Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих связях нет привычного христианского антагонизма. Здесь скорее можно проследить партнерские взаимоотношения, основанные не на паритете, а на некоем подчинении «ведомства» Воланда «министерству» Иешуа. Особенно хорошо видно это в последних главах романа.

Антагонизм или взаимодействие?

Если мы представим в образе Га-Ноцри Иисуса Христа, а в Воланде увидим Сатану (сравнения эти напрашиваются сами собой), то нам нужно дать ответ на вопрос о том, почему возникло такое взаимодействие, почти сотрудничество двух «ведомств». Высшее руководство посылает к низшему (исполнителю) Левия Матвея. Гонец передает приказ обеспечить Мастеру - главному герою романа - покой. И Сатана, тот, кому по христианской теологии поручено ведать адом, соглашается. Давайте разберемся в этих хитросплетениях и отношениях Царствия Небесного и преисподней.

Ключевые цитаты

Давайте вспомним фабулу романа «Мастер и Маргарита». Содержание этого многогранного литературного труда кратко можно передать так. В Москву 1930-х годов прибывает Воланд со свитой и занимает квартиру покойного литератора Берлиоза. Его цель - найти Маргариту, королеву своего майского бала. В ходе развития сюжета он сталкивается с Мастером - писателем, создавшим роман о Иешуа Га-Ноцри. Далее повествование идет как будто в двух параллельных реальностях: в современной автору Москве и Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет назад. Травимый коллегами из МАССОЛИТа писатель в конце концов сломался и сжег свое произведение. «Рукописи не горят», - сказал Воланд, и вот тетрадь с апокрифическим «Евангелием от Мастера» вновь появилась. «Хэппи энд?» - спросите вы. Не совсем. Вот ключевая цитата из романа:

«- Он [Га-Ноцри] прочел произведение Мастера… Он просит, чтобы ты взял Мастера с собой и наградил покоем. Неужто тебе это сложно совершить, дух зла?

— Для меня нет ничего сложного, и это тебе хорошо известно. — Воланд помолчал и спросил: — А вы, чего же вы не возьмете его к себе, в ваш свет?

— Он не заслужил свет, он заслужил покой, — печально проговорил посланник Левий».

Модель мира автора

Этот приведенный выше диалог вызывает целый ряд вопросов, несущих концептуальный характер. Давайте их сформулируем. Почему Мастер не заслужил свет? Отчего с просьбой предоставить исстрадавшемуся писателю покой Иешуа (Христос) обращается через посланника к Воланду? Ведь Сатана, по христианским верованиям, управляет адом. А Бог всемогущ и может Сам свершить всё, в том числе и дать кому-то покой. Если Христос отдает Мастера в руки Воланда, разве можно назвать это достойной наградой? Ведь не зря же у Левия Матвея печальный голос. Что означает «покой» для самого Булгакова, как он соотносится с «тьмой» и «светом» Нового Завета? Как видим, диалог между Левием Матвеем и Воландом лишен всякого антагонизма. Персонажи слегка пикируются, но выглядит это как упражнение в софистике. Можно сказать, что для Булгакова Воланд не представляет собой абсолютное зло. Он скорее гордый и мнящий себя независимым исполнитель воли Божьей.

Неотомистская модель мира

Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя упрекнуть в том, что он придерживался православной догматики. Левий Матвей и Иешуа у него не выглядят представителями Высшего Блага. Мастер «угадал» Страсти Христовы, но описывает он их как страдания тленного человека. Да, Иешуа у писателя «льна курящегося не угасит». Он читает в сердцах людей (в частности, у Понтия Пилата). Но Его божественная суть раскрывается позже. Бывший сборщик податей евангелист Левий Матвей выглядит и вовсе непримиримым религиозным фанатиком, который «неверно записывает сказанное Иешуа». Таким образом, эти персонажи романа Булгакова не являются чистым Светом, но его посланниками. А в христианстве гонцы Бога - это ангелы. Но и Сатанаил - тоже ангел, только павший. И он не есть Абсолютное Зло. Поэтому встреча Воланда и Левия Матвея лишена евангельского антагонизма (вспомним хотя бы Второе Послание к Коринфянам, главу 6).

Платоновская модель мира

Рассмотрим роман «Мастер и Маргарита», содержание которого мы вкратце пересказали, в свете учения классической греческой философии. Платон представлял земной мир как материальное воплощение идей. Изливаясь вниз эманациями, они удаляются от источника света. А потому они искажаются. В горнем мире остается незыблемым божественный мир идей, а внизу - тленная, материальная юдоль скорби. Эта модель Платона не дает ответа на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет, но по крайней мере объясняет, что означает покой. Это состояние между земным миром скорбей и Царствием Абсолютного Добра, некий промежуточный пласт реальности, где устанавливается спокойное существование человеческой души. Именно этого и хотелось Мастеру, сломленному травлей, - быть наедине с Маргаритой и забыть весь пережитый ужас Москвы тридцатых годов двадцатого века.

Образ Мастера и скорбь Левия Матвея

Многие исследователи сходятся во мнении, что главный персонаж романа автобиографичен. Писатель также сжег первую редакцию «Мастера и Маргариты», а вторую писал «в стол», понимая, что опубликовать такой «неортодоксальный» сюжет в СССР - это обречь себя на ссылку в ГУЛАГ. Но, в отличие от своего литературного героя, Булгаков не отрекся от своего детища, он выпустил его в этот мир.

Цитаты про Мастера представляют его человеком, сломленным системой: «Больше нет у меня никаких стремлений, грез да и вдохновения нет тоже… меня ничто вокруг не интересует… Я сломлен, мне скучно… Этот роман стал мне ненавистен, я слишком исстрадался из-за него». Находясь в психиатрической больнице, он надеется, что Маргарита его забудет. Тем самым он предает и ее. Трусость - это совсем не добродетель. Но еще большим грехом является уныние. Маргарита говорит о возлюбленном: «Ах ты несчастный, маловерный… Они опустошили твою душу». Этим и объясняется печальный голос Левия Матвея. В Царствие Отца Небесного не может войти нечто нечистое. А Мастер не стремится к Свету.

Модель мира раннего христианства

Первоначальная Церковь представляла материальный мир как творение исключительно злого начала. Поэтому христиане первых веков не имели нужды в теодицее, оправдании Бога за существующее зло. Они уповали на «новую землю и новое небо», где обитает истина. Этим миром, считали они, управляет князь тьмы 14:30). Души, стремящиеся к Свету, как мучимый совестью будут услышаны и приняты в небесный чертог. Те же, кто слишком погряз в своих грехах, кто «возлюбил мир», останутся в нем и будут проходить новые циклы перерождений, воплощаться в новые тела. Характеристика Мастера, данная самим Булгаковым, позволяет судить, что этот персонаж не стремится к Свету. В отличие от Понтия Пилата, он жаждет только покоя - прежде всего для себя. И Иешуа Га-Ноцри позволяет ему сделать этот выбор, потому что в Царствие Небесное никого нельзя вогнать силой.

