«Гамлет» с истема образов позволяет лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, изображенных в произведении, далеко не однозначен.
Гертруда - мать Гамлета, уже через два месяца после смерти короля вышла замуж за брата мужа. Сын осуждает ее поступок, но от этого она не стала меньше любить Гамлета . Гертруда - умная, но слабая и безвольная. Становится союзницей Клавдия даже в травле собственного сына. Отсутствует чувство материнской любви. Не знает раскаяния. Когда она, выпив яд, который Клавдий приготовил для Гамлета, убедилась в коварстве своего нового мужа, то поняла, насколько ее сын был мудрым и справедливым.
Глубоко психологический и образ Офелии, которая, в отличие от Гамлета , сошла с ума самом деле после смерти отца и из-за неразделенной любви к Гамлету. Она погибла, сорвавшись со скалы в быстрый поток. До последнего вздоха она любила Гамлета, по-женски жалела его и все ему прощала. Офелия слабовольный, повинуется воле отца, становится игрушкой в ​​руках отца и Клавдия. Окружение заставляет ее стать на путь лжи и шпионажа. Может бороться за свою любовь. Безумие Офелии - отказ от нее Гамлета , смерть отца, понимание того, что она обманывала Гамлета, но и ее обманули.
Интересный психологический портрет друга Гамлета - Горацио. Он делит с Гамлетом все его тревоги, сомнения и все его безумия. После поединка Гамлета с братом Офелии, у которого был отравлен острие шпаги, Горацио чувствует сердцем трагический конец и просит своего товарища: «Еще подишы в этом мире и обо мне расскажи». Вообще каждый персонаж Шекспира по-своему особенный, неповторимый и незабываемый.
Король Клавдий - «кровавый» монарх-тиран. Убил брата, соблазнил королеву, имеет подлые намерения относительно Гамлета . Никому не верит, сам распускает сплетни. Осторожный, хитрый, умный, лицемерный. Нечистая совесть мучает и его, не давая спокойно наслаждаться достигнутым
Образ Гамлета сложный, полный противоречий. Гамлет одержим поисками истины. Чтобы узнать причину смерти отца, он готов на все: подговаривает актеров сыграть сцену, по которой он может проследить реакцию Клавдия, смело идет ночью на встречу с призраком отца, а услышав из уст, кто виновник смерти короля, продолжает искать истину. Для этого он притворяется сумасшедшим, чтобы усыпить бдительность Клавдия. Своим «безумием» он отталкивает любящее сердце Офелии и ошибочно убивает ее отца. События развиваются очень быстро, но это отнюдь не нарушает психологической целостности портрета каждого шекспировского персонажа. Гамлет проходит до конца весь путь поисков истины. Финал трагичен, но справедливость восторжествовала, и коварный убийца и предатель наказан рукой Гамлета.

Трагедия Шекспира "Гамлет"

Характеристика главного героя

Гамлет принц Датский является главным героем трагедии У.Шекспира. Его образ - центральный в трагедии. Носителем основной мысли, философских умозаключений всего произведения является Гамлет. Речи героя полны афоризмов, метких наблюдений, остроумия и сарказма. Шекспир осуществил труднейшую из художественных задач - создал образ великого мыслителя.

Погружаясь в события трагедии Шекспира, мы наблюдаем всю многогранность характера главного героя. Гамлет - человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Он человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что «человек - краса вселенной! Венец всего живущего!»; с другой, - «квинтэссенция праха. Из людей меня не радует ни один».

Главная цель этого героя с начала пьесы месть за убийство отца противоречит его натуре, т.к. Гамлет - человек нового времени, приверженец гуманистических взглядом и он неспособен причинить боль и страдание другим людям. Но, познав горечь разочарований, муки, через которые он проходит, Гамлет приходит к осознанию того, что борясь за справедливость, ему придется прибегать к силе.

Вокруг себя он видит лишь измену, коварность, предательство, «что можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере, в Дании». Он разочаровывается в своей «презренной любви», в своей матери, дяде - «О, пагубная женщина! Подлец, улыбчивый подлец, подлец проклятый! Его размышления о назначении человека, о смысле жизни приобретают трагическую окраску. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. В своих взаимоотношениях он чужд феодальных предрассудков: людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают.

Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую он ведет с самим собой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве:

«Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть -

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность» (5, с.44)

Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей.

"Фауст" Иоганна Вольфганга Гете

Важную роль в развитии этой основной идеи «Фауста» играет Мефистофель. Он воплощает в себе сомнение, отрицание, разрушение. Становясь спутником Фауста, он стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение...

Английские писательницы 30-80-х гг. ХХ в.: Айрис Мердок и Мюриэл Спарк. Художественное своеобразие их произведений

Человеческое развитие Бредли Пирсона делится на две половины, если не считать эпилога: на долгую жизнь и мгновение, «драматическую кульминацию». Он «был женат, потом перестал быть женат» терпел и готовился. Работал налоговым инспектором...

Визуальный код в романе В. Набокова "Отчаяние"

Так как в английском варианте речь героя была произнесена, для нас становится важным «сходство» не Германа с Феликсом (Герман режиссирует этот фильм), а сходство «исходного материала» (текста самого романа) с его «фотографией» (с Феликсом)...

История написания и особенности романа Г. Манна "Верноподданный"

И имя и фамилия центрального персонажа исполнены особого смысла. По-немецки hasslich -- значит уродливый, отвратительный, отталкивающий, а имя Дидерих, часто встречающееся в исторических летописях, в сказаниях...

Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира "Гамлет"

Образ главного героя в романе Людмилы Улицкой "Искренне ваш Шурик"

Младенца нарекают Александром, впоследствии Шуриком. Суффикс - ик уменьшительно-ласкательный. Но ведь мать и бабушка хотят «вырастить настоящего сильного мужчину» (положительная коннотация) И, называя Шурика именно Шуриком...

Повесть "Детство" Л.Н. Толстого (психология детского возраста, автобиографическая проза)

Повесть «Детство» была напечатана в самом передовом журнале того времени - в «Современнике» в 1852 году. Редактор этого журнала великий поэт Н.А. Некрасов отметил, что у автора повести есть талант...

В Петербург Раскольников приехал, чтобы, закончив учебу в университете, стать юристом, уважаемым в обществе человеком. Но надежда на светлое будущее рушится очень быстро...

Причины преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказания")

Но вместе с такими прекрасными чертами характера как доброта, отзывчивость, сострадание к людям в Раскольникове соседствовала непомерная гордость, усиливающаяся от нищеты и унижения, мнительность...

Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение"

Путь главного героя романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Дмитрия Нехлюдова к морально-этическим идеалам начинается с ранней юности. Еще будучи студентом и читая Спенсера, он мечтает достичь совершенства собственного и всего мира...

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг

Мастер допускает существование Бога, вот в чем его обвиняют. Это действительно суровое обвинение, ведь если Бог и впрямь есть, то марксизм ложное учение, ибо базируется на прямо противоположных утверждениях...

Сравнительный анализ романа Джерома Дэвида Сэлинджера "Над пропастью во ржи"

Главный герой романа -- Холден Колфилд. Это юноша, пытающийся найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боялся стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холдену противна мысль о том...

Тема боли и страданий в прозе Булгакова

Хотя роман не был закончен Булгаковым, уже было продуманно его окончание. Но основная идея романа раскрыта - это проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека, создавшего произведение и внешнего, недружелюбно настроенного к нему...

Тип героя у повісті Селінджера "Над прірвою у житі"

«Історія Холдена -- сповідь людини, яка не може і не хоче змінити світ, а здатний лише з граничною щирістю так побачити і так показати цей світ, що і нам передається його відраза...

Трагедия Григория Мелехова в романе М. Шолохова "Тихий Дон"

Образ Григория Мелехова вобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя, проявляется духовность прозы, художественное мастерство Михаила Александровича Шолохова...

Характеристика Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира углубляется в личность и стремления персонажа. Этот мрачный мужчина, отягощенный множеством внутренних и внешних факторов, не является однозначно добрым или злым героем. Автору удалось создать интересную личность, которую терзают сомнения и собственные амбиции.

Описание образа

Характеристику Гамлета стоит начинать с того, каким именно предстает сначала персонаж. Этот ученый муж является наследником престола Дании, не лишенный воинской закалки. Пройденное обучение в лучших европейских заведениях, где преподавал идеи эпохи Возрождения сам Джордано Бруно, оставили на нем очевидный след. Из обычного мстителя, который бросается в порыве эмоций и чувств казнить предателей, Гамлета терзают необычные сомнения, которые стоит рассматривать под призмой его человеческих побуждений. Герой любит мыслить, и даже больше, чем действовать, что свойственно образам Шекспира, но здесь проблема в другом. Он может быстро покончить с проблемами, но ищет для этого наиболее верный путь.

