Прославленный французский поэт и драматург Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в маленьком провинциальном городке Ферте-Милон (Шампань). Отец его был чиновником местной налоговой службы, буржуа.

Когда мальчику шёл второй год, умерла при родах его мать, а ещё через два года в возрасте двадцати восьми лет скончался отец, не оставив детям наследства. Жана и его младшую сестру Мари взяла на воспитание бабушка Мари Демулен, дама, весьма стеснённая в средствах и находившаяся под сильным влиянием янсенистов.

Янсенизм - это неортодоксальное еретическое течение во французском и нидерландском католицизме. Основателем ереси был голландский теолог Корнелий Янсений (1585-1638). Еретики утверждали, что Иисус Христос пролил свою кровь не за всех людей, но только за избранных, за тех, кто изначально предан ему всей душой.

Янсенисты обычно поддерживали членов своей общины. Вот и в этот раз они бес-платно пристроили мальчика в престижную школу в Бове, которая была тесно связана с парижским аббатством Пор-Рояль - главным европейским центром янсенизма. Затем молодой человек был принят на обучение в само аббатство. Это сыграло решающую роль в судьбе будущего поэта. Янсенисты призывали к бескорыстному служению Богу, а потому вокруг них непроизвольно собирались нестяжатели, люди, преданные не золоту, власти и роскоши, а своему долгу и делу в разных сферах общественной жизни. Как результат, во второй половине XVII века аббатство Пор-Рояль стало важнейшим центром французской культуры. Здесь формировался новый тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но и с фанатичной сектантской узостью взглядов.

Во главе еретиков стояли люди светских профессий: филологи, юристы, философы. В их числе были теолог и математик Антуан Арно (1612-1694), моралист и богослов Пьер Николь (1625-1695) и др. Все они так или иначе сыграли роль в формировании личности Расина и в его судьбе.

Юный Жан всей душой проникся идеями янсенизма и впоследствии наравне с великим философом и математиком Блезом Паскалем, тоже выпускником Пор-Рояля, стал одним из самых прославленных апологетов этой ереси.

В Пор-Рояле преподавали ведущие филологи страны. Там, наряду с латынью, в обязательном порядке изучали греческий язык, европейскую литературу, риторику, всеобщую грамматику, философию, логику, основы поэтики. Помимо блестящего образования ученики Пор-Рояля получали возможность общаться с высшей аристократией Франции, среди которой было много приверженцев янсенизма. Благодаря этому Расин ещё в молодости приобрёл светский лоск и непринуждённость в обращении, завязал дружеские связи, впоследствии сыгравшие немаловажную роль в его карьере.

В 1660 году молодой человек завершил обучение в аббатстве и поселился в доме своего двоюродного брата Никола Витара, который служил управляющим имения видного янсениста Шарля Луи, второго герцога де Люиня (1620-1699). Герцог был сыном фаворита Людовика XIII и близким родственником Кольбера, генерального контролёра финансов при Людовике XIV. Так что Расин через Витара сделал первый шаг к королевскому двору.

Ещё в школе Жан начал сочинять латинские и французские стихи. Это увлечение очень не понравилось его учителям-янсенистам. Юноше даже угрожали анафемой. Но результат получился обратный: Расин на время отошёл от еретиков. Особенно способствовал этому его успешный литературный дебют. В 1660 году юноша написал оду «Нимфа Сены», посвящённую бракосочетанию Людовика XIV. Друзья показали оду Лафонтену, который одобрил произведение и рекомендовал его королю. Это событие запомнилось. По ходатайству Французской Академии Расин получил скромную, но почётную пенсию в 600 ливров.

Постепенно круг литературных знакомств поэта расширялся. Его стали приглашать в придворные салоны, где Расин познакомился с Мольером. Молодой человек понравился маститому комедиографу, и он заказал Расину две пьесы. Это были «Фиваида, или Враждующие братья» (поставлена Мольером в 1664 году) и «Александр Великий» (поставлен им же в 1665 году).

Со второй пьесой был связан грандиозный скандал, рассоривший Расина с Мольером. Через две недели после премьеры «Александра Великого» в мольеровском театре та же пьеса появилась на сцене Бургундского отеля, признанного тогда лучшим театром Парижа. По понятиям того времени это было откровенной подлостью, поскольку пьеса, переданная драматургом театральной труппе, считалась на какое-то время её исключительной собственностью. Мольер был взбешён! Биографы этот поступок Расина объясняют тем, что в театре Мольера ставили преимущественно комедии, и играть трагедии по канонам XVII века труппа не умела. Поэт же хотел видеть свою пьесу поставленной в приподнято-декламационном стиле.

Дальше больше! Под влиянием Расина от Мольера в Бургундский отель ушла его лучшая актриса Тереза Дюпарк (1633-1668). С тех пор Расин и Мольер стали злейшими врагами. Пьесы Расина шли только на сцене Бургундского отеля, а в театре Мольера ставились произведения конкурентов поэта.

Успех пьес закрепил положение Расина при королевском дворе. Более того, вскоре он добился личной дружбы Людовика XIV и обрёл покровительство королевской любовницы маркизы де Монтеспан (1640-1707).

Однако придворные уже тогда стали отмечать высокомерность, раздражительность и даже вероломство поэта. Он был снедаем честолюбием. Поговаривали, что помимо короля у Расина был единственный друг - чопорный Буало. Любому другому человеку Жан мог со спокойной душой сделать подлость. Это объясняет ненависть многих современников к Расину и бесконечные жестокие столкновения, сопровождавшие поэта на протяжении всей его жизни.

В 1667 году была поставлена великая пьеса Расина «Андромаха», которая сделала его ведущим драматургом Франции. Главную роль в постановке исполнила любовница Расина - Тереза Дюпарк, благодаря чему она по праву вошла в историю мирового театра. В «Андромахе» Расин впервые использовал сюжетную схему, которая в дальнейшем стала стандартной в его пьесах: А преследует В, а тот любит С.

В 1668 году Тереза Дюпарк умерла во время тяжёлых родов, и драматург разом потерял любимую женщину и блестящую исполнительницу женских партий в его пьесах. Но это был лишь первый шквал, впоследствии смерть возлюбленной сыграла роковую роль в судьбе поэта.

