«Алексей Антипович Потехин -известный и забытый» Е.А.Потехина

14 июля 2009 года исполняется 180 лет со дня рожденья нашего земляка – кинешемца, писателя-беллетриста, драматурга, почетного академика изящной словесности, начальника репертуарной части Императорских театров Потехина Алексея Антиповича. Так и хочется сказать «известного». Но нет… Автор 12 пьес, бытописатель, краевед, современник и последователь Островского незаслуженно забыт современниками. А зря. Его пьесы о произволе чиновников, падении нравов, развале деревни, о власти денег актуальны до сих пор. Изучая творческую биографию А.А.Потехина, поражаешься многогранности его таланта, творческой плодовитости и глубокими знаниями народной жизни.
Ученик К.Ушинского, А.Потехин родился и вырос на Волге, неоднократно участвовал в литературно-этнографических экспедициях и исследовал Поволжье вместе с другими писателями. Любовью к Волге и Кинешме пронизаны его очерки – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке», а также его «Неоконченная повесть». А.А.Потехин дружил с Н.А.Некрасовым. Большой интерес к творчеству писателя проявлял Л.Н.Толстой.
Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма 14 июля 1829 года. В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин имел 11 детей. А.А.Потехин учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где и окончил курс в 1849 году. Многое во взгляде А.Потехина на русского человека, его природу сложилось под влиянием Константина Дмитриевича Ушинского, профессора Ярославского Демидовского лицея. Идеи Ушинского, как добрые семена, падали на подготовленную почву детской и юношеской любви к родному волжскому краю. Общение молодого профессора со своими учениками не ограничивалось лекциями. Педагог вовлекает студентов в научную деятельность. За 1847-1848 учебный год Совет лицея присуждает две золотые медали за студенческие работы, выполненные под руководством Ушинского. Одним из медалистов становится А.Потехин. А.Потехин прочно усвоил главный урок своего учителя – изучать, исследовать родной край, описывать его, поскольку в русской литературе мало «путешествий», а читающая публика не знает не только окраин своей огромной Родины, но и русской равнины. Поэтому еще со студенческой скамьи Алексей Антипович начал знакомство с родным краем, избороздив пешком всю Костромскую губернию.
Влияние Ушинского на Потехина сказалось уже в первых очерках 1852 года, где начинающий автор описывает Волгу и ее окрестности от Ярославля до Кинешмы. Позднее, в 1856 году, во время литературной экспедиции он выполнил существенную часть замысла своего учителя: исследовал лесную и торговую (очерки «С Ветлуги», «Река Керженец»), пустынную и рыбную (очерк «Лов красной рыбы в Саратовской губернии») стороны великой реки. Волга со своей тихой величавостью, живописными картинами природы, ее городами заложила в душу будущего художника чувство глубокого преклонения, восхищения, крепкой связи с Родиной. Написанные более ста лет назад, произведения А.Потехина и сегодня вызывают чувство восторга перед неизъяснимой красотой могучей Волги, перед силой и мужеством русских людей.
Некоторое время А.А.Потехин служил на военной службе. Был офицером, вышел в отставку. В 1852 году А.Потехин становится сотрудником журнала «Москвитянин», членом «молодой редакции».
Его первые беллетристические опыты - это «Тит Софронов Козонок» и «Бурмистр», повести из народного быта, замысел которых возник во время написания очерков о Волге.
В письме к родителям Потехин просит прислать не только сведения о Кинешме и уезде, но и «сюжеты тех анекдотов, где выражается так хорошо веселая, добрая, готовая на самопожертвование душа русского крестьянина… теперь у меня явилось желание облечь эти анекдоты в хорошенькую форму рассказа». Это письмо свидетельствует также о поисках молодым писателем своего пути в литературе, своей темы. Изображение быта, нравов, а главное, «доброй, готовой на самопожертвование души русского крестьянина» принесло А.Потехину известность.
Конечно же, А.А.Потехин причислял себя к «школе Островского», считая себя его учеником. Когда его пьеса из крестьянского быта, которую он написал по подсказке Островского «Суд людской – не Божий» была опубликована осенью 1853 года в журнале «Москвитянин» и с большим успехом поставлена в Петербурге, начинающий тогда драматург писал Александру Николаевичу: «Общество Ваше лучшая для меня школа: я чувствую, как взгляд мой на великое дело искусства развивается…» В этом же письме А.А.Потехин называет великого русского драматурга «образцом и страшным судьею».
Сближало их и то, что Алексей Антипович родился в Кинешме, где часто по долгу службы и проездом в свое имение Щелыково бывал А.Н.Островский.
Характерной особенностью произведений А.А.Потехина был язык: это не условная книжная речь, а чисто-русский красивый и образный язык, простой и вместе с тем высоко художественный, не придуманный, а подсказанный самою жизнью. И выработался он за долгие годы живого общения с простыми людьми – с источниками народного словесного творчества. От того-то А.А.Потехин и стал мастером русского слова, что жил этим словом, дышал им и любил его, как сам русский воздух и несравненную русскую природу среднего Поволжья.
В начале 80-х годов Алексей Антипович Потехин становится заведующим репертуарной частью Александринского Петербургского театра, позднее – управляющим драматическими труппами императорских театров, входит в состав Театрально- литературного комитета. Принимает активное участие в театральных реформах.
Последнюю треть своей жизни писатель посвящает художественному исследованию быта русского народа, крестьянства, русской деревни. Как и в первый период своего творчества, он пристально изучает жизнь русской провинции – Кинешмы, Вичуги… Почти все персонажи его повестей, очерков и романов, их сложные трагические судьбы взяты из жизни. В это время проявляется интерес писателя к маленькому человеку (очерки «Крестьянские дети»). Потехин показывает, как земледельческий труд придает детям силу, уверенность в себе, помогает преодолевать трудности и лишения сиротства, закаляет и облагораживает душу и сердце.
Пьесы драматурга ставились в Малом, Александринском, в провинциальных театрах и пользовались большим успехом у публики. В них участвовали крупнейшие актеры П.А.Степанова, Л.П.Никулина-Косицкая, И.М.Садовский, Г.Н.Федотова, М.Г.Савина и др. Всего А.А.Потехин написал 12 пьес.
Мы видим, что по иронии судьбы ученик и почитатель таланта Островского становится как бы его начальником, ведь именно А.Потехин утверждает теперь репертуар Императорских театров, решает кадровые вопросы, а так же устанавливает содержание актеров. Из писем А.Н.Островского А.А.Потехину видно, как Островский настойчиво рекомендует (диктует) свой кадровый состав актеров и размер их жалованья.
Театр отнимал у А.Потехина очень много сил и времени, причем зачастую возникали ситуации, требующие выбора – совесть, справедливость, разум или чувство долга и верность традициям.
Вот выдержка из Записки Островского (1884г.): «Потехин позволяет себе учить на репетициях – кого же? – Стрепетову! да еще покрикивает на нее».
Ученик выходит из повиновения учителя, что начинает раздражать Островского. Вероятно, между ними происходит разрыв. Об этом свидетельствует довольно жесткое письмо А,Н.Островского А.А.Потехину (апрель 1885г.), где Островский обвиняет адресата в профессиональной непригодности:
«…В управление сценическим искусством в двух (главных) столичных императорских театрах, которые должны служить образцами для всех театров России, ты вступил совершенно неподготовленный, не зная этого искусства ни теоретически, ни практически, потому что нельзя же считать за практику постановку нескольких своих пьес…»
Но вот совершенно противоположное мнение не менее авторитетного писателя Л.Н.Толстого (в одном из писем А.А.Потехину):
«Полагаю, что в драматическом и театральном деле после Островского нет знатока лучше Вас; то же, что в деле народного быта нет знатока равного Вам, это я уж сам знаю; и потому за все, что вы делаете, распределяя роли, ставя, изменяя, сокращая пьесу, я буду Вам всей душой благодарен».
Речь в этом письме идет о постановке в Александринском театре пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы» и участии в спектакле известной актрисы М.Г.Савиной, которая готовилась к бенефису и выбрала для этого одну из ролей в новой пьесе Толстого. Более того, не щедрый на похвалы Лев Николаевич пишет в том же письме, что
«…я всегда чувствовал близость с Вами по Вашим произведениям, которые любил и люблю, и по коротким и случайным встречам у меня составилось о Вас представление как о вполне близком и родственном человеке».
В начале 80-х годов формирование трупы Александринского театра, составление репертуара, наблюдение за подготовкой спектаклей, систематический надзор за их уровнем входило в круг обязанностей А..А.Потехина, назначенного 5 апреля 1882 года заведующим репертуарной частью и сделавшегося фактически его художественным руководителем.
За время пребывания на своем посту Потехин в какой-то мере обновил и укрепит труппу, пригласив ряд талантливых актеров из провинции. Он выступал против строгого соблюдения сценических амплуа, настаивая на том, чтобы крупные актеры играли небольшие роли и эпизоды. При нем попало на сцену «Дело» («Отжитое время») А.В.Сухово-Кобылина, находившееся под запретом цензуры 20 лет, а «Ревизор» и «Горе от ума» были впервые поставлены в костюмах, отвечающей эпохе, в которую происходит действие пьес. Спектакли стали более правдивыми в деталях. Постановочная часть стала работать при нем более слаженно, но приглашение провинциальных актеров вызвало в труппе напряжение и конфликты.
Последние годы (летние месяцы) А.А.Потехин провел в с. Орехово, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.
В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него была объектом критического исследования.
В 1900 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности.
В этом же 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева… Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества. Сочинения А.А.Потехина вышли в 1873 – 1874 г.г. в 6 томах, а в 1904-м – в 12-ти томах.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры. Умер писатель 29(16) октября 1908 года.
То, что некоторые произведения А.А.Потехина пробыли под запретом 12-15 лет, говорит вовсе не об угодничестве царскому режиму. Более того, брат драматурга Николай Антипович Потехин за связь с Герценом и Огаревым сидел в крепости. Жизнь А.А.Потехина не была легкой.
К сожалению, архив самого Потехина был безвозвратно утерян. Большевики не нашли в его творчестве «революционности», а потому усадьба писателя попала в разряд обычных помещичьих владений, в годы революции разграбленных и разоренных. Но, не смотря на это, в усадьбу была направлена губернская комиссия. В Иваново-Вознесенском «Ежегоднике» в 1921 году были опубликованы материалы по результатам работы этой комиссии. Видимо, сознавая всю ответственность перед русской культурой, авторы статьи постарались быть объективными, отметили, что «произведениями Потехина зачитывалось целое поколение 60-70 годов прошлого столетия». Осмотрев осиротевшую усадьбу Потехиных, гости нашли в пристройке лишь семейство латыша переселенца. В самом доме царило запустение: паутина, иней, пыль… «Стоят зеркала, мебель из красного дерева, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть книг взята учителями местной школы, часть ценного исторического материала, как говорят, утеряна и растрачена, между тем материалы могли бы осветить целую эпоху жизни и быта нашего края», отметили члены комиссии.
Позднее дом А.А.Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, где оборудовали из него дом культуры.
Как жаль, что мы не ценим свое «культурное наследие». Жаль, что имя А.А.Потехина незаслуженно забыто современниками, как, впрочем, и многих других талантливейших писателей. Потехина миновал ореол «мученика-эмигранта», поскольку он умер до революции. Однако сколь высоко оценивали его творчество современники!
Изучая и анализируя выписки из репертуарных сводок, мы видим, что пьесы А.Н.Потехина пользовались большой популярностью у зрителей, их постановки неоднократно возобновлялись.
В 2007г. сотрудниками МУ КГЦБС была разработана программа: «Потехин А.А. – летописец Верхней Волги». 29 октября в ЦБ им. В.А.Пазухина планируется провести «Потехинские чтения», посвященные 100-летию со дня смерти писателя. В 2009 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения писателя и надеемся, что сумеем собрать к этому времени достаточный материал по жизни и творчеству нашего замечательного земляка.

