Художественный мир В.М. Шукшина довольно богат, но если задуматься, то можно провести параллель между темами, идеями его рассказов. Шукшин – истинный и рьяный патриот, и потому его рассказы объединены нескрываемой и всеобъемлющей любовью к родине, родине во всей ее проявлениях, будь то страна в целом (когда персонажи стремятся быть ей полезными) или так называемая малая родина – деревня, село (Шукшин сам родом из небольшого села, и, вероятно, поэтому его герои, оказавшись далеко от своего родного дома, всей душой желают поскорее туда вернуться).

Нельзя не заметить, что в рассказах по большей части описаны жители деревень. Этому существует, по-видимому, два объяснения: во-первых, как уже было сказано, их быт знаком и любим писателем с детства; во-вторых же, он, вероятно, хотел исправить сложившийся образ недалекого, не способного размышлять по серьезным вопросам и даже несколько туповатого сельского жителя. В рассказах Шукшина русский человек – всегда ищущий, не умеющий "прозябать", задающий жизни сложные вопросы и сам добывающий на них ответы. Каждый – личность, а не просто лицо из толпы. Проблема его в том, что он не может раскрыться полностью, ему всегда что-то мешает, но в конце концов он находит выход для своей энергии в чем-то другом.

Например, герой рассказа "Миль пардон, мадам!", мучаясь внутренне тем, что, по его мнению, он не принес пользы родине, а также совершенно глупым образом потерял два пальца, становится грандиозным выдумщиком.

Шукшин затрагивает и очень серьезную проблему своего времени: разрыв города и деревни, вымирание последней по причине того, что молодежь стремится найти себя именно в бурной городской жизни. Деревня встречает этот факт по-разному: кто-то (в основном, старики-родители) огорчается отъезду своих родных и расстоянию, разделяющему их, кто-то (соседи, друзья) из зависти, а, может, тоже будучи расстроенными, всячески "очерняет" город, а вместе с ним и его жителей. Таков Глеб – герой рассказа "Срезал". Ему присуще навязчивое желание как-то отомстить горожанам за то, что они добились успеха. И он "срезает", осмеивает приезжающих, и делает это мастерски, тем самым пытаясь возвыситься в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В какой-то мере, он тоже патриот: он не желает, чтобы деревня хоть в чем-то уступала городу.

Многие из героев Шукшина несколько "чудаковаты", что, тем не менее, не говорит об их недостатках или неполноценности, а, наоборот, внушает их образу какую-то прелесть. Как раз такие "чудики" – наиболее гармоничные, независимые люди у писателя. Васятка Князев отказывается скучно жить и поэтому хочет разукрасить свою жизнь и все вокруг. Он полон сил и желания делать людям добро, радовать их, пусть даже они и не понимают этого.

И все-таки всем героям Шукшина чего-то не хватает, и это что-то – счастье. Поиск счастья – одна из основных тем произведений этого писателя.

Рассказы Шукшина настолько естественны и гармоничны, что создается впечатление, что он просто писал, не задумываясь над формой, композицией, художественными средствами. Однако это не так. Рассказы обладают определенной особенностью, через которую писатель также отчасти выражает свое мнение. По словам самого Шукшина, рассказ должен "разбередить душу", утешить, успокоить, научить чему-то читателя. И для этого писатель не облекал свои произведения в строгую форму. По сути в его рассказах отсутствует всякая композиция.

Сам автор выделял три типа рассказа: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. Действительно, у него можно встретить чаще всего какую-то определенную ситуацию (и тогда он ограничивается лишь беглым упоминанием о герое, его жизни) или повествование об отдельном типе психологии (и здесь обязательно описывается какая-либо ситуация, потому как она является основным способом раскрытия характера героя). События в рассказах реальны, и это главное: тем полнее и ярче характеры, если они показаны в обыкновенной обстановке. Очень часто Шукшин начинает повествование с прямого указания на факт; такая особенность, кстати, присуща всем рассказчикам, не рассчитывающим на то, чтобы сразить публику, а просто излагающим конкретное событие.

По отношению к рассказам Шукшина нельзя говорить о завязке или кульминации. Они начинаются преимущественно прямо с кульминации, интересного, переломного момента в жизни человека, и завершаются – "многоточием". Рассказ внезапно обрывается, и, в общем, не понятно, что же будет после, и от этого становится даже немножко жутковато.

Таким образом, круг основных тем рассказов Шукшина заключается в следующих понятиях: дом, труд, родина, семья (недаром у писателя так много рассказов на бытовые, семейные темы), правда (большинству героев органически несвойственна ложь, другие же если лгут, то либо они фантазеры, либо того требуют обстоятельства). Стоит заметить, что идеальных героев как таковых у Шукшина нет. Он требователен к своим героям, чьи прообразы он находил в реальной жизни вокруг себя постоянно; вероятно, поэтому и нельзя с уверенностью назвать всякий поступок какого-либо героя правильным. Но этого Шукшин и не добивался. Он изображал жизнь во всех ее проявлениях, без прикрас, ту, которую обычно не замечают. И основной идеей, которую он хотел до нас донести, было, скорее всего, следующее: жизнь течет вперед, ее не остановить, а потому все, что должно произойти, обязательно произойдет.

Вот ведь в чем парадокс. Не критика, а оскорбленный Максимом аптекарь прекрасно понял нашего героя. И Шукшин это показал психологически точно. Но… страшно упрямая штука – литературно-критический ярлык. Пройдет еще несколько лет, Алла Марченко напишет о Шукшине, «оттолкнувшись» от нескольких десятков рассказов: «нравственное превосходство деревни над городом – его верую». Тем более что на страницах газет и журналов вовсю идет деление литературы на «обоймы», а ты зачислен дружными усилиями в «деревенщики».

Что греха таить, иные писатели еще лучше себя чувствуют в подобных ситуациях: неважно, что там такое о них говорят, главное – побольше бы говорили: когда имя в печати «мелькает», слава громче. Другое дело – художники, которых заботит не столько известность, сколько истина, правда, мысли, которые несут они в своих произведениях. Ради этого, считают они, стоит иной раз пойти на риск, высказать наболевшее в предельно откровенной публицистике.

Но почему, спрашивается, Шукшину пришлось начать разговор о вещах, казалось бы, очевидных? А дело в том, что иных критиков возмутило – да что там! – просто ужаснуло поведение одного из братьев Воеводиных – Максима. Да как он смеет, этот неоперившийся деревенский юноша, столь дерзко и вызывающе вести себя в московских аптеках, как может он кричать в лицо заслуженным фармацевтам, что он их ненавидит! А-а?.. Противопоставление налицо: в деревне – хорошие, добрые, в городе – черствые, злые. И почему-то не пришло в голову никому из увидевших подобное «противопоставление», что столь же резко и непримиримо мог вести себя на месте Максима и «стопроцентный» москвич. Да и вообще, хорошо ли мы знаем себя: неуде-то и впрямь сможем сохранить спокойствие и ровную вежливую деловитость, если кто- то из самых близких нам людей угрожающе занеможет?

Сочинение

Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за её нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было написано о красоте и долге перед этой красотой — нашей Родиной…

Но война прошла, и со временем стали заживать кровоточащие раны на теле нашей земли. Люди стали задумываться о других вещах, старались жить будущим. Так постепенно возвращаются повести и стихи о любви без войны, о жизни людей на мирной земле.

Потому в это время стала такой актуальной и близкой тема деревни. Со времен Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных и деятельных, очень серьезно относящихся к жизни и к искусству детей своих. Множество писателей посвятили свои лучшие строки этой теме. Но мне особенно нравятся рассказы Василия Шукшина, который освещал в своих произведениях не столько внешнюю сторону жизни в деревне, её быт, сколько внутреннюю жизнь, внутренний мир, так сказать, подоплеку.

Писатель обращался, прежде всего, к характеру русского человека, пытался понять, почему он такой, и почему он так живет. Все герои его произведений — деревенские жители.

Рассказы Шукшина наполнены неподдельным юмором и, в то же время, грустью, которая так и сквозит в каждой ремарке автора. Поэтому подчас писатель смешно рассказывает нам печальную историю. Но, не смотря на это, его творчество наполнено здоровым, задиристым и захватывающим оптимизмом, который не может не заражать читателя. Потому творчество Шукшина популярно и по сей день, и я думаю, что никогда и не увянет.

В творчестве этого писателя так причудливо переплелась жизнь самого художника и создания его фантазии, что и не разобрать, кто взывает к человечности — писатель Шукшин или его герой Ванька Тепляшин. И дело тут не только в фактических совпадениях рассказов «Ванька Тепляшин» и «Кляуза». Когда материал взят из живой жизни, такие совпадения не редкость.

Дело в том, что за эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим случаем из биографии самого Шукшина стоит одна личность, для которой правда жизни — главный критерий искусства.

Своеобразие творчества Шукшина, его поразительный художественный мир основаны, прежде всего, на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление жизни народа.

Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, как говорится, бесхитростных и безыскусных. Но, обратившись к близкому и знакомому, он нашел там неизвестное. И его желание рассказать о людях, которые близки, вылилось в рассказ обо всем народе. Это интересное исследование вошло в сборник «Сельские жители». Он стал началом не только творческого пути, но и большой темы — любви к деревне.

Для писателя деревня — это не столько географическое понятие, сколько социальное и нравственное. И потому писатель утверждал, что нет проблем «деревенских», а есть общечеловеческие.

Подробнее мне хотелось рассмотреть рассказ Шукшина «Срезал». Главный его герой — Глеб Капустин. На первый взгляд, он прост и ясен. В свободное время герой развлекался тем, что «осаживал», «срезал» деревенских выходцев, которые вырвались в город и там чего-то добились.

Капустин — белобрысый мужик лет сорока, «начитанный и ехидный». Деревенские мужики специально водят его по гостям, чтобы получить удовольствие от того, что он «осаживает» очередного, якобы умного, гостя. Капустин сам объяснял свою особенность: «Не задирайся выше ватерлинии… а то слишком много на себя берут…»

«Срезал» он и очередного знатного гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Вот как начинается их разговор. В качестве разминки Глеб бросает кандидату вопрос о первичности духа и материи. Журавлев поднимает перчатку:

«- Как всегда, — сказал он с улыбкой — Материя первична…

А дух — потом. А что?

Это входит в минимум? — Глеб тоже улыбался».

Далее следуют вопросы один диковиннее другого. Глеб понимает, что Журавлев не отступит, потому что ему нельзя ударить в грязь лицом. Но кандидат никак не возьмет в толк, чего это Глеб будто «с цепи сорвался». В итоге Капустину не удалось загнать гостя в тупик, но выглядел он победителем.

Итак, «победа» на стороне Глеба, мужики довольны. Но в чем же его победа? А в том, что борьба умов была на равных, хотя кандидат просто посчитал Капустина дураком, с которым не нужно связываться.

А мораль этого рассказа можно выразить словами самого Капустина: «Можно сотни раз писать во всех статьях „народ“, но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собраннее. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дурачках очутиться».

Вот такова она, шукшинская деревня. Смекалистая и задиристая, но, в то же время, серьезная и вдумчивая. И эту особенность деревенских жителей смог подчеркнуть и возвысить русский писатель Василий Шукшин.

Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Распутин, Василий Шукшин. В своих произведениях. Они дали картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на судьбу деревни: Октябрьский переворот, гражданскую войну, коллективизацию, голод, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством. С любовью писатели создали целую галерею образов деревенских жителей. Это прежде всего мудрые старухи Астафьева, шукшинские «чудики», многотерпеливые простые крестьяне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский колледж электронного приборостроения»

Методическая разработка

по дисциплине «Литература»

для специальностей:

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

11.02.01 Радиоаппаратостроение

11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

09.02.05 Прикладная информатика

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

вид разработки: учебное занятие

Изображение жизни русской деревни в рассказах

В.М Шукшина.

Разработала преподаватель: Л.А. Лосева

Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии

и филологических дисциплин

протокол __________ от ____________

председатель ПЦК _______ О.А.Халезина

2015 г.

План-конспект учебного занятия

Тема: «Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина»

Дисциплина: литература

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная: дать представление о «деревенской прозе»; познакомить с биографией и творчеством В.М. Шукшина.

Воспитательная: формирование гражданско-патриотического мировоззрения учащихся через изучение и анализ произведений, рассказывающих о жизни русской деревни, о малой родине.

Развивающая: развить умения анализировать художественные произведения малого жанра; раскрывать общечеловеческое содержание изученных произведений; аргументировать и формулировать своё отношение к прочитанному.

Задачи:

Ознакомить учащихся с историческими особенностями периода «оттепели»;

Познакомить с понятиями «деревенская» проза, «городская» проза, «писатели-деревенщики»

- проанализировать рассказы Василия Шукшина: «Чудик», «Материнское сердце», «Верую», «Земляки», «На кладбище» и другие.

