Описание картины Пластова «Сенокос»

Летние месяцы - это ведь не только пора для отдыха, но и самое активное время в жизни сельских жителей.
Столько всего нужно успеть, ничего не забыть: и сено заготовить, и урожай собрать, и корм для домашнего подворья запасти.
Работа от зари до зари.
Об этом нам и рассказал в своей картине Пластов «Сенокос».

Художник показал, что во время сенокоса работают все, от мала до велика.
Важны каждые рабочие руки, чтобы быстрее управиться с работой, ведь от этого зависит предстоящая зима.
Скорее всего, показано тяжелое время после Великой отечественной войны, потому что работают дети, женщины, старики.
Или остальные мужчины заняты другим физическим трудом.

В любом случае, на картине показано, как это хорошо, когда молодежь помогает старшему поколению.
Они под палящим солнцем косят траву, занимаются другим нелегким трудом.
Несмотря на тяжесть работы, художник показал картину удивительно яркой и светлой.
Ведь летом в природе можно встретить такое разнообразие красок! Небо ярко-голубого цвета, трава сочно-зеленого, золотое солнце озаряет своим светом все вокруг.
Картина получилась очень красочная.

Не смог обойти стороной художник и белые березки, которые являются символом нашей родины, на которые можно бесконечно любоваться.
Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки.
Березовая роща - единственное место на картине, где работники могут отдохнуть, укрыться под деревьями от знойного дня.
Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе.
Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками.
Художник настолько реалистично нарисовал картину, что мы чувствуем шум ветра, стрекотание стрекоз, жужжание других насекомых, а удивительно чистый воздух наполнен запахом скошенной травы и цветами.

Сегодня в школе мой учитель рассказывал классу о творчестве А.А. Пластова. Народный художник был уверен в том, что он будет священником. Его отец заставлял ежедневно посещать церковную школу, где А.А. Пластов учился три года. Повзрослев, он нашел свое предназначение: начал интересоваться искусством.

Из биографии живописца известно, что народный художник старался в своих произведения показать трудную жизнь сельских людей. Каждую картину он делал яркой и эмоциональной. Знаменитые труды, которые принесли известность талантливому художнику: «Ужин трактористов» (1951); «Летом» (1954); «Сенокос» (1945). На мой взгляд, самая удачная работа - это восхитительное полотно «Сенокос». За нее автору вручили «Сталинскую премию». Если долго смотреть на картину, можно понять, что художник хотел показать зрителю, то трудное послевоенное время. В этот период женщинам, старикам и подросткам приходилось выходить на поля, чтобы не остаться без пищи.

На переднем плане А.А. Пластов изобразил усердно трудящихся сельских жителей, от которых зависит будущее. Никто из сельчан не остались равнодушными к животным, ведь домашним питомцам пришлось бы зимой мерзнуть. Поля уже очищены от злых фашистов, и жители смело пошли косить траву. В глазах работников можно заметить рвение и стимул жить дальше, поднимая экономику страны после войны. Молодые солдаты еще не успели вернуться с фронта.

Справа на картине располагается березовая роща, которая спасает сельских работников от сильно пригревающего солнца. Скорее всего, эта роща служит хорошим местом для отдыха, а также помогает сельчанам собраться с мыслями. Лучики солнца, попадая на деревья, играют в игру с молодыми листочками. Сюда любят прилетать певчие птички, которые развлекают жителей села.

Фон автор сделал очень грозным, используя довольно темные тона. Вдалеке изобразил старый бор. От леса веет прохладой и приятным запахом елей. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна для уборки сена.

Хочу подвести итог, что картина удалась веселой. Полотно вышло насыщенным ярким и красочным, а также реалистичным и правдоподобным. Хочется верить: эта картина напомнит зрителю, что не только приборы могут выполнять всю работу. У меня произведение вызывает восхищение.

Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение

    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,

  • Сочинение-рассуждение Нравственный выбор 9 класс ОГЭ 15.3

    В жизни любого человека почти ежедневно происходит ситуация, когда он должен сделать тот или иной выбор и от этого выбора зависит дальнейшее развитие ситуации. А правильно ли сделан выбор или нет, это уже вопрос другой.

  • Сочинение по картине Финогеновой Каток для начинающих 9 класс

    Прекрасный русский художник, который работал в пейзажном жанре, так как большинство ее работ выполнены в этом стиле, но очень большое место, занимают картины городских пейзажей, которые передают разные моменты из жизни простых горожан.

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,

  • Сочинение Роль числительных 6 класс

    В русском языке любая часть речи играет огромную, даже важнейшую роль. На данный момент времени существует два лингвистических разделений

Сценарий урока «Подготовка к сочинению-описанию

по картине А.А. Пластова «Сенокос» в 7 классе.

Учитель Рыжова В.А.

МБОУ СОШ № 25 г.Ульяновска

Цели:

    Познакомить с творчеством А.А.Пластова и его картиной «Сенокос»;

    систематизировать приобретенные учащимися знания об описании внешности и действий человека, изображенного на картине;

    совершенствовать навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему;

    подготовить к самостоятельному описанию картины;

    вызвать уважение к людям труда, показать мастерство художника в изображении простого человека; воспитывать у учащихся эстетический вкус, любовь к прекрасному, чувство патриотизма

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

1 Слово учителя о теме, целях урока

2. Предварительная работа- проектные задания к уроку:

    Познакомиться с жизнью А.А.Пластова и составить рассказ о художнике

    Что я знаю о слове «сенокос»? (Лексическое значение, способ образования, морфологические признаки)

    Подобрать стихи, пословицы и поговорки о сенокосе

    Поработать со словарем и дать понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит

    Подготовить рассказ о картине «Жатва».

    Подготовить рассказ о картине «Фащист пролетел»

    Кто изображен на картине, опишите этих людей.

    Какие цветы изображены, приведите стихотворные строки о полевых цветах.

    Какую музыку вы бы подобрали к этой картине?

3 . Задание: в течение урока работаем с раздаточным материалом, который должен будет помочь в написании сочинения (Приложение1: словарная работа,план сочинения, орфографическая работа))

4. Чтение учащимся наизусть стихотворения А.Чеснокова «На родине Пластова»

Вечереет. В округе тихо.

Ждет природа спокойных снов.

Деревенька среди лесов!

Здесь так ярко и

Так торжественно

В сентябре золотятся леса,

И природа –

как юная женщина,

и смеется небес краса.

И родная Аркадию Пластову,

Как пейзажи его картин,

Средневолжская осень властвует

В тишине золотых равнин.

Здесь хватало и счастья и лиха,

Здесь не нужно пустяшных слов,

Здравствуй, русская Прислониха,

Деревенька среди лесов.

5 . Рассказ о Пластове. СЛАЙДЫ № 5-12

АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ родился 31 января 1893 года в селе Прислонихе бывшей Симбирскойгубернии. Окончив три класса сельской школы, в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище, а в 1908 год – в Симбирскую духовную семинарию. В 1912 году Пластов поехал в Москву и начал в ней своё художественное образование. Сначала в мастерской И.И.Машкова, затем в Строгановском училище. В 1914 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, С 1935 года А.А. Пластов стал участником всех больших художественных выставок. А. А. Пластову были присуждены звания: заслуженного деятеля искусств РСФСР действительного члена Академии художеств СССР, народного художника РСФСР, народного художника СССР. А. А. Пластов был награждён: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», золотой медалью Министерства культуры СССР, дважды орденом Ленина, золотой медалью, присуждённой Индийским обществом в Калькутте, присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни». С 1957 Пластов избирался членом правления Союза художников СССР и Союза художников РСФСР.

Вся жизнь А.А.Пластова связана с родной деревней и ее жителями. Был он не только художником, но и пахарем, косцом и жнецом, умел лечить коров и лошадей. Все делал хорошо. Мужик из него вышел - гордость Прислонихи.. Как же нужно было любить свой край, чтоб на целый свет хватило родной Прислонихи. Ведь тема деревенского труда, сельской жизни, быта – главная в его творчестве. Героями его картин были земляки, деревенские ребятишки

«Писать ребятишек – наслаждение. Дети сказочно хороши. Как описать их очарование? Откуда в детях такая красота живет? Не могу понять! Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю!» - говорил Аркадий Александрович Пластов.

А.А. Пластов оставил народу бесценное наследство – развернутую им «картину крестьянского житья-бытья». Именно его называли одним из последних богатырей земли русской. А силу и удивительную цельность его таланта до сих пор хранят его полотна.

КАРТИНА «СЕНОКОС »

1. Что я знаю о слове «сенокос»? (слайд13)

    Синквейн

Сенокос

Тяжелый, радостный

Косят, потеют, ликуют

Сенокос - священное занятие у крестьян.

Труд

    Способ образования

Сенокос – сено, косить (способ сложения основ с соединительной гласной)

Сенокос

Какие стихи, пословицы и поговорки о сенокосе нашли?

Беседа по картине

3 . Рассмотрите картину.

    Каков сюжет картины? (слайд14)

Утро. Лето в самом разгаре. Поляна в молодом березовом лесу. Всюду буйно цветут травы. Четыре косца стали в ряд и взмахнули косами.

    Что изображено на ней? Каков жанр картины?(слайд15)

    Дайте понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит, палитра (СЛАЙД № 16-18)

    Какова композиция картины? (слайд19)

    Какие цветы изображены на картине? В чем загадка картины?

Колокольчики, ромашки, купина, примула, клевер, царские кудри, купава - это не просто цветы одного луга (обычно эти цветы не цветут одновременно) это все цветы Родины, распустившиеся во славу Победителей.

    За счет чего ощущение динамизма, движения?

(люди работают, дружно взмахивают косами)

    Кто они? Опишите героев картины?(слайд20)

Люди, изображенные на картине "Сенокос", не просто натурщики, изображающие косцов, а близкие, родные, товарищи Пластова, его односельчане.
Ведь юноша на переднем плане - сын художника Николай, женщина в белом платке похожа на супругу Наталью Алексеевну, а два пожилых косаря - земляки Аркадия Александровича - Федор Сергеевич Тоньшин и Петр Григорьевич Черняев

    Сравните стихотворение Н.Благова «Сенокос» и картину Пластова

Травы сильные,

Травы, по-детски дрожа,

Стихли, теплые соки глотая.

Окружила деревни, стоит не дыша

Разнотравья орда золотая;

Подступили татарники к самым домам,

Все в колючках, готовые к схватке,

И все чаще то здесь загорятся, то там

Над плетнями их красные шапки.

Вот она и пришла, золотая пора,- до жнитва,

Сенокоса недели.

Даже птицы, птенцов выгоняя из трав,

Словно пчелы, пыльцой прожелтели.

И стоят косари:

Кто пойдет впереди?

Перед ним только ветер летает один,

Дышит в спину ему полдеревни.

Он выходит-

Надломлена солнышком бровь

Рдеют плечи еще не в загаре.

Растревожилась, как на пожаре.

И когда вдоль стреляющей соком стены

Он пошел и пониже пригнулся…

Ты не помнишь? Таким же ведь был до войны

Твой отец, что с войны не вернулся.

Стихотворение Благова близко картине и по теме, и по манере письма: те же яркие, сочные, солнечные краски. Лев Бурдин, поэт и критик, писал об этом стихотворении: «Способность живописать поистине пластовскими красками наглядно проступает в стихотворении «Сенокос». Удивительная пора сенокоса: все в цвету и наивысшем расцвете. Многокрасочна природа: золотая, красная, пожелтевшая.

Травы сильные,

Травы, по- детски дрожа,

Стихли, теплые соки глотая.

Окружила деревни, стоит не дыша,

Разнотравья орда золотая…

Последняя метафора подчеркивает и необозримость пространства, и силу, и готовность трав сразиться с косцами. И косцы волнуются:

Кто пойдет впереди?

Кто за славой угонится древней?

И вот он, человек труда:

Он выходит-

Надломлена солнышком бровь,

Рдеют плечи еще не в загаре.

Это в нем до разгула охочая кровь

Ты помнишь? Таким же ведь был до войны

твой отец, что с войны не вернулся.

Мотив войны уже звучал в ткани стихотворения: «орда золотая», «татарники», «готовые к схватке», «стреляющая соком стеная» и в конце стихотворения снова щемящая боль по невосполнимой утрате сильных мужчин. Эта боль вырывается наружу. Долго еще будет доноситься до нас пронзительное эхо войны.

    Какова же основная идея картины Пластова?

Сенокос" - гимн родной земле, русскому народу, выстоявшему и победившему в жестокой войне.

Картина Пластова – это гимн цветущей природе, крестьянскому слаженному труду, мирной тишине: трудна война, но жизнь продолжается.

    Какие звуки можно услышать, рассматривая картину ? (шум листвы, гудение пчел, шелест травы, звон косы)

    «Сенокос» называют симфонической поэмой. Какую музыку, соответствующую полотну, вы бы предложили?

Радость и счастье – вот главный мотив в этой картине. (прослушать музыку)

Хорошая живопись – это песня, это мелодия”(слайд23)

Микеланджело Буонарроти,

Орфографическая работа (с самопроверкой) слайд 24-25

ликующий солнеч?ный день; ; буйная пор..сль трав,

работают увлеч….о; взмах косы (в) лад

«разом занесе…ые сверкнули косы…»;

    Триптих (“Фашист пролетел”, “Жатва” и “Сенокос”) был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: “Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну ”. Как вы думаете, чем объяснить такую оценку Черчилля?

    Представление картин «Фашист пролетел», «Жатва»(слайд26,27)

Война, как народная трагедия, как посягательство на священные законы бытия, находит отражение в его полотне “Фашист пролетел”, датированном 1942 годом. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – в сдержанной “Жатве” (1945 г). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле, запечатленной в “Сенокосе” (1945).

Триптих (“Фашист пролетел”, “Жатва” и “Сенокос”) был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: “Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну”.

Память о писателе в городе (слайд 28)

Оформление папки с подготовленными учащимися материалами.

Рефлексия (слайд 29)

Поможет ли вам сегодняшний урок в работе над описанием?

Что для вас сегодня было наиболее интересным?

Остались ли у вас вопросы для индивидуальной консультации?

Домашнее задание – написать сочинение по картине (слайд30)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к сочинению описанию

картины А.А.Пластова «Сенокос»(1945)

Морфемный и словообразовательный разбор

Сенокос 2 –

Сенокос -

Памятка

    Вступление. Слово о художнике

    Описание картины

    Каков сюжет картины?

    Какова композиция?

    Каков колорит, как помогает понять замысел автора?

    В чем жанровые особенности?

    Опишите пейзаж (поле, цветы, березы, небо) какую роль он играет?

    Опишите героев картины – косцов (внешность, действия, красоту труда)

    Какова идея картины, основной мотив?

    • Заключение. Твое восприятие картины, настроение

Идея картины:_________________________________________________

Орфографическая работа

Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яр­кое разн..цветье сочной травы; ж…лтые вен?чики цветов, листья на берёзке золотят?ся; буйная пор..сль трав,

ско­шенная трава мягко стел…тся ; травя…ой лесоповал; вольные движения к..с..рей; (не)легкая, но счастливая работа; работают увлеч….о; взмах косы (в) лад

«разом занесе…ые сверкнули косы…»;

Описание картины «Сенокос» А. Пластова

Все выдающиеся художники как прошлых веков, так и современности имеют удивительную судьбу. Среди них и А. Пластов, родившийся в семье крестьянина. Его дед писал иконы, а мальчик, вдохновленный этим, в свое время решил стать священником. Судьба просто не могла допустить, чтобы такой талантливый человек не вошел в мир искусства, и после окончания Симбирской духовной семинарии он стал учиться в Москве.

Талант Пластова расцветал, и зритель наших дней может увидеть не только мастерство, а и изображенный с потрясающей любовью быт деревни советских времен. Главное в картинах этого художника – жанровая история персонажей на фоне потрясающего пейзажа. Большинство работ – это лиризм, ненавязчивый сюжет, в то же время дающий возможность для размышлений. Пластова еще при жизни возвели в разряд классиков живописи СССР: репродукции картин помещались и в хрестоматиях, и в журналах, и на календарях.

Одна из работ, знакомых каждому из нас с детства – «Сенокос», написанная в 1945 году. Год победы не мог не найти свое отражение в его творчестве, ведь художник остро переживал народное горе и радовался вместе со всеми победе над фашизмом. В 1946 картину могли увидеть посетители Третьяковской галереи, где вместе с «Жатвой» она создавала своеродный жизненный цикл русской деревни.

На этом полотне царит настоящее лето. Оно очаровывает яркими красками цветущего луга, и, кажется, что все вокруг звенит и поет. Тут присутствуют не только косари и цветущий луг, а и звуковые образы – взлетающие косы, шелест листьев и трав, щебет птиц и песни шмелей.

Из картины «Сенокос» видно, что жители села с самых малых лет умеют и хотят трудиться. Лето для школьников – это не просто беззаботные каникулы, и помощь семье. Да и крестьянское вполне справедливое рассуждение о том, что летний день может прокормить целый год – вполне справедливо.

Как правило, сенокосные работы начинались в июле, или, точнее от Петрова дня до Прокла. Крестьяне целый месяц трудились в поле, что стало причиной появления определенных ритуалов. В частности, в сенокос было принято петь песни: это и облегчало работу, и вдохновляло. Поразительно, то насколько слаженно работали люди. Находясь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, с острейшими косами, они не ранили и не мешали своим товарищам.

Яркость и красота природы: полевые цветы, стройные березки и сочная зелень травы вызовет восторг как у ценителей отечественных красот, так и у тех зрителей, которых привлекает романтика деревенского быта. Ветви березок похожи на ажурное кружево, сотканное природой-кудесницей, они прячут косарей от жаркого июльского солнца.

«Сенокос» изображает не только обыденный труд крестьянина, а и праздничное единение с природой. Кроме зрительных и слуховых Пластов сумел передать и обонятельные образы: каждый из нас уже слышит аромат свежескошенной луговой травы, жаждет упасть лицом на нее, и, глядя в безоблачное синейшее небо, задуматься о вечном. Прозрачный воздух, написанный художником, не вызывает ассоциаций с полуденной жарой, а наоборот, навеивает прохладу и чувство неповторимого восторга.

Художнику, выросшему в деревне, как нельзя лучше удалось передать трудовые будни крестьянской семьи. На картине изображена семья, которая вышла в поле. Трудятся все – и старые, и молодые. Они старательно и одновременно ловко срезают траву косой. Синхронная работа на довольно близком расстоянии нисколько им не мешает, а объединяет и воссоздает картину привычного труда. Каждый человеческий образ на картине Пластова имеет свою историю.

Так, подросток с темными волосами – худощавый и загорелы, практически черный. Стоит зной, а он трудиться наравне со всеми и даже на шаг опережает их. Привычный к сельскому труду, мальчик уже давно приобрел сноровку, необходимую для тяжелой работы. Вспомните дату написания картины – 1945 год. А это значит, что военное время пришлось на его взросления. Работая наравне со взрослыми, этот парень уже давно привык рассчитывать на свои силы.

Женщина – второй косарь в простеньком светлом платье и в белом платке на голове – типичный образ крестьянки тех времен. Мы не можем разглядеть ее лицо, узнать мать это мальчика или бабушка. Лицо ее такое же темное от загара, а руки давно привыкли к такому труду. Возможно, она замужем, ведь повязанный платок в деревнях носили все – от женщин в возрасте до замужних молодиц.

Следующий косарь – это мужчина средних лет в голубовато-зеленой рубахе еще военных временен. Его светлые курчавые волосы и борода развиваются на ветру, а крепкие сильные руки уверенно держат косу. Почему же в 1945 году этот человек так быстро вернулся с фронта? Скорее всего, он получил ранение или находился неподалеку от родного дома. Или время, изображенное на картине, несколько далеко от времени ее написания: солдат просто, по известным только ему причинам, оказался дома.

Последним из косцов Пластов написал пожилого мужчину с белыми волосами и бородой. Он многое пережил, многое повидал, его фигура стала сутулой и практически незаметна за фигурой мужчины. Зритель может только разглядеть руки, уверенно держащие косу и белую рубаху.

Колористика картины просто поразительна. Ее можно сравнить с фотографичностью Шишкина, с буйством красок Кустодиева или с восхищением природой Левитана. Самые удивительные краски, какие только изобрела человеческая фантазия, окутывают цветущий луг. Тут и красные, и фиолетовые, и розовые луговые цветы, и невероятных размеров колокольчики. И, конечно же, один из самых главных национальных символов России – изящные березки.

Картина А. Пластова «Сенокос» - это не просто изображение красот средней полосы России. Это, скорее всего, песнь мирной жизни и размеренного труда. Только на ней вы увидите волшебный луговой ковер, попытаетесь разглядеть мириады оттенков, попытаться услышать пение птиц, протяжное мычание коров, крики роскошного петуха, разговоры кузнечиков и неспешный гомон ветра. Это полотно как нельзя лучше отражает прелесть русской природы, которая просто невозможна без присутствия человека.

Летние месяцы - это ведь не только пора для отдыха, но и самое активное время в жизни сельских жителей. Столько всего нужно успеть, ничего не забыть: и сено заготовить, и урожай собрать, и корм для домашнего подворья запасти. Работа от зари до зари. Об этом нам и рассказал в своей картине А. Пластов «Сенокос».

Художник показал, что во время сенокоса работают все, от мала до велика. Важны каждые рабочие руки, чтобы быстрее управиться с работой, ведь от этого зависит предстоящая зима. Скорее всего, показано тяжелое время после Великой отечественной войны, потому что работают дети, женщины, старики. Или остальные мужчины заняты другим физическим трудом.

В любом случае, на картине показано, как это хорошо, когда молодежь помогает старшему поколению. Они под палящим солнцем косят траву, занимаются другим нелегким трудом. Несмотря на тяжесть работы, художник показал картину удивительно яркой и светлой. Ведь летом в природе можно встретить такое разнообразие красок! Небо ярко-голубого цвета, трава сочно-зеленого, золотое солнце озаряет своим светом все вокруг. Картина получилась очень красочная.

Не смог обойти стороной художник и белые березки, которые являются символом нашей родины, на которые можно бесконечно любоваться. Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки. Березовая роща - единственное место на картине, где работники могут отдохнуть, укрыться под деревьями от знойного дня. Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе. Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Художник настолько реалистично нарисовал картину, что мы чувствуем шум ветра, стрекотание стрекоз, жужжание других насекомых, а удивительно чистый воздух наполнен запахом скошенной травы и цветами.