что карьера моряка ему не удалась. Он перепробовал различные профессии: грузчика, рабочего при пекарне, землекопа, рыбака, гасильщика нефтяных пожаров, чернорабочего в железнодорожном депо и даже золотоискателем. Жизнь Александра Грина была трудна. В ней были голод, нищета, болезни, 11 ноября 1903 года в городе Севастополе он был впервые арестован за революционно - пропагандисткую работу среди других матросов, за попытку к бегству отсидел 2 года в тюрьме. Но как бы жизнь не бросала этого человека, он всегда оставался неисправимым романтиком. В 1906 году выходит его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», который был уничтожен полицией, а дальше были «Случай», «Товарищ», «Апельсин», «Зимняя сказка», «Мат в три хода», «Четвертый за всех», «Колокола», «Блистающий мир», «Бегущая по волнам» и конечно же «Алые паруса». Вот, ребята, далеко неполная биография писателя. А у меня к вам вопрос:
    Как вы считаете, вот если человек столько трудностей испытал, прошел столько профессий, то, что он от этого приобрел?
    Опыт.
Конечно же, у Грина было огромное количество человеческого опыта. И этим своим опытом наблюдений за жизнью человека. Как ведет себя человек в различных трудных и почти безвыходных ситуациях? Как ведет себя человек в ситуации выбора? Какими средствами приходится добиваться цели? Об этом рассказ Александра Грина «Победитель»
    Чтение рассказа учителем.
(Учитель не дочитывает рассказ до конца. Ученикам предлагается придумать концовку рассказа самим, потом дочитать рассказ до конца и сравнить - такую ли они придумали концовку/) 1. Понравился ли рассказ? На какие смысловые части можно разделить рас-сказ? Озаглавьте их.
    Найдите в тексте детали, которые помогают нам увидеть главного героя, представить, как жилось ему и жене, какие надежды он связывал с победой в конкурсе? Были ли у Геннисона основания надеяться на победу? Почему? А почему Геннисон захотел увидеть творение Ледана? Сравни восприятие двух скульптур глазами Геннисона: чудесная легкость и простота скульптуры Ледана, которая «живет», «дышит», «размышляет», «это все равно, что поймать луч» - и натянутость позы его скульптуры, «наивные недочеты», «плохо скрытое старание». Как ты думаешь, чем может быть объяснено именно такое восприятие скульптур?
    Трудно ли было Геннисону принять окончательное решение? Почему? Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свою работу. Как ты думаешь, ощущал ли он ответственность за принятое решение? Найди в тексте слова и выражения, которые подтвердят твой ответ. Вспомни предположения, которые были сделаны тобой и твоими одноклассниками в начале урока. Как ты теперь оцениваешь предложенные варианты? Соответствуют ли они характеру главного героя рассказа А. Грина? Почему Ледан не является действующим персонажем? С кем борется Геннисон? Почему рассказ назван «Победитель»? Кто одерживает победу? Над кем или
    над чем одержана победа? Как ты понимаешь выражение «Победить любой ценой»? Считаешь ли ты, что цель оправдывает средства? Дай развернутый письменный ответ.
    Домашнее задание:
Приходилось ли тебе или кому - то из твоих знакомых одерживать победу над собой? Когда? В какой ситуации? Что повлияло на твое решение? Напиши об этом.
  1. Выступая перед публикой, я почти всегда представляюсь как человек, ответственный за самый крупный после Edsel провал в истории маркетинга New Coke

    Документ

    Мне нравится это отличное вступление, потому что сразу настраивает на разговор о маркетинге и разъяснение того, почему случай с New Coke отнюдь не был неудачей.

  2. И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха

    Документ

    Логика Национального проекта «Образование», в реализации которого мы все с вами принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха.

  3. Тема: все новости Мониторинг и анализ сми в городе Киров Дата: 10. 04. 2011

    Документ

    но не всем хочется 17 Киселев ушел к эсерам 17 Бучнев уезжает в Марий-Эл 18 Концы в воду 18 Кто поверит полиграфу? 0 КОРОТКО О ВАЖНОМ 1 Весенняя премьера в «Гротеске» 1 «Я родила 8 марта» Теперь прогресс неотвратим 3 Вятка размывает

  4. Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования

    Документ

    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.:Генезис,

  5. Тема: Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе

    Решение

    Развитие современного научно-технического прогресса в странах с развитой экономикой обусловлено размерами организации и эффективностью их инновационной деятельности.