Сочинение

Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода…

Город. Ощущение тревоги, которое испытывают все. Страх в душах людей. Где найти покой?

М. Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит кошмару и ужасу, царящему в Городе. Город — это страх. Дом — это кремовые шторы и накрахмаленная скатерть. Это сами Турбины. Только здесь, где стоят на столе розы, где женщина — полубог, отогреваются люди от стужи и холода Города и обретают покой и душевное равновесие.

Для Булгакова, и в жизни, и в книгах, семья — это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи — честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных.

«Белая гвардия» — роман о страшном буране гражданской войны, которая сотрясает дом Турбиных, где «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным, старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Книги, взрастившие молодых Турбиных. Уют, поэзия дома, тепло семьи… Изразцовая печка в столовой становится чуть ли не символом устойчивости, нерушимости этой семьи.

В начале романа Турбиных постигло горе — умерла мать: «За что такая обида? Несправедливость?» Эта смерть ужасна для детей, но она не связана с войной. Жизнь — смерть, тут никуда не денешься. Но обидно и несправедливо, когда смерть нелепая, насильственная. Дом Турбиных устоял, хотя и дал трещину: «Много лет до смерти в доме № 13 по Александровскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. … Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

Тальберг, муж Елены, человек, чуждый Турбиным (как чужд Ростовым Берг, да и сама Вера), бежит из Города. Тальберг ушел из дома и из семьи, но к дому прибились друзья детства — Мышлаевский, Шервинский, Карась. Они любят этот дом, они соответствуют духу этого дома, они защитники Города.

«Белая гвардия» Булгакова насыщена деталями быта, предметами, которые окружают героев. Это такие же «говорящие» предметы, как и «полка книг» в деревенском доме Лариных для Татьяны, «лорда Байрона портрет» в кабинете Онегина, нянин сундук, на котором девочки семьи Ростовых поверяли друг другу свои тайны. Эти вещи входят в духовный мир героев, но и вещи как бы вобрали в себя их таинственный и поэтический мир. Детали быта особенно важны, потому что любой дом, любая семья — это любимые каждым членом семьи безделушки, какие-то дорогие именно его сердцу.

Молодым Турбиным жизнь «перебило на самом рассвете». И все же они устояли, внутренне устояли, сберегли то, что впитали в себя в этом доме, доме, который стал Ноевым ковчегом во время потопа.

Умирающая мать Турбиных, Анна Владимировна, завещала: «Дружно… живите». И они жили дружно. Любили друг друга, любили свой дом и хранили его. Когда Елена все же решила ехать с мужем из города (это же муж!), она, «похудевшая и строгая», мгновенно стала укладывать чемодан, а в комнате стало «противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы!» Абажур становится в романе символом не только Дома, но и Души, человеческой порядочности, совести, чести. Булгаков пишет: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут».

То, что на протяжении десятилетий проклиналось, высмеивалось как мещанство, было презрительно названо «быт», у Булгакова — фундамент жизни, то, чего нельзя разрушать. Поэтому в доме Турбиных «скатерть, несмотря на пушки и чепуху, бела и крахмальна». Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных… В вазе голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Дом. Семья. «Красота и прочность жизни». За кремовыми шторами мир «грязен, кровав и бессмыслен». А здесь умеют жить: мечтать, читать, веселиться, острить. Этот Дом противопоставлен квартире инженера Лисовича, в которой тишину ночи нарушала мышь. Она «грызла и грызла, назойливо и деловито, в буфете старую корку сыра, проклиная скупость супруги инженера, Ванды Михайловны». Проклинаемая Ванда глубоко спала в своей прохладной и сырой квартире. Сам же Лисович в это время прятал деньги по тайникам.

В описании этого «дома» все со знаком «минус», все, начиная от квартиры и заканчивая ее хозяевами. В спальне «пахло мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Эту тишину «сонной скуки» нарушают сверху из квартиры Турбиных «смех и смутные голоса», звуки гитары. У Лисовичей же — двуличие и трусость, трусость и готовность к предательству… Но и готовность искать спасения у «этих», которые из квартиры этажом выше, а значит, убежденность, что «эти-то» не продадут.

Неслучайно, что именно к Турбинным, олицетворяющим семейный покой и уют, прибился Лариосик, этот немного смешной человек, почти мальчишка.

Там, за порогом Дома, Семьи «тревожно». Это слово постоянно использует автор: «в Городе тревожно». Тревожен взгляд Елены, тревога в благосклонности Тальберга. И эта тревога уходит, лишь когда человек приходит домой. Именно поэтому так часто появляются в доме Турбиных друзья детства — Мышлаевский и Шервинский.

Почему же так тянет героев в семью Турбиных? Да потому, что в основе семьи — любовь. Любовь друг к другу, из которой выросла любовь к каждому человеку. Благотворная семейная любовь, которая сделала дом Домом, семью Семьей. Эта самая важная мысль романа Булгакова «Белая гвардия».

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом - сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия»

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

«Образ Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

(учитель Васильева Т.А. МОУ СОШ № 3)

Цель :

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, сообщения учащихся.

Ход урока

На доске эпиграф:

« Никогда не срывайте абажур с лампы! Абажур священен..».

«Белая гвардия» М.Булгаков.

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Ю.М. Лотман

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

В романе Булгакова «Белая гвардия» бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Водоворот событий сокрушает человека, прерывает мирное течение жизни. Обратим внимание на один из эпиграфов романа, из «Капитанской дочки»: «…В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». Итак, заданный эпиграфом произведения мотив беды, угроз, испытаний развивается с первых же страниц романа. Пушкинский глас долетает сквозь буранный вой и мглу другого века до булгаковского слуха. У кого из поэтов XX века тоже встречается образ бурана, ветра?

Ответы учащихся: Образы ветра, метели, как предвестников жизненных бурь, встречаются в произведениях Блока: поэма «Двенадцать» - революция как стихия.

Учитель : Но героям Булгакова удается еще какое-то время защищаться и защищать свой дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую «непогоду», согревают с первых страниц булгаковского романа.

А что такое «дом» в нашем понимании?

Ответы учащихся : Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

Учитель: А сейчас узнаем , что явилось прототипом дома, описанным писателем в романе. Послушаем сообщение учащегося о семье Булгакова.

Выступление ученика: В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома N 13 по Алексеевскому спуску, где царили взаимопонимание, уют, атмосфера высокой интеллигентности. Из воспоминаний К.Г.Паустовского о Булгакове: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Было в этой семье что-то чеховское, от «Трех сестер», что-то театральное». Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви,- в очень живописном киевском переулке. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и до пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, споры, смех, пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни».

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа .

Учитель: Проведем параллель между произведениями литературы XX и XIX в. Вспомните, в какой семье романа Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим похожую атмосферу дома? В чем сходство?

Ответы : Семья Ростовых очень похожа на семью Турбинных. В семьях царит атмосфера доверия и любви, простота общения и взаимное уважение. Но есть и «чужой» в каждом доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова - Тальберг, муж Елены. Учащиеся обращают внимание на сходство фамилий.

Учитель : Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование каждому символу:

Часы – жизнь семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты, отвечая на вопросы учителя .

Вопросы первой группе : Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста. Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Ответы : Книги: «На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех сторон на Лариосика глядели книги.» (часть 3, глава 12).

Ответы учащихся: Капитанская дочка - название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это символичный член семьи. Елена читает рассказ «Господин из Сан-Франциско».(Примечание учителя: Вспомним эпиграф к рассказу «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» - перекличка с идеей романа «Белая гвардия») . Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы.

Окунемся в атмосферу дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Просмотр фрагмента фильма «Дни Турбиных» (1976 г.)

Учитель: Таким образом, послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни героев?

Ответы учащихся: Все вещи в доме – это не материальные ценности, а особые знаки привычности бытия, это символ устойчивости жизни. В доме книги, музыка. Снег и огоньки напоминают Мышлаевскому оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», словами романса ободряет Ширвинский Елену: «Жить, будем жить…»

Вопросы второй группе : Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

(Вопросы напечатаны)

Ответы учащихся: Любимый семейный сервиз, который остался от матери, разбит неуклюжим Лариосиком. «Сервиза безумно жаль», - скажет златовласая Елена.

Учитель: Обратимся теперь к эпиграфу нашего урока. О чем предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Ответы: учащиеся цитируют, делают выводы. Автор словно вмешивается в повествование, то сочувствует, то вопрошает: «Ну, как жить? Как же жить?». Предсказывает: «Упадут стены, потухнет огонь в бронзовой лампе.. Капитанскую дочку сожгут в печи…». Автор прерывает ткань повествования восклицанием: « Никогда не срывайте с лампы абажур!........У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга- ждите, пока к вам придут».

