Дело в том, что сам Дали скульптуры вообще не отливал: приводят сведения,что в 1969 - 1972 годах он воплотил в объеме сюрреалистические образы в... воске. В своем доме в Порт-Лигате (как написал биограф Дали - Робер Дешарн), художник порой выходил к бассейну и несколько часов посвящал лепке. Ну, а потом начинается старая, как мир, история о жажде денег и неразборчивости Дали в средствах: поначалу, в 1973 году, Дали заключил договор с испанским коллекционером Исидро Клотом, который купил восковые фигуры и изготовил четыре серии отливок в бронзе. Собственно, это и есть самые «подлинные скульптуры Дали». Первую серию коллекционер оставил себе, остальные пошли путешествовать по миру, попутно... размножаясь. Уже в преклонном возрасте Дали продавал права на воспроизведение скульптур, их отливали многократно,порой - в увеличенном размере, и именно поэтому порой на рынке появляется «скульптура Дали» по сравнительно доступной цене. Аукционы Sotheby’s и Christie’s целых два года вообще отказывались принимать к продаже «скульптуры Дали». Что и говорить о выставках скульптур Дали - образы, конечно, подлинные, но все это - копии копий. То-то просчитались в 2013 г. грабители, которые, может, думали выручить миллионы за похищенную с Парижской выставки работу - знаменитые «растекающиеся часы»!











Более-менее подлинниками можно считать, например, такие объекты, как «Венера Милосская с ящиками» (1936), с которой художник Марсель Дюшан по просьбе Дали изготовил сделал отливку. Гипсовая Венера - настоящая. А вот ее сестры-близнецы той же формы - опять таки, «пошли в тираж».

Оригинален и «Ретроспективный бюст женщины», созданный Сальвадором Дали в 1933 г. для Сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж). На фарфоровый бюст женщины водружен батон хлеба (шляпка - сюр!) и бронзовая чернильница - образ картины «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле. Плюс муравьи на лице, бумажный «шарфик», початки кукурузы на плечах. Просто пародия на моду! Оригинал которой испортила... собака Пикассо. Выставку посетил художник с питомцем, и пес сожрал батон! Весь замысел, буквально, псу под хвост... Теперь «реконструкция» работы, но уже с «ненастоящим» батоном, находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.

Самый известный дизайнер-сюрреалист - Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.

Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.

Анатомия

Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело - объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения - отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.

Губы и глаза

Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.

Гений сюрреализма, Сальвадор Дали, считается одним из самых известных художников XX века. Об этом замечательном испанском чудаке снят не один биографический и художественный фильм, написаны тысячи интереснейших книг и песен – творчество легендарного и изобретательного умельца еще не одно столетие будет вызывать повышенный интерес всего человечества. На собственном примере одаренный испанец умудрился доказать, что внутри каждого человека живет целая вселенная со своими странностями и тайнами. Являясь по сути не просто художником, а чем-то вроде культурного мема глобального масштаба, Сальвадор Дали полностью перевернул представление многих обывателей о живописи с ног на голову.

Созданные руками мастера произведения искусства многослойны и наполнены, скрытые детали присутствуют практически во всех художественных композициях. Замечательный Сальвадор Дали, графика и скульптура которого несут особый, понятный только лишь настоящим ценителям, смысл, сумел найти новые выразительные средства воплощения своих абсурдных идей, которые и по сей день озадачивают многих опытных критиков и обычных обывателей.

Сальвадор Дали: графика и ее особенности

Несмотря на то, что многие современники считают Сальвадора Дали довольно странным, его необычное и в некой мере потустороннее восприятие действительности делает мир более прекрасным, сказочным и разносторонним. Раскрывая посредством собственных графических произведений многие тайны внутреннего мира человека, он оголяет тем самым его истинные переживания, эмоции и чувства.

Графика Сальвадора Дали наполнена глубоким сакраментальным смыслом, понять который далекому от художественного искусства человеку не так уж и просто. Смотря на мир словно через какую-то особенную призму, Сальвадор Дали создавал свою графику, оставляя при этом заезженные и скучные штампы далеко позади. Отображая в своих картинах неизвестную и совершенно иную, граничащую с фантазией, сторону явлений и предметов, он смог по-своему трактовать следующее:

Экспериментируя в своей графике с пространством, цветом, формами у него получилось увидеть абсолютно новые шокирующие образы, даже в самых обычных бытовых предметах. Постоянно доказывая приверженцам многогранность собственного мышления, Сальвадор Дали вывел сюрреализм на одну ступень с самыми популярными направлениями в искусстве.

