Как говорил Шерлок Холмс, по капельке воды человек мыслящий и думающий логически может сделать выводы о существовании Черного моря или Ниагарского водопада, даже если не видел никогда в жизни ни того, ни другого. Речь идет о том, что любое действие имеет результаты в будущем, если есть причина, значит, есть и следствие.

Таково и значение пословицы "лес рубят - щепки летят". Правда, ее смысл показывает, что не всегда следствие положительное.

Что значат летящие щепки?

Представьте, что идет валка леса. Деревья падают одно за другим, а в процессе поднимается пыль, летят во все стороны щепки поврежденной древесины. Хорошо, если они никого не заденут, но ведь такая щепка может и поранить, и ослепить. Когда говорят "лес рубят - щепки летят", смысл заключается в следующем: чтобы достичь хорошего и желаемого результата, возможно, придется потерпеть небольшой урон от щепок. Но он не сравним с более глобальной и колоссальной целью - полученной в результате древесиной. В украинском языке есть аналогичная по смыслу пословица. Она звучит следующим образом: "де борошно - там і порошно", что можно перевести как "где есть мука - там всегда и пыльно".

Еще один смысл этой пословицы, более экономический, - летящие щепки являются небольшими, но обязательными издержками производства.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Значение пословиц "лес рубят - щепки летят" и "не было бы счастья, да несчастье помогло" является противоположным по смыслу, хотя их часто путают. Так, в первом случае имеется в виду, что на пути к достижению хорошего, а главное, нужного результата, возможно, придется перетерпеть негативные последствия. Во втором же случае имеется в виду, что иногда пришедшая неприятность может привести к хорошим, непредсказуемым и неожиданным последствиям. Иногда люди путаются в смысле этих двух поговорок и неправильно употребляют их.

Еще одно значение пословицы "лес рубят - щепки летят"

Есть интересное предположение, что эта пословица имеет в виду более масштабные понятия, такие как целые народы. Как понимать "лес рубят - щепки летят" в этом случае? Так, лес можно ассоциировать с народом или нацией в процессе изменений (валка леса). Иногда эти изменения вполне позитивные и несут что-то хорошее, но любые изменения будут причиной невинных жертв. В этом случае под щепками понимаются человеческие сломленные судьбы.

Синонимичная поговорка о причинности

Значение пословиц "лес рубят - щепки летят" и "не разбив яиц, не поджарить яичницы" близко по смыслу. И в том и в другом случае подразумевается, что на пути к большой и хорошей цели не обойтись без уступок и возможных неудобств. Но если в разговоре о рубке леса щепки являются необязательным и не очень существенным фактором, то в случае с яичницей имеется в виду, что без жертв во благо (разбитых яиц) не обойтись.

Многие ошибочно считают значение пословиц "лес рубят - щепки летят" и "чем дальше в лес - тем больше дров" одинаковым, ведь и в первом и втором случае речь о лесе и деревьях. Но это не совсем так. Вторая поговорка подразумевает, что любое дело в процессе исполнения может приносить все больше и больше неожиданностей, и чем дальше - тем с большими неприятностями можно столкнуться.

Резюмируя

Русский язык богат не только словами, но и фразеологизмами, крылатыми выражениями, поговорками и пословицами. Используя их, вы насыщаете речь, делаете ее еще более красочной и богатой, а также показываете достойно свой интеллектуальный уровень. Вместе с тем важно употреблять нужные фразы к месту, иначе вы опростоволоситесь, вместо того, чтобы блеснуть умом. Теперь, зная правильное значение пословиц "лес рубят - щепки летят", "не разбив яиц, не поджарить яичницу", "чем дальше в лес - тем больше дров", вы можете использовать их к месту.

Переносный смысл пословицы дальше в лес - больше дров

Андрей мартин

Переносный смысл не как не связан с ЛЕСОМ.. . Можно привести синонимическую цепочку ЛЕС - ДЕБРИ - ПРОБЛЕМЫ (ЗАДАЧИ) . ДРОВА - РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ То есть смысл становится такой: чем больше ты решаешь проблем, изучаешь какой либо вопрос, тем больше появляется новых проблем задач, которые требуют новых решений.. . Мне нравится Закон Мерфи на эту тему "Решение одной задачи (проблемы) влечет появление множества других нерешенных задач (проблем) "... Я - программист, по этому этот закон или поговорку можно применить ко мне приблизительно по смыслу так "Выявление одной ошибки в программе влечет за собой увеличение числа невыявленных ошибок:-)" эту поговорку можно применить везде

Что значит- чем дальше в лес, чем больше дров?)))

Ландшафт

чем дальше залезаешь в проблемы тем больше и масштабнее они становятся
чем дальше углубляетесь в ситуацию, тем больше неожиданных моментов возникает. Рассуждаю исходя их того, что есть выражение "наломать дров", которое, вероятно, старше этой поговорки.

Сергей кропачев

а что поговорка, то когда заходишь в лес, идти не трудно, а чем дальше, тем труднее, заросли. а в жизни, замутишь дело какое-нибудь, сначала вроде кажется ничего, а потом выясняется, что проблем полно, чем дальше, тем больше.

Наталия кондрацкая

Примерно то же что "не зная брода - не лезь в воду" или "меньше знаешь - лучше спишь и дольше проживёшь" Это берёшься за какое-то дело, а потом жалеешь, что взялся, ибо не рассчитал сил и подводных камней (особенно если взялся кому-то помочь и не справился, а навредил).

