Картина «Мартовское солнце», написанная К.Ф.Юоном в 1915 году, - одно из самых известных в творчестве знаменитого художника.

На этом полотне, показывающем зрителю родную природу Подмосковья, особенности живописи Юона воплощены особенно полно.

«Мартовское солнце» - жизнерадостный пленэрный пейзаж. Живописец запечатлел на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы и хрустит под сапогами снег, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое ощущение весеннего тепла.

Кажется, деревья тянутся к льющемуся с неба свету своими узловатыми ветвями. Солнце еще почти не греет, но ярко озаряет крыши деревянных домиков, раскидистые тополя, высокие березки, создавая бодрое, приподнятое настроение.

Важной частью картины «Мартовское солнце» является жанровая сценка. Действительно, трудно представить себе этот пейзаж без этих лошадок, задорной лохматой собачки и веселых ребятишек.

Картина «Мартовское солнце» развивает традиционную пейзажную тему, давая ей новое толкование. Композиция произведения отличается особенным совершенством. Интенсивность цвета, декоративность полотна не исключает ощущения жизненности, реальности, пространственной глубины.

Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого – помогают живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа – тему радостного и торжественного пробуждения природы.

Помимо описания картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Мартовское солнце

Март… Месяц года, когда зима потихоньку теряет свою власть, а весна вступает в законные права. Именно это время года изобразил известный русский художник Константин Юон на своём полотне «Мартовское солнце» в 1915 году.

При первом взгляде на картину создаётся положительное впечатление и позитивный настрой. Всё пространство ярко освещено весенним солнцем, которое выглядывает из-за иногда подплывающих лёгких белых облачков. Ярко-голубое небо выдаёт наступающую весну. Земля и крыши домов всё ещё усыпаны снегом, поблёскивающим подобно нежной алмазной крошке в лучах солнца.

По просёлочной широкой дороге, мимо стоящих плотным рядом хорошо срубленных изб, едет пара всадников на чёрных лошадях. Всадники одеты в тёмные тулупы, а на головах у них шапки под тон одежды. Чуть поодаль плетётся двухцветная лошадь, рядом с которой бежит собака.

Вдоль дороги стоят высокие деревья, которые словно касаются небесной вышины своими вершинами. Ветвистые берёзы сливаются своей белизной с сугробами. На снегу можно рассмотреть множество следов от копыт, которыми и протоптана тропинка. Солнце уже высоко над горизонтом, ведь деревья и наездники уже отбрасывают тени. На картине изображена небольшая деревушка, невысокие, но красивые домики виднеются как на переднем плане, так и вдалеке, за холмом. Широкие крыши домов усыпаны переливающимся в лучах солнца снегом. Безлюдная улица наводит на мысль, что сегодня выходной день, и все люди, кроме двух случайных ездоков, отдыхают у себя дома. Картина пробуждающейся природы, не обремененная большим количеством людей, радует глаз.

Картина Константина Юона «Мартовское солнце» завораживает и притягивает. Снег ещё лежит на земле плотным слоем, но уже чувствуется приближение витающей в воздухе весны.

Описание картины для 3 класса

Мартовское солнце – так красиво! Ещё зима, но солнце такое яркое. И радостное. Солнце улыбается. И по снежной дороге бегут лошадки. Дети на них тоже радостные. Они все чувствуют, что скоро весна.

Солнце будет греть и растопит весь снег. А под снегом трава зелёная! И цветы! Лошадки чувствуют это. Лошадки разных цветов: черная, рыжая, блондинка… И собака ещё есть. Она бежит за ними. Собаки бегают за всем, что движется.

Если весной сидеть у окна на солнце, то можно (закрыть глаза) представить, что лето. Тут тоже так.

На картине ещё симпатичные домики, деревья. Деревья все большие и красивые! Это край деревни. Небо светлое, красивое. Немного белых облаков. И ещё такие тени, как летающие тарелки!

На картине много теней, то есть солнце не наверху, а сбоку. Вот тени от деревьев, то есть слева спрятан лес. Но мы-то теперь знаем, что он там!

Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс

В творчестве К.Ф. Юона тематика весеннего, природного возрождения встречается, как минимум, на двух полотнах. Одно из них - "Мартовское солнце".

Если бы не название, смог бы зритель понять замысел художника и разглядеть изображение весенней поры? Я думаю, смог бы. На первый взгляд сложно заметить не такое явственное пробуждение природы, но при детальном рассмотрении все становится на свои места. Пусть нет еще почек и листочков на деревьях, а на земле проталинок и ручейков, благодаря яркому солнцу, заливающему все вокруг, и чистому небу, мы легко угадываем природное состояние.

