Томмазо Кампанелла - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма (5 сентября 1568 - 21 мая 1639)

Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было, и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (Фома - в честь Фомы Аквинского). Он много читает, изучает труды античных и средневековых философов. Он сам пишет труды на философские темы. Ещё будучи юношей, он с блеском выступает на богословских диспутах. Однако в стенах монастыря он впервые встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за то, что он пользовался монастырской библиотекой без разрешения, его арестовывают и отправляют в Рим. И хотя его вскоре отпускают, подозрения остались. Началась пора скитаний: Флоренция (библиотека Медичи), Болонья, Падуя, Венеция. Это время можно характеризовать как период его становления.

В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа. Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок, и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он - не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают его на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам, он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. Несмотря на суровые условия содержания узника, в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды, в том числе - известный Город Солнца.

Город Солнца (итал. La cittа del Sole; Latin: Civitas Solis ) - философское произведение Томмазо Кампанелла, одна из известных утопий. Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых - "Город Солнца".

Работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613--1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии.

Книга "Город Солнца" написана через сто лет после "Утопии" (1516 год) Томаса Мора, в один год с "Новой Атлантидой" Френсиса Бэкона. Кампанелла был знаком с "Утопией" и влияние книги Мора на "Город Солнца" хорошо заметно.

Книга написана в виде диалога между владельцем гостиницы и мореходом побывавшем в чудесном городе. В этой книге Компанелла воплотил свои представления об идеальном общественном строе, построенном на принципах равенства, справедливости и мудрости правителей. Залог счастья жителей солнечного города автор видел в любви к природе и занятиях наукой. Солнце он воспевал как апофеоз природы, источник тепла и света и разума. кампанелла утопический социализм

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. "Город Солнца" - идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет "праздных негодяев и тунеядцев". Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает.

Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными.

Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям.

Однако если человек слеп, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае, калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.

Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла.

Кампанелла пишет: "Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить".

Как и в "Государстве" Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста "с особым распорядком жизни и особым воспитанием". Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Кампанелла сам был священником, поэтому религия в "Городе Солнца" занимает достойное место.

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца - учителя и священники - интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию (или меритократию) при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа, чем в "Утопии" Мора.

Основная причина зла, по мнению Кампанеллы, - в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счёт других. "Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине". Достичь этого Кампанелла хочет с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Также Кампанелла предлагает ликвидировать институт семьи как источник стремления к частной собственности, которое является причиной социального неравенства.

Кампанелла предлагает селекционный подход к деторождению: мужчины и женщины в Городе Солнца являются общими, исключительное право определять, кому от кого зачинать детей, принадлежит "начальникам". При выборе пар начальники исходят из телосложения и характера мужчин и женщин ("женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга", учёных, которые "производят худосочное потомство", "сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых - с женщинами полными и кроткого нрава") и их астрологического прогноза. Целью является "чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство… они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой". В случае возникновения влюбленности между жителями Города Солнца, влюблённой паре позволяется "и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи", однако если начальники считают их неподходящими для деторождения, "совокупление им ни в коем случае не разрешается".

Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому особое внимание уделено народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого - обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.

Главный труд Томмазо Кампанелла - коммунистическая утопия: Город Солнца / Civitas solis (написан в 1601-1602 годах, опубликован в 1623 году). В "Городе Солнца" Томмазо Кампанеллы нет частной собственности, все равны, все имеют возможность самореализации: "Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, - они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка".

Верховный правитель у них - священник, именующийся на их языке "Солнце", на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нём состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

Жизнь

Последние годы Кампанелла жил во Франции , где кардинал Ришелье назначил ему пенсию. Последним произведением Кампанеллы стало латинское стихотворение в честь рождения дофина , будущего Людовика XIV .

Творчество

Большая часть сочинений Кампанеллы написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Тобиаса Адами . Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull" optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта - смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну - город Солнца .

Город Солнца

Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме », то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви - совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы , точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.

Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца - это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм , религиозная метафизика , мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).

См. R. von Mohl, «Geschichte u. Literatur der Staatwissenschaften» (I); Sudre, «Histoire du communisme»; Reyband, «Réformateurs ou socialistes modernes» (т. I); Villegardelle, «La cité du soleil» ( ; перевод, с вступительной статьей); Amabile, «Fra T. Campanella, la sua congiura, i suoi processi е la sua pazzia» (); статья проф. Лексиса в «Handwörterbuch der Staatswissenschaften».

Философия

Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии - эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона , Декарта и Якоба Бёме . (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в г., а первое произведение Бэкона только в г.).

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно:

  • недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);
  • недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями , то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito - ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество , знание есть только всеведение, или премудрость , воля - только совершенная любовь . Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение , или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено , 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию , а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия , предполагает в основе всего творения единую мировую душу - универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание . В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом ; других отталкивал его коммунизм , третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея , на что после него не осмелился Декарт .

Произведения

  • Aforismi politici, a cura di A. Cesaro, Guida, Napoli 1997
  • An monarchia Hispanorum sit in argomento, vel in statu, vel in decremento, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887
  • Antiveneti, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1944
  • Apologeticum ad Bellarminum, a cura di G. Ernst, in «Rivista di storia della filosofia», XLVII, 1992
  • Apologeticus ad libellum ‘De siderali fato vitando’, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887
  • Apologeticus in controversia de concepitone beatae Virginis, a cura di A. Langella, L’Epos, Palermo 2004
  • Apologia pro Galileo, a cura di G. Ditadi, Isonomia, Este 1992
  • Apologia pro Scholis Piis, a cura di L. Volpicelli, Giuntine-Sansoni, Firenze 1960
  • Articoli prophetales, a cura di G. Ernst, La Nuova Italia, Firenze 1977
  • Astrologicorum libri VII, Francofurti 1630
  • L’ateismo trionfato, ovvero riconoscimento filosofico della religione universale contra l’antichristianesimo macchiavellesco, a cura di G. Ernst, Edizioni della Normale, Pisa 2004 ISBN 88-7642-125-4
  • De aulichorum technis, a cura di G. Ernst, in «Bruniana e Campanelliana», II, 1996
  • Avvertimento al re di Francia, al re di Spagna e al sommo pontefice, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887
  • Calculus nativitatis domini Philiberti Vernati, a cura di L. Firpo, in Atti della R. Accademia delle Scienze di Torino, 74, 1938-1939
  • Censure sopra il libro del Padre Mostro. Proemio e Tavola delle censure, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887
  • Censure sopra il libro del Padre Mostro: «Ragionamenti sopra le litanie di nostra Signora», a cura di A. Terminelli, Edizioni Monfortane, Roma 1998
  • Chiroscopia, a cura di G. Ernst, in «Bruniana e Campanelliana», I, 1995
  • La Città del Sole, a cura di L. Firpo, Laterza, Roma-Bari 2008 ISBN 88-420-5330-9
  • Commentaria super poematibus Urbani VIII, codd. Barb. Lat. 1918, 2037, 2048, Biblioteca Vaticana
  • Compendiolum physiologiae tyronibus recitandum, cod. Barb. Lat. 217, Biblioteca Vaticana
  • Compendium de rerum natura o Prodromus philosophiae instaurandae, Francofurti 1617
  • Compendium veritatis catholicae de praedestinatione, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951
  • Consultationes aphoristicae gerendae rei praesentis temporis cum Austriacis ac Italis, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951
  • Defensio libri sui "De sensu rerum’, apud L. Boullanget, Parisiis 1636
  • Dialogo politico contro Luterani, Calvinisti e altri eretici, a cura di D. Ciampoli, Carabba, Lanciano 1911
  • Dialogo politico tra un Veneziano, Spagnolo e Francese, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887
  • Discorsi ai principi d’Italia, a cura di L. Firpo, Chiantore, Torino 1945
  • Discorsi della libertà e della felice soggezione allo Stato ecclesiastico, a cura di L. Firpo, s.e., Torino 1960
  • Discorsi universali del governo ecclesiastico, a cura di L. Firpo, UTET, Torino 1949
  • Disputatio contra murmurantes in bullas ss. Pontificum adversus iudiciarios, apud T. Dubray, Parisiis 1636
  • Disputatio in prologum instauratarum scientiarum, a cura di R. Amerio, SEI, Torino 1953
  • Documenta ad Gallorum nationem, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951
  • Epilogo Magno, a cura di C. Ottaviano, R. Accademia d’Italia, Roma 1939
  • Expositio super cap. IX epistulae sancti Pauli ad Romanos, apud T. Dubray, Parisiis 1636
  • Index commentariorum Fr. T. Campanellae, a cura di L. Firpo, in «Rivista di storia della filosofia», II, 1947
  • Lettere 1595-1638, a cura di G. Ernst, Istituti Editoriali e Poligrafici Internazionali, Pisa-Roma 2000
  • Lista dell’opere di fra T. Campanella distinte in tomi nove, a cura di L. Firpo, in «Rivista di storia della filosofia», II, 1947
  • Medicinalium libri VII, ex officina I. Phillehotte, sumptibus I. Caffinet F. Plaignard, Lugduni 1635
  • Metafisica. Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata. Liber 1º, a cura di P. Ponzio, Levante, Bari 1994
  • Metafisica. Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata. Liber 14º, a cura di T. Rinaldi, Levante, Bari 2000
  • Monarchia Messiae, a cura di L. Firpo, Bottega d’Erasmo, Torino 1960
  • Philosophia rationalis, apud I. Dubray, Parisiis 1638
  • Philosophia realis, ex typographia D. Houssaye, Parisiis 1637
  • Philosophia sensibus demonstrata, a cura di L. De Franco, Vivarium, Napoli 1992
  • Le poesie, a cura di F. Giancotti, Einaudi, Torino 1998
  • Poetica, a cura di L. Firpo, Mondatori, Milano 1954
  • De praecedentia, presertim religiosorum, a cura di M. Miele, in «Archivum Fratrum Praedicatorum», LII, 1982
  • De praedestinatione et reprobatione et auxiliis divinae gratiae cento Thomisticus, apud I. Dubray, Parisiis 1636
  • Quod reminiscentur et convertentur ad Dominum universi fines terrae, a cura di R. Amerio, CEDAM, Padova 1939 (L. I-II), Olschki, Firenze 1955-1960 (L. III-IV)
  • Del senso delle cose e della magia, Rubbettino, Soveria Mannelli 2003
  • De libris propriis et recta ratione. Studendi syntagma, a cura di A. Brissoni, Rubbettino, Soveria Mannelli 1996
  • Theologia, L. I-XXX, различные издания.

Литература

  • Асмус В. Ф. Томмазо Кампанелла // Под знаменем марксизма. - 1939. - № 7.
  • Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. - 2-е изд., доп. - М.; Л.: АН СССР, 1946. - 513 с.
  • Очерки по истории физической культуры: Сборник трудов. вып. 5. - М.: ФиС; М., 1950. - 206 с.
  • Штекли А. Э. Кампанелла. - М ., 1959.
  • Рутенбург В. И. Кампанелла. - Л., 1956.
  • О трудовом воспитании: хрестоматия / сост. Аксенов Д. Е. - М.: Учпедгиз, 1962. - 410 с.
  • Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. - М .: Мысль, 1969. - 249 с. - (Мыслители прошлого).
  • Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. - М .: Мысль, 1977.
  • Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. - М ., 1978.
  • Львов С. Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. - М.: Политиздат, 1979. (Пламенные революционеры). - 437 с, ил. То же. - 1981. - 439 с, ил.
  • Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М .: Высшая школа, 1980. - С. 301-328.
  • Панченко Д. В. Пифагорейские источники «Города Солнца» Кампанеллы и Псевдо-Окелл.// Вспомогательные исторические дисциплины, № 15 , 1983. - С. 186-192.
  • Панченко Д. В. Кампанелла и Ямбул. Опыт текстологического анализа//Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. - Т.13.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 98-110.
  • Панченко Д. В. Происхождение латинской редакции «Города Солнца» Т. Кампанеллы. // Вспомогательные исторические дисциплины, № 18. 1987. С. 288-302.
  • История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994. - 590 с.
  • Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время (От Леонардо до Канта) / Реале Дж., Антисери Д. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 713 с.
  • Чиколини Л. С. «Политические афоризмы» Кампанеллы // История социалистических учений. - М., 1987. - С. 172-196.
  • Антология мировой философии: Возрождение. - Минск; М.: Харвест: АСТ, 2001. - 927 с.
  • Amabile L. V. 1-2 // Fra Tommaso Campanella ne Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi. - Napoli, 1887.
  • Firpo L. Ricerche campanelliane. - Firenze, 1947.

См. также

Ссылки

  • Томмазо Кампанелла: гражданин «Города Солнце». Программа «Эхо Москвы» из цикла «Всё так»
  • А. Э. Штекли. Кошмары Города Солнца: тирания общности или всевластие науки?
  • Чекалов К. А. Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке: «Город Солнца» Кампанеллы и «Адонис» Марино

Рядом с Джордано Бруно стоит другая личность с такой же мрачной судьбой; это его брат по доминиканскому ордену , Томмазо Кампанелла. Выросший в такой же атмосфере брожения мыслей, терзаемый их противоречиями, соскочивший с колеи мирного развития, он также беспокойно блуждал по свету и жестоко потерпел от преследования со стороны церковной власти; только под конец Кампанеллы было суждено укрыться на чужбине в мирную гавань.

Томмазо Кампанелла – биография

Джованни Доменико (в монашестве Томмазо) Кампанелла, родившийся в Стило в Калабрии в 1568 г., так же как и Бруно, рано сделался доминиканцем; для продолжения своего образования он был послан в Козентинскую академию, где традиции Телезио поколебали уважение к Аристотелю . Блестящий успех в ученых диспутах навлек на него обвинение в колдовстве, «потому что он знает богословие, не имев возможности его изучить». Вынужденный к бегству, Кампанелла отправился в Рим, оттуда во Флоренцию и позднее в Падую, пока в 1599 г. не был схвачен под предлогом политического подозрения и после многократного истязания приговорен к пожизненному заключению. В темнице, где с Кампанеллой неплохо обращались, он сочинял канцоны и сонеты, изданные одним из его друзей под заглавием «Scelta d"alcune poesie filosofiche di Septimontano Sequilla». Некоторые из них переведены на немецкий язык Гердером . После многих лет заключения Томмазо Кампанелла был освобожден в 1626 г. папою Урбаном VIII ; но уже вскоре после этого он был заподозрен испанским правительством и должен был бежать в Марсель под покровительство французского посольства. Здесь он вступил в близкие сношения с Гассенди , который представил его ко двору и ввел в ученое общество в Париже. Пользуясь поддержкой Ришелье , Кампанелла приступил к изданию полного собрания своих сочинений; смерть помешала ему закончить это дело; он умер в Париже в 1639 г.

Портрет Томмазо Кампанеллы. Художник Ф. Коцца, XVII век

Личность Томмазо Кампанеллы представляет самое странное смешение противоречащих друг другу свойств: высокий полет мысли и узкое суеверие, смелость воображения и сухая педантичность, страстная жажда деятельности и холодное размышление, фантастическая страсть к новизне и рабская приверженность к старине – все это совмещается в нем бок-о-бок друг с другом. При этом он – человек обширного ума, охватывавшего проблемы общества, так же как и природы, и во многих направлениях пролагавшего новые пути, как бы предугадывая будущее. Подобно тому, как в философии Джордано Бруно мы находим зачатки учения Спинозы и Лейбница , так у Кампанеллы начинают обрисовываться, правда еще очень туманно, зачатки учения Декарта и отчасти Канта . И если в области натурфилософии не было сделано им заметного шага вперед, то, с другой стороны, его гносеологические и этико-политические воззрения заслуживают полного внимания.

Философия Томмазо Кампанеллы

И Кампанелла также выводил задачу философии из того учения, что Бог открылся вдвойне: в образе вечного и в образе единичного; в первом случае в codex vivus природы, а во втором – в codex scriptus священных книг. Философия имеет дело только с толкованием codex vivus, она – знание о том, что может быть воспринято, и в этом смысле он называет ее микрологией. Замечательно при этом тщательное подразделение, которое Томмазо Кампанелла старается ввести в изложение философских проблем. В то время как остальные натурфилософы большею частью разрабатывали свои мысли с вольностью рапсодов или, самое большое, держались античного подразделения философии на логику, физику и этику, у Кампанеллы мы впервые встречаемся с попыткой нового систематического подразделения философии, которое затем сделалось возлюбленным объектом философских стремлений. У Томмазо Кампанеллы логика и математика выставляются в высшей степени характерно, как подготовительные науки, и предпосылаются собственно философии, которая затем рассматривается как состоящая из трех частей – метафизики, физики и этики. Теория познания имеет своим исходным пунктом опровержение скептицизма ; но оно, конечно, не так полно проведено, чтобы совершенно отвергнуть мысли Пиррона , которые он главным образом имеет в виду. Томмазо Кампанелла признает скорее, что человек в состоянии познать лишь малую часть вещей, а также и в этой малой части может дойти до нашего сознания не ее подлинная сущность, а только способ, каким она на нас действует. Здесь сказываются номиналистические учения , которые были приняты и Николаем Кузанским под названием «конъектур».

Однако это достаточно для понятия философии, как он ее определяет. Как знание о том, что мы можем воспринимать, она ведь уже сама собой ограничена областью нашего опыта, какой бы эта область ни была, широкой или узкой. А что мы можем познавать не сущность вещей, а только тот способ, каким они на нас воздействуют, это для Кампанеллы весьма естественно, так как кажется ему вытекающим непосредственно из самой сущности ощущения; ощущение же он считает наиглавнейшей частью всякого познания. «Sentire est scire» (Чувствовать – значит знать), этот боевой клич знаменует принятие философией Томмазо Кампанеллы сенсуализма телезианской школы; познание является делом способности к ощущениям; чувство и ощущение – начало всякого знания. Кампанелла настолько последовательно держится этой сенсуалистической теории, что определяет воспоминание как лишь восприятие возобновленного получения впечатления, а умозаключение как «ощущение чего-то в чем-то другом»; и во всякой научной работе видит он лишь комбинацию восприятий. Если человек не может сам чего-нибудь видеть, чувствовать и слышать, то он должен этому верить на основании сообщения других людей, т. е., как выражается Кампанелла, должен «ощущать через посредство чужих чувств», а где восприятия противоречат друг другу, там одно или некоторые из них подвергают критике другие. В противоположность Бруно, который, имея в виду исследования Коперника , требовал критики восприятий посредством понятий, Томмазо Кампанелла утверждает в своей философии, что восприятия сами по себе достаточны для такой критики, а понятия не нужны. Сама собой очевидная ошибочность этого утверждения смягчается, если принять во внимание, что и все умственные процессы, называемые иначе понятиями, суждениями и умозаключениями, прямо считаются в философии Кампанеллы видами ощущения. Он особенно обращает внимание на то, что эти сложные формы ощущений повсюду примешиваются к простым, так что деятельность ощущения оказывается постоянно связанной с той деятельностью, которую иначе называют мышлением.

Монашеская келья Томмазо Кампанеллы в Стило

К этому присоединяется еще одна черта, дающая этому сенсуализму такой отпечаток, в силу которого он является как бы предтечею идеалистической философии. Именно, если исследовать ближе сущность ощущения, то окажется, что оно содержит, как говорит Кампанелла, активный и пассивный элементы. Простое получение впечатления не есть еще ощущение; для этого последнего скорее необходимо, чтобы мы заметили и восприняли, что получено впечатление, и как оно получено. Следовательно, ощущение – это восприятие состояния, в которое приведено само ощущающее существо через воздействие других вещей. Это основное положение новейшей теории познания развито в философии Кампанеллы уже довольно ясно; он пользуется им преимущественным образом для того, чтобы показать, что если всякое познание сводится к ощущению, то мы и не можем от него требовать, чтобы оно схватывало самую сущность вещей, но должны довольствоваться тем, если оно содержит в себе лишь тот способ, каким вещи на нас воздействуют. Эти мнения Томмазо Кампанеллы, как бы неудачно они ни были выражены, все же заключают в себе одну черту, с которой нам часто приходится снова встречаться в новой философии, именно тот замечательный факт, что именно сенсуализм, в тех случаях, когда его пытаются провести со строгой последовательностью, склонен переходить в идеализм и феноменализм.

