Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.

Краткая биография Василия Перова

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

За годы обучения в училище он работает очень много. И его труд был вознагражден малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин — Сын дьяка». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик». Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Художник иногда пишет портреты. Он писал портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина и Достоевского. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном , поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова — Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир. Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком . Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.

Вскоре после рождения Василия, его отца уволили со службы, поэтому мальчику пришлось много переезжать из города в город.­ В 1842 году переболел оспой, в результате чего, у него осталось плохое зрение.

С 1843 по 1846 год учился в уездном училище города Арзамаса. С 1846 года начал посещать арзамасскую художественную школу, но закончить не смог. В 1852 году поступил в Московское училище живописи.

В 1862 году Василий женился на Елене Шейнс. Сразу после свадьбы они уехали в Европу и обосновались на несколько лет в Париже.

В 1869 году основал московскую группу передвижников, долгое время был членом правления. В 1872 году Перов женился второй раз - на Елизавете Другановой.

Самые главные картины: «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Птицелов», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Приезд станового», «Чаепитие в Мытищах», «Отпетый», «Рыболов», «Утопленница», «Спящие дети».

Скончался 29 мая 1882 года от чахотки. Похоронен художник в Даниловом монастыре, но позже останки были перенесены в Донской монастырь города Москвы.

Перов Василий Григорьевич родился 21 декабря 1833 года в Тобольске.

Поскольку Василий Перов являлся незаконнорожденным сыном мещанки Тобольской губернии Акулины Ивановой и губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера, судьба у него не выпала легкой. И даже венчание родителей не позволило Василию получить ни фамилии отца, ни его титула. В итоге талантливый русский художник Перов Василий Григорьевич получил свою фамилию по прозвищу, данному ему дьячком за аккуратное владение пером.
Отец Василия Перова был человеком образованным, из именитого рода Криденеров, но при этом обладал острым словом и неуживчивым характером. Поэтому ему часто приходилось менять место службы, в результате чего семья постоянно меняла место жительства. Василий Перов в детские годы подолгу находился у разных родственников.

Как-то отец пригласил в дом художника, и маленький Василий смог наблюдать за его работой и проявил к живописи большой интерес. Это, пожалуй, и определило его дальнейшую судьбу. Сначала Василий поступает на обучение в частную школу рисования Ступина в Арзамасе, а затем уже в двадцать лет в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества.

В период обучения он не остался не замеченным и получил свою первую награду – малую серебряную медаль за талантливо выполненный эскиз, а чуть позже и малую золотую медаль за картину «Первый чин».

По окончании учебного заведения Перов Василий Григорьевич, как было принято для способных выпускников, отправляется за границу для совершенствования своего профессионального мастерства. Этот период Перов создает цикл работ, посвященных быту парижан.

Но проживание и творчество за границей не слишком привлекают молодого художника. Его больше мотивирует Родина, непростая жизнь обычных людей. Поэтому он вскоре возвращается и создает ряд работ, таких как Тройка, Деревенские похороны, Утопленница и другие, которые вызвали большой резонанс в обществе своей пронзительностью и обличением ханжества и безразличия власть имущих к судьбе народа.

Перов Василий Григорьевич не был конечно каким-то революционером, но всегда оставался человеком не равнодушным. За период своего творчества он создал целый ряд замечательных работ, которые являются в настоящее время украшением Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также Художественного музея Беларуси.

Наиболее известные работы художника

Автопортрет. 1870
Сельский крестный ход на Пасхе. 1861
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862
Шарманщик. 1863 Мальчик, готовящийся к драке. 1866
Приезд гувернантки. 1866
Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866
Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867
Сцена у железной дороги. 1868
Странник. 1870
Птицелов. 1870
Трапеза. 1876
Суд Пугачева. 1879
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля. 1872
Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872
Отпетый. 1873
Ботаник. 1874
Прием странника. 1874
Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878
Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист). 1879
Странница в поле. 1879
Плач Ярославны. 1881
Спор о вере. 1881
Рыболов. 1871
Охотники на привале 1871

Перов Василий Григорьевич

Внебрачный сын чиновника, вышедшего в отставку и служившего управляющим имением, он провел детство в деревне. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером. В 1860 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был наиболее выдающимся его выпускником, а впоследствии и профессором этого училища. За успехи в училище получил Большую золотую медаль.

Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.


Чаепитие в Мытищах (1862)



Как-то забрели они (Перов с Прянишниковым) в Мытищи. И увидели под тенью деревьев, за столом сидит откормленный, краснорожий иеромонах, отдуваясь, пьет чай с блюдечка; у ног его саквояж, из которого торчит горлышко бутылки. За ним служка-чернец, стоя, пьет пустой чай, он не смеет сидеть в присутствии "святого отца". "Святой отец уже выпил целый самовар, а молодая девушка доливает еще. Так родилась картина "Чаепитие в Мытищах".

Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат - тянет руку за подаянием. Мы видим приколотую к его шинели медальку, - быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз. Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки - голодного и босого - рядом с равнодушным обжорством!

Гитарист - бобыль 1865.



Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами?

Охотники на привале (1870)



На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое. Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом - он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле - ружье, охотничья сетка, битая дичь.

Старики-родители на могиле сына. (1874)


Печальная поэтическая картина, навеянная романом Тургенева "Отцы и дети".

Тройка (1866)



Еще не закончив писать картину "Проводы покойника", Перов задумал другую - показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.

Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.

Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти "коренника", мальчика в центре "Тройки". Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов - старушку с мальчиком. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех. После долгих уговоров она согласилась. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Картина была написана.

"Тройку" впоследствии купил Третьяков П.М. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться - все плакала. Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где "был списан ее сынок". Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине, где изображен ее милый Вася. "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол. Много времени провела мать у картины Перова, никто ее не тревожил, и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. "Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!,"

Это бездонное человеческое горе всегда и везде умел видеть и видел Перов своим большим и щедрым сердцем.

Портрет А. Н. Островского, писателя. (1871)



Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А.Н.Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого Островского, которого хорошо знал. И он написал его таким, каким привык видеть дома,- в стареньком беличьем тулупчике. Он сидит на стуле, чуть наклонившись вперед, и смотрит на зрителей умными и добрыми глазами.

Портрет Ф. М. Достоевского (1872)


Крамской так сказал об этом портрете Перова:" Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще..." На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Высокий лоб, полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, скорбно сжатый рот, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий. Во всем его облике чувствуется и значительность, и трагизм, та скорбная поэзия, которая есть в произведениях самого Перова. Темный, сумеречный фон, на котором выделяется фигура писателя, создает ощущение горестной тишины и одиночества.

Последний кабак у заставы. (1868)



Несколько лет спустя после картины "Проводы покойника" Перов написал "Последний кабак у заставы". Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак "Расставание" понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.

"...Доля ты! -русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать!
Немудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!"

Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)



В этой картине художник поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х годов - бесправное тяжелое положение женщины. На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает "товар". Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.

Проводы покойника (1865)



Самое, вероятно, примечательное произведение Перова, очень созвучное с поэмой Некрасова "Мороз, Красный нос".

В последний раз везет Савраска своего хозяина на погост, тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей, ошеломленных страшной потерей. Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит вдова, мать. Сколько скорби в ее склоненной голове, в руках, согбенной спине! Горько у нее на душе, давят невеселые думы. Умер кормилец, муж - как ей теперь жить, как поднять детей!? Безотрадна судьба детей, так же, как и в произведении Некрасова:

"...Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзших лаптей
Да угол рогожей прикрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
...Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать..."

Савраска плетется, понурив голову. Остановилась, подняв голову, завыла собака. Не только животные, но, кажется, сама природа переживает с людьми их горе. Холод, ощущаемый в природе, печальные краски зимних сумерек, сдержанная гамма серо-желто-коричневых тонов подчеркивают сиротливость, суровую трагедию крестьянской семьи.

Птицеловы (1870)



Поэтическая картина, которую как-то подглядел Перов, гуляя по лесу. ...Старик лежит на траве на опушке леса и тихонько насвистывает на дудочке - приманивает птиц; рядом мальчик держит клетку. Лица у обоих серьезные, напряженные - вот-вот попадет в силок первая птица...

Рыболов (1870)



В этой картине художник запечатлел редкие минуты отдыха простого человека, радость от общения с природой...

Великий русский художник, не менее великий педагог, который вырастил больше десятка действительно больших живописцев.

Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

Владимир Стасов

Биография художника Василия Григорьевича Перова

Автопортрет

Художник Василий Григорьевич Перов родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Георгий (Григорий) Карлович Криденер в те времена служил прокурором в забытой богом Сибирской губернии, а мать, Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. На момент рождения Василия родители в браке не состояли и к маленькому человечку на долгие годы приклеилось позорное «незаконнорожденный».

Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родители обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика. И прозвище в последующем стало фамилией незаконнорожденного ребёнка.

Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса?

Барон Криденер был человеком весьма не сдержанным на язык – любил колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск. В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас. В Арзамасе семейство поселилось у родственников.

В период арзамаского жития-бытия барон Криденер получил место управляющего крупным имением Языкова, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия живописью. Через три месяца обучение закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца». На этом обучение Перова закончилось – матушка была категорически против такой учёбы.

А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.

В 1852 году Василий Перов приехал в Москву, а в 1853 году поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Этот педагог поселил у себя ученика, которому было негде и не на что жить, окружил поистине отеческой заботой и давал своему любимцы дополнительные уроки живописи.

Уже во время учебы, в 1856 году, Василий получил свою первую серебряную медаль за представленный в академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника». Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни. Хотя эта работа ещё и была тесно связана с традициями живописи уходящего 19 века, но именно она стала первой существенной вехой в творчестве Перова.

В 1857 году была написана картина «Приезд станового на следствие».

Приезд станового на следствие

За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали, а критики вынесли единодушный вердикт – в России появился «прямой наследник и продолжатель Федотова»:

Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей.

Следующей заметной работой художника стала картина «Сцена на могиле», которую Перов написал под непосредственным руководством Е.Я Васильева.

Сцена на могиле

Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.

Первые картины художника Василия Григорьевича Перова

В 1860 году, за картину «Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы», художнику Перову, Академией живописи, была присуждена малая золотая медаль.

Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы

Художник получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и переехал в Петербург. В столице, в 1861 году, были написаны картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

Сельский крестный ход на Пасхе

Проповедь в селе

За проповедь Перов получил Большую золотую медаль с правом поездки за границу в качестве пенсионера, а вторая работа была Академией отвергнута и… приобретена, для своей галереи, П.М. Третьяковым. По поводу этого приобретения В. Худяков написал меценату:

А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.

Споры разгорелись горячие и совсем не шуточные: известный критик В. Стасов хвалил художника за искренность и житейскую правду, точно подмеченные типы, а другой критик, М. Микешин, заявил, что подобные картины убивают высокое истинное искусство, унижает настоящую живопись, поскольку показывает неприглядные стороны жизни.

В 1862 году Перов пишет «Чаепитие в Мытищах».

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Это картина-контраст, картина-противопоставление: тучный праздный монах-чревоугодник с одной стороны, и солдат-инвалид, настоящий слуга отечества, которые просит милостыню. А ещё и мальчик поводырь, на которого невозможно смотреть без слёз.

Снова случился скандал, который мог бы очень плохо закончиться для Василия Перова… Художник быстро венчается с Еленой Шейнс и почти сразу, будучи пенсионером академии, уезжает в Европу.

Перов некоторое время живет в Германии, а затем переезжает в Париж. И отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России.

Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, - незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ.

Тем не менее, Василий Григорьевич много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё регулярно пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину.

В Европе были написаны картины «Продавец статуэток», «Шарманщик», «Савояр», «Тряпичники», «Музыканты и зеваки», «Нищие на бульваре».

Праздник в окрестностях Парижа

Продавец песенников

Парижские тряпичники

Шарманщик

Парижская шарманщица

В конце концов, просьбы художника о возвращении в Россию были удовлетворены – разрешение на досрочное возвращение было получено. Семейство Перовых возвращается в Москву и молодые поселяются в доме дяди жены художника Ф.Ф. Резанова.

Для конкурсов, которые проводили «Московское общество любителей художеств» и «Императорское общество поощрения художеств», Перов пишет картины «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна». Обе картины были награждены первыми премиями. И с этих картин начался новый этап в творчестве художника, который впоследствии был определён искусствоведами, как живопись «об униженных и оскорблённых.

Проводы покойника

Очередная у бассейна

Чистый понедельник

Известный критик В.В. Стасов, увидев эти работы художника написал:

Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, - у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе.