Единственная комедия Расина «Сутяги» была поставлена в 1668 году, и публика приняла её с одобрением. Однако конкурировать с Мольером в комическом жанре Расин был не в состоянии. Да и сил не хватило бы, поскольку в 1669 году на сцене Бургундского отеля с умеренным успехом прошла трагедия «Британник» - ею Расин впервые открыто вступил в борьбу со своим предшественником, гениальным французским поэтом и драматургом Пьером Корнелем (1606-1684), автором великой трагикомедии «Сид».

Постановка в следующем году «Береники», в которой главную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель Шанмеле, стала предметом жестоких кулуарных споров. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриэтту Английскую, которая будто бы подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет.

Мари де Шанмеле (урождённая Демаре) (1642-1698) - успешная при жизни, но совсем забытая после смерти французская актриса. Любовь между нею и Расином вспыхнула в 1670 году и продолжалась немногим менее десять лет. Разводиться с мужем-актёром женщина не пожелала и сожительствовала с двумя мужчинами разом. При дворе Расина называли Пигмалионом для де Шанмеле.

Следом за «Береникой» в 1672 году с триумфом последовал «Баязет». В конце того же года Расина, едва достигшего тридцати трёх лет, избрали членом Французской Академии. При этом большинство академиков были против его кандидатуры, на избрании настоял, сославшись на волю короля, Кольбер. В ответ против Расина началась ожесточённая скрытая травля, в которой приняли участие весьма влиятельные лица. Дело дошло до того, что враги стали узнавать сюжеты, над которыми работал Расин, и заказывали такие же пьесы другим авторам. Так на парижской сцене одновременно в 1674-1675 годах появились две «Ифигении», а в 1677 году - две «Федры». Второй случай стал поворотным пунктом в судьбе поэта.

«Федра» - вершина драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души.
Враги поэта объединились вокруг салона герцогини Бульонской* и её брата Филиппа Манчини, герцога Неверского. Брат с сестрой сожительствовали и в позорной страсти Федры к пасынку она увидели намёк на их личные кровосмесительные отношения, а потому приложили все усилия, чтобы провалить постановку расиновской пьесы.

* Подробнее о герцогине Бульонской смотрите в рассказе о Жане Лафонтене; ко времени преследования Расина вздорная герцогиня уже выгнала баснописца и порвала с ним все отношения.

Предполагают, что герцогиня Бульонская через подставное лицо заказала второстепенному драматургу Жаку Прадону* (1632-1698) его версию «Федры». Обе премьеры прошли с промежутком в два дня в двух конкурирующих театрах. На кампанию против Расина герцогиня выделила пятнадцать тысяч ливров - гигантские деньги по тем временам, целое состояние. На эти деньги были закуплены оба зала на семь спектаклей «Федры» и оплачены все зрители - клакёры**. Семь вечеров пьесе Прадона устраивали сумасшедшую овацию и восторженно превозносили автора шедевра. В то же время пьесу Расина встречал молчащий зал, редкие свистки и насмешки над драматургом. Хотя при дворе все знали, что происходит, только принц Конде поддержал Расина и выразил свой восторг его произведением.

* Иногда его называют Николасом Прадоном; академическая наука признаёт толь-ко имя Жак.
** Клакёры - люди, которые профессионально занимаются созданием искусст-венного успеха либо провала артиста или целого спектакля.

В дни бойкота поэт совсем раскис и начал было верить в заслуженный провал. На помощь пришла Мари де Шанмеле. Актриса приняла на себя основной удар - каждый вечер она стоически выходила на сцену, хладнокровно выдерживала показное безразличие публики, выслушивала оскорбления и насмешки, после чего отправлялась уговаривать драматурга и уверять его в гениальности созданного им произведения.

На восьмую «Федру» в Бургундском отеле пришли настоящие зрители и устроили Расину восторженную овацию, одновременно не подкупленные парижане освистали пьесу Прадона, и всё встало на свои места: столица рукоплескала автору мирового шедевра. Бойкот герцогини провалился - критики провозгласили торжество Расина.

Осенью 1677 года Расин вместе с Буало был назначен королевским историографом. Почти сразу последовал новый скандал. И Расин, и Буало были выходцами из буржуа, а должность королевского историографа предназначалась дворянам. Окружение Людовика оскорбилось таким пренебрежением короля к сословным принципам, но вынуждено было смириться.

Отомстили лично Расину, отомстили нелепо и очень жестоко. В том же 1677 году в столице прошло несколько громких судебных процессов об отравителях. Неожиданно по навету оставшегося неизвестным доносчика драматург был обвинён в отравлении Терезы Дюпарк. Началось следствие, и длилось оно почти год. Расина оправдали, однако поэт сломался морально и более не мог творить - в дальнейшем он не создал ни одного шедевра. Жан объявил Мари де Шанмеле, что такова была Божья кара ему за преступную связь с нею, и порвал с актрисой всякие отношения. Мари обожала любовника, этот разрыв стал для женщины тяжелейшим ударом, оправилась она с трудом.

А Расин обратился к Богу. Первым делом он женился на набожной и домовитой Катрин де Рамоне. Девица была из солидной буржуазно-чиновничьей семьи янсенистов, никогда не читала светскую литературу и не видела на сцене ни одной пьесы своего мужа. И к лучшему: поэт предался радостям семейной жизни. У Расинов родились семь детей погодков.

В должности королевского историографа Расин собирал материалы для истории царствования Людовика XIV и сопровождал короля в его военных кампаниях. При дворе против Расина по-прежнему плелись безуспешные интриги, но Людовик был чрезвычайно доволен его работой.

В конце 1680-х годов монарх вступил в морганатический брак с маркизой Франсуазой де Ментенон (1635-1719), которая ради развлечения покровительствовала закрытому женскому пансиону Сен-Сир. По заказу королевской супруги Расин написал в 1689 году специально для постановки ученицами Сен-Сира трагедию «Эсфирь». Пьеса имела огромный успех, причём на каждом спектакле непременно присутствовал король, а списки избранных зрителей составляла лично госпожа де Ментенон. Приглашение на спектакль рассматривалось в среде аристократов как высочайшая милость, и было предметом зависти и мечтаний в высших кругах французского общества.

