Всем привет!!

Я решила написать урок по созданию мозаики из самодельных кусочков стекла. Можно, конечно покупать готовые стеклянные чипы и выкладывать ими прекрасные картины, или делать керамические чипы в ручную в 2 обжига. Но это либо дорого, либо очень затратно по времени и ресурсам, которые не всем доступны.

Для выполнения этого урока понадобятся следующие материалы:

1) Листовое прозрачное стекло или, если найдётся, цветное листовое стекло. Возможно, стекло есть у вас дома на балконе или же его можно приобрести в специализированном магазине. Там же, кстати, задаром отдают мелкие обрезки или битые стёкла. Можно использовать стекло из-под фото рамок. Есть ещё вариант поискать стекло на улице, его там иногда много около домов в связи со сменой старых окон на "евро".
Важно использовать стекло одной толщины.
2) Перчатки для защиты рук.
3) Толстая деревянная линейка для более точной резки.
4) Стеклорез. Стеклорезы продаются в художественных магазинах.
5) Акриловые краски по стеклу и керамике. У меня они фирмы DECOLA. В продаже большое разнообразие подобных красок. Но в крайнем случае, можно пользоваться и обычным акрилом, а совсем в крайнем - темперой и гуашью .
6) Основа под нашу мозаику. Она может быть различной в зависимости от задумки. Если это плоская картина - то для основы подойдёт прочная фанера (главное чтобы не гнулась) или пластик. Мозаикой небольшого размера можно покрыть любые поверхности - горшки для цветов, вазы, фоторамки и другое.
В моём случае, это горшок.
7) Клей "Момент" для закрепления кусочков. Лучше всего использовать прозрачный вариант.
8) Затирка для швов, в качестве которой может выступать любое вяжущее - будь то специальная плиточная затирка, гипс, алебастр и т.д. Для удобства нанесения смеси также понадобиться небольшой резиновый шпатель, а для очистки - ткань.

1. Итак, сначала необходимо выбрать декорируемую поверхность и рисунок, который мы будем наносить на неё. В моём случае - это лёгкий геометрический орнамент, который я сразу нарисовала на горшочке. Но если это будет более сложный рисунок, стоит сделать эскиз и перенести его на поверхность. Здесь же надо определиться с цветами и размерами мозаики, которая вам понадобится. У меня их будет 3: бардовый, коричневый и жёлтый.

2. Резка стекла. Возможно, вы раньше не пробовали резать стекло стеклорезом, но это очень просто! Работать надо обязательно в защитных перчатках. Стекло крошится на мелкие кусочки, которые могут поранить. Если требуются определённые размеры кусочков, лучше разметить их толщину тонким маркером на стекле. (Я делаю это на глаз).
Лучше использовать размер стекляшек до 1,5 см, иначе они будут отставать от цилиндрической поверхности.
Ставим линейку там, где нужно отрезать полоску стекла и, держа стеклорез слегка под наклоном, быстро с усилием прочерчиваем линию.

Затем, берём плоскогубцы, обмотанные предварительно изолентой или малярным скотчем, и, держа остальной кусок стекла в другой руке, отламываем полоску стекла.

Теперь нарезаем из этой полоски квадратики, отламывая каждый по отдельности. Так же понадобятся треугольные элементы. Их нарезать сложнее. Так что, придумывая рисунок стоит это учесть. Стеклянные чипы нельзя подогнать по форме с помощью кусачек, как керамические, так как они только крошатся.

Вот наши стекляшки и готовы! Лучше нарезать сразу с запасом!

3. Окраска стекла. Перед тем, как красить, лучше их помыть, чтобы удалить жир и грязь с поверхности. Когда они высохнут, можно начинать красить! Я обычно выкладываю их на большой лист и крашу каждую с помощью кисти. Это довольно быстрый процесс! После надо дать им высохнуть.

Я решила ещё сделать вставки в однотонные полосы. Сначала я разрисовала их с помощью контуров, а после высыхания, такими же красками, как и остальные.

Получилось много разноцветных кусочков!

4. Приклеивание мозаики.

Для начала я наношу рисунок на поверхность карандашом.

Я обклеиваю края горшка малярным скотчем, чтобы не испачкать их потом затиркой. Каким бы не было изделие, вероятно, там будут места, которые не хочется испачкать!

И начинаю приклеивать верхнюю полосу мозаики на клей. Я наношу его на небольшой участок, чтобы успеть приклеить 2-4 кусочка. Есть сложные места, где надо повыбирать подходящий кусочек. Поэтому иногда надо сначала прикинуть, а потом приклеивать. Клея не должно быть слишком много, что бы он не выдавливался в швы между кусочками.

Наклеиваю сверху и снизу по бардовой полоске.

Теперь приклеиваю жёлтую полоску по середине.

Обклеиваю коричневыми полосками с двух сторон.

Заполняю оставшееся пространство жёлтой мозаикой.

5. Затирка швов. Чаще всего их надо затирать. Но если мозаика уложена близко и аккуратно, можно этого и не делать.
Для начала я готовлю раствор. В принципе, на упаковке любой затирки для плитки или гипса, написано в каких пропорциях необходимо смешивать вяжущее и воду. У меня затирка кончилась, поэтому я использую белый гипс. Порошок нужно сыпать в воду, а не наоборот, и перемешать! Смесь должна по консистенции напоминать жидкую сметану. Если будет густо, можно немного подлить воды. Если замешать слишком жидко, раствор будет долго загустевать.

Итак, приготовленная смесь должна немного постоять и загустеть. Её надо не очень много.
Кстати, эта затирка может быть любого цвета. Для этого нужно добавить краску прямо в жидкий раствор. Я добавляю жёлтую краску.
Затем ложкой выкладываю или выливаю (если недозагустела) смесь на мозаику и шпателем распределяю по всей поверхности. Затирку надо загонять именно в швы между кусочками. Работать надо быстро, так ку раствор быстро застывает.

Раствор немного подсох. Я беру тряпочку и счищаю с поверхности кусочков остатки раствора. Если тряпка смазывает раствор, значит он ещё не достаточно высох.

После тщательной очистки горшочек готов! Некоторые углы придётся зачистить острым предметом. Надо дать горшку высохнуть пару дней. Теперь в него можо посадить какой-нибудь весёлый кактус!

Подмечу, что крепление слоя акриловой краски клеем моментом к поверхности не самое прочное… поэтому если не ковырять её особо в процессе изготовления (после затирания швов кусочки скрепятся с поверхностью горшка) и после, то изделие будет долговечным.

Я сделала ещё 2 рамочки. Одна - из разноцветных остатков крашенной мозаики с затиркой, вторая - из цветного листового стекла без затирки. Для основы были использованы простые деревянные рамки из IKEA

Вот и весь урок!! Творческих успехов!! Если кто решит сделать что-то подобное, будет очень интересно посмотреть!!

2. Двадцать лет назад «Александрия» создавалась как студия витража, и я уже рассказывал о том, как здесь работают в этой технике. При создании витражей используется самое разное стекло – от прозрачного, до плотного. Со временем остатков плотного, непрозрачного стекла накопилось достаточно много, и в студии решили попробовать пустить их в дело – начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло шесть, лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские.

3. В одной из таких мастерских – просторном помещении с высокими потолками – я и увидел, как собирают мозаику. Свет, лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты: плоскогубцы, хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над двумя мозаиками, склонившись, работали мастера.

6. У стен стояли высокие стеллажи с ваннами, в каждой из которых лежали готовые модули - небольшие прямоугольные кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки стекла – мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на пол.

10. На первый взгляд мозаика не сильно отличалась от витража – те же самые кусочки стекла, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается целое море различий. «Всё начинается с картона – рисунка будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными цветами – здесь будет желтый, здесь – синий, то мы просто видим общие линии и эскиз», – Рассказал мне один из мастеров Андрей.

12. Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области – лепестка цветка или крыла стрекозы - сродни флорентийской мозаике. При другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать – ты сразу зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к живописи – каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше свободы – мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике волосы должны быть золотыми – и я их делаю золотыми».

16. Но это далеко не единственное различие между мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше – иногда приходится выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста мастера называют такую работу ювелирной.

19. При необходимости модуль можно подшлифовать на специальном станочке

20. «Модули мы обычно выкладываем, начиная с какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, - и Андрей показал мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой стилизованной ягоды, - Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому – вот посмотри, как работает Андрюха, - и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над мозаичной иконой Николая Угодника, - он вначале выложил лик и кисти, закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает всё остальное».

23. Большинство мозаичистов в мастерской имеют художественное образование, но Андрей на мой вопрос о том, как он начал заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет. Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь работаю».

24. Модули выкладывают на монтажной плёнке – самоклеющимся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал – ещё один самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу – особую ткань, на которую окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.27. Такие хитрые манипуляции делаются для того, чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики – такую, какой она станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале. Только вот стекло для мозаики – прихотливая вещь: часто одна сторона может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе будет очень сложно. «А после этого начинается самое интересное – затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя – остаётся только каждый раз представлять, что получится в итоге».

28. Работа шла своим чередом - маленькие кусочки стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину. Я закончил снимать, ещё немного посмотрел за работой мозаичистов и потом вышел из мастерской. Перед уходом я заглянул в офис студии и встретил там Лейлу. Мы разговорились - об искусстве, о фотографии, о внутренних делах студии. «От любой работы можно устать, даже от творческой. Любой художник может вымотаться, и тогда ему понадобится перерыв. Если мы видим, что человек впал в ступор, то стараемся дать ему какую-то другую работу - разобрать образцы, съездить куда-нибудь».

29. Под конец разговора Лейла достала из под стола большую черную коробку с образцами стекла: «Сейчас я что тебе покажу... если они тебе не понравятся, то ничего святого у тебя нет». С этими словами она откинула картонную крышку, и моему взгляду предстали ровные ряды тонких пластинок. С горящими глазами Лейла начала перебирать их, и вскоре вынула одно стёклышко: внутри тонкого прозрачного квадратика растекались причудливые разноцветные разводы. В толще следующего квадратика будто бы выросла колония плесени, а ещё один образец пронизали воздушные белые перья». «Когда уже всё надоело и нет сил, то именно это помогает не опустить руки и двигаться дальше». И в словах этих прозвучали чувства гораздо более глубокие, чем простая преданность профессии.

Это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков смальты (особого стекла) или же из камешков разных цветов и оттенков. Монументальная живопись. Фреска. В переводе с итальянского «Фреско» означает «свежий». Фрески пишут по свежей, сырой штукатурке разведенными водой красками. Мозаика. Витраж. От латинского «витрум», что означает «стекло». Это картины, составленные из кусочков цветного прозрачного стекла, которые скреплены свинцовыми перемычками.

Слайд 11 из презентации «Виды изобразительного искусства» . Размер архива с презентацией 5742 КБ.

Изо 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Правила перспективы» - Крытый конькобежный центр. Изобразительное искусство. Крупные суда. Наука, помогающая правильно изображать предметы. Правила линейной и воздушной перспективы. Практическая работа. Самостоятельный жанр. Ближние предметы. Пейзаж. Осенний день. Пейзажный жанр. Имеритинская низменность. Рассмотрите изображения. Летний день. Линии схода. Ледяной куб.

«Тест по изо» - Какие цвета относятся к теплым. Какие цвета относятся к холодным. «Богатыри». Как называется жанр изобразительного искусства. Боевые сражения. Материалы, испльзуемые в графике. Что может быть одновременно мягким и твердым. Как называется жанр изобразительного искусства. Творческое задание. Тесты. В каком колорите написана картина художника И.К.Айвазовского. Натюрморт – это изображение. Цвета, которые нельзя получить смешиванием.

«Виды орнамента» - Украшение орудий и оружия. Орнамент. Орнамент - математическое воплощение красоты. Симметрия относительно прямой и параллельный перенос. Искусство создания орнамента. Центральная симметрия. Виды симметрии. Осевая симметрия относительно вертикальной прямой. Параллельный перенос. Задания. Осевая симметрия относительно горизонтальной прямой. Как получен орнамент. Предназначается для украшения различных предметов.

«Картины снега» - Смысл словосочетания. Оттенки снега. Аркадий Александрович Пластов. Голубизна на снегу. Секрет известных мастеров. Тип речи. Сочинение. Шла девица за водой. Путешествие. Свежий снег. Игорь Эдуардович Грабарь. Автор и название картины. Путевые заметки. Суффикс. Дворик. Левитан. Мартовский снег. Присутствие людей. Какого цвета снег. Алексей Кондратьевич Саврасов.

«Виды изо» - К какому виду искусства принадлежит рельеф. Виды графики. Виды изобразительного искусства. Пластические виды искусств. Пространственно – временные виды искусств. Живопись. Виды декоративно-прикладного искусства. Медиаурок по изобразительному искусству. Искусство, лишенное развития в реальном времени. Архитектура. Декоративно – прикладное искусство. Временные виды искусств. Искусство- это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

«Основные цвета в живописи» - Живопись. Радужная арка. Урок – творческая мастерская. Цвет в произведениях живописи. Постановка творческой задачи. Восприятие цвета. Колорит. Основная функция цветов. Выставка творческих работ. Основные цвета. Чёрная гора. Основные функции составных цветов. Структура основных цветов. Ахроматические цвета. Внутренняя благодать. Цветовой строй произведения. Психология цвета. Цвет в произведениях живописи.

Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая картина способна украсить помещение, стать его акцентом, задать тон всему интерьеру. Но раньше изготовление витражей было делом трудоёмким и дорогим, современные же техники позволяют создавать шедевры на стекле самостоятельно.

Стили и техники

Стилей витражей существует множество, ведь сам витраж появился ещё в эпоху средневековья. Со временем он видоизменялся, отражая культуры разных стран и эпох, появление новых техник позволило разнообразить применяемые материалы. Сейчас для украшения помещений применяется несколько стилей.

  1. Классический. Предполагает симметричный рисунок, цветочные мотивы или геометрический узор. Выполняется в тёплых, пастельных тонах. Уместен в классическом интерьере с чёткими линиями, добротной, тяжёлой мебелью.
  2. Готический. Это стиль католических храмов средневековой Европы. Полумрак, устремлённость вверх узких стрельчатых окон и высоких башен со шпилями, тёмно-красный, алый, золотой, зелёный, синий, фиолетовый цвета. В нём используются религиозные мотивы или сцены из жизни средневековых рыцарей, замки, подвиги, драконы, единороги. Готический витраж придаст пространству налёт тайны, сказочности. Именно во времена средневековья были созданы наиболее известные витражи, признанные шедеврами.

    Витраж в готическом стиле - сказка и тайна в вашем доме

  3. Модерн. Пожалуй, универсальный стиль для любого интерьера. Основные мотивы этого стиля - морские, идея - приоритет формы над содержанием. Этот стиль характеризуется плавными причудливыми линиями, так или иначе повторяющими форму морской волны, изящество, изысканность. Бледные, приглушённые цвета, полутона, сине-зелёная гамма. Модерн хорошо сочетается с современной техникой и прекрасно уживается с интерьером в стиле хай-тек.

    Витраж в стиле модерн уместен в любом интерьере

  4. Абстрактный. Предполагает геометрический рисунок и яркие, радостные цвета. Не конфликтует почти ни с одним интерьером, за исключением самого ортодоксального. Вносит в пространство особую эмоциональность. В абстрактном витраже важно соблюсти баланс между формой и цветом и тогда он никогда не надоест, заряжая оптимизмом и побуждая к творчеству.

    Витраж в абстрактном стиле подходит для любого интерьера и никогда не надоест

  5. Египетский. Неяркие картины в песочно-коричневой гамме. Рисунок воспроизводит египетские иероглифы, богов, фараонов и сцены из их жизни.
  6. Античный. Картины напоминают античную мозаику с древнегреческими сюжетами. Характерно присутствие множества мелких деталей. Подходят для помещений в минималистическом стиле.

    Витраж в античном стиле зачастую является законченным произведением

  7. Византийский. Отличает использование не только цветного, но и прозрачного стекла, отчего изображение кажется висящим в воздухе. Такие витражи напоминают роспись по стеклу, подходят для помещений, наполненных светом.

    Применение прозрачного стекла в византийском стиле создаёт иллюзию парения рисунка в воздухе

  8. Авангард. Сюжет рисунка может быть любой. Но благодаря современным техникам исполнения, ему придаётся ощущение объёма. Изображение получается многослойным, с трёхмерными деталями, на прозрачном или матовом стекле, глянцевым, сияющим. Такой витраж задаёт тон всему помещению и делает его ультрамодным.

    Витраж в авангардном стиле может содержать объёмные детали

Витраж в интерьере создаёт мощный акцент, поэтому важно не ошибиться при выборе стиля. Он должен гармонировать с общей стилистикой помещения или задавать её. Тогда остальные предметы интерьера будут дополнять и обыгрывать его, не создавая диссонанса.

Декорировать витражом можно любую стеклянную или зеркальную поверхность. Это придаст интерьеру неповторимость, оригинальность и ощущение роскоши. Разместить витраж уместно в любом помещении.

Где разместить витраж в квартире

  1. Окна. Витраж придаст спальне ощущение уюта, а детской - сказочности. Витраж в окне можно использовать в качестве защиты от солнца, скрыть от посторонних глаз ванную, добавить праздничности и уюта на кухне.

    Цветочный рисунок на балконном окне создаст иллюзию загородного дома

  2. Двери. Декорировать можно как полностью стеклянные двери, так и стеклянные вставки. Рисунок лучше выполнить в одной стилистике на всех дверях.

    Рисунок на всех дверях лучше выдерживать в одной стилистике

  3. Фальш-окна. Такая стеклянная картина снабжается подсветкой и часто устанавливается в ванных комнатах или на лестничных площадках.

    Витражное окно поможет избежать ощущения замкнутого пространства и дополнительно украсит помещение

  4. Потолочные светильники. Большие стеклянные плафоны или акриловые вставки в потолок придадут интерьеру оригинальность.

    Готический интерьер украсит потолочный витраж

  5. Стеклянные перегородки. Они могут быть прозрачными и матовыми. Такие перегородки часто устанавливают между кухней и ванной или туалетом и ванной. Витраж пропускает свет, но не позволяет видеть происходящего за ним.

    Витраж - удачное решение для зонирования помещения

  6. Мебельные фасады, стеклянные столешницы. Декорирование мебели витражом - хороший способ придать ей индивидуальность. Даже старая мебель, украшенная витражом, смотрится дорого и роскошно.

    Витражные вставки уместны как для мебели в гостиной, так и для кухни


Но не любой витраж можно выполнить самостоятельно. Различают несколько видов техники исполнения.

Виды техники

  1. Классическая или наборная. Самая сложная и древняя техника. Цветные стеклянные фрагменты вставляются в металлические рамки, собранные в рисунок и спаянные. Техника требует специального инструмента и навыков. Применяется для больших конструкций и только профессионалами.

    Витраж в классический технике незаменим для больших площадей

  2. Английская или плёночная. Рисунок формируется на стекле из витражной самоклеящейся плёнки. Каждый фрагмент вырезается отдельно и приклеивается на место, определённое трафаретом. Наклеенные фрагменты обрамляются свинцовой лентой. При определённых навыках, такой витраж можно изготовить самостоятельно.
  3. Фьюзинг. Витраж изготавливается без металлического обрамления путём спекания разноцветных фрагментов в монолитный рисунок. Дома изготовить такой витраж невозможно, требуется специальная печь с высокой температурой.

    Витраж в технике фьюзинг поражает яркостью красок и цельностью композиции

  4. Тиффани. Эта техника сходна с классической. Из цветного стекла вырезаются фрагменты узора, окаймляются медной лентой. Готовые элементы собираются в узор и спаиваются между собой. Для начинающих такая техника сложна, но её вполне можно освоить и использовать дома.

    Витраж в технике Тиффани удачно заменяет классическую технику

  5. Пескоструйная. Заключается в обработке стекла по трафарету песком, подающимся под высоким давлением. Обработанные участки приобретают матовость, а рисунок - воздушность. В домашних условиях не применяется, требует специального оборудования.
  6. Литая. Каждый элемент отливается или выдувается из стекла отдельно. После этого фрагменты собираются в картину при помощи армирования или строительных растворов. В домашних условиях не применяется.
  7. Травление. Травлением плавиковой кислотой стекла создаются глубокие рельефные рисунки. Использование в домашних условиях этой сильной кислоты опасно для здоровья.
  8. Расписной витраж. Узор копируется на стекло и обводится контуром. После высыхания контура пустоты раскрашивают витражными красками.

    В расписной технике можно создавать настоящие картины

  9. Контурная заливная. Как и при расписной технике, сначала готовится контур рисунка. После его высыхания пустоты заполняются красками толстым слоем. При необходимости краска разравнивается кисточкой или деревянной палочкой.

    Заливная техника наиболее удачно имитирует классические стили

Видео: изготовление английского плёночного витража своими руками

Наиболее доступны для самостоятельного изготовления расписной витраж и контурная заливная техники. Они не требуют специальных знаний, материалов и инструментов, и могут имитировать практически любую другую технику. Для изготовления таких витражей понадобятся только специальные краски, аккуратность и терпение.

Видео: витраж в технике Тиффани своими руками

Что понадобится для изготовления витража

Прежде чем приступить к работе, подготовьте всё необходимое. Для расписного и заливного витража понадобятся краски.

Краски

Используются специальные витражные или акриловые краски по стеклу. Все они имеют свои особенности.

Акриловые краски

В состав входят три основных компонента: пигмент, вода и акриловая полимерная эмульсия. Продаются в тубах или банках.

Акриловые краски продаются в баночках и тубах

Акриловые краски быстро сохнут, после чего становятся стойкими и упругими. После высыхания устойчивы к перепадам температур и влажности. Соскоблить высохшее покрытие очень сложно, как и удалить наждачной бумагой.

Акриловые краски быстро сохнут, ими удобно работать дома

Цвет готового покрытия получается матовым, ярким. Он не подвержен выгоранию и не тускнеет со временем. Краски разных цветов можно смешивать между собой. Кисточка сразу после использования отмывается водой, для засохшей придётся использовать растворитель.

Существуют двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Обжигаемые после нанесения нагреваются в духовке, твердеют и становятся устойчивы к внешним воздействиям. Температура обжига указывается производителем на упаковке.

Витражные краски могут быть обжигаемые и необжигаемые

Если краски не обжечь, через неделю они высохнут и затвердеют так же, как и при обжиге, но до этого момента есть риск их смазать. Краски на водной основе, поэтому ею и разводятся. Кисти также отмываются водой.

Необжигаемые краски высыхают от 1 до 3 дней в зависимости от производителя. Рисунок требует закрепления нанесением слоя нитролака.

Эти краски отличаются большей яркостью. Они более густые за счёт входящего в их состав синтетического растворителя. Хорошо ложатся, ими удобнее работать на вертикальных поверхностях.

Самодельные краски

Некоторые мастера предпочитают использовать и краски собственного производства. Их несложно изготовить самостоятельно из того, что продаётся в строительных магазинах.

  1. На основе нитролака. Используется НЦ-2141 или другой аналогичный. Нитролак разводится растворителем 647, в соотношении 1 к 0,4. Колеруется художественной масляной краской или строительным колером. Краситель добавляется понемногу до достижения нужной интенсивности цвета.
  2. На основе клея БФ-2. Клей разводят вдвое ацетоном, колеруют любым красителем на спиртовой основе. Это может быть паста для шариковой ручки или другая краска. Эмульсию размешивают в стеклянной посуде, пробуют на стекле. При необходимости добавляют краску до достижения необходимой интенсивности.
  3. На желатиновой основе. 5–6 гр желатина заваривают 200 мл горячей воды до консистенции клейстера и добавляют краситель для ткани. Рисунок из такой краски требует закрепления нитролаком.

Кроме красок для работы понадобится контур. Это специальная густая паста для обрисовки границ узора. Она имитирует металлические рамки для кусочков смальты в рисованных и заливных витражах.

Контур

Контуры-рельефы изготавливаются на водной основе, продаются в тубах. С их помощью рисунок обводится контуром, который затем заполняется красками. Может использоваться и для создания объёмного рисунка.

Витражные контуры могут использоваться для создания объёмного рисунка

Дома контурную пасту можно приготовить на основе клея ПВА. Для этого понадобится 50 мл посудного ПВА, 20-30 мл натуральной чёрной туши (лучшая - голландская), 30-40 гр серебрянки или бронзовой пудры.

В клей при постоянном помешивании вводится тушь, а затем пудра, до получения сметанообразной консистенции. Такую пасту готовят по мере необходимости, она не хранится. Перед применением каждый раз перемешивают. Мастера наносят её кисточкой, формируя валик, новичкам удобнее пользоваться кондитерским шприцем.

Необходимые инструменты

Для изготовления витражей с применением разных техник требуется специальный инструмент. В рисованной и заливной технике его понадобится минимум:

  • линейка;
  • карандаш;
  • маркер по стеклу;
  • кисточки;
  • деревянные палочки или зубочистки.

И конечно же, изготовление витража невозможно без трафарета рисунка. Как его сделать, рассмотрим подробнее.

Трафарет для витража

Подходящий трафарет можно приобрести в специализированном магазине или у художника, занимающегося витражами. Но гораздо интереснее изготовить трафарет самостоятельно, подобрав подходящий эскиз.

Не выбирайте эскиз со множеством деталей и пустотами, на готовом витраже такой рисунок будет смотреться неряшливо.

Изображение можно скачать из интернета и просто распечатать в нужном масштабе, учитывая размеры будущего витража. Или взять понравившуюся картинку, открытку и увеличить до необходимых размеров.

Фотогалерея: образцы трафаретов для самостоятельного создания витража

Цветочные мотивы никогда не выходят из моды и подходят для любого помещения Детали трафарета пронумерованы для удобства раскрашивания витража Решётка дополняет цветок и придаёт рисунку законченный вид Птицы - ещё один неустаревающий сюжет для витража

Пронумеруйте детали рисунка одинакового цвета. Это поможет вам не ошибиться при раскрашивании.

Как увеличить рисунок

  1. Расчертите рисунок на клетки со стороной не более 1 см.
  2. Пронумеруйте получившуюся сетку по вертикали и горизонтали.
  3. Снимите размеры с витражного стекла.
  4. Перенесите размеры на бумагу.
  5. Разметьте лист по количеству клеток на рисунке.
  6. Начертите на листе сетку в соответствии с разметкой.
  7. Поклеточно перенесите изображение с открытки на бумагу в увеличенном масштабе.
  8. Готовый рисунок можно подкорректировать, изменить цвета.

Если вы владеете навыками рисования, узор можно создать самостоятельно. Для этого перенесите размеры будущего витража на лист бумаги и разметьте контуры расположение узора. Рисуйте простым карандашом, чтобы была возможность исправить неточности.

Выбирая изображение, учитывайте, что при увеличении могут пострадать его пропорции. При необходимости расчертите рисунок не квадратами, а прямоугольниками.

Прорисуйте детали, у вас должна получиться цельная картина. Готовый рисунок обведите по контуру шариковой ручкой или тонким маркером.

Аппликация


Подготовив всё необходимое, можно приступать к изготовлению витража. Позаботьтесь о том, чтобы рабочая поверхность была ровной, и помните, что при неосторожном обращении стекло может разбиться.

Изготовление витража: пошаговая инструкция


Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.

Видео: мастер-класс изготовления витража заливной техникой

Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.

Фотогалерея: несколько идей для размещения витражей в интерьере

Абстрактный рисунок подойдёт для стиля хай-тек Цветочный орнамент украсит окна гостиной Витраж на окне ванной придаст особую атмосферу и защитит от посторонних глаз Геометрический узор для гостинной несложно выполнить витражной плёнкой Витражи окон лестничной площадки выполняются в одном стиле Эркерные окна хорошо подходят для витража Потолочную вставку можно украсить плёночным витражом

Создание витражей - занятие творческое и увлекательное. Простейшие витражи под силу сделать даже детям. И пусть ваше произведение не будет похоже на шедевры мировой живописи, но они привнесут в ваш дом оригинальность и частицу вашей индивидуальности.

Картины на стекле Эльзы Колесниковой имеют удивительное свойство - менять свой оттенок в зависимости от освещения, времени суток и даже погоды за окном.

А когда на улице солнце, то кажется, что каждая картина буквально пропитана солнечными лучами, и сама по себе излучает свет и тепло...

На стекле рисовать сложно. Во-первых, рисовать нужно с обратной стороны, а это значит, что художнику трудно уследить, что именно он рисует и как это получается.


Ориентироваться приходится по памяти, следуя за наложением мазков.


А еще живопись на стекле не прощает ошибок, ведь их нельзя исправить. Одна маленькая неточность, крошечный "прокол" - и пиши пропало.


Готовую работу закрепляют эмалью и дают ей хорошенько высохнуть.

Создаем витраж своими руками. Мастер-класс

Красота всегда завораживает. Особенно, если эта красота - неординарный рисунок на оконном стекле или играющий в солнечных лучах витраж. Глядя на расписанные окна, часто мы не догадываемся - это можно сделать своими руками - с помощью нашего мастер-класса, который провела дизайнер интерьера и художник Наталья Повякель. Свою технику она назвала "домашним витражом". Ее можно использовать практически везде: расписать окна, стекла в межкомнатных дверях. Домашний витраж идеально подойдет для условного зонирования пространства: повешенный на толстой бечевке или цепях, витраж разграничит территорию квартиры и станет ярким декоративным элементом. С помощью такой росписи можно обновить стеклянную столешницу, подчеркнуть неординарность стеклянной полки. Небольшие витражи в рамке - чудесный подарок. При этом не нужно быть художником от Бога. Достаточно фантазии, немного времени (на наш мастер-класс ушло 4 часа времени) и терпения (чтобы витраж высох, понадобится целая ночь).

Шаг 1. Выбираем инструменты



За инструментом мы отправились в художественный салон-магазин. Кисточки выбрали из синтетического волокна: натуральный волос может испортиться после первого же рисования красками на химической основе. Краски и контур покупали специальные - для витража. Важно, чтобы они были одной фирмы: материалы разных производителй могут не сочетаться по косистенции, и из-за этого витраж будет растекаться. Проще купить специальный набор для подобного вида работ. Для оконного стекла лучше использовать прозрачные краски. Если же создаете картину на стекле, которая не будет пропускать свет, больше подойдут матовые краски.

СТОИМОСТЬ КРАСОТЫ

Кисточки, 2 шт. - 90 грн.

Краски - 7 цветов + 2 тюбика контура - 118 грн.

Жидкость для снятия лака - 2 грн.

Итого: 210 грн.

Шаг 2. Готовим эскиз


Это может быть авторский рисунок, копия фотографии, абрис руки любимого человека - лучше набивайте руку на незатейливых рисунках.

Шаг 3. Переводим изображение


Подготовленный эскиз кладем под стекло и переносим на него рисунок, аккуратно обводя линии витражным контуром. Начинаем работать сверху, чтобы не размазать контур. Завершая линию, отрываем руку. Каждый элемент должен быть закончен отдельно.

Шаг 4. Наносим краски


Контур должен хорошо высохнуть. Для этого понадобится минимум 5 часов. Затем элементы готового рисунка разукрашиваем витражными красками (вспоминаем детские раскраски). Если не хватает цветов, можно мешать те, которые у вас есть, создавая разные оттенки. Для чистоты цвета после каждой краски кисточку нужно отмыть жидкостью для снятия лака. Смачиваем ею чистую салфетку или тряпочку и тщательно вытираем ворс.

Шаг 5. Последние штрихи


"Свой инструмент надо очень любить. И он ответит вам тем же", - говорит Наталья, с любовью отмывая кисточки после последнего мазка.

Чтобы хорошо очистить инструмент, используем растворитель и салфетку. Подчищаем "огрешности" на витраже. Если убрать нужно маленький элемент, можно вооружиться ушными палочками.

Шаг 6. Любуемся!
Краски должны очень хорошо высохнуть. Если они будут сырыми, то растекутся по всему стеклу. Оптимальный вариант - оставить витраж сохнуть на всю ночь. Если работу нужно закончить срочно, можно использовать фен для того, чтобы ускорить высыхание.

На следующий день получившуюся красоту переворачиваем лицом. Ведь все работы мы проводили с изнанки. И... наслаждаемся!

Если рисунок впоследствии надоест, его элементарно удалить с помощью того же растворителя.
Татьяна Шагинян