Оборудование: портреты писателей, фрагменты фильма «Калина красная», проектор, компьютер, экран, сборники рассказов.

Методические приемы : использование ИКТ, лекция, аналитическая беседа.

Ход урока:

  1. Слово преподавателя: Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова советского писателя Виктора Астафьева, который подвёл итог «деревенской прозе», написав следующие слова: «Мы отпели последний плач- человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говориться, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства».

Термин «деревенская проза» и «писатели -деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Распутин, Василий Шукшин. В своих произведениях. Они дали картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на судьбу деревни: Октябрьский переворот, гражданскую войну, коллективизацию, голод, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством. С любовью писатели создали целую галерею образов деревенских жителей. Это прежде всего мудрые старухи Астафьева, шукшинские «чудики», многотерпеливые простые крестьяне.

Сегодня мы обратимся к творчеству Василия Макаровича Шукшина (1927-1974 г.) Сам он родом из крестьянской семьи, его родина село Сростки на Алтае. Шукшин много успел повидать и испытать в своей жизни: служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем и даже директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Стал известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист.

2.Презентация, подготовленная студентами, о жизни и творчестве

В.М Шукшина.

3. Просмотр эпизода из художественного фильма «Калина красная», где писатель играет главную роль Егора Прокудина.

4. Аналитическая беседа по данной повести.

Симпатию или антипатию вызывает главный герой и почему?

Как относятся деревенские жители к бывшему заключенному (родители, брат Любы, сноха, председатель колхоза)?

Почему, не смотря на обман, Люба полюбила Е.Прокудина?

Над чем заставляет задуматься финальная сцена?

5.Сценическое чтение и анализ рассказа «Материнское сердце» или рассказа «Ванька Тепляшин». Что объединяет эти два рассказа с повестью «Калина красная».

6. Слово учителя.

Герои рассказа Шукшина деревенские люди, сталкивающиеся с городом или горожане, попавшие в село. У всех героев разные характеры и разная судьба, но их часто объединяет сердечная доброта, искренность, человеколюбие, даже некоторая непосредственность. Первый сборник Шукшина так и назывался «Сельские жители» (1963 г.) Одним словом, их можно назвать «чудиками», потому что их поступки часто трудно понять расчётливым и практичным людям. Чудики, словно белые вороны, выделяются среди окружающих незаурядным характером при обыкновенной (заурядной) внешности.

7. Аналитическая беседа. Анализ рассказов В.Шукшина по плану:

Какие рассказы Шукшина вы читали?

Какие «чудики» вам запомнились?

О чём они думают, размышляют, к чему стремятся?

О чём мечтают?

Чем «чудики» не похожи на односельчан?

Чем понравились или не понравились «чудики»?

О чём заставили вас задуматься?

8.Анализ рассказа «Чудик» (1967г). С элементами инсценирования.

Главный герой Василий Егорыч Князев которому отроду 39 лет получил прозвище «чудик» от своей жены, которая иногда называла его так ласково. Но его поступки часто вызывали непонимание окружающих, а иногда даже злили, доводили до бешенства.

Домашняя заготовка, творческая работа. Монолог героя о себе.

Выступление ученика, готовившего этот рассказ.

Инсценирование отрывка из рассказа «Отправление телеграммы»

9.Анализ рассказа «Срезал».

Главный герой тщеславный, невежественный, амбициозный житель села постоянно пытается доказать себе и односельчанам, что он не хуже, а умнее любого г о родского, приехавшего в село. Цель его жизни «Переплюнуть, срезать», обхамить, унизить человека, чтобы возвыситься над ним.

Домашняя заготовка. Сцена из рассказа «Срезал»: спор с учёным, приехавшим из города.

Итог занятия: Новаторство Шукшина связано с обращением к особому типу – «чудиков», вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Иногда чудачества бывают добрыми и безобидными, например, в рассказе «Чудик», где Василий Егорыч разукрашивает детскую коляску, а иногда чудачества перерастают в желания возвыситься над другим человеком, например, в рассказе «Срезал».

Шукшин ищет источники мудрости в умении чувствовать красоту природы, жизни, в умении радовать людей, в душевной чуткости, в любви к,земле к ближнему.

«Ну, работа работой, а человек же не каменный. Да если его приласкать, он же в три раза больше сделает. Любая животина любит ласку, а человек- тем более… Ты живи да радуйся, да других радуй».

Из письма старухи Кандауровой (рассказ «Письмо»).

Домашнее задание.


Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за её нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было написано о красоте и долге перед этой красотой - нашей Родиной…
Но война прошла, и со временем стали заживать кровоточащие раны на теле нашей земли. Люди стали задумываться о других вещах, старались жить будущим. Так постепенно возвращаются повести и стихи о любви без войны, о жизни людей на мирной земле.
Потому в это время стала такой актуальной и близкой тема деревни. Со времен Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных и деятельных, очень серьезно относящихся к жизни и к искусству детей своих. Множество писателей посвятили свои лучшие строки этой теме. Но мне особенно нравятся рассказы Василия Шукшина, который освещал в своих произведениях не столько внешнюю сторону жизни в деревне, её быт, сколько внутреннюю жизнь, внутренний мир, так сказать, подоплеку.
Писатель обращался, прежде всего, к характеру русского человека, пытался понять, почему он такой, и почему он так живет. Все герои его произведений - деревенские жители.
Рассказы Шукшина наполнены неподдельным юмором и, в то же время, грустью, которая так и сквозит в каждой ремарке автора. Поэтому подчас писатель смешно рассказывает нам печальную историю. Но, не смотря на это, его творчество наполнено здоровым, задиристым и захватывающим оптимизмом, который не может не заражать читателя. Потому творчество Шукшина популярно и по сей день, и я думаю, что никогда и не увянет.
В творчестве этого писателя так причудливо переплелась жизнь самого художника и создания его фантазии, что и не разобрать, кто взывает к человечности - писатель Шукшин или его герой Ванька Тепляшин. И дело тут не только в фактических совпадениях рассказов «Ванька Тепляшин» и «Кляуза». Когда материал взят из живой жизни, такие совпадения не редкость.
Дело в том, что за эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим случаем из биографии самого Шукшина стоит одна личность, для которой правда жизни - главный критерий искусства.
Своеобразие творчества Шукшина, его поразительный художественный мир основаны, прежде всего, на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление жизни народа.
Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, как говорится, бесхитростных и безыскусных. Но, обратившись к близкому и знакомому, он нашел там неизвестное. И его желание рассказать о людях, которые близки, вылилось в рассказ обо всем народе. Это интересное исследование вошло в сборник «Сельские жители». Он стал началом не только творческого пути, но и большой темы - любви к деревне.
Для писателя деревня - это не столько географическое понятие, сколько социальное и нравственное. И потому писатель утверждал, что нет проблем «деревенских», а есть общечеловеческие.
Подробнее мне хотелось рассмотреть рассказ Шукшина «Срезал». Главный его герой - Глеб Капустин. На первый взгляд, он прост и ясен. В свободное время герой развлекался тем, что «осаживал», «срезал» деревенских выходцев, которые вырвались в город и там чего-то добились.
Капустин - белобрысый мужик лет сорока, «начитанный и ехидный». Деревенские мужики специально водят его по гостям, чтобы получить удовольствие от того, что он «осаживает» очередного, якобы умного, гостя. Капустин сам объяснял свою особенность: «Не задирайся выше ватерлинии… а то слишком много на себя берут…»
«Срезал» он и очередного знатного гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Вот как начинается их разговор. В качестве разминки Глеб бросает кандидату вопрос о первичности духа и материи. Журавлев поднимает перчатку:
«- Как всегда, - сказал он с улыбкой - Материя первична…
- А дух?
- А дух - потом. А что?
- Это входит в минимум? - Глеб тоже улыбался».
Далее следуют вопросы один диковиннее другого. Глеб понимает, что Журавлев не отступит, потому что ему нельзя ударить в грязь лицом. Но кандидат никак не возьмет в толк, чего это Глеб будто «с цепи сорвался». В итоге Капустину не удалось загнать гостя в тупик, но выглядел он победителем.
Итак, «победа» на стороне Глеба, мужики довольны. Но в чем же его победа? А в том, что борьба умов была на равных, хотя кандидат просто посчитал Капустина дураком, с которым не нужно связываться.
А мораль этого рассказа можно выразить словами самого Капустина: «Можно сотни раз писать во всех статьях «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собраннее. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дурачках очутиться».
Вот такова она, шукшинская деревня. Смекалистая и задиристая, но, в то же время, серьезная и вдумчивая. И эту особенность деревенских жителей смог подчеркнуть и возвысить русский писатель Василий Шукшин.