К ажется, Дед Мороз существовал всегда. На самом деле, привычный образ сказочного дедушки с мешком подарков сложился в 19 веке. Где же обитал до этого Дед Мороз и был ли он вообще? Давайте углубимся в историю.

Д ве тысячи лет назад северяне, чтобы задобрить Мороза бросали за порог мясо, лепешки. Если угощение нравилось, Мороз не наказывал северян жестокой стужей. Гунны поклонялись своему богу — Йерлу, который появлялся на земле в первый день года. К его приходу готовились угощения и ставились елки.

В словаре у В. И. Даля дано определение слова дедушка, как почетное прозванье домового. Поэтому для древних славян Дед – это покойный предок, который становился защитником и символическим главой рода. Древние славяне верили, что Мороз приходился общим прародителем всех семей, поэтому для него имелась общая обрядность, которая отличалась от почитания других духов. Деду Морозу воздавались почести и в дни зимнего солнцестояния и весной, чтобы суровый Дед хранил посевы, а не губил их заморозками.

С приходом Христианства, день почитания Деда Мороза, стал называться Пасхой усопших, так как отмечался после церковной Пасхи. Двери и окна открывались настежь. Угощение для духов ставили под стол и за окно. Великие Деды входили через дверь, а через окно влетали меньшие духи. Во время трапезы Деда Мороза просили о помощи, и если предок оставался довод угощением, то помогал потомкам.

С о временем Дед Мороз превратился в персонаж народного фольклора. В легендах появился Дед, управляющий зимой, которому подчинялись метели, вьюги, морозы и снега. Описывали Деда Мороза, как небольшого роста старичка с непокрытой головой, с густыми, серебряными волосами и длинной, до полу седой бородой. Носил Дед теплые, белые одежды и никогда не расставался с железной булавой.

О тличался Дед Мороз грозным и крутым нравом, где стукнет своей булавой — там жди суровой стужи и жгучих морозов.

П од многими именами существовал Дед Мороз в сказках и легендах: Зимник, Мороз Иванович, Дед Трескун, Мороз Елкич, добрый Морозко. Во времена Петра I, из немецких сказок пришел Старый Рупрехт, а потом Дедушка Николай – прототип святого Николая Мирликийского.

П остепенно сложился облик современного Деда Мороза. Из злого древнего духа Дед Мороз превратился в доброго, сказочного персонажа, без которого немыслимо представить Новый Год.

П усть дети взрослеют и не принимают на веру то, что Дед Мороз реально существует, но частички сказки и чуда, к которым прикоснулись в детстве, остаются в душе навсегда.

Н у и напоследок давайте посмотрим 4-хминутное видео от Папакарус Равлык, где история дедушки Мороза выглядит не так привлекательно, как мы хотели бы, и узнаем кто такой Санта Клаус.


История Деда Мороза. Кто такой, откуда взялся?

Все люди обожают получать подарки. Дети верят, что их приносит добрый волшебник, пока они спят. Взрослые, желая порадовать близких, выбирают для них на Новый год наиболее подходящие сувениры и кладут под елку. Всем настолько приятно приобщиться к созданию чудесного и радостного настроения, царящего в этот праздник, что впору поверить в сказку и ее главного чародея, которого каждый народ величает по-своему. Осталось понять, где живет Дед Мороз и откуда к нам попадает новогоднее волшебство.

Существует несколько версий появления на Руси Деда Мороза. У древних славян было поверье о хозяине зимы и холодной погоды. Звали его Морозко и описывали, как сердитого старика с длинной белой бородой. Он властвовал на земле с ноября по март, и все боялись его способности насылать холода и вьюгу.

Старец был строг, но справедлив. Он наказывал ленивых и злых людей и одаривал добрых и отзывчивых. С тех самых пор родители уговаривают детей быть послушными, чтобы Дед Мороз исполнил загаданные ими желания и принес хорошие подарки.

По другой версии, возникшей после прихода христианства, прообразом Деда Мороза послужил Николай Чудотворец, живший в III веке. Даже в детском возрасте будущий святой постоянно совершал добрые дела и, как мог, помогал окружающим.

Став архиепископом в Ликии, он защищал несправедливо гонимых, похищенных детей, неоднократно спасал моряков во время шторма, вознося молитвы Богу и успокаивая море. Ему приписывается еще множество волшебных деяний и необычайная щедрость к людям.

Николай-чудотворец дожил до глубокой старости и носил седую бороду, что дает основание историкам и исследователям считать Дедом Морозом именно его.

Дети мечтают увидеть волшебство своими глазами. «Где живет Дед Мороз?» – самый часто задаваемый родителям вопрос в канун Нового года.

Кто-то отвечает, что он живет в землях, засыпанных снегом, где в небе переливается разноцветное северное сияние.

Другие считают, что добрый чародей приезжает на оленьей упряжке из Лапландии.

Многие верят, что Дед Мороз живет в России, в городе Великий Устюг. С 1999 года это место официально считается его резиденцией.

Отправиться на экскурсию в дом волшебника – интересное приключение и для детей, и для взрослых.

Город Великий Устюг – краткая информация

Так где же живет Дед Мороз в России? Конечно, на севере, а точнее, в небольшом городе, расположенном в Вологодской области у истока реки Северная Двина.

Расстояние до него от Москвы – 920 км. Население составляет 31 тысячу человек.

Основали город в XII веке князья из Ростова и Суздаля. Поселение постоянно подвергалось набегам и разграблениям, пока в XIV веке не вошло в состав Устюжского княжества. Город рос за счет выгодного положения рядом с торговыми путями и окончательно укрепил свои позиции, присоединившись к Великому Московскому княжеству.

Урон его экономике нанес Петр I после победы над шведами и открытия судоходства по Балтийскому морю. Купцы постепенно покидали город, утративший торгово-транспортное значение. На смену им пришли ремесленники, прославившиеся на всю Россию искусным чернением серебра.

В XVIII веке в Великом Устюге случился страшный пожар, после чего в то время уездный город Вологодской губернии пришлось отстраивать заново. С Советских времен он относится к Вологодской области. Теперь его название широко известно из-за пребывания в нем Деда Мороза и открытия современного парка развлечений.

Достопримечательности города

Большинство памятников архитектуры разместились вдоль берега реки Сухоны. На одной стороне стоят древнейшие храмы Дымковской слободы, построенные и освященные в XIV веке.

На противоположном берегу находится Соборное дворище, отличительной чертой которого является множество возведенных рядом друг с другом церквей. В Великом Устюге, несмотря на пожар, сохранилось множество старинных монастырей, соборов и колоколен. Иконы и церковную утварь на протяжении веков бережно скрывали от разграблений в церковных помещениях, поэтому в настоящий момент их внутреннее убранство имеет огромную историческую ценность.

В Музее древнерусского искусства представлены интересные образцы старинной иконописи и шитья, а также инструменты, книги и летописи. Там можно ознакомиться с развитием зодчества северо-востока России.

В бывшем доме купца Усова открыт Музей истории Великого Устюга. В нем проводятся лекции о значении города в освоении северных земель. Также рассказывается о борьбе населения с племенами, нападавшими на поселение XII века. Оружие и военная амуниция того времени сохранилась, так как была сложена в подвале одного из монастырей. Есть необычные артефакты, найденные на раскопках археологами.

Фабрика «Великоустюгские узоры» представляет короба, шкатулки и корзины, собранные из бересты и украшенные резьбой и росписью. Многие изделия продаются. Туристам нравятся брелоки и подстаканники, которые напомнят о посещении города.

На родине Деда Мороза обязательно должна быть выставка, посвященная только ему. Музей новогодней и рождественской игрушки знаменит украшениями для елки и собранием поздравительных открыток дореволюционной и Советской России. С этого музея начинается путь в волшебную резиденцию.

Самая популярная достопримечательность города – Дом Деда Мороза. Это большой деревянный терем, окруженный соснами и елями. Архитектура дома настолько необычна, что легко поверить в его сказочную принадлежность.

По нему можно ходить часами, рассматривая диковинные вещицы и комнаты, где живет и работает Дед Мороз. Там же стоит его трон, на котором гостям разрешается посидеть. Визит к настоящему герою легенд заканчивается извлечением подарка из большого сундука, стоящего в Тронном зале.

В резиденции Деда Мороза есть настоящая русская деревня, где гостей угощают блюдами русской кухни, катают в санях и на паровозике. Для детей открыты игровые площадки, аттракционы и лавки с сувенирами и игрушками. Интересное путешествие можно совершить по Тропе сказок. В сосновом бору построены домики мудрой Совы, Лесовичка и волшебный колодец. Их обитатели сами встречают гостей и водят их по лесу.

Точный адрес для писем Деду Морозу

В Великом Устюге в отдельном деревянном доме бесперебойно работает Почта Деда Мороза. Именно сюда дети могут присылать письма с рассказом о желанных подарках и просить волшебника положить их в праздник под елочку.

Адрес, на который следует писать: 162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Почта Деда Мороза или на сайт: pochta-dm.ru.

В здании выставлены предметы местного народного творчества, которые можно купить и отправить друзьям и близким вместе с открыткой, на которой будет стоять подпись и печать хозяина дома.

В западной Европе и Северной Америке дети верят в Санта Клауса. В основе легенды о нем лежит чудо, сотворенное Святым Николаем в Ликии. Дочери одного бедного горожанина никак не могли выйти замуж, поскольку были бесприданницами. Узнав об этом, Святой Николай подбросил им в дымоход кошели с золотыми монетами. Его дары упали в башмачки девушек, что помогло им найти женихов.

Именно поэтому в канун Рождества в Европе принято ставить к камину сапоги или вешать чулки. Санта Клаус летает на санях, запряженных оленями, и проникает в дом через печную трубу. У него есть свита, состоящая из злых и добрых сказочных существ. В зависимости от поведения в уходящем году ребенок получит подарок от Санты или козни Крампуса.

В остальное время волшебник живет за Полярным кругом, в Лапландии. Путь к дому чародея знают только его верные олени и гномы, людям трудно найти к нему дорогу.

На финской части Полярного круга стоит гора Корватунтури, похожая на огромное ухо. Просьбы детей со всего мира долетают через него до Санты, и он заранее готовит подарки к следующему Рождеству. Его резиденция, где в свободные часы он встречается с гостями, расположена в Кухмо, неподалеку от знаменитой горы.

Там можно прокатиться на оленьей упряжке или залезть в грот, чтобы осмотреть жилище Санты или понаблюдать за работой гномов. Множество развлечений и лавок с сувенирами привлекают туда туристов со всего мира.

Кроме того, местному волшебнику тоже можно написать письмо и отправить на его личную почту.

Заключение

Несмотря на утрату иллюзий, взрослым, как и детям, нужно знать, где живет Дед Мороз, чтобы ненадолго вернуться в детство. Это беззаботное время вспоминается с радостью, ведь тогда существовала вера в чудо, и в новогодние праздники оно сбывалось. Неважно, что подарки под елку укладывали родители. Найти их следующим утром было таким счастьем!

Идея встречи с Дедом Морозом дарит ожидание необыкновенных событий. Дети будут полны впечатлений от поездки в его волшебное жилище, встреч с героями сказок и гуляния по заснеженному бору. Чародей выглядит совсем, как настоящий, поэтому надежда на исполнение заветных желаний сохранится на всю жизнь.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

ТЫ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ САНТА-ХРЯКУСА.
- Зачем? Ради мира, доброй воли и звона волшебных бубенцов? Да всем наплевать! Он просто старый толстый клоун, который заставляет людей веселиться в страшдество! И я пережила все это ради какого-то старика, который лазает по детским спаленкам?
- НЕТ. РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОЛНЦЕ ВСТАЛО.
Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Dead Мороз

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.

Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть - потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

* * *

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

Инструкция

У восточных славян Мороз считался богом-повелителем зимнего холода. Рассказывали, что его родителями были богиня смерти Морана и «скотий бог» (а по совместительству – повелитель царства мертвых) Велес. Нередко он отождествлялся и с другими славянскими божествами – Позвиздом, Зимником и Корочуном. Славяне представляли его невысоким стариком с длинной седой бородой. Зимой он бродил по свету, постукивая своим волшебным посохом. От его стука трескучие морозы сковывали льдом поверхности рек, озер и ручьев.

После принятия христианства церковь, стремясь уничтожить остатки язычества, старалась всячески очернить языческих богов. Потому и Мороз превратился в злое и жестокое божество, повелевающее холодами и метелями и безжалостно морозящее людей. Подобные представления отразились в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос», где «Мороз-воевода» насмерть заморозил в лесу рано овдовевшую молодую крестьянку, оставив круглыми сиротами ее малолетних детей.

Образ строгого, но справедливого Деда Мороза появился в русской литературе в 1840 году, когда был опубликован сборник Владимира Одоевского «Сказки дядюшки Иринея», в который вошла и сказка «Мороз Иванович». Правда, действие в ней происходит весной, а не зимой, и никакого отношения к новогодним и рождественским праздникам ее главный герой пока не имеет. По сюжету, сказка Одоевского напоминает «Госпожу Метелицу» Братьев Гримм, только женский зимний персонаж заменен здесь мужским.

Мороз Иванович живет в ледяном дворце, путь в который лежит через колодец. Попавших к нему девочек старик подвергает испытаниям, заставляя выполнять работу по дому. Трудолюбивую рукодельницу Мороз Иванович награждает серебряными пятачками, а ленивице дает большой бриллиант и серебряный слиток, которые оказываются всего лишь кусками льда. Ставшее привычным имя Дед Мороз впервые прозвучало в 1912 году, в стихотворении Марии Пожаровой «Заклинание зимы».

В качестве рождественского персонажа Дед Мороз впервые выступил в 1910 году, однако особой популярности не приобрел. Традиционным новогодним персонажем он стал лишь во второй половине 30-х годов, когда в СССР начали проводить елки для детей. Постепенно сложился и его внешний облик – длинная седая борода, красная или синяя шуба до пят, подпоясанная широким кушаком, высокая шапка, рукавицы и валенки. В руках у Деда Мороза посох и мешок с подарками. Обычно он ездит на санях, запряженных тройкой лошадей. Немного позднее дедушка обзавелся и внучкой – красавицей Снегурочкой.

Связанная статья

Дед Мороз – любимый и привычный персонаж новогодних праздников. Это добрый с бородой и большим мешком подарков. Облачен в шубу синего, голубого, красного или белого цвета.

Кто же такой Дед Мороз?

Истоки значения этого персонажа теряются в глубине веков, однако изначально «добрый Дедушка Мороз» добрым не был. Среди языческих раннеславянских божеств был покровитель стужи и холода. Тогда дары было принято приносить ему, чтобы он уберег людей от морозов, даровал хорошую погоду.

В фольклоре и старинных сказках встречается Морозко или Дед Студенец. Подарков он тоже не дарил, но был могущественным и справедливым персонажем.

Современная интерпретация новогоднего дарителя относится к Святому Николаю. 19 декабря дети привыкли получать сладости к этому празднику. Николай был легендарной личностью – жил на территории Средиземноморья, происходил из зажиточной семьи. Он всегда помогал бедным, а после смерти был канонизирован. Согласно легенде, он подбросил в мешочек золота в дымоход одного дома, там жила семья, которая просто погибала от бедности. Утром дети нашли золото , которые сохли возле печи.

Позже появился западный рождественский персонаж – Санта-Клаус. Его прототипом в разных мифологиях являлись гномы, лесные эльфы. Версия с дымоходом и подарками популярна на Западе – Санта-Клаус стал своеобразным маркетинговым ходом в 30-е годы ХХ века. Это был новый символ счастливого времени.

Историки связывают появления образа щедрого дарителя с окончанием Великой депрессии – необходимо было поднять настроение народа, сделать праздник по-настоящему радостным.

Дед Мороз в России

Все начиналось с Дедушки Николая, который дарил подарки и сладости детям. В ХIX веке, во времена царствования Александра Николаевича, фигурировал сказочный Морозко и Старый Рупрехт или Дедушка Рупрехт. Последний персонаж имел немецкое . Именно в XIX веке покровитель зимы и перестал быть страшным, он превратился в щедрого и доброго волшебника.

В 20-е годы прошлого столетия Дед Мороз и елка, как символ новогоднего торжества, были под запретом, как идеологически вредные. Привычные символы праздника вернулись в 1935 году, а еще через 2 года к Дедушке Морозу присоединилась Снегурочка.

Доброжелательный персонаж полюбился не только детям, но и взрослым. Современному Дедушке Морозу пишут письма, просят о подарках или исполнении желаний. Эта традиция появилась на отечественных территориях в 50-60 годы ХХ века.

Дед Мороз – собирательный образ, и, скорее, искусственно созданный, чем имеющий определенные мифологические корни. Однако, традиция дарить подарки связывает его, как и Санта-Клауса, со Святым Николаем.

Видео по теме

Кельтские друиды украшали ёлку внутренностями людей и животных

На днях в России отметили день рождения Деда Мороза. И хотя праздник придуман только в 2005 году и весьма условен, есть логика его «назначения» именно в этот день: по многолетним наблюдениям , 18 ноября на 60-й параллели, где расположена резиденция Деда Мороза в Великом Устюге на Вологодщине, наступает русская зима.

Внеся уточнение в «метрику» Деда Мороза, мы восстановили справедливость, потому как у заграничного Санта-Клауса (он же Святы Миколаус, Святой Николас, Синтер-Клаас) «днюха» имелась, а у нашего не было. Для тех, кто не знает или забыл, католики День памяти святого Николая отмечают 6 декабря по григорианскому календарю (у нас эта дата приходится на 19 декабря и известна как «Никола Зимний»).

В биографии же нашего Деда Мороза вообще много белых пятен. Тем более, не такой уж он на поверку и душка. Самое время приглядеться к нему внимательнее и в преддверии Нового года изучить его «Личное дело » .

Происхождение: сын пастушьего бога Велеса и богини смерти Мары.

Имя при рождении: Трескун, Студенец, Зимник, Карачун. Вариант «Мороз» созвучен с индоевропейским «смерть» - «мор», «мар».

Каноническая внешность: низенький старичок с длинной седой бородой.

Лентяйку и грубиянку Марфушку лесной волшебник отправил восвояси на свиньях

Один из предков: Великий старец Севера - кельтский злобный божок, который заходил в людские жилища с большим мешком. Не раздавать подарки, а забирать то, что ему причиталось, но почему-то не было принесено в жертву. В группу риска попадали дети - мог утащить с собой парочку в счет уплаты недоимок. После его визита обитателей дома часто находили мертвыми.

Характер: эволюционировал от сурового и злобного до справедливого и щедрого. В XIX веке ребятишки боялись, что вздорный старик накажет их за баловство и как минимум оставит без подарков. Взрослых Дед Мороз карал не только за плохие поступки, но и за унылое настроение, по его приказу метели и бури заметали целые деревни, загоняли несчастных людей на тонкий лед. Однако, несмотря на сложность натуры, старик-волшебник не был исчадием ада. В одной из русских народных сказок случайно уничтожил запасы еды у крестьянина и, когда тот пошел в лес в надежде чем-нибудь разжиться, принял его в ледяном тереме, одел, обул, презентовал скатерть-самобранку и на волшебных санях отправил домой.