Библиографический список

1. Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист. – краевед. очерки о Кинеш. р-не – Иваново: Иван. газета, 1993.
2. Историко – культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-ей (27 сентября 2005г.) и 4-й (18-19 апреля 2006г.) регионал. краевед. конференций./ Сост. И.А.Лебедев, Е.В.Лебедева. – Кинешма, 2006.
3. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.
4. Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в 19 – начале 20 в.в.: (На материалах Верхнего Поволжья). – Иваново: ИГТА, 2006.
5. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.
6. Писатели земли Ивановской: Биобиблиогр. справочник./ Ив. обл. науч. б-ка; Ив. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина. – Иваново: Верх. Волж. кн. изд. , 1988.

Потехин Алексей Антипович родился 1(13).VII.1829 г. в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда - драматург, писатель.

Окончил Костромскую гимназию и Ярославский Демидовский лицей. Богатый жизненный опыт (Алексей Антипович был военным, служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе, управлял крупными имениями в качестве доверенного лица) нашел впоследствии отражение в произведениях Потехина.

С 1850 по 1890 Алексей Антипович целиком отдается литературной деятельности. Он сближается с А. Н. Островским и «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». Увлекается театром и вместе с Островским борется за проведение театральных реформ. Много писал и пользовался успехом как драматург у современников: его ценили актеры, писатели, критики, широкая публика.

С 80-х гг. Алексей Антипович занимается преимущественно театральной деятельностью: заведует репертуарной частью Александрийского театра, назначается управляющим драматическими труппами императорских театров, принимает участие в учреждении Общества вспомоществования актерам (впоследствии преобразовано в Русское театральное общество) и в созыве первого съезда русских сценических деятелей.

В 1900 был избран почетным академиком по отделению изящной словесности.

В 1850-х гг. публикует статью о русском театре, этнографические очерки о Волге и Кинешме, рассказы и повести из крестьянского быта

«Тит Софроныч Казанов»,

«Бурмистр»,

«Барыня»,

«Река Керженец».

В 1852 его очерки провинциальной жизни «Забавы и удовольствия в городке» были напечатаны в «Современнике». Алексей Антипович выступал как прозаик и драматург. Его перу принадлежат романы:

«Крестьянка» (1853),

«Крушинский» (1856),

«Бедные дворяне» (1861),

«Около денег» (1876),

«Молодые побеги» (1879).

В романах писатель стремился показать народную жизнь в разные периоды развития - от крепостничества («Крестьянка») до появления буржуазных отношений и возникновения революционного брожения в среде пролетариев («Около денег», «Молодые побеги»).

Мировоззрение Потехина складывалось в период подготовки реформ, под влиянием славянофильских идей «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и кружка Островского. В своих произведениях он всегда оставался на позициях умеренного либерализма и дальше поверхностного обличительства общественного зла не поднимался. Писатель был типичным пятидесятником; реформы 60-х гг. он воспринимал положительно, верил, что у народа появились свобода и определенные права. У Потехина не было той остроты в постановке идейных проблем, которая была характерна для революционных демократов и беллетристов-шестидесятников (Решетникова , Помяловского, Слепцова). Он не только смягчал краски в изображении народной жизни и идеализировал патриархальные отношения, но фактически не понимал эксплуататорской сущности общественных отношений своего времени. И хотя в романе «Молодые побеги» устами учительницы Алены Николаевны Потехин утверждал, что вся «сила в пролетариате, в труде», воплотить эту мысль в живые конкретные формы он так и не смог. Идея и проблемы романов Алексея Антиповича раскрываются в моралистическом плане, интриги и сюжеты ограничиваются узкими рамками семейных, любовных или родственных отношений, даже главные герои лишены цельности, яркой характерности. Его романы растянуты, маловыразительны, многословны, в них преобладает диалогическая форма раскрытия характера.

Хотя Потехин-романист был весьма плодовит, его романы не выделялись из общего потока либерально-обличительной литературы.

Одаренность писателя выразилась в драматургии. Его драмы пользовались известностью и принесли автору популярность. Как драматург Алексей Антипович находился под влиянием Гоголя и Островского (перекличка в сюжетах, характерах, сценических ситуациях), но уступал им в остроте постановки идейных проблем, широте взгляда и выразительности характеров. Все его пьесы можно разделить на два цикла: народные драмы

«Суд людской - не божий»,

«Чужое добро в прок не идет»,

«Шуба овечья - душа человечья», написанные преимущественно в дореформенный период.

И обличительные, тенденциозные комедии 60-70-х гг.

«Мишура»,

«Вакантное место»,

«Новейший оракул»,

«Отрезанный ломоть»,

«Виноватые»,

«В мутной воде»,

«Выгодное предприятие».

В народных драмах более всего сказалось влияние славянофильства. Все три драмы назидательны, построены на упрощенном конфликте (нарушение родительской воли; присвоение чужих денег и разложение семьи из-за корысти, зависти; унижение человеческого достоинства из-за неравенства и материальной зависимости). Герои схематично делятся на положительных и отрицательных, все столкновения заканчиваются благополучно: зло наказано, добродетель торжествует. Социальные, экономические, общественные проблемы и противоречия вне поля зрения автора, все сводится к чисто моральным вопросам. Изображая крестьян, Потехин идеализирует их смирение и суеверие, приверженность к религии и т. д. Это особенно характерно для героев драмы «Суд людской - не божий», где религиозные предрассудки, покорность судьбе, всепрощающая кротость представлены как типичные черты национального характера (Матрена, Иван).

В пьесе «Чужое добро в прок не идет» ярко показано разложение патриархальных устоев в крестьянской семье под влиянием денег и новых буржуазных отношений, но все снова кончается проповедью смирения и кротости (кротость Алексея, раскаяние Михаила), честности и покорности родительской воле. Герои понимают свои заблуждения, осуждают свой «грех» и решают жить по совести и искупить свою вину.

Высокую оценку в либеральной критике получила пьеса «Шуба овечья - душа человечья». Хотя сюжет пьесы строится на случайном недоразумении, Алексей Антипович ярко обнажает произвол помещицы и бесправное положение простых людей, от нее зависимых. Но и здесь социальный протест подменяется морализацией: зависимость гувернантки от помещицы - результат недоразумения, помещики могут и должны гуманно относиться к людям, и среди дворян есть прекрасные, добрые и справедливые Радугины, которые не считают позором жениться на простых девушках, и тому подобное.

1. Биография А.А.Потехина.
Творческий путь.

Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановская область) 14(1) июля 1829 года в старинной дворянской семье, весьма многочисленной и богато наделенной талантами.
В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин 1782 года рождения, являлся ковалером орденов Св. Станислава 3 степени (1837г.) и Св. Владимира 4 степени (1838г.), жил в Кинешме, владел имением в д. Долгово Кинешемского уезда. Служил Кинешемским уездным казначеем и коллежским асессором. Имел 11 детей (Изучением генеалогии рода Потехиных занимался Костромской краевед А.А.Григоров.):

Петр (старший сын, д.р. не известна) – был лекарем;
Алексей, 1829 г.р. ;
Владимир, 1831 г.р. и Константин, 1832 г.р. – обучались в Императорском Московском Университете;
Николай, 1834 г.р.- писатель-драматург, актер, режиссер, антрепренер, театральный критик;
Леонид, 1837 г.р. и Павел, 1839 г.р., как и Николай, обучались в Костромской губернской гимназии (Павел стал адвокатом);
Анатолий, 1847 г.р. (стал врачом);
Людмила, 1825 г.р.;
Надежда, 1833 г.р.;
Софья, 1841 г.р.

У Антипы Макаровича Потехина было два брата – Прокопий (коллежский асессор и ковалер, Кинешемский уездный стряпчий) и Борис (титулярный советник).
Дедом А.А.Потехина был Макар Федорович Потехин, подканцелярист воеводской канцелярии.
Николай Антипович Потехин – брат писателя также обладал незаурядным литературным талантом. Он создал эффектные комедии – «Злоба дня», «Мертвая петля», «Нищие духом», которые пользовались неизменным успехом на провинциальных сценах.
Другой его брат – Павел Антипович Потехин стал адвокатом и известным столичным общественным деятелем. В своих выступлениях он талантливо сочетал красноречие чисто русского типа с большой находчивостью и глубоким знанием законов и судебной практики. Долгое время он был членом Совета присяжных поверенных, гласным столичной городской Думы и председателем городской комиссии по народному образованию (после М.М.Стасюлевича), где работал энергично и плодотворно.
Родители Алексей Антиповича жертвовали всем, ради хорошего образования своих детей.
Детей в многодетной семье Потехиных обучали игре на пианино, скрипке, учили хорошим манерам. Но при этом не запрещали дружить со сверстниками из бедняцких семей.
В летнюю пору Алеша пропадал на Волге. Купался, загорал, ловил рыбу… Порой еще утро едва начиналось, а мальчик уже спешил к Волге послушать песню бурлаков.

Первоначальное образование А.А.Потехин получил в Костромской губернской гимназии, откуда поступил в Ярославский Демидовский Лицей, где и окончил курс в 1849 году с золотой медалью. Некоторое время служил на военной службе.
Был офицером, выйдя в отставку, служил чиновником в Костроме, затем в Москве.
Женился на дочери героя войны 1812 года Марии Петровне Кондратьевой, сестре Геннадия Петровича Кондратьева, певца и главного режиссера Петербургской оперы.
А.А.Потехин вырос на Волге, хорошо знал крестьянский и провинциальный быт. В 1856 году А.А.Потехин участвовал в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе Великого Князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье (а также и другие приречные и приозерные местности) и быт его берегового населения вместе с другими писателями – Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским. В эту экспедицию Потехин был приглашен по личному указанию Великого Князя, имевшего случай слышать его мастерское чтение своих произведений. При распределении местностей, описание которых было задачей экспедиции, Потехин взял на себя изучение средней Волги от устья Оки до Саратова. Литературные материалы этой экспедиции печатались в «Морском Сборнике», а частью и в других журналах. Так, статья Потехина «Река Керженец», излагавшая в прекрасной литературной форме данные о лесном торге на одном из притоков Волги, была помещена в «Современнике», а другая статья – «С Ветлуги» вышла в журнале «Век».
Бывая в Москве, Потехин сблизился с молодой редакцией журнала «Москвитянин», с А.Н.Островским. Великий русский драматург сыграл большую роль в писательской судьбе А.А.Потехина. Благодаря Островскому Потехин полюбил театр, стал его постоянным посетителем. Вот почему статья о театре («Несколько слов о бенефисе г. Шумского»), напечатанная в 1851 году в «Московских ведомостях», стала первым произведением А.А.Потехина. Затем, в течение года, почти в каждом номере появлялись статьи, в которых он разбирал пьесы тогдашнего сезона и игру московских артистов: Ленского, Самарина, Леонидова, Щепкина, а также вел отдел «Городская хроника», где публиковал очерковые зарисовки о московской жизни.
В 1852 году здесь же печатаются его первые этнографические очерки на родную и близкую тему – о Волге, Кинешме (где он провел свое детство) – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке». Последний был помещен в лучшем и передовом журнале того времени – некрасовском «Современнике». Так началось большое и плодотворное знакомство Потехина с Н.А.Некрасовым, которое продолжалось до самой смерти поэта и имело большое влияние на писателя, сблизило его с передовой и демократически настроенной интеллигенцией. Большой интерес к творчеству А.А.Потехина проявлял Л.Н.Толстой.
Историк литературы Федор Батюшков, обозревая творчество Потехина, писал:
«…в наше время тревожного решения проблемы морали, исканий тех или иных форм и концепций, после испытанных разочарований и смутно мелькающих надежд, чтение такого автора действует как-то успокоительно».