Откуда пословица - чем дальше в лес тем больше дров?

⊰ ðЕȴmƴ ⊱

Чем дальше в лес, тем больше дров.
ЧЕМ (ЧТО) ДАЛЬШЕ В Л ЕС, ТЕМ (ТО) БОЛЬШЕДРОВ. Чем больше углубляешься в какие-л. дела, вникаешь в проблемы, тем боль¬ше возникает неожиданностей или трудностей, которые нелегко пре¬одолевать. Пословица собственно русская, записанная с XVII-XVIII вв. : Дале в лес, больше дров; Что дальше в лес, то больше дров. В польском языке, видимо, русизм: Im dale/ wlas, tym wiecejdrzew. ffl С женой истерика. Дочь заявляет, что она не в состоянии жить с такими буйными родителями, и одевается, чтобы уйти из дому. Чем дальше в лес, тем больше дров. Кончается тем, что важ¬ный гость застает на сцене доктора, прикладывающего к голове мужа свинцовые примочки. (А. Чехов. Водевиль) . Будет ли конец, придет ли время, когда с легким сердцем сможешь сказать себе* сделано все, что хотел, добился того, чего добивался? Вряд ли. Чем дальше в лес, тем больше дров. (В. Тендряков. За бегущим днем) . * Апофеозом этого «процесса» стал выход из общего Союза писа¬телей бондаревского СП РСФСР; затем последовал созыв чрезвы- чайного съезда все того же бондаревского крыла СП РСФСР. Противников же своих, их собрания и пленумы Вл. Гусев окрес¬тил «Парадом стукачей» . Иэ-зх! Раззудись плечо - размахнись рука.. . Дальше в лес - больше дров: бондаревский секретариат закрывает решительно и Союз писателей СССР, поскольку он «прекратил свое существование»., . Просто и ясно. (Б. Можаев. Страсти-мордасти. Литературная газета. 25.09.91). После этого [начисления] зарплата уходит из области в ваш родной город. Чем дальше в лес, тем медленнее «пробираются» денежки. (Аргументы и факты, №45. 1996). Ср. : Дальше в море - больше горя; Дальше в спор - больше слов.

Как написать сказку по пословице "Чем дальше в лес, тем больше дров"?

Как написать сказку по пословице "Чем дальше в лес, тем больше дров" для 2 класса?

Галина васильна

Жили были в одной деревне женщина и два ее сына. Дети были не большие, но дома уже помогать могли. Вот однажды ушла мама на работу, а перед уходом попросила сыновей сходить в лес, хворосту принести:

Сыночки мои дорогие, далеко в лес не заходите, слишком много хвороста не берите. Чтобы вы сами сильно не устали и руки не надорвали.

Мама ушла, а сыновья оделись потеплее, взяли санки, веревку и отправились в лес. Зашли с краю, осмотрелись, показалось им, что мало тут хвороста. Пошли дальше в лес. Оно и правда, чем дальше в лес заходили, тем больше дров находили. Видно с краю другие вырубили, а в чащу не каждый шел. Ребята нарубили дров, увязали на санки. Старались, хотелось маму порадовать и больше заготовить хвороста. Только когда отправились в обратный путь, то тяжело нагруженные сани то в снег провалятся, то за кусты цепляются, то на бок валятся.

Тяжело тащить, устали ребята, а до дому еще очень далеко. Ведь в лес они шли налегке, а обратно с нагруженными санками.

Видят парни, что уж вечереет, а они никак из леса не выберутся. Тогда сняли они с санок половину дров, обвязали заново и поспешили домой. Идут по дороге, и думают: а ведь мама говорила, чтобы не заходили далеко. Ведь и по краю леса можно было набрать те дрова, что поместились на их санки. Не всегда надо идти далеко за тем, что не сможешь унести.

В выдуманной ими РФии известны. Это не скрывается.

Казалось бы, огромного мыслительного процесса нет требуется, чтобы понять элементарное, а именно, что все органы управления в РФии скопированы из мира "оттуда ", со своими озвученными принципами "оттуда " перенесенными "сюда ", и что при власти "буржуазии " (кавычки потому, что назвать русского ИП буржуем, это комплимент самому прожженному спекулянту) к власти придет не кто-то, а именно тот же самый буржуй. Лозунги тут и болтовня не существенна. Отсюда вывод, который озвучил-власть это вопросы собственности, которые на выборах никто никогда не решал, и решать не будет... Понимание (а Вы уже наверное увидели, что сегодня понимания никак не связанно с дальнейшей деятельностью на основе этого понимания) этих "мелочей " уже, казалось бы, заставляют увидеть, что все эти предвыборные мазки партии власти, тьфу... и тьфу ещё раз. Ан нет... и этого не хватает. И это не все.... Даже собственное зрение, и свой жизненный опыт , никак не связан с выбором той власти, которая тебе же и показывает что такое Россия. Не веришь глазам? Включи любой канал и ты увидишь Россию глазами СМИ и любого иного "аналитика ", получившим доступ к мозгам нации. И? Какую Россию тебе показывают с утра до утра?