Успех «Эсфири» ввёл Расина в интимный кружок семьи короля. По заказу супруги венценосца поэт написал свою последнюю трагедию - «Гофолия».

После женитьбы Расин постепенно сблизился с янсенистами. Известно, что он предпринимал неудачные попытки склонить короля в пользу своих бывших учителей. В результате он поэт оказался в двойственном положении. С одной стороны, Расин оставался признанным любимцем короля, с другой, он показал себя приверженцем официально осуждённой ереси. С одной стороны, он хлопотал о придворной карьере для своего сына, с другой стороны, пытался поместить свою дочь, пожелавшую стать монахиней, в монастырь Пор-Рояль, официально закрытый для приёма новых послушниц и находившийся под угрозой полного запрещения.

Постепенно Расин отдалился от двора, что дало повод некоторым биографам утверждать, что в конце жизни поэт попал в королевскую опалу.

Для русских поэтов XVIII века Расин был высочайшим образцом художника слова, его творчество - предметом подражания. Особенно часто в нашей стране переводилась «Федра». Известны тексты Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева, П.А. Катенина, В.Я. Брюсова, начало трагедии переведено О.Э. Мандельштамом.

Начало «Федры»

«Решенье принято, час перемены пробил,
Узор Трезенских стен всегда меня коробил,
В смертельной праздности, на медленном огне,
Я до корней волос краснею в тишине, -
Шесть месяцев терплю отцовское безвестье,
И дальше для меня тревога и бесчестье -
Не знать урочища, где он окончил путь».

Куда же, государь, намерены взглянуть?
Я первый поспешил унять ваш страх законный
И переплыл залив, Коринфом рассечённый.
Тезея требовал у жителей холмов,
Где глохнет Ахерон в жилище мертвецов.
Эвлиду посетил, не мешкал на Тенаре,
Мне рассказала зыбь о рухнувшем Икаре.
Надежду ль новой луч укажет вам тропы
В блаженный край, куда направил он стопы?
Быть может, государь своё решенье взвесил
И с умыслом уход свой тайной занавесил,
И между тем как мы следим его побег,
Сей хладнокровный муж, искатель новых нег,
Ждёт лишь любовницы, что, тая и робея...

Довольно, Терамен, не оскорбляй Тезея...

Перевод О.Э. Мандельштама

Рассказ Терамена

(Действие V, явление VI)

Едва мы за собой оставили Трезен,
На колеснице он, быв стражей окруженный,
Стопами тихими уныло провождённый,
Задумчиво сидя, к Мецене путь склонял
И пущенных из рук возжей не напрягал.
Прекрасные кони, быв прежде горделивы,
По голосу его и кротки и ретивы,
Шли, преклоняя главы, и туском их очей
Казались сходны с ним печалию своей.
Тут вдруг ужасный шум сквозь моря влагу бурну
Возстал и возмутил всю тишину лазурну;
Стон, гулами из недр подземных отразясь,
Вкруг глухо отвечал на волн ревущих глас.
Проник нам мраз сердца, застыла кровь сим дивом,
У сметливых коней восстали гривы дыбом.
Из чёрныхъ бездн тогда средь бледна лона волн
Поднявшися, восстал огромный водный холм;
Пред нимъ бегущий вал скача, плеща, стремился,
И в пенистых клубах в нём чудный зверь явился:
Широкое чело, рогастое, грозит,
Как медна чешуя, блестя, на нём горит;
Подводный был то вол, или дракон ужасный;
Крутя, горбя хребет и ошиб вьющий страшный
Завыл, - и со брегов вдруг огласился вой;
Померкли небеса, его зря под собой,
Земля содрогнулась, весь воздух заразился;
Принесший вал его вспять с рёвом откатился;
Бежало в страхе всё, не смея против стать,
И всяк искал себя в ближайшем храме спасть;
Но только Ипполит, достойный сын героя,
Коней остановя, как бы среди покоя,
Берёт своё копьё, к чудовищу летит
И в чреве язву им широкую творит;
Страшилище, с копья вспрянув, остервенело;
Но падши под коней, трепещущи ревело,
Каталось по песку, зев рдяный разверзав,
Рыгало кровь и дым и, пламенем дыхав,
Коней страшило, жгло. - Тут кони обуяли
И в первый раз ещё внимать его престали;
Не слушают, летят, сталь в зубы закуся,
Кровь с пеной с брозд лиют, чрез все его неся;
И даже, говорят, что в страшном сем расскаке
Бог некий их чрева бодал во пыльном мраке;
С размаху вринулась упряжка между скал.
Ось хряснула, сломясь, - и твой бесстрашный пал
Со колесницы сын, её зря раздробленной;
Помчался вслед коней, возжами заплетённый.
Прости мне, государь, мой плач! - Сей страшный вид
По гроб мой жалости слёз токи источит!
Сам видел, государь, - иначе б не поверил:
Твой влёкся сын коньми, которых он лелеял;
Хотел остановить; но гласом их пужал,
Поколь, сам кровью весь облившись, трупом стал.
Стенаньми нашими окрестность оглашалась;
Но ярость конская отнюдь не уменьшалась.
Остановилися уж сами близ гробниц,
Где древних прах царей почиет и цариц.
Бегу туда, воплю, - и стража вся за мною;
Истекша кровь струей вела нас за собою;
Покрыты камни ей, обвитъ власами терн,
По коему он был порывисто влечён.
Пришед, его зову. Он, длань простря мне бледну,
Открыл полмертвый взор и ниспустил дух в бездну,
Сказав: «Безвинно рок мои отъемлет дни…
Арисию по мне, любезный друг, храни;
И выдет мой отец когда из заблужденья,
К сыновней злой судьбе окажет сожаленье,
Проси, печальну тень спокоил чтоб мою,
Ко пленнице явил щедроту бы свою
И ей бы возвратил…» При сих словах мгновенно
Оставил нам герой лишь тело обагрено, -
Печальнейший предмет свирепости богов, -
Кого бы не позвал и самый взор отцов.

Перевод Г.Р. Державина

Рассказ Терамена

(Действие V, явление VI)

Когда мы вышли из Трезенских врат,
Он сел на колесницу, окруженный
Своею, как он сам, безмолвной стражей.
Микенскою дорогой ехал он,
Отдав коням в раздумии бразды.
Сии живые, пламенные кони,
Столь гордые в обычном их пылу,
Днесь, с головой поникшей, мрачны, тихи,
Казалося, согласовались с ним.
Вдруг из морских пучин исшедший крик
Смутил вокруг воздушное молчанье,
И в ту ж минуту страшный некий голос
Из-под земли ответствует стенаньем.
В груди у всех оледенела кровь,
И дыбом стала чутких тварей грива.
Но вот, белея над равниной влажной,
Подъялся вал, как снежная гора, -
Возрос, приближился, о брег расшибся
И выкинул чудовищного зверя.
Чело его ополчено рогами,
Хребет покрыт желтистой чешуёй.
Ужасный вол, неистовый дракон,
В бесчисленных изгибах вышел он.
Брег, зыблясь, стонет от его рыканья;
День, негодуя, светит на него;
Земля подвиглась; вал, его извергший,
Как бы объятый страхом, хлынул вспять.
Всё скрылося, ища спасенья в бегстве, -
Лишь Ипполит, героя истый сын,
Лишь Ипполит, боязни недоступный,
Остановил коней, схватил копьё
И, меткою направив сталь рукою,
Глубокой язвой зверя поразил.
Взревело чудо, боль копья почуя,
Беснуясь, пало под ноги коням,
И, роя землю, из кровавой пасти
Их обдало и смрадом и огнём!
Страх обуял коней - они помчались,
Не слушаясь ни гласа, ни вожжей, -
Напрасно с ними борется возница,
Они летят, багря удила пеной:
Бог некий, говорят, своим трезубцем
Их подстрекал в дымящиеся бедра...
Летят по камням, дебрям... ось трещит
И лопнула... Бесстрашный Ипполит
С изломанной, разбитой колесницы
На землю пал, опутанный вожжами, -
Прости слезам моим!.. сей вид плачевный
Бессмертных слёз причиной будет мне!
Я зрел, увы! как сына твоего
Влекли, в крови, им вскормленные кони!
Он кличет их... но их пугает клик -
Бегут, летят с истерзанным возницей.
За ним вослед стремлюся я со стражей, -
Кровь свежая стезю нам указует.
На камнях кровь... на терниях колючих
Клоки волос кровавые повисли...
Наш дикий вопль равнину оглашает!
Но наконец неистовых коней
Смирился пыл... они остановились
Вблизи тех мест, где прадедов твоих
Прах царственный в гробах почиет древних!..
Я прибежал, зову... с усильем тяжким
Он, вежды приподняв, мне подал руку:
«Всевышних власть мой век во цвете губит.
Друг, не оставь Ариции моей!
Когда ж настанет день, что мой родитель,
Рассеяв мрак ужасной клеветы,
В невинности сыновней убедится,
О, в утешенье сетующей тени,
Да облегчит он узнице своей
Удел её!.. Да возвратит он ей...»
При сих словах героя жизнь угасла,
И на руках моих, его державших,
Остался труп, свирепо искажённый,
Как знаменье богов ужасной кары,
Не распознаемый и для отцовских глаз!

Перевод Ф.И. Тютчева

Расин); его произведения - это расцвет национального классицистического театра. Жан Расин появился на свет 21 декабря 1639 года в графстве Валуа, в небольшом городе Ла-Ферте-Милон; его отец был налоговым чиновником. Жана воспитывала бабушка, поскольку при родах сестры мальчика умерла их мать, а через два года и отец.

В 1649 г. Жан становится учащимся в школе, открытой при монастыре Пор-Руаяль, а с 1655 г. - учеником в самом аббатстве. У него были прекрасные учителя-филологи, благодаря чему он и сам превратился в очень знающего эллиниста. Мировоззрение, складывающееся под влиянием янсенизма, и любовь к классике, их противоречие стали для Расина во многом определяющими в его дальнейшей биографии, в частности, в творчестве, превратились в источник вдохновения. Аскетического образа жизни Жан Расин придерживался недолго и переключился на сочинение од. Завершить образование ему довелось в коллеже Аркур в Париже.

С 1666 г. он жил у двоюродного брата, управляющего герцогским имением. В этом же году состоялось его знакомство с Мольером, Лафонтеном , Буало. Ода «Нимфа Сены», восхвалявшая двор, сделала его получателем пенсии, назначенной Людовиком XIV. Известно, что в это время он написал две пьесы, которые не сохранились до нашего времени.

В 1661 г. Жан Расин переезжает в южный город Юзе, к дяде-священнику, рассчитывая на получение бенефиция от церкви, который дал бы ему шанс целиком и полностью посвятить себя занятию литературой. Однако Расин столкнулся с отказом, и ему в 1662 или 1663 г. пришлось вернуться в Париж. Находясь в столице, Жан Расин являлся активным участником литературного сообщества, его связи росли, одна за другой распахивались двери салонов, близких ко двору. Принято считать, что сам Мольер посоветовал написать пьесы «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий» и сам же поставил по ним спектакли в 1664 и 1665 гг. соответственно. Однако, несмотря на покровительство знаменитого драматурга, дебютные пьесы не стали полной демонстрацией таланта начинающего автора.

В 1667 г. выходит трагедия Расина «Андромаха», успех которой превзошел все ожидания. За годы, предшествующие постановке трагедии, Расин заметно сблизился с высшим обществом, сумел завоевать благосклонность мадам де Монтеспан, которая была любовницей короля. Его собственная пассия, актриса Тереза Дюпарк, сыгравшая в «Андромахе» главную роль, перешла к Расину из труппы Мольера. Тем не менее творческая жизнь драматурга протекала непросто, была наполнена ожесточенными столкновениями с людьми, не принимавшими его произведений, главным образом, из-за личных качеств самого Расина, его непомерного честолюбия, раздражительности, заносчивости.

В 1669 г. была достаточно тепло встречена публикой его трагедия «Британик», и гораздо больший успех имела перенесенная на театральные подмостки в следующем году после написания трагедия «Береника» (1678). После постановки была воспринята крайне негативно трагедия «Федра», и сочинение пьес литератор практически прекратил более чем на 10 лет.

В этот период Расин стал королевским историографом, сменив на должности Буало, взял в жены хозяйственную и религиозную женщину, которая подарила ему семерых детей. В 1689 и 1691 гг. он написал две единственные пьесы, которые попросила его сочинить мадам де Ментенон для постановки воспитанницами ее школы. 21 апреля 1699 г. выдающийся французский драматург скончался в Париже; похоронили его рядом с церковью Сент-Этьен-дю-Монт.

II. Deschanel E., Le romantisme des classiques, 2-meserie, P., 1884; Janet P., Les passions et les caracteres dans la litterature du XVII s., P., 1888; Robert P., La poetique de Racine, P., 1890; Larroumet G., Racine, P., 1898, 6-e ed., 1922; Le Bidois G., La vie dans la tragedie de Racine, P., 1901; Michaut G., La Berenice de Racine, P., 1907; Lemaitre J., Jean Racine, 1908; Steinweg C., Racine, Kompositionsstudien zu seinen Tragodien, Halle a/S., 1909; Truc G., Le cas Racine, 1921; Его же, J. Racine, P., 1926; Lyonnel H., Les «premieres» de J. Racine, P., 1924; Fubini M., J. Racine e la critica della sue tragedie, Torino, 1925; Vossler K., Jean Racine, Munchen, 1926; Dubech L., J. Racine politique, P., 1926; Mauriac F., La vie de J. Racine, P., 1928; Giraudoux, J. Racine, P., 1930; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, перев. И. П. Рассадина, М., 1883; Иванов И. И., Расин и его трагедии, «Артист», 1890, № 5; Батюшков Ф. Д., Женские типы Расина, «Северный вестник», 1896, кн. 7-8, и отдельно, СПБ, 1897; Его же, О Расине, «Ежегодник императорских театров», 1899-1900, прилож. 3; Его же, Пушкин и Расин, «Записки историко-филолог. факультета СПБ-ского университета», т. 57, перепеч. в его сб. «Критические очерки и заметки», СПБ, 1900; Лансон Г., История французской литературы XVII в., перев. З. Венгеровой, СПБ, 1899; Дауден Э., История французской литературы, СПБ, 1902; Тэн И., Ж. Б. Расин, «Русская классная биб-ка», Под редакцией А. Н. Чудинова, сер. II, вып. 26, СПБ, 1903; Веселовский Ю., Жан Расин, в его книге «Литературные очерки», т. I, М., 1900 (изд. 2, М., 1910); Левро Л., Драма и трагедия во Франции, П.-М., 1919; Кржевский Б. А., Театр Корнеля и Расина, в кн. «Очерки по истории европейского театра», Под редакцией А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова, П., 1923; Луначарский А. В., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. 1, М., 1924 (изд. 2, М., 1930).

III. Lanson G., Manuel bibliographique de la litterature francaise moderne, P., 1925.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Раси́н

(Racine) Жан (1639, Ферте-Милон, графство Валуа – 1699, Париж), французский драматург.

Рано остался сиротой, учился при янсенистском (особое религиозное течение внутри католицизма) монастыре Пор-Рояль. Родственники представили Расина ко двору, и он начал литературную карьеру со стихотворений, прославляющих королевскую чету («Нимфа Сены», 1660; и др.) Первые трагедии были написаны на сюжеты древнегреческой мифологии и истории: «Фиваида» (1664), «Александр Великий» (1665). В них молодой драматург соревновался с П. Корнелем, признанным тогда классиком жанра. В отличие от героико-политической трагедии Корнеля, Расин утвердил во французской литературе тип любовно-психологической трагедии, героическому «римскому характеру» противопоставил трагический «греческий характер» своих героев. Расин чётко придерживался классицистического (см. Классицизм ) правила «трёх единств», но не нарушал правдоподобия, естественно и органично сочетая силу воображения и строгость формы и стиля. Трагедии на античные сюжеты «Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Береника» (1670), «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифигения» (1674) принесли Расину большой успех. Трагедия «Федра» (1677), которую последующие поколения считали шедевром, не получила признания у современников. Лишь позднее стала очевидна глубина трагического психологизма Расина, представившего образ Федры как отражение янсенистского видения изначальной греховности человека и его неспособности побороть роковые влечения. Хотя персонаж трагедии не умеет преодолеть свои влечения, он аналитически ясно отдаёт себе в них отчёт; бурные эмоции отлиты в трагедии в безукоризненно чёткий александрийский стих, «поразительно величавый и стройный» (А. И. Герцен). В 1672 г. Расин был избран членом Французской академии, с 1677 г. занимал должность придворного историографа. Написал комедию «Сутяги» (1668); две трагедии на библейские сюжеты: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1691); «Духовные песни» (1694) – переложение текстов Ветхого Завета и посланий апостола Павла. Трагедии Расина оказали огромное влияние на развитие жанра в Европе и России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Жан-Батист Расин - знаменитый поэт-драматург Франции XVII века. Его новый необычный стиль покорил сердца миллионов зрителей и вынес на их суждение чувства и страсти действующих персонажей.

Эта статья посвящена интересным биографическим фактам из жизни и творчества знаменитого драматурга. Также в ней приводится множество иллюстраций: портрет поэта, сочинения литератора, уклад жизни и обиход того времени. Нет только фото Жана-Батиста Расина с женой, так как о личной жизни драматурга нам известно немногое.

Трагедии детских лет

Франция, небольшое графство Валуа. Зимой 1639 года в семье чиновника-налоговика рождается ребенок мужского пола. Это - будущий драматург Жан Расин. Он довольно рано узнал прозу жизни, за несколько лет потеряв обоих родителей.

Спустя два года после рождения первенца от родовой горячки умирает мать, оставив супругу двоих детей - маленького сына Жана и новорожденную дочку Мари.

Отец женится второй раз, но семейное счастье длится недолго. Мужчина умирает в возрасте двадцати восьми лет.

