Суфийская притча

К суфийскому мастеру как-то подошёл один никому не известный учёный и задал дурацкий вопрос. - Пошёл вон! - сказал суфий. Учёный ушёл, но заявил при этом во всеуслышание, что данный суфий просто не умеет вести себя вежливо, даже если захочет, и что...

  • 2

    Вежливость Притча от Сергея Шепеля

    Женщина, отдыхавшая в санатории, забежала в палату, где проживала её подруга, и громко сказала: - Привет, как дела? Чем занимаешься? - Тише, - отвечала та, - моя соседка ещё спит. Вбежавшая женщина подошла к спящей женщине и начала трясти её, а когда та...

  • 3

    Вежливый Кролик Камбоджийская притча

    Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и...

  • 4

    Воздух, смягчающий удары Современная притча

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он...

  • 5

    Гипнотическая сила слов Современная притча

    Однажды Мастер рассказывал о гипнотической силе слов. Кто-то из задних рядов выкрикнул: - Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что всё время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, ...

  • 6

    Доброта и вежливость Притча неизвестного происхождения

    Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. ...

  • 7

    Долг превыше всего Притча про Насреддина

    Насреддина не пригласили на угощение по случаю помолвки, но он сам пришёл в положенное время. Его спрашивают: - Ведь тебя не звали, зачем ты пришёл? - Если хозяин дома такой невоспитанный и не знает законов вежливости, это не значит, что я должен...

  • 8

    Известный мастер ушу Притча от Павла Федотова

    Как-то раз неуязвимый мастер Цзи Ши тренировался на своей горе. Смотрит, к нему поднимается известный мастер ушу. «Интересно, - думает Цзи Ши, - с чем пожаловал этот известный мастер ушу?» Известный мастер ушу дал пару советов неуязвимому мастеру Цзи Ши. ...

  • 9

    Нерешённый вопрос Суфийская притча

    Двое достопочтенных граждан из Страны Дураков прослышали, что некто, называемый Вежливым Человеком, ныне находится в их столице. Горя желанием встретиться с ним, они пришли на главную городскую площадь. Там они увидели чужестранца, сидящего на скамейке. ...

  • 10

    Поправка Суфийская притча

    Абдулла бен Яхья показал посетителю рукопись, написанную им самим. Тот указал: «Здесь ошибка!» Абдулла бен Яхья вымарал указанное слово и вписал его заново - так, как подсказал гость. Когда посетитель ушёл, Абдуллу спросили: - Отчего вы пошли на это, ...

  • 11

    Почему великан помог?

    Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле...

  • 12

    Примерное наказание Притча от Омара Хайяма

    Мне рассказывали, что Абу Абдаллах Хатиб был воспитателем эмира Абу-л-Аббаса, брата Фараха ад-Даула - султана Рея, который стал визирем в империи Малик Шаха. Абу Абдаллах сел у окна, и эмир Абу-л-Аббас, бывший мальчиком, был внизу перед ним. Один слуга...

  • 13

    Самый достойный Притча от Александры Лопатиной

    Прекрасная принцесса попросила мудреца: - Помогите мне найти достойного жениха. Мудрец собрал всех влюблённых юношей и объявил: - Вы должны добыть для принцессы золотой цветок из горной пещеры. В пещере жили злые гномы. Одни юноши надеялись добыть цветок...

  • 14
  • Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.

    Задачи:

    • Развитие навыков культурного поведения в общественных местах.
    • Формирование положительных моральных качеств.
    • Формирование умения давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
    • Развитие творческих способностей детей.
    • Формировать умение прислушиваться к мнению товарищей и сообща принимать решения.

    Ход занятия

    Классный час сейчас начнём
    И беседу поведём
    О словах важных,
    Дорогих, отважных.
    Добрых, замечательных,
    Скромных и влиятельных.

    У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

    1 группа

    Слон муравью уступает дорогу;
    - Доброе утро! Спешим понемногу?
    А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
    Как вы любезны! Прощенья прошу.

    2 группа

    Жаворонок в небе
    Так сказал орлу:
    Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
    А орёл ответил: - Правильно, сынок,
    Много лет живу я, вот и занемог.
    И тебе желаю долго жить, как я,-
    Пусть тебе поможет вежливость твоя.

    3 группа

    В небе красивый закат догорал,
    Ласковый ветер с травою играл,
    Суслик сказал: - Уважаемый крот,
    День угасает и ночь настаёт,
    Скоро взойдёт золотая луна…
    Доброй вам ночи. Спокойного сна.

    Перечислите их. Как можно назвать эти слова?

    Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
    Вы уже догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

    Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости, о доброте. Это культура поведения в которой заключается уважение к людям.

    Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства.

    Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.

    2. Итак, отправляемся в страну Вежливости.

    И встречает нас удивительная «Коробка ощущений». (С одной стороны в коробке - мягкий пушистый предмет, с другой – колкий)

    Ребята, что лежит в этой коробке.

    Как можно узнать?

    Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения?

    Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

    • Что ты почувствовал, когда его гладил?
    • А у кого возникли другие ощущения?
    • Что же ты почувствовал?

    Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

    Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу?

    3. А теперь проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.

    Ребята представят несколько ситуаций. Будьте внимательны.

    Инсценировки.

    1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! Все места заняты.

    Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Ребята, как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)

    2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” - спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” - ответила Таня.

    Права ли Таня? Как думаете, ребята? (Нет.)

    Что ответила мама?

    4. (Несколько школьников прогуливаются по сцене, изображая прохожих)

    Выходит Коля. Он радостно и громко обращается к товарищу.

    К. Мишка, здорово!

    М. Привет.

    К. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил да, а Витька говорит нет.

    (Прохожие пробираются мимо, остановившихся посреди дороги ребят, обходя их. Приятели явно им мешают.) (Отходят, продолжая разговор, теперь прохожие идут свободно по тротуару.)

    На сцену входят четыре подружки. Они идут, взявшись под руки, весело разговаривают, громко смеются, опять тротуар занят. Снова приходится обходить ребят.

    - Какие ошибки вы заметили в поведении ребят?

    Вывод : Если ты идёшь с товарищами, не занимай весь тротуар. Встретил товарища и остановился поговорить с ним – отойди в сторону. Обращаться друг к другу надо вежливо. Разговаривать тихо, спокойно.

    5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

    6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, - закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” - удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, - объяснил мальчик.

    “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.

    Что должен был сделать мальчик?

    7. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие? Ваше мнение.

    (Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать)

    8. Группа ребят во дворе (одни играют в мяч, другие прыгают через скакалку, третьи в классики).

    Зоя не знает как пройти ей по необходимому адресу, обращается к играющим в мяч: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы»
    Ребята в разнобой:

    Налево! Сначала через мост, потом направо. Да нет же! Не надо через мост. Около трамвайной остановки.

    Зоя огорченно и недоуменно пожав плечами уходит.

    Каждый из вас знает по собственному опыту, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.

    А как быть, если не знаешь адреса? Или трудно объяснить .

    Вывод: Всегда приходи на помощь тем, кто в этом нуждается.

    9. Инсценировка стихотворения (герои: чтец и “неряха”):

    Тротуар ему не нужен,
    Расстегнувши воротник,
    По канавам и по лужам
    Он шагает напрямик!
    Он портфель нести не хочет,
    По земле его волочит.
    Слез ремень на левый бок.
    Из штанины вырван клок.
    Мне, признаться, неприятно –
    Что он делал?
    Где он был?
    Как на лбу возникли пятна
    Фиолетовых чернил?
    Почему на брюках глина?
    Почему фуражка блином
    И расстегнут воротник?
    Кто он, этот ученик?

    Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

    Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица “Неряха”.

    А теперь ваши одноклассники напомнят вам о том, какую одежду надо носить в школе и на занятия физкультурой.

    4. Подготовленные дети под музыку демонстрируют школьную и спортивную одежду.

    5. Но не только одежда красит человека, но и его…(поступки).

    Рассмотрите картинки «Случаи из школьной жизни». Обсудите с соседом, кто из ребят поступает правильно, а кто – нет. Поставьте в кружочках галочки красного и зеленого цвета.

    Опишите ситуации, в которых ребята допустили ошибки и сформулируйте правило правильного поведения.

    6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

    Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо встать и хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

    Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите и не вставайте.

    Кто из вас, проснувшись бодро,
    «С добрым утром!» скажет твёрдо?

    У кого у вас в порядке
    Сумка, книжки и тетрадки?

    Кто из вас молчит как рыба
    Вместо доброго «спасибо»?

    Кто из вас, скажите, братцы,
    Забывает умываться?

    Кто из вас в трамвае тесном
    Уступает старшим место?

    Кто быть вежливым желает,
    Малышей не обижает?

    7. Как хорошо, что вы желаете быть вежливыми! Ведь волшебные слова выручают нас, когда мы общаемся и с друзьями, и с незнакомыми людьми. Как важно уметь подобрать правильные слова!

    Закончи фразу, походящими по смыслу словами .

    8. Дома вы оформляли карточки со словами, которые должен знать воспитанный человек. Давайте составим « Словарь вежливых слов»!

    Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

    Растает даже ледяная глыба
    От слова теплого (спасибо ).

    Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит (добрый день ).

    Мальчик вежливый и развитый
    Говорит при встрече (здравствуйте ).

    Когда нас бранят за шалости,
    Говорим (прости, пожалуйста )

    И во Франции, и в Дании
    На прощанье говорят (до свидания )

    (Дети на доску вывешивают вежливые слова, написанные и оформленные дома. Там же заголовок «Ежели вы вежливы…»)

    Есть еще много добрых слов. Давайте дополним ими наш словарь. Не забывайте использовать их в своей речи.