Сюжетные перипетии

Характеристику Гамлета стоит проводить с точки зрения зрелого человека, у которого уже сформированы взгляды на мир. Обучение в лучших вузах Европы не прошло даром и подарило персонажу благое стремление - изменить мир в лучшую сторону. Только вот с течением времени он сталкивается с тем, насколько глубоко стали порочными люди. Зло вкоренилось в каждого из них в той или иной мере и именно с этого начинаются его терзания. Вдобавок ко всему родной дядя Клавдий ради наживы и желанной власти убивает отца Гамлета, чем в очередной раз доказывает правоту взглядов главного героя.

Внутренние терзания насчет того, почему же мир стал таким порочным, было подкреплено внешними факторами. Давление необходимости мести, потеря близких людей, семейное предательство - все это только больше загоняло мужчину в пучины темных раздумий. Именно в них на протяжении всего повествования автора затерялся герой Гамлет. Характеристика в этот момент может быть неверной с позиции его слабости, но это совсем не так.

Проблематика, часть 1

Офелия описывала датского принца как сильного и умного воина, способного бороться со всеми проблемами. И это действительно точное высказывание. Казалось бы, он тогда не должен терзаться сомнениями, а просто выполнить месть. Вот тут характеристика Гамлета и раскрывает его со стороны необычайной на свое время личности. Убийство ради мести для него совсем не выход, ведь это только породит еще больше зла в мире. Он не желает идти таким же путем и стать частью всех интриг и заговоров при дворе. С локальных проблем насчет предательства и убийства его мысли перетекают в более глобальное направление - изменение мира. Активный ум здравомыслящего человека пытается найти решение этой проблемы, но сделать этого никак не удается.

Гамлет рассуждает, что добра и зла не существует, а возникают такие понятия только из суждений человека. Противоречивость только еще больше давит на него, что читатель ощущает на протяжении всего прочтения пьесы Уильяма Шекспира.

Проблематика, часть 2

Все рассуждения Гамлета приходят к легендарной противоречивой фразе, которая прошла сквозь века. Она просто и понятно описывает его терзания. Быть и сделать то, что он должен в качестве сына своего отца, дабы свергнуть лживого дядю или даже убить. В тоже время не быть, ведь месть не принесет ничего доброго, а только нарушит его внутреннее стремление сделать мир хоть немного лучше. Именно в контексте этого высказывания появляется главная проблема - невозможность воплотить в реальность собственные амбиции.

В характеристике героя Гамлета стоит обязательно упомянуть, что он - человек нового времени с рассуждениями, свойственными великим философам. Мужчина опередил эпоху и искренне желает улучшить мир людей, но сделать этого просто не может. Его размышления часто показывают, насколько слаб один человек перед огромным количеством пороков. Их ежедневно можно наблюдать, ведь даже семейные узы не становятся преградой для предательства и убийства. Эта тема настолько глобальная, что на ее фоне теряются другие черты характера персонажа, кроме как способности мыслить.

Другая сторона героя

В произведение Шекспира среди всех главных героев характеристика Гамлета наиболее многогранная. С одной стороны, он кажется мыслителем со свойственной философам предрасположенностью к теории, а не практике. В тоже время его речь не лишена стремлений, он хочет действовать, но не знает, как именно и куда направить это желание. Его желание бороться со злыми умыслами даже ценой своей жизни при том, что персонаж осознает отсутствие результатов, превозносит его с другой стороны.

Если же поставить в ряд характеристику Гамлета и героев Шекспира из этой же одноименной пьесы, то разница видна сразу же. У него сформированное мировоззрение, чистые помыслы и готовность отстаивать их до победного конца. Понимание же того, что в нынешних условиях он ничего не может поделать, но все равно продолжает искать пути для решения, только больше вызывает уважение. Именно многогранность героя привлекает к себе, и по сей день читателей. Шекспир сумел создать человека, готового решать проблемы, но показал его малую роль на общем фоне поступков людей.

Выводы

Выводы по Шекспиру из характеристики Гамлета нужно сделать исходя из сравнения. Герой явно шагнул вперед всех окружающих его людей, что видно по общению с ними. Даже философ Горацио со своей отрешенностью выглядит блекло по сравнению с яростным стремлением принца датского. Персонаж способен мыслить, но его рассуждение идет вразрез с действиями. Он не может никак найти наиболее правильный вариант, а при этом не пробует ни один другой, так как сомневается в своих решениях. У него нет поддержки и понимание, давление внешних факторов также сильно сказывается на мужчине. В итоге он одерживает победу и проигрывает одновременно. Вместе с кончиной персонажа умирают также все предатели семьи.

