Тезаурус понятия социально-культурная деятельность.

Один известный российский поэт писал: «Понятие... растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его». Наделять определенным смыслом – это и есть основное назначение любого словесного атрибута (от латинского «attribuo» – наделяю). Само слово «атрибут» трактуется сегодня как «устойчивый отличительный признак, неотъемлемое свойство чего-либо». Но дело в том, что, как писал другой известный российский поэт, «слова у нас в привычку входят», часто даже не успев обрести единые для всех атрибутивные признаки.

Причем, что особенно странно в последнее время, многим столь привычно звучащим в нашем обиходе словам, как говорится, без году неделя. И речь идет не о модных словечках молодежного сленга, не об англицизмах, пропитавших российскую лексику. Нет, привычка употреблять новые слова и словосочетания, не задумываясь об адекватности лексических нововведений реальным процессам, которые ими сигнифицируются, начинает поражать и научную, и образовательную терминологию. Практика профессиональной деятельности учреждений культуры и образования оказалась более консервативной и не спешит брать на вооружение предлагаемые ей учеными и педагогами неологизмы.

Конечно, атрибут «социально-культурный» не попытается понять и принять сегодня только ленивый. После экспроприации старых, терминов он уже активно «работает» в новом информационном поле. Мало того, образовалось целое лексическое гнездо, все лексемы которого столь же легко усвоялись нашей устной и письменной речью: «социально-культурная сфера», «социально-культурная деятельность», «социально-культурное образование», «социально-культурные учреждения», «социально-культурные технологии» и т.п.

В формулировках названий современных диссертаций по культурологии, социологии, теории и истории культуры запестрели знакомые нам, педагогам СКД, словосочетания: «социально-культурные основания», «социально-культурное развитие», «социально-культурные аспекты».

Что же такое «социально-культурный»? Конечно, если попытаться определить семантическое содержание этого словосочетания чисто морфологически (т.е. структурно) и этимологически (т.е. опираясь на этимоны – первоначальные значения составляющих это словосочетание понятий), то понятие «социальный» (от латинского «socialis» – общественный, связанный с обществом) можно трактовать как «общественно значимый», «общественно востребованный», «общественно полезный», «общественно организуемый», «общественно управляемый» и т.п., а понятие «культурный» (от латинского «cultura» - возделывание, взращивание, воспитание, развитие) можно интерпретировать и просто как «имеющий отношение к культуре», «содержащий культуру», но и как «формирующий культуру», «приобщающий к культуре», «культуроорганизующий» и «культуроразвивающий».

Студенты одной из групп, овладевшие на занятиях способами логического определения понятий, этимонами интересующих нас слов и их современными дефинициями, так определили понятие «социально-культурная деятельность» (значение слова «деятельность» они выясняли и по В.И. Далю, и по С.И. Ожегову, и по современным словарям, энциклопедиям и справочникам): «Социально-культурная деятельность – это общественно значимая и управляемая форма проявления активности человека, приобщающая его к культуре».

Теперь понятие «социально-культурная деятельность». Как оно соотносится со своими ближайшими предшественниками – «культурно-просветительная работа» и «культурно-досуговая деятельность»? В курсе лекций по СКД, в котором мы называем 6 основных наименований общественно организованной деятельности по активизации свободного времени населения: «внешкольное просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность». Если первые три термина «пережили» свое историческое время в России и отражали в каждый из конкретно-исторических периодов ее развития соответствующие направления, совокупность учреждений, форм, содержание и характер деятельности, ее субъекты и объекты, то последние три из шести названных нами терминов функционируют в нашей лексике и сейчас, в начале ХХΙ века, имеют свои объемы понятия и, полагаем, свою сферу применения. Употреблять их в профессиональной речи как тождества, или только как терминологические модификации – это, на наш взгляд, значит закрывать глаза на серьезные и реальные перемены в современной науке, не замечать их в практике, упрощать в образовании. Сама жизнь настоятельно задает нам вопросы, касающиеся точности наших профессиональных и образовательных терминов. Ведь если, например, в качестве хитрой уловки определить понятие «социально-культурное образование» как «процесс подготовки профессиональных специалистов социально-культурной сферы», то сразу же возникает вопрос «что такое социально-культурная сфера?», тут же необходимо различение таких существовавших ранее или бытующих сейчас понятий, как «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «культурно-образовательная сфера», «культурно-досуговая сфера». И проведение таких крайне необходимых и ученым, и педагогам, и управленцам операций с крайне важными для всех нас дефинициями не имеет, на наш взгляд, ничего общего с тем, что некоторые называют «терминологическим жонглированием». Если уж мы действительно хотим иметь в современной России социально-культурное образование как системно организованный процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для социально-культурной сферы, то все элементы этой системы должны быть четко выявлены, обозначены, взаимосвязаны и определены в одном, столь же системно организованном терминологическом поле.

