Суздаль. Музей деревянного зодчества

Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751).
Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.

Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.

Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В Суздаль перевезены изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района, двухэтажный дом
зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района, изба из д. Каменево Камешковского района, украшенная богатой резьбой.
В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков (обстановку избы бедняков, кстати, воссоздавать не стали). Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани. Недавно в одной из мельниц, привезенных из Судогодского района, была открыта новая экспозиция, которая знакомит туристов с устройством этой необходимой части жизни деревни.

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) – красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся
прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшойглавкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.

К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.


В январе 2012 года к территории музея присоединили дом купцов Агаповых , в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома конца XIX века - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.

Идея создания музея, посвященного изделиям из дерева и предметам крестьянского быта, возникла в 1960-е годы. Автором разработанного проекта стал Анисимов В.М. – один из сотрудников реставрационного отдела мастерской. Музей разместился на берегу речки Каменка, что на самой окраине города Суздаль, на месте ранее действующего Димитриевского монастыря – наиболее раннего во всем городе.

Музей деревянного зодчества повествует не только о развитии сельской культуры, но также и о бытовой жизни русских крестьян. В город Суздаль были привезены: двухэтажный дом одного богатого крестьянина из селения Лог, что в Вязниковском районе, изба крестьянина из деревни Илькино, что в Меленсковском районе, а также роскошно украшенная изба из селения Каменево Камешковского района.

В представленных избах были выставлены экспозиции, которые подлинно отражают крестьянскую жизнь самого различного достатка – и богатых, и середняков, и бедных. По периметру вокруг изб были выставлены хозяйственные постройки, например, сараи, амбары, овины, колодцы и бани. Не так давно сюда была привезена из Судогородского района мельница, по причине чего состоялось открытие новой экспозиции, представляющей многочисленным туристам неотъемлемую часть составляющей крестьянского деревенского быта.

К музею зодчества относится выстроенная в 1756 году в селении Козлятово, что в Кольчугинском районе, Преображенская церковь. Данная церковь является величественной постройкой в три яруса, центральная часть которого состоит из нескольких восьмериков, расположенных друг на друге. Венчание храма сделано очень лаконично, хотя луковичная главка смотрится очень изящно; при этом она покрыта лемехом. Имеющиеся два боковых придела также завершаются главками, только значительно меньшими по размеру. Вокруг Преображенского храма находятся различные хозяйственные постройки, красиво украшенные при помощи бочарного покрытия. Есть и галерея, несколько приподнятая над уровнем земли и закрепленная к стеновой панели пристройки – на нее ведет просто оформленное, но изящное крыльцо.

При музее действует еще один храм – Вознесенский, привезенный сюда из селения Потакино Камешековского района. Храм был выстроен в 1776 году, когда было выстроено множество церквей подобного типа, особенно во Владимирской губернии. Церковь представляет собой постройку по типу «восьмерик на четверике»; покрытие сделано в виде дощатой кровли, увенчанной миниатюрной главкой. Храм выстроен по форме, напоминающей корабль, что обусловлено наличием трехчастно-осевой композиции: к главному объему относится трапезная комната, с западной стороны к которой прирублена шатровая колокольня, оснащенная крыльцом. Завершение колокольни выполнено при помощи тесового широкого шатра с полицей, а также небольшой главкой, по традиции покрытой лемехом.

К музею деревянного зодчества относится и расположенная за его пределами, в зоне расположения кремля, церковь святого Николы из поселка Глотово Юрьев-Польского района. Она относится к 1766 году постройки - именно с этого храма начался процесс формирования и последующая организация музея.

Зимой в 2012 году к музею был присоединен дом, в прошлом принадлежащий купцам Агаповым, в здании которого была размещена экспозиция под названием «Купечество Суздаля. Портрет в интерьере». Кузница находится на первом этаже здания; в ней представлены необходимые для кузнеца рабочие инструменты, а также изделия и предметы кузнечного промысла. Второй этаж дома полностью воссоздает интерьерное оформление купеческого дома конца 19 столетия. Здесь расположены кабинет и гостиная, имеются подлинные предметы быта и документы.