Почему Мастер не заслужил свет, но ему был дарован покой

Маргарита в романе выглядит более решительной, смелой и целеустремленной женщиной, чем ее возлюбленный. Она не только муза Мастера. Она готова побороться и за него самого. Душевное благородство Маргариты проявляется на майском балу Воланда. Она не просит ничего для себя. Все свое сердце она целиком кладет на алтарь любви. Образ Мастера, отказавшегося от своего романа и уже готового отречься от Маргариты, Булгаков противопоставляет своей главной героине. Вот она, да, она удостоилась бы света. Но она жаждет войти в него только рука об руку с Мастером. По мнению Булгакова, существуют и другие миры, где люди обретают покой и умиротворение. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» описывает Лимб, где души праведников, не знающие светоча христианства, живут, не зная горя. Туда и помещает своих влюбленных автор романа.

Награда или приговор?

Мы уже ответили на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет. Но как воспринимать его судьбу - радоваться ли нам за него или печалиться вместе с Левием Матвеем? С христианской точки зрения, нет ничего хорошего в том, чтобы пребывать вдали от Бога. Но, учили они, все души когда-то прозреют и увидят истину. Они обратятся к Богу, Он не оставит Своих детей. И когда они очистятся от грехов, Он примет их, как принял Отец своего блудного сына. Поэтому участь Мастера и Маргариты нельзя счесть приговором на вечное отчуждение от света. Все души когда-то спасутся, поскольку их настоящим домом является Царствие Небесное. В том числе и Воланд. Просто у каждого свое покаяние.

Совесть, истина, человечность

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11 класс

Планирование уроков по роману.

1 урок. Громада и тайна романа. Судьба художника. Обсуждение читательских анкет учеников после восприятия романа. Личность, биография писателя как одна из «разгадок» тайны романа. Обзор романа «Белая гвардия», повести «Собачье сердце», пьесы «Кабала святош». Комментированное чтение отрывков из 1 и начала 2 главы. Словесное мастерство.

2 урок. Философско-этические проблемы романа. Роль библейских глав. Тема совести.

3 урок. Судьба Мастера. Проблема творчества и судьбы художника. Любовь на страницах романа.

4 урок. Гениальный художник. Мастерство Булгакова-сатирика. Традиции русской и мировой классики в творчестве писателя. Значение трех планов повествования в романе. Семинар.

1 урок – Лекция с элементами комментирования.

2 урок – Чтение 1 и начала 2 глав романа. Эмоциональность первой фразы Понтий Пилат: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Сложный внутренний мир фразы. Она отчетливо разделена на 6 разновеликих ритмических отрезков. Первые два отрезка сходны, далее строки разрастаются, но определенная упорядоченность ударений, создающая сложный ритмический рисунок есть. Число ударных слогов увеличено вдвое. Тут каждое слово весомо и значительно, это образ человека, наделенного большой властью, не лишенного государственной мудрости, вызывающего трепет и уважение. Но вот следующая фраза снимает ореол значительности, подчеркивая земные слабости человека, несколько приземляя его: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета». Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет скрываемая ото всех и, даже от себя, трусость перед более высокой властью. Чтение 2 главы до конца. Домашнее задание: перечитать ершалаимские главы, подумать, какие философские, этические проблемы в них поставлены, какие из них можно обнаружить и в московских главах. Подготовить рассказ об евангельской истории Иисуса Христа и его распятии (Евангелие от Матфея, гл. 27, 28). Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти 2 тысячи лет назад, в начале новой эры истории человечества. Но следует сравнить: возраст 33 года Иисусу – 27 Иешуа. Мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит. Не Бог, царь, сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения. Отсутствие учеников – не 12 апостолов, а только Левий Матвей. Неточно и невнятно записывающий слова учителя. Отсутствие популярности в народе: Иешуа, когда он вошел в Ершалаим (не въехал на осле), никто в городе не знал. Изменен характер проповеди, оставлено одно нравственное положение: «Все люди добрые» - краткое обращение всех призывов к добру в Нагорной проповеди. После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей, единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть. Наконец, оспоренно божественное происхождение Евангелий, которые имеют своим источником пергамент Левия Матвея, где «записанное представляет собою несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических обрывков». Писатель переосмыслил библейские тексты. Даже слово «крест» или «распятый» использованы грубо, приземленные «повесить» и «столб». Еще одно различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видимо, в концепции романа Булгакова особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копье. Чтобы понять его, проследим за поведением Пилата Понтийского в сцене допроса Иешуа. К мучающемуся гемикранией прокуратору привели обвиняемого. Первым побуждением Пилата было «повесить его», не обременяя себя допросом, но из чувства долга он продолжает задавать вопросы, сам понимая их бессмысленность, и среди них вопрос об истине. «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Чудо? Нет. Исцеление словом (внушением) – не такое уж редкое явление в практике хорошего психотерапевта. В основе его огромная проницательность, но не сверхъестественного происхождения (сам объясняет, как узнал о собаке), ум, наблюдательность, понимание человека и главное качество – сострадательность. Игемон убеждается в невиновности Иешуа, хочет его спасти, но тут звучит новое обвинение. Булгаков дает глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Понтием Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, хотя бы смягчить укоры совести. Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Но неужели бесстрашный на поле боя воин, всадник Золотое Копье, в самом деле трус? И отчего Булгаков так настаивает на этом обвинении? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Почему же такая резкая оценка? Вероятно, писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. И наказан Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть – искупление вины, возможность внутреннего очищения. Еще проблемы этих глав. Что такое добро и что такое зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственен ли человек за свои деяния? Человек и его вера. Человек и власть. Это важнейшие вопросы человеческого бытия. Они волнуют людей всех народов во все времена. Можно сделать запись этих вопросов. Они пригодятся. Главные выводы по ершалаимским главам.

  1. М.А. Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
  2. Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.
  3. Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека (прежде всего наделенного властью, но и любого другого) за происходящее вокруг.
  4. Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок – трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи? Существуют параллели, которые связывают изображение Ершалаима 30-х годов 1 века нашей эры и Москвы 30-х годов 20 века. Некоторые из них. Сходность в описании двух городов, разделенных не только тысячами километров, но и почти двумя тысячами лет. Отдельные детали, ритм, интонация фразы совпадают. Случайность? Но такой мастер, каким был Булгаков, вряд ли стал бы просто повторять найденный удачный образ или деталь. Вечные символы, силы природы: солнце, луна, гроза, тучи, молния, - которые присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Мастера и Воланда. Причем их смена хронологически совпадает: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза. В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность людей эпохи, а значит, и ее состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Вот такая своеобразная проверка, моральная ревизия общества и совершается в романе Воландом. Появление черта в литературе имеет давнюю традицию (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Гете и другие). Воланд Булгакова написан в лучших традициях русской и мировой культуры: в критике отмечались многочисленные реминисценции с литературными, живописными, скульптурными, театральными образами. Даже имя пришел из «Фауста» И.В. Гете, где Воланд (Фаланд) упоминается как один из синонимов слова «черт». Привлекательность, мрачное обаяние, неторопливое достоинство, спокойствие, мудрость и благородство, которые привлекают читателя в этом герое. Он мало напоминает традиционного демона зла. Воланд Булгакова и его помощники не творят зло и не наказывают порок (это прерогатива самих людей), они почти не влияют на текущие в людской жизни события. Роль этих героев – как в условности искусства вообще – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выводить на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые без этого скрыты от глаз. И все фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственные превращения советских денег в доллары в канализационном бачке и прочая чертовщина – это не столько наказание, сколько доведение до видимого явного результата внутренних пороков человека. В этом ключе легко раскрывается сцена в Варьете, где под видом фокусов происходит испытание москвичей на алчность, милосердие. И вывод: «Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни сделаны, из кожи ли, из бумаги, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. Ну, что же и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их». Моральная инспекция всего общества и отдельных его членов продолжается на протяжении всего романа. Вывод урока. Писатель, вслед за своими предшественниками «золотого века» русской литературы, русскими философами начала 20 века, был убежден: в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основания. Это была проницательность самого автора. Общечеловеческие проблемы. Проследим об этом в истории Иешуа Га-Ноцри. Проблема веры человека и связанной с ней темой совести, человеческой ответственности за себя, за окружающих, за общество, за мир в целом. Слово «вера» много раз звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: «веришь ли ты в каких-нибудь богов? – Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю». В широком смысле «Каждому будет дано по его вере». В сущности, вера дана в более широком смысле, как величайшая ценность, идеал, цель жизни. На этом проверяется каждый персонаж любого уровня. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше – это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь – смысл жизни Маргариты. Вера в доброту – главное определяющее качество Иешуа. Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениально угаданный роман. Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному. В сознании этого, в сущности, очень неплохого человека общественная идеология в лице Берлиоза и иже с ним вытравила прежние устремления к добру, истине, справедливости, попыталась внушить новые, смутные, не принятые сердцем лозунги. Отсюда «чудовищность», как говорит прозревший герой, его стихов. Вероятно, Иванушка – поэт не рюхинского плана. Пройдя через серьезные испытания, обретя с помощью Мастера новую веру, Бездомный оказывается в состоянии выполнить завет учителя: «Вы о нем продолжение напишите». О ком это «о нем»? Об Иешуа Га-Ноцри. Нет, о Понтии Пилате, ведь он был главным героем. О проблеме власти, о властителях разных времен и народов, в том числе, и своего, времени. Не случайно Бездомный в эпилоге романа становится историком. Эту веру за мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в романе Булгакова. Персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что в романе свойственно Берлиозу. Он первым появляется на страницах романа. Подробно описывается с полным наименованием чинов и званий. Диалог между Бездомным и Берлиозом в первой главе, вернее, монолог последнего, идет по поводу антирелигиозной поэмы, которая была заказана поэту редактором и последнего не удовлетворила. Появившийся Воланд своими вопросами обнажает искуссственность, примитивность тех догм, которые проповедует Берлиоз. И последней каплей в этом споре, который трудно назвать спором, поскольку позиции явно не равнозначны, является «седьмое доказательство», гибель Берлиоза под колесами трамвая, но не спровоцированная, а лишь предсказанная Воландом. Какова же идейная роль Берлиоза? Берлиозов? Всякая система, имеющая ложные основания, стремится воздействовать, прежде всего, на сознание людей, внушить определенные истины, взять в духовный плен. На выполнение этой задачи брошена не только идеология, но и культура, которая рассматривается как часть идеологии. Берлиоз, руководитель крупной писательской организации (аббревиатура МАССОЛИТ) в сознании читателя ассоциируется с такими новообразованиями, как РАПП, МАПП, Пролеткульт, ЛЕФ). Редактор толстого журнала, не только сам проповедует официально утвержденные истины, но требует этого от своих подчиненных. И постепенно читателю открывается, что Берлиоз является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей, именно под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие нравственные идеалы. Но если Иван Бездомный, человек без большого духовного багаж, не всегда ощущает примитивность и ложность внушаемых ему тезисов и уж конечно не понимает истинную их подоплеку, то сам Берилиоз, человек достаточно начитанный и образованный, это прекрасно осознает. Это проявляется в споре с Воландом. Каждая фраза взвешивается с позиций внушенных и внушаемых идеологических постулатов: «Надо будет ему возразить так». И тогда становится понятным, почему этому персонажу, единственному в романе, Волан изменяет своему правилу: не вмешиваться в дела людей, а лишь способствовать проявлению их нравственного стержня – у трупа исчезает голова, чтобы потом появиться для последнего вывода на балу у Сатаны. Теория Берлиоза о том, что по окончании жизни человек превращается в золу и уходит в небытие, лишает его нравственной опоры, его жизнь – духовного смысла. «Каждому будет дано по его вере». Тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, хотя и он звучит в романе лишь как одна из возможных теорий, а не как истина в последней инстанции. Веру, истину, смысл жизни, понимание «вечных» вопросов бытия каждый человек ищет и находит сам, руководствуясь при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени. Идея романа. К Воланду в его последний день пребывания в Москве обращается Левий Матвей с поручением от своего учителя: «Он прочитал сочинение мастера. И просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. – А что же вы не берете его к себе, в свет? – Он не заслужил света, он заслужил покой». Вопрос о том, почему Мастер заслужил не свет, а покой? Для этого нужен философ П.А. Флоренский. Он считает, что после телесной смерти все души помещаются в единое место, где каждая очищается самостоятельно и в меру совести. Это место философ и называет покоем. Загробное царство у Булгакова изображено без малейшей иронии. Оно делится на «свет» (область Иешуа – некое подобие христианского рая, куда попадают те, кто всю жизнь нес людям Добро и Истину), «покой», которым награждается Мастер, получивший блага: независимость, уединение, условия для творчества. Третья область в романе представлена балом Сатаны. Это тоже своеобразный «рай», поскольку его обитатели, убийцы и насильники, ведут в нем то самое существование, к которому стремились при жизни: купаются в коньяке и шампанском, покупают женщин – рай, с точки зрения злодеев. Правда, отдельные обитатели этого княжества Сатаны мучимы совестью (Фрида), но, вероятно, лишь те, у кого совесть была при жизни. Мистические главы и вопросы к ним – это философия и этика. Элементы, предложенные писателем в романе по мироустройству, можно принимать или отвергать. Но раздумья над вопросами о мире и человеке, смысле жизни, вере и совести открывают сложность бытия и души человеческой. Это основа нравственного совершенствования. Третий урок. Вопросы.

  1. Изображение литературного мира на страницах романа (МАССОЛИТ, писательский ресторан, поэты Рюхин, Бездомный). Что и почему отвергает в нем Булгаков?
  2. Судьба Мастера и его романа. Проследите изображенную в «Мастере и Маргарите» историю художника и его произведения. Как вам кажется, трагическая судьба романа – случайность или закономерность? Как вы объясните, почему на вопрос Бездомного: «Вы - писатель?», герой романа сурово отвечает: «Я – мастер»? что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером? В чем, с вашей точки зрения, близок герой писателю и чем от него отличается? Почему Левий Матвей говорит о Мастере: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? в чем, по мнению Булгакова, назначение художника-мастера? Как вы понимаете утверждение Воланда «Рукописи не горят»? согласны ли вы с этим высказыванием?
  3. Счастье, боль, долг Маргариты. Маргарита на страницах романа. Сообщение ученика.
  4. Биографическая основа истории Мастера и Маргариты (Писатель и Елена Сергеевна). Сообщение ученика.

Самые сложные вопросы этого урока. Герой романа, Мастер, появляется не с первых глав романа, а лишь в 13 главе. Прочитать ситуацию появления героя и его описание. Затем диалог двух пациентов психиатрической больницы, в котором впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа: «Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я – мастер», - он сделался суров. Почему в устах героя резко противопоставляются эти слова? Какой смысл они для него имеют? Почему столь негативное отношение вызывает у героя слово «писатель», к которому мы привыкли относиться с уважением. Литературный мир на страницах романа написан колоритно и насмешливо, ведь все эти писатели опошляют великое писательское звание, рассматривают свою мнимую причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя ни душевным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение. Но именно эти люди именовались писателями, широко издавались, тогда, как подлинному художнику было отказано в естественном праве – писать для людей. История Мастера и его произведения. Почему не увидела свет эта рукопись, гениально «угадавшая» прошлое и, как мы убедились, проливающая свет на настоящее? Вывод. Роман Мастера, написанный вдохновенным талантливым пером с надклассовых, вне идеологических позиций, именно поэтому оказался не только не традиционным, но и враждебным литературному миру 30-х годов, так сатирически описанному Булгаковым. Причин этой враждебности не мог понять сам Мастер, но современный читатель, знакомый с эпохой по литературным произведениям, без труда объяснит этот поток литературной брани не только не традиционностью темы и героя, но прежде всего внутренней независимостью от идеологических постулатов, свободой творческого сознания. Какова дальнейшая судьба Мастера, изменившаяся при участии Иешуа и Воланда? Есть мнение, что Мастер лишился света, поскольку прибег к помощи Сатаны. Вряд ли с этим можно согласиться. В истории с Воландом Мастер – личность пассивная, на своеобразную сделку с дьяволом соглашается Маргарита, но написаны эти страницы так, что не оставляют никакого сомнения в авторском отношении к героине: сила любви, высокое достоинство, история с Фридой не только не снижают уважения к героине и восхищения ею, но еще больше усиливают их. Чтобы понять, почему Мастер получил не свет, а покой следует сравнить судьбу и жизненную позицию двух великих художников – Булгакова и созданного его воображением героя. Между ними много общего: ощущение высокой предназначенности литературы, внутренняя независимость, высокая образованность (историк по образованию, Мастер владеет пятью языками), талантливость, мастерское владение словом. Различия? На вопрос Воланда о будущем Мастер отвечает: «У меня нет больше никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует. Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. Свое произведение ненавижу, я слишком много испытал из-за него». Вот эта сломленность под влиянием даже самых суровых испытаний, отказ от своего призвания, таланта – то главное, что отличает героя от автора, который до последних дней жизни боролся за свое произведение, продолжал над ним работать без малейшей надежды увидеть его напечатанным, мечтал, чтобы оно дошло если не до современника, то хотя бы до потомков. Заметим, что автор не судит своего героя. Ведь булгаковский «покой» - это не наказание для тех, кто не смог попасть в «свет», это награда, воплощенная мечта Мастера о не суетности и мудрости, тишине и уединении, возможность свободно творить. Покоя достоин тот, кто честно прожил жизнь, кто не отягощен муками совести, не казнит себя за предательство и трусость, каким и предстает перед читателями Мастер. Как сам Булгаков понимает слово Мастер? Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим понимаем жизни, верный своему предназначению. Честные, свободные, открывающие сокровенные глубины мира и человеческой души, талантливые произведения Мастера и мастеров достойны великой участи – быть вечными спутниками людей, обрести бессмертие. Любовь Маргариты. После обсуждения есть вопросы. – При изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы говорили о высокой нравственности Татьяны, отвергнувшей любовь и оставшейся верной своему мужу. Можно ли в этом случае назвать нравственным поведение Маргариты? Она оставила мужа, который ее любил, и ушла к Мастеру. Почему? Взаимная любовь – счастье. Почему же в романе даже эпизод первой встречи и мгновенно вспыхнувшей любви окрашен тревогой, звучит почти трагично? Может быть, писатель считал трагичной великую большую любовь? В чем назначение спутницы большого таланта? Чего эта миссия требует от женщины? Обязательно ли трагична ее судьба? Почему просьбу наградить Маргариту, как и Мастера, покоем Левий просит моляще? Почему он считает, что она менее достойна покоя?

4 урок. Урок-семинар. Вопросы раздавали заранее. Анализ одного эпизода романа. Сочинение-миниатюра «Что в мире и человеке открыл мне роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Вопросы к семинару.

  1. Традиции изображения черта в русской и мировой классике (Гете, Гоголь, Лесаж, Достоевский). Чему служат эти условные романтические образы? Какова роль Воланда и его свиты в романе Булгакова?
  2. Использование М.А. Булгаковым деталей и образов гетевского «Фауста». Следование или полемика?
  3. С позиций мировой культуры. Связь романа с идеями и образами театрального, музыкального искусства.
  4. На какие традиции русской классики опирается Булгаков в своих сатирических главах? Какие пороки человека и общества подверглись в романе особенно сильному осмеянию? Что из осмеиваемых писателем явлений осталось в прошлом, что требует борьбы и сейчас?
  5. Мастерство Булгакова-сатирика (на примере анализа одного из эпизодов романа: место в композиции, сюжетная основа, приемы сатирического изображения).

Список литературы

  1. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты»
  2. Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  3. Утехин Н. Современность классики
  4. Чудакова М. И книги, книги.

Финал семинара завершаем вопросом – Каково значение необычной композиции романа, переплетения в нем трех планов повествования?

Сочинения – миниатюры.

Пример.

Самый сильный – пока! – роман, который прочитал за свою жизнь. Главные открытия: 1. Мир огромен и сложен, в нем много непознанного. Чтобы соответствовать миру, нужно постоянно думать, искать, понимать. 2. Главная наука – философия, но только не спрямленная, не идеологизированная. 3. Плохо знаю историю. Настоящее можно понять только на уровне прошлого. В истории многое повторяется, но на новом витке. 4. Чтобы познать мир, надо читать великие книги, прежде всего философские и Библию. Но не из-за веры в бога, а из-за веры в опыт человечества. 5. Понял, что такое настоящая литература, нашел для себя ее критерий. Если Булгаков прошлым проверял настоящее, буду уровнем этой книги проверять ценность прочитанного.

Так приоткрыта тайна романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тайна художественного слова. А это делает нас мудрее и человечнее.


Цели:

Ход урока .

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

А. Блок “Возмездие”.

1. Вступительное слово учителя.

М. А. Булгаков, как человек высокой культуры, вобравший в себя лучшие христианские традиции, прошедший через огонь гражданской войны, через эпоху обезличивания и уничтожения индивидуума в советской стране, обескультуривание народных масс, духовное обнищание, не мог оставаться к этому равнодушным. Пусть много лет спустя, но он явился и для нас совестью нации, раскрыл крушение иллюзий простого человека в бюрократическом государстве, явил для нас пример несгибаемого творческого духа, нравственной чистоты и социальной интуиции, вселил веру в торжество человеческого разума, в победу добра, в возрождение культурных традиций и восстановление общечеловеческих ценностей. Особенно ярко он раскрыл свою идею в романе “Мастер и Маргарита”.

“Есть в романе … мотивы, которые ведут к Данте, Гёте. Но всё это Булгаков, и только он один обращается к нам, переплавив в своей душе идейно-нравственные искания великих предшественников. Истинный талант неповторим. Однако тем выше его неповторимость, чем больше и глубже он зачерпнул из культуры человечества, из духовной традиции и представил на наш суд создание, устремлённость в будущее, каким мы хотим его видеть в себе.”

Е. Сидоров.

Мы уже знаем героев романа, рассмотрели события, которые в нём происходят: далёкое прошлое в Ершалаиме и московское общество 30 годов ХХ века.

Наша цель сегодня – понять, что объединяет все главы в роман, какое понятие вкладывает автор в слова: добро, свет, истина. По ходу урока мы постараемся уложить это в схему.

2. Беседа и составление схемы.

Чтобы осмыслить настоящее, необходимо обратиться к прошлому! В романе Булгакова прошлое – в главах о Понтии Пилате.

Какие слова Иешуа вызвали у прокуратора сначала удивление, потом возмущение?

(Добрый человек, добрые люди. Злых людей не бывает)

(Понтий Пилат знает, что окружающая жизнь построена на насилии, поэтому добрый человек просто не сможет выжить. Про себя он знает, что необходимо быть жестоким, ловким, сильным и расчётливым. Только благодаря таким своим качествам он побеждал в боях и стал наместником Тиберия в Ершалаиме.)

А в чём истина?

(В том, что у прокуратора болит голова.)

Давайте разберёмся, как это связано друг с другом. Для этого обратимся к задачам, которые стоят перед Понтием Пилатом.

Сообщение учащегося. Понтий Пилат – наместник римского императора в Ершалаиме. Как любой поработитель, он должен держать город в своих руках и всё контролировать. Так как любой государственный аппарат – аппарат насилия, а захватчик тем более, то у прокуратора в Иудее незавидная роль. Он использует армию, шпионов, доносчиков, сам вступает в тайные переговоры с нужными ему людьми. Следовательно, его правление здесь – зло. Какой бы бесчеловечный порядок в стране ни был, правитель подчиняем ему свои действия и действия своих подчинённых. Так складываются обстоятельства, что он просто вынужден быть жестоким, что противно его внутренним желаниям. Это принуждение среды делает его жизнь мучительной и безысходно одинокой. Только собака разделяет его одиночество, поэтому она для него не только любимое, но и необходимое существо.

Почему истина заключается в головной боли?

(Головная боль – символ раздвоения, дисгармонии, раскола, который переживает этот необыкновенно умный и сильный человек, который вынужден принимать тот порядок правления, от которого, пусть и неосознанно, страдает его дух. Он вынужден жить по плану, который не зависит ни от его воли, ни от его желаний. Сильный ум Пилата разошёлся с его совестью. Головная боль – наказание за то, что его разум, не соглашаясь внутренне, допускает и поддерживает несправедливое устройство мира. Головная боль – это символ душевной дисгармонии, разлад между разумом и совестью, стремление к нравственности.

Докажите это примерами текстом.

Головная боль у прокуратора прекращается, когда он решается не выносить смертный приговор Иешуа, и накатывает тогда, когда он вспоминает о своих обязанностях перед императором (явление плешивой головы, на которой “сидел редкозубый золотой венец” стр. 404- 405)

В чём повинен Иешуа?

Своими речами он смущал людей. Он говорил о вере и истине, о насилии и добре, рисовал будущее без насилия, когда человеку вообще не нужна будет никакая власть. Он страшнее, чем убийца Варраван, потому что идеологически превосходит всех. Понтий понимает это, он знает, что мир держится на цепях “веры” и “насилия”, уродлив и несправедлив.

Что есть истина по Иешуа?

Она заключается в самом человеке, как мыслящем существе.

(Сообщение об Иешуа) В изображении Иешуа Га-Ноцри Булгаков не следует библейским традициям, он показывает его не божественное, а человеческое происхождение, поэтому и имя у него имеет другое звучание, чем Иисус. Происхождение сомнительное, он не помнит своих родителей, не имеет постоянного места жительства, родных. Зато он образован. (стр. 398)

Булгаков вообще придаёт большое значение человеческому в человеке. Для него проявлением человеческого является разумная и одухотворённая жизнь, то есть культура, что определяет одну из главных закономерностей земной и космической жизни. Мыслящее существо должно само определять истину и ощущать свою ответственность за проведение её в жизнь.

Поэтому Иешуа – прежде всего человек. Для него плотское, физическое существование не является важным, ему он не придаёт никакого значения. Ценность только в духовной жизни. Это его убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых он дошёл своим собственным умом. Он сам живёт в ладу со своей совестью и не лукавит и не прячет свои убеждения даже перед смертью. Он в своём времени пытается решить те вопросы, которые стоят перед нашим обществом, в наше время. Он уверен, что человек на протяжении веков обязательно самосовершенствуется. В этом герое Булгаков воплощает своё представление о добре как признание духовной неповторимости, личной ценности любого человека. Истину Иешуа видит в гармонии между человеком и миром. Эту истину каждый человек должен открыть для себя сам, стремление к ней должно стать целью жизни каждого человека. Поэтому суть его жизни заключается в том, останутся ли его мысли в других, успел ли он передать их кому-то ещё. А поскольку суть его жизни в его духовном наследии, то он сам волен распоряжаться своей жизнью, и только он сам обрежет её волосок. Влияние его на окружающих делает его опасным для государства. Главное в его истине – действенное добро, в этом его новое слово.

Выводы: Иешуа вреден для государства, так как

  • добро не может опираться на насилие, как это делает зло. Добро – это желание одного человека понять другого. Отсюда и его проницательность (“…у тебя долит голова…”), искренность, гибкость, умение понять другого, участливость, отзывчивость.
  • Постоянное самосовершенствование, культура.
  • Добро – это труд творческий, обращённый на благо людей.

1 слайд (На чёрном фоне мира зла и тьмы появляется единственный огонёк – Иешуа. Это начало осознания себя человеком, это добро и свет. Иешуа – первый человек. Необходимы нравственная стойкость, воля, твёрдость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность. Это оружие добра, так как добро не может быть пассивным. В романе добро всесильно: оно влияет на Левия Матвея, на Пилата, возможно, на Иуду.

Идея “доброго человека” (то есть истинно человека) – моральный принцип, поэтому подвергается сложнейшим испытаниям.

Почему же Крысобой, Иуда – “добрые люди”?

Добро – это проявление человеческого, а зло – дочеловеческое явление. Человек начинается там, где кончается зло. Он – в шкале нравственных ценностей, в зоне добра. Человеческая сила только от добра, а иная – от лукавого.

(Слайд 2. Записываем выводы в красном круге о человеке. Слева помещаем запись: “Дочеловеки невменяемы: Крысобой, Иуда, Каифа”. Они ещё не могут носить определение “человек”, поскольку ничего не ищут, ни в чём не раскаиваются, удовлетворяются данной жизнью, не стремятся к духовному самосовершенствованию, не страдают от безнравственности происходящего. Из мира Иешуа только Понтий Пилат способен стать человеком, пусть через многовековые страдания. Поэтому его имя соединяем с “человеком” стрелкой.)

“Мастер и Маргарита” - роман о всесилии добра, но при одном условии: какие бы испытания ни выпали на долю человека, он ни в коем случае не изменит ему. Каждый человек ответственен за добро. И тем более ответственен, чем культурнее и образованнее он, чем больше осознаёт стоящую перед ним задачу.

Теперь мы можем ответить на вопрос: почему Булгаков включает в описание общества 30 годов ХХ века главы из жизни древнего Ершалаима?

Для Булгакова изображение древнего мира необходимо для того, чтобы показать пробуждение сознания, стремление к истине, к добру, к самосовершенствованию, от внутренней культуры к внутренней свободе. Таков Иешуа, к этому стремится прокуратор. Пилат до тех пор одинок и мрачен, страдает, пока не освобождается от тяжкого бремени представителя аппарата насилия и выясняет эту истину.

Кроме того, изображение власти прокуратора – возможность для Булгакова раскрыть смысл современной власти, которую открыто критиковать не имел возможности. Там, где кончается добро, начинается зло и власть становится бесчеловечной. Поэтому, изображая современное общество, автор не касается государственного аппарата, читателю и так всё становится ясно.- Как изменилось общество за прошедшие два тысячелетия?

“Горожане сильно изменились, внешне…” - говорит Воланд. Но “…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” (стр. 492)

Человечество прошло долгий путь развития (показываем слайд 3, сферу возможного самосовершенствования человека и общества), впитало в себя культуру всех веков и народов, определило для себя, что хорошо и что плохо, научилось разбираться во многих жизненных вопросах. Значит отнести современных людей к дочеловекам (младенцам человечества) нельзя, поэтому и спрос с него гораздо больший, и ответственности за происходящее должно быть больше.

Что же представляет собой в романе нечистая сила?

Воланд не заставляет людей специально совершать злые поступки, он только ставит их в такие условия, когда в них проявляются стихийные силы, вполне сознательно допущенные в них ими же. Перед человеком встаёт проблема нравственного выбора. В зависимости от того, что он выберет, и определяется мера его вины и страдания. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков, затаившихся в них, и выявляют их там, где перед ними отступает человеческое.

Римский меньше страдает, чем Берлиоз: он только исполнитель. Берлиоз не только мыслитель, идейный проводник, но и воспитатель молодого поколения, значит, должен прежде всего сам разобраться в правильности тех идей, которые проводит в жизнь. Ведь он усвоил многое из культурного наследия человечества. Если есть какие-то сомнения в их правильности – разрешить их, иначе это грозит плохими последствиями всему обществу. Поэтому он лишается головы, которой не умеет управлять.

Почему разгул страстей, стихийных сил происходит в Варьете?

Это полигон страстей, выплеснувшихся наружу, откровенных, бесстыдных. Такая же вакханалия низких страстей – обывательское стремление к “сладкой жизни”, “красивой жизни”, лишённой духовного содержания.

Гости Воланда на балу – грешники, воплощение зла, нелюди всех мастей, которые получают то, к чему стремились, удовлетворяя свои низкие эгоистические страсти. И в описание бала вторгается снижено-пошлая оценка – “как в бане”.

“Никакой прелести в нём нет и размаха тоже” (Воланд).

Как же возникают эти дьявольские силы, где берутся?

Это тёмные стихийные страсти и влечения, не подчинившиеся человеческому началу, они “от лукавого” (показываем на слайде), они с готовностью поджидают каждого, потому что живут в душе. А задача каждого – противостоять им, не поддаться, остаться человеком.

Каким же видят Воланда герои романа?

В зависимости от царящих в душе “убеждений”. Для Иванушки Воланд – иностранный шпион. Для Берлиоза – Белоэмигрант, профессор истории, сумасшедший иностранец. Для Стёпы Лиходеева – маг, артист. Для мастера – литературный персонаж, Дьявол, порождённый европейской культурной традицией (Мефистофель).

Что же Воланд на самом деле?

Это ночное небо, первородный космос, в недрах которого зарождается жизнь. Значит, это начало тоже ответственно за человека и человеческую жизнь. Именно поэтому оно вмешивается в жизнь на земле.

- Где место мастеру в этой системе?

Покой – это место между добром и злом. Мастер прекрасно осознаёт, что происходит в обществе, не может это не воплотить на бумаге, но он не творец и не боец. Его “доброта” не действенна, поэтому он не имеет права быть рядом с Иешуа, но и среди зла ему находиться не пристало. Он тоже получил то, что заслужил. (показываем на слайде).

Человек, родившийся из бесконечного, вечного бытия, прошедший сложнейший путь развития от дочеловеческого состояния до высокодуховного, культурного осознания своей роли на земле, обязан сам заботиться о чистоте и совершенстве общества. Поэтому Фриду от наказания освобождает Маргарита. От доброты, внимания к другому человеку идёт его милосердие, сострадание, которые являются проявлениями человеческими. Ни Бог и ни Дьявол не помощники в этом!

Литература:

  1. Михаил Булгаков. Романы. М. “Современник”. 1988.
  2. В. Акимов. На ветрах времени. Ленинград. “Детская литература”. 1991.

