НОМИНАЦИЯ «ПРЕДМЕТНЫЕ РАЗРАБОТКИ»

Пояснительная записка

Предмет начальные классы, литературное чтение

Уровень образования школьников – 2 класс.

Предназначение – для групповой и фронтальной работы.

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина

Задачи урока:

    Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.

Учитель.

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

Как называется раздел, который сейчас познаем?

Учащиеся.

- «Мои самые близкие и дорогие или моя семья»

Учитель.

Кто для вас самые близкие люди на земле? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

    Актуализация знаний.

    Рассказ о М. Пришвине.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным?

Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку (слайд)

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Прочитайте его название «Ребята и утята».

Кто видел маленьких утят?

Где?

Ответы учащихся. Варианты ответов

    В рассказе говорится о ребятах и утятах

    Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.

    Говорится о взаимоотношениях человека и животных.

    Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.

    Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.

Учитель.

А как проверить ваши предположения?

Учащиеся.

- Итак, какова основная цель нашего урока

Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

(на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя

* Познакомиться с новым произведением

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

Работа с текстом до чтения

    Словарная работа

В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Холм – небольшой бугорок. Слайд 11

    Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 12)

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд13)

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 14)

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 15)

    Кузнеца – помещение, где работают кузнецы. (слайд 16)

Б) читает учитель произведение

В) первичное восприятие текста

Учитель.

Какие чувства у вас возникли?

Какую ошибку совершили дети?

Исправили ли они свою ошибку?

Кто им помог её исправить?

Что вы можете сказать об этом человеке?

А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему?

Ответы учащихся.

Физпауза

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Чтение текста по частям до слов


1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

Это много или мало для человек?

А для маленькой уточки?

Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Докажите строчками из произведения.

Кто страшнее?

Почему?

Поработайте в парах и озаглавьте эту часть

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Докажите строчками из произведения.

Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведет себя при этом?

Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

А какая она мама?

- Заботливая.

Вам ее жалко?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

3 остановка…и побежали с утятами на холм.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый?

Докажите строчками из произведения.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.

Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

Как Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом?

Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

Перед кем этот знак уважения?

Почему?

Как мальчишки на это прореагировали?

Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?

Чтение до конца.

Что можно сказать о ребятах?

Как их назвал рассказчик?

Как можно назвать их по-другому?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что пожелали люди уточке?

Нужно ли было пожелание людей уточке?

Почему?

Докажите строчками из произведения.

Слайд 18-19 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Слайд 20. Подбор пословиц к произведению.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.

Умел ошибиться, умей и…. исправиться.

Добрый пример лучше ста… слов.

Сначала думай – потом… делай.

Сей добро, посылай….., оделяй….

Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.

К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

5.Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

Слайд 21. Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

2.

Главными героями были дети и семья уточки

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6.

Ребята смогли объяснить свой поступок

7.

Уточка бросила своих утят

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

Слайд 22. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

    Определение главной мысли рассказа.

Почему?

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

6. Итог урока

Слайд 24. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание. Другими словами человек испытывает такие же чувства, как и к своей семье.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 25)

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

Литературное чтение 7.12.2015г
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст
Задачи:
учить анализировать произведение;
развивать умение выразительно читать произведение
воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование:компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинки «утка с утятами»
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Приветствие:
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой-несказкой В. Бианки «Сова»
«Верно – неверно!» (выполняют индивидуально, взаимопроверка по слайду)
Главный герой сказки «Филин»
Сказку написал В.Бианки
В этой сказке мыши хотели разорить шмелиные гнёзда.
Старик называл сову «Отчаянной головой»
Сова не приносит природе никакой пользы.
У коровы не будет молока, если она не будет есть клевер.
Всё в природе взаимосвязано.
Сова помогла избавиться от мышей.
В конце сказки старик пил чай с молоком.
«Восстановите цепочку»
Сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко(Один ученик выходит к доске, восстанавливает и объясняет последовательность)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
Биография писателя. Вика
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Ксения А.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
Даниял.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места мира, прекрасно знал Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
Он хотел найти в природе такое, чего сам еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».
«Незаконченное предложение»
Михаил Пришвин любил … ;Он писал о … ;На фотографии у него … ;Писатель жил … .)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.с. 92
Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие.
Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.
Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.
(Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
- Понравился рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VIII.ФизкультминуткаТанец «Утят»
После выполнения упражнений можно поинтересоваться у детей, как они себя чувствуют, понравилось ли им “быть утятами”, и др.)IX. Первичное закрепление изученного материала
Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?– Докажите строчками из произведения.– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?– На свободу.– Что значит для утят свобода?– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?– Докажите строчками из произведения.– Сколько надо было идти до озера?– 3 версты.– Сколько это километров?– Чуть больше 3 километров.– Это много или мало для человека?– А для маленькой уточки?– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.– Почему уточка-мать шла позади утят?– Какие враги были у уток?– Докажите строчками из произведения.– Кто страшнее?– Почему?– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?– Докажите строчками из произведения.– Зачем ребята это делали?– Просто так, для забавы.– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?– Докажите строчками из произведения.– Могла ли утка кричать?– Докажите строчками из произведения.– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.– А какое чувство пережили утята?– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?– А какое слово вы кричите, когда боитесь?– Мама!– А ваша мама переживает за вас?– Как она ведет себя при этом?– Как в рассказе чаще всего называют уточку?– Мать.– А какая она мама?– Заботливая.– Вам её жалко?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
X. Обобщение
* Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что она делает?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
(И около кузницы при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их впереди)
– Посмотрите на вторую иллюстрацию.
-Кто изображен здесь?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
(Вот тут их и увидели ребята и зашвыряли шапками)
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
* Работа в паре.
Работа с пословицами.
– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске:
– Вслух прочитает первую пословицу …
Умел ошибиться – умей и …(исправиться)

– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …
добрый пример, лучше ста… (слов).
– Продолжите пословицу.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
XI. Итог урока
-С творчеством, какого писателя мы познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
- К чему нас призывает?
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- пересказ текста
- пересказ от лица писателя
- пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия- Оцените свои действия на уроке с помощью «Лестницы успеха»
(учащиеся выходят к доске и прикрепляют смайлик к соответ. ступеньке)


Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ СШ № 51 г. Липецка

Татьянина Светлана Александровна

2016 год

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты обучения:

Личностные : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные : умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные : умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I .Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие : видеозаставка к передаче: «В мире животных»

( читаю текст под музыку)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»

-Работаем в парах (карточки)

На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком

В.Берестов

Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках

У кого 4 +? 3+? – замечательно.

Какой темой объединены эти произведения?

Ш. Сообщение темы урока

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей .

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)

- Узнать о жизни и творчестве писателя

- Познакомиться с новым произведением

- Определить

Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина .

VI . Первичное усвоение новых знаний.

1.Выставка книг .

М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.

2.Биография писателя .

Вы узнаете о творчестве писателя, прочитав сведения из его биографии.

Каждая группа готовит свою информацию.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге розового цвета

«нюхательному аппарату

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

-

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

V . Знакомство с новым произведением.

1. Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.

- Можно ли по ним определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)

2. Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

3. Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопросы:

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

VI . Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе.

- Для чего я выписала эти слова? (Объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ) .

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (доска)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (доска)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (доска)

Кузница – помещение, где работают кузнецы. (доска)

(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII. Работа над содержанием рассказа.

1. Слушание аудиозаписи.

- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику , а потом попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

- Понравился рассказ? (Да)

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный ?

(Ответы оставляю без комментарии, возврат к этому вопросу в конце урока)

2) Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора?
(Взволновало поведение ребят) .
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? (Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? (ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)

Физкультминутка «Танец маленьких утят»

3) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Не много)
– А для маленькой уточки? (Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами .(На открытых местах мать шла позади утят. … )
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди .)

2часть «Чтение в парах, по ролям»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Зашвыряли шапками)

Зачем ребята это делали? Просто так, для забавы

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.)
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.


– А какое чувство пережили утята?
(испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама!)
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать, уточка).
А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого) .


Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)

- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)

- Как вели себя ребята? (Они струсили.)

3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные , беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? (глупыши)

Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади )
– А почему сейчас она побежала впереди? (хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой )
– Почему? (Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор хочет показать, что утка беспокоится, заботится о своих детях. Так делает любая мать. )

Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему?
– Что пожелали люди уточке? (Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? (Да, нужно)
– Почему? (там впереди могут быть ещё опасности)

4) Работа над иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают ? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают ? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

До свидания, утята!)

5) Работа с пословицами. (слайд)

Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
(к ребятам)
– Почему? (поняли свою вину и исправили её. )
- Доброе дело лучше ста слов. - Как понимаете эту пословицу?

6) Определение главной мысли рассказа.

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).

Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? ( Это добрый, строгий, неравнодушный, человек. Его девиз – не делать дурное природе) .

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

VII . Обобщение

- Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

Узнать о жизни и творчестве писателя.

Познакомиться с новым произведением.

Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.

- Добились мы их выполнения? (Все задачи выполнили)

Опять возвращаюсь к вопросу:

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный ? Почему вы так считаете? (Надо охранять природу и животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. М. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу. )

IX . Система контроля и мониторинга качества знаний

Тест по рассказу «Ребята и утята».

В ыбери правильный ответ.

    Объясни значение слова « кочка».

А) участок твердой земли

Б) трухлявый пень

В) бугорок на сыром лугу, болоте

    Объясни значение слова « кузница»

А) мастерская для ручной ковки металла

Б) здание, где мелют зерно

В) сарай, где хранятся инструменты

    Объясни значение слова «верста»

А) мера длины – чуть меньше километра

Б) мера длины – чуть больше километра

В) большое поле

Г) небольшая роща

    Объясни значение выражения «паровое поле»

А) поле, засеянное овсом

Б) поле, оставленное незасеянным

В) поле, окруженное лесом

    Как называлась маленькая дикая уточка из рассказа? ответ.

А) Кряква

Б) Чирок – свистунок

В) Болотная

    Почему она свила гнездо далеко от озера?

А) там было больше еды

Б) весной озеро далеко разливалось

В) там было безопаснее

    Что сделали ребята, увидев утят?

А) зашвыряли их шапками

Б) кидали в них комьями глины

В) разогнали их

Самопроверка с доской. (если будет время)

Кто ответил правильно на вопросы теста?

Кто допустил ошибки?

Если времени будет мало .

Отложите выполненные тесты на край стола, после урока соберу и оценю ваши работы сама.

IX . Выставление оценок.

X. Домашнее задание:

1.Ребята, читая произведение, вы заметили то, что очень мало иллюстраций к нему. Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.

2. Подготовить пересказ стр.132-134

- Спасибо за урок.

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату »: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату »: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату »: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

"Красноярская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Никифоровича Кошкарова" - филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Уватская средняя общеобразовательная школа» Уватского муниципального района

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Ребята и утята»

подготовила

учитель начальных классов

Лиховец Зинаида Сергеевна

с. Красный Яр
2017

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »

Класс: 2.

Цели урока:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор, видеоролик.


Презентация к уроку
PPTX / 3.58 Мб

Ход урока

І. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

(на доске)

Учащиеся.

Уважать чужое мнение;

Быть внимательными;

Слушать и слышать друг друга.

II . Проверка домашнего задания.

Сначала давайте проверим домашнее задание. С.129 наизусть (3-4 человека). Молодцы.

III . Актуализация знаний

А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)

Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

IV . Изучение нового материала. СЛ.1

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин. (Биографию о Пришвине М.М. рассказывает заранее подготовленный ученик)

А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

Как можно ласково назвать утку?

Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке - свистунке.

Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок - свистунок. СЛ.3

Чирок - свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт - вертикально.

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?

Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

Знакомство с текстом. СЛ.4

А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Аудиозапись).

Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

О ком этот рассказ?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 5-9

Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА - старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА - место, где работает кузнец - кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ - поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА - меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА - видно кругом далеко.

Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

Физкультминутка СЛ. 10

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

И опять настала тишь.(Сели)

Работа над рассказом. СЛ. 11

Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
- Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
- Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки? (Много.)
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
- Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
- Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть (вслух по цепочке.) СЛ.12
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
- Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
- Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
- А какая она мама? (Заботливая.)
- Вам её жалко?

Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята?
- Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
- Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
- Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
- Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

3часть «Чтение по абзацам» СЛ.14
- Что можно сказать о ребятах? Какие они?
- Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
- Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
- А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)
- Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
- Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
- Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)

Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
- Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)

Составление плана СЛ.15

А сейчас самостоятельно озаглавьте каждую часть и кратко расскажите о чём в ней говорится

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?

IV . Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)

Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

- Добрый пример лучше ста слов.

К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

Кто скоро помог, тот дважды помог

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

А кто нет? Почему?

Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?

Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.

V . Итог.

Давайте подведём итог:

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

Кто написал этот рассказ?

Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16

Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.17

Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

Мне очень грустно, я не всё понял

Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд 18)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, - их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

Урок окончен. Спасибо.