В летнее время года Музей деревянного зодчества превращается в место проведения самых разнообразных праздников. Общепризнанным и любимым праздником стал День огурца, который отмечается в июле, когда идет процесс сбора огурцов. В ходе проведения праздника выступают самые популярные и талантливые фольклорные коллективы; есть возможность принять участие в конкурсах или играх и получить в подарок сувениры.

Когда туристическую группу привозят в Суздаль, ее в обязательном порядке ведут в Музей деревянного зодчества, потому что он является одной из главных достопримечательностей города. Осмотр происходит довольно в быстром темпе, запоминается только пара изб и колодец. Но в этот раз, мы путешествовали по Суздалю самостоятельно, поэтому успели все рассмотреть очень тщательно, гулять по музею под открытым небом столько, сколько нужно. Самое приятное впечатление произвел домик купца Агапова на территории музея, который судя по всему открылся недавно.

Музеи деревянного зодчества есть во многих уголках России. Пару лет назад мы были в Костроме, где подобный музей очень впечатлил... Но в условиях морозной зимы невозможно было не зайти в такой музей в Суздале. К слову сказать, Суздаль и сам легко назвать музеем деревянного зодчества, ведь здесь сохранилось огромное количество деревянных домов прямо на улицах городка, посмотреть которые можно бесплатно.

Этот музей в Суздале найти очень легко - он находится недалеко от Кремля, если точнее - то чтобы пройти к музею, надо преодолеть мостик через реку Каменку.

Прямо напротив музея, не заходя в него, можно увидеть несколько домиков "на курьих ножках" - это бани. Они установлены там, где им и нужно находиться, около воды.


Второго января народу в Музее деревянного зодчества Суздаля было очень много. А перед самим музеем стояла вот такая русская снежная баба.


Когда мы приобрели билеты, нам сказали, что к посещению открыты четыре экспозиции: в двух избах, дом купца Агапова и мельница. Стоимость билетов немаленькая - 250 рублей билет на взрослого, 100 рублей льготный.


Суздальскому музею чуть больше 40 лет, но это место, где сейчас находится музей, никогда не пустовало. В XI веке здесь возвышался Дмитриевский монастырь, но он сгорел в XIII веке, не без помощи воинственного Батыя. Затем монастырь был восстановлен и просуществовал до XVIII века. На его месте позже появятся несколько храмов и улица, но все это будет разобрано в 30-его годы прошлого века.
Здесь в 1968 году было решено создать музей деревянного зодчества под открытым небом. Сейчас 18 деревянных памятников XVIII-XIX веков, привезенных из разных уголков региона, сгруппированы в небольшую улочку Владимирского села.


Первой на нашем пути была старая деревянная Воскресенская церковь. Внутри восстановлен интерьер, можно также посидеть на лавочке.



В сенях церкви есть интересный стенд, посвященный тому, как часто горят деревянные объекты. Так, эту церковь восстанавливали уже несколько раз: то молния в крест попала, то неосторожное обращение с огнем. Хорошо, что есть тщательные замеры, и эту красоту могут увидеть наши потомки.


Далее мы отправились в избу зажиточного крестьянина, где восстановлены интерьеры крестьянского быта. Очень понравилось, что все смотрительницы были одеты в павлопасадские платки и вообще выглядели как жители этой маленькой деревни.





В первом помещении выставлены разные экспонаты крестьянского быта. Например вот эти скрасивые расписные саночки, которые есть практически во всех отчетах об этом музее.



На стене - семейное фото.


На первом этаже сидел умелец и мастерил изделия из соломы. При этом, сопровождал это интересным рассказом об истории этого промысла.
Всех туристов привлекает Ступальный колодец (Колесный колодец 19-го века из села Кольцово). Он необычной формы, лично мне больше нигде не довелось видеть подобные. Называется он так, потому что необходимо переступать ногами, приводя колесо в движение, чтобы добыть воды.