Потерять обоих родителей в столь юном возрасте очень горько и тяжело. И хотя четырехлетний ребенок до конца не осознает, что происходит вокруг, все же такие трагедии оставляют неизгладимый след в его тонкой душе и отрицательно влияют на неустановившуюся детскую психику.

Пережитое в раннем детстве поможет Расину в его творческой деятельности. Испытав глубокие чувства страдания и горя, будущий поэт сможет в своих произведениях талантливо, ярко и реалистично передавать глубину чужих волнений и страстей.

Знакомство с религиозной жизнью

Маленьких сирот взяла себе на воспитание бабушка, которая заботилась об их пропитании и образовании.

В возрасте десяти лет Жан был отправлен на обучение в Бове - город на Севере Франции. Пансион находился при аббатстве Пор-Рояль, которое служило оплотом для приверженцев янсенизма. Мальчик, познакомившись ближе с этим религиозным течением в католицизме, принял его всем сердцем и душой. До конца своих дней он так и остался возвышенно-религиозным человеком, впадающим в меланхолию и увлекающимся мистицизмом.

В Пор-Рояль обосновалась целая община янсенистов. Она включала в себя многих одаренных известных людей, которые выступали против общепринятого иезуитства и причиняли ему много беспокойства. Многие из них были адвокатами и учеными, поэтами и священниками. К янсенистам относил себя знаменитый отечественный математик и физик Паскаль, а также столичный моралист и богослов Николь.

Идея янсенистов, которую искренне поддерживал юный Жан-Батист Расин, сосредотачивалась на божественном предопределении всех событий в жизни человека, так называемой судьбе, которую невозможно изменить или исправить. Личный выбор и собственные убеждения уходили на второй план, уступая место промыслу Божию, а также первородному греху, оказывающему огромное влияние на человеческие мысли и поступки.

В возрасте шестнадцати лет молодой Расин получил доступ в само аббатство. Его обучали четыре образованных филолога того времени, они привили ему любовь к греческой культуре и литературе.

Эллинистическую поэзию Жан Расин знал наизусть, отдаваясь всей душой чувственным порывам и нежным страстям, о которых читал в классических произведениях. Многие любовные книги, которые читал юноша в тот период, были осуждаемы его попечителями. За это юного студента несколько раз подвергали обыску, а найденные романы уничтожали на его глазах.

Образование в Пол-Рояле оказало огромное влияние на жизнь и творчество Жана Расина. Источником его дальнейшего вдохновения становятся искренняя страсть к чувственной литературе и сердечная приверженность идеям янсенизма, которые он хотел соединить воедино в своих произведениях.

Начало творческого пути

В возрасте девятнадцати лет Жан Расин, биография которого терпит дальнейшие преобразования, переезжает в Париж и поступает в коллеж Аркур, где изучает право и философские науки. Там он заводит полезные знакомства в литературной среде и начинает свои писательские труды.

Жан Расин, творчество которого еще никому не было знакомо, пишет несколько пьес и музыкальную оду для придворного исполнения.

Молодой Людовик XIV, который только что сочетался браком с юной Марией-Терезией, обратил внимание на талантливые творения Расина. Король, любивший всевозможные развлечения и увеселения, покровительствовал одаренным людям, писавшим яркие, колоритные произведения для двора. Поэтому он назначил начинающему литератору ежемесячную пенсию, в надежде на его дальнейшие творческие труды.

Пустые надежды

Жан Расин любил писать, это доставляло ему удовольствие и несказанную радость. Но, не имея постоянных средств к существованию, молодой человек понимал, что не может с головой окунуться в литературную деятельность. Нужно было на что-то жить.

Поэтому через год после своего поэтического дебюта начинающий драматург отправляется в Лангедок, где жил его дядя по матери, влиятельный священник, чтобы через него просить церковь о доходной должности. Так он, почти не утруждаясь духовными делами, мог посвятить себя искусству. Но Рим отказал молодому человеку, и тот был вынужден снова вернуться в Париж, чтобы зарабатывать своим пером.

Сотрудничество с Мольером

В столице обаятельный и остроумный Жан Расин приобрёл успех в литературной среде. Перед ним даже открылись двери некоторых аристократических салонов.

Приблизительно в это время начинающий литератор знакомится с знаменитым Мольером - создателем классической комедии и директором уважаемого театра.

Следуя некоторым советам и подсказкам Мольера, молодой Расин пишет трагедии “Фиваида” и “Александр Великий”. Они были поставлены труппой Мольера и имели большой успех.

Отношения с Корнелем

Однако пьесы Расина были жестко раскритикованы Корнелем, который на тот момент являлся самым популярным и уважаемым мастером трагического жанра.

Корнелю не нравился стиль произведений молодого драматурга. Он отмечал в нем глубокий редкий талант, но советовал избрать другой жанр для написания.

Дело в том, что трагедия Жана Расина была полной противоположностью трагедии Корнеля. Если умудренный опытом и годами Корнель писал преимущественно о сильных и волевых героях, то молодой Расин превозносил в своих главных персонажах их чувствительность и неумение совладать с собственными порывами.

Однако, как показало время, Корнель писал уже для прошедшего поколения. Расин же, являясь представителем новой эпохи и впитавший в себя новые условия, творил для современного общества.

Примечательно, что, обладая ярким индивидуальным талантом и осознавая закатившуюся звезду Корнеля-драматурга, молодой Жан-Батист не испытывал ни тени злорадства или недоброжелательства по отношению к своему почтенному оппоненту. Он уважал его неподражаемый талант и его исключительный вклад в театральную культуру государства.

Когда Расин Жан, стихи которого стремительно приобрели всенародное признание и любовь, стал членом Французской академии, он проявлял к Корнелю должное почтение и уважение, не стремясь затмить своим красноречием пожилого человека. Только после смерти Корнеля Жан-Батист произнес в Академии свою первую яркую и незабываемую речь, в честь заслуг и достоинств почившего драматурга.

