краткое содержание других презентаций

«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Капитанская дочка. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Мотив обмана в литературе. Береги платье снову, а честь смолоду. Пословицы. Русская литература. Литературоведение. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Мотив. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Навыки анализа эпизода художественного текста. Сказка о царе салтане. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Значение исторического труда А.С.Пушкина. Запись в тетрадь. Как Пушкин своего Пугачева написал. Идейно-художественная позиция. История Пугачева. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». «Капитанская дочка». Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Роман. Фигура мятежного Пугачева. Реализм.

«Рассказ «Капитанская дочка»» - Петр. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Деталь. Я стал читать про себя молитву. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Штоф – графинчик вина. События повести. Армяк. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды.

«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Проверь себя. Сопоставь. Загадки романа – это загадки жизни. Сходство с женами декабристов. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Подумай и ответь.

«Историческая основа «Капитанской дочки»» - Роман «Капитанская дочка». Крестьянская война Е.Пугачева. Уральские казаки. Суд Пугачёва. Исследования «историков». Капитанская дочка. Схема движения отрядов. Имя страшного бунтовщика. Историки о Емельяне Пугачеве. Массовое народное выступление. Крестьянская война. Пугачёв, закованный в цепи. Пугачев Е. И. Восстание. Эпоха царствования Екатерины II. Рисунки П.Соколова. Пугачева и его соратников казнили.

«Книга «Капитанская дочка»» - А Белогорская крепость обречена достаться врагу. Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовному чувству Гринева. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Награди вас Господь за вашу добродетель. Три цикла глав. Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую»). К власти пришла Екатерина II. Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати?

В разделе на вопрос В чем смысл калмыцкой сказки рассказнной Пугачевым Гриневу. В романе капитанская дочка? заданный автором Малорослый лучший ответ это В сказке ворон питается падалью и живёт 300 лет, а орел - живой кровью и живёт 33 года. Для Пугачева жить, как ворон, - как крепостные жили, в вечном подчинении. Уж лучше для народа попытаться, как орел, пусть недолго и кроваво, но быть свободным. Орёл не смог питаться мертвечиной, хотя и хотел долго жить. И люди не смогут жить по чужим законам, будучи чужой собственностью.
Для Гринева смысл сказки другой, он отвечает Пугачеву, что для него убивать - то же, что питаться мертвечиной. То есть Гринев не поддерживает попытку завоевать свободу столь кровавым страшным путём.

Ответ от Вровень [гуру]
Эпизод со сказкой - кульминационный в раскрытии образа Пугачева. Он многозначен, и потому нельзя его сводить (как это нередко делается) к извлечению морали из сказки, заявлять, что в пей аллегорически прославляется смелая короткая жизнь. Сказка обнаруживает глубину духовного обновления Пугачева. Живые, большие, сверкающие глаза, так запомнившиеся Гриневу и заворожившие его, предсказывали способность Пугачева к высоким чувствам, «к дикому вдохновению» . Вся сцена построена так, что сказка поэтически-непосредственно передает тайный смысл реальной жизни Пугачева: все известное о нем убеждает нас - .не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона, не видит он смысла в долгой жизни, .если нужно питаться мертвечиной. Есть иная жизнь - пусть недолгая, но свободная: «...Лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»


Ответ от Дарья Ванина [новичек]
Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную


Ответ от Особь [мастер]
Короткая и насыщенная жизнь, или долгая, серая, подлая, скучнейшая жизнь. Ворон - падальщик. Орёл - благородная птица.


Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» никогда не перестанет удивлять читателей: настолько интересны характеры героев, описанные события, в основе которых лежат реальные исторические факты. Гений Пушкина поистине велик: в повести каждая деталь несет огромную смысловую нагрузку. Интересны в этом отношении эпиграфы, которые автор подбирает к главам. Некоторые из эпиграфов словно призваны объяснять содержание главы. Другие носят явно сатирический характер. Однако большинство эпиграфов направлено на то, чтобы как можно полнее раскрыть характер героев. Ту же функцию выполняет и включенная в повествование калмыцкая сказка, которую рассказывает Пугачев Гриневу.

«С диким вдохновением» предводитель казаков рассказывает сказочную историю:

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Пугачев, конечно, ассоциирует себя с орлом. Однако Гринев также не признает в себе ворона. Для него «жить разбоем», подобно Пугачеву, как раз и есть «клевать мертвечину». Таким образом, мы видим, что каждый из героев хотя и сопоставляет себя с одним и тем же сказочным персонажем, но имеет свои представления о том, кто есть «орел», и твердые убеждения в правильности выбранного ими пути.