Неоднозначность графики Сальвадора Дали

Мнение относительно графики знаменитого художника и по сей день весьма неоднозначно. Поскольку сюрреализм его основывался на точности иллюзорного воспроизведения образа, возникающего в подсознании человека, лишь единицам удается полностью понять передаваемый сюжет и смысл. Отличительной особенностью создаваемых графических картин Дали стала тщательная манера письма, точная передача образов и характеров.

Созерцая картины испанца, зритель поддается влиянию воспроизведенной автором иллюзорности. Втягивая в нескончаемый лабиринт загадок и всевозможных запутанных обманов, перед человеком возникает множество неразрешимых задач, связанных со следующими невообразимыми иллюзиями:

  • Растекающимися предметами;
  • Изменением плотных предметов на прозрачные;
  • Скручиванием и выворачиванием объектов;
  • Приобретением массивными объемами невесомости;
  • Парадоксальные сочетания форм и элементов.

Благодаря врожденной одаренности, Сальвадору Дали удалось добиться с помощью графики основной цели сюрреализма – через бессознательное и неподдающееся объяснению подняться над ограниченностью идеального мира.

В этом видео можно посмотреть все графические работы Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали: скульптуры – главная сенсация в мире искусства!

Настоящему гению, добившемуся признания в живописи, очень тесно держаться одной лишь этой плоскости и так как Сальвадор Дали был истинным мастером озадачивать публику, его творчество и вместе с тем сюрреалистическое мировосприятие вполне естественно коснулись и мира трех измерений. И хотя Дали больше живописец, чем скульптор, его стремление освоить объемные модели вполне объяснимо.

Целая галерея невообразимо интересных образов, воплощенных в воске, были созданы им за три года в доме в Порт-Лигате. Словно живые, скульптуры воссозданные художником, фигурируют на всех его знаменитых живописных полотнах. Сам художник, что удивительно, никогда не приравнивал собственные скульптуры к самостоятельным шедеврам искусства, поэтому и выполнял работы исключительно из воска. Узнать о даре скульптора у Дали мир смог только после приобретения Исидром Клотом восковых моделей. Настоящую же сенсацию в искусстве произвели именно заказанные по восковым скульптурам бронзовые отливки.

Сальвадор Дали: известные скульптуры с описанием

Изящные и невероятно красивые, скульптуры Сальвадора Дали по своему содержанию являются своеобразным пластическим воплощением хорошо знакомых по живописным работам образов. За счет придания им объемности и рельефности, многие из них смогли приобрести дополнительную выразительность и чувственность, а также невероятно притягательное эстетическое звучание. Самыми знаменитыми и ценными с точки зрения сюрреалистического искусства стали скульптуры:

  • Профиль времени;
  • Адам и Ева;
  • Персей;
  • Космическая Венера;
  • Святой Георгий и Дракон.

Работа под названием «Адам и Ева» представляет собой скульптурную композицию, состоящую из фигур Прародителей и изогнутого в виде сердца змея-искусителя. Трактуя библейский сюжет, скульптор Дали не стал вдаваться в тонкости образов и презентовал их несколько обобщенно. Лишенные индивидуальных черт, Адам и Ева были сделаны такими неспроста, а для поиска зрителем скрытого подтекста и тайного смысла. Что же касается змея, то здесь все было выполнено наоборот максимально точно и тщательно. Другая не менее интересная и знаменитая скульптура «Профиль времени» считается самой любимой работой самого Дали. Текучие и пластичные, часы, символизирующие быстротечность, неуловимость и иллюзорность времени и на сегодняшний день считаются его самой известной работой.

В этом видео можно посмотреть удивительно интересный биографический фильм о тайнах, пожалуй, самого известного художника XX века. Обязательно оставляйте свои вопросы и пожелания в

Сюрреализму всегда было нелегко в двух измерениях живописи. Дали - несомненно живописец. Но и ему, время от времени, было необходимо создавать объемные модели своих сложных образов, чтобы самому лучше понять собственную идею и способ ее воплощения на холсте.

Мастер работал исключительно с воском, поскольку никогда сам не рассматривал свои скульптуры, как самостоятельные произведения. Мир узнал о Дали-скульпторе только благодаря коллекционеру Исидру Клоту, который выкупил у мастера его восковые модели и по ним заказал бронзовые отливки. Представленные публике скульптуры произвели сенсацию в мире искусства. Многие скульптуры впоследствии были многократно увеличены и украсили не только музейные коллекции, но и площади многих городов.

По своему содержанию абсолютно все скульптуры Дали - пластическое воплощение образов, хорошо знакомых по его живописным работам. Благодаря объемности, многие образы приобрели дополнительную выразительность и эстетическое звучание.


Адам и Ева


Работа представляет собой композицию из фигур Прародителей, а также Змея, изогнутого в виде сердца. В эту фигурную петлю Ева подает яблоко Адаму. Автор трактует библейскую историю, как познание радостей плотской любви через преступный грех, привлекательный и вожделенный.
Фигуры людей выглядят несколько обобщенно, они лишены индивидуальных черт, что несомненно сделано осознано. Змей - напротив, выполнен тщательно и точно. Центр композиции четко обозначен яблоком с дерева Познания. Бронза позволила обозначить акценты, выделив их цветом. Змей выполнен в золотистых цветах, а яблоко - идеальная сфера - зеркально отполирована и выглядит почти перламутровой.


Профиль времени


Один из любимых образов художника - пластичные, текучие часы. Подобных скульптур у Дали несколько. Профиль времени - самая известная из всех. Феномен времени - особенно важен для художников сюрреализма, воспринимающих время, как непременный атрибут всех своих сюжетов, загадочных, сложных и неясных. Быстротечность, иллюзорность и неуловимость времени - предмет пристального внимания автора.

Святой Георгий и Дракон


Классический сюжет в трактовке автора выглядит несколько иначе, чем мы привыкли его видеть. Иконический символ Святого на коне, поражающего копьем Дракона, дополнен небольшой фигурой женщины, стоящей несколько поодаль, которая подняла руку, приветствуя подвиг Георгия. Автор тем самым напоминает о тех, ради кого был совершен подвиг, о даме, во имя которой рыцари совершают все свои подвиги, о любви и защите слабых. Художник раздвигает рамки классического сюжета, заставляет зрителя пересмотреть свое отношение к классике.


Космическая Венера


Известные всему миру формы античной Венеры в работе Дали несколько изменены, осовременены, эротизированы. Скульптура дополнена деталями, которые и заключают в себе идею автора. Первая деталь - "текущие часы", призванные напомнить зрителю об изменчивости вкусов и эстетических представлений людей. Вторая деталь - золотое яйцо - символ великого предназначения женщины - дарить жизнь. Символы вечного и проходящего объединены в работе. Автор иронизирует над изменчивостью человеческих вкусов, противопоставляя им вечную и постоянную мудрость природы.


Персей


В этом случае автор обращается к мифологии, причем, использует для образца известную статую Челлини. В скульптуре великого сюрреалиста Персей изображен схематично, детали не проработаны. Лицо полностью отсутствует. Голова Горгоны также весьма схематична. По своему содержанию работа представляет собой трактовку содержания мифа. Герой убил Горгону, уничтожающую взглядом, только потому, что сам сумел избавиться от лица, самого уязвимого места.

На сегодняшний день в европейских и находится более трех сотен скульптур . Большинство из них - третьи и четвертые копии, отлитые в оригинальных формах коллекционера Клота. Оригиналы скульптур хранятся в его частной коллекции.

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал известный испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Необыкновенная скульптура была создана совместно с другим живописцем-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Входит в цикл работ живописца называющиеся «война и Паранойя».

На данный момент скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, каковые связаны неспециализированной идеей. В нижней части простой телефон тёмного цвета.

В верхней части — муляж омара, что создан из гипса. Суть для того чтобы совмещения, что думается сначала совсем бердовым, содержится в том, что Сальвадор Дали таковой акцией решил выразить собственный протест общему поклонению технике. Скульптура имеет приблизительно таковой подтекст:

Люди отделились от природы и сейчас отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям кроме того не требуется видеться между собой, дабы пообщаться.

Сейчас живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Не обращая внимания на то, что с приходом телефонов люди смогут общаться кроме того на громадных расстояниях, как раз телефоны и отдаляют людей друг от друга.

Совмещение омара и телефона тут может принимать самые значения и разные формы. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это возможно и намёк на необходимость быть ближе к природе.

Кроме этого Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Помимо этого, омар есть афродизиаком и в данной скульптуре есть знаком сексуального жажды.

О том, что под омаром кроется некоторый сексуальный подтекст может сказать иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и именовалась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где кроме этого вместо ручки телефона был омар.

Сам Сальвадор Дали сказал: «Не осознаю, из-за чего, в то время, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне ни при каких обстоятельствах не подают отварной телефон; и вдобавок не осознаю, из-за чего шампанское постоянно пьют охлажденным, а вот кое-какие телефонные трубки, каковые в большинстве случаев бывают такими отвратительно теплыми и не очень приятно липкими в прикосновении, ни при каких обстоятельствах не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В первый раз произведение было представлено на первой Английской выставке сюрреалистического мастерства во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Дали, что воображал свои работы, выступил с лекцией в костюме володаза.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй - на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр в собственности фонду Эдуарда Джеймса.