    9. И в заключение наши ребята прочтут стихи С.Я.МАРШАКА «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»

    Ежели вы вежливы
    И к совести не глухи
    Вы место без протеста
    Уступите старухе.

    Ежели вы вежливы
    То, сидя на уроке,
    Не будете с товарищем
    Трещать как две сороки.

    И ежели вы вежливы
    Поможете вы маме
    И помощь ей предложите
    Без просьбы – то есть сами.

    И ежели вы вежливы
    То в разговоре с тетей
    И с дедушкой и с бабушкой
    Вы их не перебьете.

    И ежели вы вежливы,-
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником
    Пред сильным не робея.

    Нет, ежели вы вежливы,
    То вы благодарите,
    Но мячика у мальчика
    Без спросу не берите.

    10. Наше занятие подходит к концу. Спасибо всем за выступление.

    Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила поведения в общественных местах? Какие?

    Как вы считаете, важны ли эти правила в нашей жизни? Зачем они нужны? А что значит быть культурным человеком?

    Понравилось вам наше сегодняшнее мероприятие? И чем именно?

    Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах поведения в общественных местах.

    Использованная литература.

    Оборудование.

    • магнитофон;
    • аудиозаписи песни “Доброта”,музыкальные фрагменты для показа моделей одежды;
    • таблички с вежливыми словами;
    • костюмы “неряхи”, “старушки”;

    Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».

    Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.

    Задачи:

    1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
    2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
    3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

    Оборудование: названия станций, плакат с изображением паровоза, звонок.

    Ход занятия:

    I. Организационная часть.
    II. Сообщение темы и цели.
    - Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде.
    III. Игра - путешествие.

    Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.

    1. Станция «Добрая».

    Ведущий: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

    1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».
    Добрые слова не лень
    Повторять мне трижды в день.
    Только выйду за ворота,
    Всем идущим на работу,
    Кузнецу, ткачу, врачу,
    «С добрым утром!»- я кричу.
    «Добрый день!»- кричу я вслед
    Всем идущим на обед.
    «Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.

    Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми. Давайте вместе решим задачи:

    2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
    - У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
    - Разве,- удивился тот.
    - Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
    - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

    Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

    3). Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

    4). Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

    2. Станция «Культурная».
    Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

    1). Сценка «Синие листья». (дети ставят сценку)

    У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

    Дай мне зеленый карандаш Катя.

    Спрошу у мамы.

    Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.

    Позволила мама?

    Мама то позволила, а брата я не спросила.

    Ну что ж, спроси ещё и брата.

    Приходит Катя на следующий день.

    Ну что, позволил брат?

    Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

    Я осторожненько.

    Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

    Мне только листочки на деревьях нарисовать, да травку зеленым цветом.

    Это много!

    Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя побежала за ней:

    Ну, бери, что же ты? Бери!

    Не надо.

    На уроке учитель спрашивает:

    Так ребятки покажите мне ваши работы.

    Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?

    Карандаша зелёного нет.

    А почему же ты у своей подружки не взяла?

    Я ей давала, а она не берёт?

    Посмотрела учительница на обеих:

    Надо так давать, чтобы можно было взять.

    Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали дружить?

    2). Игра «Вежливо или невежливо».

    Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости, для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо — один.

    Поздороваться при встрече

    — Толкнуть и не извиниться.

    — Помочь подняться.

    Поднять упавшие вещи.

    — Не встать, обращаясь к учителю.

    Взять билеты в автобусе.

    Не уступить место в транспорте.

    Не заметить недовольство мамы.

    3. Станция «Вежливая».

    Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

    Добрый день.
    - Добрый день!- тебе сказали.
    - Добрый день!- ответил ты.
    Как две ниточки связали -
    Теплоты и доброты.

    Доброго пути.
    Нам желают: «Доброго пути!»
    Будет легче ехать и идти.
    Приведёт, конечно, добрый путь
    Тоже к доброму чему- нибудь.

    Здравствуйте.
    - Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
    - Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
    И, наверно не пойдёт в аптеку
    И здоровым будет много лет.

    Спасибо.
    За что мы говорим «спасибо»?
    За всё, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы -
    Кому сказали, сколько раз?

    Простите.
    Простите, я больше не буду
    Нечаянно бить посуду,
    И взрослых перебивать,
    И что обещал- забывать.
    Но если я всё же забуду-
    Простите, я больше не буду.

    Пожалуйста.
    Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
    Повторяем его поминутно.
    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
    Нам становится неуютно.

    Добрые слова.
    Эти слова всем известны давно,
    Видишь - они просты и не новы.
    Но я ещё повторю всё равно:
    - Добрые люди, будьте здоровы!

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

    Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

    Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

    Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

    И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

    Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

    1-й совет.
    Если ты пришёл к знакомым-
    Не здоровайся ни с кем,
    Слов «пожалуйста», «спасибо»
    Никому не говори.
    Отвернись и на вопросы
    Ни на чьи не отвечай,
    И тогда никто не скажет
    Про тебя, что ты болтун.

    2-й совет.
    Если друг на день рожденья
    Пригласил тебя к себе,
    Ты оставь подарок дома-
    пригодится самому.
    Сесть старайся рядом с тортом,
    В разговоры не вступай:
    Ты во время разговора
    Вдвое меньше съешь конфет.

    3-й совет.
    Девчонок надо никогда
    Нигде не замечать
    И не давать проходу им
    Нигде и никогда.
    Им надо ножки подставлять,
    Пугать из-за угла…

    4-й совет.
    Если к папе или к маме
    Тётя взрослая пришла
    И ведёт какой-то важный
    И серьёзный разговор,
    Нужно сзади незаметно
    К ней подкрасться, а потом
    Громко крикнуть прямо в ухо:
    «Стой, сдавайся! Руки вверх!»

    5-й совет.
    Если друг твой самый лучший
    Поскользнулся и упал,
    Покажи на друга пальцем
    И хватайся за живот.

    4. Станция «Драчливая».

    Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»?
    - А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки?
    - А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?

    А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если бьют…»
    У мальчишки после драки
    Отличительные знаки,
    Но не прячет он царапин,
    Нет, наоборот,
    Он, услышав голос папин,
    Говорит: - ну вот,
    Всё в порядке! Я им выдал!
    Я им дал сполна!
    И отец с довольным видом
    Смотрит на сынка.
    И сегодня на бульваре
    Дрался он, как лев,
    Двух обидчиков ударил,
    Сразу осмелев.
    - Молодец!- одобрил папа-
    Вот теперь ты не растяпа.
    И запомни впредь:
    Затевать позорно драку.
    Если бьют тебя, однако,
    Если бьют - ответь.

    Ведущий: А какой совет вам дали бы ваши родители?
    Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?

    О драках народная мудрость гласит:
    Подыми руку, но не ударь.
    Дракою прав не будешь.
    Ссора до добра не доведёт.
    Куда ни придёт, ссору заведёт.

    5. Станция «Дружеская».

    Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»

    1-й ученик: С виду мы не очень схожи:
    Петька толстый,
    Я - худой.
    НЕ похожи мы, а всё же
    Нас не разольёшь водой!...

    2-й ученик: Дело в том, что он и я
    Закадычные друзья!
    Всё мы делаем вдвоём.
    Даже вместе отстаём1

    1-й ученик: Дружба дружбою, однако
    И у нас случилась драка.
    Был, конечно, важный повод.
    Очень важный повод был!
    Помнишь, Петя?

    2-й ученик: Что-то Вова,
    Позабыл.

    1-й ученик: И я забыл!
    Ну не важно! Дрались честно.
    Как положено друзьям!
    Я как стукну!

    2-й ученик: Я как тресну!

    1-й ученик: А я как дам!
    Скоро в ход пошли портфели.
    Словом, скромничать не буду-
    Драка вышла хоть куда!
    Только смотрим - что за чудо?
    С нас ручьём бежит вода!
    Это Вовкина сестра
    Облила нас из ведра!

    2-й ученик: С нас вода ручьями льётся,
    А она ещё смеётся:
    - Вы действительно друзья!
    Вас водой разлить нельзя.

    Ведущий: Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
    Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

    Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность).
    Слова: «До свиданья!»,
    «Спасибо», «Простите»,
    «Пожалуйста», «Здравствуйте»-
    Щедро дарите!
    Дарите прохожим,
    Друзьям и знакомым.

    Ребята, я приготовила вам памятки о правилах поведения.

    Советы на память :

    Для тебя, друг, я составил

    десять очень важных правил.

    Эти правила просты,

    Быстро их запомнишь ты.

    Как проснулся - так вставай,

    Волю лени не давай!

    Лепесток роса умыла,

    А тебя умоет мыло!

    Понукания не жди,

    В школу вовремя иди!

    Прежде чем захлопнуть дверь,

    Все ли взял с собой - проверь!

    В школе, в классе не сори.

    Сор увидишь - подбери!

    Ты труд другого уважай,

    Сам насорил - сам убирай!

    Не таскай в кармане мела -

    Это, милый мой, не дело!

    Будь в одежде аккуратен:

    Избегай и дыр, и пятен!

    Дома близким не груби;

    Малышей жалей, люби;

    Знай, хорошие отметки,

    Как плоды в саду на ветке;

    Чтоб тобой могли гордиться,

    Должен много ты трудиться!

    Без вежливости человек,

    Поверьте, очень мало стоит!

    Будь доброжелательным,

    Скромным и внимательным!

    Кристина Шустова
    Конспект занятия «Путешествие в страну доброты и вежливости»

    Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

    Задачи :

    Образовательные :

    Познакомить детей с понятием «доброта » . Формировать представления, в чем она проявляется.

    Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

    Формировать нравственные качества личности : внимательность, доброжелательность , любовь к ближнему.

    Учить создавать «картину» (на подносе с манкой) пальчиками на манке.

    Развивающие :

    Развивать эстетическое восприятие, обогащать детей художественными впечатлениями. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

    Продолжать активизировать словарь путем употребления в речи «вежливых » слов.

    Развивать культуру общения.

    Воспитательные :

    Воспитывать доброжелательное , вежливое отношение к окружающим.

    Вызвать желание оказывать помощь друг другу.

    Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

    Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

    Развивать культуру общения.

    Предварительная работа :

    Цикл бесед «Кого мы называем добрыми , «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Добрые дела и поступки » .

    Слушание песен В. Шаинского «От улыбки» , «Дружба» , «Вместе весело шагать» , В. Иванова «Ты да я, да мы с тобой» .

    Сюжетно-ролевые игры на темы : «семья» , «больница» .

    Дидактические игры : «Хорошо или плохо?» , «Объясни, почему нельзя» , «Что я чувствую» .

    Чтение сказок, рассказов, стихов в которых говориться о добрых людях : «Гуси-лебеди» , «Морозко» , «Кот, петух и лиса» , А. Барто «Вовка – добрая душа » , В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо» .

    Материалы и оборудование : музыкальный центр и проектор, записи мелодий, презентация : «Путешествие в страну Вежливости и Доброты » , карточки с хорошими и плохими поступками, подносы с манкой, шаблоны солнышек с пластилиновой основой, глазки, носики, тонкая мишура на проволоке золотого цвета, бисер красного цвета.

    Ход образовательной деятельности :

    Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.

    Ребенок : Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться «Доброе утро .

    «Доброе утро солнцу и птицам!»

    «Доброе утро улыбчивым лицам!»

    И каждый становится добрым , доверчивым,

    Доброе утро длится до вечера.

    Воспитатель : Ребята, каждое утро надо начинать с хорошим настроением. Давайте образуем крепкую и добрую «цепочку дружбы» и ласково поздороваемся с гостями и со своими друзьями.

    (Все берутся за руки и хором говорят : «Доброе утро )

    Воспитатель : Чувствуете, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта . Давайте произнесем «волшебные» слова :

    Дети :

    «Я хороший и добрый ребенок ,

    Всем детям, всем людям на свете я желаю здоровья».

    Воспитатель : Посмотрите ребята друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нам сегодня хорошими помощниками.

    Звучит песня «Улыбка» (в исполнении Л. Гурченко) Дети садятся на стульчики.

    Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

    Дети : Со слова «Здравствуйте» .

    Воспитатель :

    Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого .

    – А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

    У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

    (Слайд 1 пещерные люди)

    В очень далекие времена, когда жили пещерные люди : у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было, сказал им :

    – Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

    “Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

    Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну . А как называется эта страна , попробуйте, угадать сами.

    – В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова .

    – Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь . Как она называется?

    Дети : Страна Вежливости и Доброты .

    Воспитатель : Молодцы, ребята! А вы хотите побывать в Волшебной стране ? Я тоже очень хочу.

    Глазки скорее закройте, друзья!

    В сказку свою приглашаю вас я!

    Воспитатель : 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!

    Звучит музыка, открыв занавес, появляется Фея.

    Фея : Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости. Я – фея этой доброй страны , в ней все жители добрые , вежливые , хорошие люди. Злые становятся здесь добрыми , сердитые – ласковыми, непослушные – послушными. И главное : все кто попадает в мою страну , хотят делать добрые дела . А вы хотите?

    Ребята в нашей стране выросло волшебное дерево добра . Посмотрите. Только одно огорчает : дерево стоит одинокое. Чтобы его оживить и на нем появились плоды, нам с вами нужно наполнить волшебное сердце нашего дерева в этом нам помогут ваши добрые сердца . Ребята тогда давайте начнем наполнять наше сердце добрыми делами .

    Ребята, а что такое доброта ?

    Какого цвета доброта ?

    Как вам кажется, какая доброта на вкус ?

    А если ее потрогать какая доброта на ощупь ?

    С какой погодой можно связать доброту ?

    Фея : Молодцы ребята, какие были интересные необыкновенные высказывания о доброте . И за это вы получаете свое первое сердечко. Вот и прибавилось еще немного доброты в нашей волшебной стране . Ребята посмотрите, что произошло с нашем деревом. Оно начало расцветать.

    Воспитатель : Ребята, а вы много добрых слов знаете ? Вот сейчас и проверим.

    Игра называется «Замени слово добрым словом »

    Злой – добрый

    Невежливый – вежливый

    Грубый – ласковый

    Отнять – отдать, подарить

    Поругать – похвалить

    Ленивый – трудолюбивый

    Жадный – щедрый

    Обидеть – защитить

    Огорчить – обрадовать

    Грустный – весёлый

    Равнодушный – заботливый

    Неряшливый – аккуратный

    Сломать – починить

    Порвать – заклеить

    Крикливый – молчаливый

    Трусливый - храбрый

    Молодцы ребята. Получите сердечко. Вот наше сердце еще одним добрым делом пополнилось . (В большое сердце кладется маленькое сердечко.)

    Игра «Выбери хорошие поступки»

    Воспитатель : Ребята перед вами карточки с хорошими и плохими поступками. Выберите любую карточку и объясните, как вы думаете какой это поступок.

    Ответы детей : ….

    Воспитатель, Фея : Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Теперь я точно уверена, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих. Вот вам еще одно сердечко. Посмотрите, наше дерево все больше расцветает.

    Физкультминутка

    Воспитатель : А сейчас ребята объявляется музыкальная пауза

    Волшебные слова.

    Слова и музыка В. В. Скурлатовой.

    Чтоб вежливыми стать ,

    Нам очень важно знать

    И говорить всегда

    Волшебные слова

    «Здравствуйте» при встрече,

    «Добрый день » и «добрый вечер »

    За помощь «спасибо» и «благодарю»

    За шалость, «извините»

    «Пожалуйста, простите»

    Ну, а на «прощание»

    Скажем «до свидания» !

    Давайте дружить

    И вежливыми быть ,

    Других не обижать

    И не забывать :

    Припев (повторяется)

    Дети уходят парами, и садятся на стульчики Дети идут парами по кругу, взявшись за руки, другая рука на поясе.

    Дети поворачиваются друг к другу

    Дети кланяются друг другу, разводя руки в стороны

    Руки на поясе, повороты в право и влево с приседаниями

    Хлопки в ладоши и кружатся парами «Лодочка»

    «Грозят пальчиком, рука на полочке»

    Дети обнимают друг друга.

    Два раза приседаем.

    Махи крест на крест прямыми руками над головой.

    Дети взялись за руки, идут по кругу сначала в одну сторону, потом в другую

    Дети поворачиваются друг к другу.

    Воспитатель : Ребята, а мы с вами продолжаем наполнять волшебное сердце добротой , теплом, нежностью….

    Игра «Доскажи словечко»

    Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте. (Слайды с правильными ответами)

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день )

    Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)

    Если друг попал в беду (помоги ему)

    Решай споры словами, (а не кулаками)

    Где бы ни были, на прощание говорим мы (до свидания)

    Ребёнок вежливый и развитый говорит , встречаясь (здравствуйте)

    Фея : Молодцы ребята. Вот вам еще одно сердечко. И наше волшебное дерево становится все красивее и красивее.

    Воспитатель : Давайте никогда не будем забывать добрые , вежливые слова . Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

    Звучит музыка и дети исполняют песню «От улыбки» .

    (Выносят подносы с манкой)

    Фея : Ребята смотрите, какие чудесные подносы я вам приготовила. Давайте здесь попробуем нарисовать что-нибудь хорошее, доброе , радостное, светлое. Это будет «Картина доброты » .

    (Дети рисуют пальчиком на подносе с манкой – солнышко, травку, цветы, дерево).

    Фея : Молодцы ребята. Ваши картины получились просто замечательные, это потому что вы нарисовали их от доброго сердца . И мне хочется вас отблагодарить еще одним сердечком добрых дел .

    Воспитатель : А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет - молчите.

    Кто из вас, проснувшись бодро,

    «С добрым утром » скажет твердо?

    Кто из вас, скажите, братцы,

    Забывает умываться?

    Кто из вас в трамвае тесном

    Уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба

    Вместо доброго «Спасибо»

    У кого из вас в порядке

    Сумка, книжки и тетрадки?

    Кто быть вежливым желает ,

    Малышей не обижает?

    Фея : Молодцы. Вот вам еще одно сердечко.

    Фея : Ребята я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу Землю освещает большое солнце.

    Оно светит каждый день, согревая нас своим теплом. (Открывается занавес и появляется большое солнце)

    Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Может, вы знаете, где оно может находиться?

    Ответы детей :….

    Фея : правильно оно светит в каждом из нас. Это маленькое солнышко своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее . Это солнышко вызывает у нас стремление помогать друг другу.

    Воспитатель : Ребята Я вас приглашаю за столы, где мы с вами сейчас сделаем солнышки.

    (Дети делают солнышко. В это время в большое сердце кладем шоколадные сердца)

    Воспитатель : Ребята, какие у вас волшебные солнечные теплые получились солнышки. Давайте мы с вами сейчас скажем друг другу самые искренние, нежные, добрые , ласковые слова.

    (Дети друг другу говорят комплименты)

    Воспитатель : Ребята как много мы с вами сегодня хороших поступков и добрых дел сделали . Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

    Фея : Ребята как же вы друг друга любите, какие вы ласковые нежные, добрые . И я вам дарю еще одно сердечко. Посмотрите, наше волшебное дерево расцвело. Благодаря вашей теплоте, доброте , отзывчивости.

    Ребята чудеса произошли не только с нашим деревом добра , но и в нашем сердце произошли волшебные превращения наши сердечки превратились в сладкие сердца. Благодаря вам ребята. И я хотела бы вас ими угостит.

    (Фея угощает ребят и благодарит ребят.)

    Фея. Ребята спасибо вам, что вы такие добрые , отзывчивые, искренние, нежные. За ваши добрые сердца . Оставайтесь такими на долгие года.

    Воспитатель : Ребята скоро вы пойдете в школу. Вот вам мое пожелание.

    Давайте дети дружить друг с другом,

    Как птицы с небом,

    Как травы с лугом

    Как ветер с морем,

    Поля с дождями

    Как дружит солнце

    Со всеми нами.

    Дети уходят под музыку.

    Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости»

    Дворецкая Татьяна Николаевна
    ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
    Воспитатель

    Описание: Авторская сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
    Назначение работы: Сказка приобщает детей к культуре общения и вызывает желание употреблять вежливые слова в повседневной жизни.
    Цель: Формирование у детей дошкольного возраста нравственных и
    морально- этических норм поведения
    Задачи:
    1. обогащение представлений о правилах и этике поведения;
    2. формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
    3. использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;
    4. использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.

    В одном городе жила девочка Наташа, которая была очень не воспитана и груба. Девочке было 5 лет, и она часами напролет могла сидеть одна в своей комнате и играть в куклы.
    Но однажды, когда девочка как обычно играла, она услышала тихую мелодию. Музыка была необыкновенна прекрасная и Наташа сразу же принялась искать, откуда же она звучит? Первым делом девочка заглянула под кровать, но там было темно и тихо, она заглянула в тумбочку, но там лежали колготки и носочки, потом она обратила внимание на книжную полку, на которой стояло большое количество разных книг. Наташа подошла поближе, и чудесная музыка стала звучать чуть громче. Испытывая чувство волнения и интереса, девочка поставила стульчик и встав на него заглянула на полку с разноцветными книгами. Книги были такие разные тонкие и толстые, высокие и низкие, но только одна книга привлекла внимание маленькой девочки. Это была маленькая, розовая книжечка, которая озарялась радужным свечением, именно оттуда доносилась тихая и такая сказочная мелодия. Наташа не удержалась и взяла книгу в руки, и хотя девочка знала буквы, но читать она ещё не умела. Ей захотелось посмотреть картинки, и она, не раздумывая, открыла первую страницу.
    В один миг Наташа оказалась внутри сказочной страны. Перед её глазами блистал в своём великолепии сказочный замок.
    - Ой, как я здесь оказалась? - подумала девочка.
    - Интересно кто живёт в таком красивом замке?
    Она направилась по дороге, вдоль которой цвели необыкновенно красивые цветы, над которыми порхали удивительные, разноцветные бабочки. Наташа вошла внутрь замка и увидела большой зал, который переливался всеми цветами радуги от солнечных лучей. На троне из драгоценных камней сидела красивая, молодая женщина, которая приветливо улыбалась маленькой гостье.

    Здравствуй, Наташа! - сказала незнакомка.
    - Кто Вы? Я Вас не знаю - с удивлением в голосе ответила девочка.
    - Конечно, ты меня не знаешь. Все жители Земли знакомы со мной, а ты не желаешь, и слушать обо мне и моих детях - с грустью в голосе ответила женщина.
    - Я Королева – Вежливости! И я приглашаю к себе в гости в нашу сказочную страну только тех мальчиков и девочек, которые никогда не произносят моих волшебных слов. Вот пришло твоё время Наташа, я хочу тебя познакомить с моими любимыми детьми» - произнесла женщина. Девочка повернула голову и увидела прекрасный сад, в котором играли дети, какие же, как она девочки и мальчики, но одежда у них была не обычная, а королевская. Королева протянула Наташе свою белоснежную руку, и они вместе вышли в дивный сад.
    - Вот мои дети, знакомься Наташа. У каждого есть своё имя. Королева подвела Наташу так близко, что девочка смогла даже разглядеть цвет глаз у детей.
    - Это мои сыновья, их у меня 6: принц Спасибо, принц Пожалуйста, принц Здравствуйте, принц Извините, принц Спокойной ночи и самый маленький принц Будьте добры.
    - Это мои дочки их тоже 6: Принцесса До свидания, принцесса Позвольте, принцесса Благодарю, принцесса Простите, принцесса Доброе утро и самая юная принцесса Добрый день.
    Наташа никогда раньше не думала, что с ней может произойти, что-то подобное. Дети Королевы очень понравились Наташе, и она даже хотела, с ними поиграть.
    - Мои дети хоть и маленькие, но они большие труженики, они уже много лет ходят по миру, и помогают простым людям и в радостях и бедах - продолжала свой рассказ прекрасная Королева.
    - Как это? - удивилась Наташа.
    Королева Вежливости улыбнулась и протянула руку в сторону, где стояли её дети.
    - А вот слушай. К примеру, мой сын принц Спасибо, с его помощью люди благодарят друг друга за какие-нибудь услуги, за помощь в делах.
    Или вот например принц Здравствуйте, с его помочью люди приветствуют друг друга на улице, а приходя к гости первое, что произносят люди это имя моего сына. Ты Наташа успела обидеть каждого из моих детей. Ты ни разу не произнесла, ни одного вежливого слова. Посмотри как им грустно от этого.
    Наташе стало стыдно.
    - Понимаешь Наташа, в нашей волшебной стране время не властно над возрастом и хоть они выглядят как твои сверстники, но это далеко не так. Я и мои дети много лет служим людям верой и правдой, с нашей помощью людям проще договориться между собой, проще выйти из любого конфликта или сложной ситуации, с нашей помощью на Земле заканчивались войны и кровопролитные сражения. Умение правильно использовать вежливые слова является культурой поведения в обществе. Такими словами закончила свой рассказ Королева.
    Наташа слушала Королеву очень внимательно. Но вдруг яркая бабочка взмахнула своими пестрыми крыльями, и грациозно села на огромные, старинные часы. Наташа хорошо знала цифры, но она ещё не понимала, сколько времени показывают часы?
    - Это что настоящие часы? - спросила Наташа у Королевы.
    Это часы - времени! Вот видишь, они стали идти совсем медленно и скоро могут совсем остановиться.
    - Почему? – искренне удивилась девочка.
    - А потому, что слишком много людей на Земле стали не воспитаны и грубы. Они забыли правила поведения и слова вежливости. И может так случится, что когда-нибудь часы - времени остановят свой ход, и мы навсегда исчезнем – с грустью в голосе произнесла Королева Вежливости.
    Наташе стало жалко Королеву Вежливости и её очаровательных детей. И она даже хотела заплакать от обиды.
    - А что нужно сделать, чтобы часы - времени стали ходить правильно, и никогда не останавливались? - с дрожащим от волнения голосом спросила девочка.
    - Нужно просто быть вежливыми и воспитанными людьми. И умело пользоваться такими маленькими, но такими важными и нужными словами и Королева показала рукой на своих прекрасных детей. Как только 1 невоспитанный ребёнок на Земле исправится, и станет вежливым часы на один тик-так пойдут быстрее. Только в этом случае мы не исчезнем не из человеческой речи, не из сказочной страны.
    - Ой, я всё поняла! - радостно воскликнула Наташа.
    - Наверное, это я виновата, это я не говорила хороших, вежливых слов. Это из-за меня Вы чуть не погибли. Я бы хотела вернуться домой и всё исправить, но я не знаю, как мне вернуться к маме?
    Наташа не успела договорить последнее слова, так теплый, лёгкий ветерок коснулся её щек, и где вдалеке заиграла такая знакомая и вместе с тем такая прекрасная мелодия. Радуга сверкнула яркими красками и исчезла без следа. Наташа протерла глаза, оглянулась. Она снова сидела на коврике в своей комнате, вокруг лежали её любимые куклы.
    - Наверное, я заснула, и мне приснился удивительный сон? - подумала девочка.
    Скрипнула дверь и на пороге появилась Наташина мама.
    - Пойдём кушать дочка, супчик уже готов! - нежно и ласково произнесла она.
    Наташа хотела, как обычно сказать: не хочу, не буду, я не голодная, отстань, я хочу играть. Но на этот раз девочка не спешила с ответом. А вдруг это была правда, а не сон и где то далеко в волшебной стране могут навсегда остановиться часы - времени? Что же тогда будет с доброй Королевой и её детками? Я же обещала всё исправить. Мама тем временем снова позвала Наташу обедать. Наташа повернулась, посмотрела на книжную полку, её щечки покрылись румянцем.
    Девочка улыбнулась и сказала: «Хорошо мамочка. Спасибо. Я очень проголодалась. И с большим удовольствием съем суп».
    И действительно на удивление мамы и бабушки Наташа съела весь суп и два кусочка хлеба. Когда тарелочка была уже пустой, Наташа сказала маме: «Благодарю тебя мамочка за такой вкусный обед».
    Наташина мама от удивления открыла рот: «Так на здоровье милая!». Наташа поцеловала свою маму.
    - Мама, а скажи, пожалуйста, что за розовая книжка хранится у меня в комнате на полочке?
    - Это детская книга она называется: Уроки вежливости, а почему ты спросила Наташа? - ответила мама.
    Девочка подошла к маме крепко обняла её на шею и сказала: «Мамочка эта книга волшебная. Прости, меня, пожалуйста, что я была такая не воспитанная девочка, теперь я буду каждый день всегда и всем говорить волшебные слова. Теперь-то я знаю, как они нужны и не обходимы!»
    Наташе стало так легко и весело, она смотрела на книжную полку, на которой стояла маленькая, но такая важная книжечка. И хоть она знала все буквы, но ещё не умела читать, но она точно знала, как именно выглядит каждое вежливое слово.