Жан Расин “Андромаха”. Краткое содержание

Сотрудничество с Мольером было недолгим в творческой жизни Расина. В возрасте двадцати шести лет он переходит в другой театр - Пти-Бурбон, где вскоре ставит свою гениальную и неподражаемую пьесу “Андромаха” - серьезную и суровую трагедию, написанную Александрийским стихом.

После блестящего “Александра Великого” многих ценителей театрального искусства интересовало, какой сюжет для своего следующего произведения выберет Жан Расин? “Андромаха” была основана на мифологическом произведении Еврипида, но несколько изменена и перестроена для современного зрителя.

Суть трагедии Жан-Батист видел не в конфликте между долгом и чувством, а в противоречии различных эмоций и ощущений, которые гнездятся в сердце человека.

Например, двойственный образ Андромахи побуждает зрителей задуматься над истинными причинами ее изменчивого поведения. Почему она, тоскующая по погибшему мужу и ценой шантажа согласившаяся на брак с нелюбимым Пирром, после его смерти воспылала к нему страстью и собирается мстить его убийцам? Сомнения и колебания Андромахи, спрятанные в потаенных глубинах ее сердца, интересуют автора больше, чем ее действия и поступки.

Противоречивы и неподвластны логике чувства и другой героини - Гермионы. Терпя унижение от Пирра, она безумно любит его и отвергает ухаживания верного ей Ореста. Потом, обуреваемая ревностью и обидой, она просит отвергнутого друга убить Пирра, а когда тот умирает, несчастная девушка проклинает Ореста и убивает себя прямо над телом покойного жениха.

Интересная, завораживающая пьеса нашла благоприятный отклик как у разборчивых зрителей, так и у требовательных критиков. Это был великий колоссальный триумф французского драматурга.

Однако многое на сцене зависит не только от автора произведения, но и от игры актеров.

Кого же на главную роль в своей гениальной трагедии рекомендовал Жан Расин? “Андромаха” стала блестящим сценическим успехом его любовницы - актрисы Терезы дю Парк, талантливо отобразившей в образе центральной героини всю глубину и серьезность ведущего конфликта пьесы.

Расцвет творчества

После головокружительного успеха “Андромахи” Жан Расин укрепляет свои позиции как талантливого драматурга и тонкого знатока человеческой души. Он создает яркие, сильные по стилю и тематике трагедии “Британик”, “Береника”, “Баязет” и “Ифигения”.

В это время знаменитый драматург пробует экспериментировать с сюжетами и жанрами. Например, он пишет искрометную комедию “Челобитчики” (или “Сутяги”), где высмеивает французскую судейскую систему. В другом своем произведении - “Британик”, поэт впервые обращается к истории Рима, где рассказывает зрителям о кровожадном предателе Нероне и его жестокой любви к невесте сводного брата.

В этот период Жан Расин приобретает огромное расположение королевского двора. Его пьесы показывают в Версале, они веселят и развлекают не только придворных, но и самого государя. В возрасте тридцати трех лет Жан-Батист удостаивается дворянского титула. Он пользуется покровительством у мадам де Монтеспан - постоянной любовницы Людовика XIV, тем самым имеет возможность часто общаться с самим королем и иметь с ним близкие взаимоотношения.

Жан Расин “Федра”. Краткое содержание

В возрасте тридцати восьми лет Расин сочиняет талантливую и неоднозначную трагедию “Федра”, основанную на полюбившемся драматургу сюжету из греческой мифологии. В древние времена Еврипидом уже была написана одноименная пьеса с похожим содержанием.

Что же нового хотел показать своей трагедией Жан Расин? “Федра” драматурга обращала внимание не столько на саму закрученную интригу, сколько на чувства и ощущения несчастной героини, вынужденной вести мучительную борьбу с собственными страстями.

Действия сюжета разворачиваются в древнегреческом городе Трезен. Афинский царь Тесей отправился на войну и уже как полгода не подает вестей. В это время его жена - молодая и красивая Федра, начинает осознавать, что испытывает запретные грешные чувства к сыну Тесея от первого брака. Ипполит же (так зовут юношу) не подозревает о влюбленности мачехи. Он весь погружен в свои личные переживания - его избранница Арикия является пленницей отца.

Федра, раздираемая гнетущими постыдными желаниями, хочет покончить жизнь самоубийством, но тут приходит весть о смерти Тесея. Обстоятельства меняются. Женщине советуют признаться Ипполиту в любви, так как теперь эти чувства не являются запретными и позорными.

Федра, набравшись мужества, в порыве исступления и горячих эмоций признается пасынку, что уже давно испытывает к нему страсть. Ипполит - чистый и безупречный юноша, в ответ на признание мачехи ощущает только удивление и ужас, смешенный со смущением.

И тут происходит неожиданное - появляется живой и здоровый Тесей! Он удивлен странным отношением, проявленным к нему сыном и супругой при встрече. Вскоре на Ипполита клевещут, будто он хотел изнасиловать свою мачеху, и царь верит этим жестоким наговорам. Он проклинает сына и отказывается слушать его оправдания.

Когда отцовский приговор настигает юношу и тот погибает, Федра решается признаться супругу в постыдных чувствах и оправдать своего любимого человека в глазах отца.

Она кончает жизнь самоубийством, а Тесей, наконец узнавший правду, сокрушается о гибели сына и в память о нем хочет принять его избранницу Арикию как родную дочь.

Отношение к трагедии автора

Как признается сам драматург в предисловии к своей трагедии, перед ее написанием он провел множество исследований и изучил многие мифологические документы, чтобы определить истинные характеры и поступки главных персонажей. Также он рассказывает, что намеренно старался обелить главных героев, чтобы вызвать у зрителей не осуждение, а понимание и сочувствие.

В своем произведении великий драматург отобразил конфликт не только в душе главной героини. Одной из главных его задач было передать противоречие между языческой и христианской трактовкой событий.

Трагедия французского драматурга Жана Расина раскрывала языческий мир влиятельных греческих богов, которые могли казнить и наказывать людей (в случае с Ипполитом). С другой стороны, сквозь все произведение красной нитью проходят идеи янсенистов (понятие божественного предопределения и искупления грехов ценой собственной жизни).

Отношение к трагедии зрителей

Как же восприняла публика бессмертное произведение, которое написал Жан Расин? “Федра” вызвала бурю дискуссий и разногласий по поводу своей необычной интерпретации.

