Исторически так сложилось, что мы живем в стране, которая географически расположена на пересечении культур Запада и Востока. Изучению данного феномена можно посвятить целые трактаты, но сегодня мы хотим более детально описать особенности менталитета западных мужчин.

Начнем мы с объяснения понятия «западный мир», которое пришло к нам со времен Римской империи и в различные исторические эпохи много стран называли западными. Сегодня западом мы привычно называем страны Западной Европы.

Что же такое менталитет? Менталитет - это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей. Понятие менталитета весьма обширное и включает в себя нормы подведения и морали, религиозную принадлежность и многое другое.

Сегодня речь пойдет о менталитете Европейских мужчин, и хотелось бы заметить, что данная информация не является непреложной аксиомой, так как все люди разные и соответственно нормы поведения могут отличаться. Хотя большинство из нас, основываясь на просмотре западных фильмов и чтении литературы, считают, что жители запада в основе своей более материалистичные и менее эмоциональные. Но данное утверждение ошибочное, так как все жители Европы привыкли более бережно относятся к своим доходам, но желание иметь хорошую жизнь не является признаком жадности или меркантильности. Строгое соблюдение всех законов и правил не делает людей менее эмоциональными, просто более дисциплинированными. Нашему славянскому человеку иногда может показаться странным строго придерживаться правил, но для жителей Европы это является признаком хорошего воспитания и уважения к окружающим.

В Европе нормальным считается равноправие партнеров в браке, и обычно мужчины выполняют домашнюю работу наравне с женщинами. Европейские мужчины достаточно поздно решаются на создание семьи, и общепринятым считается, что оба партнера должны быть зрелыми, так как брак - это очень серьезный шаг, который налагает не только финансовую, но и моральную ответственность на мужчину. В основе своей, Европейские мужчины не подвержены восприятию женщины как домохозяйки, они с уважением относятся к увлечениям и профессиональным стремлениям своей второй половины. На западе мужчины принимают активное участие в воспитании детей и очень серьезно относятся к своим обязанностям, так как воспитание подрастающего поколения является приоритетной для каждого человека.

Немаловажное место в жизни каждого европейца занимает работа, чаще всего именно работе мужчины в западной Европе посвящают больше всего времени. Они очень ответственно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей и обычно являются специалистами узкой направленности с достаточно высоким уровнем оплаты труда. В связи с плотным графиком работы, большинству приходится даже встречи с друзьями и близкими заранее оговаривать, что является признаком уважения и хорошего воспитания.

Отношение к религии в Западной Европе достаточно толерантное, так как тут проживают представители всех возможных религий мира. Но данная тенденция начала проявляться только в конце 20 столетия, хотя в течении столетий практически на всей территории Европы велись религиозные войны. Как нам известно, после Второй мировой войны, отношение к ценности человеческой жизни приняло другой поворот, и была представлена конвенция о правах человека, где каждому жителю предоставляется право на свободу вероисповедания. Поэтому в Европе можно часто увидеть людей различных религий, живущих по соседству. На основе религиозных предпочтений европейцы придерживаются семейных традиций, что является неотъемлемой частью личной жизни любого человека.

Очень часто мужчины из Западной Европы начинают искать женщину для создания семьи в странах Восточной Европы, но не только легендарная красота наших женщин привлекает западных мужчин. Привлекательной чертой для мужчин является менталитет наших женщин, где семья является основным в жизни женщины, а также приверженность традициям. В отличие от Европейских женщин, сливянки не утратили своей женственности, и всегда стараются выглядеть опрятными и привлекательными. Помимо всего выше перечисленного, западные мужчины наслышаны о широте славянской души, а что может быть более привлекательного для мужчины если не любовь и теплота избранницы!