П ДБ, ФЩ ОЕ РПИПЦ ОБ УМБВПХНОПЗП, - ФЙИП ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ Й ХМЩВОХМУС ЛБЛПК-ФП УФТБЫОПК ХМЩВЛПК, - ФБЛ РПЛМСОЙУШ, ЮФП ЬФПЗП ОЕ ВЩМП.
- юЕН ИПЮЕЫШ ФЩ, ЮФПВЩ С РПЛМСМУС? - УРТПУЙМ, ПЮЕОШ ПЦЙЧЙЧЫЙУШ, ТБЪЧСЪБООЩК.
- оХ, ИПФС ВЩ ЦЙЪОША ФЧПЕА, - ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ, - ЕА ЛМСУФШУС УБНПЕ ЧТЕНС, ФБЛ ЛБЛ ПОБ ЧЙУЙФ ОБ ЧПМПУЛЕ, ЪОБК ЬФП!
- оЕ ДХНБЕЫШ МЙ ФЩ, ЮФП ФЩ ЕЕ РПДЧЕУЙМ, ЙЗЕНПО? - УРТПУЙМ БТЕУФБОФ, - ЕУМЙ ЬФП ФБЛ, ФЩ ПЮЕОШ ПЫЙВБЕЫШУС.
рЙМБФ ЧЪДТПЗОХМ Й ПФЧЕФЙМ УЛЧПЪШ ЪХВЩ:
- с НПЗХ РЕТЕТЕЪБФШ ЬФПФ ЧПМПУПЛ.
- й Ч ЬФПН ФЩ ПЫЙВБЕЫШУС, - УЧЕФМП ХМЩВБСУШ Й ЪБУМПОССУШ ТХЛПК ПФ УПМОГБ, ЧПЪТБЪЙМ БТЕУФБОФ, - УПЗМБУЙУШ, ЮФП РЕТЕТЕЪБФШ ЧПМПУПЛ ХЦ ОБЧЕТОП НПЦЕФ МЙЫШ ФПФ, ЛФП РПДЧЕУЙМ?
- фБЛ, ФБЛ, - ХМЩВОХЧЫЙУШ, УЛБЪБМ рЙМБФ, - ФЕРЕТШ С ОЕ УПНОЕЧБАУШ Ч ФПН, ЮФП РТБЪДОЩЕ ЪЕЧБЛЙ Ч еТЫБМБЙНЕ ИПДЙМЙ ЪБ ФПВПА РП РСФБН. оЕ ЪОБА, ЛФП РПДЧЕУЙМ ФЧПК СЪЩЛ, ОП РПДЧЕЫЕО ПО ИПТПЫП. лУФБФЙ, УЛБЦЙ: ЧЕТОП МЙ, ЮФП ФЩ СЧЙМУС Ч еТЫБМБЙН ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ ЧЕТИПН ОБ ПУМЕ, УПРТПЧПЦДБЕНЩК ФПМРПА ЮЕТОЙ, ЛТЙЮБЧЫЕК ФЕВЕ РТЙЧЕФУФЧЙС ЛБЛ ВЩ ОЕЛПЕНХ РТПТПЛХ? - ФХФ РТПЛХТБФПТ ХЛБЪБМ ОБ УЧЙФПЛ РЕТЗБНЕОФБ.
бТЕУФБОФ ОЕДПХНЕООП РПЗМСДЕМ ОБ РТПЛХТБФПТБ.
- х НЕОС Й ПУМБ-ФП ОЙЛБЛПЗП ОЕФ, ЙЗЕНПО, - УЛБЪБМ ПО. - рТЙЫЕМ С Ч еТЫБМБЙН ФПЮОП ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ, ОП РЕЫЛПН, Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ПДОПЗП мЕЧЙС нБФЧЕС, Й ОЙЛФП НОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЛТЙЮБМ, ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП НЕОС ФПЗДБ Ч еТЫБМБЙНЕ ОЕ ЪОБМ.
- оЕ ЪОБЕЫШ МЙ ФЩ ФБЛЙИ, - РТПДПМЦБМ рЙМБФ, ОЕ УЧПДС ЗМБЪ У БТЕУФБОФБ, - ОЕЛПЕЗП дЙУНБУБ, ДТХЗПЗП - зЕУФБУБ Й ФТЕФШЕЗП - чБТ-ТБЧЧБОБ?
- ьФЙИ ДПВТЩИ МАДЕК С ОЕ ЪОБА, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ.
- рТБЧДБ?
- рТБЧДБ.
- б ФЕРЕТШ УЛБЦЙ НОЕ, ЮФП ЬФП ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС ХРПФТЕВМСЕЫШ УМПЧБ "дПВТЩЕ МАДЙ"? фЩ ЧУЕИ, ЮФП МЙ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕЫШ?
- чУЕИ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ЪМЩИ МАДЕК ОЕФ ОБ УЧЕФЕ.
- чРЕТЧЩЕ УМЩЫХ ПВ ЬФПН, - УЛБЪБМ рЙМБФ, ХУНЕИОХЧЫЙУШ, - ОП, НПЦЕФ ВЩФШ, С НБМП ЪОБА ЦЙЪОШ! нПЦЕФЕ ДБМШОЕКЫЕЕ ОЕ ЪБРЙУЩЧБФШ, - ПВТБФЙМУС ПО Л УЕЛТЕФБТА, ИПФС ФПФ Й ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪБРЙУЩЧБМ, Й РТПДПМЦБМ ЗПЧПТЙФШ
БТЕУФБОФХ: - ч ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЙЪ ЗТЕЮЕУЛЙИ ЛОЙЗ ФЩ РТПЮЕМ ПВ ЬФПН?
- оЕФ, С УЧПЙН ХНПН ДПЫЕМ ДП ЬФПЗП.
- й ФЩ РТПРПЧЕДХЕЫШ ЬФП?
- дБ.
- б ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, ЛЕОФХТЙПО нБТЛ, ЕЗП РТПЪЧБМЙ лТЩУПВПЕН, - ПО - ДПВТЩК?
- дБ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ПО, РТБЧДБ, ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. у ФЕИ РПТ ЛБЛ ДПВТЩЕ МАДЙ ЙЪХТПДПЧБМЙ ЕЗП, ПО УФБМ ЦЕУФПЛ Й ЮЕТУФЧ. йОФЕТЕУОП ВЩ ЪОБФШ, ЛФП ЕЗП ЙУЛБМЕЮЙМ.
- пИПФОП НПЗХ УППВЭЙФШ ЬФП, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЙВП С ВЩМ УЧЙДЕФЕМЕН ЬФПЗП. дПВТЩЕ МАДЙ ВТПУБМЙУШ ОБ ОЕЗП, ЛБЛ УПВБЛЙ ОБ НЕДЧЕДС. зЕТНБОГЩ ЧГЕРЙМЙУШ ЕНХ Ч ЫЕА, Ч ТХЛЙ, Ч ОПЗЙ. рЕИПФОЩК НБОЙРХМ РПРБМ Ч НЕЫПЛ, Й ЕУМЙ ВЩ ОЕ ЧТХВЙМБУШ У ЖМБОЗБ ЛБЧБМЕТЙКУЛБС ФХТНБ, Б ЛПНБОДПЧБМ ЕА С, - ФЕВЕ, ЖЙМПУПЖ, ОЕ РТЙЫМПУШ ВЩ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У лТЩУПВПЕН. ьФП ВЩМП Ч ВПА РТЙ йДЙУФБЧЙЪП, Ч дПМЙОЕ дЕЧ.
- еУМЙ ВЩ У ОЙН РПЗПЧПТЙФШ, - ЧДТХЗ НЕЮФБФЕМШОП УЛБЪБМ БТЕУФБОФ, - С ХЧЕТЕО, ЮФП ПО ТЕЪЛП ЙЪНЕОЙМУС ВЩ.
- с РПМБЗБА, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЮФП НБМП ТБДПУФЙ ФЩ ДПУФБЧЙМ ВЩ МЕЗБФХ МЕЗЙПОБ, ЕУМЙ ВЩ ЧЪДХНБМ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЛЕН-ОЙВХДШ ЙЪ ЕЗП ПЖЙГЕТПЧ ЙМЙ УПМДБФ. чРТПЮЕН, ЬФПЗП Й ОЕ УМХЮЙФУС, Л ПВЭЕНХ УЮБУФША, Й РЕТЧЩК, ЛФП ПВ ЬФПН РПЪБВПФЙФУС, ВХДХ С.
books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulgam01.htm?3/50

ОБЧЕТОПЕ, ФП, ЮФП ЙЪОБЮБМШОП ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП, ОБДЕМЕООПЕ ВПЗПУПЪОБАЭЙН ТБЪХНПН, УЧПВПДОП ПФ НБФЕТЙБМШОПК ЙММАЪЙЙ, ЛПФПТБС, ПВЧПМБЛЙЧБС УПЪОБОЙЕ, ЪБУФБЧМСЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ЬФП УХЭЕУФЧП Ч ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ГЕМСИ. йМЙ, ЮФП-ФП ВМЙЪЛПЕ Л ЬФПНХ.

ДПЧПМШОП ФХНБООПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ))

РПЬФПНХ ЧЕТУЙС, ПУОПЧБООБС ОБ РПОСФЙСИ бОДТЕЕЧБ РТЕДУФБЧМСЕФУС НОЕ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕК Й МПЗЙЮОПК: НБФЕТЙС, ЙЪ ЛПФПТПК УДЕМБО ЖЙЪЙЮЕУЛЙК НЙТ Й ЮЕМПЧЕЛ, - УЧЕФМБС НБФЕТЙС ЙМЙ, ФЙРБ, УПЪДБООБС рТПЧЙДЕОГЙБМШОЩНЙ УЙМБНЙ. оЕ НПЗХ УФПРТПГЕОФОП ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ДЕНПОЙЮЕУЛБС НБФЕТЙС ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП ФЈНОБС ЙМЙ БОФЙНБФЕТЙС, ОП ЧРПМОЕ ЧЕТПСФОП, РПЮЕНХ ВЩ Й ОЕФ. чПЪНПЦОП, ЬФП Й РПДТБЪХНЕЧБМПУШ, Б ЙНЕООП, ЮФП Х ЧУЕИ МАДЕК ЙЪОБЮБМШОП УЧЕФМБС РТЙТПДБ. йНИП.

ДЕМП ОЕ УПЧУЕН Ч ОБМЙЮЙЙ УЧЕФМПЗП Й ФЈНОПЗП. с ДХНБМБ, ЮФП ЙНЕЕФУС ОЕЛЙК, РХУФШ ДБЦЕ УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЪБЛПДЙТПЧБООЩК, ЧЪЗМСД ОБ НЕИБОЙЪН/ФЕИОПМПЗЙА РПСЧМЕОЙС ЙМЙ, ФЙРБ, ЧОЕДТЕОЙС ЬФПЗП РТЕУМПЧХФПЗП "УЕНЕОЙ ДШСЧПМБ". цБМШ, ЮФП чЩ ПВ ЬФПН ОЕ УМЩИБМЙ.

Х ЕЧТЕЕЧ ЧУЈ ЧППВЭЕ РП-ДТХЗПНХ. ПУПВЕООП Х УПЧТЕНЕООЩИ ИБУЙДПЧ. Х ОЙИ РПОСФЙС ЪМБ ЧППВЭЕ ОЕФ, ЛБЛ ФБЛПЧПЗП. ОЕ БЛГЕОФЙТХЕФУС ОБ ЬФПН ЧОЙНБОЙЕ.
ЧПРТПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЛПЫЕТОЩК. ДЧБ ОЕЮЈФЛЙИ РПОСФЙС ЧНЕУФЕ ДБАФ ВЕУЛПОЕЮОХА ДЙУРЕТУЙА УНЩУМБ.

ЙХДЕКУЛБС НБТЛУЙУФУЛП-МЕОЙОУЛБС ЖЙМПУПЖЙС ТБЪДЕМЙМБ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОЕПВТБФЙНЩН ПВТБЪПН, ОЕ ТБУЛТЩЧ РПОСФЙС ЕДЙОУФЧБ, ЪБФП УНЕЫБЧ ЕЗП ЧПЕДЙОП У ВПТШВПК. РТЙ ЬФПН ЛБФЕЗПТЙЙ ЛБЮЕУФЧБ ОЙЛПЗП ДБЦЕ ОЕ ЧПМОПЧБМЙ...
ВПЦЕУФЧЕООБС ЬФЙЛБ ВЩМБ ПЛПОЮБФЕМШОП УЧЕТЗОХФБ ЧНЕУФЕ У ТЕМЙЗЙЕК Й ЪБНЕОЕОБ РТПУФЩН ОБВПТПН РТБЧЙМ РПЧЕДЕОЙС. ЮЕЗП ЦЕ ЧЩ ИПФЙФЕ ФЕРЕТШ? ЬЗПЙЪН - УБНПЕ НЕОШЫЕЕ ЙЪ РТПСЧМЕОЙК. Й ОБН ФЕРЕТШ РТЕДУФПЙФ ЪБОПЧП УПВЙТБФШ Ч ЕДЙОХА ГЕМПУФОХА ЛБТФЙОХ Й ДХЫХ, Й ФЕМП, Й вПЗБ УП ЧУЕК ЧУЕМЕООПК...

ДБ ЧП ЧУЈН ПО ВЩМ РТБЧ! ЙВП, УЩО ЦЕ ЦШ ВПЦЙК... ЕНХ НПЦОП.
ЕУМЙ ПРТЕДЕМЙФШ РПОСФЙЕ ЪМБ ЛБЛ ТБЪТХЫЕОЙЕ МАВЧЙ Й ЗБТНПОЙЙ, УФБОЕФ РПОСФОЩН, РПЮЕНХ ВЩМП УЛБЪБОП ФБЛ. НЩ РТЙИПДЙН Ч ЬФПФ НЙТ У ЮЙУФПК ДХЫПК, ОП РТПЗТБННЩ Х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ...

Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведе-ние М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хоро-шо знающий творчество писателя, который бы стал ут-верждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман «Мастер и Маргарита» и о Булгакове сказала: «Он гений». Нельзя не согласиться с такой характеристикой писателя.

М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» подни-мает вопросы о человеке и времени, о равновесии света и тьмы, о взаимопереходе добра и зла. Среди всего — тема человеческих пороков.

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков явля-ется трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «за-навес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, донос-чики) существуют во все времена. А ведь в основе цреда-тельства тоже, скорее всего, лежит трусость — порок, ко-торый существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в восемнадцатом веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь слу-житель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил — отказался от своей книги. Он сломлен обру-шившимися на него невзгодами, но сломал он себя и сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стра-винского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами». Он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».

Иешуа — странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Иешуа физически слабый человек, но вместе с тем он — личность, он человек мысли. Он выше Мастера. И учение Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственные и художественные центры. Мастера в отличие от Иешуа перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, за-ставили отказаться от творчества. Он струсил, сжег руко-писи и нашел убежище в клинике для душевнобольных. Возможность для творческой жизни Мастер обретает лишь в потустороннем мире. Иешуа же слаб физически, но силен духовно. Он ни при каких обстоятельствах не от-казывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими сур-рогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» пере-вернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат — представитель власти император-ского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого че-ловека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по слу-чаю наступления праздника Пасхи. У Понтия Пилата проявляется к Иешуа и жалость, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита — слабая женщина. Но она выше Мастера. Ведь во имя своей любви и веры в талант своего возлюб-ленного она преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Да, Маргарита не яв-ляется идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

Вромане «Мастер и Маргарита», по словам А. 3. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и по-лучил. Самый большой порок — трусость — обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опас-ности».