Но... помните Хрущева? Его история обходит стороной а зря. Я не буду тут про его экономические ошибки и ошибочки, а про будущее с той самой колокольни, когда с нее вещал "великий реформатор " Никита Сергеевич, под лозунгами долой Сталина. Всё бы ничего, но Сталин и был коммунизмом. Нет Сталина нет коммунизма. Да, тогда к термину "Марксизм " прибавился термин "Ленинизм ", и он был естественным, ибо Ленин развил эту теорию и победил. Не кто-то, а именно Ленин одержал победу. Я описывал теорию той победы , тут скажу про другое.

КПСС убила Сталина и разрушила коммунистическую теория в мире. Дело не во лжи, которая стала основой "разоблачение культа", а в том, что разоблачая некий культ, производилась диверсия по отношению к самому учению. Идеологический крах-вот результат Хрущева. Но... он произошел. А что дальше? Вот и давайте подумаем.

Я отвлекся. Хрущев и выбрал. Выбрал самый наитупейший выход, который можно было выдумать. Он не стал уходить от своего преступления на съезде, опираясь на тот же Марксизм и Ленинизм... (А это можно было сделать), а тупо объявил, что отныне, диктатуры пролетариата не будет, ибо она исчерпала себя. Ну а общество... а оно пойдет к коммунизму к 1980 году. Разумеется, ни что такое коммунизм, ни что дальше после 1980 года (там просто будем жить) будет, никто разъяснять не собирался. И пошло...

Пошло поехало. Идеологи Марксизма, которые были тогда ого-го какие умные, вдруг поняли, что оказывается, можно и без особенного мысленного напряжения получать социальные блага, прикрываясь фиговым листочком учения. Я читаю лекции директорам совхозов и председателям колхозов, а затем, потирая руки и считаясь умницей, получаю те самые блага. И эти блага становятся визитной карточкой меня как человека, тем паче Хрущев разрешил партии управлять всем. Сталина то с Берией за что к "позорному столбу " истории припечатывали? Именно за то, что те посмели задвигать партию на вторые роли. Отсюда и пошло усиление тех органов власти в СССР, которые были партийными. Ну, а кого они воспитали, можете лицезреть в полной мере сегодня на том же ТВ или в нашей Думе. ВСЕ ОНИ ДЕТИ ПАРТИИ В СССР!

Перед нами тенденция, как говорится. Не от простого к сложному, а именно от сложному к самому простому. Тут время сыграло роль, ибо имеет свойство течь быстро. Вчера еще школа, а сегодня уже 50... и когда жить? Детишки и родня умниц осознала это. Ракеты летают? Ну и хрен с ними, а нас Марксизм неплохо кормит. Эта теория и пусть будет теорией, которую они же и ненавидели. Спрашивается, а почему? Кормушка же. А потому, что есть нечто, что является большей кормушкой по масштабу, а так как видео магнитофон и фильм 18+ СССР создавать не будет (а на фига он? Кинотеатр с копеечным билетом культура ого-го какой высоты. Это Вам не сегодня кукурузу чавкать оставляя после себя блевотину объедок), то кормиться так и так, придется там, где это возможно. Пропуском "туда " и послужит глупость. И?

И началось. Марксизм плохой, потому, что на Западе даже безработный живет в машине..., потому, что я желая пять видов колбасы, жру один из мяса. Не желаю и всё тут. Мне как человеку, подай видов так тцать кефира. Кто его выпустит? А это иное дело, кому надо тот и пусть выпускает... Т.е. заметили? Ничего не замечаете? ЭТО ГОВОРИЛА И ПИСАЛА ЭЛИТА СТРАНЫ! Это она, отменяя статью о тунеядстве в СССР, сказала что тунеядец сможет прожить ого-го как, и это является достоинством не его личным, а государства в целом, ибо отныне тот, кто лох, тот трудится, а тот кто лоха ест тот и нужен государству, а уровень его дойки оценит Запад и примет. А что же мы?

Любая система имеет иерархию. Иерархия общества (где неотъемлемым является система взросления с наказанием как воспитательной частью становлении личности) есть спасение человечества и фактор выживаемости, как табу в культуре есть фактор спасения нравственности человечества. Элита общества всегда умнее граждан. Что в итоге нам сегодня умного преподносит Путинизм? А вот тут тупик! Не просто тупик, откуда выход один-или новую дорогу мостить или дать задний ход-ТУПИЧИЩЕ!


Тупик не в том, что нет внятного ответа куда идет Россия. Не в том, что вообще отсутствует человек во всех этих экономических доктринах, (где на первое место ставится всё... абсолютно всё, а не человек. "Экономическая целесообразность" "Рыночные отношения " и, иная чепуха), и даже не в том, что у нас в России идеология буржуазного класса отсутствует полностью (отсюда откровенная бредятина которую несут в массы "знатоки " либерализма), а в том, что простой обыватель из электората, умнее идеологически чем представитель власти. Отсюда отсутствие диалога.

Продумайте, что может сказать власть, когда ей начнет вещать, через её же инструменты информационной диктатуры, каждый из Вас. Самый простой Ваш довод, который Вы преподнесете, поставит её в тупик, и, она, вырабатывая инстинкт защиты в виде общепризнанных ответов, которые не меняются десятки лет будет Вам "лепить горбатого "... Яркий пример ответы президента на вопросы. Вы что думаете у нас в стране все дураки? Нет конечно, и тем не менее, ни один не встал и не спросил, мол Владимир Владимирович, вместо того чтобы повторять каждый раз набор чепухи, взяли бы и ответили, кто у нас в стране ответственный за выпуск денег? За нашими деньгами есть что-то? Ну например, такая мелочь как мой труд и результат моего труда... я уж не буду про золотое и иное содержание валюты... что у нас нет таких людей которые понимают все эти механизмы? Взял бы кто-то и спросил, мол Владимир Владимирович, я тут на досуге посидел в сети и поизучал биографию Вашего личного окружения.... простите, это с ним Вы собираетесь поднимать Россию с колен? Вы что нас за идиотов держите?

Так вот, ни идеологии, ни элиты, элитность которой в том самом кресле на виду у камер на тех самых форумах. Сидишь там? Значит элита! Нет тебя там, значит лох. Вот и весь критерий отбора. А это страх! Не может обыватель быть умнее власти. Он боится быть умнее власти. Быть умнее власти, значит стать большевиком победителем, ибо зачем тебе ум? Для себя лично? Тогда поздравляю, прожил ты дружок жизнь зря. Сколько раз я слышал удивительные диалоги, мол мы не можем всё знать и потому, надо выбрать Путина, ибо он то видит и принимает понимая скрытые процессы. Я всегда отвечаю на это, что соглашаясь в чем-то с этой белибердой, не могу взять в толк, почему эти же самые тезисы не срабатывают, когда он/они, оценивают демократию и систему выборов? Что за метаморфоза такая?

От тебя же зависит выбор власти! Мало того что ты ее выбираешь без знаний, так и самые посредственные знания в этой системе тебе НЕ НУЖНЫ!

Господа, как только ты начинаешь думать, путинизм улетучивается не за минуту-секунды. Как только ты начинаешь умнеть, у Путинизма нет не просто будущего-он как обречен, так и приговорен... не тобой, ибо ты инструмент-историей, где в кресле судьи ты и сидишь.

Подборка страшных комиксов в сеттинге сельской Америки.

Поклонники жанра хоррор не понаслышке знакомы с гнетущей атмосферой американских лесов. За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить как классику вроде «Зловещих Мертвецов» Сэма Рэйми, так и экспериментальную «Хижину в лесу», поставленную Дрю Годдардом.

Впрочем, к этому сеттингу обращались не только кинематографисты, но и многие авторы комиксов, с ключевыми произведениями которых, вас и познакомит эта подборка. Больше материала о комиксах вы найдёте в моём

Hillbilly by Eric Powell

Эрик Пауэлл - создатель легендарного комикса The Goon. Завершив эпическую сагу, автор сменил курс на более локальные истории в своей новой фентезийной вселенной. Сурового вида главный герой с таинственным происхождением, который путешествует по миру и сталкивается с нечистью из мифов и легенд. Ничего не напоминает? Аналогии с Хеллбоем напрашиваются сами собой, но уже в первом выпуске становится очевидно, что комиксы разные как по духу, так и по исполнению.

За время создания The Goon Пауэлл практиковал мастерство сценария и рисунка, достигнув высокого уровня в Hillbilly. Черпая вдохновение из фольклора Аппалачей, автор использует характерный горный акцент в диалогах для придания произведению аутентичности.

В этом комиксе он отошёл от формата длинного сюжетного романа со множеством персонажей и закрученных линий, сосредоточившись на коротких, но увлекательных сюжетах. Главный герой обожает слушать, рассказывать и обсуждать истории. При этом, как и в жизни, от рассказчика к рассказчику истории видоизменяются, предлагая читателю самому решать: что правда, а что - вымысел.

Для передачи настроения Пауэлл активно работает с цветами: основная часть мира выполнена в приглушенных жёлто-коричневых оттенках, резкими линиями карандаша, будто грубый эскиз в блокноте. При этом автор обладает внушительным набором изобразительных стилей, не превращая комикс в унылое жёлтое месиво. Пауэллу нравится работать с мифологическим бестиарием: здесь вам и многоликие волки, и коварные ведьмы, привычные тролли и характерные для Аппалачей существа, о которых вы вряд ли слышали до этого.

Итого, отличная история, совмещающая в себе уникальную фентези-вселенную с хоррор-элементами и великолепными диалогами о раскаянии, приворотах и глупых людишках.

Harrow County by Cullen Bunn & Tyler Crook

Подростковый и местами довольно наивный комикс, рассказывающий, в том числе, о проблемах взросления. История Harrow County посвящена конфликту девочки и жителей деревни, уверенных в том, что она - очередное воплощение некогда убитой могущественной ведьмы. В попытках доказать свою невиновность, главная героиня выясняет, что действительно обладает связью со сверхъестественными существами.

После этого сюжет произведения начинает стремительно развиваться, а на сцену выходит множество второстепенных персонажей. Каллен Банн, далеко не самый талантливый сценарист, в Harrow County показывает себя на удивление неплохо. Особенно ему удаётся нагнетание ужаса, которое он создаёт с помощью простой формулы: несколько страниц тратится на подводку к развороту, где очередное чудище предстаёт во всём своём отвратительном уродстве. Эдакий аналог скримеров из кино.

Но главной звездой комикса является художник Тайлер Крук, который известен своей работой по B.P.R.D. Умение и любовь рисовать монстров и «боди-хоррор» - это то, что выгодно отличает авторов Harrow County от остальных. Помимо орды нечисти, которая здесь варьируется от маленьких мальчиков без кожи до гигантских демонов, комикс изобилует тошнотворными моментами, вроде людей с изуродованными лицами, гнилой еды, в которой копошатся личинки, и, конечно же, большого количества крови.

