Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени... воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений». Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом финале, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

  • «Главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности», - писал Тургенев Достоевскому. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с революционным демократизмом вокруг коренных вопросов русской жизни, борьба двух направлений, двух исторических тенденций - реформистской и революционной - в русском общественном развитии начиная с 60-х годов. Этот конфликт и послужил объективной исторической основой романа Тургенева.

В основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами-демократами накануне 1861 года но вопросу готовящейся реформы.

Столкновения между этими политическими силами нашли выражение на страницах романа в спорах Базарова с братьями Кирсановыми. Эти герои обсуждают готовящуюся реформу. Базаров прямо говорит, что реформа не пойдет впрок. В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур - старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры идут о положении народа, его перспективах, об искусстве, литературе, о политическом устройстве, жизненных принципах. Недаром Книга названа романом идейных споров.

Споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов: об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге, - все эти проблемы нашли свое освещение в романе Тургенева. Беглыми, но выразительными штрихами, подчеркивающими историческую необходимость уничтожения крепостного строя, в романе показаны безотрадная судьба крепостных крестьян, темнота и невежество народа. Мысль о тяжелом положении народа вводится Тургеневым с самого начала романа и в горестные сетования Николая Петровича о плохой работе мужиков, и в размышления Аркадия о необходимости преобразований, вызванные неприглядной картиной деревенской нищеты. Глубокой основой романа Тургенева был вопрос о судьбе России, русского народа, о путях его дальнейшего развития. Сам Тургенев дал такую оценку политического содержания «Отцов и детей»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Эти слова не означали стремления окарикатурить представителей дворянства. Писатель замечал в дворянах и много хороших качеств, обладание определенными достоинствами, но вместе с тем видел их историческую бесперспективность. В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия показано русское либеральное дворянство в его различных проявлениях. Главным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится основной идейный конфликт, является Павел Петрович, наделенный силой, страстностью, бескомпромиссностью.

У главного героя романа, Евгения Базарова, широкий научный кругозор: у него глубокие научные познания в области медицины, химии,"физики, ботаники, зоологии. Увлечение естественными науками было типичной чертой культурной жизни России 60-х годов. На изучение естественных наук в то время смотрели как на необходимый фундамент всех знаний. Базаров - не только будущий ученый-материалист, но и будущий общественный деятель.

Старик Базаров спрашивает Аркадия: «...Ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» - «Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых », - отвечает Аркадий, которому были известны намерения Евгения. Нигилизм Базарова родился в эпоху ломки общественного сознания.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа главного героя Тургенева и говорил о том, что такие люди решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины», их конечная цель - «принесение возможно большей пользы человечеству». И. И. Мечников писал: «Среди молодежи распространилось убеждение, что только положительное знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство и другие проявления духовной жизни людей, наоборот, лишь тормозят движение вперед. Чуткий ко всем стремлениям молодого поколения, Тургенев изобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в науку...

» Тургене в ярко изобразил конфликт двух поколений. Старший Кирсанов, вряд ли отдавая себе в этом отчет, ненавидел Базарова потому, что тот перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович считал, что ведет благородную жизнь и достоин уважения. По мнению же Базарова, Павел Петрович - «архаическое явление», его существование - «распущенность, пустота», его принципы - «самооправдание человека, который «сидит сложа руки». В романе показано духовное омертвение Павла Кирсанова. Он благородно относится к брату, к Фенечке, постоянен в любви, честен, и горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит настолько бездарно. Николай Петрович тоже счастлив в семье, окружен любимыми людьми, но и его жизнь бедна по содержанию.

Все добрые начинания Николая Петровича - желание устроить имение, стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни - заканчиваются крахом. Он - «человек отставной».

Тургенев с печальной иронией говорит в эпилоге романа, что существование Николая Петровича так же бессмысленно, как и существование его брата. Судьба «отцов» и у стариков Базаровых. Роман вызвал споры сразу после своего выхода в свет, причем критические отзывы раздавались как со стороны консерваторов, так и со стороны демократического лагеря, где тоже по-разному оценили роман. Антонович, сотрудник «Современника», выступил со статьей «Асмодей нашего времени», в которой писал, что Базаров - это злая клевета на демократов-разночинцев.

Критик отрицал художественную ценность романа и назвал его родоначальником антинигилистических романов. Антонович истолковал образ Базарова как клевету на молодое поколение. Такое понимание романа проистекало из неверных методологических принципов критика: он подменял то, что фактически было изображено в романе, тем, что, по его мнению, хотел сказать Тургенев.

От лица другого демократического журнала, «Русское слово», выступил Писарев со статьей «Базаров». Писарев снял с Базарова обвинение в карикатурности, объяснил положительное значение образа, подчеркнул социальную роль Базаровых. Писарев проанализировал склад мышления, поведение в обществе, идеалы людей типа Базарова. Критик отделил подлинного демократа Базарова от карикатурных нигилистов Ситникова и Кукшиной. В то же время Писарев, в отличие от Антоновича, разделил «отцов» и «детей» не по возрастному принципу, а по политическому, отнеся к «детям» только Базарова.

Писарев увидел в романе и антипатию Тургенева к своему герою, высказав мысль, что при изображении людей противоположного лагеря нужно держать в узде свою антипатию. Оценка Писарева была не безукоризненно правильной: критик был склонен оправдывать безразличие Базарова к будущему народа, неверие в его потенциальные силы, потому что сам был солидарен в этом с Базаровым. Кроме того, Писарев, недооценивающий роль эстетики и искусства в жизни, во многом солидарен и с базаровским суждением об искусстве.

« Отцы и дети» - это произведение остро полемическое. В нем Тургенев отразил вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия: неизбежность смены поколений, осмысление опыта прошлого и переоценка жизненных ценностей уходящего поколения, иными словами говоря, столкновение «века нынешнего и века минувшего».

Но, кроме этого, писатель отразил и социальный конфликт, борьбу представителей разных социальных слоёв общества – дворян и разночинцев, разных мировоззренческих позиций либералов и демократов.

В романе И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40х и 60х годов ХIХ в. Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым.

Базаров – нигилист, отрицающий все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Все эти «новомодные веяния» вызывают у Кирсанова возмущение и гнев. Он считает себя и свой класс носителями истинных ценностей, чуть ли не спасителями человечества.

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Не было ни одного важного вопроса, по которому между ними не было бы принципиальных разногласий. Споры велись по самым различным проблемам: политическим, научным, нравственным.

Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.

В финале романа мы узнаем, что Кирсанов переехал в Германию и что сами немцы принимают его за англичанина. А от его любви к России, о которой Кирсанов так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.

Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича Кирсанова создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам.

Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.

Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить, но напрасно.

Финал жизни Базарова показывает, что и его жизненная философия была ошибочной. Базаров погибает, так как. По мнению Тургенева, у нигилизма нет будущего, невозможно только разрушать, ничего не созидая.

Главный конфликт романа И. С. Тургенева - противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову - он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным...В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже... Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

Мы отрицаем.

Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.


Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни - любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поко-лений. В некоторой степени это справедли-во. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либе-ралов и революционеров-демократов, назы-ваемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхожде-нию, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — осно-ва конфликта романа.

Среди героев романа наиболее активны-ми представителями непримиримых миро-воззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кир-санов. Павел Петрович был типичным пред-ставителем своей эпохи и среды. Он следо-вал «принсипам» везде и во всем, продол-жая даже в деревне жить так, как и прежде. Он сохранил свои привычки неизменными, xoтя c практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это вы-глядело попросту смешно.

Павлу Петровичу около сорока пяти лет, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. «Весь облик Павла Пет-ровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей ча-стью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петро-вич — аристократ. Правда, как отмечает Пи-сарев, «убеждений у него... не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит», и он «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Прежде всего, это взгляд на государственное уст-ройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

Павел Петрович не переносит инакомыс-лия и яростно защищает доктрины, кото-рым «постоянно противоречили его поступ-ки». Он любит порассуждать о русских крес-тьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о Рос-сии, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об обществен-ном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но, видя, что не может победить нигилис-та в споре, не может поколебать его нравст-венные устои, вернее, отсутствие их, Павел Петрович прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это — дуэль. Евгений принимает вызов, хо-тя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ра-нит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью отчасти сатиричес-кого изображения этих событий автор под-черкнул нелепость поведения Павла Петро-вича, потому что смешно и даже бессмыс-ленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поко-ление «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Ба-зарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная позиция. Многие воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт пре-дыдущих поколений и ни к чему не прислу-шиваться — вот их девиз. Но все они рано или поздно повзрослеют, обзаведутся се-мьями и будут вспоминать о своих убежде-ниях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповеду-ет Базаров.

Однако главный герой отдает отчет своим мыслям, тверд в своих убеждениях. Он инте-ресуется естественными науками и собира-ется/продолжить дело отца, отставного ле-каря, который и в деревенской глуши не ос-тавляет занятий медициной.

Евгений насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто несерьезными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На вос-клицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», — он отвечает: «Это уже не на-ше дело». Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, встретив любовь, осозна-ет романтика в себе. Жизнь жестоко обо-шлась с Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, но его любовь была отвергнута.

Рассматривая альбом Саксонской Швей-царии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пыта-ется развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтатель-ность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно вос-принимает природу.

Базаров умирает со словами: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто ну-жен?» Таков трагический итог жизни Ев-гения.

Отношение автора к своим героям совсем не простое. Сам писатель принадлежит к поколению, воспитанному в немецких уни-верситетах, он дворянин и либерал. Но ему замечательно удалось показать смену форм сознания, а также неизбежную трагедию людей, первыми делающими шаг вперед, к новому миропорядку.

В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” - разночинцев - образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.

Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.

Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.

Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.

Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров - маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.

Эту проблему

удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.