Емельян Пугачев как личность вызывает огромный интерес. Безусловно, он человек неординарный. Его образ в «Капитанской дочке» - героический и величавый. Зная нужды и горести всей «черни бедной», к каждой из её групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яик со всеми её угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами, «старой верой» и казацкими вольностями. Обращаясь к крестьянам, Пугачев жаловал их землями и угодьями, волей, освобождал от власти помещиков, которых призывал истреблять, от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству, обещал им вольную казацкую жизнь. Он обладает способностью вести за собой людей - в рядах его войск не только беглые каторжники, но и простые крестьяне. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, достаточно вспомнить, как он поступил по отношению к Петру Гриневу и Маше Мироновой. Он не без уважения относится к выбору Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро, помня о даренном Гриневым заячьем тулупе, он делает Петру ответное добро, гораздо большее по значению.

Однако все это не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Его жизненная философия - подобно орлу, раз напиться крови, а дальше, будь что будет - приводит к тому, что он следует этим убеждениям практически в буквальном смысле. Пугачевым и его войском было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов. Во имя чего? Во имя свободы, которую они обещали «черни»? Вряд ли. Будь это так, Пугачев бы имел определенную программу дальнейших действий, но само будущее представлялось ему и его соратникам как-то туманно в виде казацкого государства, где все были бы казаками, где не стало бы ни налогов, ни рекрутчины. Ложь, убийства, порок - это то, что сопровождает бунт Пугачева. Здесь сравнение с орлом уже неуместно, это скорее, говоря словами сказки, «клевать мертвечину».

На мой взгляд, Пугачев не способен оценить объективно свои действия. Погрязнув в убийстве, грабежах и разбоях, которыми сопровождался бунт, предводитель казаков приобрел искаженное представление о подлинном героизме, который совершается человеком во имя какой-либо цели. Обладая беспримерным мужеством, Пугачев тем не менее не выглядит радетелем за народное благо, а следовательно, его героизму грош цена. Провозглашая высокие идеи, Пугачев на самом деле приносит много горя не только «верхушке», против которой он выступал, но в большей степени простым людям, оказавшимся в поле его «деятельности».

Гораздо ближе и понятнее однозначная в восприятии жизненная позиция Петра Гринева. Честный дворянин, он даже перед лицом близкой смерти остается верен своим убеждениям. Ни тени сомнения не возникает у него по поводу собственной веры. Гринев остается тверд в своем слове, присягнув на верность государыне, никакие жизненные обстоятельства не заставят его отступиться. Он, как и Пугачев, человек мужественный. Даже, на мой взгляд, его мужество гораздо большее, чем Пугачева - он рискует собственной жизнью ради спасения любимой. Чтобы не запятнать имя Маши Мироновой, он готов принять и смерть и бесчестие (по наговору Швабрина его собираются казнить как предателя). Если говорить о том, насколько применим один из образов калмыцкой сказки к личности Петра Гринева, то, конечно, образ орла ему ближе. Только образ этот истолковывается им иначе. Для Гринева «клевать мертвечину» - стать предателем, изменить клятве, изменить самому себе. Для него, как и для сказочного орла, лучше прожить короткую жизнь, но достойную.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Открытый урок по литературе предоставила : Наталия Харлова, email: [email protected]

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конспект с разработкой урока по русской литературе в школе

Цели урока русской литературы:

1) Образовательная:

  • рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  • учить сжато излагать повествовательный текст;
  • развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи,поддержки.

План урока русской литературы

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).

3. Устная работа по вопросам (слайд № 2) .

Тема художественного произведения;

Идея художественного произведения;

Композиция художественного произведения (слайд № 3) .

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

(слайд №4 Кавказ)

5. Викторина

6. Физминутка.

7. Работа в группах

(слайд-коллаж №5 Кавказ)

  • почему быль?
  • язык рассказа (слайд №6) .

9. Проверка домашнего задания

(слайд №7 главные герои и их взаимодействие).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).

(слайд №8 сравнительная характеристика героев).

Устная работа по вопросам.

10. Кроссворд.

(слайды №9,10).

11. Итог урока (выводы). Слово учителя.

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?(слайд №11 нравственность)
  • В чём смысл названия рассказа? (слайд №12 о дружбе) .

12. Оценки (комментарий).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе).

(слайд – заставка №1)

2. Вступительное слово учителя. (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

(слайд №2)

  • композиция рассказа

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

4. Выставка рисунков учащихся.

(слайд Кавказ №4)

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:

Почему это быль? (слайд - быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.

5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

6. Физминутка.

7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).

(слайд Кавказ – коллаж №5).

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.

I группа

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II группа

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III группа

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV группа

Почему не удался первый побег?

8. Устная работа по вопросам:

  • почему быль?
  • язык рассказа

(слайд №6)

Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

(слайд №7)

9. Проверка домашнего задания.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
  • На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).

Итак, вместе сделаем выводы.

(слайд №8)

В чём смысл названия рассказа?

Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

10. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.

11. Кроссворд.

(слайды кроссворда №10,11)

Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

(слайд №12)

12. Оценки (комментарий).

Тема: Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная основа произведения.

Цели: - осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу;

- приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

- воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

- обучение культуре речевого общения и этикету.

Ход урока

    Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Дома вам нужно было выписать из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять».

(Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить).

Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

Вся художественная литература построена на этом противопоставлении добра и зла . Толстого всегда считали и считают великим гуманистом.

Гуманизм - система воззрений, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие, и проявление всех его способностей.

2. Исследование «Простота, ясность, лаконизм языка рассказа» (Вопрос: проследить, какие прилагательные чаще используются при описании героев, картин природы: цветовые, осязательные и др.)

Вывод: Цветовых эпитетов мало, чёрный, красный, белый, синий. Больше прилагательных, передающих осязательные ощущения: серебряный, мокрый и др.

Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

    Главные герои - Жилин и Костылин.

    Татары и русские (Жилин и татары)

    Дина и другие жители аула.

    Война и мирная жизнь.

3. Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина - глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный - сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:

Костылин

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

деятельный человек

раскис, упал духом

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер

всем помогает, даже своим врагам – татарам

ему интересны другие люди, любит детей

великодушный

Обратили ли вы внимание, что имена есть только у горцев: Абдул-Мурат, Кази-Мугамед, Дина? Даже у главных героев только фамилии и обобщённое имя Иван.

Что обозначают имена Мурат, Дина?

Мурат- (арабское) - желанная цель, желанное намерение.

Дина - происходит, возможно, от греческого "динамис" - сила, мощь, или арабского "дин" - вера.

4. Попробуйте соединить стрелками, с кем у Жилина сложились отношения, кто идёт на контакт с ним, а кто настроен враждебно?

Вывод: Жилин общается со всеми жителями села, но не все идут на контакт. Красный татарин, рыжий и старик в чалме смотрят на него, «как волки» (ещё один литературный приём - сравнение людей с животным

миром), смотрят «как на зверя». Почему? Они джигиты, воины «много русских убили», для них война - это дело чести. Иноверцев они не потерпят. Толстой сравнивает их с волками. На Жилина они смотрят «как на зверя»

5. Исследование: Сравнения в тексте рассказа.

Не зря у черноватого татарина, хозяина пленников, имя Мурат (желанная цель, желанное намерение). У него другое отношение к пленным, к Жилину «да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал ».

Вывод: люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения.

Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме - отомстить) Причём, Толстой не выделяет,кто прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар. В это время в силу вступают новые законы: взятый в плен русский - это товар. И слова Абдул-Мурата о любви к ближнему звучат по-другому: «Он велит тебя убить; да мне нельзя убить,- я за тебя деньги заплатил».

Отношение к пленникам меняется после побега.

6. Кто может изменить ситуацию, по мысли Толстого? Дети, такие, как Дина. Она очень похожа на отца.

Детали портрета: чёрные светлые глаза, синий с красным наряд (как у отца).

Информация к размышлению

Значение цвета: от синего к красному - повышает кровяное давление(у читателей, у Жилина).

В одном из дневников Толстой пишет,что он «сильно на примете у синих, так он называл жандармов.

Дина отличается от других детей в ауле. Чем?

С кем сравнивает Толстой Дину в начале и в конце рассказа? Почему?

Отпрыгнула «как дикая коза»;

Убежала «как козочка».

Снова мы видим сопоставление с животным миром.

Все остальные дети - это толпа, но управляемая взрослыми– 3 эпизода.

    Привезли пленных - радуются, бросают камни, т.к. разрешают взрослые.

    Жилин делает игрушки - радуются, ходят за ним толпой, т.к. не запрещают взрослые.

    После 1-го побега - камнями, плёткой бьют, визжат, т.к. поощряют взрослые.

Все они очень похожи на кукол, которых делает из глины Жилин. Дина же делает другой выбор, она не как управляемая кукла, выполняет волю отца, она проявляет искреннее внимание, заинтересованность, сострадание, милосердие. В этой девочке большая сила духа, вера в лучшие человеческие качества (значение имени)

Многие после прочтения этого рассказа задают вопрос – а почему Дина не ушла с Жилиным? Сделали ли вы для себя вывод - почему?

История старика в чалме.

7. Идея произведения, его основная мысль обычно заложена в названии. Смогли ли вы ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник» в ед. ч., ведь героев 2.

8.Обобщим наши наблюдения за языком

    «Говорящие» имена и фамилии.

    Минимум эпитетов - прилагательных, больше глаголов - создаётся динамичность действия.

    Отбор лексических средств при характеристике образов (Жилин - глаголы, Костылин - существительные и прилагательные).

    При описании больше прилагательных, передающих осязательные ощущения.

    Литературный приём - сравнение.

    Мастер портретных характеристик.

Вывод: Стремительное развитие драматического сюжетного действия, простота и ясность языка, его лаконизм - это отличительные черты рассказа «Кавказский пленник»

Иллюстрации;

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина