События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1883 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 1.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман

Б. Историческая хроника

В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке В. В 16 веке

Б. В 18 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

В. Казань Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору

Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Игнатьевич

Иванович

7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва

Б. Буран

В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы

Б. Сопоставления

В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя

Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы

1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в

мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова

Б. Швабрин – Гринёв

В. Пугачёв – Гринёв

4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это :

А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира

6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б. Они предопределяют участь героев

В. Они придают занимательность сюжету

Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Отметить верное суждение.

А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

Б. « Капитанская дочка » - мемуары

В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

А. В начале 18 века В. В середине 19 века

Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»

Б. «Береги честь смолоду»

В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург

Б. Бердская слобода

В Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния

5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей

6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I

Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II

7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

А. Корнет В. Прапорщик

Б. Поручик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению

культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва

Б. Семья капитана Миронова

В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны

12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это А. Единственный женский персонаж произведения Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва Г. Дочь погибшего русского офицера

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич

4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

Правильные ответы

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

6. Д

7. В

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5.Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

2. Г

3. А

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. 2 »)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо (« 4 »)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью (« 5 »)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично (« 5 »)

Внешне «Капитанская дочка» похожа на «семейственные предания», высоко ценимые Пушкиным. Все события переданы через взгляд Гринёва, ведущего записи, и поучительны для его внука, то есть современника Пушкина, а значит, и для современного ему дворянства. Пушкин и многие исследователи его творчества называли «Капитанскую дочку» романом; сам поэт определял роман как «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Однако существует иная точка зрения, согласно которой «Капитанская дочка» - это лирическая повесть с яркой и сильной исторической основой.

    Роман - эпический прозаический жанр, в котором воссоздаётся всесторонняя картина целого уклада жизни, развёрнутая в сложное и завершённое в себе действие, стремящееся к драматичности и замкнутости.

    Повесть - эпический прозаический жанр, по объёму меньший, чем роман, но больший, чем новелла или рассказ. В сюжете повести охватывается определённая цепь эпизодов (событий), тяготеющих к хроникальное.

Работая над «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой», Пушкин отчётливо понял: союза дворянского сословия с крестьянством быть не может. Вместе с тем единственную силу, способную к государственному управлению в России, он видел в дворянстве. Это социальное противоречие с огромной художественной силой проявилось в романе. Один из исследователей творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман отмечал: «Вся художественная ткань „Капитанской дочки" отчётливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчинённых изображению миров - дворянского и крестьянского. Было бы недопустимым упрощением, препятствующим проникновению в подлинный замысел Пушкина, считать, что дворянский мир изображается в повести только сатирически, а крестьянский - только сочувственно, равно как и утверждать, что всё поэтическое в дворянском лагере принадлежит, но мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу».

Образный мир «капитанской дочки»

Художественная идея романа сосредоточена в его эпиграфе, народной пословице «Береги честь смолоду». Она выражается через раскрытие образов практически всех основных персонажей произведения - - Гринёва и Швабрина, Пугачёва и капитана Миронова.

«Центральной фигурой произведения является Пугачёв. К нему сходятся все сюжетные линии повести. Любовная интрига „Капитанской дочки", отношения между Машей Мироновой и Гринёвым имеют существенное значение лишь потому, что сюжетно мотивируют кульминационный момент «странных» отношений Гринёва и Пугачёва: фактически самовольную (пол покровом случайности) явку верного своему воинскому долгу дворянина, офицера правительственных войск, в стан Пугачёва за помощью», - пишет исследовательница романа Пушкина Е.Н. Купреянова.

Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - гравюры на дереве Н.В. Фаворского

Пугачёв Пушкина - талантливый предводитель стихийного движения, первый полнокровный народный характер в творчестве Пушкина и в русской литературе в целом. Не идеализируя своего героя, показывая его жёстким, а в отдельные минуты - страшным, Пушкин одновременно подчёркивает важнейшие его качества: целеустремлённость и силу воли, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, - справедливость. Характерны в этом плане его поступки по отношению к Швабрину, Гринёву, Маше Мироновой. Фигур, близко стоящих к этому характеру, в «Капитанской дочке» ни среди ближайших сподвижников Пугачёва, ни среди его противников нет. В какой-то мере Пугачёв в восприятии Пушкина - личность одинокая и трагическая: он осознаёт тщетность своего предприятия, понимает неизбежность своей гибели. Но отказаться от бунта не может. Попять мотивы его поведения, его отношение к происходящему помогает мораль калмыцкой сказки, которую он рассказывает Гринёву: «...чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

Вполне ординарным, по сравнению с Пугачёвым, выглядит Пётр Андреевич Гринёв, но именно это восприятие вполне соответствует пушкинскому замыслу. Пугачёв - историческая личность, значимая и исключительная. Фигура Гринёва - вымышленная и обыкновенная.

Имя Гринёва (в черновой редакции он назывался Буланиным) выбрано не случайно. 10 января 1755 года было объявлено об окончании процесса над Пугачёвым и пугачёвцами. Имя подпоручика Гринёва значится в ряду тех, кто «находились под караулом, будучи сначала подозреваемы в сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинны».

Гринёв - представитель обедневшей дворянской знати екатерининских времён, принадлежностью к которой Пушкин гордился и об «уничижении» общественного положения которой сожалел.

С первого взгляда некий «маменькин сынок», которого нельзя никуда отпускать без постоянного присмотра дядьки Савельича, этакий несмышлёныш и недоросль, Гринёв впоследствии предстаёт перед читателем человеком, способным на неординарные поступки (эпизод с тулупом, подаренным «вожатому»). Именно эта самостоятельность, а не только сам факт дарения заячьего тулупчика, как оказалось, выделяют Гринёва из многих. Он способен не просто искренне любить, но и идти до конца в борьбе за своё чувство, за честь и достоинство и своё, и любимой девушки. В этой борьбе он вновь проявит своё умение, никого не предавая, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Его приход к Пугачёву не выглядит предательством в сравнении с поступками Швабрииа и по отношению к присяге и долгу перед Отечеством.

Есть ещё и скрытая от первого взгляда черта характера Гринёва. Роман написан от его имени, его рукой. Это его записки для внука, и в них Пётр Андреевич Гринёв не выставляет себя лучше, чем он был на самом деле. Он правдив и норой беспощаден к самому себе: в оценках, в передаче поступков, в характеристике мыслей.

Волею судеб втянутыми в водоворот событий оказываются милые сердцу Пушкина старички: слуга Савельич, капитан Миронов и бесконечно преданная ему жена.

Безусловно, Савельич, к которому Гринёв относится с нежной любовью и теплотой, не мог быть иным. Слишком тёплые воспоминания оставили в сердце Пушкина его «мамки и няньки»: и Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов, хранивший ему искреннюю преданность всю жизнь. Дядька умел совершать поступки, которые Пушкин ценил. Когда-то в Петербурге, сразу после Лицея, когда барин настроил против себя государя своими «возмутительными» стихами, Никита Козлов в отсутствие Александра не пустил в квартиру жандармов с обыском: «Барина нет дома, а без него никак нельзя».

Обижаясь иногда на строгого Савельича, ворча на его брюзжание, «лишние» хлопоты, Гринёв, однако, платит дядьке своему искренней, почти сыновней любовью. Любовью за любовь.

Тепло относится Гринёв и к семье Мироновых. Материалы для сюжета романа, в частности о семействе коменданта крепости, Пушкин мог почерпнуть и из рассказов И.А. Крылова, детство которого прошло в Яицком городке и в Оренбурге. Образ капитана Ивана Кузмича Миронова, скромного и незаметного офицера захолустного гарнизона, но твёрдого и благоразумного начальника, возвышающегося до подлинного героизма в пору осады крепости, подсказан был, вероятно, воспоминаниями баснописца о его отце, капитане Андрее Крылове, офицере осаждённого пугачёвцами Яицкого городка.