Вне всякого сомнения, должен быть в этом поле и термин «социально-культурная деятельность». Основной целью социально-культурного образования должна быть подготовка специалистов по социально-культурной деятельности. Казалось бы, два очевидных, логически взаимосвязанных суждения.

Но и в теории, и на практике проблемы этой взаимосвязи еще очень ощутимы. В теории на это уже вынуждены обратить внимание многие специалисты. Авторы первого учебного пособия по СКД Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников («Основы социально-культурной деятельности», 1995 и «Социально-культурная деятельность», 2004) с первых же строк предупреждали специалистов: «Чтобы по-настоящему разобраться в сложной диалектике происходящего, увидеть подлинную сущность, природу и тенденции социально-культурной деятельности, следует отказаться от эффектных, но поспешных дефиниций...». Профессор В.Е. Новаторов, выступая недавно с докладом в Иркутске на межрегиональной научно-практической конференции с вечно актуальным названием «Кадры культуры и культура кадров», посетовал, что «понятие «социально-культурная сфера» сегодня трактуется исключительно широко. Она, в частности, включает в себя привычные для нас культуру и искусство, а кроме того, охватывает физическую культуру и спорт, туризм, здравоохранение, образование, отдельные стороны социальной работы. К социально-культурной сфере относят сегодня и средства массовой информации, включая радио, телевидение, печать, книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, Интернет-системы и пр.». Оказывается, в этом и без того широком перечне социальных институтов и видов деятельности, включаемых, по мнению В.Е. Новаторова, в сегодняшнюю трактовку понятия «социально-культурная сфера» (СКС), есть еще «и пр.», т.е. и прочие, иные виды деятельности, не вошедшие в этот бесконечный список.



Ю.А. Помпеев в своем учебном пособии «Экономика социально-культурной сферы», изданном в Санкт-Петербурге, совершенно правильно начинает пособие «с определения основных терминов, составляющих наименование учебного курса». Вот его определение: «социально-культурная сфера – составная часть национальной экономики, связанная с выполнением государством его социальных (от лат. sоcialis - общественный) функций в рамках межличностных и товарно-денежных отношений между людьми. Эта сфера представляет совокупную социокультурную организацию общества и, в соответствии с Законом «О бюджетной классификации РФ» (1996), включает в себя следующие группы или отрасли:

· культура, искусство и средства массовой информации;

· образование и профессиональная подготовка кадров;

· здравоохранение;

· физическая культура и спорт;

· социальное обеспечение».

Это хорошее определение с четко обозначенной структурой, с законодательным источником, гарантирующим правовые основания для использования такого определения и такой структуры СКС в образовании и на практике. Но к сожалению его не используют. В реальной управленческой практике такая насыщенная структура составляющих больше соответствует объему понятия «социальная сфера», которое по-прежнему активно употребляется и в научной, и в образовательной, и в профессионально-практической лексике. Зачем же подменять понятие «социальная сфера» понятием «социально-культурная сфера»?

