В 2002 году британская вещательная корпорация провела опрос, целью которого было установить, кого граждане Великобритании считают величайшим британцем в истории. Убедительную победу в опросе одержал Уинстон Черчилль .

Поклонение перед личностью Черчилля было широко распространено в России в начале постсоветского периода. Однако создававшийся тогда образ Черчилля как выдающегося демократа, борца против тирании и за идеалы гуманизма к реальному британскому политику имеет мало отношения.

«Я не признаю, например, что большая несправедливость была совершена по отношению к красным индейцам Америки или чёрным аборигенам Австралии. Я не признаю, что несправедливость была совершена по отношению к этим людям, потому что более сильная раса, более высокоразвитая раса, более мудрая раса, скажем так, пришла и заняла их место», — эти слова принадлежат не Адольфу Гитлеру или Йозефу Геббельсу , а Уинстону Черчиллю, и сказаны они были не радикальным юнцом, а зрелым политиком, который через три года после их произнесения занял пост премьер-министра Великобритании.

Поротый аристократ

Уинстон Леонард Спенсер Черчилль родился 30 ноября 1874 года в Бленхеймском дворце, родовом имении герцогов Мальборо. К высшим аристократическим кругам Британии он принадлежал уже по факту рождения.

Однако принадлежность к знати ещё не сулит счастливого детства. Отец его, лорд Рэндольф Генри Спенсер Черчилль , был увлечён своей политической карьерой, мать, леди Рэндольф Черчилль , дочь богатого американского бизнесмена, предпочитала вести светскую жизнь, а не общаться с сыном.

Как и у «солнца русской поэзии» Александра Пушкина , у Уинстона Черчилля самым близким человеком была няня, Элизабет Энн Эверест .

Если няню юный Уинстон любил, то других взрослых не ставил и в грош. Для таких упрямцев в британских школах были введены телесные наказания, которые, кстати говоря, просуществовали до 1982 года. Поступив в школу, 8-летний мальчик получал сполна, однако не жаловался.

Пожаловалась няня, обнаружив следы наказания на теле своего любимца. Родители перевели сына в учебное заведение, где на отпрыска рода Мальборо руку не подымали. Но учился Уинстон безобразно, твёрдо удерживая звание худшего в классе.

Нам пишут из Гаваны

В 12 лет он переболел тяжёлым воспалением лёгких. Оценив слабость здоровья и успехов в учёбе, родители отдали Уинстона не в Итонский колледж, где с незапамятных времён учились все мужчины рода Мальборо, а в менее престижный Хэрроу. Здесь он поступил в специализированный военный класс, где учились те, кто готовился к будущей военной карьере.

Учеником Уинстон Черчилль оставался неважным, но с экзаменами справлялся, особенно хорошие результаты показав в изучении истории. Кроме того, Черчилль стал чемпионом школы по фехтованию.

В 1893 году с огромным трудом Черчилль поступил в Королевское военное училище в Сандхерсте, по выпуску из которого в 1895 году ему был присвоен чин младшего лейтенанта. В том же году его ждали две тяжёлые личные утраты — умерли отец и няня.

Очень быстро Черчилль понял, что военная карьера ему не слишком по душе, но совершенно неожиданно у него обнаружился журналистский талант. Мать, стараясь способствовать развитию карьеры сына, посодействовала его поездке на Кубу в качестве военного корреспондента «Дейли телеграф».

Заметки Черчилля о восстании местного населения против испанцев и его подавлении имели большой успех, а испанское правительство наградило его медалью «Красный крест».

Во время командировки на Кубу Черчилль пристрастился к местным сигарам, и эта слабость осталась с ним на всю оставшуюся жизнь.

«Мы бежали с тобою, опасаясь погони...»

С этого момента Черчилль становится военным корреспондентом, освещающим конфликты в различных уголках империи. Читателей подкупала откровенность Черчилля — оставаясь целиком и полностью на стороне британской армии, он зачастую весьма нелестно характеризовал её действия. Освещая подавление махдистского восстания в Судане, он критиковал командующего английскими войсками генерала Китченера за жестокое обращение с пленными и ранеными и за неуважение к местным обычаям.

В 1899 году Черчилль выходит в отставку и впервые пробует свои силы в политике, баллотируясь в парламент от Консервативной партии. Потерпев поражение на выборах, он отправился освещать англо-бурскую войну в качестве корреспондента «Морнинг Пост», добившись для себя жалования, размер которого делал Уинстона Черчилля «номером один» в британской журналистике как минимум по заработкам.

Черчилль угодил в самое пекло боёв и вскоре оказался в плену. На своей шкуре познакомившись с прообразом будущих концентрационных лагерей, он бежал из плена, что добавило ему популярности в Британии. Он присоединился к действующей армии и не раз проявлял личную храбрость, хотя политическая карьера его к тому времени манила уже куда больше, чем военная.

Человек с двойным дном

В 1900 году Уинстон Черчилль возвращается в Англию, избирается в Палату общин от консерваторов, которые приходят к власти. 26-летний парламентарий совмещает это с публикацией своего первого и единственного художественного романа, получившего название «Саврола».

Первые десять лет парламентария Черчилля полны неожиданных заявлений и конфликтов. Он призывает проявить милосердие к побеждённым бурам, критикует повышение расходов на оборону, регулярно вступает в конфликты с коллегами-консерваторами и в итоге уходит в Либеральную партию.

В 1905 году он получает свой первый пост в правительстве — заместителя министра по делам колоний. В 1908 году Черчилль становится министром торговли и промышленности и в этом качестве выступает как сторонник социальных реформ. В частности, именно по его инициативе был принят закон, впервые в Британии устанавливавший нормы продолжительности рабочего дня и оплаты труда.

Молодой поборник справедливости, гуманист, прогрессивно мыслящий политик будущего — всем этим характеристикам Черчилля пришлось отправиться в корзину после того, как в 1910 году он стал министром внутренних дел.

Здесь впервые стало очевидно, что Черчилль — это «человек с двойным дном». В стране проходили массовые социальные выступления рабочих, требовали предоставления прав женщинам суфражистки. Новый министр начал подавлять протесты так, что его жестокости поразились даже самые рьяные консерваторы.

Британские полицейские при Черчилле обращались с суфражистками с той же жёсткостью, которая применялась к закоренелым уголовникам. Социальное недовольство рабочих Черчилль искоренял ещё более изощрённо — например, в 1911 году во время забастовки портовых работников и моряков в Ливерпуле он бросил на разгон протестующих морских пехотинцев, разрешив им применять оружие. Он собирался ввести в город для подавления протестов 50 тысяч военных, а когда Дэвиду Ллойд-Джорджу удалось погасить страсти путём переговоров, заявил последнему: «Я с большим сожалением узнал об этом. Было бы лучше продолжить и задать им хорошую трёпку».

Друг Черчилля Чарльз Мастерман писал о нём в те дни: «Уинстон находится в очень возбуждённом состоянии ума. Он настроен решать дела "залпом картечи", безумно наслаждается, прокладывая на карте маршруты движения войск... выпускает исступлённые бюллетени и жаждет крови».

Успехи и провалы

«Жажда крови», когда-то маскируемая, а когда-то и вполне откровенная, сохранится у Черчилля на всём протяжении его политической карьеры.

Убирать Черчилля из правительства премьер-министр Герберт Асквит , тем не менее, не собирался, решив, что молодой политик будет более полезен стране на посту Первого Лорда Адмиралтейства.

Это оказалось удачным решением — энергичный Черчилль немало сделал для модернизации и реформирования флота накануне надвигающейся войны.

Роль Черчилля в годы Первой мировой войны была неоднозначной. В октябре 1914 года он ринулся на фронт и лично руководил обороной Антверпена, хотя и власти Бельгии, и военачальники считали это бесперспективным делом. Антверпен действительно пал через пять дней, при этом союзники понесли серьёзные потери.

Оглушительным провалом закончилась и Дарданелльская операция, проводившаяся в 1915 году, одним из инициаторов которой был Черчилль. Справедливости ради, ответственность за неудачу Черчилль взял на себя, покинул правительство, отправившись на фронт в качестве командира 6-го батальона Шотландских Королевских Фузилёров.

С другой стороны, именно Черчилль в годы Первой мировой войны отстаивал идею создания танковых войск в Британии, к которой многие относились скептически.

После не слишком долгого пребывания на фронте Черчилль возвращается в правительство, где сначала занимает пост министра вооружений, а затем военного министра.

Приход к власти в России большевиков Черчилль рассматривал как личное оскорбление. Во-первых, выход России из войны во многом лишал Британию возможности добыть победу своим излюбленным способом — за счёт чужой крови. Во-вторых, к власти в России пришли те, кого он в Англии в бытность министром внутренних дел разгонял при помощи военных. Черчилль всерьёз опасался, что «большевистская зараза» перекинется на Британскую империю, и требовал «задушить большевизм в колыбели» путём военной интервенции.

Однако этот новый приступ «жажды крови» поддержки в правительстве не нашёл. Пройдёт менее двух десятилетий, и Черчиллю придётся строить с большевиками военную коалицию.

В 1920-х годах Черчилль возвращается в ряды Консервативной партии и занимает пост Канцлера казначейства. Это был пост, к которому политик был готов менее всего, что и обернулось для Британии серией крайне неудачных реформ и экономическим кризисом.

Премьер-министр военного времени

Вдобавок Черчилль вновь рассорился с коллегами по партии и в 1931 году остался вне правительства, в условиях своеобразной политической изоляции, возглавляя небольшую группу фрондирующих членов Консервативной партии, которая получила в парламенте условное наименование «группа Черчилля».

Следующие девять лет жизни Черчилля были посвящены литературным трудам и публицистике, и многим казалось, что его политическая карьера клонится к закату.

Но главное дело в его жизни было впереди.

Черчилль принадлежал к тому меньшинству британских политиков, которые были категорическим противниками «политики умиротворения» Гитлера.

После «мюнхенского сговора» 1938 года Черчилль, выступая в Палате общин, заявил, обращаясь к премьер-министру Чемберлену : «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну». Эти слова оказались предельно точными.

С началом Второй мировой войны Уинстон Черчилль вновь становится Первым лордом Адмиралтейства, а 10 мая 1940 года занимает пост премьер-министра Великобритании.

В своей первой речи в новой должности, произнесённой в Палате Общин, он сказал: «Мне нечего предложить британцам, кроме крови, тяжкого труда, слёз и пота».

Уинстон Черчилль был идеальным премьер-министром для военного времени. Его энергия, его ораторский талант, его жёсткость позволили мобилизовать Великобританию на борьбу, несущую большие жертвы и лишения.

Чисто английская политика

О роли Черчилля в антигитлеровской коалиции сказано и написано очень много. Премьер-министр Великобритании проявил себя как блестящий прагматик. Ненависть к большевизму была отложена в сторону, когда понадобилось, чтобы советские солдаты ценой своих жизней уменьшили военную опасность для Британии. В течение трёх лет Черчилль виртуозно уклонялся от открытия «второго фронта» в Европе, предпочитая использовать свои силы для борьбы за сохранение колоний и ожидая исхода битвы на Восточном фронте. Высадись союзники в Нормандии в 1942 или в 1943 году — это могло спасти миллионы жизней советских солдат и мирных жителей. Но прагматичный Черчилль предпочитал, чтобы во имя торжества Британии умирали, насколько это возможно, не англичане, а русские.

Поистине страшна была бы участь проигравшей Германии, если бы судьбу её вершил единолично Уинстон Черчилль. Британский премьер, недрогнувшей рукой отправлявший самолёты превращать в пепелища немецкие города в 1945-м, вынашивал идею ликвидации Германии как государства путём разделения её на десятки мелких образований, то есть возвращения германских земель в состояние, в котором они находились до создания Германской империи.

Масштабным планам Черчилля не дали осуществиться Рузвельт и Сталин , сумевшие набросить узду на ретивого союзника.

Поражение

В мае 1945 года 71-летний Черчилль в ореоле победителя сенсационно проиграл парламентские выборы. Он не почувствовал, что страна, готовая терпеть его жёсткую руку в военное время, более не желала видеть премьер-министром политика, у которого не было никакой реальной программы восстановления экономики и возвращения к нормальной жизни.

Его речи, ранее вдохновлявшие, теперь откровенно пугали. Во время предвыборной кампании он заявил, что «лейбористы, придя к власти, будут вести себя как гестапо» — такую характеристику политических оппонентов осудили даже коллеги по партии.

А ведь британцы не знали тогда то, что известно теперь — в 1945 году Черчилль поручил британским военным подготовку операции «Немыслимое»: плана войны с Советским Союзом, которая должна была начаться в июне 1945 года. Идеи наступательной войны, вынашиваемые премьер-министром, были отвергнуты английскими военачальниками как совершенно нереалистичные.

5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в американском Фултоне Черчилль произнес ставшую знаменитой фултонскую речь, которую принято считать точкой отсчёта «холодной войны».

Рассуждения о «железном занавесе» и коммунистической угрозе запустили маховик нового противостояния, но человек, давший ему символический старт, был уже на сходе.

