Страница 2

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными:

Прямоугольник с квадратом,

Шар с кругом, а затем с кубом,

Куб с квадратом, а затем с шаром,

Цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

а) взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар «всегда катится»;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);

д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).

Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур.

Как уже отмечалось, основной задачей обучения детей 5-6 лет является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.

Детям даются известные им фигуры, и предлагают руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры.

Вершина – это та точка, в которой соединяются стороны фигуры.

Стороны и вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью – саму фигуру.

На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу – стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры.

Угол (плоский) – геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами), выходящими из одной точки (вершины).

Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга – окружность.

В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, они приходят к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорят, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником.

Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы и стороны у квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов и приходят к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют по четыре вершины, четыре угла и четыре стороны, а у всех треугольников ровно три вершины, три угла и три стороны.

В подобных занятиях важно ставить самих детей в положение ищущих ответа, а не ограничиваться сообщением готовых знаний. Необходимо приучать ребят делать свои заключения, уточнять и обобщать их ответы.

Такая подача знаний ставит детей перед вопросами, на которые им, может быть, не всегда легко найти нужный ответ, но вопросы заставляют ребят думать и более внимательно слушать воспитателя. Итак, не следует спешить давать детям готовые приемы нахождения ответа.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наглядная геометрия для начальной школы

Урок 1 Путешествие в страну Геометрия. Знакомство с веселой Точкой Начнем урок Содержание

Наша школьная страна Не крутите пестрый глобус, Не найдете вы на нем Той страны, страны чудесной, О которой мы поем. В той стране живут фигуры, Линии, точки и тела, Треугольники, квадраты, Вот такие, брат дела! Пусть в эту страну Не идут, не идут поезда. Страна Геометрия Рядом с нами в школе всегда. Следующая страница Начало урока

Сегодня ты отправляешься в путешествие – в чудесную страну под названием Геометрия. Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять). На уроках геометрии ты научишься представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, чертить, рисовать, конструировать. И мы думаем, что ты полюбишь уроки занимательной геометрии. Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Мы хотим загадать тебе загадки. Отгадав их, ты узнаешь, какими инструментами пользуются на уроках геометрии Палочка волшебная Есть у меня, друзья. Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет, И большущий пароход. Сговорились две дуги, Делать дуги и круги. В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. Два конца, два кольца, Посредине гвоздик. Проверь себя Нажми сюда Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Веселая точка Верным помощником и экскурсоводом в стране геометрии будет веселая Точка. Из таких вот точек состоят линии. Точки рисуют или изображают легким прикосновением карандаша, а обозначают одной буквой латинского алфавита. A - а D - дэ G – гэ M – эм P – пэ T – тэ B – бэ E – е K – ка N – эн R – эр X – икс C – цэ F – эф L – эль O – о S – эс Y - игрек Хочешь выучить песенку веселой Точки? Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Практическая работа №1 (выполни в рабочей тетради) С помощью линейки отметьте одну за другой четыре точки. Дайте им имена. Отметьте красным карандашом две точки. Приложи к ним линейку. Отметь синим карандашом три точки, расположив их между красными точками. Отметь две точки на расстоянии 6 см одна от другой. Срисуй Нарисуй точки и по ним нарисуй такую же фигуру. Выполни все задания и проверь себя Начало урока Следующая страница Предыдущая страница

Подведем итоги: что означает слово «геометрия»? перечислите инструменты, которые нужны для работы на уроке. Домашнее задание: Петь песенку веселой Точки. Учите буквы латинского алфавита. Предыдущая страница Начало урока

Ответы на загадки Карандаш Циркуль Линейка Ножницы Вернись на урок

Песенка веселой Точки (мелодия русской народной песни «Во саду ли…») Доктор сделал мне укол, Братик капнул клей на пол, Мишку, моего соседа, Укусить оса успела. Так на фоне пустоты Все оставили следы. - Что же это будет, дети? - Точка! – хором мы ответим. Вернись на урок

Ответы на практическое задание №1 1. 2. 3. Вернись к заданию

Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять). Вернуться назад

Карандаш Циркуль Линейка Ножницы Вернуться назад

A - а D - дэ G – гэ M – эм P – пэ T – тэ B – бэ E – е K – ка N – эн R – эр X – икс C – цэ F – эф L – эль O – о S – эс Y - игрек Вернуться назад

Песенка веселой Точки (мелодия русской народной песни «Во саду ли…») Доктор сделал мне укол, Братик капнул клей на пол, Мишку, моего соседа, Укусить оса успела. Так на фоне пустоты Все оставили следы. - Что же это будет, дети? - Точка! – хором мы ответим. Вернуться назад

Урок 2 Радуга Начнем урок Содержание

Однажды малышу Гео приснился удивительный сон… Попал он на поляну в сказочный лес. Посмотрел себе под ноги и увидел красивый красный цветок. Не успел малыш как следует рассмотреть этот цветок, как на него села большая оранжевая бабочка. Захотел малыш разглядеть рисунок на ее крыльях, наклонился вперед, и вдруг бабочку спугнул большой мохнатый желтый шмель. Вдруг подул сильный ветер и шмель упал в зеленую траву. Малыш поднял голову вверх и увидел голубое небо, по которому летела синяя птичка, а в клюве у нее фиолетовый конверт (письмо для малыша Гео)… Задание на дом: Нарисуй у картинку, которую увидел во сне малыш Гео Следующая страница Начало урока Сон малыша Гео

Малыш раскрыл конверт и прочитал непонятные слова: КОХЛЕ ОХЛЕ ЖЕЛЕ ЗЕЛЕ ГЕЛЕ СЕЛЕ ФИ Он еще раз, теперь громко, произнес эти непонятные слова. И вдруг произошло чудо: над головой вспыхнула разноцветная радуга

Радуга Прояснилось небо, Засинела даль, Дождик словно не был, Речка – как хрусталь. Над речкою быстрой, Озарив луга, На небе повисла Радуга – дуга (Н. Образцов) Начало урока Следующая страница

Практическая работа №2 (выполни в рабочей тетради) Что общего между цветами радуги и теми, с кем встретился во сне малыш Гео? Сравни цвета радуги и непонятные слова, которые малыш прочитал в письме. Нарисуй радугу. Проверь себя Нажми сюда Домашнее задание: Приготовь загадки, стихи, считалки, песни о радуге Узнай у родителей, а как они запоминали цвета радуги Нарисовать картинку « Сон малыша Гео » Начало урока

КОХЛЕ ОХЛЕ ЖЕЛЕ ЗЕЛЕ ГЕЛЕ СЕЛЕ ФИ Вернуться назад

Однажды малышу Гео приснился удивительный сон… Попал он на поляну в сказочный лес. Посмотрел себе под ноги и увидел красивый красный цветок. Не успел малыш как следует рассмотреть этот цветок, как на него села большая оранжевая бабочка. Захотел малыш разглядеть рисунок на ее крыльях, наклонился вперед, и вдруг бабочку спугнул большой мохнатый желтый шмель. Вдруг подул сильный ветер и шмель упал в зеленую траву. Малыш поднял голову вверх и увидел голубое небо, по которому летела синяя птичка, а в клюве у нее фиолетовый конверт (письмо для малыша Гео)… Вернуться к домашнему заданию Сон малыша Гео

Урок 3 Сравнение величин. Взаимное расположение предметов Начнем урок Содержание

Сравните: Кто выше – корова или собака? Что шире – река или ручей? Укажи самую длинную, самую короткую палочку: Какая из машин ниже – легковой автомобиль или автобус? Следующая страница Начало урока

Что находится в центре картинки? Что расположено в верхнем левом углу? Что изображено в левом нижнем углу? Что находится справа от дома? Что расположено дальше от дома скамья или водоем? Предыдущая страница Следующая страница Начало урока

Посмотри на рисунок и назови по цвету, а затем по названию фигуры: … между … Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

На столе - мяч, апельсин, яблоко, клубок ниток. Какие из находящихся на столе предметов имеют форму шара? Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Практическая работа №3 (работа с ножницами) Отрежь от листа бумаги две полоски одинаковой длины. О них можно сказать, что они равны между собой или имеют одинаковую длину. Отрежь две полоски одинаковой длины и одинаковой ширины. Что можно о них сказать? Отрежь две полоски одинаковой длины, но разной ширины. Что можно о них сказать? Отрежь две полоски одинаковой ширины, но разной длины. Сравни их Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Упражнения на развитие внимания Чем похожи и чем отличаются эти две фигуры? (рис.1) Где больше квадратов – справа или слева? А где меньше? (рис. 2) Легче сравнивать в этом или предыдущем задании? Почему? Как называется фигура справа? Слева? (рис. 3) Рис.1 Рис.2 Рис.3 Предыдущая страница Начало урока Следующая страница

Домашнее задание Вырежи из цветной бумаги известные тебе геометрические фигуры и составь из них аппликацию (фигур можно быть столько сколько тебе потребуется; любого размера и цвета) Предыдущая страница Начало урока