Западный Санта-Клаус вылезает из печной трубы

Род занятий: бродяжничество. Ходил по лесам-полям, ударом посоха замораживал ручьи и реки. Мог в сердцах тюкнуть по избе, и тогда вековые срубы шли трещинами.

Реабилитация: писатель Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович», появившейся в 1841 году, первым представил зимнего волшебника не карающим лесным монстром, а мудрым и справедливым волшебником. Девочку-Рукодельницу он одарил горстью серебряных пятачков и брильянтиком, а Ленивице сосульку вместо серебряного слитка вручил. Добрый.


Подарки нормальные, но сам старик - бррр

Группа сопровождения: Снегурочка. Откуда у старика взялась молоденькая спутница, толкуют всякое. Одна из версий такова. В стародавние времена, чтобы умилостивить повелителя стужи, в жертву ему приносили юных девушек. Выбирали их по жребию, отводили в лес, раздевали и в мороз привязывали к дереву. Наутро шли проверять, умерла ли несчастная. Если жизнь в девушке еще теплилась, ее отогревали, но это означало, что жертва не принята. И тогда той же участи подвергалась другая приговоренная. Сюжетные аналогии с этим обычаем мы видим в сказке «Морозко», где суровый Дедушка поизмывался над коченеющей Настенькой: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Режиссер Александр Роу представил нам лайт-версию: в оригинальной сказке лентяйка и грубиянка Марфушенька-душенька, посланная матушкой к Деду Морозу за подарками, замерзла-таки в лесу. Возможно, обычай приносить в жертву Морозке невинных девушек отразился в фольклоре в лице ожившей каким-то чудесным образом Снегурочки. Тем более, вопрос о родителях «внученьки» по-прежнему остается открытым.


Финский Йолупукки варил непослушных детей в котле

Ближайший родственник: финский Йоулупукки, живущий в Лапландии, который, набросив на плечи звериную шкуру, разъезжает по своим делам верхом на козле. В переводе со старого скандинавского наречия Йоулупукки означает «йольский козел». Йоль - кельтский праздник, отмечаемый в день зимнего солнцеворота. В стародавние времена Йоулупукки имел обыкновение заглядывать непрошеным гостем в дома, и снова доставалось нашкодившим ребятишкам: варил их живьем в огромном котле. Христианству не удалось полностью вытеснить древние обычаи: вывернутые наизнанку тулупы и козлиные маски, в которых люди ходили по домам во время колядок, - отголосок дремучих времен.

Пару веков назад Дед Мороз выглядел куда серьезнее, да что уж там - кошмарнее знакомого нам ласкового бородача. Неудивительно, что дети не только любили его, но и откровенно боялись. До наших дней дошли жуткие фотокарточки XIX - XX веков. В то суровое время была распространена клаусофобия - патологическая боязнь Деда Мороза. Глядя на зловещие изображения, понимаешь причины этого страха:

Елочка и смерть

Традиция наряжать елку на Новый год перекликается, как ни странно, с печальным обычаем украшать гробы еловыми ветками и использовать их для погребальных венков. Корни этого явления уходят в те времена, когда лесная красавица считалась обитищем лесного духа, добиться расположения которого можно было только кровавыми жертвоприношениями, совершаемыми 21 декабря - в день зимнего солнцестояния. Божество изображали в виде бородатого старца с посохом, булавой или косой в руках. Чтобы снискать его благорасположение, кельтские друиды практиковали ритуальные убийства людей и животных, кишки и внутренние органы которых развешивали на еловых ветвях. Впоследствии на смену кровавым дарам пришли фрукты и куски хлеба.