На фото: Счастливая дунганская семья в 90-тые годы 20 столетия в Масанчи


Центральная Азия и Китай соединяются веками и великим шелковым путём. На древнейшей земле Киргизстана, Казахстана и Узбекистана компактно проживает молодая и трудолюбивая нация - дунганский народ. Они прилежно работают и растят своё потомство. Откуда они пришли? Когда? Почему судьба их постоянно связана с Китаем?

В начале июля 1994 года над этими вопросами я начал работать с главным корреспондентом ведущей китайской газеты "Жэньминь жибао" в центральной Азии. Неоднократные встречи и общение с дунганами помогли мне приблизиться к почти забытой истории о судьбе дунганского народа. И оказалось, что многие не проясненные вопросы потихоньку выясняются, как лёд тает к приходу весны.

На фото: Молодая дунганка с детими
Во второй половине 19 века с Хуэйцзу, одно из многих национальных меньшинств Поднебесной, произошло антицинское крестьянское восстание, которое распространялось по провинциям Шэньси и Ганьсу. Потерпев поражение, группа повстанцев во главе с предводителем Бый Янху из провинции Шэньси были вынуждены перейти на территорию Российской империи (сегодняшняя Киргизия, Казахстан и Узбекистан). Спустя 130 лет после этого дунгане из поколения в поколение занимаются овощеводством и земледелием, ведут скромный образ жизни, хранят обычаи китаеязычных мусульман-хуэйцев «исторической Родины» Шэньси и Ганьсу.


На фото: Автор статьи с дунганским фермером
За 4-летний период журналисткой работы в Центральной Азии я подружился со многими дунганами. И я часто вспоминаю те встречи и то общение с ними.

В 1862-1877 годах в провинции Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло масштабное антицинское крестьянское восстание предков дунган–хуэйцзу. Оказалось, что восстание жестоко подавили цинские войска. Остатки повстанцев дунган проходили несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекали границу между цинской империей и царской Россией. Местные жители спрашивали их, откуда они пришли, - "С востока", "дунган!"-так звучит ответ на шэньсийском диалекте. Со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

Первыми среди дунган были 3 тысячи дунганских переселенцев во главе с Бый Янху, пришедших из северо-западной провинции Шэньси. Они поселились на берегу реки Чу, и позже перебрались в другие места Центральной Азии, затем во многие районы СССР. В Алма-Ате расположена деревушка дунган -"Заря Востока; в пригороде Бишкека стоит деревня дунган, именуемая "Благородная земля"; много дунган в Тарасе (Джанбыл) –город на юге Казахстана. Так же есть местечко "Масаньчи" в Казахстане, которое дунгане в шутку называют "столицей дунган РК".


На фото: Дунганские ветераны труда перед музеем дунганского народа в Масанчи
Дунгане в основном занимаются овощеводством, наполняя корзину овощей в любое время года. Дунгане до сих пор бережно охраняют обычаи своих предков с Лессового плато. На пример, в чрезмерно трудные дни обретения независимости РК, к свадьбе они, как и прежде, готовят большое приданое: кроме одеял, ковров, тканей, необходимы и импортный цветной телевизор и другие бытовые электроприборы. Как и в северных китайских деревнях, во время свадебной церемонии всё приданое обязательно выставляется во дворе невесты, чтобы показать соседям и присутствующим гостям богатство новобрачных.


На фото: Дунганские народные пляски на деревне «Заря Востока» под Алматы
В рационе у дунган сохраняются особенности китайской кухни. Продукты из пшеничной муки употребляются каждый день. В гостях у Ма Губая, заместителя председателя общества дунган в Казахстане, хозяин мне пояснил, что в семье дунган почти ежедневно едят лапшу. Посетив несколько дунганских семей, я увидел в их дворах чугунные котлы. Хозяйки готовят блюда следующим образом: сначала растапливают масло, затем добавляют кусочки мяса и ломтики овощей; без добавления соевого соуса, уксуса, (желтодревесника) и других приправ.

Хотя дунгане поселились в ЦА уже больше 130 лет назад, они бережно хранят свои национальные традиции, и одновременно они активны в общественной жизни. Они дружно живут с казахами, киргизами, русскими и другими национальностями. Сегодня во всех странах Центральной Азии проводится политика межнационального согласия, которая пользуется массовой поддержкой всех народов. Деревня "Масаньчи" часто отправляла свою делегацию в провинцию Шэньси и Ганьсу. К тому же дипломаты посольств КНР в РК и в КР ежегодно навещают своих дунганских соотечественников, предоставляя школьные учебники китайского языка, компьютеры и оказывают щедрую поддержку. Руководители и общественные деятели стран ЦА стремятся к тому, чтобы местные дунгане стали звеном понимания и дружбы с Китаем.


На фото: Главный вход в Масанчи
Незабываемое время моей 4-летней журналисткой карьеры в Центральной Азии еще раз показывает, что у дунган и хуэйцов-их братьев, живущих в Китае, имеется единый и общий исторический корень.-о-

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом . Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

В Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2010 года , проживает 1651 дунганин, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2017淮工中亚留学生. Студенты Центральной Азии в г.Ляньюнган. Students from central Asia in Lianyungang.

    ✪ Lanzhou Jiatong University

    ✪ Как Казахстан с нуля создал национальный торговый флот - история Казмортрансфлот

    Субтитры

Известные дунгане

Примечания

Америка

Дунгане

Так туркестанцы называют китайцев, принявших мусульманство ? Когда появилось это слово, и что оно буквально значит - еще не выяснено. Китайцы называют Д. теперь cяо-чжао - "младшее население", а себя да-чжао - "старшее население", сами же Д. именуют себя хой-ху . Д. сделались известными с начала 60-х гг., когда они подняли восстание в западных провинциях Китая, Восточном Туркестане и Джунгарии. Цели восстания не выяснены. По-видимому, Д. сочли предосудительным повиноваться правительству язычников и ничего общего не имели с национальным китайским движением против маньчжурской династии. См. Дунганское восстание .

_____________________________________________________________________________________________

ДУНГАНЕ

На территории Южного Казахстана, в Киргизии и Синьцзяне (Китай) проживает этнос дунгане – ответвление народа хуэй (хуэй-цзу), обитающего во Внутреннем Китае (Нинся-Хуэйский автономный район, небольшое количество – в других местах страны). В КНР проживает около 10 млн. хуэй-цзу. Выделяются три основные этнографические группы хуэй: северная, юго-западная (юньнаньско-сычуаньская) и юго-восточная (гуандунская). Хуэй и дунгане исповедуют религию ислам, говорят на диалектах китайского языка. В результате восстания против правительства и последовавших за ними репрессий их предки были вынуждены переселиться в XVIII в. на запад страны из провинций Ганьсу и Шэньси.

Согласно данным переписи 1999 г. в Казахстане было около 37 000 дунган (большая часть которых находится в Джамбульской области), в северной Киргизии – около 52 000. В настоящее время в нашей республике проживает 60000 дунган. На территории России было зарегистрировано 800 дунган (перепись 2002 г.). Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании.

Сообщения об этом народе встречаются в сочинениях лиц, побывавших в Западном Китае. Так, например, в «Сибирском вестнике» был опубликован дневник Путимцева, который в 1811 г. совершил поездку из Бухтарминской крепости в город Кульджа. Он пишет, что тунгане, живущие в Кульдже и его окрестностях, занимаются земледелием и мелкой торговлей, содержат харчевни. Далее он сообщает, что тунгане, или дунгане, мусульмане суннитского толка и говорят на китайском языке.

Возникли разные предположения о происхождении этого народа. Среди местных жителей Восточного Туркестана бытовало мнение о том, тунгане (дунгане), из числа которых нередко призывали мужчин на службу в китайские гарнизоны, происходят от воинов Александра Македонского. По одной версии, приведенной в статье А. Калимова “Дунганский язык”, помещенной в 5-ом томе сборника “Языки народов СССР” (1968), основу этногенеза хуэй составили ассимилированные китайцами арабо-персидские пленные, приведенные ханами-чингизидами в конце XIV века из Средней Азии в Китай.

Известный ученый Г.Е. Грум-Гржимайло в своем этнологическом исследовании “Материалы по этнологии Амдо и области Куку-нора” один из небольших абзацев посвятил этому народу: “Кроме монголов в юаньскую эпоху в провинцию Гань-су проник народный элемент, до той поры остававшийся чуждым этой стране – уроженцы Персии, Хивы, Самарканда и других местностей иранской Азии, которые, будучи уведены на восток Чингис-ханом, сплотились здесь, благодаря единству религии, в единый народ – современных дунган”.

Некоторые ученые считают, что основным компонентом в период возникновения этого народа являлись племена южных гуннов.

Исследователь этнологии и этнографии тюркских народов Курбангали Халид приводит следующие версии: дунганы – потомки 10 000 арабских воинов, посланных аббасидским халифом по просьбе китайского императора для подавления восстания в его стране в 188 году хиджры; они являются потомками переселенцев из Самарканда и Бухары; их предки – оставшаяся в Китае часть войска эмира Тимура.

Существует легенда, связывающая происхождение дунган с тремя тысячами арабских воинов, посланных пророком Мухаммедом в Китай. В заметке о жизни дунган, поселившихся в Семиреченской области, приведена следующая легенда. Во времена правления танского императора Тай-цзуна в Срединное государство прибыл дядя пророка Мухаммеда по матери вельможа Ван-гэ-ши (ибн Хамза), во главе трех тысяч мужей сопровождая священную книгу Коран. Тай-цзун приказал правителю своей столицы Чан-ань построить мечеть. По просьбе китайского императора Ван-гэ-ши поселился в столице со своей свитой. Впоследствии, когда число пришельцев увеличилось, Тай-цзунь велел построить мусульманские храмы в Нанкине и Кантоне. Авторы статьи отметили, что сами себя дунгане называют “тунъгани”.

По другой версии, некий император из династии Тан, правящей в 618 – 907 гг., однажды увидел сон, в котором от гибели его спас некий юноша. По разъяснению мудрецов, чудовище, грозившее смертью их правителю – это опасность в виде соседних кочевых народов, а образ юноши, одетого в зеленую одежду, символизировал появившуюся на западе новую религию. Император отправил послов в Аравию с просьбой о помощи. Прибывшие в Китай арабские и персидские воины участвуют на стороне китайцев в войне с кочевниками. От их брака с китайскими женщинами рождаются дети, образовавшие новую этническую общность дунган.

Китай в эпоху Тан имел контакты как с Центральной Азией, так и с арабскими правителями. В середине VIII века, когда китайский царедворец и генерал тюркского происхождения Ань Лушань во главе пограничного войска восстал против императора Су-цзуна, на помощь последнему пришел халиф Абу Джафар Аль-Мансур, приславший в Китай своих воинов. Ань Лушань был разгромлен, а арабские воины остались в Китае. Здесь имеются мавзолеи арабов, почитающихся святыми, и китайские дунгане-мусульмане воспринимают их как своих прародителей, читая на могилах суры Корана. Так, например, в 742 году в тогдашней китайской столице Чанъань (ныне – Сиань) была построена знаменитая мечеть, позже названная Большой Сианьской мечетью.

По другой версии легенды, в пределы Китая с запада пришел отряд в две тысячи человек. Они потребовали себе земли для поселения, а затем китайских девушек в жены. Воинственные пришельцы внушали китайцам страх, поэтому им выделили земли, однако никто из местных женщин не хотел вступать с чужеземцами в брак. Губернатор предложил им явиться на городской праздник и выбрать женщин среди вдов, сидящих вместе со старухами в третьем ряду зрителей, ибо в первом ряду находились девицы, во втором – замужние женщины. Пришельцы явились на городскую площадь, спрятав оружие под одеждой. Заметив красивых девушек и молодых женщин, сидящих в первом и втором рядах, воины захватили их. Китайцы пробовали их защитить, но вынуждены были отступить перед вооруженными гостями. Потомки этих воинов сохранили религию отцов – ислам. Они употребляли в качестве родного язык своих матерей, но считали себя особым народом.