Проверим домашнее задание Давай вместе споем песенку веселой Точки. А под песенку выполни в рабочей тетради следующее задание: отметьте шесть точек и дайте им имена (отличные от тех, что видишь на рисунке) Следующая страница Начало урока

Знакомство с прямой линией Давай споем песенку (мелодия из мультфильма «Бременские Музыканты») Ничего на свете лучше нету, Чем гулять друзьям по белу свету. По дорожке, по прямой дорожке, Ровной, гладкой ходят наши ножки. (2р.) Линия прямая, ты такая: Нету ни конца тебе, ни края, И начала тоже не найдете, Хоть назад или вперед пойдете. (2р.) Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Задание А теперь попробуй в тетради построить прямую линию. При этом всегда необходимо помнить свойство прямой линии: у нее нет ни начала, ни конца, и ты можешь изобразить только маленькую часть прямой линии. Какие инструменты тебе для этого потребуются? Проверь себя Нажми сюда Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Практическое задание №4 Добавьте к своей линии еще несколько прямых (если затрудняешься, то нажми сюда) Расположение прямых линий могло оказаться таким. Тогда линии будем называть: Разучи правило-рифмовки, которое поможет тебе усвоить понятие прямая линия Без начала и без края Линия прямая. Хоть сто лет по ней идти, Не найдешь конца пути. Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Закрепление изученного материала Какие прямые пересекаются (рис.1) Проведите прямую и отметьте красным карандашом три точки, лежащие на прямой, и зеленым карандашом три точки, не лежащие на прямой. Дай им имена. (проверь себя) Какие из точек лежат на прямой, а какие – нет (рис.2)? Проверьте, приложив к прямой линейку. (проверь себя) Отметьте красным карандашом точку. Проведите через нее прямую. Проведите еще несколько прямых, проходящих через красную точку. Сколько таких прямых можно провести? Отметьте карандашом две точки на расстоянии 7 см одна от другой. Проведите прямую через эти точки. Можно ли провести другую прямую через эти же точки? Сколько прямых можно провести через две точки? Следующая страница Предыдущая страница Начало урока а) б) в)

Задания на смекалку Раскрасьте мячи в красный, желтый и зеленый цвета так, чтобы порядок следования мячей в каждом ряду был различным. Проверь себя Нажми сюда Следующая страница Предыдущая страница Начало урока

Домашнее задание Петь песенку Начертить вертикальную, горизонтальную и наклонную прямую. Предыдущая страница Начало урока

Песенка веселой Точки (мелодия русской народной песни «Во саду ли…») Доктор сделал мне укол, Братик капнул клей на пол, Мишку, моего соседа, Укусить оса успела. Так на фоне пустоты Все оставили следы. - Что же это будет, дети? - Точка! – хором мы ответим. Вспомнил? Тогда возвращайся

Вернуться назад

Вернуться назад

Ответ на задание Вернуться назад

Песенка (мелодия из мультфильма «Бременские Музыканты») Ничего на свете лучше нету, Чем гулять друзьям по белу свету. По дорожке, по прямой дорожке, Ровной, гладкой ходят наши ножки. (2р.) Линия прямая, ты такая: Нету ни конца тебе, ни края, И начала тоже не найдете, Хоть назад или вперед пойдете. (2р.) Вернуться к домашнему заданию

Вернуться назад

М, А, К – лежат на прямой Х, С – не лежат на прямой Вернуться назад

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Появляются статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также различные пособия для учащихся 1-4-х классов в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал.

В числе таких пособий − Тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов:

  1. 1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
  2. 2-й класс, автор Н. Б. Истомина;
  3. 3-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
  4. 4-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько.

Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Согласно этой концепции приоритетной целью курса является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.

В русле геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях.

К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей.

Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту.

Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

а) данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

б) логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

в) богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;

г) результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 1 − 4 и 5 − 6 классах;

Анализ и обобщение опыта использования Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные занятия по наглядной геометрии в виде факультатива (примерно 1 раз в неделю). Причём, как показала практика, работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Ориентируясь на методические рекомендации к Тетрадям, учитель может внести коррективы в планирование занятий.

Уважаемые учителя! При подготовке и проведении внеурочных занятий по «Наглядной геометрии» следует систематически выделять время для моделирования и конструирования, организуя практические работы школьников с бумагой, пластилином, цветным пластиком и т.д. Если есть возможность, советуем систематически использовать на занятиях интерактивную доску или проектор в различных ситуациях, как для демонстрации задания учащимся, так и для фронтального обсуждения полученных результатов.

Краткая характеристика содержания Тетрадей

«Наглядная геометрия» для 1 – 4 –го классов

1 класс

1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей.