И в заключение, хотелось бы подчеркнуть, что приведенные в данной статье факты являются обобщенными, поэтому если вы решили искать партнера за границей, вам необходимо будет отдельно ознакомиться с менталитетом мужчин конкретной страны, выходцем из которой является ваш потенциальный избранник. Вам также стоит быть готовой к тому, что некоторые нормы поведения и привычки западного мужчины могут быть отличными от ваших и быть более терпимой в этом плане. Но несмотря на возможные трудности, многие пары нашли друг друга и счастливы в браке, что говорит о реальности воплощения ваших желаний!

Что русскому хорошо, то немцу - смерть. Эта фраза, по-моему, хорошо передает ощущение противостояния, инаковости двух разных миров "нашего" и "западного". Да, у нас разные традиции, разная история, но, мне кажется, все гораздо сложнее и не так уж далеко мы ушли от Европы, а они от нас. Напишу мое личное мнение, но очень интересно, что об этом думают другие девочки, - так, что можно дополнять, приводить примеры, - буду только рада. Пишу, в основном, из наблюдений за французами, - может, у других европейцев не все так...
Итак, несколько клише, встречающихся настолько часто, что воспринимаются уже, как аксиомы:

Европейцы "выпихивают" своих детей из дома в 16 лет и больше никак им не помогают.

Отношение к детям здесь своеобразное. С одной стороны, - родители действительно несколько дистанцируются от взрослых детей. Дети стараются как можно скорее покинуть родительский дом. НО, во-первых, при возможности, родители стараются дать детям образование (т. е. в этом случае, дети покидают дом позже); во-вторых, родители помогают снимать жилье или выступают гарантами кредита (а то и вовсе, как это сделала знакомая семья, родители берут кредит на себя, п. ч., контракт дочери не позволяет ей купить жилье, а а банки очень требовательны, - она выплачивает им, когда может); в-третьих, часто при разводе, а сейчас еще и в условиях кризиса, дети утрачивают жилье (например, не могут больше платить за съем) - они возвращаются к родителям и такая ситуация считается нормальной. Да, здесь уважается независимость и родителей, и взрослых детей, но родители (в основном) готовы протянуть руку помощи в случае серьезных проблем.

Бабушки никогда не сидят с внуками.

Тут тоже не соглашусь. Даже по нашему дому сужу, - женщины пенсионного возраста, - еще несколько лет назад я думала: ну разве будут они сидеть с внуками? Почти во всех семьях были няни. Бабули не напрягались - виделись по воскресеньям. Кризис углубился, - все бабушки сидят с внуками. В семьях с детьми, где раньше была няня, - теперь почти всегда - бабушки. Я раньше их и в лицо-то не знала, - теперь либо они приезжают, либо им детей отвозят.

Так что вот, - оказывается, дело вовсе не в семейных ценностях, а в том, что здесь не принято злоупотреблять помощью родителей.

Дети отправляют своих стариков в дома престарелых.

На самом деле, возможно, здесь больше стариков в домах престарелых. НО, - дом престарелых - заведение достаточно дорогое, - тысячи 2 в месяц считается вполне приемлемой ценой. Пенсии стариков на это удовольствие хватает далеко не всегда. Поэтому чаще всего в доме престарелых оказываются те, кому нужен постоянный уход и наблюдение, - либо лежачие, либо больные, например, болезнью Альцгеймера, - которые просто могут уйти и потеряться. Из семей наших знакомых и друзей, где есть старики за 80 - в доме престарелых был только муж нашей соседки, - у него была болезнь Альцгеймера, он даже ее не узнавал. Недавно он умер. Больше мы не знаем ни одной семьи, где кто-то из стариков был бы в доме престарелых. Чаще всего, к ним просто приставлен соцработник или дети находят им помощницу по хозяйству. Но дом престарелых вовсе не является обязательным этапом в жизни французского старика, наоборот, - это скорее исключение. Но если уж пожилой человек туда попадает, - никто этого не стыдится.

Гости всегда предупреждают заранее о своем приходе. Если Вы не приглашены на обед, никто Вам тарелки супа не нальет .