Почему же такой безразмерный подход бытует в науке не только по отношению к СКС, СКД, СКО, но и прочим образованиям, в названии которых присутствует атрибут «социально-культурный». Думается, этому можно найти несколько объяснений. Одно из них – все более возрастающая у нас мода на преимущественно мозаичный, количественный, статистический способ определения понятий, вытесняющий в нашей науке более точно отражающий суть того или иного предмета, явления логический способ определения понятий. Культурологам известен, например и аналогичный подход к определению понятия «культура» выдающимся английским этнографом и историком Э.Б. Тэйлором, который впервые был реализован им в монографии «Первобытная культура» и получил позднее у культурологических системологов и классификаторов сразу и наименование «социологический подход», и критическую оценку: «любой даже обстоятельный, перечень всегда грешит неполнотой». Определение понятия «СКС» таким вот мозаичным, перечислительным способом и порождает включение в объем определяемого понятия, как, говорят ныне рекламисты, входящие и не входящие в него элементы. Второй причиной существования такого, во многом эклектичного, перечня является, на наш взгляд, свойственное каждой новой отрасли знаний первоначальное расширение объемов объектов и понятий, включаемых в предметное поле науки за счет явлений и терминов смежных отраслей познания. Наконец, следует иметь в виду, что сами атрибуты «социальный» и «культурный» настолько полисемичны, настолько широки по спектру употребляемых в человеческой речи значений, что каждое из них в отдельности зачастую почти полностью отождествляется с такими глобальными понятиями, как «общественный», «духовный», «человеческий». Это возможные значения только отдельно взятых понятий. А в словосочетаниях?! Вот еще почему, мы полагаем, возникают такие проблемы с толкованием терминов «социально-культурная сфера» или «социально-культурная деятельность». Не случайно, В.Е. Новаторов в указанной нами статье, дав приведенное выше определение, –иронично пишет: «все, что в социально-культурной сфере планируется и осуществляется, именуется теперь социально-культурной деятельностью». И все же далее и он вынужден сделать совершенно естественный и разделяемый всеми, кого волнуют те же проблемы, вывод: «Тем не менее для более глубокого и предметного осознания в социально-культурной сфере проблем полезно привести здесь хотя бы одно определение социально-культурной деятельности».

«Социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре».

Мы рады, что в результате нами было составлено определение, которое В.Е. Новаторов назвал «лаконичным и емким», а Н.Н. Ярошенко в 23-м выпуске «Ученых записок» МГУКИ, положительно оценивая примененный нами публично-аналитический метод поиска оптимальной дефиниции, при котором «мы становимся соучастниками процесса выработки авторского варианта понятия», отмечает, что «в теории социально-культурной деятельности это, пожалуй, первый случай столь откровенной демонстрации процесса генерации понятия». Позитивно относится он и к итоговому определению нашего понятийного анализа: «Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» . Подчеркнута нами в этом варианте определения новая составляющая видовой специфики СКД, указывающая на субъектную роль человека в процессе его приобщения к культуре, организуемом и управляемом обществом и его социальными институтами.

Но и в этом, казалось бы, достаточно идентифицированном по отношению к реальному содержанию и функциям СКД определении есть, и по мнению автора, и с точки зрения четко уловившего это Н.Н. Ярошенко, все тот же недостаток, который мы обозначили в самом начале нашей статьи. Н.Н. Ярошенко указывает на этот недостаток довольно точно: «Социально-культурная деятельность, будучи, по В.В. Туеву, процессом приобщения к культуре, оказывается безразмерной, предельно широкой, а следовательно, лишенной специфики. Ведь приобщение к культуре – это процесс повсеместный, и, к счастью, он управляется обществом постоянно» .

Нам представляется, что первоочередной задачей в процессе научно-концептуального обеспечения профессиональной подготовки новых кадров культуры является формирование понятийно-категориального аппарата социально-культурной науки, решение ее актуальных терминологических проблем. Кстати, о «новом» термине. В принципе он не такой уж и новый. Уже в 50-х годах двадцатого столетия выдающийся французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье вместо более общих понятий, таких, как «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурная деятельность» , которую он определяет «как сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности».

Основная цель СКД, как полагает Ж.Р. Дюмазедье – это активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре.

Термин «СКД» (его определение) и сама идея СКД как универсально приемлемого общественного механизма приобщения людей к культуре в концепции Ж.Р Дюмазедье неразрывно связаны с разработанными им глобальными проектами социальной и культурной демократизации общества, народного воспитания и социологии досуга.

В российской науке термин «социально-культурная деятельность» был введен и концептуально интерпретирован в 1974 году профессором М.С. Каганом в его монографии «Человеческая деятельность». В ней видный российский культуролог дает очень расширенное толкование этого понятия. Рассматривая человеческую деятельность как двухуровневую биосоциальную систему, М.С. Каган первым уровнем этой системы считает биологическую жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, социально-культурную, или специфически человеческую деятельность. «У человека, – пишет М.С. Каган, – биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде».

В. свою очередь, социокультурную деятельность известный специалист по морфологии искусств и культуры дифференцирует на пять основных видов:

– преобразовательную,

– познавательную,

– ценностно-ориентационную,

–коммуникативную,

– и особым образом отражающую их художественную деятельность. Видимо, сущностная специфика человеческой деятельности заключается прежде всего, как считает М.С. Каган, «в социокультурной деятельности человека как общественного существа».

Социально-культурная деятельность (далее СКД) – один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. В связи с трансформациями в политической, экономической и духовной сферах значительно изменились содержание и формы СКД, которая в кризисные периоды обладает огромной силой эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм СКД способствует духовному возрождению общества.

В целом, понятие социально-культурной деятельности (далее СКД) достаточно широкое.

Cледующее определение звучит так: «социокультурная деятельность, как социально ориентированная работа человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью, распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека, или, как ее называют, досуговую».

Таким образом, социально-культурная деятельность – это деятельность по приобщению человека к культуре. В этом определении есть субъект деятельности – это общество, объект деятельности – человек, цель деятельности – приобщение человека к культуре.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие "культура" используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин - философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии "социальная культура", которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура - это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

  • гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
  • социально-информационная (аккумуляция, храпение и передача социального опыта);
  • коммуникативная (функция социального общения);
  • образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
  • регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
  • интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая - развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые - духовную.

Материальная культура - это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое - все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. П. Мёрдок (1897-1985), который выделил более 70 универсалий - общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем - в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм - это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить "варваров" в свою веру, попытки навязать тот или иной "образ жизни" и т.д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

Социально-культурная деятельность - это процесс, который направлен на формирование условий для самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением и прочим. Менеджер принимает участие в формировании удовлетворительной среды и инициатив населения в области досуга, в решении задач религиозной, историко-культурной, экологической сферы, проблем семьи и детей, используя своеобразные формы и методы.

Признание и общественное положение действий в большей степени зависят от уровня разработанности теоретических основ, раскрывающих цели, предмет, функции, закономерности. Социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов. Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других разных возрастов. Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом. При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением, оздоровлением и прочим, учитываются потребности и

Социально-культурная деятельность характеризуется глубокой индивидуальной направленностью. Это связано с тем, что она несет черты, которые определяются общественно-политической и биологической структурой личности. Следует сказать, что рассматриваемая деятельность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для нее характерна целенаправленность. Цель, поставленная сознательно, приводит процесс в движение. Так, предварительная продуманность после определения задач, анализ той ситуации, в которой будет происходить действие, выбор средств и методов достижения определяют последовательность деятельности в общественно-культурной сфере.

При рассмотрении основных черт особенным образом выделяется развивающий, гуманитарный характер. Это связано с тем, что в своей основе деятельность обладает культурными целями.

Анализ сущности рассматриваемого организационного процесса отражает взаимодействие творческих, репродуктивных, а также смешанных (репродуктивно-творческих) элементов. Формирующая деятельность считается необходимым условием в существовании и развитии человека. Репродуктивность является неизбежной и обязательной во многих формах досуговых занятий,

Сначала определимся, Что же такое социально-культурная деятельность? По Ариарскому М. А. Социально - культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

В своей работе «Социально-культурная деятельность» Красильникова и Чижов подробно рассматривают вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации, который имеет несомненное методологическое значение.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность».

Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и в нерабочее/в неучебное время.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельности.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных начал, безусловно стимулирующих социально-культурную активность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Красильникова и Чижов отмечают, что становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий. Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

В своей книге «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников пишут, что характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров ХХI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

В своей работе «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников отмечают, что значение народной художественной культуры и профессионального искусства России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоёв населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.

Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.

Возникновение понятия «СКД» связано с философским, культурологическим, педагогическим обоснованием термина.

Предшествующие понятия «образование», «просвещение», «политико-просветительная работа», «культурно-массовая работа» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятия «культурно-просветительная работа», которая трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся. Такая трактовка базировалась на субъект - объектной модели организации досуга населения. Сущность этой модели заключалась в том, что население рассматривалось в качестве объекта, который надо просвещать, воспитывать, направлять в «светлое будущее».

Если говорить об идеологической основе социально - культурной деятельности , то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, самостоятельность людей, так как в основе социально - культурных процессов находится субъект - субъектная модель организации культуры досуга, где народ сам является субъектом социально - культурной деятельности.

Как самостоятельная работа область познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности на активное участие личности в конкретной социальной среде, выбор адекватных форм участия в социально-культурных процессах. Это связано:

С развитием демократических процессов в мире;

С движением за права человека;

С ростом потребности во внутренней свободе;

С возможностями творческого самовыражения и самореализации.

Основные сферы реализации СКД:

Досуг и досуговая деятельность;

Образование и карьера;



Худ. культура и искусство;

Социально-культурная реабилитация и поддержка;

Межкультурное сотрудничество и коммуникация.

Под СКД следует понимать свободное взаимодействие людей по производству, сохранению культурных ценностей, в ходе которого изменяются:

Отношения и связи между людьми;

Сами люди;

- окружающий их мир (по В. Е. Триодину, профессор кафедры СКД СПбГУКИ )

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, профессора кафедры СКД МГУКИ).

Понятие «социально-культурная деятельность» отличается от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социальная работа».

Термин «культурно-досуговая деятельность» сосредоточен на любительской, т.е. непрофессиональной культурной деятельности в часы досуга, отдыха, поэтому термин «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как обозначение досуговой части социально-культурной деятельности.

Социальная работа определяется как деятельность государственных и общественных учреждений и организаций, незащищенных поддержке слоев населения: забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан и т.д.

Основные направления социальной работы:

а) материальная, финансовая, правовая поддержка (льготы, доплаты, правовые консультации)

б) физиологическая помощь (клиники, реабилитационные центры, уход за немощными, приюты и т.д.)

в) психолого-педагогическая помощь: телефоны доверия, вовлечение в общественную, спортивную, культурную жизнь.

Опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность» , расширяют его значение вводя следующие понятия «социально-культурный менеджмент », «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др.

Культурная деятельность - деятельность по выявлению, сохране­нию, формированию, распространению и освоению культурных ценно­стей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имею­щие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организа­циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник , субъект культурной деятельности - физи­ческое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности, проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживаю­щих на территории Российской Федерации -это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культур­ные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Функции СКД («функция» от лат. – «назначение, роль») – максимальное развитие самодеятельности, инициативы, предприимчивости, социально-культурной активности людей.

Основные функции: развивающая, информационно-просветительная,культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

1. Развивающая – благодаря ей, все остальные функции связаны в единый узел. Подразумевает производство новых знаний, норм, умений, навыков.

2. Информационно-просветительная - подразумевает педагогическую образовательную и самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний, получение необходимой информации. В отличие от школ, вузов информационно - просветительная деятельность СКД:

1) основана на добровольности, инициативе, самостоятельности людей;

2) обеспечивает полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

3) Опирается на более широкий, чем в учебных заведениях арсенал средств, форм, методов, знаний, навыков, умений;

4) Продолжает,дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников

3. Культуротворческая деятельность : компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого Виды культурно-творческой деятельности: социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проект в и инициатив в культурно-досуговой сфере. Это деятельность самоуправления сферой культуры, досуга, спорта, работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ, выполнение эпизодических общественных поручений.

Самодеятельное художественное творчество характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Сокращается число коллективов и участников в них (любительские театры, академические хоры, оркестры народных инструментов). Растет престиж современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Научно-техническое творчество - это развитие станций юных техников, юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессии, Проблемы, обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

Прикладное творчество это фольклорные различные виды народных промыслов и ремесел.

Это создание в регионе центров и пунктов, мастерских, артелей, кооперативов, работающих на материале культурных местных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность это активное культуротворчество самого населения, которое характеризуется ростом социально активной деятельности детей и подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, -этнические нормы, и оценки укрепление социальных связей и формированием культурного облика самобытного культурного лица своего края, города.

Фольклорное движение охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел.

Под художественными ремеслами подразумевают изготовление вещей, которые обладают особыми, час то неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором и традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют органичную часть культурного населения.

4.Рекреативно-оздоровительная функция это разработка и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, устранение производственного напряжения и развивающего воздействия. Эта функция ориентирована па досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный. Общий признак: неформальное общение, игровая деятельность, танцы, проведение зрелищных мероприятий, занятия любительских объединений, реализация программ выходного дня.

Вывод: основные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей сово­купности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых заня­тий.