Композиционно картина имеет три плана (подобно трем весенним месяцам). На дальнем изображена деревушка, совсем еще не проснувшаяся после зимних вьюг - на крышах лежит снег, жителей не видно и тропка еще не проторена. Центральный план иносказательно отражает постепенное зарождение, дыхание жизни как у животных, так и у всадников. Они - как центральное звено, соединяющее сонную деревушку с уже просыпающейся природой. И третий план, самый близкий к зрителю - это деревья, тянущиеся к свету, воспрянувшие "духом" и готовые возродиться с приходом тепла. Таким образом, на картине запечатлены три действующих "лица" - природа, животные и люди, объединившиеся в одном порыве - как можно скорее приблизить теплые деньки.

Цветовая гамма лаконична. Заполняет всю картину один цвет - голубой, едва уловимый. Голубым изображены и снег и небо. Создается ощущение зеркальности. Будто небо "глядит" на свое собственное отражение на земле. Голубой - цвет, радующий глаз, вселяющий надежду. Домики, хоть и имеют фасады разных цветов, все они покрыты снегом и стали фактически одним целым. Чего не скажешь о природе - даже березки имеют каждая свои индивидуальные формы и оттенки. В природе все неповторимо и в этом ее прелесть.

Что связано с животными и людьми, изображенными художником, то здесь на второй план отходит цветовая составляющая, поскольку автору важно было показать динамику. Лошади изображены в движении - мы это видим по развевающимся гривам и посредством отставания от маленькой процессии жеребенка. Завершает динамику собачка, лающая жеребцу вдогонку, силясь подогнать, оповестить всех вокруг о своей радости от наступления весны.

8 класс, 3 класс

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

  • Сочинение по картине Шишкина Перед грозой 5 класс описание

    На этой картине изображён небольшой луг и пруд, а также небольшой лесок. Глядя на картину, становится сразу понятно, что вот-вот начнётся гроза и дождь.

  • Сочинение по картине Сурикова Взятие снежного городка (описание)

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

Март – особенное время года, приносящее радость от того, что весна скоро вступит в свои права. На обочине дороги лежит слегка подтаявший снег, который в лучах нежаркого солнышка, уже несколько погрустневший тихонечко тает с каждым днем. Деревья хотя и не успели обзавестись красивой кроной весне очень рады. Хотя и знают, что март очень обманчивый месяц и тепло не продержится долго. Будет еще немало утренних заморозков, опасных для растений.

Картина К. Юона «Мартовское солнце» написанная художником в 1915 году олицетворяет весеннее настроение. Небо занимает основную часть холста, оно просвечивает сквозь голые ветви деревьев и сливается на горизонте с заснеженной улицей.

Преобладающая голубизна полотна вселяет в душу необыкновенную легкость, радостную безмятежность и непоколебимую уверенность, что все будет хорошо. Ведь пережили такие морозы и дождались утро года. Возникает необычное ощущение, которое покоряет и надолго остается в памяти.

В незатейливом сюжете мы видим всадников, мчащихся по деревенской улице. Вровень с лошадками бежит небольшая собачонка, стараясь не отставать. Она визгливым лаем осыпает жеребенка, показывая хозяевам свою значимость. Кавалькада только что покинула деревню, это видно по узкой дорожке, уходящей к богато украшенным резьбой домам.

В старину жители деревни стремились проявить большую смекалку, украшая свои жилища, и каждый дом отличался от других, то дивным сказочным петушком на крыше, то неповторимыми узорчатыми наличниками или затейливым крыльцом. Иногда жилище напоминало произведение искусства. Деревянные дома стоят, повернув фасады к проезжей части, поблескивая на солнце чисто вымытыми оконцами, словно княжеские хоромы. И живет здесь дружно большая крестьянская семья из трех, а то и четырех поколений.

В 1903 г. в Москве был создан Союз русских художников. Центральными фигурами в нем стали К. Юон, А. Архипов, И. Грабарь и А. Рылов. Художники старались выработать свой собственный стиль, противопоставив себя петербуржцам. Они не приняли символизм и связанные с ним идеи, соединив воедино в своем искусстве реализм передвижников и импрессионизм в передаче воздуха и света. Их больше всего интересовал пейзаж и жанровые рисунки.

Одним из пейзажистов был и Константин Юон, художник непревзойденно изображал лирику зимнего пейзажа и раннюю весну, которая показана в картине, «Мартовское солнце». Здесь необыкновенно передана игра света на талом снегу, которая великолепно сочетается с нежной голубизной небес. Пробуждение природы. Снег на земле уже не пушисто-белый, как в начале зимы, а уже грязновато серый и тяжелый.

Березки вытянули свои белые стволы, словно пытаясь быть поближе к солнышку. Художник не показывает светило на холсте, но его лучи буквально заполонили все пространство. Кровли домов, макушки тополей все освещено ласковыми весенними лучами. А на снегу длинные яркие фиолетово-синие тени, значит, солнце уже повернуло к закату. По голубоватому бескрайнему небу медленно передвигаются небольшие барашки легких облаков. Воздух чист, но еще немного морозный. Чувствуется движение во всем, скачут лошади, прыгает собачка, резвится жеребенок. Радуются люди, животные и вся природа.

Тщательно подобранные художником краски придали необыкновенную свежесть весеннему дню. Позади всадников видны хозяйственные постройки и дома, укрытые снежным покровом, а из труб поднимается в небо дым. Деревья на холсте как символ жизни, пробуждающейся под солнечными лучами, освещающими всю округу, они придают полотну оптимизм и чувство праздника.

Вековые деревья тоже протянули к солнцу свои искривленные временем и погодными условиями ветви. Возможно, их посадили еще прадеды сельчан. Четко выделены свежие следы на снегу, кто-то успел пробежать по наметенным за ночь сугробам.

Художник изображает неповторимый момент наступления первых весенних деньков. Похрустывает снег под копытами бегущих лошадок, да и сугробы еще глубокие, но уже можно ощутить нежное дуновение весны. Органично вписана в пейзаж небольшая жанровая сценка.

Замечательный художник Константин Юон показал нам красоту природы в обычный будничный день. Он словно говорит нам: «Люди, вокруг нас - удивительный и неподражаемый мир. Каждое живое существо, камешек, горный ручей, неприметный полевой цветок, снежинка, упавшая к нам на ладонь и задержавшаяся всего на мгновение – способны вызвать искреннее удивление, восхищение и умиротворение».

Сегодня картина К. Юона «Мартовское солнце» находится В Москве в Третьяковской галерее, масло - холст, ее размер 107 на 142 см.

/ / Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Юон написал картину «Мартовское солнце» в 1915 году.

На картине мы видим весенний пейзаж, солнечный и легкий. Март - это месяц прощания с зимой и вступлением весны в свои права. Также, это обманчивый месяц, солнце может припекать, а мороз крепчает. Это и передал Юон в своём пейзаже. Сегодня эта картина украшает Третьяковскую галерею.

На переднем плане мы видим местных жителей, верхом на лошадях. У одного из них ведра, значит, они собрались поутру за водой. Кажется, что ребята взяли лошадей без спроса и хотят съездить быстрее, пока родители не заметят их отсутствие.

За ними стоят деревья, которые осыпались от мороза. Они нарисованы в непривычном светло-зеленом цвете. Их ветви игриво переплетаются между собой. Слева от них растут берёзы, высокие и стройные; листья их нарисованы слегка с розовым оттенком. Они как будто тянутся к солнцу, хотят согреться. За ними снежная полянка, за ней виднеются крыши домов. Деревья уже готовы расстаться со снежными оковами и показать первые листочки. Весна уже готова вступить в свои права, согреть замёрзшую природу своими ласковыми лучами.

На заднем плане расположилась маленькая деревня. Аккуратные домики стоят в ряд. Раньше, деревенские жители старались выделиться, чтобы на их дом обратили внимание, поэтому фасады зданий обращены к центральной улице. Перед домами на выгуле корова, к которой прицепилась чёрная собака.

Небо ясного голубого цвета, которое занимает большую часть холста, ближе к горизонту присутствует лазурный оттенок. Картина нарисована в светлых тонах, что передаёт гармонию этого пейзажа, навеивает настроение уверенности в завтрашнем дне. Игра света и тени соединяет голубизну небес и белоснежность снега, благодаря ненавязчивым переливам.

Данный пейзаж напоминает нам русскую глубинку. Такой спокойный и легкий пейзаж. Совсем скоро, начнётся капель, и весенняя природа покажет всю свою красу, добавит жизни в маленькую деревню. Картина поистине является жанровой, ведь каждый элемент, каждый штрих и деталь тесно связаны и создают общность мартовского утра.

Татьяна Хлопова
Рассматривание репродукции картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

Рассматривание репродукции картины «Мартовское солнце» К. Ф. Юона.

Подготовительная группа

Ребята, я хочу вас познакомить с работой еще одного русского художника, которого звали Константин Федорович Юон (1875-1958гг.). Константин Федорович прожил 83 года. Константин Федорович жил на окраине Москвы и очень любил природу Москвы и Подмосковья, архитектуру, историю народа русского, интересовался русским народным бытом.

Вспомните наши виртуальные прогулки по Третьяковской галерее, где собрано очень много шедевров русского искусства. Вот именно там, в Третьяковской галерее и зародилась любовь к русскому искусству у Константина Федоровича.

Юон любил изображать древние русские города с их архитектурными памятниками. Художник очень любил природу. Природа в произведениях художника всегда яркая и радостная.

Репродукцию одной из его работ вы сейчас можете увидеть (выставляется репродукция картины К. Ф. Юон «Мартовское солнце»).

Мартовское солнце землю пригревает.

Весна в окно стучится и песню напевает.

Деревья все готовы встречать весны приход

И чаще прогуляться выходит наш народ.

Скажите, ребята, что изображено на картине? Что вас сразу удивило или привлекло ваше внимание?

(Предполагаемые ответы детей: Деревья, дома, мальчики на лошадях, собака, небо, снег).

Ребята, а почему же картина называется «Мартовское солнце»? Ведь солнца-то самого художник не изобразил. Как мы можем догадаться, что светит солнце?

(Предполагаемые ответы детей:Все предметы отбрасывают тени. Снег не серый, не мрачный, он голубой, сиреневый, розоватый, яркий).

Скажите, если бы небо художник изобразил серыми и белыми красками, мы бы смогли сказать, что наступила весна?

(Предполагаемые ответы детей:Нет. Небо бы было зимнее, пасмурное).

Как вы думаете, какой населенный пункт изобразил художник?

(Предполагаемые ответы детей:Это деревня, т. к. дома одноэтажные, деревянные, нет дороги, только вытоптанная тропка).

Вспомните, когда изображается в картинах природа, как называется этот жанр картин? (пейзаж)

А если изображается город? (городской пейзаж)

Вспомните название жанра картин, где изображены стройки, заводы?

(индустриальный пейзаж)

Ну и если на картине мы видим село, деревню? (деревенский или сельский пейзаж)

Значит Юон в своей картине изобразил?

(Сельский или деревенский пейзаж)

Молодцы, ребята, вы правильно определили жанр картины. К. Ф. Юон в своей картине «Мартовское солнце» изобразил деревенский пейзаж.

Яркое, высокое, голубое небо. Как будто веет с картины свежестью и весной. На переднем плане картины мы видим двух юных всадников, неторопливо скачущих по деревенской улочке, в сторону раскидистых величавых тополей.

Своими ветвями тополя занимают пространство половины картины. От этого приема изображения деревьев создается впечатление большого простора, высоты и глубины. Снег «играет» на солнце множеством красок: и голубой, и лиловый, розовый и сиреневый! Но мартовский снег не такой пушистый и свежий, создается впечатление, что снег немного осел и покрылся от солнечного тепла тоненькой корочкой. А от деревьев «падают» серовато-синие «холодные» тени.

На среднем плане мы видим спешащего за матерью жеребенка. Он уже почти взрослый, но еще пугливый, ведь не стал бы он, будучи взрослым, так бежать от какой-то черной собаки, которая чувствует себя хозяйкой и, весело подняв хвост, лает и подгоняет жеребенка. Жеребенок пробегает мимо, стоящих спокойно и заворожено, стройных, изящных, желтовато-белых березок. Березки вытянули свои тонкие веточки с коричневато-желтоватыми почками к солнышку и ждут команды, готовые прорастить первые листочки.

А на заднем плане мы видим стоящие спокойно и важно деревенские домики, на крышах которых еще не посмел стаять снег, он блестит и сверкает и «режет» глаза своей белизной и яркостью, которые образуются благодаря весеннему солнцу.

Ряд домов мы можем определить только по крышам, ведь они спрятались за пригорком. Но это не мешает нам определить, что всадники находятся на окраине деревни.

Деревья дальнего плана нам видны, не так ясно как стоящие на переднем плане тополя. Ведь они далеко и художник профессионально и мастерски изобразил их в туманно-облачной дымке.

От картины веет весной. Создается умиротворенное и радостно-счастливое настроение. Ведь картина написана Константином Федоровичем с любовью, нежностью и мастерством.

Скажите, ребята, вам понравилась эта картина?

Как называется эта картина?

Какое настроение стало у вас после просмотра картины?

Что именно вызвало у вас ваше настроение?

Какими бы красками и оттенками красок вы воспользовались, если бы рисовали месяц март?

(Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями).