Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь «Служебный роман» – фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы – с учетом их социального статуса. Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской.

К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре столицы, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда просто идеально. Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, – столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре Москвы, на улице Горького – в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом № 9 по Тверской улице).

Главный герой недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам московском районе, хотя и почти в центре города. Его дом находится недалеко от современной станции метро «Достоевская» в переулке Чернышевского – там он ходит после работы в местный магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в обычную школу. Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию картины живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок фильма «Служебный роман» этот район был вполне себе уже Москвой.

В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки. Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов – экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата – секретарская.

В это время можно разглядеть, что Верочка стоит на Чертановской улице. Еще одно интересное место – собственно само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах – киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет – это здание Министерства речного флота Советского Союза на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, – это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу и окрестности. Рабочие места героев обустроили прямо на киностудии «Мосфильм».

«Девушка без адреса»

«Девушка без адреса» – это один из ранних фильмов Эльдара Рязанова, и с момента съемок в Москве произошли значительные перемены, многое, к сожалению, было утрачено со временем. Пожалуй, самое замечательное здесь – вереница московских адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении талантливого актера Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, однако шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…»

В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много – чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но влюбленный юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса. Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на улице Молчановке, построенном в 1914 году.

Кстати, эти знаменитые московские львы мелькают не только в рязановской комедии, но и в других советских фильмах – «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая и «Офицеры» Владимира Рогового. Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу (как раз в доме № 33 живет дедушка главной героини), Старую и Новую площади. С дедушкой связан интересный момент. По сценарию фильма он работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось – и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на киностудии «Мосфильм».

«Гараж»

99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого. Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи – это усадьба Воронцовых-Раевских, которая находится на Петровке (дом № 14), а внутри… ленинградский Зоологический музей РАН. Показывают нам и сцену субботника – в самом начале, когда идут титры. Ее во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 – дом, где жил со своей мамой любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин. Этот дом не пропустишь – на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме № 113. В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, – улица Новаторов, церковь в Тропареве. Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург.

Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград. Одна из главных загадок «Иронии судьбы» – та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности – неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.

«Берегись автомобиля»

Начнем с героя Андрея Миронова – Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники. Он живет на Смоленской набережной, в доме № 2а. На кадрах хорошо виден метромост – рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, – а также набережная Тараса Шевченко. Комиссионка, в которой работает Дима, – это трехэтажный дом № 1 на Сретенке. Правда, комиссионного магазина там не было – здесь работал магазин «Цветы». Там же, в конце Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина.

Церковь Успения в Печатниках на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом. Конечно, важное место – Садовое кольцо, на котором снимали знаменитую сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотечная площадь. Ну и незабываемый финал кинокартины, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, – это узнаваемая эстакада возле парка культуры и отдыха имени Горького, которая тогда только-только открылась.

В ночь на 30 ноября не стало культового кинорежиссера и сценариста Эльдара Рязанова. Ему было 88 лет. За свою кинокарьеру он снял около 30 картин, почти все становились кассовыми. Мы собрали для вас подборку из десяти фильмов Рязанова, которые обязательно нужно посмотреть, если вы еще не сделали этого. Или пересмотреть.

«Служебный роман»

Двухсерийная трагикомедия была создана Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1977 году, и стала лидером проката в следующем 1978-м. Главные герои – директор института статистики Людмила Калугина, одинокая женщина за тридцать, и Анатолий Новосельцев – ее подчиненный, сорокалетний мужчина, воспитывающий двоих сыновей. Новый сотрудник учреждения (Юрий Самохвалов, заместитель Калугиной и институтский друг Новосельцева) решает во что бы ни стало продвинуть по карьерной лестнице товарища, предлагая ему, застенчивому и нерешительному, приударить за начальницей... Снег на деревьях с зеленой листвой, который есть в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Подобной сцены не планировалось, но Рязанов решил не упустить каприз природы и ради него удлинил фильм на три с половиной минуты.

«Гараж»


На эту тему: «Он заставлял мир смеяться и думать». Десять главных фильмов Робина Уильямса

Действие происходит в конце 70-х годов в вымышленной организации – НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Согласно сюжету, члены гаражного кооператива «Фауна», организованного сотрудниками института, собрались на совещание, чтобы сократить количество гаражей – по территории, где идет строительство, вскоре должно пройти скоростное шоссе. Участникам необходимо выбрать четырех сотрудников, которые не получат гаража… Вид строящихся гаражей в начале фильма снят на 2-ом Мосфильмовском переулке (дома 18 и 22), а внешний вид здания НИИ «Охраны животных от окружающей среды» – по адресу: ул. Петровка, 14. Сатирический фильм вышел на экраны в 1979 году.

«Вокзал для двоих»

В исправительно-трудовой колонии в Сибири проходит вечерняя поверка, на которой музыканту Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он может не пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства - нет… Первой Рязанов снимал финальную сцену, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, сыгравшей главную женскую роль, съемки проходили где-то в Люберцах при 28-градусном морозе. Роль колонии, где отбывает срок Рябинин, сыграла Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Фильм участвовал в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

«Ирония судьбы, или С легким паром»


На эту тему: Как встретить Новый год без телевизора

Самый известный советский телефильм, снятый Рязановым в 1975 году – мы на протяжении многих лет смотрим эту трагикомедию в канун Нового года. Врач Женя Лукашин, традиция пить водку в бане под Новый год, учительница Надя Шевелева, типовые панельки с одинаковой мебелью, женщины, которые не снимаюют зимних шапок помещении, поэзия Беллы Ахмадулиной и восхитительный голос молодой Аллы Пугачёвой – все это отсюда. Роль Жени Лукашина в картине мог исполнить Андрей Миронов, но говорить о том, что он не пользовался успехом у женщин, было невозможно - никто бы не поверил. Эльдар Рязанов сыграл в своей картине одну из эпизодических ролей - пассажира в самолете, на которого падает спящий Женя Лукашин.

«Старики-разбойники»


Эта кинокомедия была снята Рязановым на «Мосфильме» в 1971 году. Пожилой следователь Мячиков вместе с лучшим другом-инженером Воробьёвым задумали организовать «преступление века», чтобы доказать начальству собственную профпригодность и не быть отправленными на пенсию… Большинство уличных сцен фильма было снято во Львове. Внимательный зритель увидит архитектурные ансамбли на площади Рынок, Королевский арсенал, Львовскую ратушу, Пороховую башню, Латинский собор. Лестница музея снята на журфаке МГУ. Картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои картины, хранится в Эрмитаже.

«Зигзаг удачи»


На эту тему: «Найти работу в Москве можно либо за три дня, либо никогда».

В провинциальном городе работает фотоателье «Современник». Фотограф Володя Орешников выигрывает по займу 10 тысяч рублей и планирует купить камеру, о которой давно мечтал. Загвоздка в том, что 20 рублей на покупку облигации он взял из кассы взаимопомощи, куда деньги кладут все сослуживцы. Последние устраивают над Володей суд: по их мнению, выигрыш нужно поделить на всех, кто регулярно платил взносы... Критики назвали фильм несравненной сатирой об алчности, «женской зависти», «человеческой ничтожности», «красоте и уродстве». Комедия снята на «Мосфильме» в 1968 году.

«Берегись автомобиля»

В основу сюжета легла легенда о человеке, который угонял машины у взяточников, продавал их, а деньги переводил детским домам. Вот что писал режиссер об этом фильме: «Нам хотелось сделать грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Этот человек - большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин». Комедия снята Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1966 году.

«Невероятные приключения итальянцев в России»

На эту тему: Никогда не фотографируйте Венецию

Совместная советско-итальянская приключенческая комендия была снята в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. В Союзе фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Сюжет таков: в больнице Рима на 93-м году жизни скончалась русская эмигрантка, которая перед смертью успела рассказать внучке Ольге про 9 миллиардов итальянских лир, спрятанных в Ленинграде. Тайну слышали санитары Антонио и Джузеппе, врач, еще один пациент и мафиози Розарио Агро. В самолете по пути в Россию все они встречаются, и начинается буффонада, рабочим названием которой было – «Спагетти по-русски».

«Гусарская баллада»

Действие происходит в 1812 году. К отставному майору Азарову приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей Азарова по имени Шурочка и априори не рад будущей встрече с невестой, полагая, что она – жеманная девица. Однако Шурочка прекрасно держится в седле, умеет шутить по-гусарски и управляться со шпагой… Говорят, прообраз Шурочки Азаровой - кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. В ее роли в картине дебютировала Лариса Голубкина. А саму кинокомедию Рязанов снял на «Мосфильме» в 1962 году.

«Карнавальная ночь»

На эту тему: Бабий бунт. Как я провела неделю в костюме женщины

«Карнавальная ночь» стала лидером советского кинопроката в 1956 году. По сюжету сотрудники Дома культуры готовятся к костюмированному новогоднему карнавалу. Товарищ Огурцов, исполняющий обязанности директора ДК, не одобряет развлекательную программу вечера с танцами, цирковыми номерами и клоунами, заменяя ее на выступление лектора-астронома и классическую музыку. Но работники дома культуры не согласны с сухой и серьезной программой. Главную роль в фильме исполняет молодая Людмила Гурченко (вторая ее роль в кино). По трагическому стечению обстоятельств исполнитель одной из главных ролей этого новогоднего фильма Юрий Белов скончался в канун Нового года 31 декабря 1991 года.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев», «Забытая мелодия для флейты», а показ «Иронии судьбы» накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал «Интер» покажет 4 фильма, снятые Рязановым.

17 ноября в 8.45 смотрите «Гусарскую балладу», в 10.45 — фильм «Девушка баз адреса», в 12.30 — «Дайте жалобную книгу», а 14.10 — «Берегись автомобиля».

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правила жизни Эльдара Рязанова

— Где есть юмор — там есть и правда.
— Неважных периодов в жизни не бывает.
— Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
— Дети не могут быть разменной картой политиков.
— Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
— Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
— Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
— Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
— Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
— Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.

Правила жизни героев Рязанова

— Я и сам шутить не люблю, и людям не дам
— Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе
— Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать
— Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли.
(«Карнавальная ночь»)

— Какая гадость эта ваша заливная рыба!
— На правду нельзя обижаться, даже если она горькая.
(«Ирония судьбы»)

— Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
— Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем.
(«Гараж»)

— Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься!
(«Вокзал для двоих»)
— Грудь вперёд!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Тихо вокруг, только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

— А как же цирк?
— Цирка мне вполне хватает в жизни.

— Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!
— Да, я крепкий орешек!
(«Служебный роман»)

— Жениться надо на сироте.
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности
— Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение
(«Берегись автомобиля»)

В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Режиссер оставил после себя около 30 фильмов, каждый из которых становился хитом советского и российского кинопроката. Многие картины Рязанова разошлись на цитаты, его фильмы, снятые более 40 лет назад, до сих пор смотрятся на одном дыхании и можно с полной уверенностью утверждать, что нет зрителя в России, который не знал бы имени этого режиссера…

Сам Рязанов отзывался о себе скромно: “Я себя никогда не ощущал классиком – ни кино, ни литературы “, – говорил народный артист СССР.

Музыкальная комедия “Карнавальная ночь” , вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.

Несмотря на скепсис худсовета, назвавшего отснятый режиссером черновой материал “скучным и бездарным”, картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов. Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в “Карнавальной ночи” одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.

Фильм Гусарская баллада, одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской битвы, а его премьера прошла в Москве в кинотеатре “Россия” 7 сентября 1962 года.

На роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих.

В 1966 году зрителям была представлена лирическая комедия Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” , которую он снял по повести Эмиля Брагинского.

По воспоминаниям режиссера, сюжет был основан на популярной в те годы легенде о “народном Робин Гуде”, который угонял и продавал автомобили “расхитителей социалистической собственности”, а деньги переводил в детские дома.

Как впоследствии выяснили Рязанов и Брагинский, история о благородном похитителе оказалась полностью вымышленной.

“Этот тип поднял руку на самое святое, что у нас есть – на Конституцию!” – говорит один из героев фильма.

В итальянском варианте комедия “Невероятные приключения итальянцев в России “, снятая в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, называлась “Одна безумная, безумная, безумная гонка по России” – Una matta, matta, matta corsa in Rusia.

Рассказывают, что продюсер Дино ди Лаурентис, первоначально ознакомившись со сценарием, написанным дуэтом Рязанов-Брагинский, объявил его полной ерундой, которую итальянский зритель смотреть не станет.

По требованию ди Лаурентиса Рязанов переписал сценарий, превратив его фильм-погоню с разнообразными трюками и сценами с живым львом.

Рязанов любил играть в своих картинах эпизодические роли. В “Невероятных приключениях” он появился в фильме в образе доктора на крыле самолёта, который отбивал лёд с заледенелого мафиози.


Диалог из фильма:

– А вы что, не знаете, что я по происхождению русский – Да?

– А что, разве не заметно?

– Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!

“Ирония судьбы, или С легким паром (1975) до сих пор считается одним из самых популярных советских фильмов и традиционно демонстрируется по российскому телевидению под Новый год.

Фильм снят по пьесе “С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь”, которая была написана в 1969 году и к моменту выхода картины в прокат шла в различных театрах.

Сыгравшую одну из главных ролей польскую актрису Барбару Брыльску дублировала Валентина Талызина, но ее имени нет в титрах, как и указания на то, что песни за героев Брыльской и Мягкова исполняли Алла Пугачева и Сергей Никитин.

Сам Эльдар Рязанов сыграл в фильме пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Диалог из фильма:

– Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям. – Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Фильм “Служебный роман” , вышедший на экраны в 1977 году, был экранизацией пьесы “Сослуживцы”, написанной в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским.

Слова к знаменитой песне “У природы нет плохой погоды” на музыку Андрея Петрова были написаны самим Рязановым.

Во время съёмок “Служебного романа” песни исполнял сам Андрей Мягков (в “Иронии судьбы” за него пел Сергей Никитин).

“Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем”, – говорит главный герой фильма Анатолий Ефремович Новосельцев.

В фильме “Гараж” (1979), основанном на реальных событиях, Рязанов не изменил себе и вновь снялся в эпизодической роли. Герой Рязанова – начальник отдела насекомых, который проспал все собрание кооператива, облокотившись на чучело бегемота.

“Гараж”, вышедший в прокат в 1979 году, повествует о заседании гаражного кооператива, на котором нужно решить, кого из присутствующих лишить гаража. Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном НИИ “Охраны животных от окружающей среды”.

Цитаты из фильма:

– Машинисту крана была выплачена премия, которая проведена строго по смете как оплата дневного сторожа. Дневной сторож был оплачен, строго по смете, как укладка асфальта, а работы по укладке асфальта были оплачены, строго по смете, как работы по озеленению.

– Чем ты занимаешься, аспиранточка? Изучаешь серебристого журавля, а он, между прочим, гнездится за границей… Этот журавль в небе – вообще не наша птица.

– Серебристый журавль – птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая.

Главные роли в фильме “Вокзал для двоих” сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

“Жестокий романс” снят в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского “Бесприданница”. Для Ларисы Гузеевой роль Ларисы Огудаловой стала кинодебютом.


“Забытая мелодия для флейты” , вышедшая в 1987 году, снята по пьесе “Аморальная история”, которую Рязанов написал в соавторстве с Брагинским. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Татьяна Догилева и Ирина Купченко в главных ролях.


Диалог из фильма:

– Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?

– Ой, икра есть как раз! Кабачковая!

Рязанов о себе:

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать “.

Про себя могу сказать одно – я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил “, – говорил Рязанов несколько лет назад.

От репрессий – к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Будущий режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас – Самара). Там жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.

Однако уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938 году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме больше 17 лет.

Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.

Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.

В различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя за пятиклассника.

Первые работы

Рязанов после школы поступает во ВГИК, причем он смог попасть в мастерскую известного в то время режиссера Григория Козинцева, снявшего “Шинель”, “Новый Вавилон”, “Гамлета” и другие фильмы.

Рязанов также учился и другого знаменитого режиссера – Сергея Эйзенштейна. С ним он много общался, ходил к нему в гости.

В 1950 году Рязанов закочнил ВГИК. Его выпускной работой стала документальная лента “Они учатся в Москве” в соавторстве с однокурсницей Зоей Фоминой. Она стала первой супругой режисера, однако этот брак распался. В этом браке родилась дочь Ольга.

Сразу после института Рязанов устроился работать в Центральную студию документальных фильмов. Там он снимал сюжеты для киножурналов “Пионерия”, “Советский спорт” и “Новости дня”.

Лишь пять лет спустя Рязанов ушел работать на “Мосфильм”. Первой его крупной работой на “Мосфильме” стал широкоэкранный фильм-концерт “Весенние голоса”, который он поставил вместе с Сергеем Гуровым.

Руководитель студии Ивань Пырьев внимательно следил за работой Рязанова. Он и уговорил своего подчиненного снять фильм “Карнавальная ночь”, ставший дебютом Рязанова в игровом кино. Фильм стал самым кассовым в 1956 году. Он же сделал знаменитой молодую актрису Людмилу Гурченко. Да и сам Рязанов превратился в звезду, за творчеством которой стал следить весь СССР.

После “Карнавальной ночи” последовало множество комедий Рязанова, которые также оказывались успешными. В 1958 году вышла “Девушка без адреса”, в 1961 году – “Человек ниоткуда”, а еще через год – знаменитая “Гусарская баллада”. В съемках “Гусарской баллады” Рязанову опять помогал Пырьев, который уговорил сняться в картине Юрия Яковлева. Самому режисеру пришлось убеждать киноначальство в том, что фильм романтизируют российскую историю.

На “Мосфильме” Рязанов познакомился и со своей второй женой Ниной Скуйбиной, работавшей там редактором. С ней он прожил до ее смерти в 1994 году.

Литературное творчество

Детская мечта Рязанова о писательской карьере также сбылась. В 1960-е годы он начал активно сотрудничать со сценаристом Эмилем Брагинским. Именно в соавторстве с ним были написаны сценарии для многих знаменитых работ Рязанова.

Первым совместным фильмом Рязанова и Брагинского стала картина “Берегись автомобиля”, вышедшая на экраны в 1966 году. В основе фильма лежит история о советском “Робин Гуде”, воровавшим машины расхитетелей госсобственности. В итоге, история оказалась выдуманной. Но Брагинский с Рязановым смогли прописать все повороты сюжета, диалоги и перепитии характеров героев так, чтобы зритель в них поверил.

Рязанов и Брагинский закрепили успех множеством других фильмов. Они стали соавторами сценариев таких фильмов, как “Зигзаг удачи”, “Служебный роман”, “Старики-разбойники”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Вокзал для двоих”, “Гараж” и “Иронии судьбы, или с легким паром!”.

В 1977 году вышли книги Рязанова “Грустное лицо комедии” и “Эти несерьезные, несерьезные фильмы”. До этого в виде книге был опубликован и “Зигзаг удачи”.

Зрелые годы

Постепенно вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

В 1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел программу “Кинопанорама”, а также создавал авторские телепередачи, среди которых оказались, например, “Парижские тайны Эльдара Рязанова” и “Разговоры на свежем воздухе”.

Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1991 году вышла трагикомедия “Небеса обетованные”, а затем поставленной по собственной пьесе “Предсказание”. В 2000 году Рязанов снял трагикомедию “Старые клячи”.

Последними фильмами режиссера стали сказка “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь – 2”.

Рязанов также был президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”, а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.

Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.

Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.

18 ноября замечательному российскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Диапазон эмоциональной насыщенности его фильмов необычайно широк: от трагического «Жестокого романса» до безудержно жизнерадостной «Карнавальной ночи». О том, что Рязанов - настоящий мастер, можно догадаться уже по тому, насколько «живучи» его персонажи и цитаты из его работ: тут вам и анекдоты про поручика Ржевского на грани фола (кто вообще помнит, откуда этот поручик Ржевский взялся?), и «какая гадость эта ваша заливная рыба!» вместе со всей троицей влюбленных Жени и Нади и несчастного Ипполита, и девиз «свободу Юрию Деточкину!»…

Все фильмы Рязанова - своего рода «раскрашенные картинки из жизни». Они реалистичны, но чуть-чуть сказочны. Они назидательны, но нисколько не нравоучительны. Его герои порой могут выглядеть очень нелепо, но сквозь все их несуразность просвечивает напоминание о вещах по-настоящему серьезных и важных.

  1. Юрий Деточкин

Объективно говоря, Юрий Деточкин - совсем не положительный герой. На одно мгновение вообразите себе такого человека в жизни: лезет в частную жизнь людей, собирает на них досье, а потом еще и вершит справедливость, вместо того чтобы передать преступников в руки правосудия. Вспомним Канта: «Ты всегда должен поступать так, чтобы максима твоей воли послужила основой для всеобщего законодательства». Это что же за общество получится, если всеобщим законодательством станет угонять машины у воров, пусть даже и переводя деньги за нечестно нажитое добро нуждающимся? Хаос. Жизнь по понятиям.

Но есть в Деточкине одна черта, которая перекрывает все его недостатки. И делает похожим на юродивого. Искание правды определяет все его существо. Именно за это он и гоним. Трагедия Деточкина в том, что закон юридический не успевает за ним в его утопической погоне за правдой.

А для нас все же этот очевидно чокнутый, уж простите за простонародное выражение, герой - напоминание. Напоминание о том, как важны искренность и ясность в «различении духов». О том, что в отношение ко злу нет места компромиссам. Пусть метод, который избрал Деточкин, и спорный, но цель - верная.

  1. Корнет Шурочка

Фильм «Гусарская баллада» - практически гимн женскому равноправию (если не считать того, что женщины вовсе не обязаны бояться мышей, это, как нынче принято говорить, ложный гендерный стереотип).

Начало XIX века, то есть время, когда о равноправии полов думать просто смешно. Девушка, обученная фехтованию и верховой езде, отлично вписывается в обстановку Отечественной войны 1812 года и утирает нос молодым да и опытным офицерам. Шурочка не просто успешно притворяется юношей - она совершает настоящие подвиги, она удостаивается заслуженной награды, она продолжает военную службу…

Автор сценария Александр Гладков утверждал, что его Шурочка нисколько не списана с «первой женщины-офицера» Российской армии Надежды Дуровой. Действительно, в Шурочке больше того, что мы бы назвали «безбашеностью», а целеустремленность - та же. И это огромный урок.

За ее хитростью, на самом деле стоит простота. Сначала она подшучивает над самоуверенным женихом, но вскоре ее игра превращается в полную опасностей жизнь. Шурочка очень ясно дает понять, что человека следует ценить по тому, что он сделал.

Ничто не мешает девушке, владеющей навыками военного, спасти императорского адъютанта. Дерево познается по плоду, а не по форме.

  1. Надя Шевелева

Вообще-то, «Ирония судьбы, или С легким паром» - фильм откровенно вредный. Начнем с того, что нельзя так ужасно напиваться, даже на Новый год (тем более накануне). Кроме того, очень жаль и Галю, невесту Жени, и Ипполита, жениха Нади. Они совершенно не виноваты, что их предполагаемые будущие супруги встретят свою судьбу в сказочную новогоднюю ночь и покинут их без малейшего сожаления. Говорят, в современном сиквеле «Иронии судьбы» все-таки оказалось, что Надя вернулась к Ипполиту, а Женя - к Гале, и это очень реалистично. Но это будет через двадцать лет, а пока - обратимся к оригиналу.

Описанная в фильме новогодняя ночь крайне сумбурна, и понять характер героев не так-то просто. Но у Нади есть одно неотъемлемое качество - доброта.

Это по доброте своей Надя не выставляет навязчивого гостя с милицией, особенно когда он начинает вести себя откровенно неприлично, выкидывая портрет ее жениха и так далее. Это по доброте (а вовсе не только потому, что он ее раздражает в ее же собственной квартире) она готова одолжить ему денег на билет до Москвы. Она, в конце концов, поет просто добрые и светлые песни!

И в развязке ее доброта сливается с надеждой на чудо. Пьяный, но мудрый Ипполит прямо и честно признал, что сломать отношения за одну ночь - можно, построить - нет. Но Надежда слишком хотела сказки и чуда. Она берет Женин портфель с веником и отправляется в Москву. Просто вернуть забытый веник. И чудо происходит.

  1. Новосельцев

«Что может быть поучительного в этом слабохарактерном мужичке - ни рыба ни мясо?» - удивится читатель. Напрасно.

«Служебный роман» - одна из лучших и глубоких работ Рязанова. При всей нереалистичности происходящего: не превращаются гадкие уточки в царевен-лебедей только от разового мужского внимания, не превращаются невзрачные мужчины в мачо от симпатии со стороны начальницы. Но суть уловлена гениально: нам всем нужны любовь, внимание и забота. Только они сдирают маску Мымры с прекрасной благородной внешности, подаренной Людмиле Прокофьевне великой актрисой Алисой Фрейндлих. Только они делают незаметного сотрудника бессмысленного учреждения мужественным и открытым человеком.

Догадаться о том, что Новосельцев не так прост, как кажется, можно уже по тому, что он не вдовец - детей он отсудил у «угулявшей жены». И это - «плюс один к карме», как говорят живущие в компьютерных играх люди. Дело не в том, что Новосельцев мстительный мерзавец, не допускающий несчастную оступившуюся (а может и не оступившуюся, а просто полюбившую другого - не велик грех в эпоху застоя был официально развестись) мать до воспитания детей. Дело в том, что мать на протяжении фильма не появляется и не упоминается ни разу. Хоть бы единожды в разговорах с сослуживцами Анатолий в сердцах бросил, что она караулит детей у садика или школы. Или что пытается судиться.

Нет этого. Новосельцев - достойный отец, очень точно понимающий свой долг перед брошенными матерью детьми.

Новосельцев - порядочный человек. Он категорически не хочет приударять за начальницей ради повышения по совету как раз непорядочного приятеля Самохвалова. Его неловкие попытки привлечь ее внимание к себе - только доказательство того, что под бесхарактерностью скрывается неумение лгать.

Наконец, когда роман уже развивается «на полную катушку», Новосельцев еще раз проявляет свою порядочность, на этот раз уже по отношению к коллеге Рыжовой, опозоренной Самохваловым, когда дает пощечину последнему. Что, Анатолий не понимал, что Самохвалов и его заложит? Да он просто об этом не думал. Он думал про обиженную ни за что наивную влюбленную женщину.

Конец истории закономерен. Новосельцев, даже преданный «другом» может доказать своей «железной леди» силу своих чувств. Да, на истерике, да со скандалом. Но смог. Потому что в основе его характера - вовсе не мягкотелость, а стальной стержень порядочности.

  1. Елена Павловна Малаева

«Гараж» - никакая не комедия, а трагедия советского быта. Люди ради блага превращаются в нечто страшное. Благо - это гаражи, по которым должно пройти скоростное шоссе. В наше время люди бы устроили скандал, написали бы в блоги, в Фейсбук, Путину - и добились бы не компенсации, так общественного внимания. Но на календаре -– глубокий застой, конец семидесятых. Руководство коллектива просто предлагает жертв. А коллектив готов этих жертв загрызть.

И тут на арену этого цирка человеческих отношений выходит маленькая и не очень красивая женщина, которую никто в жертвы не назначал. Елена Павловна Малаева, младший научный сотрудник, по-детски наивно заявляет, что так нечестно, запирает помещение, где происходит совещание, и требует разобраться. Между прочим, прекрасно понимая, что «разобраться» могут и не в ее пользу.

Ох, и получит она за свое правдолюбие. Обругают, публично распустят сплетни про ее личную жизнь, не пожалев даже ее ребенка. Ей бы рассердиться, кинуть ключ и уйти вон: «Решайте, как знаете, можете и меня выкинуть». Но нет. Малаева способна на обиду, но не способна ни на гордыню, ни на гнев. Она тоже, как и первый наш герой - прирожденный правдоискатель.

«Гараж» заканчивается так же печально, как и «Берегись автомобиля» - правду восстановить не удалось. Ни за что ни про что был исключен из числа пайщиков спящий заведующий отделом насекомых (дело происходит в загадочном НИИ охраны животных от окружающей среды). Но по крайней мере два шага к правде с помощью Елены Павловны сделать удалось - выставили «блатных», а не тех, кто не мог себя защитить.

Был ли Эльдар Александрович христианином, я не знаю. Но своих героев он наделял простыми человеческими добродетелями. Которые по сути и есть христианские.