Тоже не совсем так. Считается вежливым предупредить о своем приходе заранее. Однако, близкие друзья так делают не всегда. Могут за 20 минут позвонить. Естественно, если гости остаются с ночевкой, - то предупреждают за несколько дней. К тому же, это позволяет хозяевам подготовиться к встрече.
Лично я не помню ни разу, чтобы мы оказались у кого-то в гостях, - и нас не накормили.
Обычно нужно предупредить заранее, - Вас даже могут попросить что-то принести к ужину, но и неожиданные визиты вполне себе случаются.

Европейцы жуткие индивидуалисты и думают только о себе.

Тоже не соглашусь. Мой муж, француз, принял дочку моей тети, хотя у нее была куча диагнозов. Без проблем предоставлял свою квартиру мамам с больными детками.

Когда мне требовалась помощь, - люди не проходили мимо.
Как-то мы с мужем потерялись в небольшом городке, - совсем незнакомый мужчина нам и дорогу показал, и чаем напоил.

А уличные праздники! Когда собирается вместе вся улица (или вся деревня), накрывают столы прямо на улице, каждый приносит что-то с собой, все это делится, детям дают подарки, устраивают конкурсы! Хороший способ познакомиться с соседями. Причем, в деревне, где у нас дача, наверно, около половины англичан, но они тоже с удовольствием участвуют, - это здорово.

Права человека
.

А вот здесь интересно - еще в 60-е годы женщина должна была просить у своего мужа разрешение на работу, - это было обязательно. Даже мама моего мужа должна была так делать. В Советском Союзе уже Терешкова в космос летала! Да и сейчас, - зраплата мужчин и женщин не на одинаковом уровне, у жен фермеров и мастеров (например, электриков или мебельщиков) - нет пенсии при условии совместной работы, - пенсию получает только мужчина, в случае его смерти, - у вдовы остается только мизерное пособие.

Да и зарплата, и возможности карьерьрного роста у женщины меньше. Кстати, несмотря на очень короткий декрет 3-4,5 месяца в среднем, включая дородовый период - работодатели не любят молодых женщин без детей, или с одним ребенком.

К гомосексуалам здесь тоже своеобразное отношение. С одной стороны, брак им разрешили, с другой, - они не имеют права на медицинскую помощь в зачатии - суррогатное материнство здесь запрещено, а две лесбиянки, например, не имеют права на получение спермы донора (она исключительно для гетеросексуальных пар).

В повседневной жизни тоже не все так просто. На самом деле, обыватели не так уж любят "голубков" и вполне могут побить. Одного нашего знакомого так отдубасили на дискотеке, когда он танцевал с другом, кстати, ни тот, ни другой - не геи.

Аккуратность и законопослушность.

Тут скажу только, что французы достаточно беспечны и частенько надеются на авось. И да, если есть возможность нарушить закон - они его нарушают. Есть товарищи у которых 100! и более нарушений ПДД, прав давно нет, но это не мешает им ездить.

А мусорят как на праздниках!!!
Я своего мужа, например, заставляла помидоры мыть, - у них считается, что овощ на котором нет земли - чистый. Мы еще можем сказать спасибо нашей системе образования, где нас с детства учили руки и фрукты мыть, - у них этого не было.

Недалеко мы друг от друга ушли, ох, недалеко.

P. S. Ну и из положительных моментов добавлю семейную консервативность (хоть иногда это и мешает, но, в целом, закладывает, все-таки, традиционные нравственные устои). А также то, что отец даже при разводе, даже при сложных отношениях с БЖ (хотя, на самом деле, - развод у них может длится годами, а уж конфликтный развод... - поэтому стараются сохранить дружеские отношения, чтобы не усложнять) детей не бросает, и дело не в деньгах, - просто чаще всего дети живут неделю у мамы, выходные у папы, если живут далеко - каникулы у папы; суд, в основном, дает привилегию жене, в вопросах проживания детей, но и папу дети видят

Пост достаточно сумбурный, прошу меня простить, как-то сложно выражаются у меня мысли сегодня, но переделывать не хочу, не уверена, что получится лучше, - в общем, - выставляю как есть.

Каждый человек, уезжающий жить за границу, неизменно сталкивается с разницей менталитетов. Приезжая в чужую страну, мы стараемся найти в ней привлекательные, родственные черты и полюбить их. А что если полюбить не получится?

В нашем блоге мы уже поднимали данную тему в статье «Русский менталитет и иммиграция », где рассматривали разницу восточнославянского и западноевропейского менталитетов. Сегодня же поговорим о европейских странах, где живут люди, наименее похожие на нас.

Мальтийцы: расслабленные, но темпераментные

Мальтийцы в своем большинстве – люди обеспеченные. Они знают цену жизни и окружают себя дорогостоящими предметами. При этом отличаются подлинно южным характером – импульсивным, эмоциональным.

Никита Благовещев

– «По большому счету, ни одна страна в Европе не похожа на Россию, Беларусь или Украину. Это понимаешь после того, как проживешь за границей больше года. Европа отличается даже размерами. К примеру, государство Мальта – это, по нашим меркам, маленький город, который занимает собой небольшой остров. Вернее, там есть отдельные города, но границ между ними нет. Собственно, и местные жители здесь примерно такие же – открытые, любят проводить время в семейном кругу, в субботу – обязательное барбекю с друзьями. И в этом они очень похожи на нас».

Что нравится:

  • чувство юмора
  • дружелюбие
  • гостеприимство
  • любовь ко всему качественному
  • приверженность традициям

Что раздражает:

  • любопытство
  • темперамент
  • эмоциональность
  • размеренность
  • азартность

Испанцы много времени проводят вне дома в постоянных беседах друг с другом. Общение с друзьями предпочтут работе. Опоздание на 10-20 минут – норма. При этом испанцы много внимания уделяют семье. В отличие от нас, они не признают чай и пьют только кофе.

«Люди на улице могут ни с того ни с сего улыбнуться тебе»

Егор Шевченко

– «Если менталитет страны отличается от нашего, это вовсе не значит, что вам здесь будет некомфортно и неуютно. К примеру, приезжая в Испанию, понимаешь, что окружающие тебя люди совершенно не похожи на русских, но… они такие симпатичные, что так и тянет пообщаться с ними! Люди на улице могут ни с того ни с сего улыбнуться тебе. Сначала это обескураживает, а потом становится очень приятно и легко на душе. С другой стороны, поражает лень испанцев, а их нежелание все делать вовремя откровенно раздражает».

Что нравится:

  • открытость
  • доброжелательность
  • радушие
  • желание помочь незнакомцам
  • дружелюбие

Что раздражает:

  • неторопливость
  • праздность
  • отсутствие пунктуальности
  • излишняя общительность
  • шумность, чрезмерная жестикуляция

Австрийцы: противоположные, но привлекательные

Австрийцев многие называют нашей противоположностью. Действительно, они сдержаны, скромно выражают эмоции, самокритичны, во всём стремятся к стабильности. При всей любви к роскоши австрийцы не афишируют свое благосостояние, миллионеры одеваются как обычные люди. Между тем, по сравнению с немцами австрийцы намного более раскованы. Немцы даже считают, что австрийцы склонны к неаккуратности и беспорядку.

«Я сознательно «прививал» себе черты австрийского менталитета»

Сергей Кураж

– «Многие со мной не согласятся, но лично я считаю, что в русском менталитете нет очень важных черт: пунктуальности, дисциплинированности, умения планировать жизнь и постепенно претворять планы в жизнь. Так вот я переехал в Австрию именно для того, чтобы пообщаться с людьми, которые этими чертами обладают. В какой-то мере я сознательно «прививал» себе черты австрийского менталитета. Поэтому наша тотальная непохожесть с австрийцами в моем случае сыграла положительную роль».

Что нравится:

  • умение держать себя в руках
  • умение осуществлять планы
  • работоспособность
  • дисциплинированность
  • предприимчивость
  • Что раздражает:

  • самоуверенность
  • честолюбие
  • скептицизм
  • саркастичность по отношению к иностранцам
  • излишняя любовь к порядку

Швейцарцы: мягкие, но упорные

Жителям Швейцарии не дашь однозначных определений – природа их менталитета двояка, что делает их еще более не похожими на нас. С одной стороны, швейцарцы мягкие по характеру, домоседы, любители уюта и комфорта, спокойные и сдержанные.

С другое же стороны, едва ли можно найти в Европе более целеустремленных и упорных людей, которые очень хорошо знают себе цену. Заметьте, что даже когда Европа была полностью охвачена II Мировой войной, Швейцария сохраняла нейтралитет. Швейцарцы отказались от вхождения в Евросоюз. Они чрезвычайно самостоятельны…

«Вся жизнь швейцарца – это свод правил»

Николай Коваль

– «Основное отличие швейцарского менталитета от нашего, взращенного еще советской системой, – в самоценности личности. Здесь человек привык самостоятельно добиваться всего, строить карьеру. У нас же человек всегда должен входить в какую-либо систему, «семью», иначе он ничего не добьется. В Швейцарии же чрезвычайно много self-made людей. А еще швейцарцы очень любят порядок. Такое ощущение, что забери у них регламенты, и жизнь буквально остановится. Потому что вся жизнь швейцарца – это свод правил».

Что нравится:

  • целеустремленность
  • любовь к порядку
  • независимость
  • выносливость
  • мягкость и спокойствие

Что раздражает:

  • зацикленность на собственном «я»
  • чёткая регламентированность жизни
  • эмоциональная сдержанность
  • упорство в желании «гнуть свою линию»
  • неумение импровизировать

Шведы: неприступные, но отвязные

Шведы – типичный северный народ, привыкший к долгой и холодной зиме, которая поневоле делает их своеобразными «затворниками». Однако же хотя у половины жителей России тоже длинная зима, шведы абсолютно не похожи на нас. Они привыкли к радикальным решениям и от них едва ли услышишь «может быть». И еще раз о чае и кофе… Чай в Швеции не пьют, а кофе поглощают в огромных количествах.

«На работе они серьезны, но на праздниках «зажигают» до умопомрачения»

Тимофей Орлов

Обладатель гражданства Кипра , живущий в Швеции

– «Здесь многие зациклены на равенстве полов, в частности, женщин не принято пропускать вперед, помогать им. В свою очередь, представители женского пола достаточно уверены в себе и независимы. Шведы-мужчины всегда сморят на тебя как бы свысока.

Они очень консервативны. Например, в компании, где я работаю, руководящие должности занимают шведы, и их практически невозможно переубедить в чем-либо. Принятое однажды решение уже не обсуждается. В целом мне здесь нравится.

Что нравится:

  • трудолюбие
  • умение веселиться
  • деловая хватка
  • любовь к семейным ценностям
  • внимательность

Что раздражает:

  • упорный консерватизм
  • легкая отрешенность
  • малоэмоциональность
  • сдержанность
  • самоуверенность

Как видим, по мнению наших собеседников, непохожесть других народов на нас еще не означает неприятие их жизни. Многие наши клиенты находят в чужом менталитете те черты, которых не хватает им самим. Поэтому оформляйте ВНЖ или гражданство в Европе и смело отправляйтесь навстречу таким непохожим, но очень обаятельным людям.

· Введение

· 2. Специфика европейской и восточной ментальности

· 3. Особенности российского менталитета и ментальности

· Заключение

· Список использованной литературы

Введение

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения.

Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.


Ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.



Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял «ментальность» как «психический инструментарий», «духовную оснастку», «специфическую структуру сознания», «осознание людьми самих себя, природного и социального окружения» ; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия. Существуют и другие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М.Блок), «символические парадигмы» (М.Элиаде), «господствующие метафоры» (П.Рикер), наконец, «архаические остатки» (З.Фрейд) или «архетипы» (К.Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума». В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. «Коллективное бессознательное как наследие предков... является не индивидуальным, а общим для всех людей... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики». В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни и т.п. Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом. Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о «крестьянской массе», русскому крестьянину было присуще осознание своего особого «я», напряженное восприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации на христианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальность можно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции. Текстологический анализ сочинений известных представителей российской интеллигенции, их языка, оговорок, манеры изложения, наконец, суггестивности текста, позволяет судить об их ментальности; об их идеологии говорят рационально оформленные системы, вырабатываемые концепции.

Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией - различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному - некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений, другие - исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.Бродель выделяет три типа исторического времени - время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок. Если развитию политики соответствует «краткий срок», а экономики «время средней протяженности», то ментальность существует во «времени большой протяженности» как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания. «Мы подходим здесь к вопросу об отношениях между краткой реальной историей, и долгой историей интеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее, ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю «большой длительности» и большого пространства». Ж. Ле Гофф отмечал, что «инерция является исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история». В этой связи интересным представляется высказывание К.Маркса о том, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития идеологии и ментальностей лежит определенный образ жизни. Так, идеологические теории, вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей в городах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении с патриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости от сельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне. С развитием же сельских школ, определенного уровня грамотности в деревне, с появлением предназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенные элементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянского образа жизни и ускорению темпов его развития.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится только к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, «предрассудками» и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) и социокультурными (реально существующие общности и личности) рамками, архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места. Он представляет собой биосоциальный процесс, цель которого - осуществление первоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всеми ее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурного контекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этически нейтрален. «Архетип - структурообразующая единица, служащая основанием (каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип - корень, на поверхности которого история и культура производят все новые очертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояния человека. Ментальность - формообразующая единица, придающая архетипическому содержанию качественную характеристику. ...Архетип - абстрактная категория, ментальность - всегда конкретна, архетип - содержание, ментальность - форма, архетип - сущность, ментальность - явление». Ментальность выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, то есть через определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является интеллигенция.

Специфика европейской и восточной ментальности

Одной из задач этнологической науки длительное время был поиск методологического подхода к изучению культурных комплексов и выделению их вариативных типов. Учёные разработали, казалось бы, довольно стройную таксономию (классификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как пространственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи). В конце XIX в. немецкие учёные (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и другие), затем американские антропологи (К. Уисслер, А. Крёбер) были среди основных авторов подобных классификаций, которые делили разнообразие культур на Земле на так называемые «культурные круги» или районы. В отечественной этнографии эта научная традиция нашла своё отражение в разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко-культурных областей» (В. Г. Богораз, С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров).

Запад и Восток - условная смысловая конструкция, применяемая для первичной типологии мировой культуры. Запад и Восток - парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества, и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности.

Западная и восточная культуры являют собой столь различные миры, что не возможно не вспомнить известную шутку: На вопрос «Чем отличается японский язык и культура от других языков и культур?» самым правильным ответом признается «Всем». Единственная черта, безусловно объединяющая Западную и Восточную культуры, - это то, что они являются культурами. Так, например, современные японские ученые обратили внимание на разницу в способе мышления японцев и европейцев. Они назвали свой способ передачи информации «коммуникацией минимального сообщения», а европейцев - «коммуникацией максимального сообщения». Суть первого похожа на дзенский способ общения «вне слов», ибо словами невозможно передать суть: «Истина вне слов». Поэтому слов должно быть как можно меньше, но они должны так воздействовать на сознание, чтобы вызывать взрыв информации в уме воспринимающего, он должен интуитивно схватывать целое, смысл недосказанного.

Даже в современных условиях многие культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это выражается в теориях полицентризма, о которых подробно говорилось выше. Полицентризм надо понимать как идею множественности семантически различных культур. Категоричнее всех об этом писал О. Шпенглер: «Существуют многочисленные абсолютно самобытные культуры, подобно тому, как существуют различные виды растений с их собственными цветами и плодами, с их собственным определенным циклом роста и гибели». К этому же относится тезис об исконной противоположности Запада и Востока. Практически это означает, что все культуры могут быть отнесены к Западному типу или преимущественно к Восточному типу.

Действительно, слова «Запад» и «Восток» означают два весьма различных способа контакта с миром.

В чем же состоит принципиальное различие Западной и Восточной культур, корни которого еще в первых цивилизациях обоих регионов? Отчетливые различия Запада и Востока выявились к Ш веку до н. э. Начало же было положено почти одновременно: с шестого века до н. э. формируются две основные модели, две программы. Одна на западе тогдашней Ойкумены - в Афинах, другая - на востоке, в Китае. Первую создал Сократ и софисты, вторую - чиновник и Учитель Кун-цзы.

Путь Афин - всемерное «раскрепощение» человека и новой культуры, автономность, самодостаточность личности, ответственность лишь перед собственным разумом, «левополушарность» (логика, рационализм, анализ и т. д.). Таковы основные принципы, которые утверждали своей деятельностью Сократ и софисты.

По-другому шел переход к новому мышлению в Китае. Если эллины двигались в перспективе к цивилизации (которую характеризуют универсальность, комфорт, технократизм) и к «постбиологическому» человеку, то Конфуций видел в этом грозную опасность. Дар новой цивилизации - сознательность поступков, моральную ответственность личности - он ценил не меньше эллинов. Но этот дар он обратил не на критическую переоценку традиции, как Сократ, а на ее сознательное поддержание, укрепление, консервацию. Конфуций думал о том, как в условиях новой цивилизации, с ее неустоявшимся и поначалу несколько хаотичным положением, сохранить гармонию традиционной, «природной» культуры. И это ему удалось. Через иерархичность, внутренний возврат к природе при внешнем городском облике, через почитание старших и патриархальность Конфуций сумел новизну городской культуры совместить с притягательной для Востока традиционностью и природностью. И в этом до сих пор кроется качественное отличие Востока и Запада друг от друга и от общего изначально пути: эллины двигались вперед по прямой, видя перспективы, и это было для них и самой культурой, и прогрессом, и цивилизацией. Китай же шел по кругу, от человека «биологического» вперед и вверх, к новой культуре и обратно - к традиции, к истокам и ранее не познанной притягательности постоянства. Причем такое движение также представляет собой ничто иное, как прогресс. Но разное его понимание и следование ему определили неодинаковость на высоком, развитом и элитарном уровне двух культур.

Характерной чертой культуры Запада (в том ее виде, какой сложился за последние 300 лет и теперь распространяется по всему миру в ускоряющемся темпе) - является вера во «всесилие науки». Даже признавая очевидный кризис науки, западная цивилизация все считает ее ускоренное развитие панацеей от всех бед. На Востоке же долгое время считалось, что развитие науки несет человеку не столько счастье, сколько всевозможные беды. Надеясь на всесилие науки, человек утрачивает способность к спокойной жизни, дар примирения с судьбой. Западная культура с ее сциентизмом рождает в людях дух активности, энергии, в то время как Восточная культура воспитывает человека в духе рассудительности, помогает обрести «покой и ясность сердца», «успокоение души». Традиционному Востоку чужда идея прогресса, умы китайцев и индийцев обращены к прошлому. Их культуры традиционны. Они в гораздо большей степени, чем любые европейцы, тянутся к новому, но их в меньшей мере прельщает такой феномен западной культуры, как мода. Европейская культура, соблазняя людей материальными благами, прививает им неограниченные желания.

Как уже было сказано, различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса. Более полную картину особенностей этих двух цивилизации даст их сравнительная характеристика:

ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни. 1. Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу.
2 . Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности. 2. Дух активных действий, инициативы и предприимчивости.
3. Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения, восприятие отдельного человека как винтика огромной «машины» общества. 3. Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу, дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей.
4 . Отсутствие полноценной частной собственности, т.е. неразделенность собственности (кто у власти, тот и при собственности). 4 . Узаконенность и гарантированность частной собственности, разделение власти и собственности.
5. Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник») 5. Государство не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон.

Итак, если различия между Востоком и Западом сводимы к различию между прогрессом и традиционной неизменностью, то уже из этого ясно, что они взаимно дополняют друг друга, как две великие оси мирового развития, два крыла человеческой цивилизации.

Понятно, что в основе европоцентризма, афроцентризма и американоцентризма лежит уже известный нам культурологический монизм, когда свою культуру противопоставляют все остальным в качестве подлинной и настоящей. Причем если защитники "Запада" в этом споре указывают на его сегодняшние достижения, то их противники чаще всего апеллируют к далекому прошлому, когда европейцам еще было не под силу осуществлять глобальную экспансию. И идеализация прошлого в этом случае симптоматична. Ведь "Востока" в чистом виде уже не существует. И реалистически мыслящий человек должен исходить не из самостоятельного развития Востока и Запада, а из результата их взаимодействия.

А вы не замечали, как актуально сейчас выражение "европейский менталитет"..а? Нет?

Вот каждый "уважающий себя и свой кошелёк" мужчина, при любых спорах на тему того кто и кому должен, как световой меч вытаскивает аргумент "у меня европейский менталитет". Стоит и сотрясает воздух этим аргументом, потому что сотрясать то больше и нечем...кроме как языком своим брехливым.

В понимание этих индивидуумов, обладать европейским менталитетом - платить только за свои развлечения. И всё. На этом всё. Разделение обязанностей? Vad? Какие обязанности? Вы о чем? Только право на оплату своих счетов. Ты мне не жена, детей у нас нет, плати за всё сама, вообще за всё, даже, за то что тебе даром не нужно. Подарки? А зачем? А что ты мне подаришь? А на такую же сумму или как вообще?

Про европейский менталитет эти люди слышали, видимо, от бабушек у подъезда. Знания о нём трепетно передавались посредством сарафанного радио.

Эти же люди называют Европу "Гейропой"; с пеной у рта осуждают Кончиту Вурст; бесятся от системы налогообложения; называют европейцев идиотами, потому что те привыкли оплачивать покупки в интернете, тв..и прочее. Называют жизнь в Европе скучной, а женщин страшными; поездки на автобусах - лоховством; экономию - бредятиной..ну, в общем, да..они прям европейцы-европейцы.

Весь, весь их европейский менталитет упирается только в оплату счёта в ресторане. ВЕСЬ. Всё, этим он начинается и заканчивается.

Эй, мои любимые олигархи, встрявшие с ипотекой по самое не балуй..Подойдите сюда, сядьте..Я вам расскажу маленький секрет. В ЕВРОПЕ МУЖЧИНЫ ПЛАТЯТ ЗА ЖЕНЩИН! Шах и мат! Не хочет женщина работать? Она не работает, обеспечивает её мужчина, конечно без излишеств, но обеспечивает. Мужчина, который не муж. Ведёт он её в кафе или ресторан, оплачивает счёт он. (нет, ну есть и свои особенности: немцы не любят, когда не доедают, вот так вот. Просто потому что оплатили, а ты не ешь). Хочет он увидеть девушку, а та живёт в Нарнии? Он покупает билет ей САМ, из своих личных кровных. Или сам едет и опять же оплачивает всё везде сам и за себя и за неё.

Это просто ахуеть. Идите и засуньте свои речи про свой европейский менталитет в своё анальное отверстие..и оставьте там.

Сохранено

А вы не замечали, как актуально сейчас выражение "европейский менталитет"..а? Нет? Вот каждый "уважающий себя и свой кошелёк" мужчина, при любых спорах на тему того кто и кому должен, как световой меч вытаскивает аргумент "у меня европейский менталитет". Стоит и сотрясает воздух этим аргу...

"/>