Музыкальное развитие ребенка:
33 ответа на вопросы родителей

Часть 1. Как определить музыкальные способности ребенка?

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор - отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.


Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?


Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка - насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение - он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок - интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить - возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится - петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть - здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.


Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?


Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года - с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями - красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.


Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?


В этом возрасте применимы все три способа - беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке , проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку - все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы - он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете - помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком - пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа - сложная и непредсказуемая вещь! :)

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет , любит «сочинять» - компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже - сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни - в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) - можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике , любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде - петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина . У него хорошее воображение , он любит выдумывать - все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.


Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?


Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха , способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется - не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой - Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты - дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами ).


Вопрос 5: Как определить чувство ритма?


Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.


Выводы:

1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.

2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).

3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным» . Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.


Продолжение следует...

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.

Понятие «музыкальный слух» следует рассматривать с точки зрения способности быстро улавливать, опознавать, запоминать и воспроизводить услышанные звуки. Для искусственного развития, выращивания музыкального слуха требуется применение систематизированных методов, с помощью которых можно достичь наилучшего результата.

Правильная качественная проверка музыкального слуха позволит выявить у ребёнка, и не только у ребёнка, способности, которые следует развивать.

Когда необходимо проводить диагностику музыкального слуха?

В принципе – хоть когда! Вообще, существует мнение, что музыкальный слух человек обретает на генетическом уровне, но это верно лишь наполовину. Для того чтобы стать профессиональным музыкантом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие некоторых «зачатков» таковой гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий. Здесь, как и в спорте, всё решают тренировки.

Как происходит проверка музыкального слуха?

Проводить и проверку музыкального слуха в частности должен исключительно профессиональный музыкальный педагог. Сам процесс состоит из нескольких этапов, в результате прохождения которых становится возможным сделать определённые выводы (правда не приходится полагаться на достоверность полученных выводов – часто-часто они оказываются ошибочными просто из-за того, что ребёнок воспринимает ситуацию проверки как экзамен и волнуется). Важно диагностировать слух по трём основным критериям:

  • наличие чувства ритма;
  • оценка интонации голоса;
  • способности музыкальной памяти.

Проверка ритмического слуха

Обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый ритм (лучше всего – мелодию из известного мультфильма). Затем предлагает испытуемому ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха.

Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.

Интонирование голосом: чисто ли поётся?

Это не основной критерий для «вынесения приговора», но процедура, которой подвергаются все без исключения кандидаты на звание «слухач». Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым).

Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных. Да, и ещё: если человек поёт грязно или совсем не поёт, то ошибочно думать, что слуха у него нет!

Угадывание нот на инструменте: игра в прятки

Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это в прятки.

«Слон наступил на ухо...» - говорят обычно люди, которые уверенны, что у них нет музыкального слуха. А решили они так потому, что не попадают в ноты во время пения, или же обучаясь игре на фортепиано, не могут подобрать мелодию на слух. И даже не подозревают о том, как глубоко они ошибаются!



Как проверить музыкальный слух? Как узнать, расстраиваться сразу или немного подождать? Как понять, над чем нужно работать больше и интенсивнее?

Если вы решили заняться музыкой, но боитесь, что у вас не получится из-за отсутствия слуха, и вы не сможете услышать, где сыграли правильно, а где нет – не спешите расстраиваться.

Способы проверки слуха

Есть несколько проверенных способов определить есть у вас музыкальный слух или его просто нужно развивать.

Например, попросите кого-нибудь сыграть одну ноту. Прослушав ее, запоминаете, а потом пусть вам в разброс нажимают клавиши, пока вы не услышите ту, которую сыграли первой. Повторите так несколько раз. Если получилось угадать ноту по ее звучанию, значит со слухом у вас все в порядке. Либо же пусть нажимают ноты, но в разных октавах, а вам требуется назвать их. Только не халтурьте, не называйте наугад. Иначе, какой же в этом смысл? Или можно попробовать другой вариант. Например, берете в руки по карандашу и садитесь за стол. Помощник молча выстукивает карандашом какой-нибудь ритм, примерно 5-7 секунд, а вы стараетесь воспроизвести этот ритм как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторите так 5-10 раз, постепенно усложняя рисунок.

Если же вы уже владеете азами игры на фортепиано, то вам будет полезен музыкальный диктант. Для начала можно делать так. Вам играют по очереди одиночные звуки в той октаве, где вам удобно будет петь. А вы пытаетесь попасть голосом в унисон тем звукам, которые слышите.

Когда вы потренируетесь так некоторое время, то переходите к наиболее точному способу проверить музыкальный слух. Открываем ноты для первого класса и просим помощника (особенно хорошо, если этот человек владеет инструментом) медленно, выдерживая все паузы и длительность нот, сыграть пару тактов. Вы в это время записываете то, что слышите у себя в тетради. Написав, проверяете и, увидев ошибки, если таковые будут, прикладываете все силы, чтобы исправить их в будущем.

Не опускайте руки, если что-то не получается с первого или второго раза. Все когда-то с чего-то начинают. Верьте в себя и в свои способности, больше практики и тренировок, и тогда вас точно ждет успех!

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;

  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;

  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет. В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре , оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!