Вопросы третьей группе : Какие образы противоположны образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

Ответы: Квартира Лисовичей больше похожа на нору, в которой уютно чувствует себя разве только мышь.(Цитаты). Булгаков использует прием противопоставления и при описании драматических событий в сцене в гимназии. Гимназия – мертвый опустелый дом, который становится символом войны, гибели. Гимназия противопоставлена радостному и покойному турбинскому дому. Она является мертвым домом: «полнейший, угрюмейший покой». Там жгут книги, жгут парты. (Цитаты: часть 1, глава 6).

Учитель : Проверим правильность ваших выводов и послушаем сообщение.

Выступление учащегося. Сообщение «Квартира Лисовичей – символ мрака и холода».

«Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу - первый, во двор под верандой Турбиных - подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры - подвальный этаж - тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю - гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

4. Итоги урока.

Учитель: Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее в простом и радостном сне Петьки Щеглова, мальчика из флигеля. И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в «Войне и мире»: сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Ответы учащихся: Цитата: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». Это вопросы философские - призыв к разуму, призыв к примирению. Над смертью, ненавистью торжествует добро.

Учитель: Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности (звезда – это символ вечной жизни, книги, дом, семья, любовь- это вечные нравственные ценности); писатель размышляет о жизни будущих поколений, об ответственности людей друг перед другом. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия»- не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л.Н.Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».(высказывание на доске). Подтвердите доказываемый тезис примерами из произведений, которые мы упоминали сегодня в связи с романом М.Булгакова «Белая гвардия». Учащиеся записывают тему сочинения.

Анализ урока по литературе в 11 классе

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся логическое мышление, навыки связной речи; развивать навыки самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать образы, символы;
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы : беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Композицию урока : оцениваю, в целом, как логичную в подаче материала, чередование видов деятельности (работа в группах, индивидуальные сообщения, просмотр фрагмента фильма) было подчинено цели урока. Уроку присуща завершенность, итоги были подведены, в качестве домашнего задания учащимся было предложено творческое задание – написание сочинения – рассуждения.

Практическая направленность : на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу, заинтересовать ребят, т.к. в ходе урока обсуждались и проблемные, и нравственные вопросы. Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием переключения внимания (момент обсуждения во время работы в группах).

Общие выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей, результативен. Элементы урока выделены достаточно четко, определена дозировка времени, отведенная на каждый этап.


Урок – мастерская в 11 классе

«М.А.Булгаков. Образ Дома в романе «Белая гвардия».

Цели урока:

    показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость;

    закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения;

    формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения;

    развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно;

    воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.

Оборудование:

1) Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

    Карточки с заданиями для групп.

    На доске – высказывания Песталоцци (швейцарского педагога), Байрона, М.Ю.Лермонтова.

Человек, как и птица, не ищет нового гнезда если ему хорошо в старом.

Песталоцци.

Где любят нас – лишь там очаг любимый.

Байрон.

Поверь мне – счастье только там.

Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.Лермонтов.

Ход урока.

I. В. Ребята, как вы считаете, что нужно человеку (вам) для счастья? Запишите.

О. – любовь - любимая работа - понимание

- семья - друзья - Родина и т.д.

родной дом

В. Что из перечисленного вами можно включить в понятие «Дом»? У. Сколько же смыслов в этом маленьком слове – Дом! Это олицетворение Родины, семейного очага, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут. Тема Дома – традиционная для русской литературы. Особенно тревожно звучит она в литературе ХХ в.

В. Кто из русских писателей XIX века считал, что именно семья, дом – источник жизни, и своих любимых героев наградил этим счастьем? Назовите поэта начала ХХ века, в творчестве которого звучит тема дома?

О . Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.

У. Образу Дома, практически отсутствующему в советской прозе 20-х годов, отведено одно из основных мест в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия».

II. «Погружение в текст». Класс работает в парах, имея право выбрать одно из заданий. Ребята перечитывают текст, выписывают отдельные слова, словосочетания и предложения, обсуждают.

а) Опишите дом Турбиных, отмечая детали, подчеркивающие стабильность бытия в этом семействе. (гл.1,2)

б) Расскажите о жителях этого Дома. (гл.1,2,3)

в) Как выглядит дом Лисовичей? (гл.3,15). Можно ли его назвать домом с большой буквы? Почему?

г) Какова судьба Дома в вихре войны? (гл.1,2, 3, 19,20).

д) Прочитайте сон Алексея Турбина о мортире (гл.12). Что он символизирует?

III . Заслушивание ответов. Общее обсуждение.

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи - надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь - и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное.

У . Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

IV. Попробуйте нарисовать модель мира. Какое место в нем занимает Дом?

(Марс и Венера - Мир – Город - Дом)

Модель мироздания

Марс Венера

ВОЙНА РЕВОЛЮЦИЯ


ХАОС РАЗРУХА

В центре – Дом Турбиных, «тихая гавань», противостоящая всем ветрам и бурям.

В. Почему М.А. Булгаков так много внимания уделяет образу Дома? Что этим утверждает автор?
О. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – Дом, Родину, Семью. Автор утверждает, что человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Для полнокровной, здоровой жизни необходимо каждому любить свою Семью, свой Дом.

У. Автор «Белой гвардии» был далек от тех, кто в 20-е годы призывал «отречься от старого мира», «разрушить до основания». Наоборот, через весь роман проходит тема сбережения духовных, нравственных, культурных традиций, которая воплощена в образе Дома, автор поэтизирует все лучшее, что было в прошлом. В порушенной революцией жизни было счастливое детство Булгакова и его героев, прекрасные книги, музыка, культура, были добрые человеческие отношения и, главное, были высокие нравственные принципы, согласно которым даже «честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете».

V. Сделаем вывод в четырех строках:

1) тема; -уютный; ДОМ - греет;

2) описание темы в - большой; - помогает ;

словах- признаках (какой); - дружный; - защищает;

3) описание действия в - теплый и т.д. - укрывает и т.д .

4) одно слово или словосоче- тание, которое обобщает - ПРИЮТ;

сказанное. - КРЕПОСТЬ;

- НАЧАЛО НАЧАЛ;

- ОСНОВА ОСНОВ и т.д.

VI. Подведение итогов. Самоанализ . Цель - проанализировать свои чувства, мысли, ощущения

1) О чем заставил задуматься вас наш сегодняшний разговор?

2) Комфортно чувствовали ли вы себя на уроке?

3) Что нового открыли в себе?

У. Мастерская дала возможность заглянуть в себя, в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным. Дом охраняет человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки.. Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой Дом, без него человек не может быть счастлив. Знаете пословицы о Доме? (Дома и стены помогают. Мой дом – моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше. Своя хатка – родная матка. Семья в куче – не страшна и туча.)

Чем привлекает образ дома главных героев в произведении Булгакова "Белая гвардия?

Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою за власть, с перестрелками и убитыми на улицах, с бесчинствами красных и петлюровцев. Булгаков описывает Киев, ожидающий решения главного на тот момент вопроса о дальнейших судьбах России.

И среди всех этих бедствий, беспокойств, передряг существует незыблемый островок уюта, к которому тянутся все вокруг. Это дом семьи Турбиных. В их лице Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.

Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что их дом является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.

Первые главы романа посвящены описанию дома. Он стоял по «Алексеевскому спуску», весь окруженный зеленью. Центром и душой дома была большая изразцовая печь, которая воспитывала и оберегала всю семью. Она была особым свидетелем событий, происходивших во всей стране в целом и в этом доме в частности. Печка была испещрена «историческими» записями, сделанными в 1918-м году. Это были не только политические замечания, типа «Бей Петлюру!», но и личные переписки: «1918 года, мая 12 дня я влюбился», «Вы толстый и некрасивый».

Полноправным жильцом в доме были старинные часы с башенным боем: «К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь».

Вся мебель в доме обита теплым красным бархатом. Потертые ковры символизируют уютную атмосферу, устоявшуюся уже давно. Обстановка дома свидетельствовала о том, что его обитатели любили книги: «… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям…»

Но мать оставила детям еще и завет жить дружно. И они со всей готовностью исполняли его, крепко держась друг за друга. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что обстановка Турбиных – это не только мебель, книги, тепло от изразцовой печки, но, в первую очередь, это люди. Это и старший брат Алексей, человек слабой воли, но широкой души, белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг. В конце романа он испытывает нравственную трагедию. Весь его мир, его мировоззрение рухнули. Но, несмотря ни на что, он остается верен себе и своей Родине. Так же, как близкий друг семьи Мышлаевский.

Хранительницей домашнего очага и семейного уюта являлась Елена Турбина. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Елена заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Недаром дом Турбиных не принимает его, все члены семьи несколько сторонятся Тальберга, чувствуя в нем чужака. И не зря. В итоге Тальберг предает дом Турбиных, Киев, свою родину.

Если Елену Турбину можно назвать хранительницей дома, то Николка – его душа. Во многом именно он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не позволяет в такие сложные времена распасться дому. Очень символично, что в конце произведения Николка погибает. Это обозначает крушение дома Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей.

Для того, чтобы ярче подчеркнуть благородство, принципиальность и твердость взглядов Турбиных, нам показывается их сосед-антипод Василиса. Он приспособленец, ему важнее всего на свете спасти свою шкуру любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, «буржуй и несимпатичный», не остановится перед прямым предательством, а, может быть, и убийством. Василиса – это прозвище владельца дома Василия Ивановича Лисовича, в котором жили Турбины. Дом Лисовичей – полная противоположность главным героям «Белой гвардии». Их быт – убог, в доме пахнет затхлостью, «мышами и плесенью». За такой обстановкой дома скрывается скудность жизни его обитателей.

Подчеркивая красоту дома Турбиных и красоту человеческих отношений в этой семье, Булгаков изображает Город. Его любимый Киев, «прекрасный в морозе и тумане», изображает «цветущие сады над Днепром», «памятник Владимира». Можно сказать, что Киев для Булгакова – целая поэтическая тема, связывающая его с юностью. Это «город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских».

Таким образом, мне кажется, что дом Турбиных символизирует для Булгакова старую Россию, Россию до революции, близкую писателю. Дом Турбиных напоминает теплое живое существо, наполненное любовью, смехом, радостью и счастьем. В конце произведения этот дом гибнет, уходит в прошлое. Семейные связи разрушаются, Киев меняется, как меняется и вся Россия. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.

Тема Дома - одна из главных в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно. Потеря Дома – трагедия.

Тема Дома и бездомья является общей для его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - первый роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете. В доме его детства царили тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка» создают ощущение уюта и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.Лотмана, «история проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…» В свершившейся революции видит писатель величайшую катастрофу. Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.

Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер. Путь Мастера в романе длится из комнаты в подвале – к вечному дому. Писатель противопоставляет Дому антидом: коммунальную квартиру, дом Грибоедова, сумасшедший дом. Стержневая идея романа «Мастер и Маргарита» – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. А самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. У Мастера есть такой последователь. В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Покидая этот мир, мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию (вспомним клятву в «Доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Фамилия молодого поэта - Бездомный – символична, она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир. Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме».

Ю.М.Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».


Неразрывная связь судьбы дома и человека в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Одной из главных тем русской литературы является тема Дома и бездомья. Для А.С.Пушкина любовь к «родному пепелищу», домашнему очагу – основа самостояния человека. Счастливый, идеальный мир Дома открывает нам И.С. Шмелёв в повести «Лето Господне»: «Счастлив тот дом, где пребывает мир. Где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня». Горе тому, кто потерял свой Дом. В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» утрата дома для его владельцев - это прощание с прошлым и ничего взамен. Герои на распутье, впереди – бездомье. Образ Дома - сквозной, символический в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Неразрывна

связь судьбы дома и человека. Широкому миру лжи и несправедливости противопоставлен дом и двор Матрёны в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Гибель её дома приобретает символический смысл: это потеря особого мира, центром которого она была, влекущая за собой гибель хозяйки. Не общий, а свой, родной дом есть и у Дарьи Пинегиной, героини повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой». И с ним ей приходиться расставаться навсегда.

Дом – это основа родовой укоренённости человека через память о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья, вещи – не только вещи. Это одушевлённая предками часть их жизни. «Оказина -сундук», «не приспособленный для дорог, изготовленный в старину на веки вечные стоять без движения на одном месте», - образ-символ оседлой жизни. Писатель обращает наше внимание на то, что является неотъемлемой частью дома: «Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним подлаживались, их уважали, без них, как правило, не раскрывали белого дня, с их наказа и почина делались все остальные дела». Покидая свой дом навсегда, Настасья берёт с собою самовар, несёт его на руках. Не будучи хозяином в собственном доме, другой герой повести, Петруха, запалив его, сам осознаёт безнравственность, подлость своего поступка. И из огня он вытаскивает не самовар – символ семейной жизни, а гармошку. Этот поджог - лишь последняя точка в разрушении Петрухой собственного дома.