3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.

2 класс

1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

3 класс

1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

4 класс

1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры.

2. Пересечение фигур. Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.

4-й класс. Примерное планирование занятий

№ занятия

Цель занятия

Номера заданий

Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения

Познакомить школьников с конусом как телом вращения

Познакомить детей с шаром как телом вращения

Познакомить учащихся с усеченным конусом

Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах

Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

Познакомить учащихся с развертками тел вращения

12, 13

12, 13

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах

Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить

15, 16

Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости

Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении

18,19

Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел

Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения

Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения

Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела»

Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой

Конспект занятия по кружку "Наглядная геометрия» в 1 классе

Тема: Плоская и кривая поверхность.

Цели :

    Продолжить формирование у первоклассников представление о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.

    Учить сравнивать, доказывать и опровергать; ориентироваться в пространстве.

    Развивать внимание, мышление, память.

    Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

2.«Мозговая гимнастика» ( стимуляция мыслительных процессов)

1.Дышать глубоко, расслабить плечи, уронить голову вперёд, позволить голове раскачиваться из стороны в сторону. (30 сек)

2. «Ленивые восьмёрки» (активизация структуры мозга, обеспечивающей запоминание) – сначала рисовать восьмёрки то левой, то правой рукой в горизонтальном положении, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь) –

«наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки (3 раза)

4.Мограйте на каждый вдох и выдох.

3. Актуализация.

Ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие в необычную страну, которой нет на карте, но в которой мы с вами уже бывали. Что же это за страна? (геометрия)

А как называется наш кружок? («Наглядная геометрия»)

4.Разминка. (Создание положительного эмоционального фона, подготовка к активной познавательной деятельности)

А начнём мы занятие с разминки. Отвечайте на мои вопросы как можно быстро.

Какое сегодня число? День недели? Месяц? Какой он по счёту? А какой был перед ним?

Сколько глаз у одной мышки? А у двух? А у четырёх?

Сколько пальцев на левой руке? А на правой ноге?

Сам алый сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Что это?

Как называется столица России?

У кого рога длинней хвоста? (у оленя, у лося)

Молодцы!

5.Повторение.

Сейчас давайте повторим с какими фигурами мы встретились с вами, путешествуя по стране «Геометрия»

(на доске рисунок, дети называют знакомые фигуры)


6. «Физминутка с Пандой» (презентация)

7. Новый материал.

Покажите мне поверхность вашей парты, учебника. Какая это поверхность?(плоская)

Покажите мне внутреннюю и внешнюю поверхность стакана.

А какая поверхность стакана будет плоской? Какая кривой?

Как же отличить плоскую поверхность от кривой? (можно при помощи ладони, если движение руки не меняется, то поверхность будет плоская, а если же меняется, то кривая)

Я обратилась к «Толковому словарю» и вот как там поясняется значение слов «плоский» и «кривой».

«Плоский – это ровный, без возвышений и углублений, гладкий, прямой. Кривой – это изогнутый, непрямой)»

8.Закрепление. Работа в тетрадях.

Посмотрите на задание № 62. Найдите на рисунке плоские поверхности и закрасьте их в жёлтый цвет. Кривые поверхности закрасьте зелёным цветом.


А теперь посмотрите на рисунок на доске и назовите мне под какими номерами плоские фигуры?(2, 4, 6, 7, 9, 10) А теперь посмотрите на оставшиеся фигуры. Что можно сказать о них? (у них одни части фигуры плоские, а другие кривые)


9.Развитие внимания.

Следя глазами посмотри, где кончается каждая линия.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

10.Самостоятельная работа.

Ребята теперь самостоятельно выполните задание № 63

11.Итог занятия.

Как называются фигуры, которые мы сегодня учились с вами распознавать?

Чем же отличается плоская фигура от кривой?

Давайте повторим, какие геометрические фигуры мы знаем. Угадайте загадки о геометрических фигурах.

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб).

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Часть от линии возьмем
И фигуру назовем
Не куском – уж слишком резко,
А, наверное,…. (отрезком).


В математике она
Пригождается всегда:
Без хвоста от запятой
Всем нам кажется простой.
И в конце, закончив строчку,
Мы поставим, братцы, …. (точку).

По фигуре пролегла
Очень тонкая игла:
Не черта и не прямая,
Что ж за линия такая?
В математике живуч
Этот очень ровный… (луч).

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Под линейку я рисую
Очень ровную, простую
Всем заметную черту.
Как фигуру назову?
Не спеши, а рассуждай
И ответ скорее дай. (Линия).

12.Рефлексия.