Freaks In The Heartland by Steve Niles & Greg Ruth

Неторопливая, волнительная история о важности и, в то же время, порочности семейных уз, о глубоко раненых и убогих - всё это через призму закрытого сообщества.

Грег Рут, художник комикса, помимо прочего известный своими иллюстрациями по мотивам «Твин-Пикс», мастерски справился с передачей тягучей атмосферы произведения. Осенние, грязные тона идеально подходят для изображения деревенской местности: обветшалых амбаров, безграничных полей и пожухших деревьев. С каждым кадром погружаешься в пучину безнадёжности, пропитанной ненавистью и страхом.

Пусть общая канва вселенной недосказана и многие элементы остаются за кадром, игнорируя вопросы читателя, комикс акцентирует внимание на двуликой природе родственных связей. Авторам интереснее рассказывать о неоднозначной моральной сущности уродства, где отсутствие физических изъянов не делает тебя хорошим человеком.

Moonshine by Brian Azarello & Eduardo Risso

Очередная работа знаменитого дуэта, ответственного за криминальный комикс 100 Bullets. Не расставаясь с гангстерами, авторы добавляют своему новому творению щепотки ужасов и сверхъестественных чудовищ.

Moonshine о многом вам расскажет уже своим двойственным названием: позарившись на превосходный самогон, лощёные джентльмены в пиджаках и с пулемётами Томпсона направляют своего человека в Западную Вирджинию дабы заключить сделку и наладить поставки алкоголя. В итоге, герой сталкивается с семейным кланом гордых оборотней, которым не нужны партнёры.

Помещая историю в леса и болота, Азарелло даёт полный карт-бланш Риссо, подчёркивая его непреодолимую любовь к контрасту. Избавившись от контуров, художник с упоением изображает тени, заменяющие собой предметы, строения и даже целые бэкграунды. Будь то затаившийся оборотень в лесной чаще, томный взгляд персонажа или полупустая комната, художник неизменно расчерчивает кадр полумраком.

Помимо восхитительного рисунка и чудовищ с окровавленными пастями, в комиксе присутствуют размышления на тему потери - один из основных лейтмотивов Брайна Азарелло. Главный герой, утративший родного человека, с каждым шагом вглубь диких земель рискует потерять и себя, навсегда заблудившись в безумии лунного света.

Hellboy The Crooked Man by Mike Mignola & Richard Corben

Путешествуя по Вирджинии 50-х годов, культовый демон становится свидетелем вмешательства потусторонних сил, объединяется с местным реднеком, и оба они пытаются выяснить, что здесь вообще происходит.

За рисунок отвечает не сам Майк Миньола, а легендарный автор и художник Ричард Корбен, специализирующийся на жанре ужасов и известный своим характерным стилем, выражающимся в гротескной маскулинности персонажей. На этот раз вместо мускулистых чудовищ Корбен окружает читателей бескрайними массивами хвойных лесов. Потрясающей красоты первородный пейзаж в грубом неряшливом рисунке Ричарда, увлекает и указывает на зловещие тайны, скрытые в недрах нетронутой природы.

В то время как рисунок максимально эффективно передаёт эстетику одноэтажной Америки, со всеми её полуразрушенными часовнями в лесной глуши и деревянными хибарками, населёнными ведьмами, история фокусируется на мотивах возвращения: возвращения домой, к истокам, воссоединении семьи. Хеллбой здесь служит молчаливым наблюдателем, зачастую оставаясь в тени или на краю кадра, уступая место проклятым маленьким людям, желающим найти покой на этой мёртвой земле.

Вообще, комикс весьма сложный медиум для хорроров: специфика изображения кадров и отсутствие звуков толкает Миньолу и Корбена не на использование стандартных «бу»-моментов и регулярного изображения вызывающих элементов на страницах комикса, а на последовательное выстраивание давящей атмосферы.

Постепенно, страница за страницей, герои погружаются в пучину ведьминских козней, теряют соратников и всяческую надежду на искупление. Когда всё закончится, читатель будет долго вспоминать безмолвные просторы гор, дремучие леса и кривую ухмылку дьявола.

Материал дополнен редакцией

Традиционной ролью семейства малых интерферирующих РНК (миРНК), - небольших молекул РНК, не кодирующих белков, - считается репрессия генной активности и в частности - синтеза белкá. Однако новое исследование показало (в который уже раз!), что функции одной из групп этих молекул - микроРНК - значительно шире: в определённых случаях они могут стимулировать трансляцию, а не блокировать её.

В последние десять-пятнадцать лет основная догма молекулярной биологии («ДНК → РНК → белок») значительно расшаталась расширилась из-за того, что было открыто великое множество молекулярных механизмов, выбивающихся из этой стройной концепции. Революционными стали открытия, связанные с короткими, не кодирующими белков, молекулами РНК: сюда относятся знаменитое явление РНК-интерференции (отмеченное Нобелевской премией вскоре после открытия) и другие механизмы РНК-зависимой репрессии генов. Одна из разновидностей коротких РНК - микро-РНК (миРНК; miRNA) активно участвует в процессах индивидуального развития организма, включая временной контроль, смерть, пролиферацию и дифференцировку клеток, эмбриональную закладку органов. Они осуществляют «тонкую настройку» экспрессии генов на пост-транскрипционном уровне, тем самым добавляя ещё один уровень сложности в изощрённый механизм внутриклеточной регуляции. Первоначально открытые в «лабораторной» нематоде C. elegans , миРНК были затем обнаружены во многих растениях и животных, а сравнительно недавно и в одноклеточных организмах .

Ранее считалось, что короткие РНК используются клетками в процессе РНК-интерференции для специфичной деградации не нужных или вредных РНК - в частности, так клетка может уничтожать чужеродный генетический материал вирусов, родственных им ретротранспозонов и других мобильных элементов, а также РНК, образующихся в результате транскрипции геномных повторяющихся последовательностей. Поэтому логично было предположить, что короткие РНК служат своеобразным прототипом «иммунной системы» внутри клетки. По мере развития наших представлений об участниках и механизмах РНК-зависимой репрессии генов, обнаруживались всё новые и новые интересные особенности, раскрывалось богатое разнообразие существующих в природе путей реализации этой репрессии.

Механизм действия большинства миРНК во многом схож с РНК-интерференцией - короткая (21–25 оснований) одноцепочечная РНК в составе белкового комплекса (ключевой компонент которого - белок семейства Argonaute ) с высокой специфичностью связываются с комплементарным участком в 3′-нетранслируемой области (3′-НТО) мРНК-мишени. У растений, миРНК которых полностью комплементарны отрезку мРНК-мишени, связывание приводит к расщеплению мРНК белком Argonaute прямо в середине миРНК–мРНК дуплекса - ситуация, наиболее близкая к «классической» РНК-интерференции. У животных же миРНК комплементарны своей мишени не полностью, и результат связывания получается другим. Долгое время считалось, что связывание приводит к подавлению трансляции (механизм чего до сих пор остаётся загадкой) и не вызывает сколько-нибудь заметной деградации мРНК-мишени. Однако позже было убедительно продемонстрировано, что для большинства миРНК это не так - белки, образующие комплекс с миРНК, стимулируют деградацию мРНК-мишени, привлекая ферменты, осуществляющие удаление кэпа на 5′-конце и укорочение поли(А)-хвоста на 3′-конце мРНК. (С этого обычно и начинается деградация мРНК, отслуживших своё.) Удивительно, но до сих пор не совсем ясно, является ли подавление трансляции причиной или следствием начала деградации мРНК.

Тем временем, жизнь вновь демонстрирует своё нежелание укладываться в какие-либо однозначные схемы: в лаборатории Джоан Стайц (Joan Steitz ) было обнаружено, что миРНК могут эффективно подавлять трансляцию, связываясь не только с 3′-нетранслируемой областью мРНК, но и с 5′-НТО . А недавно в журнале Science появилась другая статья этой успешной лаборатории. В ней говорится, что при определенных условиях (напоминающих впадение клеток в «зимнюю спячку», при культивировании их в отсутствие сыворотки в питательной среде) взаимодействие миРНК и мРНК-мишени приводит к строго обратному эффекту - усилению синтеза целевого белка. Это было показано для мРНК одного из цитокинов, фактора некроза опухолей α (TNF-α), и миРНК miR369-3, а потом подтверждено и для миРНК let7-a и miRcxcr4 в паре с искусственно сконструированными мРНК-мишенями.

Рисунок 1. В активно делящейся клетке миРНК, связавшись с комплементарной последовательностью в 3′-нетранслируемом участке мРНК, ингибирует синтез белка (трансляцию). Однако в покоящейся клетке то же самое событие приводит к прямо противоположному эффекту.

Интересно, что действие одной и той же миРНК зависело от состояния клеток: в делящихся клетках миРНК угнетала трансляцию мРНК, а в покоящихся (временно вышедших из клеточного цикла), наоборот - стимулировала (рис. 1). Любопытно и то, что миРНК действовали в составе комплекса, содержащего белки Argonaute 2 и FXR1 (хотя геном человека кодирует 4 родственных белка семейства Argonaute , и все они в той или иной степени имеют дело с миРНК). Именно этим белкам принадлежит главная роль в механизме наблюдаемого явления, тогда как миРНК выполняют функцию «сменного адаптера», через который осуществляется взаимодействие белков с различными мРНК-мишенями.

Вопрос о механизме действия, так же как и лавина других, более конкретных вопросов, вызванных этой публикацией, пока остаются без ответа. А ведь вспоминается время, когда только было открыто явление РНК-интеференции - как же тогда нам всё было понятно и каким же казалось логичным!.. А сейчас можно только развести руками - чем дальше в лес, тем больше дров.

Литература

  1. МикроРНК впервые обнаружены в одноклеточном организме ;
  2. Григорович С. (2003). Малые РНК в большой науке. Часть 1. Феномен малых РНК . Scientific.ru ;
  3. J. R. Lytle, T. A. Yario, J. A. Steitz. (2007). Target mRNAs are repressed as efficiently by microRNA-binding sites in the 5" UTR as in the 3" UTR . Proceedings of the National Academy of Sciences . 104 , 9667-9672;
  4. S. Vasudevan, Y. Tong, J. A. Steitz. (2007). Switching from Repression to Activation: MicroRNAs Can Up-Regulate Translation . Science . 318 , 1931-1934;
  5. Nicole Rusk. (2008). When microRNAs activate translation . Nat Methods . 5 , 122-123.

Протоиерей Андрей Лемешонок: Чем дальше в лес, тем больше дров. Когда человек начинает какой-то путь, ему кажется, что все просто, что надо идти вперед, поднять голову и бодро шагать с песней. Но потом картина меняется, и вот человеку кажется: может, он пошел не туда? А может быть, он не дойдет? А может быть, есть какой-то другой путь, обходной, более простой и ровный? И начинаются сомнения, колебания, хотя вначале у него все было просто.

Пришел человек к Богу, и ему кажется, что все: жизнь уже поменялась, он уже святой, и все должны его слушать, и Бог будет во всем ему помогать. Но эти иллюзии, конечно же, очень быстро разрушаются. А может, и не быстро. Чем быстрее, тем лучше, потому что много бед может быть от такого человека, который, любуясь собой, учит всех, как жить с Богом. Очень много людей может это оттолкнуть, когда они видят или чувствуют фальшь, какую-то браваду, какие-то духовные лозунги, за которыми ничего не стоит.

А когда перед человеком стоит его полная немощь, когда он уже не понимает, что ему делать, потому что видит: во всем, во всех его действиях есть грех, - конечно же, это состояние собственной нищеты отрезвляет. Надо, чтобы оно отрезвляло, но не повергало человека в уныние. Поэтому мы все время говорим о том балансировании, о той постоянной внутренней работе, которая необходима верующему человеку, чтобы враг его не использовал и не обманывал.

Иногда нам открываются наши неправильные действия и ошибки. Нужно вовремя остановиться, не обманывать себя и начинать все сначала.

Жизнь верующего человека, христианина, соприкасается уже с иной, новой, вечной жизнью, в которой мы, конечно же, ориентируемся по старым картам, по старым меткам жизни, а жить нужно уже по-другому. Вот это противоречие раздирает, разъедает и разрушает человека. И здесь, действительно, смиренным дается благодать.

Если человек смиряется с самим собой, со своими немощами, если терпит, сознает, что он, вообще, ничего не достоин и сам по себе сегодня ничего сделать не может, то тогда человеку легче. А когда человек наэлектризован гордыней, когда у него много инициативы, много энергии, то тогда ему очень трудно. Нужно остыть, не спешить, не суетиться. От этого человек может заунывать - от того, что все хочет сделать, а его никто не слышит, и никому его эта «духовная» энергия не нужна.

Личная человеческая энергия бывает очень саморазрушительной. Поэтому сила Божия не в силе человеческой совершается. Если бы была сила Божия, да еще плюс сила человеческая, то были бы уже две силы. Когда человек, находясь в немощи, по-настоящему чувствует свою вину, тогда он становится ближе к Богу и начинает реально, может быть, не до конца, но уже реально, правильно видеть, по-другому смотреть на этот мир, потому что не мешает ему его мнение, настроение, какие-то состояния, это удивительно.

Вот я вспоминаю почившую нашу послушницу Тамару. Она была человеком очень строптивым и вспыльчивым, иногда говорила людям вещи неправильные, жестокие даже, я бы сказал. Она привыкла к этому в интернате. Но потом какой переворот случился, когда человек болел, страдал. Она вдруг стала совершенно другая - другие слова, другое состояние души. Правильное состояние, когда человек со своими правдами, обидами, претензиями умирает, а рождается новый человек, который смиряется, принимает волю Божию, благодарит Бога, у которого все, действительно, становится на свои места. Видите, какая перемена может быть! Но это связано с болезнью, с каким-то потрясением.

Есть такое слово: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах (Пс. 114: 3–4). Но разве нам нужно всем хотеть болеть? Человек может сказать: я лучше буду болеть, чем грешить. Нет, так не надо говорить! Нужно следить за своим здоровьем. Но в меру, чтобы это не было культом, каким-то идолом. И, в то же время, нужно посильно что-то делать. Для этого не нужно разгадывать какие-то кроссворды - все на виду, у нас есть круг наших дел, обязанностей, те люди, которые нас окружают. Здесь - просто целина, здесь нам нужно еще столько всего исправлять, столько менять!

Но иногда бывает очень трудно преодолеть себя. Потому что ты, в общем-то, заражен грехом, и грех показывает тебе правду человеческую, в которой, конечно же, ты порой не видишь промысла Божия, не видишь смирения, долготерпения Божия и судишь неправильно, делаешь неправильные оценки. Потому что ориентируешься на самого себя.

Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9: 23).Вот как отвергнуться себя? Ведь если ты не отвергнешься себя, то пойдешь не в ту сторону. Как же отвергнуться себя? Можно ли это своими силами? Конечно, нет. Но в христианстве побеждается естества чин . Ведь, действительно, какие рамки ставит нам Дух Святой через апостола: несть иудей, ни эллин: несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Ср.: Гал. 3: 28). Все живы у Бога: Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробех. Уже нет мертвых, но ты - мертвец, и тебе очень трудно становиться живым, потому что ты привык к жизни мертвой, сонной, расслабленной, где все построено на эгоизме, на какой-то чувственной, душевной основе. Такой человек, конечно, в Царство Божие не войдет.

Чтобы нас все-таки как-то подвигнуть к вечности, нам нужна любовь Божия. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11: 28). Значит, Господь не делает никаких ограничений - ни по возрасту, ни по каким-то способностям - все придите. Казалось бы, все в равных условиях, все могут трудиться.

Вот подходит человек и говорит: «Что мне делать?» Ты делай хоть что-нибудь, но делай усердно, внимательно, по любви, со смирением. Не нужно на голову становиться или в джунгли какие-то ехать. Возьми тряпку и мой пол, чтобы был чистым, - и это дело будет святым. А если еще делать это с молитвой и смирением…

«Что мне делать? Как спастись?» Как будто бы это какая-то загадка - как спастись! Никого не осуждай и за все Бога благодари, не верь греху, который в тебе живет. Опять же, нужно себя победить, свое мнение, свое «я», растоптать его. Все мы прекрасно все знаем, что нам делать, но духу не хватает сделать. И поэтому обвиняем кого-то, ищем оправдания в каких-то обстоятельствах, что мы не готовы… Мы все ищем чего-то, кого-то, а враг пользуется этим.

Люди-то все не плохие, а просто каждый убеждает себя самого в своей правоте и видит неправду другого человека. И это, конечно, порождает какие-то недоразумения, недоумения, разрушает единство, тот мир Божий, который Господь принес каждому из нас.

Минуты бывают разные. В нас живет грех, он напоминает о себе. В какую-то минуту благодати, когда Господь покрывает все, мы бодрствуем, и тогда нам хорошо, мы, как апостолы, на Фаворе: добро нам зде быти (Ср.: Лк. 9: 33)! Но на нашей маленькой Голгофе мы можем сказать: «Ничего не знаю, я тут ни при чем, отстаньте от меня, не трогайте меня!»

Поэтому созидание чего-то в этом мире - сложное дело. Сложное дело - даже создание просто семьи. Сколько сейчас настоящих семей, где бы люди служили, подчинялись друг другу, любили, видели друг друга? Это - чудо! А говорить, вообще, о Сестричестве, о монастыре - это безумно по-человечески, потому что каждый человек со своим мирком, в котором тесно другому мнению, какому-то другому видению: моя правда, и себе я верю больше всех. А нужно, чтобы Бог нас объединял.

Церковь - это то единство, та конструкция в нашем мире, которая неразрушима, которую не одолеют врата адовы, потому что Христос любит нас, потому что Церковь стоит на любви, на любви Христа к человеку. И эта любовь, и сегодня, и завтра - безответная, потому что мы этой любовью не дорожим, мы к ней привыкаем. Эта любовь не умаляется, и даже там, где умножится грех, преизобилует благодать (См.: Рим. 5: 20). Господь не спрашивает нас: «Достоен ты или не достоен Моей любви?» Он говорит: «Хочешь ли ты этой любви?»

Но насильно Бог не навязывает нам Свою любовь. Мы живем милостью Божией, той любовью Божией, которая нас сегодня соединяет, несмотря на все то греховное, что, казалось бы, давно должно было уже нас разъединить. Мы видим, как отдельные люди, поддаваясь своему человеческому видению и какой-то человеческой оценке и правде, уходят на сторону далече. Они решили, что их правда - самая правильная, что их мнение - самое верное, но это ошибка. Когда человек увидит эту ошибку? Он может увидеть ее только в конце жизни, а может увидеть вскоре.

Так тоскливо, когда слышишь о разрушениях… Вот сидишь часами на исповеди, подходят молодые люди и говорят о том, как дьявол разрушает семьи, как ожесточает людей друг на друга. И ему удается сделать самое страшное - родные люди из-за каких-то материальных ценностей, из-за наследства, квадратных метров становятся врагами. Как это страшно! Как человек может продешевить, оказаться в безумии! А такое сплошь и рядом.

Когда постоянно слышишь подобное, то оптимизма и радости становится все меньше и меньше. Но в то же время нужно понимать, что все это временно, поверхностно. Нужно говорить об источнике жизни, о радости, которая есть и действует в этом мире и которая побеждает этот мир. Хотя увидеть это глазами человеческими иногда просто невозможно, тут нужны вера и доверие к Богу. Здесь нужно отвержение себя, своего мнения, своего видения, своей сегодняшней ситуации.

Хорошо, если человек смиряется и слышит, а иногда человек этого не делает и не хочет слышать ничего. Самое печальное, что иногда все это прикрывается псевдоправославными идеями. До абсурда иногда может доходить. Человек со своим «православием» не видит ближнего, который рядом страдает, мучается - не до него! Надо решать космические задачи. И подобное - сплошь и рядом. От этого, опять же, оптимизма не прибавляется, но нужно не терять надежды и веры.

Мы должны помогать друг другу, поддерживать один другого, друг друга немощи носить, чтобы не упасть и не потерять связи с Богом. Наша общая молитва, собрания помогают, наверное, нам, хотя не всегда это бывает. Иногда бывают какие-то веселые мотивы, иногда - грустные, а порой - очень печальные. Но это жизнь, нам нужно жить дальше, проживая, переживая какие-то страницы нашей жизни, ее моменты, периоды и делая вывод из того, что происходит, чтобы нам не ошибиться, не поверить греху, который иногда гораздо правдоподобнее, чем то, что говорит Господь.

Наш путь продолжается, и мы пытаемся что-то найти, что-то открыть в сегодняшней жизни. Самое главное, что Бог рядом, что наша жизнь и жизнь наших близких в Его руках, а не в руках случая, везения, каких-то совпадений. Все под контролем Божиим.