Дом – это незыблемые нравственные позиции и заповеди. «Совесть раньше на виду была», - говорит Дарья Васильевна Пинегина. В заботах о доме, о семье прожила свою жизнь эта героиня. И прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая его в последний путь. Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свой уже обречённый назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, - точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывание покойника и погребение его. И символичен финал повести: погибает дом, погибает остров Матёра, всё окутывает туман, из-за которого невозможно найти путь к спасению. И «…как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина».

Дом, наконец, - это открытость миру, причастность к общей жизни. В «Прощании с Матёрой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Утрата Дома, по мысли писателя, трагедия национальная. Этому посвящена и его следующая повесть «Пожар», герой которой осознаёт, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьёй, работа, люди и земля, на которой стоит этот дом. И все четыре – одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон». Прочитав повести В.П.Распутина, их уже никогда не забудешь


Романова Е.Н.

Патриот и патриотизм.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

М.Ю. Лермонтов.

В последнее время в связи с событиями на Украине проблема патриотизма стала наиболее актуальной. Все средства массовой информации (да и окружающие) нам твердят: нужно быть патриотами, нужно любит свою страну. Но тут же возникают вопросы: а кто такой патриот? Какая она – любовь патриота? Давайте порассуждаем об этом.

В Малом академическом словаре читаем: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» и «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». Еще со школьной скамьи мы знаем эти слова. Но, на мой взгляд, они нуждаются в небольшом дополнении. Патриотизм – это не просто любовь к своей Родине и преданность ей. Это любовь бескорыстная, а также готовность отстаивать интересыстраны при любых обстоятельствах, готовность отдать жизнь за нее. Соответственно, патриот – это бескорыстно любящий Родину человек, готовый защищать свое Отечество в любых условиях; это человек, способный пожертвовать своей жизнью ради блага страны. Но нужно также обратить внимание на то, что в многонациональном государстве все нации равны. И это тоже должно учитываться при определении понятий «патриот» и «патриотизм». К сожалению, как мне кажется, сейчас многие люди это забывают, они способны просто на любовь к своей стране. Большинство людей, если что-то случится, не готово пожертвовать всем, что у них есть, ради благополучия своей Родины.

Но просто любить свою страну мало, это нужно делать с умом. Иначе в итоге мы получим такую же ситуацию, которая сейчас наблюдается в Украине. В строке из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова - «Люблю отчизну я, но странною любовью!» - мы видим, что любовь к своей стране у поэта «странная». Связано это с тем, что любовь эта двоякая: с одной стороны, поэт горячо любит свое Отечество, но в то же время презирает свой дом как «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Бородино» старый воин рассказывает молодым солдатам о грозных событиях Отечественной войны 1812 года. Людей того времени он называет богатырями, потому что в грозный час они не предали Родину, не нарушили клятву верности, пожертвовали собою ради спасения Отчизны. Жертвенный героизм воинов в этом произведении обусловлен, разумеется, беззаветной любовью к Родине.И даже в изгнании люди продолжают любить свою Родину. Пример тому – Сергей Довлатов. В произведении «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») пишет: «Родина - это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки... Нелепые, ужасающие стихи... <…> Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка... Косо перечеркнутые строки... Рукописи, милиция, ОВИР... Все, что с нами было, - родина. И все, что было, - останется навсегда...». Писатель уверен, что осуждение Родины – дело неблагородное, ведь ее, как и родителей, не выбирают.

Таким образом, патриотизм – одно из лучших качеств человека. Оно говорит о том, что человек способен здраво мыслить в таких ситуациях, когда стране требуется помощь и поддержка своего народа, своих граждан. Возможно, я повторюсь, но все же скажу: чувство патриотизма нужно воспитывать не только в себе, но и в окружающих людях, оно не появляется из ниоткуда. И, конечно, же, как и многое другое, патриотизм хорош в меру. Несмотря на то, что любовь к Родине может быть «странной», она все равно непобедима. Об этом нужно помнить всегда.


Романова Е.А.