После «Деревенских похорон» художник пишет картины о тяжёлой жизни простых людей в России: «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Сцену на почтовой станции». Василий Григорьевич таким образом организовал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя. Смотрят с немым укором, без осуждения, обречённо и горько. Искусствоведы отмечают, что это обращение к зрителю будет характерно для целого ряда работ Перова того периода.

Приезд гувернантки в купеческий дом

За картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» Василию Григорьевичу было присвоено звание академика, а картина «Тройка» была выкуплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

На Всемирной выставке 1867 года были представлены картины художника «Проводы покойника», «Дилетант», «Тройка», «Первый чин» и «Гитарист-бобыль», которые были очень высоко оценены уже и зарубежными любителями живописи.

Дилетант

Гитарист-бобыль

Т. Торе-Бюргер писал:

Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.

Утопленница

Учитель рисования

Христос и Богоматерь у житейского моря

Академия художеств, в 1868 году, решила продлить пенсионное содержание Василия Перова на два года «за выдающие заслуги». В том же году художник получил первую премию на конкурсе «Московского общества любителей художеств» за картину «Сцена у железной дороги»

Сцена у железной дороги

Искусствоведы отмечали невероятную точность художника в передаче выражения лиц мужиков, которые впервые увидели паровоз.

Последний кабак у заставы

Дворник-самоучка

Художник продолжает писать жанровые картины, но всё больше времени уделяет написанию портретов, в которых старается обозначить новые для портретного искусства того времени перспективы; показать на художественном полотне не только материальную конкретность человека, но и его внутренний мир, его дух. Перов утверждал:

Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно.

По заказу П.М Третьякова был написан «Портрет писателя А.Ф. Писемского». А за «Портрет В.В. Безсонова» художник был награждён первой премией МОЛХ.

В.В. Безсонов

Ф.Ф. Резанов

В 1869 году Перов активно участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок, становится членом правления этой творческой организации.

В 1870 году за картины «Птицелов» и «Странник» Василий Григорьевич был удостоен званием профессора Академии художеств.

Птицелов

Странник

В семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Перова, наряду с написанием портретов, особое место заняли простые житейские сюжеты. Художник представил на первую выставку ТПХВ картины «Охотники на привале» и «Рыболов».

Охотники на привале

В 1871 году художник получает место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместо умершего С.К. Зарянко.

В 1871 – 1872 годах Перов, по заказу Третьякова, пишет целый ряд портретов русских писателей, учёных, государственных деятелей и купцов.

Портрет писателя В.И. Даля

Портрет Ф.М. Достоевского

Портрет А.Н. Островского

А.Н. Майков

И.С Камынин

М. Нестеров писал:

А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, - разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты.

После поездки на Волгу и Оренбургскую губернию художник задумал картину «Суд Пугачёва». В том же году Перов сильно простудился на охоте и у него «открылась чахотка».

Суд Пугачёва

На третьей выставке ТПХВ были представлены работы Перова «Пластуны под Севастополем», «Киргиз-каторжник» и «Старики-родители» на могиле сына».

Казаки-пластуны под Севастополем

Старики-родители на могиле сына

Киргиз-каторжник

Искусствоведы отмечают, что этот период в жизни художника, можно назвать противоречивым: в работах Перова можно отметить как уже возникавшие в творчестве живописца сюжеты и образы, так и новые религиозные, исторические и бытовые сюжеты.

Накануне девичника

Спящие дети

Приезд институтки к слепому отцу

К Троице-Сергию

В 1877 году В.Г. Перов выходит из членов Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в парижской Всемирной выставке, продолжает работу над образом Пугачёва – пишет несколько полотен, на тему Пугачёвского бунта, которые самого художника не удовлетворяют.

В этот период была написана картина «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Никита Пустосвят. Спор о вере

Монастырская трапеза

Христос в Гефсиманском саду

В последние годы жизни Василий Григорьевич пишет рассказы для журналов «Природа и Охота» и «Художественного журнала», создаёт несколько полотен на религиозную и бытовую тему.

Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист)

Странница в поле

Плач Ярославны

В конце 1881 года художник заболел тифом, потом воспалением лёгких. Эти болезни окончательно подорвали здоровье Перова и на 49-м году жизни великий русский живописец скончался в больнице на территории усадьбы Кузьминки в ближнем Подмосковье, и был похоронен на кладбище Данилова монастыря (впоследствии прах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря).