Лезгинка – старинный народный танец кавказских народов. Трудно сегодня сказать, где она зародилась, это первенство оспаривают многие. Лезгинка – единственный в своем роде танец. Грациозный, с очень четкими и резкими движениями, демонстрирующий силу, красоту и гордость танцующего.

Прекрасный танец

Есть легенда, что что лезгинку танцевали древние кавказские воины перед боем – обладая особой энергетикой, танец поднимал дух, даруя смелость и мужество. Прообразом лезгинки являются древние ритуальные танцы. Она вобрала в себя все лучшее, что только есть в танцах Кавказа. Она завораживает, притягивает к себе заводным ритмом так, что ноги сами просятся в пляс, и все тело начинает двигаться в такт стремительной мелодии. Лезгинка не оставит равнодушным никого.

Объединяющая лезгинка

Лезгинку танцуют свыше 100 народов (карачаевцы, балкарцы, аварцы, черкесы, адыги, грузины, армяне, азербайджанцы и др). Каждому из них присущи свои характерные движения, но есть такие, что исполняются у всех одинаково. Язык танца у всех один. Здесь лезгинка выступает в качестве культурного «мостика» между народами. Кавказцы могут в любом месте встать в большой круг и начать . Им не нужно объяснять друг другу что-то – ритм сделает это сам.

Техника исполнения

Мелодия лезгинки динамичная, четкая. Темп отличается быстротой. Музыкальный размер – 6/8. Осанка очень важна: мужчина держится чрезвычайно прямо, натянут, словно струна. Грудь немного выпячена вперед. Почти весь танец проходит на носочках. Движения отрывистые, резкие. Во всем теле красота, грация и в то же время мужественность и сила. Руки раскинуты, как крылья орла, а ноги совершают десятки движений за минуту.

Мужчина и женщина

Лезгинка – это преимущественно мужской танец, ведь он демонстрирует сугубо мужские качества – мужество, силу, воинственность. Женщина, на широкой публике, не должна повторять движения своего партнера, делая резкие выпады – это неприлично. Она должна быть женственной. Выпрямленная спина, приподнятый подборок, улыбка, плавные взмахи рук, грациозные шаги – так девушка.

Другое дело – тесный дружеский круг, где можно полностью отдаться танцу. Женщины отплясывают с удовольствием, вкладываю всю свою душу и страсть. Да и как по-другому? Ведь лезгинка – танец заводной, зажигательный, любимый всеми народами. Перед ним невозможно устоять.

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

Особенности танца

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья.

Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости.

Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Техники исполнения Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Первый и самый распространенный - мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем - в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй - это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление.

В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца - эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами.

Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного - орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах - в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам - ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление.

Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними.

Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо - оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж.

Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда. Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.

Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

Особенности танца

Осетинская лезгинка

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством - начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа - это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением - древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья. Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости. Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Кабардинка

Техники исполнения

Лезгинка существуют во множествах вариаций, и каждый народ танцует ее по-своему. Однако можно выделить три типа танца, каждый из которых отличается своим неповторимым исполнением.

Чеченская лезгинка

Первый и самый распространенный - мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем - в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй - это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление. В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца - эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Мифологические истоки

Как правило, происхождение лезгинки связывают с племенными танцами, обрядами охоты и древними тотемическими ритуалами. Само слово «лезгин», как считается, восходит к слову орел (лекь), который, очевидно, был у лезгин и некоторых других кавказских народов тотемным знаком. Танец охотника, представляющий собой особый обряд перед охотой или боем, имитировал движения тотемного животного - орла, бросающегося на добычу (девушку).

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах - в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам - ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление. Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними. Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо - оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж. Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда.

Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.
Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.

Всем известная кавказская народность имеет свой быт, культуру и традиции. Но из всех обычаев выделяются лишь национальные танцы. Речь идет о знаменитой лезгинке, которая покорила сердца многих поклонников этого танца. Ведь именно через танец передается вся эйфория, которая долгое время копится внутри человека. Лезгинка в полной мере дает понять всю традицию кавказского народа.

Танцу Лезгинка насчитывается более десятка лет. Только лишь настоящие кавказские мужчины могут передать всю эстетику и мужество танца. Одновременно с этим в танце присутствует грациозность и такт. Сейчас нет подробной информации о том, когда зародился танец лезгинка. Однако многие эксперты утверждают, что современная построена из древнейших обрядов, которые имели свою культуру и особенность.

Мужчины и Лезгинка

Существует поверье, что Лезгинка появилась тогда, когда мужчины собирались на сражение, они отплясывали подобные движения. Это делалось для того, чтобы поднять боевой дух и уверенно вести себя в бою. С тех времен этот танец стал мужским по большей мере. Хотя сейчас лезгинку танцуют не только мужчины, но и слабый пол. Девушки привнесли в Лезгинку легкость, грациозность и некую нежность. Более того они ничуть не стесняются его танцевать наравне с мужчинами. Лезгинка стала настоящей культурой, так как даже за пределами Кавказа танец настолько популярен, что его танцуют и в других частях света. Многие проводят свои соревнования и конкурсы по данному танцу, где определятся лучший танцор Лезгинки. Есть еще одна версия того, как возник танец. Тысячу лет назад один парень влюбился в красивую девушку и бросился к ней, чтобы показать свои чувства. Только не словами передавалась эта любовь, а действиями, да еще и под музыку. В нем была любовь вперемешку со страстью, именно такой и был танец.

Версия появления танца

Некоторые ученые считают, что танец зародился в Лезгистане, в одном из районов Дагестана. Многие полагают, что в данной местности создался этот танец, который в дальнейшем распространился по всей республике. Сейчас нет возможности узнать, в какой момент появился этот элемент культуры, хотя многие исследователи не опускают руки и продолжают свою научную деятельность в этом направлении. Обычно Лезгинку танцуют по любому случаю, будь-то свадьба или просто выходной день. Инструментом, который сопровождает этот танец, является барабан. Сегодня этот танец означает в большей степени любовь и мир.