Итак, в сущности, всякое знание является лишь знанием о наших собственных состояниях, и из него исходит Томмазо Кампанелла, чтобы построить (что, конечно, не совсем согласуется с его теорией познания) философское познание мира. Человек служит ему основанием для познания всей вселенной, он для него «parvus mundus» («малый мир»), микрокосм; обоснованием этих мыслей является требование всеединства всего существующего. Если субстанция во всех вещах одна и та же, то человеку достаточно постичь лишь свою собственную сущность, чтобы разрешить мировую загадку. Этот метафизический основной принцип, который в философских системах позднейших веков появился в гордом убранстве понятий, был совершенно просто высказан в утверждении Томмазо Кампанеллы: то, что мы находим в самих себе, и есть самые общие принципы, или, как он выражается, первопринципы вещей . Это наше знание самих себя приводит нас к четырем основным истинам : 1) что мы существуем; 2) что мы можем, знаем и хотим; 3) что мы при этом ограничены внешними воздействиями; 4) что мы можем, знаем и хотим еще и другое, кроме настоящего. Из этих основных сведений самое важное второе. Оно показывает, что мощь, знание и воля являются первоначальными качествами, или, как их называет философия Кампанеллы, первичностями (Primalitates) всякого бытия. В Божестве они должны находиться в своем высшем совершенстве и полном слиянии. Его высшая благость хотела, его высшая мудрость устроила, его высшее могущество произвело мир; но поэтому сам Бог непознаваем, неизъясним и не может быть объектом философии. Если она и имеет целью познать мир, то прежде всего не надо упускать из виду, что он создан из ничего высшим бытием, Божеством, а потому и представляет повсюду смешение бытия и небытия. В том-то и состоит конечность и случайность вещей, что они носят в себе наряду с бытием и небытие. И это небытие обладает также теми тремя первичностями, которые заключаются и в существе бытия. Оно содержит в себе бессилие, неведение и злую волю . Этот дуализм философия Кампанеллы объясняет совершенно так же, как и Телезио, в духе элейской метафизики посредством натурфилософского противоположения света и тьмы.

Напротив того, образование мира философия Томмазо Кампанеллы набрасывает с точки зрения неоплатонической эманации , в силу которой мировые системы развиваются из Божества по пяти ступеням и содержат все менее мощи, знания и благости, а все более бессилия, неведения и злобы. Прежде всего, исходит из Божества mundus archetypus, мир первообразов , мир Божественной мудрости, затем mundus metaphysicus, мир духов , которых Кампанелла представляет как иерархию ангельских чинов – обычное представление в схоластике со времени Дионисия Ареопагита ; далее – mundus mathematicus, абсолютное бесконечное пространство с его законосообразными определениями; затем mundus temporalis et corporalis, находящееся в этом пространстве бесконечное множество солнечных систем (воззрение, довольно близко примыкающее к учению Бруно), и, наконец, как важнейшая ступень, мир, который мы познаем , mundus situalis.

Очевидно, что это неоплатонизирующее учение об эманации представляет шаг назад по отношению к мыслям Бруно, по учению которого божественное дыхание жизни проникало неослабленным в самые отдаленнейшие уголки вселенной. Наконец, также в неоплатоническом духе изображается в философии Томмазо Кампанеллы и тот процесс познания, посредством которого человек через четыре соответственные ступени должен подняться из низменности своего mundus situalis опять до Божества. Посредством деятельности чувств достигает он познания материального мира, посредством воображения поднимается он над ним для созерцания мира математического; мысли и понятия возносят его в метафизический мир духов, а философия научает его понимать мир первообразов в Боге и затем передает его для последнего шага, совершенного соединения с Богом, религиозной вере .

Кампанелла о природе и Вселенной

Обсуждение физических вопросов состоит главным образом в том, что Кампанелла выводит качественное различие вещей из смешения в различных степенях обоих принципов, теплого и сухого, с одной стороны, холодного и важного – с другой. Смешением крайних противоположностей Кампанелла любит объяснять переходы между ними и, исходя из этой мысли, делает, например, попытку объяснить развитие цветов из черного и белого, чем опять предваряет некоторые позднейшие теории. В области астрономии он выражает желание установить, посредством признания системы Тихо де Браге , компромисс между новой наукой и учением церкви. Представляя, таким образом, землю неподвижной, а солнце с окружающими его планетами обращающимся вокруг нее, он приписывает солнцу, кроме этого движения с востока на запад, еще и другое, с севера на юг и обратно, желая таким путем объяснить его изменяющееся положение внутри тропиков. Вместе с тем Томмазо Кампанелла верит в постепенное приближение солнца к земле, что приведет в конце концов к мировому пожару, к страшному суду, при котором все превратится во все, а природа будет принята обратно в Божество.