В своих последних словах Гамлет призывает человечество измениться и стать на сторону добра. Горацио он призывает поведать миру о том, каким порочным является датский королевский двор. Последние фразы демонстрируют, что даже при смерти он не оставил своих стремлений, а в последний раз призвал людей стремиться искоренять зло.

Гамлет центральный персонаж одноименной трагедии Шекспира. Уже давно замечено, что чуть ли не все герои Шекспира склонны скорее к размышлению, чем к действию. В наибольшей степени это относится к Г., внутренний мир которого неуклонно рушится под двойным натиском: мучительные душевные переживания, вызванные внешними обстоятельствами (ужасная смерть отца, подлость дяди, предательство матери и друзей), усугубляются разрушительными мыслями, которые приводят его к переоценке всего, что прежде имело ценность и смысл. Честь, любовь, верность — эти идеалы безжалостно растоптаны грубой действительностью. Г. понимает, что он должен бороться со злом, что он обязан действовать, но воля его парализована, ибо им владеет самое страшное для человека сомнение: «Быть или не быть?» В своем отрицании окружающей действительности Г. заходит так далеко, что готов видеть в мире лишь зло. Но если мир так ужасен, то не стоит жить. Одно лишь останавливает Г., вера которого в промысел Творца и божественную справедливость поколеблена: будет ли продолжение этого бытия за гробовой доской, или его ожидает небытие? Фигура Г., чья юность проходила не в праздных забавах и грубых развлечениях, а в стенах Виттенбергского университета, символизирует новое сознание, новое мироощущение, для которого «распалась связь времен».

Что это за связь? Для христианина таковой всегда была незыблемая и нерассуждающая вера. Но в стенах университета Г. познал могущество другой силы — разума, и теперь эти две силы, вера и разум, ведут в его душе жестокую борьбу. Как быть, если разумное осмысление жизни приводит к ее отрицанию! Трагизм Г. в том, что он, высоко ставя разум, принуждает себя к тому, чтобы не рассуждать, а действовать, потому что «трусами нас делает раздумье, /И так решимости природный цвет /Хиреет под налетом мысли бледным,/ И начинанья, взнесшиеся мощно, /Сворачивая в сторону свой ход, /Теряют имя действия». Символично, что Г. ради исполнения своего замысла притворяется умалишенным: безумие — это обратная сторона рассудительности, зашедшей в тупик в попытках объять необъятное — смысл бытия. Г. — это человек, который стоит на пороге нового времени, но над ним все еще властны принципы и идеалы прошлого. Месть убийце отца для Г. — тяжкая обязанность, долг, по не священное право. Да и какой смысл в мести Клавдию, как будто он один — воплощение зла! Весь мир поддался порче, и, по словам офицера стражи, «подгнило что-то в датском государстве». К тому же Г. уже не способен жить, подчиняясь авторитету вековой мудрости, ее однозначным нормам, твердо установившим, что есть добро и что — зло. Он утверждает: «...нет ничего ни хорошего, ни плохого; размышление делает все таковым». И все же Шекспир далек от того, чтобы показать своего героя законченным циником и пессимистом. Решимость бороться со злом вопреки всему, готовность погибнуть в этой неравной схватке, осознание ничтожности результатов этой борьбы — все это возвышает Г. и над низкой суетой повседневности, и даже над философской отстраненностью и мудрой умеренностью его друга Горацио, единственного, кого не заде-* ла всеобщая нравственная порча. Шекспир показывает, как тяжкие раздумья, сомнения и жестокие испытания в конце концов не уничтожают в Г. веру в человека и в его разум, но упрочивают ее: «Что человек, когда он занят только /Сном и едой? Животное, не больше. /Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной, /Глядящий и вперед и вспять, /Вложил в нас/ /Не для того богоподобный разум, /Чтоб праздно плесневел он».

Образ Гамлета возникает во всей полноте, во взаимосвязях со всеми персонажами. Ведь каждый такой персонаж имеет свою задача, свою правду и освещает какую-то грань характера главного героя. О роли и значении второстепенных героев указанной трагедии для полноценного восприятия основного ее героя и художественного произведения в целом Традиционно в процессе постепенного анализа основное внимание отводится главным персонажам, поскольку, по законам литературы, в судьбах главных героев художественно отражается авторская мысль, воспроизводится основной конфликт произведения. Тем не менее любой литературный герой, второстепенный или главный, в литературном произведении является действующим лицом и носителем определенного типа исторического сознания.

В литературе последних лет появились произведения, в которых второстепенные за классическим сюжетом герои занимают первые места и начинают играть главные роли. Так, Розенкранц и Гильденстерн являются главными героями пьесы Т. Стоппарда “Розенкранц и Гильденстерн уже мертвы”, Гертруда и Клавдий - герои рассказа Дж. Апдайка, а Горацио стал главным героем парафраза Б. Акунина “Гамлет”. Стремясь к полному осознанию характера взаимосвязей между художественными элементами литературного произведения, необходимо проанализировать не только магистральные сюжетные линии и позиции главных героев. Интересными для исследователя становятся дополнительные сюжеты, доле действия второстепенных героев. Подобный подход дает возможность открыть новые, не менее важные аспекты в процессе восприятия, анализа и понимание произведения.

Попробуем рассмотреть трагедию сквозь отношения, отношение к Гамлету второстепенных героев. Пространство трагедии - это многовекторная структура, почти каждый вектор которой делает наглядным существующее противостояние главного героя и определенных персонажей пьесы. Все герои в “Гамлете” возникают непосредственными участниками драматургического действа и могут быть объединены в своеобразные пары за признаками как похожести, так и антагонистичности. Тем не менее единение или противостояние героев трагедии есть подвижным, ситуативным и происходит по признакам родственных связей, общих интересов или позиций.

Условно первый вектор на поле драматического конфликта будут представлять Клавдий и Гертруда. Мать и дядя главного героя трагедии - правители, которые узурпируют власть хотя, за традиционной интерпретацией, Гертруда чаще всего воспринимается как невольная жертва, и Гертруда, и Клавдий могут выступать как антиподы.

Второй - Полоний и Озрик. Канцлер Датского королевства, который находится на верхушке феодального общества, плохая копия талантливого интригана, соединяются в готовности выполнить любой приказ власти, не забывая о своей пользе.

Третий - Офелия и Лаэрт - дочь и сын Полония, чья судьба непосредственно связана с поступками Гамлета. По традиционной версии, Офелия и Лаэрт - жертвы, марионетки или невольные прислужники власти.

Четвертый - Горацио.. Розенкранц и Гильденстерн - товарищи Гамлета по обучению в Виттенбергском университете. В перечне действующих лиц Горацио указан как друг принца. Он всегда рядом с ним, кроме тех моментов, когда появляются Розенкранц и Гильденстерн. Этих героев принц так же считает своими друзьями, тем не менее, по мнению зрителей (читателей), они принимают сторону власти и становятся исполнителями ее приказов. Почти полное отсутствие персонификации признаков дает возможность воспринимать их как одного героя.

Пятый - принц Фортинбрас. Гамлет не встретится с ним на сцене, однако ощущение того, что Фортинбрас является своеобразным двойником главного героя, не исчезает. Некоторые события жизни норвежского принца совпадают с историей принца Гамлета (как, кстати, и с историей Лаэрта), тем не менее жизненные приоритеты каждый определяет по-своему. В реальном пространстве трагедии Фортинбрас может быть парой своему отцу, убитому королем Гамлетом, самому Гамлету и Лаэрту.

Вне системы реально действующих героев остается персонаж, который инспирирует завязку главной сюжетной линии. Это Призрак, Тень отца Гамлета. Сфера реализации этого персонажа ограничивается общением с Гамлетом, Призрак подталкивает принца Гамлета к активным действиям. События, которые состоялись к началу спектакля, переводятся в плоскость морального выбора и побуждают героя к определению приоритетов бытия, к поискам и утверждению, даже ценой жизни, новой системы ценностей

Тем не менее исследователями рассматривается и другой вариант возможной схематизации образной системы трагедии: Гамлет - два короля (Гамлет, Клавдий); Гамлет - две женщины (Гертруда, Офелия); Гамлет - молодые вассалы, которых принц считает друзьями (Горацио, Розенкранц-Гильденстерн); Гамлет - сыны-мстители (Фортинбрас, Лаэрт).

За любым вариантом рассмотрения трагедии роль второстепенных персонажей в понимании событий, мыслей и поступков главного героя есть значащей, а раскрытие многогранности художественной плоскости произведения было бы невозможным без учета своеобразных скрещений мыслей и позиций главного и второстепенных героев. “Между персонажами, - читаем в литературном комментарии В. А. Аникста, - просматриваются нити связи. Ничего в трагедии не изолировано, все взаимосвязано, человеческие судьбы скрещиваются, и Гамлет не только то, что он есть сам по себе, но и какой он в своих отношениях с другими”.