Бояре

Боярские дворы были окружены частоколом, и над ними возвышались 3-4 этажные бревенчатые башни, "повалуши"; бояре жили в "светлицах" со слюдяными окошками, а вокруг располагались службы, овины, хлевы, конюшни, обслуживаемые десятками дворовых холопов. Сокровенной частью боярской усадьбы был женский "терем": по восточному обычаю бояре держали своих женщин взаперти на женской половине дома.

Одевались бояре также на восточный манер: они носили парчовые халаты с длинными рукавами, колпаки, кафтаны и шубы; эта одежда отличалась от татарской только тем, что застегивалась на другую сторону. Герберштейн писал, что бояре во все дни предавались пьянству; пиры продолжались по несколько суток и количество блюд исчислялось десятками; даже церковь порицала бояр за неуемное стремление "насыщати беспрестанно тело и утучневати". Тучность почиталась за признак знатности, и, чтобы выпятить живот, его подпоясывали как можно ниже; другим свидетельством благородства была окладистая борода непомерной длины - и бояре соревновались друг с другом по части того, что считали дородностью.

Бояре были потомками викингов, которые когда-то завоевали страну славян и обратили часть из них в рабов-холопов. От далеких времен Киевской Руси у бояр остались "вотчины" - деревни, населенные рабами; у бояр были свои дружины из "боевых холопов" и "детей боярских", и, участвуя в походах, бояре приводили в вотчины новых рабов-пленных. В вотчинах жили и свободные крестьяне: бояре привлекали на свои земли неустроенных одиночек, давали им ссуды на обзаведение, но потом понемногу увеличивали повинности и обращали должников в кабалу. Уйти от хозяина работники могли, лишь заплатив "пожилое" и дождавшись очередного Юрьева дня (26 ноября) - но размеры "пожилого" были такими, что уйти удавалось немногим.

Бояре были полными хозяевами в своей вотчине, которая была для них "отчиной" и "отечеством"; могли казнить своих людей, могли миловать; княжеские наместники не могли входить в боярские села, и боярин был обязан князю лишь уплатой "дани" - налога, который раньше платили хану. По старинному обычаю боярин со своей дружиной мог наняться на службу к любому князю, даже в Литву - и при этом сохранял свою вотчину. Бояре служили "тысячниками" и "сотниками", наместниками в городах или волостелями в сельских волостях и получали за это "корм" - часть собираемых с поселян налогов. Наместник был судьей и воеводой; он судил и поддерживал порядок с помощью своих "тиунов" и "доводчиков", но ему не доверяли сбор налогов; их собирали посланные великим князем "писцы и даньщики".

Наместничество обычно давалось на год или два, а потом боярин возвращался в свою вотчину и жил там почти независимым владетелем. Бояре считали себя хозяевами земли русской; простые люди, завидев боярина, должны были "бить челом" - склоняться головой до земли, а встречаясь друг с другом, бояре обнимались и целовались, как теперь обнимаются и целуются правители суверенных государств. Среди московских бояр было много князей, покорившихся "государю всея Руси" и перешедших на службу в Москву, и много татарских "царевичей", получивших вотчины в Касимове и Звенигороде; примерно шестая часть боярских фамилий происходила из татар и четвертая часть - из Литвы. Пришедшие служить в Москву князья "подсиживали" старых бояр, и между ними начинались распри из-за "мест", где кому сидеть на пирах, и кто кому должен подчиняться по службе.

Спорщики вспоминали, кто из родни и на каких должностях служил великому князю, вели "местнический счет" и иной раз доходили до драки, били друг друга кулаками и таскали за бороды - впрочем, на Западе бывало и хуже, там бароны сражались на дуэлях или вели частные войны. Великий князь умел привести к порядку своих бояр, и Герберштейн писал, что московский государь своей властью "превосходит всех монархов мира". Это, конечно, было преувеличение: со времен Киевской Руси князья не принимали решений без совета со своими дружинниками-боярами, "Боярской думой", - и хотя Василий иногда решал дела "сам-третей у постели", традиция оставалась традицией.

Кроме того, при Василии III еще оставалось два удельных княжества; ими владели братья Василия, Андрей и Юрий. Василий III окончательно подчинил Псков и Рязань и лишил местных бояр власти - так же, как его отец лишил вотчин бояр в Новгороде. В Пскове, в Новгороде и в Литве еще сохранялись традиции Киевской Руси, там правили бояре и там собиралось вече, где бояре по своей воле ставили князя - "какого похотят". Чтобы противостоять татарам, "Государь всея Руси" стремился объединить страну и прекратить распри: ведь именно распри князей и бояр погубили Русь во времена Батыя.

Бояре же хотели сохранить свою власть и в надежде смотрели на милую их сердцу Литву с ее вечами и радами, на которые допускались только "высокородные паны". В те времена "отечество" означало не огромную Россию, а маленькую боярскую вотчину, и новгородские бояре попытались передать свое отечество - Новгород - королю Казимиру. Иван III казнил сто новгородских бояр, а у остальных отнял вотчины и освободил их рабов - простой народ радовался делам князя, а бояре называли Ивана III "Грозным". Следуя заветам отца, Василий III лишил вотчин бояр Рязани и Пскова - но московские бояре еще сохраняли свою силу, и главная борьба была впереди.

Крестьяне

Как ни велики были боярские вотчины, основную часть населения Руси составляли не боярские холопы, а свободные "черносошные" крестьяне, жившие на землях великого князя. Как в прежние времена, крестьяне жили общинными "мирами" - маленькими деревнями в несколько домов, и некоторые из этих "миров" по-прежнему пахали на подсеках - вырубленных и выжженных участках леса. На подсеке все работы производились вместе, вместе рубили лес и вместе пахали - пней при этом не корчевали, и это вызывало удивление иностранцев, привыкших к ровным полям Европы.

В XVI веке большая часть лесов была уже сведена и крестьянам приходилось пахать на старых подсеках, "пустошах". Теперь пахари могли работать и в одиночку; там, где земли не хватало, поля были разделены на семейные наделы, но время от времени переделялись. Это была обычная система земледелия, бытовавшая во всех странах в эпоху расселения земледельцев и освоения лесов. Однако в Западной Европе эта эпоха первоначальной колонизации пришлась на I тысячелетие до нашей эры, а на Русь она пришла много позже, поэтому община с переделами была давно забыта на Западе, там восторжествовала частная собственность - а на Руси сохранился коллективизм и общинный быт.

Многие работы проводились общинниками коллективно - этот обычай назывался "помочи". Все вместе строили дома, вывозили навоз на поля, косили; если в семье заболел кормилец, то вся община помогала пахать его поле. Женщины вместе трепали лен, пряли, рубили капусту; молодежь после таких работ устраивала вечеринки, "капустки" и "посиделки" с песнями и плясками до глубокой ночи - потом в дом вносили солому и устраивались спать попарно; если девушке не нравился доставшийся ей парень, то она пряталась от него на печи - это называлось "дае гарбуза". Детей, которые рождались после такой "капустки", называли "капустничками", и поскольку отец ребенка был неизвестен, то говорили, что их нашли в капусте.

Сыновей женили в 16-18 лет, а дочерей в 12-13, причем свадьбу праздновала вся община: деревня жениха разыгрывала "набег" на деревню невесты с целью ее "украсть"; жених назывался "князем", его сопровождала "дружина" во главе с "боярами" и "тысяцким", знаменосец-"хорунжий" нес знамя. Община невесты делала вид, что обороняется; навстречу жениху выходили парни с дубинками и начинались переговоры; в конце концов, жених "выкупал" невесту у парней и у братьев; родители невесты по перенятому у татар обычаю получали калым - однако этот выкуп был не столь велик, как у мусульман. Укрытую покрывалом невесту усаживали в повозку - ее лица никто не видел, и поэтому-то девушку и называли "не веста", "неизвестная". Жених трижды обходил вокруг повозки и, слегка ударяя невесту кнутом, говорил: "Оставь отцовское, прими мое!" - вероятно, этот обычай и имел в виду Герберштейн, когда писал, что русские женщины считают побои символом любви.

Свадьба заканчивалась трехдневным пиром, в котором участвовала вся деревня; на такой пир в прошлом веке уходило 20-30 ведер водки - но в XVI столетии крестьяне пили не водку, а мед и пиво. Татарские обычаи отозвались на Руси запрещением крестьянам пить спиртное во все дни, кроме свадеб и больших праздников, - тогда, на Рождество, Пасху, Троицу, вся деревня собиралась на пир-братание, "братчину"; возле деревенской часовни ставили столы, выносили иконы и, помолившись, приступали к пиршеству. На братчинах мирили поссорившихся и творили общинный суд; выбирали старосту и десятского. Волостелям и их людям было запрещено приходить на братчины без приглашения, просить угощение и вмешиваться в дела общины: "Если же кто позовет к себе тиуна или доводчика пить на пир или на братчину, то они, пивши, тут не ночуют, ночуют в другой деревне и насадок с пиров и братчин не берут".

Братчина судила по мелким проступкам; серьезные дела решал волостель - "но без старосты и без лучших людей волостель и его тиун суда не судят", говорят грамоты. Налоги собирал даньщик вместе со старостой, сверяясь с "переписной книгой", где были переписаны все дворы с количеством пахотной земли, высеиваемого хлеба и скашиваемого сена, а также указывалось, сколько надо платить "дани" и "корма". Даньщик не смел взять больше положенного, однако если со времен переписи какой-то хозяин умер, то до новой переписи "мир" должен был платить за него. Налоги составляли около четверти урожая, и крестьяне жили довольно зажиточно, средняя семья имела 2-3 коровы, 3-4 лошади и 12-15 десятин пашни - в 4-5 раз больше, чем в конце XIX века!

Однако приходилось много работать, если в прежние времена на подсеке урожай достигал сам-10, то в поле он был втрое меньше; поля надо было удобрять навозом и чередовать культуры: так появилась трехпольная система, когда один год сеяли озимую рожь, другой год - яровые культуры, а на третий год оставляли землю под паром. Перед посевом поле пахали три раза специальной сохой с отвалом, которая не просто царапала землю, как раньше, а переворачивала пласты - но и при всех этих новшествах земля быстро "выпахивалась", и через 20-30 лет надо было искать новые поля - если они еще оставались в округе.

Короткое северное лето не давало крестьянину времени для отдыха, и в страду работали от восхода до заката. Крестьяне не знали, что такое роскошь; избы были маленькими, в одну комнату, одежда - домотканные рубахи, но на ногах носили сапоги, а не лапти, как позже. Грамотный крестьянин был редкостью, развлечения были грубыми: ходившие по деревням скоморохи устраивали схватки с прирученными медведями, показывали "блудные" представления и "сквернословили". Русское "сквернословие" состояло в основном из татарских слов, которые из-за ненависти, которую питали к татарам на Руси, прибрели ругательный смысл: голова - "башка", старуха - "карга", старик - "бабай", здоровяк - "болван"; тюркское выражение "бель мес" ("не понимаю") превратилось в "балбеса".

Юродивые


Сродни скоморохам были юродивые, собратья восточных дервишей. "Они ходят совершенно нагими даже зимой в самые сильные морозы, - свидетельствует заезжий иноземец, - посреди тела перевязаны лохмотьями, а многие еще с веригами на шее... Их считают пророками и весьма святыми мужами, поэтому и дозволяют им говорить свободно, все, что хотят, хотя бы даже о самом боге... Вот почему блаженных народ очень любит, ибо они... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет..."

Развлечения


Любимым развлечением были кулачные бои: на масленицу одна деревня выходила на другую драться на кулаках, и дрались до крови, бывали и убитые. Суд тоже часто сводился к поединку на кулаках - хотя Иван III издал Судебник с писаными законами. В семье суд и расправу творил муж: "Если жена, или сын или дочь слова и приказания не слушают, - говорит "Домострой", - не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказывать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колотить посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью: и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, то снять рубашку и плеткой вежливенько побить, за руки держа, да, побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово".

Образование


Дела с образованием обстояли плохо у всех сословий: половина бояр не могла "руку к письму приложить". "А преж всего в Российском царстве многие училища бывали, грамоте и писати, и пети гораздо много было..." - жаловались священники на церковном соборе. Центрами грамотности оставались монастыри: там хранились книги, уцелевшие еще со времен нашествия, сборники "греческой премудрости"; один из таких сборников, "Шестоднев" Иоанна Болгарина, содержал выдержки из Аристотеля, Платона и Демокрита. Из Византии пришли на Русь и начатки математических знаний; таблица умножения называлась "счет греческих купцов", а числа записывали на греческий манер, с помощью букв. Так же, как в Греции, самым популярным чтением были жития святых; Русь продолжала питаться греческой культурой, и монахи ездили учиться в Грецию, где на горе Афон располагались знаменитые монастыри.

На Афоне учился и священник Нил Сорский, известный своей проповедью нестяжательства: он говорил, что монахи не должны копить богатства, а жить от "трудов рук своих". Эти проповеди не нравились русским архиереям, и один из них, Иосиф Волоцкий, вступил в спор с отшельником, доказывая, что "богатства церкви - божье богатство". Нестяжателей поддерживал и Максим Грек, ученый монах с Афона, приглашенный на Русь для исправления богослужебных книг: от многократного переписывания в них появились пропуски и ошибки.

Максим Грек учился во Флоренции, был знаком с Савонаролой и итальянскими гуманистами. Он принес в далекую северную страну дух свободомыслия и не побоялся прямо сказать Василию III, что в своем стремлении к самодержавию великий князь не желает знать ни греческого, ни римского закона: отказывает в верховенстве над русской церковью, как константинопольскому патриарху, так и римскому папе. Ученый грек был схвачен и предан суду; его обвинили в том, что он неверно правил книги, "заглаживал" святые слова; Максим был сослан в монастырь и там, сидя в заточении, написал "многие книги душеполезные" - в том числе "Грамматику греческую и русскую".

Русская церковь настороженно следила за учеными иноземцами, опасаясь, что они принесут "ересь". Такой случай уже был в конце XV века, когда в Новгород приехал еврейский купец Схария; он привез много книг и "соблазнил" в иудейскую веру немало новгородцев. Среди еретических книг был "Трактат о сфере" испанского иудея Иоанна де Скрабоско - он был переведен на русский язык, и, возможно, что из этой книги на Руси узнали о сферичности Земли. Другая еретическая книга, "Шестокрыл" Иммануэла бен-Якоба, была использована новгородским архиепископом Геннадием для составления таблиц, определяющих дату пасхи.

Однако, позаимствовав у новгородских иудеев их знания, Геннадий подверг "еретиков" жестокой казни: на них одели берестяные шлемы с надписью "се есть сатанино воинство", посадили на лошадей лицом назад и возили по городу под улюлюканье прохожих; потом шлемы подожгли и многие "еретики" умерли от ожогов. "Шестокрыл" был запрещен церковью - так же, как астрологические альманахи с предсказаниями, завезенные на Русь немцем Николаем из Любека; все это относилось к "злым ересям": "рафли, шестокрыл, остоломия, альманах, звездочет, аристотелевы врата и иные коби бесовские".

Церковь не советовала смотреть на небо: когда Герберштейн спросил о широте Москвы, ему не без опаски ответили, что по "неверному слуху" будет 58 градусов. Немецкий посол взял астролябию и занялся измерениями - у него получилось 50 градусов (в действительности - 56 градусов). Герберштейн предлагал русским дипломатам европейские карты и просил у них карту России, но ничего не добился: на Руси еще не было географических карт. Правда, писцы и даньщики в целях учета измеряли поля и делали "чертежи"; при этом в качестве руководства часто использовался трактат арабского математика ал-Газали, переведенный на русский язык, должно быть, по приказу какого-нибудь баскака.

Будучи в Москве Герберштейн попросил боярина Ляцкого составить карту России, но прошло двадцать лет прежде чем Ляцкой смог выполнить эту просьбу. Это была необычная карта: по арабской традиции юг на ней располагался вверху, а север - внизу; недалеко от Твери на карте было изображено загадочное озеро, из которого вытекали Волга, Днепр и Даугава. Во времена составления карты Ляцкой жил в Литве; он служил польскому королю Сигизмунду, и карта была создана не из добрых намерений: она лежала на столе короля, когда он готовил новый поход на Русь. Литва и Русь были исконно враждебны друг другу, но сама по себе Литва не была опасным противником. Наибольшее зло для Руси заключалось в том, что Литва находилась в династической унии с Польшей, и польский король был вместе с тем Великим князем Литовским - противником Руси была не только Литва, но и Польша.

Инструкция

Особенностью русского быта стала кухня, которая и сегодня ценится во всем мире. Обилие круп и мучных изделий поражало. Часто пекли растягаи, пироги, ватрушки. А вот картофель появился в России лишь в XIX веке, поэтому традиционные его не используют. Щи, борщи считались самым вкусным блюдом. Они готовились в печи, где долго томились и приобретали небывалый вкус и аромат.

В XVII веке была определена величина скорости света и сконструирован барометр. Во Франции Людовик XIV вышел на сцену в образе солнца, в России Петр I начал реформы, в Китае династия Мин сменяется династией Цин. Изменения происходили и в жизни простых людей.

Инструкция

Рост грамотности

В 17 столетии в просвещенных странах возрастает количество людей умеющих читать и писать. В России доля грамотных жителей посадов составляет 40%, помещиков – 65%, купцов – 96%. В домах стали появляться собственные библиотеки. В 1634 г. вышел в свет букварь «Азбука». Появлялись печатные таблицы умножения, псалтыри и часословы. В 1687 г. в России открылась славяно-греко-латинская академия. В науке развивалась преимущественно практическая сторона. Теоретическая часть мало исследовалась. Активно развивалась астрономия, медицина, география.

Век ограниченной гигиены

Только богатые жители передовых держав имели водопровод. Остальные мылись как придется. Конечно, в 17 веке о необходимости поддерживать себя в чистоте знали практически повсеместно, но применяли эти знания не всегда. Городские жители Англии, к примеру, пользовались банями. Но некоторые считали, что достаточно раз посетить это место и более грязь к телу не прилипнет.

Что касается туалетов, то специальные помещения для справления естественных нужд в 17 столетии были редки. Обычно использовались ночные горшки. Причем необязательно в уединенных местах. Считалось обычным делом даже в высшем обществе справлять нужду в столовой при приеме гостей.

Необходимость большого количества слуг

В 17 веке механизмов, которые бы облегчали человеческий быт, было изобретено мало. Хозяева больших домов не всегда успевали справляться со всеми домашними делами, поэтому росла необходимость в слугах. Кухарки, домработницы, горничные, прачки – пользовались большим спросом. Если в семье не имелось слуг, то все домашние обязанности брала на себя жена. Считалось дурным тоном, если муж, придя с работы, не обнаружит накрытый стол. В таком случае жене не стоит сетовать на то, что он будет частенько пропадать в тавернах, где столы накрыты всегда.

Эти сословия сколачивали свои капиталы так стремительно, что постепенно начали смещать дворянство с ведущих позиций в мире. Строительство железных дорог, использование новейших изобретений, фабрики и заводы значительно обогащали этих нуворишей. В отличие от дворян, представители буржуазии не спешили пускаться в необдуманные траты. Полученные капиталы приумножались. Конечно, и здесь было не все так гладко – новые предприятия временами имели свойство разоряться, оставляя своих создателей без гроша в кармане.

Крестьяне и рабочие XIX столетия

В век промышленного роста наблюдался большой отток населения из деревень в города. Стоит отметить, что в большинстве случаев жизнь крестьян улучшилась. В России отменили крепостное право, благодаря чему деревенский народ мог трудиться на себя. Крестьяне из лаптей переодевались в сапоги, разбогатевшие могли сами нанимать работников.

Что же касается городов, то тяжелые условия труда и небогатый быт были обыденностью для рабочих. Жить нередко приходилось в казармах, работать по 14 часов, смертность была значительной. Тем не менее все больше деревенских жителей предпочитало отправляться на поиски счастья в города. Возрастала грамотность.

На развитие культуры XVI в. ока­зали влияние три фактора:

1. Завершение образования единого Россий­ского государства.

2. Освобождение Руси от ордынского ига.

3. Завершение формирования рус­ской народно­сти.

Россия активно боролась с остатками Зо­лотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. Свидетель­ство тому – ин­тенсивное крепостное каменное строительство. Развивались связи с Западной Европой, особенно с Ита­лией, хотя они затруднялись борьбой церкви с «латинством» . Цер­ковь препятство­вала распространению светских научных знаний, установила рег­ламентацию духовной жизни.

Устное народное творчество. Основная тема устного народ­ного твор­чества – борьба с иноземными захватчиками. Попу­лярна была «Песня о взятии Казани» . Народ идеализировал «грозного царя Ивана Васильевича», прославля­л его борьбу с боярами. Отрица­тельным героем выглядит «Малюта злодей Скуратов».

Просвещение. С развитием государства возросла потреб­ность в грамотных людях. При монасты­рях работали школы и библиотеки. «Мастера грамоты» помогали неграмотным написать челобитную (жалобу, прошение), составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте ») и арифме­тике («Цифирная счётная мудрость »). Первую русскую грамматику со­ставил философ Максим Грек (1475–1555). В царском дворце находилась «библиотека Ивана Грозного», основу которой составили книги, привезённые бабушкой Ивана IV – Софией Палеолог . (Библиотека таинственным образом исчезла после смерти Ивана Грозного).

Книгопечатание. Через сто лет после изобретения книгопечатания немецким учёным И. Гýтенбергом в 1563 г. в Москве была устроена первая русская ти­пография с целью выпуска массовыми тиражами религиозной литературы для обращения в православие мусульман Поволжья и католиков Ливонского ордена. Книгопечатание было необходимо для исключения ошибок, неизбежных при переписывании. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1564 г. напеча­тали книгу «Апостол» , а в 1565 г. – «Часослов ». Однако церковники обвинили первопечатников в ереси и колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было писать только от руки. Религиозные фанатики разгроми­ли первую русскую типографию. Первопечатники бежали в Литву. В 1574 г. они выпустили в г. Львове первую славянскую «Азбуку», в 1580–1581 гг. издали первую полную славянскую Библию («Острожскую библию»). Печатное дело в Москве продол­жили Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андро­ник Невежа . За XVI в. в России было напечатано всего 20 книг разными тиражами.

Общественно-политическая мысль. В публицистике XVI в. на­шли отражение следующие социально-политические вопросы:


1. О госу­дарственной власти.

2. О роли закона.

3. О роли церкви.

Публицист Иван Пере­светов выступал за сильную царскую власть.

Памятником общественно-политической мысли является пере­писка Ивана Грозного с Андреем Курбским . Князь Курб­ский, сбежав в 1564 г. в Литву, написал «Историю о великом князе Москов­ском » и несколько писем Ивану IV. Грозный ответил Курбскому. Несмотря на ненормативную лексику писем, авторов отличает широкая образо­ванность: в ходе поле­мики они показали знание Библии, истории античности.

Митрополит Макарий к 1554 г. создал «Великие Четьи Минеи » – 12-томное собрание всех книг «для душеполезного чтения»: житий, поуче­ний, повестей, сказаний объёмом свыше 27 тыс. страниц.

Важной темой публицистики стал поиск «правды» как высшей справедливости. Фёдор Карпов писал о необходимости в государстве законности, сильной и справедливой власти.

Летописание. Возникли крупные летописные своды:

-Никоновская летопись . Один из её списков называется «Лицевой свод », в нём содер­жится 16 тыс. иллюстраций;

-«Сте­пеннáя книга» , составитель – митрополит Афанасий. Разделена на 17 «степеней» – перио­дов правле­ния великих князей и митро­политов.

Исторические повести: Повесть о Казанском взятии » – автор описывает взятие Казани и идеализирует образ Ивана IV;

Повесть о Молодинском сражении » –(с крымским ханом в 1572 г.);

Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков » – о героической обороне Пскова в 1581–1582 гг.

Архитектура. В XVI в. началось строительство каменных шатро­вых церквей: -церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построена в ознаменование рождения Ивана IV. Представляет собой 62-метровый столп с 8-угольным шатровым верхом и с террасой – гýльбищем ;

-По­кровский собор («храм Покрова что на Рву », или храм Василия Бла­женного ) построен на Красной площади в 1555–1561 гг. в озна­менование взя­тия Казани. Восемь купо­лов, окружающих центральный шатёр, олицетворяют земли, входящие в состав Московского государства. По легенде, зод­чие Барма и Постник Яковлев (возможно, это был один человек – Барма Постник ) были ослеплены Иваном IV, дабы не смогли впредь создать красоту бóльшую, чем этот храм.

В XVI в. широкий размах получило крепостное строительство. В правление Елены Глинской, в 1535–1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого был построен Ки­тай-город кита » – связка жердей внутри кирпичной стены) – крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2,5 км. с 12 башнями. В 1585–1593 гг. зодчий Фёдор Конь (Савельев) на землях «белых слобод» по­строил третью линию каменных укрепле­ний длиной 9,5 км. – Белый го­род («Царь-город») с 27 башнями (по нынешнему Бульварному кольцу Москвы). В 1591–1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Земляной город («Скородом»). Кольца укреплений пересекались улицами. Так возникла радиально-кольцевая планировка столицы. Дороги к Москве прикрывались монастырями-крепостями (Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др.).

В 1595–1602 гг. Фёдор Конь возвёл самую мощную русскую крепость в г. Смо­ленске. Каменные крепости были построены на Волге (Ниж­ний Новгород, Казань, Астрахань), вокруг Москвы (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Можайск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск, Печоры) и на Соловецких островах – Соловецкий монастырь.

Живопись. Стоглавый церковный собор регламентировал живо­пись, требуя от иконописцев следовать греческим образцам и манере Андрея Рублёва. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» школа (мастер Прокопий Чирин и др.).

Музыка. На Руси была распространена ду­ховная музыка, многоголосое церковное пение. Нотной записи звуков не было, но существовала т. н. «крюко­вая» запись. Иван Грозный является автором нескольких духовных музыкальных произведений. Появились иностранные музыкальные инструмен­ты – оргáны, клавесины, клавикорды.

Литейное дело. В Мо­скве на Пушечном дворе при царе Фёдоре Иоанновиче мастером Андреем Чоховым в 1586 г. была отлита «Царь-пушка » весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Для производства оружия и драгоценной утвари была создана Оружейная палата .