Это всеобщее превращение всех вещей является лишь последним излиянием их тождества и того единства жизни, замечаемого уже и теперь, которое может иметь свое основание лишь в общей мировой душе. И Кампанелла также держится мысли об одушевленности всех вещей через всю природу. Растения и камни в его глазах не менее одушевлены, нежели животные; и даже большие мировые тела рассматриваются им как высшие демоны. Но при этом, по неоплатоническому образцу, он видит в этой всепроникающей, обусловливающей собою связь вселенной, мировой душе местопребывание инстинктов, предчувствий, снов и предсказаний, для которых принимает в человеческой душе особый орган, нечто вроде мистического сенсориума. Вообще Томмазо Кампанелла отличался замечательным даже для того времени суеверием, и его главное произведение «De sensu reram et magia» («Об ощущении вещей и магии», 1620) представляет в этом отношении в высшей степени интересный памятник того времени. Из мировой души вытекает, по его мнению, и магическая сила, а подробное исследование сообщает нам, что есть магия божественная, естественная и дьявольская, три вида, которые по своим внешним признакам часто бывают очень схожими, но по своему внутреннему существу сильно отличаются друг от друга.

У Кампанеллы мы видим совершенно такое же двойное отношение мировой души к единичной силе и индивидууму, как двойное движение у Бруно, в силу чего каждая вещь стремится, с одной стороны, к самой себе, а с другой – к целому. Это применяет он также к физическим явлениям и пытается посредством гипотезы различия между абсолютной и относительной тяжестью понять отсюда открытый Галилеем закон свободного падения. Вообще Кампанелла выступил в литературе в защиту этого, подобно ему, преследуемого великого исследователя, по вопросу о согласии с его учением Коперника. Но более значительным является применение этого учения о двойном движении в его этике. Именно, и в нравственном смысле индивидуум имеет свое собственное движение, в силу которого он обращается вокруг своей оси, – это эгоизм самосохранения ; а с другой стороны, имеет он центростремительное движение, потребность в общежительности и в помещении себя в законосообразном связном целом. Эту последнюю черту Кампанелла называет религией, и поэтому в известном смысле приписывает ее всем существам.

Томмазо Кампанелла

(1568-1639)

«Родился я, чтоб поразит порок: Софизмы, лицемерие, тиранство»

Знаменитый итальянский мыслитель, представитель раннего утопического коммунизма родился около м.Стило в Калабрии. С ранних лет любознательный юноша интересовался философией, особенно той ее частью, где обстоювались идеи добра и справедливости, истины и порядка, истинного гуманизма и человеколюбия. Словом и делом он пытался утвердить их в социальной практике, за что подвергался постоянным гонениям как со стороны церковников, так и со стороны официальных властей, с которыми мыслитель и гражданин вступил в ожесточенную драку за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. В 1598 г. Кампанелла был схвачен, приговорен к пожизненному заключению, где и написал большую часть своих произведений, включая переведен на многие языки мира знаменитый диалог «Город Солнца». 27 лет заключения подорвали здоровье философа, но не сломили его свободолюбивый дух и гуманистическую характер: идеи достижения справедливого государственного устройства получили в произведениях Кампанеллы не только теоретическое и глубоко гражданское освещения, но и высоконравственной обоснования.

Т. Кампанелла создал десятки сочинений по философии, частично опубликованные частично распространялись в рукописях в Германии и в других странах Европы. Он является автором работ в таких областях знаний, как богословие, философия, этика, политика, военное искусство, астрономия, физиология и медицина. Перу Т. Камианеллы принадлежат такие работы, как «Философия, доказанная чутьем», «О смысле вещей», книга в защиту Г. Галилея, «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог ».