К тому же на первом показе пьеса потерпела полное фиаско из-за завистливых козней недругов Расина. Обратим же на это особое внимание.

Группа влиятельных аристократов во главе с родственниками кардинала Мазарини сорвала премьеру трагедии, выкупив заранее все билеты на ее представление. Параллельно с этим шли показы спектакля с аналогичным сюжетом поэта-пасквилянта Прадона, который был подкуплен недругами Расина. Завистливые противники подстроили все так, что пьеса Прадона собирала множество зрителей, а на показ бессмертной трагедии Расина никто не приходил.

Жан Расин, книги и пьесы которого пользовались широким спросом и невиданной популярностью, оскорбился такой подлой выходкой неприятелей и покинул театральное творчество.

Жизнь после “Федры”

Драматург женился на скромной девушке, которая со временем родила ему семерых детей, и занял почетную должность придворного историографа. В его обязанности входило написание официальной истории Французского государства. Находясь при короле, талантливый Жан-Батист пользовался его полным расположением и испытывал на себе особые милости монарха.

Разочарованный и обиженный Расин двенадцать лет не брался за перо, чтобы писать трагедии. Но однажды он позволил себя уговорить и снова взялся за написание пьес.

По просьбе некоронованной супруги Людовика XIV, госпожи де Ментенон, великий драматург создал две пьесы - “Эсфирь” и “Гофолия” (или “Афалия”). Произведения были написаны специально для постановки в девичьей школе Сен-Сире, поэтому почти не имели любовного конфликта и состояли из поучительной сущности.

Основанные на библейских сюжетах, пьесы (особенно “Гофолия”) имели политическую подоплеку. Они изобличали абсолютную монархию и описывали восстание простых людей против деспота-самодержца.

С тех пор Жан-Батист Расин больше не писал для сценических подмостков. Он вновь почувствовал сильную веру в Бога, привитую ему еще в Пор-Рояле, и проникнулся духом янсенистских учений. Под воздействием благочестивых дум Расин создает религиозные творения: “Духовные песни” и чуть позднее “Краткую историю Пор-Рояля”.

Перед смертью талантливый Жан-Батист полностью обратился на религиозную стезю и считал свою поэтическую деятельность недостойной “скандальной жизнью”, за которую необходимо вымаливать у Бога прощение.

Скончался великий драматург в Париже в возрасте шестидесяти лет.

Творческое наследие

Жан-Батист Расин писал преимущественно в стиле традиционного классицизма: его произведения, основанные на исторической или античной мифологии, состояли из пяти действий, причем события происходили в один день и в одном месте.

Своим творчеством талантливый драматург не хотел коренным образом изменить существующую систему драматургии. Он не писал философских пространных трактатов, а свои мысли и идеи излагал в короткой и простой форме в виде предисловий к изданным трагедиям.

Свое мировоззрение он передавал на практике, отказываясь от идеализации главных персонажей, и обращал внимание не на обязанности и долг своих героев, а на их внутренние конфликты, сердечные переживания, снедающие душу страсти, слабости и искушения.

Все это было близко и понимаемо современниками Расина. Оттого его поэтические творения пользовались огромной любовью и популярностью в XVII веке. Вследствие этого его творческое наследие живо и своевременно и в наши дни.

Французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка – сестры поэта Мари. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка.


В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с Пор-Роялем. В 1655 он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным эллинистом. Впечатлительный юноша воспринял также непосредственное воздействие мощного и мрачного янсенистского движения. Конфликт между янсенизмом и пронесенной через всю жизнь любовью к классической литературе оказался для Расина источником вдохновения, определил тональность его творений.

Завершив образование в парижском коллеже Аркур, он в 1660 поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. Примерно в это время у Расина появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж.де Лафонтеном. В том же году была написана поэма Нимфа Сены (La Nymphe de la Seine), за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые свои пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде получить от церкви бенефицию, которая позволила бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Переговоры на этот счет не имели успеха, и в 1662 или 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из сохранившихся пьес – Фиваида (La Thébaide) и Александр Великий (Alexandre le Grand) – он написал по совету Мольера, который поставил их в 1664 и 1665.

По характеру Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни.

В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, Расин укрепил связи со двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV, обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан. Впоследствии он выведет ее в образе «надменной Васти» в пьесе Эсфирь (Esther, 1689), написанной уже после того, как сердцем короля завладела мадам де Ментенон. Он также побудил свою любовницу, прославленную актрису Терезу Дюпарк, оставить труппу Мольера и перейти в театр «Бургундский отель», где в 1667 она сыграла заглавную роль в Андромахе (Andromaque), одной из величайших его трагедий. Оригинальность пьесы состоит в поразительном умении Расина увидеть раздирающие душу человека свирепые страсти, бушующие под покровом усвоенной культуры. Конфликт между долгом и чувством здесь отсутствует. Обнаженное столкновение противоречивых устремлений ведет к неизбежной, разрушительной катастрофе.

Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон – Юния и Британник. Постановка в следующем году Береники (Bérénice), в которой заглавную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала одной из величайших загадок в истории литературы. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет. Ныне более достоверной кажется версия, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами 17 в., написал свою трагедию Тит и Береника в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво: Расин одержал в соревновании триумфальную победу.

За Береникой последовали Баязет (Bajazet, 1672), Митридат (Mithridate, 1673), Ифигения (Iphigénie, 1674) и Федра (Phèdre, 1677). Последняя трагедия является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и прежде, здесь нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как женщина в высшей степени чувственная, однако любовь к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности. Постановка Федры стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в «кровосмесительной» страсти Федры к пасынку намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с Федрой Расина.

Неожиданно Расин отказался от участия в последовавшей ожесточенной полемике. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа вместе с Н.Буало. Единственными его пьесами за этот период стали Эсфирь и Аталия (Athalie, русский перевод 1977 под названием Гофолия), написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699.

Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки Британника, что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего 17 в. на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Кинжал или яд, завершающий их земное существование, в физическом плане является следствием того крушения, которое уже произошло в плане психологическом.