Научные знания . Рост торговли и денежно­го обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В руководстве «О земном же верстании, как землю верстать» объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. В 1534 г. с немецкого языка был переведён «Вертоград », содержавший советы по личной гигиене, уходу за больными, лекарственным растениям. Научные знания переплетались с мистическими. На Руси читали «Христианскую топографию» византийского купца и мореплавателя VI в. Козьмы Индикоплóва , в которой утверждалось, что небо круглое, Земля четырёхугольная, за океаном расположен рай и т.д.

Медицина. В 1581 г. в Москве англичанин Джеймс Френч открыл первую аптеку. Она обслуживала царскую семью.

Быт. Жилище . В богатых хоромах появились итальянские венецианские оконные стёкла, шахматы.

Одежда . Поверх рубахи носили зипун , кафтан (фéрязь, армяк ), сверху – óпашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава. Бояре носили лисьи и собольи шубы.

Пища . Пищевой рацион состоял из растительной и жи­вотной пищи: щи, каша, хлеб, репа, рыба, в скором­ные дни – мясо. Праздничный богатый стол включал пи­роги, осетрину, вино, ячменное пиво. При Иване IV распространение получила водка и заимствованные у татар питейные заведения – кабаки . В 1533 г. был основан в Москве первый «царёв кабак». Торговлей водкой занимались царские чиновники.

«Домострой » свод житейских правил и наставлений , руководство, определяющее поведение человека в семье и обществе . Его автор – священник Сильвестр – являлся поборни­ком патриархальных порядков, ратовал за укрепление роли отца и родите­лей в семье. «Домострой» призывал: «Чада... любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всём. И ста­рость их чтите». «Домострой» поучал «не красти... не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати... не бражничать... не помнить зла, не гневатися ни на кого, к бóльшим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву».

Права мужчин превалиро­вали над бесправными женщинами, но «Домострой» предписывал мужу воздерживаться от побоев жены: «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии». «Домострой» одоб­рял телесные наказания детей: «Казни (наказывай) сына своего от юности его. И успокоит тебя в старости твоей»; «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу избавляешь от смерти».

Таким образом, несмотря на жес­токость и суровость эпохи, рус­ская куль­тура XVI в. продолжала развиваться.

Список литературы для более углублённого изучения темы

Белякова Е. В. Стоглав и его место в русской канонической тради­ции // Отечеств. история. 2001. № 6. С. 90–96.

Бушуев С. В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Ист.-биб­лио­граф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. 1.225.284. Гл. «Золо­той век» рус­ской культуры.

Георгиева Т. С . Русская культура: история и современность. М., 1998. ИОНБ:1.273.750.

Голейзовский Н . Дионисий // Родина. 1999. № 6. С. 78–83.

Домострой // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. 1.243.702; URL: http://lib.rus.ec/b/61743/read

Забелин И. Е . Домашний быт русских царей в XVI и XVII столе­тиях: В 3 кн. М., 1990. Кн. 1. ИвГУ:9(С)14/З122; ИОНБ:1.179.941. URL: http://lib.rus.ec/b/210514/read

Забелин И. Е . Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столе­тиях. Но­во­сибирск, 1992. ИОНБ:1.220.917.

Зезина М. Р . и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.

Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: http://lib.rus.ec/b/278488/read

Костомаров Н. И . Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Любое изд. URL: http://lib.rus.ec/b/190286/read

Костомаров Н. И . Русская история в жизнеописаниях её главней­ших дея­те­лей. М., 1995. Максим Грек. URL: http://lib.rus.ec/a/32758/read

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы вели­ко­рус­ского народа. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/130246/read; ИОНБ: 1.247.408.

Кукушкина М. В . Книга в России в XVI в. СПб., 1999. ОНБ:1.269.362.

Культура средневековой Москвы: XIV–XVII вв. М., 1995. ИОНБ:1.251.845.

Лабутина Т. Д. Зарождение англомании и англофильства в России // Вопр. истории. 2008. № 2. С. 34–43.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.

Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Мос­ков­ской Руси. М., 2000. ИОНБ:1.273.989.

Милюков П. Н . Очерки по истории русской культуры. В 2 т. М., 1993. Т. 1. ИОНБ:1.245.564.

Михайлова И. Давай сварим кашу: Великокняжеская свадьба в России XVI века // Родина. 2004. № 7. С. 90–95.

Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 1–2. ИОНБ: 745.764; 770.218.

Парфентьев Н. П . Древнерусское певческое искусство в духовной куль­туре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Сверд­ловск, 1991. ИОНБ:1.213.333.

Пиккио Р. Древнерусская литература: Пер. с итал. М., 2002. ИОНБ: 1.300.471.

