Своими руками

Очередная интересная идея для детского творчества. Попробуйте - и вам, родители, понравится. Этой техникой можно создавать даже настоящие шедевры. Такими картинами можно украсить кухню. А можно использовать эту идею для декора подарков и упаковок для них. А еще - это отличный способ выучить названия фруктов и овощей в непринужденной атмосфере. Речь идет о рисовании штампов овощами и фруктами.

Итак, вам понадобятся разные овощи, фрукты и краски. Если взять акриловые, картины получатся намного ярче и красивее, чем с использованием гуаши. Акварель не подойдет для этой техники, поскольку она сильно растекается. Сделайте срез плода или пучка листьев, окуните в краску и поставьте штамп на бумаге. Красивые штампики получаются из половинок яблок или груш. Очень интересно рисовать пекинской капустой или собранными в пучок и закрепленными резинкой листьями салата. Главное- сделать ровный срез, чтобы рисунок получился равномерным и красивым. Попробуйте сделать отпечатки болгарского перца - получатся листики клевера. Красиво рисовать половинками цитрусовых. Такие рисунки получатся еще и ароматными. А еще чудесные штампики получаются от лука. Только надо проследить, чтобы краска не была очень жидкой.

Вдохновляйтесь, развивайтесь, творите!

Задачи занятия по рисованию:

  • познакомить с понятием «натюрморт», работами художников-мастеров, выявить отличие натюрморта от простого изображения предметов;
  • учить составлять красивую и гармоничную композицию, располагая предметы равномерно по всему листу;
  • изобразить объемные предметы, сделав фрукты и овощи сочными, «живыми»;
  • внести собственные штрихи для показа индивидуальности настроения в рисунке.

Средства и материалы: бумага для рисования, краски, гуашь, кисти толстая и тонкая, запись мультфильма «Пластилиновая ворона», репродукции картин-натюрмортов, подготовленные заранее изображения овощей и фруктов.

Ход занятия:

В. Сегодня у нас необычное занятие, потому что начнем мы его с похода в кино. Итак, все заняли свои места, помните, что в зале нельзя шуметь и мешать друг другу. Внимание! Гаснет свет и начинается мультфильм («О картинах» на стихи А.Кушнера из цикла «Пластилиновая ворона»).

  • Какое новое слово вы узнали из мультфильма? Какие предметы изображались на натюрмортах в мультфильме, где они находились?
  • Слово «натюрморт» состоит их двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Кто догадается, почему на картинах изображена неживая природа? (Дети смотрят репродукции картин — натюрмортов разных художников.)
  • Овощи, фрукты и цветы, которые раньше росли, теперь сорваны, поэтому они неживые. Запомните, в натюрморте все предметы должны находиться на какой-нибудь поверхности (столе, тарелке, подставке). Выберите из этих рисунков «натюрморт» (показываю разные изображения овощей и фруктов).

Кроме того, в натюрморте предметы должны располагаться красиво. Давайте представим себя художниками и нарисуем натюрморт. А чтобы узнать, какие фрукты мы будем рисовать, отгадайте загадки:

  • Из жаркой Африки приплыл к нам рыжий, сочный (апельсин).
  • Фиолетовая дива выросла на ветке (слива).
  • Пузатая, неповоротливая клуша,
  • Вся желтая, лежит в тарелке (груша).
  • В саду у каждого растет
  • Зелено-желто-красный плод (яблоко).

Вспомните, какой формы яблоко. Чертим круг в воздухе. Мы нарисуем его в центре листа. Сначала оно было желтым, но пока яблоко росло, солнце пригревало его бочок, и оно стало ярко красным (с одной стороны накладываем на желтую краску несколько мазков красной), а другой бочок был прикрыт листиком, солнце его не закрасило и он остался зеленым (накладываем на другой край зеленые мазки). По желанию можно дорисовать хвостик и листик.

Какой формы и цвета апельсин? Он круглый, как яблоко (чертим в воздухе круг), но оранжевого цвета, а на боку у него остался след от веточки. Апельсин так налился соком, что на кожуре видны складки возле хвостика (на оранжевый круг примакиванием наносим зеленую точку и от нее мазками штрихи-складки).

Можно ли определить форму груши? Она состоит как будто из двух частей — круга и овала (чертим в воздухе эти фигуры), как выросшая шишка, а по цвету напоминает яблоко. (Дети рисуют желтый круг, к нему сверху желтый овал, мазками наносят зеленый и красный бочок, хвостик и листик по желанию).

Чем отличается от фруктов слива? Она меньше по размеру, овальная по форме и цвет у нее сине-фиолетовый. Вы можете нарисовать две или три сливы, чтобы заполнить пустое пространство (вначале чертим в воздухе несколько овалов). Найдите у себя на рисунке места, где могли бы расположиться сливы. Рисуем синий овал, а солнышко добавляет ему красный бочок, так получается фиолетовый цвет.

Теперь можно дорисовать по желанию ещё овощи и фрукты, такие же или другие. Выберите для них место на рисунке, определите форму и цвет самостоятельно.

Можно ли уже назвать нашу картину — натюрморт? Нет, пока это просто разбросанные предметы. Надо собрать их на столе или тарелке (дети обводят рисунок крутом или квадратом, украшают края тарелки или салфетки узором из штрихов, точек, волнистой линией и другими деталями по своему усмотрению).

Подведение итогов:

В. Ваши натюрморты готовы. Попробуйте сами оценить свою работу, что у вас получилось лучше всего. Теперь дополним нашими работами мультфильм. (Рисунки скрепляются в длинную ленту. Экран сделан из четырех планок, сквозь которые протягивается лента, сменяя кадры-рисунки; сопровождается песней из мультфильма).

Поэтапное рисование овощей с детьми полезно тем, что на этих несложных объектах вы можете учить детей анализировать форму предмета и решать, как передать его на бумаге. Очень многие овощи близки к форме шара. Перенося их на плоскость, вы будете рисовать круг. Но этот круг-шар не всегда очевиден для детей. Например, в луке его надо найти. А также выяснить, что нужно добавить, чтобы получилась именно луковка. Как и при любом поэтапном рисовании с детьми, постарайтесь избежать при рисовании овощей бездумного копирования.
Все овощи на картинках раскрашены красками. Но для работы с детьми подойдут и карандаши. Овощи – замечательные объекты для обрабатывания навыков работы с карандашами! Расскажите детям, что закрашивать шар нужно, учитывая и как бы повторяя его форму (то есть закругленными линиями). На карандаш не следует слишком сильно давить. Движения руки должны быть легкими. И, конечно, не следует выходить за контур рисунка. Но, все-таки, для дошкольников лучше работать гуашевыми красками!

Помидор – поэтапное рисование с детьми овощей

Нарисовать помидор очень просто! Его практически шаровидная форма и однородный цвет легко передается на бумаге. Чтобы у нас получился все-таки не красный кружочек, а помидорчик, добавим белые блики и зеленые листочки. Обратите внимание детей, что листики похожи на звездочку.

Схема поэтапного рисования с детьми помидора.

Редиска и репка – поэтапное рисование с детьми овощей

Редиска – тоже несложный по форме овощ. Сложность может представлять только ее раскрашивание – розовая редиска, постепенно переходящая в белый хвостик. Если де покрасить лиловым, фиолетовым цветом весь корнеплод, то получится свекла. Похожим образом можно нарисовать и репку. Но она, скорее, не шар, а эллипсоид. Так что на бумаге изображать ее нужно овалом. А красить, соответственно желтым.

Схема поэтапного рисования с детьми редиски.


Схема поэтапного рисования с детьми репки.

Лук – поэтапное рисование с детьми овощей

Еще один «круглый» овощ. Но здесь это уже не так очевидно, как у помидора. На рисунке лук с зелеными «стрелками». С точки зрения кулинарных качеств репчатого лука – это не здорово. Но зато очень нарядно.


Схема поэтапного рисования с детьми лука.

Капуста – поэтапное рисование с детьми овощей

Хотя сомнений с том, что кочан капусты – это шар у детей не возникает, это для них довольно сложный объект для рисования. Все дело в одежках-листиках. Как в загадке сто одежек – и все без застежек. Поэтому предлагаем сделать рисунок капусты менее реалистичным, более декоративным.


Схема поэтапного рисования с детьми капусты.

Огурец – поэтапное рисование с детьми овощей

Огурец – уже совсем не шар. Это очень вытянутый эллипсоид. На плоском рисунке огурчик превратится в овал. По форме огурец – один из самых простых овощей. Но раскрасить его так, чтоб получился не зеленый овал, а именно огурчик – достаточно сложно. Здесь помогут точки или завитушки – это «пупырышки» на огурчике.

Схема поэтапного рисования с детьми огурца.

Морковь – поэтапное рисование с детьми овощей

Морковка – это конус. На плоскости она превратится в треугольник у которого мы потом закруглим короткую сторону.


Схема поэтапного рисования с детьми морковки.
Исследование с детьми формы овощей вы можете продолжить. Например, . А можно сначала слепить, а потом уже пробовать переносить объемные формы на плоскую бумагу.

Занятие по рисованию в старшей группе
Тема: «Скатерть-самобранка»
Цель: дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи и фрукты разными изобразительными материалами (восковые мелки, пастель, фломастеры, маркеры); создать радостное настроение; воспитывать познавательную активность; учить видеть красоту цвета и различных цветовых сочетаний.
Методы и приёмы: словесный и наглядный метод; игровые приёмы: загадывание загадок, воображаемая ситуация.
Оборудование: репродукция картины М. Сарьяна «Овощи и фрукты»; лист бумаги голубого цвета А 1, восковые мелки, пастель, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание, обследование и сравнение овощей и фруктов, которые будут использоваться на занятии.
Ход занятия:
Вводная беседа воспитателя.
- Что вы больше любите кушать: овощи или фрукты?
- Какие овощи вы знаете?
- А какие фрукты вы знаете?
- А загадки отгадывать умеете? Давайте попробуем.
Ягоды зелёные,
А всеми хвалёные.
Растут с костями,
Висят кистями. (Виноград)

В длинном домике зелёном
Много кругленьких ребят.
Меж собой они знакомы
И все рядышком сидят (Стручок гороха)

Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывёт.
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт. (Банан)

Я – сладкий, рос на юге,
Как солнышко в листве,
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе. (Апельсин)
(Воспитатель кладёт эти фрукты и овощи на стол)
- Какие они красивые! Так и хочется их нарисовать! Немало художников так и сделали. Они нарисовали очень много полотен, где изобразили эти чудесные овощи и фрукты.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это – натюрморт.
- Такие картины называют натюрмортом. Давайте рассмотрим один из них. (Демонстрация репродукции и беседа по вопросам)
- Чем отличаются натуральные фрукты от изображённых на картине?
- Какого цвета фрукты на картине у художника?
- Какой они формы?
- В чём вы видите красоту такого сочетания цвета и формы?
- Кому, какое сочетание больше понравилось? Почему?
- Форма, каких плодов привлекла ваше внимание? Почему?
- В некоторых сказках, если вы помните, говорится о скатерти самобранке.
Эта скатерть знаменита,
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
- Это волшебная скатерть, на которой чудесным образом появляются всякие яства, вкусности. Давайте и мы представим, что ваши голубые листы – это скатерть-самобранка, а «появятся» на ней фрукты и овощи, спелые и вкусные. И мы ей в этом поможем – нарисуем. Но сначала составим композицию, т.е. расставим наши фрукты и овощи так, чтобы они дружили, а не мешали друг другу… А теперь приступим к работе.
(Дети рисуют на своих листах). После окончания работы воспитатель задаёт детям вопросы:
- Какие овощи и фрукты нарисовали?
- Какие фрукты и овощи получились самыми яркими, сочными?
- Ребята, посмотрите как красиво сочетаются жёлтые бананы и синие сливы; зелёный виноград и оранжевый персик!
- Вы хорошо постарались и ваши скатерти-самобранки полны разными угощениями. Пока вы рисовали, моя скатерть-самобранка, тоже приготовила для вас угощение (воспитатель угощает детей кусочками фруктов и овощей – яблоки, груши, морковка, и проводит игру «Отгадай по вкусу!»)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Фрукты»


Автор : Валиева Фанзиля Рашитовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 «Сказка»» г. Набережные Челны, Республики Татарстан
Описание материала : Предлагаю вам конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Фрукты». Материал будет полезен воспитателям старших групп детских садов.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Цель : расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.
Задачи :
Образовательные : упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.
Развивающие : развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, связную речь.
Воспитательные : воспитывать любознательность.
Раздаточный материал : фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерева, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши, листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, лупа.

Ход занятия

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,
Если фрукты жуют,
Потому что фрукты –
Лучшие продукты.
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Чтобы быть здоровыми,
Ешьте дары садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
- В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми.
- Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты)
-А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов?
Виноград - изюм
Абрикос - курага
Слива - чернослив
Яблоко свежее - яблоко сушеное
Груша свежая - груша сушеная.
Дидактическая игра «Узнай название соков»
Сок из яблок – (яблочный сок)
Сок из вишни – (вишневый сок)
Сок из сливы – (сливовый сок)
Сок из ананаса – (ананасовый сок)
Сок из граната – (гранатовый сок)
Сок из винограда – (виноградный сок)
Сок из груши – (грушевый сок)
Сок из персика –(персиковый сок)
- Ребята, путешествие по фруктовому саду подходит к концу. Вам оно понравилось? Где мы путешествовали? Почему сад называется фруктовый? Что нового узнали? Ежик, Лисенок, а вам понравилось? Ежик говорит, что путешествие им очень понравилось и они хотят угостить вас вкусными фруктами. А теперь отправляйтесь мыть руки, будем фруктами лакомится.