В своих «мужицких драмах»: «Суд людской – не Божий» (1854), «Шуба овечья – душа человечья» (1854), «Чужое добро впрок нейдет» (1855), а также романе «Крестьянка» (1853) – Потехин решал нравственные проблемы, противопоставлял городской цивилизации крестьянский мир.
Поэтизировал патриархальный уклад, для этого обильно вводил фольклорные и этнографические мотивы.
Большая часть комедий и сцен печаталась на страницах некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» («Новейший оракул» 1859. № 10; «Закулисные тайны» . 1861. № 3; «Вечеринка у бедной родственницы». 1863. № 9; «Отрезанный ломоть» 1865. № 10; «Рыцари нашего времени». О.З. 1869. № 2; на сцене Александринского театра шла под названием «В мутной воде»; «Вакантное место». О.З. 1869. № 11. Почти все комедии долгие годы не дозволялись к постановке на сцене).
В пьесах «Мишура» (1858), «Отрезанный ломоть» (1865) и др. под влиянием общественного подъема 60-х годов, А.А.Потехин обличал крепостников, чиновников, решал проблемы «отцов и детей», ратовал за свободу женщин.
В одной из самых удачных комедий «Вакантное место» (1859) А.А.Потехин высмеивал сановный либерализм, использование новых идей для защиты старых порядков.
В половине 70-х годов А.А.Потехин публикует свои произведения в «Вестнике Европы». И здесь его повести и рассказы имеют по-прежнему главной темой народный и провинциальный быт, но уже с более реальной окраской. В «Вестнике Европы» Потехин дебютировал повестью – «Хай - девка» (1875 г.), затем издал повести - «Хворая» (1876 г.), «На миру» (1878-79), «Деревенские мироеды» (1880 г.) и роман – «Около денег» - 1876 г.
Помимо этих произведений Потехиным в других журналах был напечатан ряд повестей и романов. Среди них – «Бедные дворяне», лучший его роман, изображающий старинную помещичью семью с ее приживальщиками и шутами. А также – «Крушинский», и повести: «Бурмистр», «Крестьянские дети» и др.
Заявляя себя в литературе одним из первых и выдающихся беллетристов – бытописателей, А.А.Потехин с самого начала своей литературной деятельности обнаружил особое тяготение и любовь к драматическому творчеству и сцене, которой он и отдался всецело, начиная с 1880 года.
Плодовитость Потехина в области драматургии удивительна. Им написан длинный ряд пьес. Но постановка их на сцену почти всегда сопровождалась крупными недоразумениями с цензурой. Трудно найти другого русского драматурга, который бы так много претерпел в этом отношении. Цензурные незадачи Потехина были введены его современниками в поговорку. Пьесы его находились под запретом годами, а иногда и десятилетиями. Перечитывая их теперь трудно понять, чем они вызвали такие гонения. Иные его пьесы подвергались урезкам и изменениям. Причиной такого положения дел во многом являлась присущая творчеству Потехина обличительная тенденция. Он был действительно злободневный писатель, чутко откликавшийся на всякую неправду окружающей жизни, стремясь разоблачить и искоренить ее. Для наших дней разоблачения писателя кажутся невинными. Но в свое время они производили эффект достаточный, что и препятствовало их выходу на сцену.
Успех А.А.Потехина, как выдающегося драматурга, был оценен и привел его к тому, что еще в самом начале 80-х годов ему был предложен трудный и ответственный пост заведующего репертуарной частью столичных Императорских театров. На этой должности он состоял несколько лет и успел в значительной мере освежить репертуар казенной сцены, упорядочить сценические постановки. Как театральный деятель Потехин содействовал проведению в жизнь полезных начинаний: обновил трупу Александринского театра; пригласил из провинции 27 актеров (Мичурина, Долматова, М.Писарева, В.Свободина, В.Давыдов и др.), в Малый театр был приглашен Сумбатов. Следил Потехин за пополнением репертуара классикой – произведениями Пушкина («Борис Годунов»), Лермонтова («Маскарад»), Шекспира, Шиллера, Мольера. При содействии Потехина была поставлена «Власть тьмы» Л.Толстого.

Позднее Потехин возглавил общество помощи сценическим деятелям. Этой работе он посвятил более десяти лет. Благодаря его настойчивости было открыто общежитие для престарелых артистов, а само общество разрослось и преобразовалось в Императорское Театральное Общество.
В дальнейшем А.А. Потехин был председателем Театрально-Литературного Комитета при дирекции Императорских театров.
В 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева…
Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества.

Полное собрание сочинений А.А.Потехина издавалось в 1904 г. в Санкт - Петербурге Товариществом «Просвещение» в 12 томах, в 1873 – 1874 г.г.выходило собрание сочинений в 6 томах. Многие произведения Потехина издавались отдельно - для народного чтения в специальных изданиях, например, Комитета Грамотности. В 1960 г. были изданы избранные произведения писателя. В советское время в г. Иваново дважды издавались романы «Около денег» и «Молодые побеги». В 1984 году в сборнике трудов Московского государственного университета были напечатаны пьесы «Суд людской – не Божий» и «Мишура».

Талант Потехина отмечали такие маститые писатели, как Григорович, Писемский, Лесков, Тургенев, Некрасов, Островский.
Свидетельством большого интереса современников к личности и творчеству А.А.Потехина является и тот факт, что его портрет создал выдающийся русский художник Н.Н.Ге. Это полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
«Глубокоуважаемый Алексей Антипович… Сколько раз вы производили на меня потрясающее впечатление Вашими творениями со сцены! Они проходили для меня не бесследно»,- признавался в письме к Потехину Илья Ефимович Репин.
Последние годы жизни (летние месяцы) А.А.Потехин проводил в с. Орехово в небольшом именьице жены в 40 км от Кинешмы, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.

В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. Вот как сам Потехин описывал Орехово:
«Ряд вросших в землю темных низеньких крестьянских домиков, занесенных снегом… Мы вошли в бедную крестьянскую избу… жизнь крестьян сразу поразила нас своей неустроенностью. Едва мы вошли в избу, как бросился в нос удушливый запах гари, щекотавший в носу и вызывающий слезы. Мы осмотрелись: изба была «курная», где дым из печи выходил прямо в избу, а уже из избы через отдушину проходил на волю. Несмотря на вечер, своеобразный запах дыма стоял в доме, им пропахли стены, потолки, одежда и все, что было в доме. Следы копоти покрыли весь дом. Все избы в деревне были такие же, как были много десятков лет назад».

В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него стала объектом критического исследования. Здесь, по неопубликованным воспоминаниям сына, писатель подолгу беседовал с крестьянами, записывал легенды, народные песни, обряды, присматривался, частенько ходил в расположенные неподалеку фабричные села Тезино, Бонячки, Новая Гольчиха (ныне они входят в черту города Вичуга), заводя знакомства с фабрикантами и изучая постановку дела на текстильных предприятиях, жизнь фабричного населения.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры.
В истории русской словесности А.А.Потехин занимает почетное место. Выросший на лучших художественных традициях гоголевского периода литературы и являясь представителем ее реалистического направления, А.А.Потехин открыл своими беллетристическими произведениями новую эпоху в развитии русской литературы, которая характеризуется названием «народничества».
Насколько серьезна и плодотворна была работа А.А.Потехина, как бытописателя, свидетельствует историк русской этнографии академик А.Н.Пыпин, извлекший из художественных произведений Потехина чрезвычайно ценный научно – этнографический материал.
Первоклассный художник слова и признанный знаток народной жизни А.И. Эртель, в личной беседе (еще при жизни Потехина, в 1904 году) высказал, что первым и чуть ли не единственным знатоком народной жизни и настоящего народного русского языка он считает А.А.Потехина.
Дружеские чувства, духовная близость связывали А.А.Потехина и видного деятеля отечественной музыкальной культуры А.Н.Серова, отца знаменитого художника.
Вот что писала об этом жена композитора Валентина Семеновна:
«Серов не пропускал ни одного нового спектакля, так что мы все вечера проводили или в театрах, или у Потехина, а четверги в том же обществе у нас.
Почти незаметно втягивались мы в споры, рассуждения об искусстве, драме и опере; отчасти на этих вечерах сложились у нас взгляды довольно единодушные на произведения того времени; тогда же впервые поднялась в образовавшемся нашем кружке речь о мужицкой драме. Потехину принадлежали всецело инициативы этого важного вопроса; он знал народ без излишней идеализации, любил его, и ему удавалось изобразить его в драме и повестях так талантливо и живо, что мы все были им восхищены и захвачены всецело».

Под влиянием «мужицких» драм Потехина композитор А.Н.Серов создал в 1871 году народную оперу «Вражья сила».
В 1901 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности. Причем звание академика было присвоено Алексею Антиповичу одновременно с Чеховым. Оно стало наградой прежде всего за ту лепту, которую Потехин, вслед за Островским, внес в дело создания русского драматического театра. То была высокая оценка его заслуг на ниве многолетней деятельности русской литературы, признание многогранного и обширного его творчества.
В этом же году, 10 октября, в обеих столицах и во многих городах России был отпразднован 50-летний юбилей литературной деятельности А.А.Потехина исполнением на сцене его драматических произведений. А на квартиру его, в Петербург, несли и везли поздравления, подарки, адреса и телеграммы от многочисленных поклонников его таланта. Явившихся поздравить, он принимал у себя дома и был особенно тронут приветствиями, присланными ярославским Демидовским лицеем и бывшим директором императорских театров И.А.Всеволжским.
Последний телеграфировал Потехину:

«Вспоминаю долголетнюю вместе службу театру. Долго перо ваше отдыхало. Ознаменуйте начало полстолетия новым порывом творчества. Подарите сцене новую пьесу. В театральном комитете недород от засухи. Нужна скорая помощь».

Преклонный возраст и болезнь не позволили Алексею Антиповичу выполнить этот «творческий заказ». Через семь лет, 29 (16) октября 1908 года, он ушел из жизни. Как отмечал в некрологе «Исторический вестник»:

«С Потехиным сошел с жизненной арены последний видный представитель той московской литературной группы, которая в пятидесятых годах прошлого века открыла…настоящего русского мужика, вывела его на свет Божий напоказ всему миру и признала за ним все законные права на пребывание в литературе не в каком-нибудь подкрашенном виде или при искусственном освещении, а со всею его плотью, кровью, речью, потом и слезами, какими наградила его мать- природа».

В последние годы своей жизни писатель тяжело болел. Скончался А.А.Потехин в Петербурге и был погребен на Никольском кладбище в Александро - Невской Лавре.
После смерти Потехина его драматические произведения были забыты. Последняя премьера пьесы Потехина «Нищие духом» состоялась на костромской сцене в предреволюционные дни семнадцатого года.

О детях А.А. Потехина известно следующее:

Леонид – известный специалист по пчеловодству, его труды вышли в книгоиздательстве Л.Девриена;
Валерий – известный общественный деятель Костромской губернии, гласный Юрьевецкого уездного и Костромского губернского земства, член губернской земской управы;
Николай;
Павел – титулярный советник, служил в г.Юрьевце;
Раиса – актриса Малого театра;
Дина;
Ангелина.


скан 01.12.2014 21:26:04

К сожалению, А. А. Потехин основательно забыт. Так же как подзабыты Ваан Терьян, В.Бенедиктов, С.Надсон, М.Лохвицкая, А. Коринфский и десятки других, не менее значительных поэтов. Да и среди малоизвестных ныне писателей фигурируют имена Гаршина и Успенского, бывших при жизни не менее популярными, чем нынешние Донцова и Полякова.
Поэт Сергей Каныгин

Марина Валерьевна Потехина- Белякова 17.01.2011 21:09:14

Здравствуйте Елена прочитала биографию А.А Потехина. Заинтересованна, статья вызывает интерес. А кем вы доводитесь Потехину А.А.? и откуда такая информация о его детях? Верны ли эти данные?

Елена Потехина 02.12.2014 20:51:55

Добрый вечер. А.А.Потехину я вероятнее всего никто. А вот материалы о нем собирала по крупицам из справочников, энциклопедий, литературных статей и томов "Истории русского драматического театра". Пользовалась ссылками исследователей на изыскания Костромича Григорова.. В 2009 г. выпущена книга "А.А.Потехин и Кинешма" в издательстве "Референт" . Книгу редактировал профессор Ивановского Университета П.М.Тамаев. Все материалы В Избе-читальне из этой книги.

Список использованной литературы.

1. Аристова Н.Н. К вопросу о местонахождении дома Потехиных. // Историко-культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 2-й регионал. краевед. конференции, 24-25 марта 2004 г. – Кинешма, 2004. – с.16-18.

2. Аристова Н.Н. К истории рода Потехиных // Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-й (27 сент. 2005г.) и 4-й (18-19 апр. 2006г.) регион. краевед. конференции. – Кинешма, 2006. - с. 23-25.

4. Бяковский В. Их вдохновляла муза Мельпомена: Братство талантов.// Рабоч. край – 1992. – 24 марта (Об А.А. и Н.А.Потехиных).

5. Виноградов Н. Мелочи для биографий А.Ф.Писемского и А.А.Потехина. – С. Пб., 1909.

6. Гнедич П. Хроника русских драматических спектаклей на Императорской Петербургской сцене 1881-1890 годов. // Сборник Историко-театральной секции. Петроград, 1918. – т.1.-с.13-15, 35, 57-59, 62-63.

7. Горбунов С. Знаток народного быта: К 160-летию со дня рожд. писателя А.А.Потехина. // Рабоч. край. – 1989. – 13 июля.

8. Город Кинешма. // Кинешемский Календарь – Ежегодник на 1916 год. – Кинешма, 1916. – с. 51-56.

9. Журавлева А.И. А.А.Потехин: (Вступит статья). // Русская драма эпохи А.Н.Островского: Сборник. – М., 1984. – с. 25-30.

