Евгений Онегин Владимир Ленский
Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет.
Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма.
В его интеллектуальном багаже «вольнолюбивые мечты», «всегда восторженная речь». Он таков, каким Онегин был в свои 18 лет – романтик, пылкий, влюбчивый мечтатель, оторванный от отчего дома и имеющий смутное представление о российской действительности. Идеализм Ленского «импортирован» из Германии.
Знание света и светской жизни Утомлен и разочарован светом, разочарован в нем, отчетливо увидев всю его лживость, искусственность и пустоту. Светской жизни не знает совсем.
Характер героя Камень, лед – холодный, твердый, остывший к жизни. Волна, пламень – живой, подвижный, бурный, вспыльчивый.
Отношение к любви Ветреность и поверхностность в любви для него являются нормой. Впрочем, как и для всего света. Остыв от юношеских идеализированных чувств, «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь». Причем для него характерна легкость и безразличие к своим романам.
Ловелас Онегин «много раз влюблялся».
Идеализировал возлюбленную, вознося ее на пьедестал для поклонения и поэтических откровений.Он верит в то, что не одинок в своем мироощущении.Ольга Ларина – первая любовь Ленского.
Отношение к дружбе Не ищет новых друзей, избегает знакомств, предпочитая уединенье, проводит время в одиночестве и унынии. Верит свято в истинную дружбу.Убежден, что друзья пойдут даже на самопожертвование ради него.
Поэзия и литература вообще Принципиально не читает стихов, совершенно не разбирается в них, тем более не предпринимает попыток писать стихи.О нем известно, что «издавна чтенье разлюбил ». Читает урывками и в большинстве своем «практичную» литературу – экономические труды Адама Смита. В прошлом прочел несколько романов о современном ему герое. Поэт-романтик, воспевающий дружбу, любовь и идеалы. Поклонник Канта и поэт.
Разум и чувства Рационален, анализирует холодным умом, с презреньем смотрит на чужие чувства. Чувствителен, поддается порывам, вспыльчив и восторжен.
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    • Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • А. С. Пушкин - величайший писатель и поэт XIX столетия. Из-под его пера вышло множество замечательных произведений. Главным трудом Пушкина считается "Евгений Онегин". В произведении отражены особенности жизни дворянской молодежи XIX столетия.

    Краткая характеристика произведения

    "Евгений Онегин" - роман в стихах, поражающий своим художественным совершенством стиля и формы, легкостью и красотой языка. В нем раскрывается многообразие проблем, которые волновали русское общество начала XIX века. В изображении всех дворянских групп Пушкин отражает две наиболее распространенные проблемы того времени: идеалистический уход от действительности и разочарование.

    Главные герои произведения

    Онегин и Ленский в романе относятся к "лучшими людям эпохи". В их образах Пушкин отразил те самые проблемы, которые были наиболее актуальны в то время. Героев не устраивал ни блеск которую они считали холодной и пустой, ни убогий вид и примитивность сельских будней. Оба персонажа стремятся найти смысл в жизни, что-то высшее и светлое. Евгений Онегин и Ленский выделяются из обычной дворянской среды. Оба они образованны, умны, благородны. Героев объединяет широта интересов и взглядов. Именно это сблизило их и положило начало дружбе между ними. Несмотря на различия в характере, их взаимная симпатия по ходу повествования усиливалась, а общение становилось глубже. Беседы деревенских помещиков существенно отличались от разговоров, которые вели Онегин и Ленский. Анализ их поведения, стремлений и взглядов позволяет понять, что оба героя обладали пытливым умом, стремились познать смысл жизни и коснуться всех сфер человеческого существования. Автор подчеркивает, что споры персонажей затрагивают философские, нравственные, политические проблемы, которые волновали передовых людей той эпохи. Почему же, несмотря на их сходство, случилась дуэль Ленского и Онегина? Об этом далее в статье.

    Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

    Эти два героя являются центральными фигурами в произведении. Они абсолютно разные, но имеют при этом определенное сходство. Их образы - это два пути, по которым шли лучшие представители помещичьей интеллигенции начала XIX века. Развитие отношений главных героев отражает огромную разницу между ними, оттеняя не только противоположность их черт, но и отношение к действительности и к окружавшим их людям. Завершиться эти два пути могли либо жизненным тупиком, либо чьей-то смертью.

    Владимир

    В Ленском присутствовал поэтический талант, открывавший в нем романтические настроения. Он видит идеал даже в "пустенькой" хорошенькой Ольге. Дружба с Онегиным значит для Ленского очень много. В изображении образа Владимира четко видна связь с декабристскими веяниями, что дает основания предполагать вероятность его сближения с передовой дворянской интеллигенцией, готовившей восстание 1825 года, что дает ему шанс стать поэтическим голосом народа. Вера в дружбу, свободу, любовь составляла цель жизни и сущность Ленского.

    Евгений Онегин

    Этот герой получил классическое аристократическое образование. Его всему учили шутя, но, несмотря не это, Онегин получил необходимые ему знания. По умственному развитию он стоит намного выше сверстников. Евгений немного знаком с произведениями Байрона, имеет представление о трудах Смита. Но все его увлечения не поднимают в душе пламенные и романтические чувства. Онегин тратит свои лучшие годы, как многие молодые люди его времени: в театрах, на балах, в любовных приключениях. Но вскоре к нему приходит понимание того, что вся эта жизнь пуста, в свете царит зависть, скука и клевета, а люди бессмысленно прожигают свое время, тратя внутренние силы на мнимый блеск. В итоге Онегин теряет к жизни интерес, впадая в глубокую хандру оттого, что его резкий и холодный ум пресыщен светскими удовольствиями.

    Вопросы добра и зла во взаимоотношениях главных героев

    В среде интеллигенции того времени был весьма популярен трактат Руссо (писателя и французского философа) "Общественный договор". В нем затрагивались важнейшие социальные проблемы. Наиболее злободневным был вопрос о государственном устройстве. Раскрывалась проблема взаимоотношений власти и народа, обладавшего правом свергнуть правительство, нарушавшее договоренность между государственным союзом и общиной граждан. Существовавшее создавало в России как политические, так и экономические трудности. Прогрессивно мыслящие представители дворянства пытались найти решение существовавших проблем путем усовершенствования и внедрения приемов земледелия, применения машинной техники. Онегин и Ленский, которых была бы не полной без указания их рода деятельности, также задумались над этим вопросом. Первый был владельцем вод и заводов, а второй - богатым помещиком. Этические проблемы, вопросы добра и зла часто оказывались в центре внимания молодых людей. Нравственные теоретические принципы, преломляясь в характерах персонажей, определяют и их взгляды, и их поступки.

    Трагедия взаимоотношений центральных персонажей

    Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых не может обойтись без упоминания об их личных качествах, были разного возраста. Владимир - моложе, его пылкая душа еще не испорчена жизнью. Он повсюду ищет прекрасное. Онегин же, давно прошедший через все, слушал пылкие речи Ленского с улыбкой, стараясь сдерживать свою иронию. Для Владимира дружба являла собой острую потребность. Онегин же "дружил ради скуки". Но у Евгения возникает особая привязанность к Владимиру. Проводя анализ дуэли Ленского и Онегина, нельзя не отметить приоритеты, которые достаточно четко прослеживаются у каждого из них. Так, более опытный главный герой, несмотря на свое презрение к свету, дорожил его мнением, боялся упреков и насмешек. Возможно, именно из-за этого ложного чувства чести Онегин и принял вызов Ленского. Владимир же защищал чистоту своих романтических представлений от скептицизма друга. Восприняв неудачную шутку Онегина как предательство и измену, Ленский вызывает его на дуэль.

    Смерть Владимира

    Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых показывает суть различий в их взглядах, по ходу развития сюжета из лучших друзей превратились во врагов. Первый, получив вызов и понимая бессмысленность самого поединка и свою неправоту, принимает его. Убийство Владимира переворачивает всю жизнь Евгения. Он оказывается больше не в состоянии находиться в тех местах, где произошла трагедия. Мучаясь угрызениями совести, Онегин начинает метаться по свету. Однако как видно далее, в его душе происходят изменения: он становится более чутким и отзывчивым к людям, его сердце открывается для любви. Однако и здесь его ждет разочарование. Сопоставляя все события, можно сделать вывод, что все его несчастья являются расплатой за прожитую без цели жизнь.

    Выводы

    Можно с определенностью сказать, что смерть Ленского символична. Невольно она приводит к мысли, что романтик, мечтатель, идеалист - человек, не познавший действительность, при столкновении с ней должен непременно погибнуть. При этом такие скептики, как Онегин, остаются жить. Их нельзя упрекать в незнании действительности или идеализме. Онегин прекрасно знает жизнь, умеет хорошо разбираться в людях. Однако что дало ему это знание? Кроме разочарования и хандры, к сожалению, ничего. Сознание своего превосходства над окружающими ставит человека на достаточно опасный путь, который в итоге приводит к разобщенности с миром и эгоистическому одиночеству. Оставшийся в живых Онегин мало полезен обществу и счастливым не становится.

    Заключение

    В своем романе Пушкин показал действительность такой, какой она являлась в то время. Его произведение предупреждает о том, что в гниющем изнутри обществе счастье могут найти лишь посредственные люди, чьи интересы мелки и весьма ограничены. "Лишние люди" - Евгений Онегин и Ленский (сочинение на эту тему входит в школьный курс литературы) - несчастны в этой жизни. Они либо погибают, либо продолжают жить опустошенными и разочаровавшимися. Даже высокое положение и образование не дают им счастья, не облегчают их путь. Осознание же собственных ошибок приходит к ним слишком поздно. Однако сложно винить самих героев. Их жизнь протекает в условиях света, который диктует им свои правила и ставит в определенные условия. Их характеры сформированы с рождения под влиянием происходящего вокруг них. Как говорит сам Пушкин, исключительно среда сделала Онегина и Ленского, по сути благородных, умных людей, несчастными и разочаровавшимися.

    Сравнительная характеристика Онегина и Ленского позволяет глубже понять сущность обоих персонажей и раскрыть образы героев максимально полно.

    Две разные натуры

    Автор знакомит нас с Евгением, детально описывает события из его детства, даёт представление о тех ценностях, чертах характера, которые могли сформироваться у человека, окружённого чрезмерной заботой, неограниченной роскошью и воспитанием учителя, которому чужда русская культура. Он родился в Петербурге, был изнежен и избалован гувернанткой и учителем-французом, но не знал родительской любви, не был близок с отцом.

    Взросление Ленского прошло под влиянием немецкой культуры, либерализма, вольнодумства. Он получил отличное серьёзное образование, применяет на практике все свои знания, полон задумок, планов, надежд и мечтаний.

    Оба персонажа живут в достатке: Евгений наследник всех своих родственников (он единственный ребёнок в семье), Ленский управляет имением, которое – плод многолетней работы его семьи.

    “Они сошлись…”

    Точный портрет Онегина автор не даёт, основное внимание он уделяет натуре молодого дворянина, его внутреннему миру. Мы знаем, что он привлекателен, ужасный модник, много времени проводит перед зеркалом, похититель женских сердец, соблазнитель (а значит – внешность у героя более чем приятная).

    Внешность Ленского описывается более детально: у него длинные чёрные волосы до плеч, он очень красив и романтичен. К тому же – Владимиру всего 18 лет, он горяч, страстен, эмоционален (в нём “играла жизнь, кипела кровь”), что делает его образ особенно притягательным.

