Детство

Евгений Павлович Гребёнка родился 21 января 1812 года, в отцовском поместье Убежище, в приходе села Короваев, Пирятинского уезда, Полтавской губернии. Происходил из дворянской семье в семье отставного штаб-ротмистра Павла Ивановича Гребёнки. Крестным его был коллежский асессор Василий Иванович Маркович. Евгений был вторым ребенком в семье Павла Ивановича и первым в браке с Надеждой Ивановной Чайковской. Ранее детство его прошло под домашним кровом. Первым воспитателем ребёнка, питавшим своими рассказами его живое воображение, была няня, которая ходила за Евгением. Следующим был домашний учитель Павел Иванович Гуслитый. По воспоминаниям людей, близко знавших Евгения Павловича в детстве, он многим был обязан в своем развитии влиянию Гуслитого. Ребенок развивался довольно быстро.

Домашняя устная хроника рассказывает, что Евгений, будучи пяти лет, любил черить мелом на полу разные фантастические буквы и изображения, а шести лет уже очень порядочно читал. Кудрицкий, сменивший Гуслитого в звании домашнего наставника детей Павла Ивановича рассказывал:

Юность

Товарищи и учителя любили его за добродушие, весёлость и прилежание. Участвовал в издании ученического журнала «Аматузия». В одно время с Гребёнкою воспитывались в лицее Н. В. Гоголь и Н. В. Кукольник, но оба были в высших классах. По словам Кукольника, он знал только, что есть в низших классах мальчик, по фамилии Гребёнкин, но и не подозревал, что мальчик этот занимается литературой. Вероятно, Гоголю он был известен не больше. С Кукольником Гребёнка сошелся потом, по окончании курса, в Петербурге, уже как собрат по литературе, а не как однокашник. С Гоголем он, кажется, и впоследствии не был ни в каких отношениях, кроме, может быть, встреч у общего их знакомого, товарища и приятеля Гоголя, Н. Я. Прокоповича, да еще у П. А. Плетнева. Заниматься литературой Гребёнка начал ещё в лицее. Ко времени студенчества относится его малороссийский перевод «Полтавы» А. С. Пушкина, первый отрывок которого был напечатан в 1831 году, а второй в 1834. К 1834 году относится также появление в печати и первого стихотворения Гребёнки на русском языке. Это пьеса «Курган».

В 1831 году Евгений Гребёнка окончил Нежинскую гимназию высших наук действительным студентом с правом на чин 14 класса, и тотчас же поступил на службу в резервный эскадрон 8-го Малороссийского казачьего полка. Но вскоре вышел в отставку и до 1834 года жил в родном хуторе Убежище. Стоит отметить, что и в период своей учебы в Нежинском лицее, Евгений часто приезжал и гостил у родителей. Об этом можно судить, например, по данным исповедной росписи села Короваи Пирятинского уезда Полтавской губернии за 1828 год, в приход которого входил и хутор Убежище. В этом документе упоминается, что в возрасте 18 лет Евгений был на исповеди и причащался Святых Тайн. В начале 1834 года он переезжает в Санкт-Петербург. 1 февраля 1834 года был определён в число канцелярских чиновников комиссии духовных училищ.

В 1831-1833 годах служил в 8-ом Малороссийском казачьем полку. С 1834 года жил в Санкт-Петербурге. Служил в Комиссии духовных училищ при Синоде. С 1838 года до смерти преподавал словесность, временами также и естествознание, в Дворянском полку, 2-м кадетском корпусе и в других военно-учебных заведениях.

Петербург

В Петербурге Гребёнка начал усердно заниматься литературой. Сборник его басен «Малороссийские приказки» (26 басен на малорусском языке) имели большой успех и были изданы отдельным тиражом в 1836 году. В этом же году он издал и свой полный малороссийский перевод «Полтавы», с посвящением Пушкину. Посвящение это познакомило его с нашим славным поэтом. Пушкин, с известною добротою, принял теплое участие в начинающем литераторе. Вероятно, с его одобрения были напечатаны в «Современнике» за 1837 год два стихотворения Гребёнки. Есть даже сведения, что малороссийские басни молодого писателя так понравились Пушкину, что одну из них он перевел на русский язык, а именно «Вовк и Огонь».

Одним из первых оценил талант Тараса Шевченко и принимал участие в выкупе его из крепостной зависимости. Дружеские отношения связывали его с писательницей Софьей Закревской, которая пересылала через него свои произведения для петербургских изданий.

Уже известный в литературных кругах Гребёнка всё ещё был мало знаком широкой публике. Некоторая его известность начинается с издания в 1837 году небольшой книжки, под названием «Рассказы Пирятинца». Все заимствованные из быта и преданий Малороссии рассказы напоминают и содержанием и манерой повествования «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Но несправедливо бы было обвинять Гребёнку в исключительном подражании Гоголю. В некоторых его произведениях прослеживаются и следы влияния Марлинского, Загоскина. Просто Евгений Павлович жил и творил в тот известный литературный период, который наложил на него свою печать.

Со времени издания «Рассказов Пирятинца» имя Гребёнки начинает все чаще появляться под повестями, рассказами, очерками и стихотворениями в разных периодических изданиях. Вскоре почти ни один журнал, ни один альманах или сборник не обходятся без какого-нибудь его произведения. По свидетельству И. И. Панаева, «для журналистов был он необходим, потому что повести его и рассказы очень нравились большинству читающей публики».

В ноябре 1838 года Евгений Павлович оставил службу в комиссии духовных училищ и был определен старшим учителем (третьего рода) русского языка и словестности в Дворянский полк. Вся служба Гребёнки с этих пор ограничивается преподаванием в военно-учебных заведениях. В 1841 году он был переведен из Дворянского полка в учителя словестности во второй кадетский корпус. В последние годы жизни преподавал он тот же предмет в институте корпуса горных инженеров и в офицерских классах морского кадетского корпуса. Дослужился до чина коллежского советника.

Каждый год, начиная с 1838, стало появляться в печати по несколько повестей и рассказов Гребёнки. К числу наиболее выдержанных принадлежит повесть «Кулик». Очень грациозно выглядит стихотворение «Песня» («Молодая еще девица я была»). В 1841 году, в издаваемом им журнале «Ластівка» опубликовал сборники сочинений Шевченко, Квитки, Кулиша и других малорусских писателей, предназначенный для народного чтения. 1843 и 1844 годы были самыми плодовитыми в деятельности Гребёнки. Кроме двух романов «Чайковский» и «Доктор», он напечатал девять повестей и рассказов. Замечательнейшее из всех этих произведений - роман «Чайковский», о котором В. Г. Белинский отзвался с особой теплотой, в то же время есть и вообще лучшее произведение Гребенки. Содержание романа заимствовано из семейных преданий матери Гребёнки и из украинской думы об Алексее Поповиче. В романе обрисована старая казаческая Малороссия. К 1847 году Евгений Павлович приступил к собранию и изданию всех своих произведений: первые четыре тома вышли в 1847 году, еще четыре в 1848 году. Смерть Гребёнки прекратила это издание, в которое вошло только семнадцать повестей и рассказов и один роман из пятидесяти, написанных им. Полное собрание сочинений Гребенка вышло только в 1862 году, и затем было переиздано в 1903 году. В 1878 году были изданы все сочинения Гребёнки на малорусском языке.

Что касается его характера и частной жизни, то по приезде в Петербург он быстро вошел в круг литераторов, посещал салоны В. Ф. Одоевского, П. А. Плетнева и других. Сам регулярно принимал у себя литераторов (любивших его за добродушие и хлебосольство), в числе которых были его близкие друзья - земляки-украинцы А. С. Афанасьев-Чужбинский, Н. В. Кукольник, Н. Я. Прокопович), а также В. Г. Бенедиктов, И. И. Панаев, автор «Конька-Горбунка» П. П. Ершов, автор толкового словаря В. И. Даль. Вечера Гребенки нередко посещал В. Г. Белинский. Также Евгений Павлович был близок с семейством вице-президента академии художеств, графа Ф. П. Толстого. Гребёнка одним из первых оценил талант Т. Г. Шевченко, принимал участие в его выкупе из крепостной зависимости и публикации первых его произведений, в частности в 1840 году - в издании «Кобзаря». В благодарность Тарас Григорьевич посвятил Гребёнке свое стихотворение «Перебендя». Однако позже их отношения ухудшились.

Несмотря на то, что средства Евгения Павловича были незначительны, по переезде в Петербург в 1834 году, он уже в сентябре вызвал к себе братьев Михаила и Николая, первого из которых он поместил в Дворянский полк, а второго в Академию Художеств. В середине 1836 года он вызывает к себе Аполлона Павловича и в начале октября 1836 года устраивает его также в Дворянский полк. Приехавшая сестра Людмила была определена в Институт благородных девиц. Вот что пишет Евгений Павлович в письме к матери, после того, как определил в Дворянский полк младшего брата Константина: «У меня как гора с плеч свалилась: наконец последний брат мой пристроен, благодаря бога, як как мог дал им дорогу, теперь от них зависит быть людьми». Зная, что из-за своей бедности родители не могут вывести в люди всех своих детей, Евгений Павлович считал своим долгом помочь всем братьям и сестре. При этом Евгений Павлович старался, как можно чаще приезжать в отпуск на свою родину, к родителям, в родной хутор. Первую свою поездку в отпуск он совершил в 1837 году после, более чем трехгодичного отсутствия дома.

Последние годы жизни

Напряженный, изнурительный труд за эти три года, вместе с непривычными климатическими условиями подорвали его здоровье, и поездка домой могла улучшить его самочувствие. Так как он работал в учебных заведениях, то его отпуск начинался в мае и заканчивался в августе. В Убежище его ожидали нерадостные новости: за годы его отсутствия умерли два его брата Александр и Петр, а также сестра Анна (жена Л. Н. Свички), а отец - Павел Иванович был болен (он умер 20 октября 1837 года). И все же пребывание Евгения Павловича среди своих родных и близких и благодатное влияние климата, положительно повлияли на его здоровье. Не последнюю роль в этом сыграло и хорошее питание. В 1837 году Евгений Павлович забрал в Санкт-Петербург младшего брата Константина (а в 1839 году определил его в Дворянский полк). В 1838 году по каким-то причинам Евгений Павлович в Убежище не приезжал, а с 1839 года - каждый год он отдыхал там. Несколько раз вместе с ним в Убежище приезжали и отдыхали его друзья и знакомые - Т. Г. Шевченко (1843 год), В. И. Даль (1844 год), А. С. Афанасьев-Чужбинский. В свой очередной отпуск 1844 года Евгений Павлович повенчался с Марией Васильевной Ростенберг и забрал ее с собой в Санкт-Петербург, где они проживали на Васильевском Острове.

Здесь следует упомянуть, что именно глазам этой прекрасной женщины, сразившим Евгения Павловича, мы теперь обязаны появленю бессмертного произведения литературы - романса «Очи черные, очи страстные», написанного им в 1843 году. От этого брака у них родилась дочь Надежда. Начались новые заботы, новые денежные расходы, которые сильно превышали старые, холостяцкие. Встал вопрос о перезакладе поместья жены (которое уже было заложено). 31 марта 1845 года Евгений Павлович в письме к матери в Убежище писал: «Поторопите деда, чтобы он выслал скорее свидетельство на перезалог имения жены моей, потому что без этого мы из Петербурга не выедем…» К несчастью, дед Марии Васильевны (отец ее матери) Григорий Иванович Боярский 11 марта 1845 года умер в больнице г. Одессы от лихорадки и оформить документы на перезаклад имения было уже некому. Денег на поездку на Украину у молодоженов не было, поэтому в 1845 и 1846 годах Евгений Павлович не приезжал в Убежище для поправления здоровья. В соответствии с послужным списком Е. П. Гребенки за 1848 год он получил отпуск на время каникул с 30 мая по 15 августа 1847 года по домашним обстоятельствам в Полтавскую и Киевскую губернии. Кроме отдыха и поправки своего здоровья ему пришлось решать вопросы, связанные с управлениями имений его жены в селах Рудка и Лазирки (так как дед Марии Васильевны умер) и с функционированием школы в с. Рудка, которая была открыта 17 мая 1847 года на деньги Евгения Павловича и его жены. Его мать Надежда Ивановна, обеспокоенная здоровьем сына, решила ехать в Петербург вместе с ним. Версия поездки матери писателя в Петербург подтверждается тем, что в Исповедных ведомостях Петропавловской церкви с. Короваи за 1847 и 1848 годы она не записана. До 15 августа Евгений Павлович вместе с матерью вернулся в Петербург, где снова начались дни загруженной работы. А болезнь его продолжала прогрессировать. 30 ноября 1848 года в своем рапорте помощник директора Института корпуса горных инженеров по учебной части полковник Гельмерсен докладывал директору института генерал-майору Шрейдеру: «Преподаватель российской словестности в 2-х отделениях II кадетского корпуса Горного института колежский советник Гребёнка уже больше двух месяцев не является на занятия в связи с болезней». Можно предположить, что с самого начала 1848/49 учебного года Евгений Павлович уже не мог преподавать: вместо него занятия проводил его земляк и товарищ Н. Я. Прокопович.

Смерть

3 декабря 1848 года Евгения Павловича не стало. Столичная газета «Санкт-петербургские ведомости» в № 278 за 1848 год писала: «Многие пожалеют о Е.Гребёнке, как о литераторе, нам да позволено будет пожалеть о нем сверх того утрату доброго и благородного человека. Не вырастет на его могиле ни крапива, ни вереск; природа украсит ее благоуханными цветами его южной родины». Умер он от туберкулеза в Санкт-Петербурге, где 7 декабря 1848 года в 11 часов утра в церкви Андрея Первозванного на Васильевском острове происходило отпевание. По завещанию, его тело было перевезено на родину в деревню Убежище, где на семейном кладбище Гребёнок, обнесённом глубоким рвом, и был похоронен Евгений Павлович 13 января 1849 года. В метрической книге Петропавловской церкви с. Короваи, Пирятинского уезда, Полтавской губернии за 1849 год сохранилась запись о том, что 13 января 1849 года погребен служивший в Санкт-Петербургском во 2-ом Кадетском корпусе, коллежский советник Евгений Павлов Гребёнка, скончавшийся в Санкт-Петербурге 3 числа декабря прошлого 1848 года, и по доизволению начальства перевезенный на место родины в деревню Убежище, для предания земле в фамильном склепу (35 лет). Умер от воспаления. Исповедовал и приобщал Святых Тайн Санкт-Петербургского Андреевского собора священник Петр Гиацинтов. Погребение совершил приходской священник Косма Иоанов Выревский с причетом в фамильном склепе.

Изначально на могиле был установлен дубовый крест. Позже в 1900 году, стараниями Пирятинского земства и М. В. Стороженко, на могиле был установлен чугунный памятник - ажурный крест на постаменте, а сама могила была окружена железной решеткой. А в 1912 году, в год столетия со дня рождения писателя, было принято решение переименовать находящуюся неподалеку железнодорожную станцию Петровку, в Гребёнку. В начале 1920-ых годов, в годы гражданской войны, могила Евгения Павловича была разрушена и заросла бурьяном. И только после великой отечественной войны, готовясь к празднованию 100-летнего юбилея со дня смерти писателя, его могила была восстановлена: поставлена деревянная ограда и постамент, на котором были написаны имя писателя и даты рождения и смерти. В 1962 году на могиле был установлен бюст писателя, замененный в 1987 году новым памятником работы скульптора Ю.Гирича.

Семья

Дочь - Надежда

Творчество

Печататься начал в 1831 году, опубликовав в журнале «Московский телеграф» перевод первой главы поэмы Александра Пушкина «Полтава» на украинский язык. Его перевод всей поэмы издан в Санкт-Петербурге в 1836. Первое опубликованное произведение на русском языке - стихотворение «Рогдаев пир» («Украинский альманах», Харьков, 1831). Первые прозаические произведения на русском языке - рассказы «Малороссийское предание» и «Сто сорок пять» в альманахе «Осенний вечер на 1835 год».

В баснях на украинском языке «Медвежий суд», «Рыбак», «Волк и огонь», «Ячмень» и других обличал социальную несправедливость, помещичий произвол, взяточничество. Изданные в сборнике «Малороссийские присказки» (Санкт-Петербург, 1834, 2-e издание 1836), они получили известность.

Его стихи на украинском и русском языках («Молода ещё я девица была» (в песне - «Помню, я ещё молодушкой была»), «Очи Чёрные» и другие) стали популярными песнями. Украинская жизнь нашла отражение в прозаических произведениях Гребенки, написанных на русском языке. Вначале изображал украинскую жизнь в романтическом духе, позднее - с позиций критического реализма (сборник повестей и рассказов «Рассказы пирятинца», 1837; «Братья», 1840; повесть «Нежинский полковник Золотаренко», 1842; роман «Чайковский», 1843). Показал быт чиновников («Дальний родственник», 1841; «Полтавские вечера», 1848), угнетение крепостных (рассказ «Кулик», 1841; «Приключения синей ассигнации», 1847), трагедию «маленького человека» (повесть «Записки студента», 1841; роман «Доктор», 1844; «Заборов», 1848). Был близок к натуральной школе.

В 1841 в Петербурге издал альманах «Ластівка» («Ласточка») с участием Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Т. Г. Шевченко, Л. И. Боровиковского и других украинских писателей.

Сочинения

  • Полное собрание сочинений под ред. Н. Гербеля, т. 1-5, Санкт-Петербург 1862;
  • Твори, т. 1-5, К., 1957;
  • Вибране, К., 1961;
  • Избранное, вступ. ст. С. Зубкова, К.. 1964.

Е. П. Гребёнка родился на хуторе «Убежище» близ города Пирятина на Полтавщине. Его отец - отставной гусарский офицер, участник войны 1812 года, владел небольшим имением. Первые годы жизни Евгения прошли на попечении крепостной няни-украинки, она пела ему народные песни, рассказывала сказки.

13-ти лет Евгений был определён в Нежинскую гимназию высших наук - одно из лучших учебных заведений на Украине. Одновременно с ним там учился известный впоследствии поэт Н. В. Кукольник, а несколькими годами ранее - Н. В. Гоголь. Гребёнка увлекался и гуманитарными и естественными науками. Тогда же он начал писать стихи. Рукописные журналы в Нежинской гимназии были заполнены его стихами. Литературное творчество в гимназии поощрялось, среди её преподавателей были литераторы, один из них, учитель латинского языка И. Г. Кулжаньский заметил дарование Гребёнки и даже послал его стихи в «Дамский журнал». Литературу преподавал П. И. Никольский, который был приверженцем классицизма и новой литературы не признавал.

Однако воспитанники гимназии интересовались современной литературой и старались знакомиться с новейшими её произведениями. Они в складчину выписывали из Москвы журнал «Галатея». Гребёнка, когда мог, покупал книги. Проникала в гимназию и литература запрещённая: в 1825 надзиратель отобрал у Гребёнки рукописный список оды Пушкина «Вольность» ; кто-то из товарищей давал ему читать «Горе от ума» Грибоедова .

В 1829 Гребёнка пишет отцу: «Перевожу поэму Пушкина - «Полтаву» на малороссийский язык». Над этим переводом он работал очень серьёзно, собирая исторические сведения и народные предания. Перевод «Полтавы» в отрывках печатался в «Московском телеграфе» и «Утренней звезде», а в 1836 вышел отдельной книжкой с посвящением Пушкину .

По окончании гимназии (к тому времени преобразованной в лицей) Гребёнка вступил в 8-й малороссийский казачий полк. Его влекла «рыцарская страсть к приключениям, жажда опасностей и славы». Но полк в военных действиях участия не принимал, и через три месяца Гребёнка вернулся домой.

В 1834 Гребёнка переехал в Петербург. Несколько лет он прослужил в канцелярии Комиссии духовных училищ, потом стал преподавать русский язык и литературу в Дворянском полку, затем в Кадетском корпусе, позже в Институте корпуса горных инженеров. Преподавал он также минералогию, ботанику и зоологию. «Голова кругом пойдёт, как вспомню, какой я умный человек», - пишет Гребёнка о своей преподавательской деятельности. Служил Гребёнка до самого конца жизни, но тем не менее прежде всего он был литератором.

В 1834 вышел его сборник «Малороссийские присказки», в который вошли лирические стихи и басни на украинском языке. Несколькими годами позже вышли «Рассказы пирятинца», написанные по-русски и принесшие Гребёнке известность. С этого времени он стал постоянно печататься в петербургских журналах и альманахах.

Проза Гребёнки принадлежит к «натуральной школе» с её верностью изображения реальной жизни, тонкой и острой наблюдательностью и, главное, глубочайшим сочувствием и уважением к «маленькому человеку». Белинский отметил «замечательное дарование» Гребёнки и «гуманистическое начало» его творчества, а повесть «Кулик» назвал «одной из лучших повестей последнего времени».

Гребёнка вошёл в литературную жизнь столицы, перезнакомился со многими литераторами, завёл у себя литературные вечера. Он был хорошо знаком с Бенедиктовым , Далем, Кукольником, Ершовым .

В Петербурге Гребёнка сблизился со своим земляком Т. Г. Шевченко и принял участие в его освобождении от крепостной зависимости; по инициативе Евгения Павловича был издан «Кобзарь» Т. Г. Шевченко.

Познакомился Гребёнка и с Пушкиным . В библиотеке Пушкина был экземпляр «Полтавы» на украинском языке в переводе Гребёнки, а сам Пушкин собирался перевести на русский басню Гребёнки .

Большое место в жизни и творчестве Гребёнки занимала история. Он ощущал живую связь с прошлым своего народа, воспринимал его как свое собственное прошлое. Действие лучшего исторического романа Гребёнки «Чайковский» происходит в его родных местах - в Пирятине, герои романа - предки самого Гребёнки (его мать была урождённая Чайковская), предки его родственников и знакомых.

Умер Гребёнка в 1848, ему было всего 35 лет. В извещении о его смерти в «Санкт-Петербургских ведомостях» говорилось: «Ещё утрата для бедной русской литературы… скончался Евгений Павлович Гребёнка, даровитый писатель, добрый, благороднейший человек».

ГРЕБЁНКА, Евгений Павлович - украинский и русский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Окончил в 1831 Нежинскую гимназию высших наук. С 1834 жил в Петербурге, преподавал русский язык и литервтуру в учебных заведениях. Принимал участие в выкупе из крепостной неволи Т. Г. Шевченко и в его дальнейшей судьбе. На литературных вечерах Гребёнки бывали В. Г. Белинский, В. И. Даль, И. И. Панаев, П. П. Ершов , М. Момбелли и другие. Печататься Гребёнка начал в 1831 в русских журналах и альманахах. Широкую известность получили его басни - «Малороссийские приказки» (1834, 2-е издание, 1836). Развивая народно-сатирические традиции, используя опыт И. А. Крылова , а также Г. Сковороды, И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Гребёнка в своих баснях обличал социальную несправедливость, помещичий произвол, взяточничество, бюрократизм (, , , и др.). Отдельные стихотворения Гребёнки как на украинском, так и на русском языках (, , ) стали популярными песнями. Романтическая поэма Гребёнки «Богдан» (1843) посвящена исторической дружбе украинсконо и русского народов. Перевёл на украинский язык «Полтаву» А. С. Пушкина . В прозе на русском языке Гребёнка изображал украинскую жизнь сначала в романтическом духе, потом с позиций критического реализма («Рассказы пирятинца», 1837, «Братья», 1840, «Нежинский полковник Золотаренко», 1842, «Чайковский», 1843). Он показал быт чиновников («Лука Прохорович», 1838, «Дальний родственник», 1841, «Полтавские вечера», 1848), помещичий произвол и угнетение крепостных («Кулик», 1841, «Приключения синей ассигнации», 1847), гибель «маленького человека» в бездушном обществе («Записки студента», 1841, «Доктор», 1844, «Заборов», 1848). Гребёнка был близок к натуральной школе. Очерк «Петербургская сторона» опубликован в альманахе Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга» (1845). Некоторые рассказы и повести Гребёнки высоко ценил В. Г. Белинский. Гребёнка подготовил и издал один из первых украинских альманахов («Ластівка» - «Ласточка», 1841), в котором напечатаны сочинения Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко и других.

Соч.: Полное собр. соч., под ред. Н. Гербеля, т. 1-5, СПБ, 1862; Рус. повести XIX в. 40-50-х годов. [Подгот. текста и примеч. Б. С. Мейлаха], т. 1, М., 1952; Твори, т. 1-5, К., 1957; Поетичні твори, К., 1959; Вибране, К., 1961; Байки, К., 1962; Поэты 1840-1850-х годов (Вступ. ст. и общая ред. Б. Я. Бухштаба), М. - Л., 1962.

Лит.: История укр. лит-ры, т. 1, К., 1954; Зубков С. Д., Євген Павлович Гребінка. Життя и творчість, К., 1962.

С. Д. Зубков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

ГРЕБИНКА Евгений Павлович - украинский писатель 30-х гг. XIX века, дошевченковского периода. Его басни «Приказки» (1834; 4-е издание 1878) были после «Энеиды» Котляревского одним из выдающихся произведений новой украинской литературы и представляют собой значительное явление в истории украинского национального и литературного возрождения. Изданный Гребинкой в 1841 альманах «Ластівка» объединил виднейших представителей украинского ренессанса: Гребинку, Афанасьева-Чужбинского, Кулиша, Квитку, Боровиковского и, наконец, Т. Шевченко.

Гребинка многое позаимствовал от Ла Фонтена и Крылова , что однако не помешало ему написать оригинальные, незабытые и до сих пор произведения, вошедшие в историю украинской литературы как шедевры басенного жанра. Насыщенные свежестью украинского колорита и острой мыслью, произведения Гребинки по праву определили его роль как непосредственного предшественника Шевченко и одного из классиков украинской литературы.

Гребинка был типичным для своего времени идеологом мелкопоместного и мелкочиновного украинского дворянства, общие национально-автономистские украинские тенденции и гуманитарно-демократический либерализм которого уживались рядом с признанием царской монархии и крепостной зависимости крестьян; произведения Гребинки не колебали ни основ, ни системы общественных взаимоотношений, хотя они резко осуждали ненормальные явления общественной жизни и были в своё время смелым литературным выступлением. Подготовляя почву для Шевченко, многие произведения Гребинки не утратили значения и в настоящее время. Ряд басен Гребинки перешёл в народную словесность.

Прозаические произведения Гребинки, написанные на русском языке, имеют в настоящее время лишь историко-литературное значение. Гребинкой переведена на украинский язык «Полтава» Пушкина (полный перевод вышел в 1836 году).

Библиография: I. Полн. собр. сочин. вышло в 1862 (5 тт., под ред. Н. Гербеля, СПБ.) и 1903. В 1878 изданы все сочин. Гребинки на украинском яз.

II. Коваленко Г., Е. Гребінка, Полтава, 1918; Філіпович, Шевченко, Гребінка, «Украина», 1925, кн. I; Дорошкевич, Підручник історії укр. літератури; Ефремов, Історія укр. письменства; Коряк В., Нариси з історії укр. літератури.

III. Библиографический указатель к произведениям Гребинки см. в указанном выше изд. «Сочинений» Гребинки, 1862; См. ещё: Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко, 2-е изд. Н. В. Гербеля, СПБ., 1881; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.

А. П.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Гребенка Eugene Grebenka Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 21.1.1812
Когда вражда народов вроде рынка, где рвутся и продаться, и продать, как вы нужны сейчас, Евгений Гребенка, чтоб двуязычно отповедь им дать.-Евгений Евтушенко.

Родился Евгений Павлович Гребенка 21.01.(02.02.) 1812. Его папа наследник суворовского гренадера Ивана Гребенкина, тот, что дослужившись до офицерского чина, получил право на наследственное дворянство. Мать Надежда, дочь знатного пирятинского казака Ивана Чайковского. Родила она Павлу 8 детей, Евгений был старшим. Им занималась няня Мария... Веселая была, добра. Знала сотни сказок и песен. Никогда эти сказки не повторялись, а в венок любимых песен она вплетала собственные слова, и эти песни становились такими своими, такими близкими и понятными, вроде лились из самого сердца. Вот под эти ее песни и прошло ребячество Евгения.

Длинными вечерами на семейных чаепитиях, Надежда Ивановна вспоминала полковников, сотников и значковых товарищей Чайковских - своих дедов и прадедов. Павел Иванович рассказывал о геройских поступках отца, его суворовских походах, о о своих походах, о штурме Анапы. Так сама История входила в существование мальчика. История его Рода, история его Родины...

3.08. 1825 Евгений был принят в 4 класс Нежинской гимназии высших наук.Эта гимназия могла соревноваться из Царскосельским лицеем. В ней учились будущие литературные звезды Николай Гоголь, Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Виктор Забила. Именно они задавали тон в гимназии. В гимназии выходили рукописные журналы Звезда Северная заря и альманахи Метеор литературы, Литературное эхо и Парнасский навоз...

Евгений выдает украиноязычный альманах Аматузия. Гимназистам в той Аматузии больше всего нравились его сатирические вирши...

Петя Маркос принес в гимназию запрещенные стихотворения Рылеева и пушкинскую оду Вольность. И стихотворения Рылеева, и Пушкинскую оду безотложно же и переписали и они разошлись между гимназистами. Надзиратель Кальдер изъял оду у Евгения. Начались репрессии, которые поделили профессуру на два лагеря либералов, - во главе с профессором Белоусовим, и почитателей палочной дисциплины - во главе с профессором Билькевичем. Билькевич написал донос самому Бенкендорфу. По поручению последнего в начале 1830 в гимназию прибыл с чрезвычайными полномочиями действительный статский советник Э.Б.Адеракс. Жене не только удалось выкрутиться в истории с одой, но и приглянуться Адераксу в такой степени, что тот предложил ему подмога, когда понадобится Мартоса, Данилевского и Прокопиевича исключили из гимназии из волчьим билетом, а Кукольника и Забилу несложно исключили...

Теперь Женя стал первым поэтом гимназии. Ему поручалось строчить оды в честь высокопоставленных посетителей и здравницы в честь праздников. Как всамделишный стихотворец он романтически влюбился в сестру своего побратима Николая Новицкого Марию. Когда в 1831 закончил гимназию, вспыхнуло польское восстание и Мария пожелала зреть его в офицерском мундире. Евгений записался обер-офицером в эскадрон Резервного Малороссийского полка. Но граф Паскевич подавил восстание и без них, так что царь приказал распустить все резервные части. Женя вернулся домой

Перед рождеством 1834 Евгений выехал в Петербург, где с помощью сына крёсного отца Василия Марковича устроился регистратором в ученой экспедиции при комиссии духовных училищ с жалованьем 750 рублей в год.

В Петербург перебрался из Вильно и Нестор Кукольник, тот, что своей пьесой Рука Всевишнего Отечество спасла стал основоположником новой идеологии Российской империи: "Православие, Самодержавие, Народность". Эта идеология всецело отвечала и мировоззрению Евгения и он стал завсегдатаем литературных сред братьев Кукольников. Адеракс не забыл своего обещания и свел его со знаменитым педагогом, журналистом и издателем Отечественных записок Николаем Гречом. Греч стал печатать Евгения в своем издании, а в 1836 выпустил отдельной книжкой сборник его Малороссийских приказок Имя Гребенки стало известным всем читающим украинцам. Ведь стихотворения-басни украинским языком были опубликованы в первый раз. Тогда же он познакомился и стал побратимом автора бессмертного Конька-Горбунька Петра Ершова...

С августа 1835 он, по протекции Плетнева, стал преподавать словесность в Дворянском полку, где географию читал Егор Гудима, историю Вася Прокопович, с которыми он в школьные годы делил квартиру. В том же 1835 вернулся в Петербург Аполлон Мокрицкий. Первое время он жил у Григоровича, а далее снял уютную квартирку в том же доме(56 на 4-й линии Васильковского острова), где имел: великолепно меблированные 2 комнаты, приемная и офис, помимо того, опочивальня и кухня Евгений Гребинка. С деньгами у Мокрицкого было не весьма, вследствие этого пригласил поделить с ним квартиру земляка и товарища по учебе в Академии Художеств Ивана Сошенко...

Пару раз на литературные вечера к Евгению затаскивал Аполлон своего сожителя. К сожалению, Иван ничего помимо Четьи-минеи не читал, да и чувствовал себя, как беспородный кобель в элитной стае. Перестал приспевать. Вместоположение него на одну из вечеринок притащил Аполлон земляка Сошенко Первого рисовальщика знаменитого комнатного живописца Ширяева Тараса Шевченко. С того времени Тарас все редкие свободные вечера стал проводить на пятницях у Гребенки или на средах у братьев Кукольников.

С помощью В.Прокоповича и Петра Плетнева Евгений получает место преподавателя словесности в кадетском корпусе. Высокая заработная плата позволяет не только снабжать всем необходимым братьев и сестры, но и в конце 1837 выдать отдельной книгой Рассказы Пирятинца, которые раскупили практически за считанные недели. Летом он поехал в отпуск в Родительский хутор Убежище под Пирятином и узнал, что его любимая вышла замуж за приезжего офицера. Старенькая няня, чтобы утешить, напевала ему невеселые песни о несчастной любви. Евгений старательно их записал и повез в Петербург. Как-то в кадетском корпусе ему пришлось подменить учителя музыки Ломакина. Он сел за фортепиано и запел им свою обработку тех няниных песен. Сначала Поехал вдали казак на чужбину. Потом была Украинская мелодия - Когда я ещё молодушкой была!. Кадеты были в восторге. Ломакин, выйдя затем болезни, положил слова на музыку и сквозь немного недель эти песни запел Петербург, а после этого запела и поет до сих пор вся Россия! Мало того, эта украинская мелодия вызывала весь строй поэтических перепевов от Тройки Николая Некрасова (Что ты с жадностью глядишь на дорог.) до Железной дороги Александра Блока (Под насыпью, во рву некошенном.) и Старой солдатской Евгения Симонова (Как служил служивый Службу ратную).

Мокрицкий зажегся идеей выкупа Тараса из крепостных. Привлек более того к этому Карлу Брюллова. К сожалению Карл Великийне смог уверить Енгельгарда освободить Тараса на волю задаром. Брюллов решил подсобить с выкупом. У него гора заказов на портреты, а он рисует только тех, кто ему нравится. Других отправляет к Тарасу. Из-за тех заказов Тарас влип в историю. Брюллов направил к нему похожего на обезьяну графа Клейнмихеля. Тот самоуверенно попросил Тараса передать его правдиво, что тот и сделал. Но то правдивое изображение графу не понравилась и он отказался от портрета. Этот портрет увидел у Тараса его парикмахер и попросил совершить из него вывеску для своей париумахерской. Тарас дорисовывал бритвенные принадлежности и рушник сквозь плечо. Отдал портрет. Стал он вывеской для парикмахерской в Летнем Саду. Ее невзначай увидел царь и велел Клейнмихелю понять. Тот потребовал у Енгельгарда сбыть ему Тараса. Павел, загнул за Тараса 2500 рублей, что в 5 раз превышало цену квалифицированного крепостного и в 50 раз цену портрета. Клейнмихель согласился. Енгельгард похвастался таковый выгодной сделкой перед женой. Софи понимала, что ждёт Тараса у врага. Она немедля направила посыльного к Гребенке. Евгений ринулся к Нестору Кукольнику и уже совместно с ним помчали к Василию Жуковскому, где Кукольник рассказал учителю царских детей что-то тет-а-тет... Через 30 мин Василий Жуковский поехал к царице и она велела Енгельгарду застопорить продажу. По ее предложения 2500 рублей должна была вручить лотерея, разыгранная на одном из благотворительных вечеров царской семьи. Князь Виельегорский и граф Толстой под эту лотерею взяли ссуду в банке, и 22 апреля 1838 Шевченко получил вольную.

Как раз в это время в литературных приложениях к Российскому инвалиду публикуется Лука Прохорович Гребенки. Сюжет и герой этого рассказа был увековечен со временем прекрасным художником, учеником Мокрицкого В.В.Пукаревым в картине Неравный брак. Трагедия, описанная Гребинкой наложилась на личную трагедию художника и стала бессмертной картиной.

В этом же году в Петербург по торговым делам отца приехал русский всенародный стихотворец Алексей Кольцов. Его к Гребинке привел Виссарион Белинский. Евгений был очарован и мелодичностью его стихотворений-песен, и скромной простотой Кольцова. Теперь на своих уроках словесности Гребинка читает кадетам не только стихотворения Пушкина, но и Кольцова. Знакомство с поэтом, тот, что воспевает в своих стихотворениях Малую Родину, пробудило в нем давнюю мечту выдавать журнал, в котором были бы объединены лучшие произведения, написанные по-украински. Он договаривается с Краевским об издании в 1839 году четырех Литературных добавлений на украинском языке к Отечественным запискам.

Сам же активно публикуется во всех изданиях Петербурга, независимо от их направленности. Даже петербургский сплетник Иван Панаев в своих Литературных воспоминаниях напишет: Гребинка, тот, что отличался величайшим добродушием. был любим всеми литераторами.. Евгений печатает и свои украинские басни, и свои российские переводы украинских народных песен, и бытовые, и романтические, и исторические повести. На основании своего дневника он пишет Записки студента. Это без малого автобиографическая повесть Здесь и отображение гимназии, и эпизод со спасением проходимца, тот, что выманил затем у отца все монеты. Описывалась и работа в Запасном Полку и измена любимой. Вот только петербургский отрезок времени не совпадал. Записки была опубликована в Отечественных записках и приподнято оценены Белинским

Тарас в это время по вечерам ходит по литературным салонам и сочиняет вирши, а днем получает на существование, рисуя портреты многочисленных заказчиков, которых сплавляет ему Карл Великий (Брюллов). Сплавил ему Брюллов и заказ на портрет Гребинкиного приятеля Петра Мартоса. Того Мартоса, тот, что был исключен из Нежинской гимназии по делу о вольнодумстве. Тарас резво написал его портрет. Но тут случился конфуз. Мартос проигрался вдребезги и ему ничем было уплатить за работу. Евгений предложил в счет долга напечатать Тарасов сборник Кобзарь. Для Мартоса это было совершенно нетрудно. Издатель Фишер задолжал ему в карты столь, что не одну книгу разрешается напечатать. Цензор Корсаков - близкий родственнико его жены. Пошли они к Тарасу с этим предложением. Тот согласился и в 1840 Кобзарь вышел в свет...

А вот с обещанным приложением к Отечественным запискам ничего не вышло. Против украинских дополнений категорически возражал Белинский. Тарас, окрыленный выходом Кобзаря, предложил вместо тех дополнений издать украинский альманах. Что же, если Фишера на Кобзарь уломал Гребинкин друг Мартос, то издателя Полякова на Ласточку подвигнул товарищь Евгения известен водевилист Федор Кони. И вот, в 1841 Ласточка расправила крылья и полетела по России. И поразительная вещь. Почти все издания, опекаемые Николаем 1, отозвались восторженно на явление Кобзаря и Ласточки, а демократические издания во главе с Белинским выступили с резкой критикой.

В начале января 1842 к Евгению пришла весть о смерти отца. Летом, получив отпуск, Евгений совместно с Людмилой, поехал в родное Убежище. Поклонился могиле отца. Потом, по требованию матери, поехал к его побратимам. Первым посетил своего благодетеля Василия Марковича в Калюжинцах. От него Евгений поехал в Рудки, где жил прочий побратим -Василий Ростенберг. Посадили его за столик, с графинчиком ароматнейшей и крепчайшей забиловки под толстые ломти хлеба с вкуснейшим полтавским салом. После второй рюмки все около стало прекрасно- романтическим и тути в комнату влетело какое-то чертенятко. Это была 15-летняя внучка Василия Маринка. Родителей ее унесла холера 1831 года и с тех пор она воспитывалась дедом. Совсем как Суворочка его любимого командира. Маленькая, ещё угловатоя, стремительная девчушка вертела всеми, как хотела. Тридцатилетний Евгений чувствовал себя рядом с ней беззащитным малышом. Погостив три безумных дня, он поехал домой а потом в Петербург. Но ещё продолжительно ему ночама снилось это угловатый черноглазый чертенок, около которого вертелась вся вселенная...

В Санкт-Петербурге ожидала привычная круговерть. Днем дело в кадетском корпусе, по вечерам встречи на литературных вечеринках, ночами писание очередного рассказа или повести. Незаметно, в трудах, пролетел год. Сестра Людмила заканчивала институт благородных девиц и ее летом следовало отвезти домой. Шевченко получил длительную командировку от Академии к Украине. У Евгения наступили летние каникулы. Решили ехать вкупе. Выехали почтовой каретой. Вместе доехали до Нежина, потом Гребенка с сестрой помчал к себе в Убежище, а Шевченко покатил к Тарновскому. Приехал Шевченко к Евгению в Убежище летом и без малого разом они выехали на балл к Волховской в Мойсеевку. И вот начался популярный балл. Тарас утонул в морских глубинах око Анны Закревской, а Гребинку сама пригласила на танец черноглазая красотка, в которой он с удивлением познал того маленького чертёнка- внучку Василия Ростенберга. Он был в увлечении от этой черноглазой царевны, в которую превратилась девочка-подросток. Когда потом Мойсеевки Тарас поехал с ним к Закревским в Березовую Рудку, Евгений ему все уши прожужжал о Маринке. К сожалению, как раз с того времени начался разрыв Тарас с Евгением. Евгений был ревностный христианин и уважал 10 заповедей, в том числе и не пожелай жену ближнего. Тарас же по уши влюбился в чужую жену и на все наставления Евгения только презрительно фыркал. К тому же Тарасу не нравился чертёнок, которым так увлекся Евгений, так как Маринка была родственницей его ненависного пана Енгельгарда. Были и объективные причины для их ссоры. Евгений всей душой принял новую идеологию российской империи За Бога, Царя и Отечество. Он боготворил Николая 1. Тарас же, воспитанный масонкою Софи Енгельгард, хоть и был верующим, но не сверх меры. К тому же он, как и божественная Софи, был республиканцем и не любил Николая 1, тот, что забрал корону у законного наследника престола Константина Павловича...

Перед отъездом Евгений попросил у Василия Ростенберга руки его внучки, но получил отказ. Тот заявил, что Маша ещё молода для брака. Если Евгений любит, то год подождет. Машенька же поклялась, что она будет дожидаться.

Возвращались в Петербург сквозь Киев. Остановились там на темное время суток в "Зеленой гостинице" на улице Московской. Зашли в кабачок. Там подвыпившая публика пела что-то на мотив французского военного марша, написанного Флорианом Германом. И вот, вслед за тем второй или третьей рюмки, на Евгения находит вдохновение. На тот самый мотив он пишет свои бессмертные:

Очи черные, очи страстные!

Вернувшись в Санкт-Петербург, напечатал их в Литературной газете. Песня понравилась самому Николаю 1, тот, что замечательно разбирался в поэзии. Благодаря царской опеке эта песня стала петься на всех гусарских вечеринках, и аранжироваться самими популярными композиторами. Сразу же песня стала мировым шлягером, символом русской души и остается им до настоящего времени...

Разрыв с Шевченко отвернул от него украинскую общину. Нечего дивиться, что позже 1843 у Гребенки нет украинских произведений. Ведь пишут на том языке, на котором общаются. А общался он в настоящее время с Белинским.. Вот под его влиянием и отказался Гребенка от украинского языка, но не отказался от Украины. Он продолжает сочинять об Украине и украинцах. Конечно, писал и о петербургских чиновниках, но в них также угадывались черты украинского характера. Отсутствие земляков его тогда не очень-то и волновала. Он напряженно работал над романом Чайковский в основу которого легли семейные перессказы и рассказы столетнего запорожца Никиты Коржа. Наконец, роман был напечатан в Отечественных записках. Есть он у меня на полке. Стоит рядом с книжками Дюма и Мориса Дрюона. Такой же увлекательный, как и те..

Не было в то время в Санкт-Петербурге издания, в котором не печатались бы произведения Гребенки. А он ещё и преподавал во 2-м кадетском корпусе. Как раз позже выхода в свет Чайковский его пригласили уяснять текст лекции по ботанике и минералогии в Институт Корпуса Горных инженеров. Братья, Михаил и Аполлон, которых он опекал, уже служат офицерами кирасирского полка в Елизаветограде. Сестра Людмила закончила институт благородных девиц и вернулась в Убежище, где хозяйством уже занимается меньший брат Константин. Брат Николай закончил Академию Художеств и уже сам себя кормит. Евгений в настоящий момент не должен был никому пособлять, никого утрясать. Он мог в настоящий момент мнить себя зажиточным человеком. Вот только в 1841 он заразился туберкулезом и в сыром петербургском климате непрерывно болел. В 1844 он опять едет на Украину. Дед невесты дал согласие на брак и 30 июня 1844 Евгений и Маша обвенчались. Через немного дней отбыли в Петербург. Здесь Евгений Павлович принимает приглашение уяснять текст лекции по словесности в Морском кадетском корпусе, не оставляя лекций в Институте Корпуса Горных инженеров. Не оставляет он и литературы. В этом году он пишет и публикует свой роман Доктор, которым так увлекался Чехов. Если позже Доктора читаешь чеховские повести, они кажутся продолжением Гребинкиних.

Благодаря преподавательской работе и гонорарам Евгений уже в 1845 может предложить матери 10000рублей в приданое сестре Людмиле и улаживает дела с заставленным и перезаставленным имением жены. 29 ноября он приглашает Плетнева сделаться крещенным отцом доченьки Надежды. Тогда же у Плетнева с ним знакомится Пантелеймон Кулиш, тот, что сберег до конца жизни наилучшие воспоминания о добродие Гребенке. Так больше он никого не называл

В журнале Финский вестник печатается Гребинкина повесть Иван Иванович, а в альманахе Белинского Физиология Петербурга его сатирический очерк Петербургская сторона, заказанный Некрасовым. В Отечественных записках расклад из народного быта Чужая башка темный лесс. В 1846 выходят его повесть Лесничий и расклад Пиита. Весной этого года Шевченко объявил о том, что решил объединить все свои произведения, написанные на протяжении трех последних лет, в сборник Три лета. Это подтолкнуло Гребинку к выпуску многотомного сборника своих произведений. Из-за хлопот над изданием первых томов, в этом году он публикуется всего ничего, зато в 1847 выходят первые 4 тома. Тогда же он пишет повесть Заборов, которую взяли в свой Иллюстрированный альманах Некрасов и Панаев. К сожалению, альманах не был разрешен цензурой. Зато Гребинкина повесть Приключения синей ассигнации, опубликованная в газете Санкт-петербургские ведомости имела немалый счастливый момент. Успех имели и его очерки Провинциал в столице, Хвастун, напечатанные в Современнике. Гонорары от публикаций он потратил на открытие в имении жены приходского училища для крестьянских детей. Открыл он его лично 17 мая 1847. Преподавателем в ту школу он пригласил моего прадеда Ивана Сиротенко...

Это была последняя поездка Гребенки на Украину. Вернувшись в Санкт- Петербург он ещё успел выпустить повесть Полтавские вечера и очередные 4 тома своих произведений, но осенью заострился туберкулез и он без малого не выходил. В конце ноября случилась напасть с преподавателем кадетского корпуса Корневым. Гребенка помчал к начальству выручать коллегу. Начальство было непреклонным. Расстроенный, он промерз в открытой коляске при переезде сквозь Неву и свалился в лихорадке.. С(15) декабря он умер. Он просил захоронить себя на Украине, как в той песне Казак на чужбине. Родные выполнили его возделение и захоронили его прах на кладбище в Марьяновке(так стало именоваться Убежище) Когда в 1895 году прокладывалась железная стезя Киев-Харьков узловая станция, которую возвели рядом с Марьяновкой была названа именем того, кто объединил когда-то два народы. Написал Гребенка 46 романов и уймище стихотворений, повестей, рассказов. При его жизни вышло 8 томов, которые безотложно же раскупили. Но остался он для всех автором своей первой маленькой книжечки Малороссийские приказки и первой ласточкой альманахом украинской литературы. Он сеял Добро. Ему больше всего подходит украинское воззвание Добродий. Увы, и поныне в Украине господствует не Добро, а основатели украинского литературного языка числятся в иностранных писателях.

Евгений Поселянин Eugene Poselyanin

Русский публицист и духовный писатель. Его перу принадлежат многочисленные статьи и очерки православного характера, книги Старец Иларион..

Когда вражда народов - вроде рынка, где рвутся и продаться, и продать, как вы нужны сейчас, Евгений Гребенка, чтоб двуязычно отповедь им дать.
-Евгений Евтушенко


Родился Евгений Павлович Гребенка 21.01.(02.02.) 1812. Его отец – сын суворовского гренадера Ивана Гребенкина, который дослужившись до офицерского чина, получил право на наследственное дворянство. Мать – Надежда, дочка знатного пирятинского казака Ивана Чайковского. Родила она Павлу 8 детей, Евгений был старшим. Им занималась няня Мария... Веселая была, добра. Знала сотни сказок и песен. Никогда эти сказки не повторялись, а в венок любимых песен она вплетала собственные слова, и эти песни становились такими своими, такими близкими и понятными, словно лились из самого сердца. Вот под эти ее песни и прошло детство Евгения.

Длинными вечерами на семейных чаепитиях, Надежда Ивановна вспоминала полковников, сотников и значковых товарищей Чайковских - своих дедов и прадедов. Павел Иванович рассказывал о подвигах отца, его суворовских походах, о о своих походах, о штурме Анапы. Так сама История входила в жизнь мальчика. История его Рода, история его Родины...

3.08. 1825 Евгений был принят в 4 класс Нежинской гимназии высших наук.Эта гимназия могла соревноваться из Царскосельским лицеем. В ней учились будущие литературные звезды – Николай Гоголь, Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Виктор Забила. Именно они задавали тон в гимназии. В гимназии выходили рукописные журналы – «Звезда» „Северная заря» и альманахи «Метеор литературы», «Литературное эхо» и «Парнасский навоз»...

Евгений выдает украиноязычный альманах „Аматузия”. Гимназистам в той «Аматузии» больше всего нравились его сатирические стихи...

Петя Маркос принес в гимназию запрещенные стихотворения Рылеева и пушкинскую оду «Вольность». И стихотворения Рылеева, и Пушкинскую оду сразу же и переписали и они разошлись между гимназистами. Надзиратель Кальдер изъял оду у Евгения. Начались репрессии, которые разделили профессуру на два лагеря – либералов, - во главе с профессором Белоусовим, и почитателей палочной дисциплины - во главе с профессором Билькевичем. Билькевич написал донос самому Бенкендорфу. По поручению последнего в начале 1830 в гимназию прибыл с чрезвычайными полномочиями действительный статский советник Э.Б.Адеракс. Жене не только удалось выкрутиться в истории с одой, но и понравиться Адераксу настолько, что тот предложил ему помощь, когда понадобится… Мартоса, Данилевского и Прокопиевича исключили из гимназии из „волчьим билетом”, а Кукольника и Забилу просто исключили...

Теперь Женя стал первым поэтом гимназии. Ему поручалось писать оды в честь высокопоставленных посетителей и здравницы в честь праздников. Как настоящий поэт он романтически влюбился в сестру своего побратима Николая Новицкого – Марию. Когда в 1831 закончил гимназию, вспыхнуло польское восстание и Мария пожелала видеть его в офицерском мундире. Евгений записался обер-офицером в эскадрон Резервного Малороссийского полка. Но граф Паскевич подавил восстание и без них, так что царь приказал распустить все резервные части. Женя вернулся домой…

Перед рождеством 1834 Евгений выехал в Петербург, где с помощью сына крёсного отца Василия Марковича устроился регистратором в ученой экспедиции при комиссии духовных училищ с жалованьем 750 рублей в год.

В Петербург перебрался из Вильно и Нестор Кукольник, который своей пьесой «Рука Всевишнего Отечество спасла” стал основоположником новой идеологии Российской империи: "Православие, Самодержавие, Народность". Эта идеология целиком отвечала и мировоззрению Евгения и он стал завсегдатаем „литературных сред” братьев Кукольников. Адеракс не забыл своего обещания и свел его со знаменитым педагогом, журналистом и издателем „Отечественных записок” Николаем Гречом. Греч стал печатать Евгения в своем издании, а в 1836 выпустил отдельной книжкой сборник его „Малороссийских приказок” Имя Гребенки стало известным всем читающим украинцам. Ведь стихотворения-басни украинским языком были опубликованы впервые. Тогда же он познакомился и стал побратимом автора бессмертного «Конька-Горбунька» Петра Ершова...

С августа 1835 он, по протекции Плетнева, стал преподавать словесность в Дворянском полку, где географию читал Егор Гудима, историю – Вася Прокопович, с которыми он в школьные годы делил квартиру. В том же 1835 вернулся в Петербург Аполлон Мокрицкий. Первое время он жил у Григоровича, а затем снял уютную квартирку в том же доме(№56 на 4-й линии Васильковского острова), где имел: “прекрасно меблированные 2 комнаты, приемная и кабинет, кроме того, опочивальня и кухня” Евгений Гребинка. С деньгами у Мокрицкого было не очень, поэтому пригласил разделить с ним квартиру земляка и товарища по учебе в Академии Художеств– Ивана Сошенко...

Пару раз на литературные вечера к Евгению затаскивал Аполлон своего сожителя. К сожалению, Иван ничего кроме «Четьи-минеи» не читал, да и чувствовал себя, как беспородный пес в элитной стае. Перестал приходить. Вместо него на одну из вечеринок притащил Аполлон земляка Сошенко – Первого рисовальщика знаменитого комнатного живописца Ширяева – Тараса Шевченко. С того времени Тарас все редкие свободные вечера стал проводить на „пятницях” у Гребенки или на „средах” у братьев Кукольников.

С помощью В.Прокоповича и Петра Плетнева Евгений получает должность преподавателя словесности в кадетском корпусе. Высокая зарплата позволяет не только обеспечивать всем необходимым братьев и сестры, но и в конце 1837 выдать отдельной книгой «Рассказы Пирятинца», которые раскупили буквально за считанные недели. Летом он поехал в отпуск в Родительский хутор Убежище под Пирятином и узнал, что его любимая вышла замуж за приезжего офицера. Старенькая няня, чтобы утешить, напевала ему печальные песни о несчастной любви. Евгений старательно их записал и повез в Петербург. Как-то в кадетском корпусе ему пришлось подменить учителя музыки Ломакина. Он сел за фортепиано и запел им свою обработку тех няниных песен. Сначала «Поехал далеко казак на чужбину». Потом была «Украинская мелодия» - «Когда я еще молодушкой была!». Кадеты были в восторге. Ломакин, выйдя после болезни, положил слова на музыку и через несколько недель эти песни запел Петербург, а затем запела и поет до сих пор вся Россия! Мало того, эта «украинская мелодия» вызывала целый ряд поэтических перепевов - от «Тройки» Николая Некрасова («Что ты жадно глядишь на дорог.») до «Железной дороги» Александра Блока («Под насыпью, во рву некошенном.») и «Старой солдатской» Евгения Симонова («Как служил солдат Службу ратную»).

Мокрицкий зажегся идеей выкупа Тараса из крепостных. Привлек даже к этому Карлу Брюллова. К сожалению „Карл Великий”не смог убедить Енгельгарда отпустить Тараса на волю бесплатно. Брюллов решил помочь с выкупом. У него куча заказов на портреты, а он рисует только тех, кто ему нравится. Других отправляет к Тарасу. Из-за тех заказов Тарас влип в историю. Брюллов направил к нему похожего на обезьяну графа Клейнмихеля. Тот самоуверенно попросил Тараса изобразить его правдиво, что тот и сделал. Но то правдивое изображение графу не понравилась и он отказался от портрета. Этот портрет увидел у Тараса его парикмахер и попросил сделать из него вывеску для своей париумахерской. Тарас дорисовывал бритвенные принадлежности и полотенце через плечо. Отдал портрет. Стал он вывеской для парикмахерской в Летнем Саду. Ее случайно увидел царь и велел Клейнмихелю разобраться. Тот потребовал у Енгельгарда продать ему Тараса. Павел, загнул за Тараса 2500 рублей, что в 5 раз превышало цену квалифицированного крепостного и в 50 раз цену портрета. Клейнмихель согласился. Енгельгард похвастался такой выгодной сделкой перед женой. Софи понимала, что ждёт Тараса у врага. Она немедленно направила посыльного к Гребенке. Евгений ринулся к Нестору Кукольнику и уже вместе с ним помчали к Василию Жуковскому, где Кукольник рассказал учителю царских детей что-то тет-а-тет... Через полчаса Василий Жуковский поехал к царице и она велела Енгельгарду остановить продажу. По ее предложения 2500 рублей должна была дать лотерея, разыгранная на одном из благотворительных вечеров царской семьи. Князь Виельегорский и граф Толстой под эту лотерею взяли ссуду в банке, и 22 апреля 1838 Шевченко получил вольную.

Как раз в это время в литературных приложениях к « Российскому инвалиду» публикуется «Лука Прохорович» Гребенки. Сюжет и герой этого рассказа был увековечен со временем прекрасным художником, учеником Мокрицкого В.В.Пукаревым в картине «Неравный брак». Трагедия, описанная Гребинкой наложилась на личную трагедию художника и стала бессмертной картиной.

В этом же году в Петербург по торговым делам отца приехал российский народный поэт Алексей Кольцов. Его к Гребинке привел Виссарион Белинский. Евгений был очарован и мелодичностью его стихотворений-песен, и скромной простотой Кольцова. Теперь на своих уроках словесности Гребинка читает кадетам не только стихотворения Пушкина, но и Кольцова. Знакомство с поэтом, который воспевает в своих стихотворениях Малую Родину, пробудило в нем давнюю мечту – выдавать журнал, в котором были бы объединены лучшие произведения, написанные по-украински. Он договаривается с Краевским об издании в 1839 году четырех «Литературных добавлений» на украинском языке к «Отечественным запискам».

Сам же активно публикуется во всех изданиях Петербурга, независимо от их направленности. Даже петербургский сплетник Иван Панаев в своих «Литературных воспоминаниях» напишет: « Гребинка, который отличался величайшим добродушием. был любим всеми литераторами.». Евгений печатает и свои украинские басни, и свои российские переводы украинских народных песен, и бытовые, и романтические, и исторические повести. На основании своего дневника он пишет «Записки студента». Это почти автобиографическая повесть – Здесь и описание гимназии, и случай со спасением проходимца, который выманил потом у отца все деньги. Описывалась и служба в Запасном Полку и измена любимой. Вот только петербургский период не совпадал. Записки была опубликована в «Отечественных записках» и высоко оценены Белинским…

Тарас в это время по вечерам ходит по литературным салонам и сочиняет стихи, а днем зарабатывает на жизнь, рисуя портреты многочисленных заказчиков, которых сплавляет ему Карл Великий (Брюллов). Сплавил ему Брюллов и заказ на портрет Гребинкиного приятеля Петра Мартоса. Того Мартоса, который был исключен из Нежинской гимназии «по делу о вольнодумстве». Тарас быстро написал его портрет. Но здесь случился конфуз. Мартос проигрался вдребезги и ему ничем было заплатить за работу. Евгений предложил в счет долга напечатать Тарасов сборник «Кобзарь». Для Мартоса это было совсем нетрудно. Издатель Фишер задолжал ему в карты столько, что не одну книгу можно напечатать. Цензор Корсаков - близкий родственнико его жены. Пошли они к Тарасу с этим предложением. Тот согласился и в 1840 «Кобзарь» вышел в свет...

А вот с обещанным приложением к «Отечественным запискам» ничего не вышло. Против украинских дополнений категорически возражал Белинский. Тарас, окрыленный выходом «Кобзаря», предложил вместо тех дополнений издать украинский альманах. Что же, если Фишера на «Кобзарь» уломал Гребинкин приятель Мартос, то издателя Полякова на «Ласточку» подвигнул приятель Евгения – известен водевилист Федор Кони. И вот, в 1841 «Ласточка» расправила крылья и полетела по России. И поразительная вещь. Почти все издания, опекаемые Николаем 1, отозвались восторженно на появление «Кобзаря» и «Ласточки», а демократические издания во главе с Белинским выступили с резкой критикой.

В начале января 1842 к Евгению пришла весть о смерти отца. Летом, получив отпуск, Евгений вместе с Людмилой, поехал в родное Убежище. Поклонился могиле отца. Потом, по требованию матери, поехал к его побратимам. Первым посетил своего благодетеля Василия Марковича в Калюжинцах. От него Евгений поехал в Рудки, где жил другой побратим -Василий Ростенберг. Посадили его за стол, с графинчиком ароматнейшей и крепчайшей «забиловки» под толстые ломти хлеба с вкуснейшим полтавским салом. После второй рюмки все вокруг стало прекрасно- романтическим и тути в комнату влетело какое-то чертенятко. Это была 15-летняя внучка Василия – Маринка. Родителей ее унесла холера 1831 года и с тех пор она воспитывалась дедом. Совсем как Суворочка его любимого командира. Маленькая, еще угловатоя, стремительная девчушка вертела всеми, как хотела. Тридцатилетний Евгений чувствовал себя рядом с ней беззащитным малышом. Погостив три безумных дня, он поехал домой а затем в Петербург. Но еще долго ему ночама снилось это угловатый черноглазый чертенок, вокруг которого вертелась вся вселенная...

В Санкт-Петербурге ожидала привычная круговерть. Днем занятие в кадетском корпусе, по вечерам – встречи на литературных вечеринках, ночами писание очередного рассказа или повести. Незаметно, в трудах, пролетел год. Сестра Людмила заканчивала институт благородных девиц и ее летом следовало отвезти домой. Шевченко получил длительную командировку от Академии к Украине. У Евгения наступили летние каникулы. Решили ехать вместе. Выехали почтовой каретой. Вместе доехали до Нежина, затем Гребенка с сестрой помчал к себе в Убежище, а Шевченко покатил к Тарновскому. Приехал Шевченко к Евгению в Убежище летом и почти сразу они выехали на балл к Волховской в Мойсеевку. И вот начался знаменитый балл. Тарас утонул в морских глубинах глаз Анны Закревской, а Гребинку сама пригласила на танец черноглазая красавица, в которой он с удивлением познал того маленького чертёнка- внучку Василия Ростенберга. Он был в увлечении от этой черноглазой царевны, в которую превратилась девочка-подросток. Когда после Мойсеевки Тарас поехал с ним к Закревским в Березовую Рудку, Евгений ему все уши прожужжал о Маринке. К сожалению, именно с того времени начался разрыв Тарас с Евгением. Евгений был ревностный христианин и уважал 10 заповедей, в том числе и «не пожелай жену ближнего». Тарас же по уши влюбился в чужую жену и на все наставления Евгения только презрительно фыркал. К тому же Тарасу не нравился чертёнок, которым так увлекся Евгений, так как Маринка была родственницей его ненависного пана Енгельгарда. Были и объективные причины для их ссоры. Евгений всей душой принял новую идеологию российской империи «За Бога, Царя и Отечество». Он боготворил Николая 1. Тарас же, воспитанный масонкою Софи Енгельгард, хоть и был верующим, но не слишком. К тому же он, как и божественная Софи, был республиканцем и не любил Николая 1, который забрал корону у законного наследника престола Константина Павловича...

Перед отъездом Евгений попросил у Василия Ростенберга руки его внучки, но получил отказ. Тот заявил, что Маша еще молода для брака. Если Евгений любит, то год подождет. Машенька же поклялась, что она будет ждать.

Возвращались в Петербург через Киев. Остановились там на ночь в "Зеленой гостинице" на улице Московской. Зашли в ресторан. Там подвыпившая публика пела что-то на мотив французского военного марша, написанного Флорианом Германом. И вот, после второй или третьей рюмки, на Евгения находит вдохновение. На этот мотив он пишет свои бессмертные:

Очи черные, очи страстные!

Вернувшись в Санкт-Петербург, напечатал их в „Литературной газете”. Песня понравилась самому Николаю 1, который прекрасно разбирался в поэзии. Благодаря царской опеке эта песня стала петься на всех гусарских вечеринках, и аранжироваться самими популярными композиторами. Сразу же песня стала мировым шлягером, символом русской души и остается им до настоящего времени...

Разрыв с Шевченко отвернул от него украинскую общину. Нечего удивляться, что после 1843 у Гребенки нет украинских произведений. Ведь пишут на том языке, на котором общаются. А общался он теперь с Белинским.. Вот под его влиянием и отказался Гребенка от украинского языка, но не отказался от Украины. Он продолжает писать об Украине и украинцах. Конечно, писал и о петербургских чиновниках, но в них тоже угадывались черты украинского характера. Отсутствие земляков его тогда не очень-то и волновала. Он напряженно работал над романом «Чайковский» в основу которого легли семейные перессказы и рассказы столетнего запорожца Никиты Коржа. Наконец, роман был напечатан в «Отечественных записках». Есть он у меня на полке. Стоит рядом с книжками Дюма и Мориса Дрюона. Такой же увлекательный, как и те..

Не было в то время в Санкт-Петербурге издания, в котором не печатались бы произведения Гребенки. А он еще и преподавал во 2-м кадетском корпусе. Как раз после выхода в свет «Чайковский» его пригласили читать лекции по ботанике и минералогии в Институт Корпуса Горных инженеров. Братья, Михаил и Аполлон, которых он опекал, уже служат офицерами кирасирского полка в Елизаветограде. Сестра Людмила закончила институт благородных девиц и вернулась в Убежище, где хозяйством уже занимается младший брат Константин. Брат Николай закончил Академию Художеств и уже сам себя кормит. Евгений теперь не должен был никому помогать, никого устраивать. Он мог теперь считать себя зажиточным человеком. Вот только в 1841 он заразился туберкулезом и в сыром петербургском климате постоянно болел. В 1844 он снова едет на Украину. Дед невесты дал согласие на брак и 30 июня 1844 Евгений и Маша обвенчались. Через несколько дней отбыли в Петербург. Здесь Евгений Павлович принимает приглашение читать лекции по словесности в Морском кадетском корпусе, не оставляя лекций в Институте Корпуса Горных инженеров. Не оставляет он и литературы. В этом году он пишет и публикует свой роман «Доктор», которым так увлекался Чехов. Если после «Доктора» читаешь чеховские повести, они кажутся продолжением Гребинкиних.

Благодаря преподавательской работе и гонорарам Евгений уже в 1845 может предложить матери 10000рублей в приданое сестре Людмиле и улаживает дела с заставленным и перезаставленным имением жены. 29 ноября он приглашает Плетнева стать крещенным отцом доченьки Надежды. Тогда же у Плетнева с ним знакомится Пантелеймон Кулиш, который сохранил до конца жизни наилучшие воспоминания о „добродие Гребенке”. Так больше он никого не называл…

В журнале «Финский вестник» печатается Гребинкина повесть «Иван Иванович», а в альманахе Белинского «Физиология Петербурга» его сатирический очерк «Петербургская сторона», заказанный Некрасовым. В « Отечественных записках» рассказ из народного быта «Чужая голова – темный лесс» . В 1846 выходят его повесть «Лесничий» и рассказ «Пиита». Весной этого года Шевченко объявил о том, что решил объединить все свои произведения, написанные на протяжении трех последних лет, в сборник «Три лета». Это подтолкнуло Гребинку к выпуску многотомного сборника своих произведений. Из-за хлопот над изданием первых томов, в этом году он публикуется мало, зато в 1847 выходят первые 4 тома. Тогда же он пишет повесть «Заборов», которую взяли в свой « Иллюстрированный альманах» Некрасов и Панаев. К сожалению, альманах не был разрешен цензурой. Зато Гребинкина повесть «Приключения синей ассигнации», опубликованная в газете «Санкт-петербургские ведомости» имела огромный успех. Успех имели и его очерки «Провинциал в столице”, “Хвастун», напечатанные в «Современнике». Гонорары от публикаций он потратил на открытие в имении жены приходского училища для крестьянских детей. Открыл он его лично 17 мая 1847. Преподавателем в ту школу он пригласил моего прадеда Ивана Сиротенко...

Это была последняя поездка Гребенки на Украину. Вернувшись в Санкт- Петербург он еще успел выпустить повесть «Полтавские вечера» и очередные 4 тома своих произведений, но осенью заострился туберкулез и он почти не выходил. В конце ноября случилась беда с преподавателем кадетского корпуса Корневым. Гребенка помчал к начальству выручать коллегу. Начальство было непреклонным. Расстроенный, он промерз в открытой коляске при переезде через Неву и свалился в лихорадке.. С(15) декабря он умер. Он просил похоронить себя на Украине, как в той песне «Казак на чужбине». Родные выполнили его желание и похоронили его прах на кладбище в Марьяновке(так стало называться Убежище) Когда в 1895 году прокладывалась железная дорога Киев-Харьков узловая станция, которую возвели рядом с Марьяновкой была названа именем того, кто объединил когда-то два народы. Написал Гребенка 46 романов и множество стихотворений, повестей, рассказов. При его жизни вышло 8 томов, которые сразу же раскупили. Но остался он для всех автором своей первой маленькой книжечки „ Малороссийские приказки” и первой ласточкой – альманахом украинской литературы. Он сеял Добро. Ему больше всего подходит украинское обращение „Добродий”. Увы, и поныне в Украине господствует не Добро, а основатели украинского литературного языка числятся в иностранных писателях…

Евгений Павлович Гребёнка (встречаются также написания фамилии, как Гребинка и Гребёнкин) за свою недолгую жизнь оставил значительный след в литературе на русском и украинском языках. Увы, но туберкулёз забрал поэта всего лишь в 36 лет, 3 (15 по новому стилю) декабря 1848 года.
Стихи Евгения Гребёнки, даже написанные на русском языке, постоянно касались тематики его родных мест. Многие из них стали текстами популярных в своё время песен, некоторые из которых и сейчас широко известны - к примеру, романс «Очи чёрные». Также Гребёнка немало занимался и прозаическим творчеством, издав целый ряд романов и повестей.

Детство и юность поэта
Родился Евгений Гребёнка 21 января (2 февраля по новому стилю) 1812 года на хуторе в Полтавской губернии. Происходил он из дворянского рода, пусть и не слишком знатного и состоятельного. Отец был отставным военным в чине штабс-ротмистра.
Первоначально Гребёнка получил домашнее образование, затем поступил в лицей, где учился вместе с Николаем Гоголем - правда, два классика практически не общались. Евгений Гребёнка стихи писал как раз с лицейских времён. Известно, что в 1831 году он перевёл на украинский язык пушкинскую «Полтаву».
В том же году, едва получив юридическое образование, поэт поступил на службу в казачий полк, где провёл два года - а после этого оказался в Петербурге.

Петербургский период
Именно в Петербурге, в 1836 году, был наконец-то издан полный перевод «Полтавы» на украинский язык - эта работа обратила внимание литературных кругов на автора. Наибольшую известность получили те стихи Евгений Гребёнки, которые были написаны на украинском языке - хотя творчеством на русском он тоже занимался постоянно, ещё с лицейских лет.
Именно Гребёнка обратил внимание на молодого поэта Тараса Шевченко, в будущем - главного классика украинской поэзии, и принял большое участие в его судьбе. В литературных кругах к Евгению Павловичу относились весьма тепло, он посещал популярные салоны, сам часто собирал различных литераторов.
Гребёнка не жил только за счёт литературной деятельности - в разные годы он преподавал в различных учебных заведениях, преимущественно военных. Состоятелен он не был, да ещё и тратил большие средства на помощь родне.
Евгений Гребёнка стихи и прозу публиковал очень активно - в 1840-х годах, особенно в их середине, редкий петербургских альманах обходился без какого-либо его произведения. Бывало, что за год автор публиковал по два романа, десяток прозаических произведений меньшей формы, и большое количество стихотворений.

Последние годы жизни
Напряжённая работа и непохожий на родные края климат негативно сказались на здоровье Евгений Гребёнки. С начала 1840-х он старался почаще ездить на родину, где его состояние становилось лучше, но всё равно приходилось возвращаться в Петербург.
Несмотря на болезнь, Гребёнка не бросал литературу - не только писал и печатался, но и сам издавал альманах, преимущественно публикующий украинских авторов.
В 1844 году Гребёнка женился, в скоро родился ребёнок, и всё это ещё больше осложнило финансовое положение, вынудило больше работать. Состояние здоровья постоянно ухудшалось - бывало, что Гребёнка по два месяца не вёл занятий в кадетском корпусе.
Уже с начала 1848 года поэт слёг окончательно, прекратив преподавание, но дожил до декабря.

Poembook, 2015
Все права защищены.