Т. Кампанелла призывает к опытному познанию природы, выступает против средневековой схоластизированной философии, пропагандирует культурное достояние античных мыслителей. Природа, по мнению Кампанеллы, является «скульптурным аналогом Бога»; все вещи - одухотворенные, все они стремятся сохранить свое существование и вернуться к первоисточнику, то есть к Богу. В этом стремлении, считал философ, находится основа религии. Источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса природы»; познание базируется па чувственном опыте.

Главное произведение Т. Кампанеллы - «Город Солнца» - полностью посвящен моделированию будущего. В этом произведении философ отстаивает идеи политической и экономической равенства, подвергает критике эксплуатацию человека человеком, разрабатывает проект организации общества без насилия и социального неравенства. «Крайние нищета, - писал Т. Кампанелла, - делают людей негодяями, хитрыми, лживыми, ворами, коварными, лжецами, лжесвидетелями т.д., а богатство - надменными, надменными, предателями, невеждами, рассуждающих о том, чего они не знают, обманщиками, хвастун, черствыми, обидчиками и т.д. »(Кампанелла Т. Город Солнца / / утопических роман XVI-XVII вв. - М., 1971.-С.88).

В «Городе Солнца», о котором рассказывает настоятелю отеля мореплаватель, вернулся из дальнего похода, нет частной собственности; нет «негодяев и тунеядцев»; все работают: все всесторонне развитые - как физически, так и духовно; в городе царит распределительная равенство; каждый получает по потребностям. В этом городе нет семьи, женщины и мужчины в равной степени осуществляют военную службу; народ выбирает государственников. Решающая роль в организации жизни «солярийцив» принадлежит науке и ученым, тесно связанным с религией и священнослужителями. В результате этой связи создается магический культ знаний, задача которого - проникновение в таинство Вселенной, совершенствования человека и общества.

Как и Т. Мор, Т. Кампанелла описывает утопическую картину идеального города, где нет частной собственности и индивидуальной семьи. Новое общество могло труда, наиболее уважаемым делом. Работа длится не более четырех лет. Цель этого общества - земное счастье «солярийцив» (так назывались жители города) на основе равенства, благосостояния, вгараздиння и расцвета культуры.

Чрезвычайно большое значение философ придавал развитию науки и техники. Он рассматривал их как главный источник развития общества, начало изменения общественных отношений. Важная роль отводилась образованию и воспитанию. По мнению Т. Кампанеллы, руководство обществом, которое он называет «коммунистическим», находится в руках учено-жреческой касты.

В философской утопии англичанина Т. Мора и итальянца Т. Кампанеллы много общего. Первой среди этого общего есть идея обобществления собственности, точнее, идея построения общества на принципах отсутствия частной собственности. Эта идея, рожденная народными низами, встретила яростное сопротивление со стороны как религиозной, так и буржуазной идеологии. Именно поэтому каждый мыслитель, брался за ее более или менее солидное теоретическое обоснование, подвергался гонениям и неприятностей как от «светской», так и от «духовной» власти.

Что касается народных масс, которые могли бы разделить и поддержать предложения по достижению «общественного счастья в равенстве», то, во-первых, сами «идеологи» народа были далеки от него и боялись (а может, и не совсем понимали) свободолюбивой социального творчества, во-вторых, они выражали свои мысли в форме, непонятной массам в связи с общим низким культурным уровнем и достаточно узким мировоззрением народа. Народное сознание, дремавшую, должна была еще пройти путь Просвещения, чтобы понять свои собственные интересы. Именно поэтому ранний утопизм будто «завис в воздухе».

Позже, уже на новых социальных основах, обобщив идеи утопистов более позднего периода - Г. Мабли, Морелли, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, к этим идеям обратится марксистская социологическая мысль. А пока эти идеи просто отодвигались от главных путей теоретического поиска материальных и духовных основ построения нового (оптимального для различных социальных слоев) общества. Этот поиск связывается прежде всего с именами Т. Гоббса и Б. Спинозы, позже - мыслителей французского Просвещения и материализма XVIII века. Среди рассеянных облаков общественного мнения, пронизанной реформированной религиозностью и буржуазным свободолюбие, уже парили идеи «общественного договора», определявшие магистрали теоретического поиска путей решения социальной проблематики этого периода.