Наиболее близкой к истине представляется мнение исследователя этногенеза и истории восточных народов Н.А. Аристова, который считал, что “… тюркские примеси к китайцам весьма резко проявляются 15 миллионами дунган северного и западного Китая, которые видимо суть потомки окитаенных хуннов, тюрков-тукю и уйгуров, десятками и сотнями тысяч принимавших китайское подданство, водворявшихся на севере Китая и получивших китайский язык, одежду и значительную часть обычаев, но сохранивших большую часть своей тюркской крови, а с нею и тюркского характера и наклонностей. С принятием через посредство тюрков-соплеменников мусульманства, эти окитаенные тюрки приобрели, вдобавок к прежней, новую преграду, отделяющую их от китайцев…”.

Видимо, одним из компонентов народа хуэй была южная ветвь сяньбийских племен, подчинившаяся Китаю в 632 г. и осевшая в районе между Ганьчжоу и Лянчжоу. В древних летописях они упоминаются как хэланьцы по названию горы Хэлань в окрестностях Нинся, провинция Ганьсу. Среди материалов, содержащихся в издании “Системы личных имен у народов мира” (М., «Наука», 1989), приведено сообщение о том, что предки дунган (в основном выходцы из различных районов Северного Китая, главным образом из провинции Шэньси, Ганьсу, а также из Синьцзяна и даже Маньчжурии) в разное время переселялись на территорию, входившую в состав Российской империи. Но основная масса дунганских переселенцев прибыла в Среднюю Азию в 1876 – 1883 гг., после поражения восстания мусульманского населения на северо-западе Китая против маньчжуро-китайского владычества (1862–1878).

В социолингвистическом справочнике “Языки народов Казахстана”, изданной в 2007 г., приведена информация об этнической и религиозной неоднородности дунгане, большую часть которых представляют хуэй, принявшие ислам. Среди предков этого народа указывают китаизированных тангутов, в состав которых вошли ирано- и тюркоязычные группы. Часть хуэй, после подавления мусульманских восстаний, бежала в XIX веке на запад, где и получила название дунгане, неизвестное населению внутреннего Китая. Группы хуэй, живущие в Южном и Юго-Западном Китае, предположительно являются потомками арабских колонистов, поселившихся здесь в VII – X веках и смешавшихся с китайцами. Часто к хуэй относят все китайскоязычное мусульманское население Китая.

Самоназвание дунган – хуэй-хуэй, хуэй-мин, ло-хуэй-хуэй (лао хуэй хуэй) или җун-ян жын (чжунъ юань жэнь). Термин дунган в Синьцзяне стало употребляться окружающими народами в качестве названия тех хуэй-цзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже.

До середины XX века терминами хуэй, хуэй-хуэй, хуэй-цзу, хуэй-минь обычно обозначали все мусульманское население Китая, независимо от этнической принадлежности. Затем дунган стали называть хуэй или хуэй-цзу, а уйгуров – вэйур-цзу, вэйур жэнь (weiwur ren) и чантоу ‘чалмоносцы’. Северо-западные хуэй-цзу иногда именую себя чжунъ юань жэнь (zhong yuan ren), букв. ‘люди Центральной равнины’ (зона бассейна рек Вэйхэ и Хуанхэ). Это имя сохранилось также у дунган, поселившихся в конце XIX в. в Кыргызстане и Казахстане: среднеазиатские и синьцзянские дунганы чаще всего называют себя zwn-jan (джунъян, жун-ян). Первым предположением было то, что данное название является своеобразной произносительной нормой слова дунган. Однако при более внимательном рассмотрении выяснилось: приведенное самоназвание является диалектной формой упомянутого словосочетания zhong yuan (ren).

Выдающийся ученый и путешественник Чокан Валиханов упоминает дунган в "Дневнике поездки в Кульджу 1856": "Между китайцами есть мусульмане, называемые хой-хой . Это потомки тюрков, переселенных в Китай еще за три столетия. Они утратили свою народность, носят китайское платье, косу, говорят по-китайски, но имеют свои мечети и содержат намаз. Мечеть построена как китайская кумирня, и китайская надпись глаголет, что это храм Божий. У них свои муллы, называемые ахун . Бога вместо Аллаха они в своем разговоре называют фоя , а Мухеммеда - Мемети ".

Более подробную информацию об этом народе он изложил в примечении к следующим строкам из своего замечательного труда "О состоянии Алтышара, или шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах": "Тунгени, по китайски хой-хой, китайские мусульмане из провинций Шаньси, Ганьсу и Сычуань; все тунгени живут в Малой Бухарии по частным домам, они содержат рестораны (фузул) или же промышляют извозом по подряду для доставки чайных транспортов".

Ниже приведем содержание написанного Ч. Валихановым примечания:

"Об этом любопытном народе до сих пор было очень мало известно. Члены нашей миссии постоянно смешивали их с малобухарцами и называли обыкновенно туркестанацами. Путинцев и Бернс сообщают о них известия не совсем точные, а потому считаем не излишним сказать о них несколько подробно. Китайцы называют их хой-хой , что значит "мусульманин", сами себя они называют дунгени или тунгени .

Переселение этого народа в Китай, как говорят их ученые, происходило в разное время и из разных мусульманских стран6 это доказывается тем, что одни из них следуют учению имама Ханифи, другие - имама Шафи. Тунгени носят китайскую одежду, имеют китайский тип лица и говорят китайским языком. В своих либайсы (мечетях) читают молитвы на арабском языке с китайскими комментариями.

Тунгени - ревностные магометане: подстригают усы, не курят табак, не пьют вина и чувствуют омерзение к свинине, но это не мешает им вступать в брак с китаянками, тем более охотно, что при этом пользуются правом воспитывать детей в своем законе. Тунгени напоминают собой польских татар и подобно им отличаются особенной честностью, так что китайское правительство ими преимущественно замещает полицейские должности. Характерную черту этой нации составляет промышленный дух, развитый в высшей степени.

Надо полагать, что общество тунгеней многочисленно, потому что нет уголка империи, где бы их не было. В Кульдже и Чугучаке они составляют значительную массу населения. Миссионер де ла Брюньер говорит, что 1/3 населения города Ляодунь в Маньчжурии - магометане. Несмотря на единство религии, тунгени чуждаются малобухарцев и других среднеазиатцев, которые в свою очередь мало отличают их от китайцев. В последнее восстание в Кашгаре резали их на одинаковых правах с неверными".

Ив. Селицкий в небольшой заметке “Сельскохозяйственная промышленность переселившихся из Илийского края в Семиреченскую область таранчей и дунган”, помещенной в “Киргизской степной газете” (№ 30 от 29 июля 1901 г.) , приводит историко-этнологическую справку о том, что кульджинские таранчи, большое количество которых переселилось в пределы Семиречья, относятся к потомкам 7000 кашгарских мусульман из разных городов Восточного Туркестана, выселенных китайцами в Илийскую долину для земледелия и обеспечения продовольствием китайских войск. Автор статьи обращает внимание на то, какие названия бытовали у соседних народов для этноса, впоследствии принявшего этноним уйгур: “Своеобразно преобладающему характеру занятий за этими мусульманскими кашгарлыками упрочилось название таранчей; китайцы же называли таранчей хуйзы и наравне с прочими мусульманами, по носимым почетными таранчами чалмам, - чанту, а калмыки зовут, как и всех мусульман, - котан…”.

Ив. Селицкий называет переселившихся из Илийского края таранчей многострадальными, а дунган воинственными. О последних он пишет следующее: “Дунгане (собственно по-тюркски турган ‘оставшийся’) называются китайцами сяо-чжао ‘младшее население’, а сами себя именуют хой-ху. Это тоже пришельцы в Илийский край с китайской территории”. Свою заметку автор завершает исторической справкой: “По возвращении Кульджи, в силу трактата 12 февраля 1881 г., китайцам, илийские таранчи и дунгане перешли в Семиреченскую область, первые в числе 11 слишком тысяч семей и вторые – до 1500 семей, где и предались обычным своим мирным занятиям – земледелию, огородничеству, садоводчеству и отчасти торговле”.

По сообщению дореволюционного этнографа, автора труда “Таварих хамсэ” Курбангали Халида, китайцы называли дунган собирательным именем шао жу (малый народ, малое потомство), в противоположность им себя – да жу (большой народ, большое потомство). По всей вероятности, названия сяо-чжао и шао-чжу представляют собой фонетические варианты одного и того же сложного этнонима.

В исследовательской литературе встречается разное написание термина дунган: дунгань, тунгань, dungan, дунгень, тунгень. На основе фонетического сходства слов профессор Синьцзянского университета Хай Фэн выдвинул версию о происхождении слова дунгань от китайского тунькэнь, что в переводе значит ‘военные поселения пограничных земель’. Это предположение вызывает сомнение уже потому, что в современной китайской литературе рассматриваемый этноним имеет отличную от лексемы тунькэнь фонетическую форму и встречается в составе сложных слов дунгань-жэнь и дунгань-цзу. Слово дунгань китайцы применяют для обозначения лишь той части народа хуэй-цзу, которая проживает на территории Казахстана и Средней Азии.

На одном из сайтов Интернета относительно этнонима дунган приведен интересный пример так называемой народной этимологии. В 1862-1877 годах в провинциях Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло антицинское восстание предков дунган – хуэйцзу. Восстание жестоко подавили маньчжуро-китайские войска. Остатки повстанцев решили уйти за пределы Китая на запад, где проживали мусульмане Российской империи. Они прошли несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекли границу Цинской империей. Местные жители спрашивали переселенцев, откуда они пришли, те якобы отвечал: Dungan, что на шэньсийском диалекте значит "С востока". И со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

В казахском языке существуют сингармонические варианты указанного слова: dungğan (dunğan) ~ dünggen (düngen). Этимологическое исследование рассматриваемого этнонима вызвано встреченным в статье О.И. Завьялова “Сино-мусульманские тексты: графика – фонология – морфонология” (Вопросы языкозна¬ния, 1992, № 6) замечанием о том, что происхождение названия дунган неизвестно. Курбангали Халид высказал мнение о его тюркском происхождении. Место возникновения нового имени (Восточный Туркестан), его фонетический облик, а также этимологический анализ явно свидетельствуют об этом.

В морфемном отношении данное слово распадается на две части: корень dun- ~ dün- ~ dön- и аффикс причастия прошедшего времени -gan (-gen). В тюркских языках упомянутый корень имеет несколько связанных между собой значений, основным из которых являются ‘поворачиваться; вращаться; возвращаться; обращаться в какую-нибудь веру’, т.е. ‘принимать новую религию’. Указанный глагол употреблялся и в значении ‘отвращаться от чего-либо’, если следовал за существительным в форме исходного падежа: татарск. Üz dīne’nnän dünep, sez’neng dīn’gä kerde ‘Отвратившись от своей веры, принял вашу религию’. При рассмотрении одного из самоназваний северо-западной части хуэй-цзу и дунган – словосочетания лао хуэй-хуэй (ло хуэй), что переводится как ‘почтенные мусульмане’, обнаруживается следующий интересный факт: в буквальном переводе приведенный выше этноним значит ‘старые вернувшиеся’.

Китайское слово lao имеет прямое значение ‘старый’ и переносное – ‘почтенный, уважаемый’, так как старость является почтенным возрастом. Второй компонент словосочетания huwei ‘вернувшийся; обращенный’ является по сути синонимом тюркской лексемы düngän ~ dünggän. Само слово huwei является сложным и образовано, по всей видимости, путем объединения двух основ: hui ‘вернуться, обратиться’ + wei ‘быть, становиться’, т.е. стать обращенным в ислам. Синьцзянские уйгуры называют дунган китайских huihui. Cледовательно, название китайского происхождения – хуэй и тюркского – дунган имеют одну и ту же семантическую основу, т.е. этимон - ‘обращенные [в мусульманство]’. Антонимом слова düngän в этом случае выступает термин qalmaq ‘калмак; калмык’ – производный от тюркского глагола qal- ‘остаться’, употреблявшийся в значении ‘оставшийся в язычестве’.

Исследование генезиса народа хуэй-цзу и этимологический анализ названия дунган позволит приблизиться к разгадке происхождения этноса, говорящего на китайских диалектах, но исповедывающего ислам. Ученые-этнологи правомерно считают, что дунгане представляют собой народ, возникший из разных этнических компонентов. Основой их формировании были местные народы Северо-Западного Китая с участием тюркских, иранских, арабских компонентов на основе китайского языка и мусульманской религии.