С величайшим уважением выписан и характер капитанши Василисы Егоровны Мироновой. При первой встрече с Гринёвым она предстаёт старушкой «в телогрейке и с платком на голове. Она разматывает нитки» - этакий классический патриархальный образ. На самом деле Василиса Егоровна Миронова - фактический начальник крепости, ей, по доброте душевной, подчиняется в быту и капитан Миронов, и все служилые в гарнизоне. И в решительную минуту от этого не становится стыдно и горько.

Вот героическая и трагическая сцена, в которой раскрывается её настоящий характер: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрёпанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в её душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, бельё и всю рухлядь. „Батюшки мои! - кричала бедная старушка. - Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу". Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. „Злодеи! - закричала она в исступлении. - Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!" „Унять старую ведьму!" - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблею по голове, и она упала мёртвая на ступени крыльца».

«Имя девицы Мироновой, - отмечал Пушкин в письме цензору П.А. Корсакову, - вымышленно. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачёвские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушёл далеко от истины».

Маша Миронова - скромная, застенчивая, молчаливая девушка. Воспитанная в христианском духе, она уважает мать и отца, без жеманства и кокетства ведёт себя при гостях-офицерах, с достоинством и смирением переживает все происходящие события. Испытывая сердечную склонность к Гринёву, Маша не даёт своего согласия на брак без благословения его родителей. Чувствительная и кроткая Маша, при звуках выстрелов падающая в обморок, в трудный момент жизни, ради спасения любимого человека совершает решительный и смелый поступок. Маша - духовно-нравственная точка отсчёта в романе, названном в её честь. У императрицы она просит милости, а не правосудия. Это очень важная для Пушкина тема. В основе позиции писателя лежит утверждение человечности как высшего нравственного закона. Именно поэтому его главные герои не погибают: Машу спасает Пугачёв, который поступает так, как ему велят не политические соображения, а человеческое чувство. Помилование Гринёва - в руках императрицы, следующей не схематичному закону, а милосердию.

Пушкин не был идеологом крестьянской революции; он был далёк от того, чтобы «звать Русь к топору». Своим романом он предупреждает современников и потомков о том кровавом беспределе, который всегда наступает с бунтом, о его деспотичности и ненужности. Пушкин сам выведет эту точную формулу-предупреждение: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Раньше у школьников не возникало вопросов относительно того, к какому прозаическому жанру относится "Капитанская дочка". Это роман или повесть? "Конечно же, второе!" - так ответил бы любой подросток лет десять назад. Ведь в старых учебниках по литературе жанр "Капитанской дочки" (повесть или роман) не подвергался сомнению.

В современном литературоведении

Сегодня большинство исследователей полагает, что история о капитане Гриневе - это роман. Но в чем отличие этих двух жанров? "Капитанская дочка" - повесть или роман? Почему сам Пушкин назвал свое произведение повестью, а современные исследователи опровергли его утверждение? Для того чтобы ответить на эти вопросы, следует, прежде всего, разобраться в особенностях как повести, так и романа. Начнем с самой большой формы, которую может иметь прозаическое произведение.

Роман

Сегодня этот жанр является самым распространенным видом эпической литературы. Роман описывает существенный период из жизни героев. Персонажей в нем немало. Причем нередко в сюжете возникают совершенно неожиданные образы и, казалось бы, никакого влияния не оказывающие на общий ход событий. В действительности в настоящей литературе ничего лишнего быть не может. И довольно грубую ошибку совершает тот, кто читает "Войну и мир" и "Тихий Дон", пропуская главы, посвященные войне. Но вернемся к произведению "Капитанская дочка".
Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о "Капитанской дочке". Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает "Капитанская дочка". "Это роман или повесть?" - отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

История из жизни офицера

Помещик Петр Гринев вспоминает свои младые годы. В юности он был наивен и даже несколько легкомыслен. Но события, которые ему пришлось пережить, - встреча с разбойником Пугачевым, знакомство с Машей Мироновой и ее родителями, предательство Швабрина - изменили его. О том, что честь нужно смолоду беречь, он знал. Но истинную цену этим словам понял лишь в конце своих злоключений. Личность главного героя претерпела значительные изменения. Перед нами - характерная особенность романа. Но почему же тогда так долго относили к другому жанру произведение "Капитанская дочка"?

Повесть или роман?

Отличий между этими жанрами не так много. Повесть - это своего рода промежуточное звено между романом и рассказом. В произведении малой прозы присутствует несколько персонажей, события охватывают небольшой временной отрезок. В повести персонажей больше, встречаются и второстепенные, которые не играют важной роли в основной сюжетной линии. В таком произведении автор не показывает героя в разные периоды его жизни (в детстве, отрочестве, юности). Итак, "Капитанская дочка" - это роман или повесть"? Пожалуй, второе.
Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой - юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.
События в произведении охватывают всего несколько лет. Стало быть, это повесть? Отнюдь. Как уже сказано выше, характерной чертой романа является развитие личности главного героя. А это в "Капитанской дочке" не просто присутствует. Это является главной темой. Ведь неслучайно мудрую русскую поговорку использовал в качестве эпиграфа Пушкин.

"Капитанская дочка - это роман или повесть? Чтобы дать на этот вопрос наиболее точный ответ, следует знать основные факты из истории написания этого произведения.

Книга о Пугачеве

В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть "Дубровский". Однако история Пугачева - совершенно иное дело.
Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.

Как это нередко бывает у писателей, в процессе работы над произведением Пушкин несколько отошел от первоначального замысла. Изначально он планировал сделать главным героем Пугачева. Затем - офицера, перешедшего на сторону самозванца. Писатель скрупулезно собирал сведения о пугачевской эпохе. Он ездил на Южный Урал, где происходили основные события этого периода, и беседовал с очевидцами. Но позже писатель решил придать своему сочинению мемуарную форму, а в качестве главного героя ввел образ благородного молодого дворянина. Так родилось произведение "Капитанская дочка".

Историческая повесть или исторический роман?

Так все-таки, к какому жанру относится произведение Пушкина? В девятнадцатом веке повестью называли то, что сегодня принято называть рассказом. Понятие "роман" к тому времени, конечно, было известно русским литераторам. Но Пушкин все же назвал свое сочинение повестью. Если не анализировать произведение "Капитанская дочка", его, действительно, сложно назвать романом. Ведь этот жанр ассоциируется для многих со знаменитыми книгами Толстого, Достоевского. А все, что по объему меньше романов "Война и мир", "Идиот", "Анна Каренина", согласно общепринятому мнению, - повесть или рассказ.

Но стоит сказать еще об одной особенности романа. В произведении этого жанра повествование не может быть сосредоточено на одном герое. В "Капитанской дочке" автор большое внимание уделил Пугачеву. Кроме того, ввел в сюжет и другую историческую личность - императрицу Екатерину II. А значит, "Капитанская дочка" - это исторический роман.

Жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» сложно определить однозначно: отдельные исследователи полагают, что это повесть, другие, напротив, определяют его как роман. Сам автор считал, что «Капитанская дочка» - это описание исторической эпохи в вымышленном повествовании. Однако указания на конкретный жанр такое определение не дает.

Итак, попробуем ответить на вопрос о том, «Капитанская дочка» - это роман или повесть.

Синтез жанров

Как известно, А. С. Пушкин работал в разных жанрах. Однако в этом произведении уровень его мастерства выходит за пределы нашего понимания. Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, «Капитанская дочка» - это роман или повесть.

Мнения исследователей творчества писателя противоречат друг другу. Достаточно сложно понять, что же такое «Капитанская дочка» - роман или повесть. Определив жанр произведения, мы встанем перед вопросом о его характере. Ведь роман и повесть могут быть любовными, историческими или семейными.

Итак, попробуем рассмотреть, как в этой книге проявляются признаки различных жанров.

«Капитанская дочка» - это повесть?

Большинство исследователей, которые определяют произведение как повесть, опираются в первую очередь на то, что оно очень небольшое по объему, и его события охватывают непродолжительный временной период. Те, кто разделяют данную точку зрения, также указывают на заурядность личности Петра Гринева и его окружения: такие персонажи не могут быть героями романа.

Действительно, данное произведение намного короче, чем привычные романы, написанные классиками. Однако перед нами снова встает вопрос о том, каков его характер, да и небольшой объем повествования все же не может исключать того, что это роман. Рассмотрим все возможные определения жанра.

Исторический характер произведения

Несомненно, «Капитанская дочка» - это роман или повесть исторической направленности. Пушкин рассказывает нам о периоде правления Екатерины Великой, а именно о событиях бунта во главе с Для написания «Капитанской дочки» автор проделал огромную работу: ознакомился с историческими документами, побеседовал с оставшимися в живых свидетелями того времени. Очень кропотливо писал Александр Сергеевич Пушкин повесть «Капитанская дочка». Краткое содержание произведения редко передает то, насколько точен автор при описании быта мелкопоместного дворянства, как выразительна речь Емельяна Пугачева, полная поговорок, иносказаний, характерных для казачества.

Однако, определив, что это произведение имеет историческую направленность, мы не можем ответить однозначно на вопрос о том, «Капитанская дочка» - все же повесть или роман.

Произведение воспитательного характера

Безусловно, «Капитанская дочка» имеет признаки произведения воспитательного характера.

В начале повествования молодой дворянин Гринев предстает перед нами этаким недорослем, дворянским сыночком, обласканным родителями. В конце книги перед ними - настоящий мужчина, который пережил многое и сильно изменился за короткий период времени. Он научился преодолевать опасности и с достоинством выходить из сложных ситуаций. Большую часть произведения Петр Гринев находится в дороге, что очень характерно для произведения воспитательного характера.

Итак, «Капитанская дочка» - роман или повесть воспитательной направленности?

«Капитанская дочка» - произведение о любви

Нельзя не отметить, что любовная линия, безусловно, присутствует в сюжете книги. Главный герой влюбляется в Машу Миронову, у него есть соперник - Швабрин. Однако тема любви не является главной, взаимоотношения Петра Гринева и Марии, скорее, служат фоном, на котором автор показывает, как меняется личность главного героя.

Психологическая составляющая произведения

Огромное значение А. С. Пушкин придает внутреннему миру главного персонажа, его переживаниям, чувствам, эмоциям. Именно Петра Гринева помогают нам понять причины тех или иных его поступков, оценить изменения его личности.

Мемуарная форма изложения отлично способствует тому, чтобы помочь читателю оценить, насколько меняется мировоззрение главного героя к концу произведения.

Итак, здесь можно сделать вывод, что данная книга описывает определенные исторические события, показывает главного героя, при этом повествование очень психологично и рассказывает нам трогательную историю любви.

Однако мы не ответили на главный вопрос: "Капитанская дочка" - это роман или повесть?"

Надо сказать, что, как и в случае с выяснением характера этого повествования, так и при определении его жанра нельзя сделать однозначный вывод. С одной стороны, «Капитанская дочка» - это в большей степени сосредоточение на довольно непродолжительном периоде жизни главного героя, что характеризует произведение как повесть. Однако судьбы героев этой книги связаны с историческими событиями, что характерно для романа. Кроме того, известно, что Пушкин написал «Капитанскую дочку» под впечатлением событий настоящего времени и попытался увидеть проблемы, объединявшие недавнее прошлое и настоящее, что также позволяет определить произведение как роман.