    В Евгении нет жизни, нет жажды познаний, впечатлений, отсутствуют всякие чувства; Ленский, напротив, – полон чувств, он тончайший романтик, поэт, ранимая душа.

    Онегин склонен к публичности (хотя светская жизнь ему стала неинтересна), а Ленский – тихий домосед, светские развлечения он считает пустой тратой времени.

    Онегин – циник, умелец “язвительно злословить”, он не имеет друзей, ему чужды тёплые отношения с кем бы то ни было. Ленский верит в дружбу, полон высоких идеалов из романтической литературы. Образование Ленского и Онегина открывало им любую сферу для своего будущего: службу, науку, творчество, но первый выбрал управление имением, а второй – полную бездеятельность, праздное времяпрепровождение.

    Сопоставительная характеристика

    Цитатная и содержательная характеристика героев по плану позволяет более наглядно сравнить двух персонажей. Она представлена в таблице:

    Евгений Онегин Владимир Ленский
    образование Получал домашнее образование, вполне сносное по тем временам: отлично владел французским, поверхностно разбирался в латыни, читал книги по экономике. Выучился в престижном университете в Германии, склонен к литературному творчеству, к философствованию, пишет стихи.
    характер Онегин – равнодушный, спокойный, циничный, высокомерный, холодный, ленивый, беспринципный. Владимир – умный, честный, немного вспыльчивый, активный, чувствительный, эмоциональный, романтичный и немного наивный.
    отношение к любви Онегин видит любовь как ненужное чувство, простое и низменное, оно связано с предательством и изменой. Он сердцеед и ловелас, не верит в настоящую любовь.”…рано чувства в нём остыли”. Ленский воспитанный на германском романтизме искренне верит в любовь, в судьбу, полон эмоциональности и романтичности.
    отношение к дружбе Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка.(“друзья и дружбы надоели”) Верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеализирует эту сферу.(“Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы…”)
    чтение и литература Ни в чтении, ни на писательском поприще Евгений не нашёл себя, ему “тошно” от стихосложения, а романтические книги повергают в скуку. Читает книги по экономике, чтобы понимать государственное устройство. Поэзия – его любимое ремесло, в нём он выражает свою тонкую натуру. Много читает, “поклонник Канта”.
    отношение к работе Евгений не состоит на службе, не занимается управлением, хозяйством. Он расточителен, не интересуется совершенно ничем. Положение позволяет жить в полном безделье, это значительно влияет на его образ жизни. Опытный хозяин, отлично справляется с большим именьем, везде успевает. Активен и неутомим: ищет себя.

    Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

    Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

    Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

    * Мы все учились понемногу
    * Чему-нибудь и как-нибудь,
    * Так воспитаньем, слава богу,
    * У нас немудрено блеснуть…

    * Он по-французски совершенно
    * Мог изъясняться и писал;
    * Легко мазурку танцевал
    * И кланялся непринужденно;
    * Чего ж вам больше?
    * Свет решил,
    * Что он умен и очень мил.

    По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

    * Хандра ждала его на страже,
    * И бегала за ним она,
    * Как тень иль верная жена.

    От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

    * Ярем он барщины старинной
    * Оброком легким заменил;
    * И раб судьбу благословил.

    * Зато в углу своем надулся,
    * Увидя в этом страшный вред,
    * Его расчетливый сосед…

    Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

    В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

    Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

    Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

    Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

    Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

    Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

    Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

    А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

    Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

    Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

    Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

    Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

    Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

    Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

    Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

    Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

    То ли дело Ленский!

    Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

    Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

    Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

    Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

    Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

    Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

    Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

    Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

    Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

    Сходство героев

    Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

    Две судьбы, две любви

    Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

    О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

    Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

    Месть, честь и дуэль

    О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

    Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

    Утром у мельницы…

    Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

    По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

    Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

    Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?