10. Захарова О. И писатель, и земледелец: 165 лет со дня рожд. А.А.Потехина. // Рабоч. край.- 1994. – 8 июля.

11. Захарова О.И. К вопросу о документальном наследии А.А.Потехина. // Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края и развитие регионального туризма: Материалы регионал. Краевед. Конференции. 22-23 апр. 2003 г. – Кинешма, 2003, - с. 80-81.

12. Знаток народного быта. // Горбунов С.В., Шутов Г.К. Узник «святого монастыря»: краевед. очерки. – Иваново, 1994. – с. 210-221.

15. Из переписки А.А.Потехина и М.П.Погодина (1850-е г.г.) // Тамаев П.М. Фольклор и литература Ивановского края. – Иваново, - с. 109-119.

16. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.

17. Косицин Б. Братство талантов. // Твоя газета, Кинешма. – 2004. - в„– 1.- с. 2.

18. Крылов А. В Ореховской усадьбе: К 150-летию А.А.Потехина. // Приволж. правда. – 1979. – 23 июн.

19. Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учеб. пособие./ Иван. гос. ун-т; Науч. ред. П.В.Куприяновский. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 1991.

20. Морозов П. Писатель – народник А.А.Потехин: (К 50-й годовщине его лит. деятельности). // Мир Божий. – 1901. - в„– 11. – с. 236-251.

21. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.

22. Писатель Потехин // Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист.-краевед. Очерки о Кинеше. районе. – Иваново, 1993.- с. 63-64.

23. Потехин А.А. Из театральных воспоминаний: К юбилею А.А.Потехина, // Театр и искусство. – 1909. - в„– 40. – с. 703-705, в„– 41. – с. 723-727.

24. Потехин А.А. Письмо (родителям). // Лит. сборник. – Кострома, 1928. – с. 15-16.

25. Алексей Антипович Потехин. // Кинешемский Земский Календарь – Ежегодник на 1914 год. – Кинешма, 1914. – с. 11-17, 1л. порт.

26. А.А.Потехин. // Ивановская область. По «Золотому кольцу России». – Иваново, 2007, - с. 228.

27. Потехин Алексей Антипович // Писатели земли Ивановской: Биобибл. справочник / Иван. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина, - Ярославль, 1988. – с. 211-214.

28. А.А.Потехин. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков, - М., 1968, - т. 5. – с. 915.

29. А.А.Потехин (1829-1908) // Литерат. краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: учеб. пособие / Науч. ред. П.В.Куприяновский. – Иваново, 1991. – с. 41-49.

30. А.А.Потехин и его повесть «Молодые побеги» // Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в Х1Х вЂ“ начале ХХ в.в. – Иваново, 2006. – с. 232 – 233, 106, 211, 227.

31. Прокофьев Д. А.А.Потехин // Писатели текстильного края: Лит. – критич. статьи. – Иваново, 1953. – с. 19-32.

33. Русская драма эпохи А.Н.Островского: Сборник / Сост. А.И.Журавлева. – М., 1984. – с. 25-31.

35. Смирнов И. Талант, забытый временем и потомками. // 168 час. – 2002, - 16 июля. – с. 11.

36. Сокольников М.П. Литература Иваново-Вознесенского края: Введение в изучение местной литературы. – Иваново–Вознесенск, 1925. – с. 6-8.

37. Степаненко Е. «Вы спрашиваете, знаю ли я Потехина?»: Замечат. земляки. // Русь. – 1997. - в„– 3. – с. 145-149.

38. Степаненко Е. Кострома – наш родимый уголок // Губернский дом. – 1998. в„– 1-2. – с. 65-67.

39. Тамаев П.М. Алексей Антипович Потехин. // Потехин А.А. Уездный городок Кинешма.- Иваново, 2005. – с. 3-9.

40. Тамаев П.М. «Мужицкие пьесы» А.А.Потехина в контексте русской драматургии середины Х1Х века: Текст лекций – Иваново, 1991.- 44 с.

41. Тамаев П.М. А.А.Потехин в литературном процессе 1850-1860 –х годов: Автореферат диссертации. – Л., 1988.

42. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: Репринт. воспроизведение изд. 1928 – 1958 г.г. – М., 1992, - т. 63. Письма. – с. 455- 456.

43. Толстой л.Н. Полное собрание сочинений: Репринт. воспроизведение изд. 1928- 1958 г.г. – М., 1992. – т. 64. Письма. – с. 13-14.

44. Шамшурин В. Дорога на Китеж. // Наш современник. – 2007. - в„– 7. – с. 267.

Известный писатель.

Род. в Кинешме Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе.

В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье.

В 80-х годах заведовал репертуарной частью С.-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность П. началась в 1852 г. сценами из провинциального быта: "Забавы и удовольствия в городке", напеч. в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком.

Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества.

Впоследствии П. не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения П. на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ П. печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми.

Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман П., ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами.

Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство.

Шумным успехом пользовались драмы П. "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13-го представления.

Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена.

П. написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью.

Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности.

Рисует он захватьваемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного П. вошло в собрание его произведений, изд. в 1874 г. в 6 т. Ср. "Соч." Добролюбова (т. 2); Aп. Григорьев (т. 1); Скабичевский, "Винегрет современной морали" ("Соч.", т. II). {Брокгауз} Потехин, Алексей Антипович (дополнение к статье) - известный писатель.

В 1900 г. избран почетным академиком. {Брокгауз}

ПОТЕХИН Алексей Антипович (1829-1908) - русский писатель, почетный член Петербургской АН (1900). Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы. В романах "Около денег" (1876), "Молодые побеги" (1879) отражено возникновение капиталистических отношений в России, революционное брожение в народе.

  • - Иван Изосимович - сов. африканист. Д-р ист. наук, проф., зам. директора Ин-та этнографии АН СССР, директор Ин-та Африки АН СССР. Чл. Коммунистич. партии с 1922. Пред. Сов. ассоциации дружбы с народами Африки...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Потехин - писатель, экстраординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре логики и психологии, ученик той же академии...

    Биографический словарь

  • - Потехин - писатель-драматург, брат Алексея Потехина. Окончив курс в Московском университете по юридическому факультету, служил чиновником особых поручений по акцизу...

    Биографический словарь

  • - Потехин - известный адвокат, брат Алексея и Николая Потехиных, родился в 1839 г. Образование получил в костромской гимназии и Московском университете по юридическому факультету...

    Биографический словарь

  • - Иван Изосимович, историк, один из основателей отечественной африканистики, доктор исторических наук...

    Русская энциклопедия

  • - писатель, экстраординарный профессор Казанской дух. акад. по кафедре логики и психологии, ученик той же Академии...
  • - I известный писатель. Род. в Кинешме, Костромской губ., в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный писатель. В 1900 г. избран почетным академиком...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писатель-драматург, брат Алексея П. Окончив курс в Московском унив. по юрид. факульт., служил чиновником особых поручений по акцизу...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I известный адвокат, брат Алексея и Николая П., родился в 1839 г. Образование получил в Костромской гимназии и Московском университете по юридическому факультету...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - адвокат и общественный деятель. Два года состоял председателем спб. совета прис. поверенных...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Поте́хин Алексей Антипович, русский драматург, почётный академик по разряду изящной словесности. Окончил ярославский Демидовский лицей. Печатался с 1851...
  • - русский драматург, почётный академик по разряду изящной словесности. Окончил ярославский Демидовский лицей. Печатался с 1851. Сблизился с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин»...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский африканист, доктор исторических наук. Член КПСС с 1922. В 1932 окончил Ленинградский восточный институт...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Поте́хин Александр Антипович, русский писатель, почетный член Петербургской АН. Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы. В романах «Около денег» , «Молодые побеги» —...
  • - русский писатель, почетный член Петербургской АН. Драмы, повести, рассказы из крестьянской жизни, пьесы...

    Большой энциклопедический словарь

"ПОТЕХИН Алексей Антипович" в книгах

7. Алексей иванович

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

7. Алексей иванович Один вид дьякона Протопопова меня приводит в трепет. В комнату входит большой, дородный густобородый и длинноволосый человек с низким, немного надтреснутым голосом. Произносит: «Здравствуйте!» после того, как молча и длинно осеняет себя крестом,

Брауде, Каракурчи, Потехин…

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Брауде, Каракурчи, Потехин… – Сколько было провокаторов! Умные, умелые, подготовленные. Царская охранка работала здорово. Дураков не держали. Поэтому я паспорт в своей партийной организации старался не получать – обязательно будет провал.Осенью 1915-го попал я в ссылку в

Глава 16 А.А. Потехин

Из книги Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918 гг. автора Гнедич Петр Петрович

Глава 16 А.А. Потехин А.А. Потехин в должности управляющего драматическими труппами императорских театров. Его боязнь классического репертуара. "Зачем Ибсен, когда есть свои драматурги!" Требование чинопочитания от артистов. Инцидент с пьесой А.С. Суворина.А.А. Потехин в

Потехин Иван Павлович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Потехин Иван Павлович Родился в 1924 году в деревне Красное Епифанского (ныне Кимовского) района Тульской области. Прямо из средней школы пошел на фронт. Стал разведчиком. Несколько раз был ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 года. Член КПСС. Живет и

Алексей

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Алексей В большинстве сосредоточен, серьезен, праведен. Убедителен в отстаивании своих взглядов. Упорен в достижении намеченного, однако порой смирный и кроткий. Полезен людям. Почтителен к родителям. В личной жизни не всегда удачлив (рис. 5.2). Рис. 5.2. Алексей Баталов:

Алексей

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Алексей Значение и происхождение имени: в переводе с древнегреческого это имя означает - «оберегающий», «защитник».Энергетика и Карма имени: это имя не отягощено никакой отрицательной Кармой. По звуковой энергетике оно довольно спокойно и жизнерадостно. Пусть имя и не

АЛЕКСЕЙ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

АЛЕКСЕЙ Происхождение имени: «оберегающий» (древнегреческое).Именины (по новому стилю): 25 февраля; 30 марта; 7 мая; 2 июня; 22 августа; 18 октября; 6 декабря.Положительные черты характера: надежность, способность защитить близкого человека от всевозможных неприятностей,

Алексей

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Алексей «Помощник» (греч.). В большинстве Алексеи сосредоточенны, серьезны, праведны. Убедительны в отстаивании своих взглядов.Упорны в достижении намеченного. Однако порой смирные, кроткие. Людям полезны. Почтительны к родителям. В интимной жизни не всегда удачливы.Это

Алексей

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Алексей В большинстве сосредоточен, серьезен, праведен. Убедителен в отстаивании своих взглядов. Упорен н достижении намеченного, однако порой смирный и кроткий. Полезен людям Почтителен к родителям. В /1ИЧН0Й жизни не всегда удачлив (рис. 6.2). Рис. 6.2. Алексей Баталов:

Потехин Алексей Антипович

БСЭ

Потехин Иван Изосимович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

znamja Алексей Цветков. Эдем и другое; Алексей Цветков. Атлантический дневник.

Из книги Знамя, 2008 № 06 автора Журнал «Знамя»

znamja Алексей Цветков. Эдем и другое; Алексей Цветков. Атлантический дневник. Востребованное наследствоАлексей Цветков. Эдем и другое. М.: ОГИ, 2007; Алексей Цветков. Атлантический дневник. М.: Новое издательство, 2007. Атлантический дневник вышел сначала избранными местами (17

Потребитель в спящем режиме Алексей Грамматчиков, Софья Инкижинова, Наталья Литвинова, Алексей Чеботарев

Из книги Эксперт № 26 (2014) автора Эксперт Журнал

Потребитель в спящем режиме Алексей Грамматчиков, Софья Инкижинова, Наталья Литвинова, Алексей Чеботарев Значительное снижение покупательской активности, тотальная экономия, вымывание среднего сегмента и отсутствие эмоциональных

Футурополис Футурополис Алексей БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ в галерее «Триумф» Александр Дугин, Алексей Беляев-Гинтовт 04.04.2012

Из книги Газета Завтра 960 (14 2012) автора Завтра Газета

В ПОИСКАХ КРАСНОЙ АТЛАНТИДЫ В ПОИСКАХ КРАСНОЙ АТЛАНТИДЫ АРХИТЕКТОР АЛЕКСЕЙ КОМОВ В ГОСТЯХ У «ЗАВТРА» Алексей Комов 19.12.2012

Из книги Газета Завтра 994 (51 2012) автора Завтра Газета