Настоящим открытием стал для нас домик Купца Агапова. Он находится в стороне от основной экспозиции, как бы подчеркивая городской характер усадьбы. Домик этот - не простой. Это памятник архитектуры XVIII века, низ каменный, а верх- деревянный.Купцы Агаповы содержали кузницу, торговали колониальными товарами (чаем, кофе, пряностями). Сама улица, где расположен дом, называлась Щупачихой, потому что именно здесь находилась городская таможня, где с помощью специальных "щупов" проверяли грузы.

Внутри восстановлены интерьеры, представлены интересные документы о суздальском купечестве.


На первом этаже расположена небольшая выставка купеческих промыслов.В небольшом Чайном зале, закрытом для посещения, проводят лекции для детей. Примерно так выглядела купеческая лавка.


А на втором - восстановлен интерьер купеческого дома. Везде висят информационные стенды, чтобы было понятно было, как жилось суздальскому купечеству. Экспозиция была познавательной и интересной.



Ламберный столик, где вечерами играли в карты, и изразцовая печь.


Интересно рассматривать обстановку и кабинета хозяина дома.


Помимо интерьеров в доме купцов Агаповых был очень интересный информационный стенд.


Мы дошли до мельниц, но заходить внутрь не стали. Ограничились внешним просмотром.


В общем, нам удалось превратить посещение музея Деревянного зодчества в познавательный поход, открыть для себя новое в истории Суздаля и жизни наших предков. Ох, как не легко им жилось на взгляд современной молодежи!

Полезные ссылки

Алексеевская усадьба в Суздале: бронирование

Отели Владимира: отзывы и бронирование

О тели Суздаля: отзывы и бронирование

Отели Мурома: отзывы и бронирование

Все поселения на Руси издавна возводились из дерева как из самого доступного материала, который к тому же легко было обработать и применить. Начиная со второй половины 20 в., чтобы сохранить историю и показать, как выглядело старославянское деревянное зодчество, музей обычно воссоздавали под открытым небом. Таких экспозиций на территории современной России существует множество, каждая из которых рассказывает о принципах архитектуры региона, традициях и его самобытности.

Разнообразие музеев деревянных построек в России

Музеев деревянного зодчества на территории России очень много, среди них самые известные и посещаемые туристами:

  • Малые Корелы и Кенозерский национальный парк, расположенные в Архангельске и области.
  • Витославлицы — музей в Великом Новгороде.
  • Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской обл.
  • Ибресинский этнографический музей в Чувашии.
  • Архитектурно-этнографический заповедник «Лудорвай» в Удмуртии.
  • «Новый Иерусалим» в Истре Московской обл.
  • Кижи в Карелии.
  • Музей деревянного зодчества г. Суздаля.
  • Костромская слобода — историко-архитектурный и ландшафтный музей в Костроме.
  • Музей-заповедник им. И. Самойлова в Нижней Синячихе Свердловской обл.
  • Усадьба Богословка в С.-Петербурге.
  • Лесная Крепость в с. Спас-Клепики Рязанской обл.
  • Щелоковский Хутор в Нижнем Новгороде и др.

Музей в Суздале

Проект музея деревянного зодчества в Суздале разрабатывался в 1960 годы одним из сотрудников реставрационной мастерской - В. М. Анисимовым. Сюда, на окраину города, были привезены различные избушки, колокольни и другие строения, в основном из Владимирской области, из которых составлен целый городок.

В экспозицию входят не только деревянные постройки (избы, бани, амбары и даже храмы), но и их внутреннее убранство, демонстрирующее крестьянский быт 18-19 веков: посуда из дерева и глины, домашняя утварь.

Ежегодно в июне на территории музея проходит Праздник ремесел, в середине лета — Праздник огурца, сопровождающиеся выступлениями артистов, исполняющих народные песни, танцы, готовятся старинные русские блюда.

Жилые постройки в Суздальском музее

Музей деревянного зодчества в Суздале состоит из нескольких построек. Крестьянские избы показывают отличия в быте середняка и зажиточного хозяина: более бедные строения состояли из клети и сеней (холодные комнаты) и самой «теплой избы», в которой ставили печь и топили дровами. Интересно, что вся мебель вырублена из цельной древесины вместе с избой, поэтому не может быть передвинута.

Каждый угол в Ильинской избе имеет свое функциональное предназначение:

  • главный (красный) — располагался против печи, где стояли иконы;
  • женский, где готовилась еда, хозяйка пряла полотно и шила;
  • хозяйский, с мужскими рабочими принадлежностями и конской упряжью.

В сенях, где было прохладно, хранили продукты и другие хозяйственные предметы, необходимые в быту.

Более зажиточные крестьяне строили двухэтажные дома с резьбой и украшениями по фасадной части, окнам. Как правило, хозяева жили на 2 этаже, а на первом — делали производственные помещения, например, устанавливали ткацкие станки, где трудились наемные рабочие. Предметы утвари здесь более дорогие, есть даже швейная машинка, утюг и др.

Церковные и хозяйственные строения в Суздале

Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.

В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.

Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.

Костромская слобода

Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.

Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.

В число экспонатов входят:

  • Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
  • Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
  • Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
  • Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
  • Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
  • Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
  • Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).

Витославлицы

Расположен этот музей деревянного зодчества в Новгороде, в 10 км от Новгородского кремля. Его создание началось в середине 20 века. Руководил планировкой и размещением привозимых из деревень 20 строений-памятников деревянного зодчества архитектор Л. Е. Красноречьев. К юбилею музея, состоявшемуся в 2014 г., здесь собрано уже 38 памятников архитектуры.

Все выставленные экспонаты знакомят туристов с архитектурными традициями, жизненным укладом, бытовыми и трудовыми традициями новгородских крестьян.

В экспозиции представлены:

  • Церкви Никольская (1688) и Успения (1595), церковь Рождества Богородицы (1531).
  • Старинные амбары и овины конца 19 — начала 20 вв.
  • Крестьянские избы, построенные на подклетях, при которых хозяйственные комнаты располагались на первом этаже (зимой в них даже жили коровы и свиньи). На 2 этаже была одна жилая комната, имеющая несколько зон. Все избы в 18-19 в. топились «по-черному», потому все вещи и утварь покрывались копотью. Спали всей семьей на полатях, расположенных под потолком избы. В каждой из многочисленных изб сделана тематическая выставка (свадьба, изготовление валенок, Пасха и др.).

Нижняя Синячиха

Один из популярнейших на Среднем Урале музей деревянного зодчества — Нижняя Синячиха — располагается в одноименном селе, возникшем в 1860 г. на «государевой дороге», соединяющей Сибирь и центральные области России.

Созданию музея деревянного зодчества положил начало И. Д. Самойлов, который перед этим занимался реставрацией местного Спасо-Преображенского храма. Рядом с ним и стали располагать экспозицию из привозимых изб, часовен и других строений. Всего сюда было перевезено из сел Свердловской области 16 дворов, усадеб крестьян, церквей 17-19 вв. Музей-заповедник носит теперь имя его создателя.

Самое оригинальное и необходимое здание, которое всегда возводилось в сибирских селах, — пожарная каланча. Обычно его делали в виде надстройки над административным зданием либо отдельно, по типу сторожевой башни, где всегда находился дозорный.

Вдоль Сибирского тракта издавна строили целые комплексы построек, состоящие из жилой избы, таможни, амбара и конюшни. В представленной застройке центральное место отведено двухэтажному 6-стенному дому, украшенному деревянной резьбой, башнями и ставнями. Интерьер его также сохранен в неизменном виде: печь, домашняя утварь, ремесленные орудия (прялка, веретено и др.).

Общественные и хозяйственные постройки Музея деревянного зодчества «Синячиха» — баня, мельница, кузница и пр. — находятся в действующем состоянии, во время проводимых праздников здесь устраивают мастер-классы.

Оригинальны и интересны небольшие часовни, которые раньше строились в селах Урала: Ильинская (17 в.), Вознесения Господня (1885), имени Зосимы и Савватия Соловецких (нач. 20 в.). Они щедро украшены резьбой, а внутри можно увидеть старинную мебель, посуду, домашнюю утварь.

Лудорвай

Один из интересных музеев деревянного зодчества, демонстрирующих национальную архитектуру и обычаи регионов России, находится в Удмуртии, недалеко от г. Ижевска. Это архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай. В его экспозиции представлены усадьбы удмуртов и русских крестьян, пасека, ветряная мельницы и выставка «Волостное управление».

Каждая усадьба имеет свой традиционный стиль и состоит из избы, амбара, бани, навеса и куала (семейной языческой молельни). По всей территории расставлены удмуртские резные фигуры из дерева.

Щелоковский хутор

Этот молодой архитектурно-этнографический музей-заповедник деревянного зодчества Нижнего Новгорода, созданный в 2014 г., демонстрирует уникальные деревянные постройки 17-20 вв., освещая быт населения Нижегородского Поволжья того времени. Формирование экспозиции происходило в 1970-80-е годы, когда удалось собрать 14 памятников зодчества по всей области, которые имеют отличительные особенности в плане конструктивного решения и способов постройки.

Такое разнообразие музеев деревянного зодчества, расположенных в различных уголках России, помогает ознакомиться с историей, бытом и творчеством людей, живших в предыдущие столетия на необъятных просторах нашей страны.

Музеи Владимирской области.

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА


Для того чтобы владимирские памятники народной архитектуры обрели вторую жизнь в Музее деревянного зодчества в Суздале, была выполнена большая работа. Со второй пол. 1950-х гг. архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками проводились экспедиции по выявлению и описанию наиболее характерных памятников деревянного зодчества.
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося , одного из самых ранних в Суздале - XI в. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773 г.) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751 г.).


Церковь Димитрия Солунского

В 1968 г. исполком областного Совета народных депутатов принимает решение о создании в Суздале Музея деревянного зодчества Владимирской области, после чего процесс выявления таких памятников значительно активизировался. Многие объекты решением областного исполуома ставились на учёт и охрану как памятники деревянного народного зодчества.
Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области. Выявлены 38 построек, из которых 11 рекомендованы к перевозке в музей, остальные – к сохранению на месте. Каждая постройка,планируемая к перемещению, была на месте подробно изучена, описана, сфотографирована.
Проходило довольно длительное время от выявления памятника до его перевозки, реставрации и установки в Суздале, например, от выявления Преображенской церкви в селе Козлятьево Кольчугинского района до окончания её восстановления и реставрации в Суздале прошло 10 лет.
Автором генерального плана Музея деревянного зодчества в Суздале и проектов реставрации многих памятников музея стал архитектор Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов. Общее научное руководство осуществлял главный архитектор Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. Разборку и восстановление большинства объектов музея выполнили под руководством прораба Михаила Михайловича Шаронова плотники Суздальского участка мастерской – Юрий Семёнович Кисляков, Владимир Алесеевич Кокин, Герман Григорьевич Ветошкин, Александр Васильевич Андрианов, Анатолий Николаевич Назаров. За большой вклад в реставрацию суздальских памятников М.М. Шаронов в 2006 г. удостоен звания почётного гражданина Суздальского района.
Процесс перевозки, восстановления и реставрации в музее владимирских памятников деревянного зодчества в основном происходил в 70-х гг. ХХ в. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано всё, что дошло до нас из XVIII-XIX вв., не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.
В настоящее время на территории музея (4.2 га) расположено 18 памятников народной архитектуры, включающих церковные, жилые и хозяйственные постройки из 13 населенных пунктов Владимирской области.
Музей деревянного зодчества даёт представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.




Касса музея



Часовня из деревни Бедрино



Часовня из деревни Бедрино Судогодского района Владимирской области. XIX в.
Образец культовых построек типа ротонды.


Часовня из деревни Бедрино

Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трёхчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатёр с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Церковь, возведённая «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в музей являлась кладбищенским храмом села Патакино Камешковского района (бывший Владимирский уезд) и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. До закрытия в 30-х гг. ХХ в. в Воскресенской церкви отпевали покойников и по праздникам проходили службы.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В.Г. Добронравовым в 1893 г.





1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества.
1983 г. – очистка подполья, антисептирование и перестилка полов.
2004 г. – капитальная реставрация-переборка с заменой сгнившего материала (работы выполнены ОАО «Суздальреставрация»).
2006 г. – реконструкция интерьера сельского храма. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим мконостасом.
2008 г. – освящение алтаря церкви.














Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района Владимирской обл. XIX в. Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором.



Верхний этаж был жилым, нижний - занимала «ткацкая светёлка», рабочее помещение для наёмных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. На первом этаже - ткацкая мастерская. Здесь трудились наёмные работники. В помещении мы видим два ткацких стана, самопрялку, приспособления для перематывания нитей.
ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. После отмены крепостного права в 1861 г. крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер, втягивается в сферу действия акпиталистических отношений, что способствует дифференциации крестьянства на бедное, среднее и зажиточное. На бытовую культуру крестьян, особенно зажиточных, начинает активно влиять город. Наряду с тем, что изба сохраняет традиционную планировку и обстановку (встроенные лавки, полати, печь слева от двери), в ней можно видеть целый ряд предметов городской культуры (швейная машина, лампа - «молния», зеркало и др.).

Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX в.: изба - сени - клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать - символ достатка и благополучия.




Сани


Плуг и соха



Второй этаж


Русская печь

Бабий кут

Передний, «красный» угол










Первый этаж.
Сени и ткацкая светёлка.

Ткацкая светёлка – промысловая мастерская по изготовлению разных видов тканей ручной работы. Во Владимирской губернии во 2-й пол. XIX в. из местных промыслов самых распространенных был ткацкий. Зажиточные крестьяне устраивали у себя на дому ткацкие светёлки. Часто сырье брали в раздаточных конторах на фабриках, туже же сдавали готовую продукцию, иногда работали из своего сырья, а готовые ткани продавали на местных рынках. Работать в светёлке нанимались крестьянки из бедных семей. Тяжелые условия труда, длинный рабочий день, низкие расценки на готовую продукцию характеризовали работу в светелках.
В сенях на сновальной стене перематывали нитки, в бочках красили, применяя в основном естественные красители, в самой светёлке на ручных ткацких станках ткали готовое полотно.








Дом из села Илькино





Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.
Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка. Фасад украшен глухой резьбой. В доме воссоздан интерьер.
Слева от входа - русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, на печи спали. Перед печью - бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь. Справа от двери находится коник - мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал. По диагонали от печи - передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен - широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лён или занимались рукоделием.
Сени - неотапливаемая часть дома - соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть - неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения - служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор - комплекс подсобных хозяйственных построек - расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.

Двор









Сени




Клеть



Изба

ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки. Настил над дверью - полати, где спали дети. Лавка справа от двери – «коник», где спал, работал, хранил инструменты хозяин. Вдоль стен - неподвижные лавки, над ними – «полицы». На лавке вдоль правой стены работали женщины. Лавка идущая вдоль фасадной стены - парадная «красная». Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера - печь: пространство между нею и фасадной стеной - «бабий кут». По диагонали от печи – «красный угол», украшенный иконами. Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определённый достаток хозяина.


Ясли





Бабий кут

Передний, «красный» угол

Русская печь

Дом с мезонином


Дом с мезонином

Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района Владимирской обл.(2-я пол. XIX в.). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей.
Мезонин - верхний полуэтаж - включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.


Дом с мезонином. Ворота во двор.

Дом с мезонином. Вход с левой стороны.

Дом из села Каменево






Магазин сувениров «Русский лубок»

Дом из села Каменево Камешковского района (XIX в.) - типичный деревенский дом. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата: «1861».

Дом из села Васенино






Дом из села Васенино

Дом из села Васенино Вязниковского района (XIX в.) - типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву.


Русская печь


Бабий кут


Бабий кут

Рукомойник




Передний, «красный» угол


Санки


Коромысло

Крестьянская бытовая керамика. Кон. XIX – нач. ХХ вв.






Дом из села Васенино

Деревянные качели



Колесный колодец



Колёсный колодец из села Кольцово Селивановского района Владимирской обл. Сер. XIX в. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.



Ветряные мельницы

Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района Владимирской обл. XVIII в.








В XVIII – нач. ХХ вв. этот тип мельниц - восьмигранный сруб на четверике - был преобладающим во Владимирской губернии. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди – «воротила».
Привезённые в Суздаль из села Мошок Судогодского района, ветряки XVIII в. стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества.
В мельнице представлены традиционные предметы интерьера: деревянные и металлические меры для зерна и муки, льняное масло в стеклянной бутыли для смазывания механизма, деревянные лопаты и совки, фонарь, грохот и сито, мешки с мукой.



Интерьер создавался в соответствии с тем, как он изображался в художественной литературе, на живописных полотнах. В основу этой научной работы легли воспоминания старожилов, собранные и записанные сотрудниками музея-заповедника.


Макет мельницы в разрезе

Макет мельницы в разрезе выполнен мастером из Суздаля Куликовым В.Е.

Овины - зерносушильни





Овины - зерносушильни из села Никитино Селивановского района Владимирской области (XIX в.).
Овин - двухъярусное сооружение, в нижней части которого находилась печь, а вверху - площадка для снопов.

Амбар-лабаз

Амбар - лабаз из села Мошок Судогодского района Владимирской области (XIX в.). Типичный образец для Владимирского края хозяйственной постройки для хранения зерна и других продуктов.

Мастерская плотника

Почти каждый русский крестьянин умел работать топором, который на протяжении многих столетий оставался главным плотницким инструментом. Кроме топора у плотника были пилы, рубанки, скобели и другие инструменты.
Плотники так умели сплачивать (отсюда и плотник) бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Рядовой плотник мог не только срубить дом, но и сделать для него мебель: столы, лавки, посудные полки и т.д.
На выставке можно увидеть основные плотницкие инструменты XIX – нач. ХХ вв.





Ключи и замки

Крестьянский хозяйственный инвентарь. Кон. XIX – нач. ХХ вв.



Гуси

Беспородные, домашние гуси широко распространены в средней полосе России (Гусака зовут Гаврюша).





Колодец-ворот

Колодец-ворот (реконструкция) – самый распространённый тип колодца на рубеже XIX-ХХ вв. во Владимирской области.

Телега





Преображенская церковь





Деревянная Преображенская церковь

Преображенская церковь была построена в 1756 году в селе Козлятьево Покровского уезда Владимирской губернии (сейчас Кольчугинский район) на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой, демонстрировал финансовые возможности и вкусы заказчицы.
Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в её сооружении участвовали северные мастера.

В храме три престола: главный – Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г.
1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация.
1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности.
Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль.
1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви.
1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий.
2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва).
21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель.
Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара.



Баня черная из с. Новоалександрово Суздальского района 2-ой пол. XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались "черными" - наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.



Сельхозяйственные культуры и травы

Сельхозяйственные культуры и травы традиционные для Владимирской губернии XIX века.

Дом купцов Агаповых (XVIII в.)


Дом купцов Агаповых

В январе 2012 г. к территории музея присоединили дом купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома кон. XIX в. - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.
См. Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».


Три амбара на сваях XVII в. из с. Польцо








Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных - «День Огурца» , проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.
См. Детский музейный центр


Copyright © 2015 Любовь безусловная