Псковская икона XIII–XVI вв. Л., 1991. ИОНБ:1.229.822.

Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.

Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «се­реб­ряного века». М., 2001. ИОНБ:1.276.944.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998. 1.266.613.

Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.

Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. ИОНБ:746.289.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Первая пол. XIV–XVI вв. Л., 1989. ИОНБ:1.128.357.

Смирнова Э. С . Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1991. ИОНБ:1.214.819.

Столярова Л. В . Из истории книжной культуры русского средневе­кового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816.

Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1999. ИвГУ:63.5/Т35.

Успенский Л . Московские соборы XVI века и их роль в церковном искус­стве // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антоло­гия. М., 1993. ИОНБ:1.239.206.

Флетчер Дж . О государстве Русском. М., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/214304/read

Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ: 1.266.628 (От­дел литературы по ис­кусству ИОНБ).

Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энцикл. словарь. СПб., 2003. ИОНБ: 1.308.506.

Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р . Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ: 1.260.034.

Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687.

Юрганов А. Л . Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой исто­рии и куль­туры // Вопр. истории. 1996. № 2. С. 15–27.

Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе. Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том, что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода наших предков.
Подавляющее большинство жилищ той поры — полуземляночные и наземные (срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них — земляные или деревянные. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей; горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, — светлицей. Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус — терем. Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения хозяина — бедняка или богатея.
Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, с переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки, прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшего размера.
Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них — подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки — в простых рубашках с поясом, коротких одеждах — из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородского епископа); его обувь — лапти из лыка. У богатых — шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи — для женщин; все это — из иноземных атласа, бархата,
камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».
Митрополит Даниил (первая половина XVI в.) укоряет молодых вельмож, которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красят щеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же — с одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому же неудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится «великую нужду терпети»). Под одежду они подкладывают деревяшки, чтобы казаться выше ростом. А женщины сверх меры белят и красят лицо, «чернят глаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх. — Авт.) возводяще»; голове под убрусом придают (расположив соответствующим образом волосы) круглую форму.
Посуда бедняков — из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва — лоток, чум — ковш, кош — корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчага — большой сосуд); кое-что, но немногое — из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых — те же предметы, но больше — металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, — кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития — турьи рога в серебре).
Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые — из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков — рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.
Дома изготовляли напитки — хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.
Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это — журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о «многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости» (мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали вина «заморские». Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище (зрелище. — Авт.) , играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются «скомрахи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, и вся сущая в дому. паче потопа оного».
Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на подобные «позорный игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елеазарова монастыря, в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится... Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями. — Авт.) и плясание»; поют «всескверные песни».
Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый же ли — обращается к нему митрополит Даниил, — прибыток ти есть над птицами дни изнуряти? Каа же ти нужа есть псов множество имети?» Все эти «утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного — церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил скоморохов — «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» — плясках на пирах, одевал вместе с другими «машкеру».
В XVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые — пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи игрой в шашки и шахматы.

Слайд 1

Религиозные праздники и повседневный быт в XVI в.

Слайд 2

Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха.Этот праздник посвящался Воскресению Иисуса Христа и праздновался весной.Начинался он крестным ходом.Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи и творожная Пасха.

Слайд 3

Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались двенадцать дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян - январские «календы», отсюда - русская «коляда»). Мужчины переодевались в женскую одежду, женщины - в мужскую, некоторые наряжались животными. В таком виде они ходили по улицам из дома в дом с песнями, шумом и криками. Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 году строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание».

Слайд 4

К тому же суровые природные условия и связанная с ними сверхнапряжённая страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали русского крестьянина в мир суеверий, примет, обрядов. Стремясь всеми силами обеспечить устойчивость своего хозяйства, земледельцы не только изучали и обобщали особенности погодных условий в местности своего проживания, но и пытались их прогнозировать.

Слайд 5

У мусульманских народов России главными торжествами были праздник разговения и праздник жертвоприношения. Мусульмане – сунниты так же праздновали день рождения пророка Мухаммеда.

Слайд 6

Многие особеннности повседневного быта народов зависели от условий места проживания. Для карел, живших на берегах рек и озёр, основным видом транспорта являлись двухколёсные кочевые лодки – «шитики».

Слайд 7

Основной рацион этого народа составляли рыба, каши, пироги.

Слайд 8

Так выглядели жилища карел.

Слайд 9

Основу питания мордвы составляла растительная пища – кислый хлеб,каши,пироги,блины из гречихи и пшена.

Слайд 10

По праздникам мордвины ели блюда из мяса.