Но Черчилль иначе не мог — выдающийся политик, когда-то отказавшийся от карьеры военного, был, тем не менее, «человеком войны», чьи таланты и способности в условиях мира и политической разрядки оказывались невостребованными.

Британский «Брежнев»

В 1951 году, на волне им же запущенной истерии «холодной войны» Уинстон Черчилль вновь оказался в кресле премьер-министра. Но это уже был не тот Черчилль — тяжело больной старик, страдавший целым букетом прогрессирующих болезней.

Много говорят о том, что советские вожди отчаянно цеплялись за власть даже в состоянии старческой немощи. Черчилль в этом смысле от них ничем не отличался — перенесший несколько инсультов, полуглухой, слабо видящий и наполовину парализованный человек наотрез отказывался уходить с поста премьер-министра, несмотря на то, что свои обязанности исполнять в нормальном режиме он уже не мог.

В 1953 году 79-летнему Черчиллю королева Елизавета II пожаловала членство в рыцарском ордене Подвязки, что дало ему право на титул «сэр». В том же году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, оставив позади самого Эрнеста Хэмингуэя .

Вполне возможно, что эти награды были заслужены, однако их вручение немощному Черчиллю выглядело ничуть не эстетичнее, чем награждение престарелого советского генсека Леонида Брежнева .

Последний солдат империи

В 1955 году Черчилль всё-таки капитулировал, подав в отставку по состоянию здоровья.

О последнем десятилетии жизни отставного премьер-министра биографы пишут с неохотой. Угасание Черчилля было длительным и тяжёлым. К 1960 году он не узнавал друзей, не мог читать, речь его стала нечленораздельной. Его мучения продлились ещё пять лет — он умер 24 января 1965 года, через два месяца после своего 90-летия.

Хоронила Уинстона Черчилля вся Англия. Человека, продлившего существование великой Британской империи на добрый десяток лет, провожали в соответствии со сценарием, написанным им самим. Тело предали земле на кладбище в Блейдоне, близ Бленхеймского дворца, в котором Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль появился на свет.

Вместе с ним навсегда ушла в прошлое и империя, которой он служил и «последним солдатом» которой старый политик называл себя на склоне лет.

Уинстон Черчилль родился в аристократической семье в родовом имении – Бленхеймском дворце. Его отец был потомком графа Мальборо и осуществлял активную политическую деятельность, а мать — леди Рэндольф Черчилль, (до замужества Дженни Джером) происходила из довольно богатой американской семьи и отличалась любовью к разного рода светским мероприятиям.

Родителями, в силу отсутствия времени на воспитание, уже в 1975 году, когда мальчику был всего год, было принято решение о найме няни. Элизабет Энн Эверест оказала огромное влияние на становление Черчилля в раннем возрасте, она искренне прикипела душой к малышу, относясь к нему со всей любовью и трепетом.

В возрасте восьми лет мальчика отправили в школу Сент-Джордж, однако вскоре няня настояла на его переводе в другое заведение – рукоприкладство в школе было официально разрешенным методом наказаний и, увидев последствия такого воспитания, Элизабет пришла в ужас. Далее была школа сестер Томсон в Брайтоне, однако, как и в первой школе, мальчик в вопросах обучения звезд с неба не хватал.

Далее была престижная школа «Хэрроу», где он открыл в себе талант фехтовальщика и даже стал ее чемпионом в 1892 году, а уже через год он не без трудностей все же стал учеником Королевского военного училища в Сандхерсте. Тяжелее всего на экзаменах ему давалась латынь, но благодаря счастливому стечению обстоятельств (пару человек, сдавших экзамены лучше него, отказались от обучения) Черчилль был переведен из курсантов-кавалеристов в более престижное пехотное отделение.

Становление

1895 год стал для Уинстона переломным – он потерял отца, а вскоре лишился и няни – человека, который был для него самым родным и близким. Единственным радостным событием в этот тяжелый период стало получение военного звания – теперь он гордо звался младшим лейтенантом.

Чем больше Черчилль служил, тем больше понимал, что военная карьера – совсем не для него. В это же время, не без помощи матери, он делает первые шаги в сфере журналистики, и первым боевым крещением – в прямом и переносном смысле – для него становится восстание кубинцев против испанцев. На Кубу военный корреспондент Уинстон Черчилль был командирован руководством газеты Daily Graphic. Некоторые из первых авторских заметок Черчилля были опубликованы в The New York Times, а он сам получил награду из рук испанского правительства — теперь его имя появлялось на слуху все чаще. На Кубе Черчилль всерьез увлекся сигарами – привычка дымить осталась с ним на всю жизнь.

Черчилль, не имевший высшего образования, много читал и занимался саморазвитием, пытаясь таким образом восполнить недостаток знаний. При этом, числясь все еще на действительной службе, он никогда не забывал о своих должностных обязанностях, уделяя много времени работе с личным составом. В 86-ом году полк, в котором числился Черчилль, попал в Индию, в 1897-ом, он по собственной инициативе, отправляется в Малаканд, а после в Северную Африку, где на то время шли жесточайшие военные действия, направленные на подавление восстаний коренных этнических племен. Получить разрешение на поездку Уинстону удалось не с первого раза –руководство было против, однако под напором аргументов Черчилля они все же сдались. Единственным уточнением было то, что в случае ранения или смерти, компенсации он не получит. По возвращению с Индии, Черчилль ушел в отставку – это был 1899 год.

Начало политики

Первым значимым событием на политической арене для Черчилля стала борьба за место в парламенте от Консервативной партии. На момент военной отставки он уже успел зарекомендовать себя как журналист, выпустил книгу-бестселлер «Война на реке», к тому же он был знатного происхождения и уже успел получить военный чин. Но этого оказалось недостаточно, и первая попытка одержать победу оказалась провальной – мандаты от Олдема одержали либералы. Однако в 1900 году он снова стал участником предвыборной гонки – Черчилль, теперь выступавший кандидатом от Олдхэма (Ланкашир), обогнал соперника-либерала с рекордным отрывом в 222 голоса. При этом сам политик определял свой статус как «независимый консерватор», что вызывало довольно противоречивую реакцию многих, в том числе и оппозиционеров, симпатию к которым он проявлял совершенно открыто. В 1904 году он покинул ряды консерваторов и перешел на сторону либералов.

В 1905 году Черчилль обрел полномочия на посту заместителя министра по делам колоний. Он прекрасно понимал важность заморских территорий для благополучия Британской империи и без тени сомнения демонстрировал свой патриотизм, проявлявшийся в расстановке приоритетов интересов страны относительно других факторов. В апреле 1908 года Черчилль стал министром промышленности и торговли.

Политическая карьера Уинстона Черчилля развивалась довольно стремительно и уже через два года, когда ему было всего 35, он занял пост министра внутренних дел, задвинув в дальний ящик литературную деятельность – теперь у него просто не хватало на это времени. Уже через год, летом 1911 он впервые столкнулся с серьезными проблемами – моряки и портовые работники устроили забастовку, ситуация с каждым днем накалялась, в ходе одной из потасовок даже были раненные. Черчилль принял решение о мобилизации войск, но, к счастью, стычки удалось избежать. Однако такая радикальность действий министра внутренних дел не могла остаться не замеченной властями – действия Черчилля были названы безрассудными и некорректными, а сам он, как полководец, получил крайне негативные отзывы о политике своей деятельности.

В октябре этого же года Черчилль занял пост Первого лорда Адмиралтейства.

Военное время

Заступив на должность военно-морского министра, которая формально была ниже по рангу, чем министр внутренних дел, Черчилль бросил все силы на подготовку флота к предстоящей войне с Германией. Параллельно он стал одним из инициаторов Дарданелльской операции, основной целью которой было открытие морского пути в Россию, однако потерпел фиаско, и лично признал это в полной мере. Волна негодования, прокатившаяся после поражения, вынудила его покинуть пост первого лорда Адмиралтейства.

По окончанию Первой мировой Черчилль занялся вопросами международного уровня, возглавив пост министра по колониям. Этот период был довольно плодотворным для него, во время пребывания на данной должности, в частности, он подписал Англо-ирландский договор – важнейший документ, завершавший ирландскую войну за независимость. Он также пытался вернуться в парламент в качестве либерала от округа Данди, но ничем хорошим это не закончилось. Точно так же как произошло, когда он баллотировался от Лестера. Двойное поражение побудило Черчилля повторить попытку в качестве беспартийного. Удача улыбнулась Уинстону Черчиллю лишь в 24-ом – он триумфально возвратился в Палату общин, заняв при этом пост Канцлера казначейства, а уже в 25-ом снова оказался в рядах Консервативной партии.


Вторая мировая война стала поистине звездным часом Черчилля. Имевший всегда четкую, однозначно негативную позицию, относительно коммунистов, в этот раз он как никогда понимал всю значимость Красной Армии. Уинстон Черчилль проявил волевые и патриотические качества, способность здраво мыслить и решать самые разные конфликты военного времени. Находясь на посту премьер-министра, он принимал активное участие в международных встречах и конференциях, в том числе в таких значимых как Тегеранская (1943г.) и Крымская (1945 г.) конференции, кроме того, он регулярно посещал места боевых действий для общения и поддержки простых людей. Политику военных действий Черчилля поддерживало подавляющее большинство – 84% населения, и этот показатель сохранился до самого окончания войны.

В конце мая 1945 года Черчилль подал в отставку, стойко выдержав очередное поражение консервативной партии на выборах. При этом он вернулся к литераторству, заключив ряд контрактов с таблоидами мирового масштаба: Life, The Daily Telegraph и The New York Times и другими. Также он начал работу над мемуарами с красноречивым названием «Вторая мировая война».

Последние годы

Возвратиться на пост премьер-министра Черчиллю удалось уже будучи в довольно солидном возрасте – в 76 лет. Целых четыре года он вел государственные дела, и лишь когда со здоровьем стало совсем худо, покинул пост, это был 1955 год.

Черчилль является обладателем ордена Подвязки, а так же Нобелевской премии в области литературы. Интересно, что на награду вместе с политиком претендовал в 1953 году сам Хемингуэй, однако забрать ее он смог после Черчилля – годом позже.

Нельзя не упомянуть и знаменитой фултонской речи Черчилля, произнесенной в Вестминстерском колледже 5 марта 1946 года. Черчилль, в тот момент не являющийся должностным лицом, высказал свою позицию как частный гость мероприятия. В общем же, суть его слов сводилась к необходимости создания «братской ассоциации англоговорящих народов», так же он упомянул о Советском союзе, с его тоталитарным режимом и назвав его причиной «международных трудностей». Именно этот день принято считать днем начала холодной войны между США и СССР.

Великий политик, оставивший неизгладимый след в истории человечества покинул мир 24 января 1965 года от инсульта.

Личная жизнь

Несмотря на активную политическую и военную деятельность, Черчилль, не отличавшийся особо привлекательными внешними данными, выбрал себе в жены невероятно красивую и образованную девушку. Спутницей великого Черчилля стала Клементина Хозье ирландско-шотландского происхождения. Клементина родила ему четверых детей, в воспитании которых он, как когда-то и его родители, особого участия не принимал. То ли в шутку, то ли всерьез, он однажды сказал: «Легче управлять нацией, чем воспитывать четверых детей».

Детство и юность

Когда Черчиллю исполнилось восемь лет, его отправили в подготовительную школу Сент-Джордж. В школе практиковались телесные наказания, и Уинстон, постоянно нарушавший дисциплину, часто им подвергался. После того, как регулярно навещавшая его няня обнаружила на теле мальчика следы по́рок, она немедленно сообщила матери, и его перевели в школу сестёр Томсон в Брайтоне . Успехи в учёбе, особенно после перевода, были удовлетворительны, но аттестация по поведению гласила: «Количество учеников в классе - 13. Место - 13-е».

В октябре того же года полк направляется в Индию и расквартировывается в Бангалоре . Черчилль много читает, пытаясь таким образом компенсировать отсутствие университетского образования, и становится одним из лучших игроков сборной полка по поло . По воспоминаниям подчинённых, он добросовестно относился к офицерским обязанностям и много времени уделял занятиям с солдатами и сержантами, но рутина службы тяготила его, дважды он ездил в отпуск в Англию (в том числе на торжества по случаю 60-летия правления королевы Виктории), путешествовал по Индии, посетив Калькутту и Хайдарабад .

Письма с передовой были опубликованы «Дейли Телеграф », а по окончанию компании тиражом 8500 экземпляров была издана его книга «История Малакандского полевого корпуса» (англ. «The Story of the Malakand Field Force» ). Из-за спешной подготовки к печати в книгу вкралось огромное количество типографских ошибок, Черчилль насчитал более 200 опечаток и с тех пор всегда требовал лично править гранки издательства .

Благополучно вернувшись из Малаканда, Черчилль немедленно начинает добиваться поездки в Северную Африку, освещать подавление махдистского восстания в Судане . Желание отправиться в очередную журналистскую командировку не встретило понимания командования, и он пишет непосредственно премьер-министру, Лорду Солсбери , честно признаваясь, что мотивами поездки являются как желание освещать исторический момент, так и возможность извлечь личную, в том числе и финансовую выгоду от издания книги . В результате военное ведомство удовлетворило просьбу, назначив его на сверхштатную должность лейтенанта, в приказе о назначении было особо отмечено, что в случае ранения или смерти он не может рассчитывать на выплаты из фондов военного министерства .

Хотя на стороне восставших было численное превосходство, союзная Англо-Египетская армия имела подавляющее технологическое преимущество - многозарядное стрелковое оружие , артиллерию , канонерские лодки и последнюю новинку того времени - пулемёты Максима . В генеральном сражении при Омдурмане Черчилль принял участие в последней кавалерийской атаке британской армии. Он сам описал этот эпизод:

Я перешёл на рысь и поскакал к отдельным [противникам], стреляя им в лицо из пистолета, и убил нескольких - троих наверняка, двоих навряд ли, и ещё одного - весьма сомнительно.

В репортажах он критиковал командующего английскими войсками, своего будущего коллегу по кабинету генерала Китченера за жестокое обращение с пленными и раненными и за неуважение к местным обычаям. «Он великий генерал, но никто ещё не обвинял его в том, что он великий джентльмен» - сказал про него Черчилль в частной беседе, меткая характеристика впрочем, быстро стала достоянием гласности . Хотя критика была во многом справедливой, общественная реакция на неё была неоднозначной, позиция публициста и обличителя плохо совмещалась со служебным долгом младшего офицера.

После окончания кампании Черчилль возвращается в Индию, чтобы принять участие в общенациональном турнире по поло. Во время короткой остановки в Англии он несколько раз выступает на митингах консерваторов. Практически сразу после окончания турнира, который его команда выиграла, победив в упорном финальном матче, в марте 1899 года он выходит в отставку.

Дебют в политике

К моменту отставки Черчилль приобрёл определённую известность как журналист, а его книга о Суданской кампании «Война на реке» (англ. «The River War» ) стала бестселлером.

Англо-бурская война

К осени 1899 года резко обострились отношения с бурскими республиками, и когда в сентябре Трансвааль и Оранжевая Республика отвергли британские предложения о предоставлении избирательных прав английским рабочим на золотых приисках, стало очевидно, что война неизбежна.

Лорд Лорберн, глава Палаты Лордов, публично назвал действия министра внутренних дел «безответственными и опрометчивыми».

Вместе с тем ухудшающиеся отношения с Германией подвигли Черчилля заняться вопросами внешней политики. Из идей и информации, полученной у военных специалистов, Черчилль составил меморандум о «военных аспектах континентальной проблемы» и вручил его премьер-министру. Этот документ был несомненным успехом Черчилля. Он свидетельствовал о том, что Черчилль, обладая весьма скромным военным образованием, которое дала ему школа кавалерийских офицеров, смог быстро и профессионально разобраться в ряде важных военных вопросов.

Расходы на военно-морские силы были самой крупной затратной статьёй британского бюджета. Черчиллю было поручено проведение реформ при одновременном повышении эффективности затрат. Инициированные им перемены были весьма масштабны: организован главный штаб ВМС, учреждена морская авиация, спроектированы и заложены военные корабли новых типов. Так, по первоначальным планам, кораблестроительная программа 1912 года должна была составлять 4 улучшенных линкора типа «Айрон Дьюк» . Однако новый Первый Лорд Адмиралтейства приказал переработать проект под главный калибр 15 дюймов, при том, что проектные работы по созданию таких орудий ещё даже не были завершены. В результате были созданы весьма удачные линкоры типа Queen Elizabeth , служившие в КВМФ Великобритании до 1948 года.

Одним из важнейших решений стал перевод военного флота с угля на жидкое топливо. Несмотря на очевидные преимущества, морское ведомство в течении длительного времени выступало против этого шага, по стратегическим соображениям - богатая углем Британия совершенно не имела запасов нефти . Для того, чтобы перевод флота на нефть стал возможен, Черчилль инициировал выделение 2,2 млн фунтов на приобретение 51 % пакета Англо-Иранской нефтяной компании. Помимо чисто технических аспектов, решение имело далеко идущие политические последствия - регион Персидского залива стал зоной стратегических интересов Великобритании. Председателем Королевской комиссии по переводу флота на жидкое топливо был лорд Фишер , выдающийся британский адмирал. Совместная работа Черчилля и Фишера окончилась в мае года ввиду категорического несогласия последнего с высадкой на Галлиполи .

Первая мировая война

Великобритания официально вступила в Первую мировую войну 3 августа 1914 года , но уже 28 июля , в день, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии , Черчилль приказал флоту выдвинуться на боевые позиции у берегов Англии, разрешение на это было получено у премьер-министра задним числом.

В качестве председателя «Комиссии по сухопутным кораблям» (англ. Landships Committee ) Черчилль принял участие в разработке первых танков и создании танковых войск.

Межвоенный период

Возвращение в Консервативную партию

Политическая изоляция

После поражения консерваторов на выборах 1929 года Черчилль не стал добиваться избрания в руководящие органы партии в связи с разногласиями с лидерами консерваторов по вопросам торговых тарифов и независимости Индии . Когда Рамси Макдональд сформировал коалиционное правительство в 1931 году , Черчилль не получил предложения войти в кабинет.

Последующие несколько лет он посвятил литературным трудам, наиболее значимым произведением того периода считается «Мальборо: его жизнь и время» (англ. Marlborough: His Life and Times ) - биография его предка Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо .

В парламенте он организовал так называемую «группу Черчилля» - небольшую фракцию в составе консервативной партии. Фракция выступала против предоставления независимости и даже статуса доминиона Индии, за более жёсткий внешнеполитический курс, в частности за более активное противодействие перевооружению Германии .

В предвоенные годы он жёстко критиковал политику умиротворения Гитлера , проводившуюся правительством Чемберлена и после заключения Мюнхенского соглашения сказал в Палате общин:

У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье, теперь Вы получите войну.

Оригинальный текст (англ.)

You were given the choice between war and dishonour. You chose dishonour, and you will have war

Вторая мировая война

Возвращение в правительство

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу - началась Вторая мировая война . 3 сентября в 11 часов утра в войну официально вступило Соединённое Королевство, а в течение 10 дней и всё Британское Содружество. В тот же день Уинстону Черчиллю было предложено занять пост Первого Лорда Адмиралтейства с правом голоса в Военном Совете. Существует легенда, что узнав об этом, корабли КВМФ Великобритании и военно-морские базы обменялись сообщением с текстом: «Уинстон вернулся».

Хотя на суше после поражения польской армии и капитуляции Польши активных боевых действий не велось, шла так называемая «странная война» , боевые действия на море практически сразу перешли в активную фазу.

Премьер-министр

Антигитлеровская коалиция

После войны

1 января 1946 года Король вручил Черчиллю почётный орден «За заслуги» (которым награждены всего 24 человека) и предлагает сделать его кавалером ордена Подвязки (Черчилль отказывается).

Наиболее известные выступления

Речь Черчилля в палате общин о Сталине

России очень повезло, что когда она агонизировала, во главе ее оказался такой жесткий военный вождь. Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времен. Человек неисчерпаемо смелый, властный, прямой в действиях и даже грубый в своих высказываниях… Однако он сохранил чувство юмора, что весьма важно для всех людей и народов, и особенно для больших людей и великих народов. Сталин также произвел на меня впечатление своей хладнокровной мудростью, при полном отсутствии каких-либо иллюзий. Я надеюсь, что заставил его поверить в то, что мы будем верными и надежными соратниками в этой войне - но это, в конце концов, доказывается делами, а не словами.

Оригинальный текст (англ.)

It is very fortunate for Russia in her agony to have this great rugged war chief at her head. He is a man of massive outstanding personality, suited to the sombre and stormy times in wich his life has been cast; a man of inexhaustible courage and will-power and a man direct and even blunt in speech … Above all, he is a man with that saving sense of humour which is of high importance to all men and all nations, but particularly to great men and great nations. Stalin also left upon me the impression of a deep, cool wisdom and complete absence of illusions of any kind. I believe I made him feel that we were good and faithful comrades in this war - but this, after all, is a matter which deeds not words will prove.

Это высказывание становится более понятным в сопоставлении со следующим (из речи по радио 22 июня 1941 г.):

Если Гитлер вторгнется в ад, я, по меньшей мере, представлю Палате общин положительный отзыв о дьяволе.

Оригинальный текст (англ.)

If Hitler invaded Hell I would make at least a favourable reference to the devil in the House of Commons.

Часто цитируется сходная речь Черчилля о Сталине в Палате общин от 21 декабря 1959 г., подлинность которой некоторые исследователи ставят под сомнение. Ряд исследователей считают эту речь мистификацией, поскольку ее оригинал за указанную дату обнаружен не был.

В начале ноября 1945 г. Черчилль произнес в Палате Общин речь, в которой он, в частности, сказал:

Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения, по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правившему судьбой своей страны во времена мира и победоносному защитнику во время войны. Даже если бы у нас с советским правительством возникли сильные разногласия в отношении многих политических аспектов - политических, социальных и даже, как мы думаем, моральных, - то в Англии нельзя допускать существования такого настроения, которое могло бы нарушить или ослабить эти великие связи между двумя нашими народами, связи, составлявшие нашу славу и безопасность в период недавних страшных конвульсий.

9 октября 1954 года в речи Peace Through Strength (Мир благодаря силе), которая была произнесена перед конференцией Консервативной Партии, он сказал:

Сталин в течение многих лет был диктатором России, и чем больше я изучал его карьеру, тем более меня шокировали те ужасные ошибки, которые он допускал, и та крайняя жестокость по отношению к людям и массам, с которой он действовал. Сталин был нашим союзником в борьбе против Гитлера, когда Россия подверглась агрессии, но когда Гитлер был уничтожен, Сталин стал для нас главной угрозой.

После нашей общей победы стало очевидно, что его действия вновь разделили мир. Повидимому, им руководили мечты о мировом господстве. Он превратил треть Европы в сателлита Советского Союза, навязав им коммунизм. Это было прискорбным событием после всего, через что мы прошли.
Но вот уже год, как Сталин умер - это несомненно, и с тех пор я питаю надежду, что здесь открывается новая перспектива для России, новая надежда на мирное сосуществование с Русским народом, и наш долг - терпеливо и смело удостовериться, есть здесь шанс, или нет.

Оригинальный текст (англ.)

Stalin was for many years Dictator of Russia and the more I have studied his career the more I am shocked by the terrible mistakes he made and the utter ruthlessness he showed to men and masses with whom he acted. Stalin was our ally against Hitler when Russia was invaded but when Hitler was destroyed Stalin made himself our principal object of dread. After our joint victory became certain his conduct divided the world again. He seemed to be carried away by his dream of world domination. He actually reduced a third of Europe to a Soviet satellite condition under compulsory communism. These were heartbreaking events after all we have gone through. But a year ago Stalin died - that is certain - and ever since that event I have cherished the hope that there"s new outlook in Russia, a new hope of peaceful co-existence with the Russian nation and that it is our duty patiently and daringly to make sure whether there is such a chance or not.

Фултонская речь

Примечания

Ссылки

  • Д. Медведев. Черчилль: Частная жизнь. М. «Издательство РИПОЛ классик», 2008, ISBN 978-5-386-00897-0
  • Н. Роуз. Черчилль. Бурная жизнь. пер. Е. Ф. Левиной, М. «Издательство Аст», 2004, ISBN 5-17-014478-4
  • Never Give In! The Best of Winston Churchill’s Speeches. (Избранные речи Черчилля), Hyperion, NY, 2003, ISBN 0-7868-8870-9
  • R. Holmes , In the Footsteps of Churchill. Basic Books, NY, 2005, ISBN 0-465-03082-3

Фламандская живопись XVII-XVIII вв.

Коллекция фламандской живописи XVII-XVIII вв.в Государственном Эрмитаже позволяет составить представление о творчестве почти всех значительных мастеров этого времени. Она насчитывает свыше 500 картин, выполненных более чем 140 художниками. Полотна ведущих живописцев Фландрии - Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса экспонируются в пяти залах второго этажа Нового Эрмитажа.

Собрание работ Рубенса, главы фламандской художественной школы XVII столетия, включает 22 картины и 19 эскизов, имеющих мировое значение. Среди наиболее известных полотен мастера - "Союз Земли и Воды" (1618), "Персей и Андромеда" (начало1620-х), "Возчики камней" (около 1620), "Вакх" (между1638-1640). О крупных монументально-декоративных циклах Рубенса дают представление эскизы к серии "Жизнь французской королевы Марии Медичи"(1620-е) и к праздничному убранству Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, нового правителя Фландрии (1630-е).

Ученик Рубенса Ван Дейк представлен 24 произведениями. Главным образом, это работы портретного жанра, принесшего мастеру славу. Эрмитажное собрание демонстрирует все основные типы портрета, получившие развитие в творчестве Ван Дейка - от камерно-интимногодо парадно-заказного. Среди работ выделяются "Автопортрет" (1622 или 1623) и "Портрет Уильяма Чалонера" (конец 1630-х).

Десять работ Йорданса периода расцвета его художественной деятельности включают "Автопортрет с родителями, братьями и сестрами" (около 1615) и "Праздник бобового короля" (около 1638). Среди 14 картин Снейдерса особого внимания заслуживает серия из четырех монументальных "Лавок" (конец 1610-х) - одна из немногих, дошедших до нашего времени полностью, которая была выполнена для особняка влиятельного представителя администрации испанских наместников в Южных Нидерландах Жака ван Оффема в Брюсселе.

Фламандскую бытовую живопись XVII в. характеризуют, в первую очередь, работы двух крупнейших представителей этого жанра - Адриана Брауэра и Давида Тенирса Младшего. В Эрмитаже хранятся две картины Брауэра - "Деревенский шарлатан" (около 1625) и "Сцена в кабачке" (около 1632). Собрание произведений Тенирса Младшего составляют свыше 40 картин, основная часть которых принадлежит к 1640-1650 гг. - периоду расцвета творчества художника. "Групповой портрет членов стрелковой гильдии "Oude Voetboog" в Антверпене" (1643) представляет особую редкость не только для творчества мастера, но и для фламандского искусства в целом, поскольку широкое распространение подобные портреты получили только в голландской живописи.

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul ) (1577–1640), – великий фламандский художник и дипломат. Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Особенности творчества Рубенса

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенноТициану с Брейгелем . Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Факты биографии

Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574-1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк , Якоб Йорданс и Франс Снейдерс . Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

Достижения Рубенса

В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени...

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы Рубенс ни рисовал - белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, - его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck , английский вариант написания имени - Anthony , Энтони;22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

    1 Биография

    2 Основные работы

    3 Неизвестная картина

    4 Литература

    5 Примечания

Биография [править]

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Антон Ван Дейк Карл I

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

картины

Антонис ван Дейк - один из немногих в истории искусства, кто любил и умел писать портреты детей. Картина "Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон" относится к позднему, английскому периоду творчества художника и выполнена в традициях западноевропейского парадного портрета.

Девочки изображены в статичных позах на фоне драпировки и условного декоративного пейзажа. Одетые и причесанные согласно моде, они похожи на взрослых леди. Старшая держится важно и с чувством собственного достоинства, словно придворная дама. Младшая, ласково обняв сестру за плечо, застыла в той позе, в которую ее поставили. Все это не лишает образы девочек детской непосредственности и обаяния. Официальная торжественность заказного портрета смягчается и жанровым мотивом: собачка, удивленная неподвижностью своих хозяек, теребит одну из них лапкой за платье. Картина отличается изысканной колористической гаммой с преобладанием холодных жемчужно-серых и серебристо-голубых тонов, а также виртуозным мастерством в передаче фактуры тканей и украшений.

"Семейный портрет" - одна из лучших ранних работ знаменитого фламандского живописца Антониса ван Дейка . Возможно, здесь изображена семья пейзажиста Яна Вильденса). Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют свои чувства, но компактная монолитная композиция создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. В открытом, приветливом взгляде женщины угадываются ум и чувство собственного достоинства. Сдержанность, деликатность и серьезность подчеркивает художник в облике мужчины. Ранние портреты ван Дейка демонстрируют прочную связь с национальными традициями портретной живописи, которые проявились в отсутствии идеализации моделей, простоте и лаконизме композиционного решения и виртуозной передаче фактуры. Пурпурная бархатная драпировка, золотистая вставка на женском платье, зеленая юбочка ребенка и розовое коралловое ожерелье в сочетании с черным и белым создают нарядную и изысканную красочную гамму.

Питер Пауль Рубенс. (1577-1640), происходивший из буржуазной семьи Антверпена, родился в городе Зигене в Германии, куда его отец, юрист, вынужден был эмигрировать, будучи политически скомпрометирован при реакционном правительстве герцога Альбы. Потеряв отца в возрасте около десяти лет, мальчик был воспитан своей матерью, Марией Пейпелинкс, которая по смерти мужа вернулась в Антверпен и поместила сына в местную латинскую школу. Рубенс получил здесь образование в духе идей контрреформации, но вынес вместе с тем со школьной скамьи отличные знания нескольких иностранных языков и античной культуры. Почувствовав сильнейшее влечение к искусству, Рубенс с согласия матери поступил в учение к пейзажисту Верхагту, но скоро перешел от него в мастерскую Адама ван Ноорта. Последний являлся довольно посредственным живописцем, но был одним из немногих хранителей заветов реализма старой нидерландской школы. После четырехлетней работы под руководством этого мастера Рубенс избрал нового учителя - живописца Отто Вениуса, являвшегося, в противоположность ван Ноорту, одним из столпов романизма (направление, ориентирующееся на художественную культуру Италии), к усвоению идей и образов которого Рубенс и без того был подготовлен своим классическим школьным образованием. В 1598 году время ученичества Рубенса окончилось, и он был внесен в списки свободных мастеров антверпенской гильдии св. Луки. Подобно большинству живописцев своего времени, Рубенс стремился пополнить свое художественное образование изучением на месте произведений ведущих мастеров итальянского искусства, равно как и памятников античного мира. В 1600 году он отправился в Италию и провел там более восьми лет. Почти сразу по приезде в Венецию Рубенс попал на службу к герцогу Мантуанскому, сделавшему его своим придворным художником. Эта служба не была для мастера слишком обременительной. Он имел возможность подолгу жить в Риме, побывал во Флоренции, Парме, Генуе, а в 1603 году имел также случай посетить Испанию. Период деятельности Рубенса до поездки в Италию выяснен мало. Годы, проведенные в Италии, так называемый «итальянский период» творчества мастера, являются временем формирования его искусства. К этому периоду относятся первые достоверные работы мастера. Рубенс внимательно изучает Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджо и других, а также попадает под влияние венецианцев, живописные достижения которых оставили в его творчестве неизгладимый след. Из явлений современного ему искусства Италии сильнейшее воздействие оказали на Рубенса работы Карраччи, а также, в несколько меньшей степени, главы итальянского реализма Микеланджело да Караваджо, С рвением отдался он изучению памятников античности как художник и как археолог. Копируя, зарисовывая, он писал уже тогда многочисленные картины преимущественно на религиозные темы, а также портреты, в которых ранее, чем в чем-либо, достиг зрелости (портрет герцога Лермы, 1603, Мадрид, частное собрание). В 1608 году в силу семейных обстоятельств (тяжелая болезнь и смерть матери) Рубенс вернулся в Антверпен, а те условия, которые он нашел здесь для своей работы, побудили его остаться на родине. Вскоре он женился на дочери видного местного бюргера, Изабелле Брант, и окончательно обосновался в Антверпене. Как художник, в полной мере созвучный культуре господствующих кругов общества, Рубенс сразу имел необычайный успех, не изменявший ему и в дальнейшем. Второе и третье десятилетия 17 века являются периодом наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Заказы бесчисленны. Они идут от двора, от церкви, от множества частных лиц. Удовлетворить запросы на все требуемые церковные, мифологические и иные картины Рубенс оказался в состоянии не только благодаря совершенно исключительной легкости творчества, но и в силу организованности его натуры и деловой постановки работы в созданной им мастерской, где в средний период деятельности художника под его ближайшим руководством работало множество помощников и учеников. Заказы поступали не только из местных кругов, но также из-за границы. Наиболее крупным среди них в средний период деятельности мастера является заказ французской королевы Марии Медичи на цикл картин, которые должны были служить прославлению ее жизни и царствования. Заказ этот потребовал двух поездок Рубенса в 1620-х годах в Париж и обусловил возникновение одного из капитальнейших его созданий. В конце того же десятилетия этот период деятельности Рубенса обрывается. В его семейном быту наступает перемена. В 1626 году он теряет любимую им жену и вскоре затем, томимый одиночеством и уступая желанию правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, принимает на себя роль дипломатического агента по заключению мира между Испанией и Англией. Встречаемый повсюду как прославленный художник, с почетом, он приобрел в лице испанского и английского королей новых ревностных ценителей своего искусства. В знак признания заслуг мастера первый возвел его в дворянство, второй дал рыцарское достоинство. Почести, личные знакомства и новые деловые связи были только одним из результатов дипломатических поездок Рубенса. Еще важнее были для него запас новых художественных впечатлений и, в частности, новое соприкосновение с творчеством Тициана, исключительно богато представленного в испанском дворцовом собрании. Закончив, согласно полученным указаниям, свою миссию, Рубенс вернулся в 1630 году в Антверпен и в конце того же года вступил в новый брак с шестнадцатилетней девушкой из антверпенской бюргерской семьи Еленой Фоурмен. Художнику к этому времени уже исполнилось пятьдесят три года, но, несмотря на разницу лет супругов, их брак оказался счастливым и открыл для Рубенса последнюю радостную полосу жизни и творчества. Образ молодой жены неразрывно связан с его поздним искусством. Не говоря о бесчисленных портретах, облик и характерные черты Елены Фоурмен повторяются в большинстве произведений Рубенса, падающих на последнее десятилетие его художественной деятельности. Тяготясь шумом и суетливостью большого торгового города, Рубенс приобрел в середине 1630-х годов поместье и с тех пор подолгу жил в деревне. В это поместье входил старинный замок Стен, от названия которого последний период Рубенса нередко обозначается как «стеновский период». Рубенс имел теперь больше досуга и в выборе тем мог чаще руководствоваться собственным влечением, но в то же время не переставал выполнять и многочисленные заказы. Здоровье Рубенса уже к этому времени резко ухудшилось. Он страдал жесточайшей подагрой, и болезнь прогрессировала очень быстро. Бодрость духа все же не покидала его до конца. Утратив возможность владеть сначала левой, а в начале 1640 года и правой рукой, он сохранил присущую ему жизнерадостность мировоззрения. Вскоре, однако, наступила развязка, и 30 мая того же года Рубенс скончался 63 лет от роду. Он сошел со сцены в полном расцвете своих творческих сил, но его жизненная задача была выполнена. Фламандская школа приобрела благодаря ему мировое значение, его собственное творческое наследие громадно: насчитывают не менее 3000 картин и эскизов, оставленных мастером. Широкий охват интересов Рубенса проявляется прежде всего в разнообразии тематики его произведений, включающей почти все разрабатывавшиеся в его время жанры. Рубенс главным образом живописец, но сфера его деятельности не ограничивается этой областью. Его гений охватывает все стороны художественной жизни тогдашней Фландрии. Рубенс выступает как архитектор-декоратор, делает проекты для скульпторов, оформляет театрализованные зрелища, работает в качестве книжного графика, создает большую школу профессиональных граверов. Тесно связанный со всей культурой своего времени, Рубенс является во многом и типичнейшим представителем стиля барокко. Все основные черты последнего: преобладание чувства над рассудочностью, динамизм форм и торжество декоративного начала - составляют основу его творчества. Композиционные приемы Рубенса, использование им живописных средств и трактовка частностей дают как бы формулы типичной барочной картины. Искусство Рубенса вместе с тем чрезвычайно самобытно и реалистично. Преемственность культуры буржуазии, из которой вышел Рубенс и с которой до конца не порвал теснейшей связи, равно как и влияния некоторых художественных течений, воспринятых им в юности, положили прочную основу для развития национально-фламандских традиций в его творчестве. Что бы Рубенс ни писал, его образы никогда не теряют верности реальному миру. Свежесть восприятия действительности и способность придать всему изображаемому убедительность правды составляют жизненный нерв его творчества. Его герои полны мощи и духовной силы, его женщины - существа, исполненные морального и физического здоровья. Неустанное и зоркое наблюдение действительности сочетается в искусстве Рубенса с исключительным богатством фантазии. Он был одарен необычайной легкостью и ясностью пластического воображения, выливавшегося без мучительных и медленных исканий сразу в органически стройный и выразительный комплекс форм. Как живописец Рубенс представляется в истории искусств одним из величайших мастеров кисти. По звучности и изысканности красочных сочетаний это один из первых колористов прошлого. Вместе с тем Рубенс принадлежит к крупнейшим рисовальщикам западноевропейского искусства. В первое десятилетие 17 века в творчестве Рубенса чрезвычайно сильно влияние итальянского искусства, особенно сказавшееся в типе его женских образов. О стилистическом характере работ этого времени отличное представление дают алтарные картины для церкви Санта-Мария-Валличелла в Риме (1608, картины в названной церкви и в музее Гренобля). Период полной зрелости дарования Рубенса открывается со времени его возвращения в 1608 году на родину. Два следующих затем десятилетия являются временем его наиболее напряженной творческой деятельности. В те времена в картинах ценились в первую очередь художественный замысел, сюжет, общее впечатление. Художественное достоинство фактуры было доступно меньшему кругу. Для таких ценителей, как и для самого себя, Рубенс писал картины, являющиеся от начала до конца его собственноручными произведениями. В остальных случаях он часто прибегал к сотрудничеству помощников и учеников. Тогда методы работы сводились к следующему: Рубенс сам делал эскиз намеченной композиции. Если эскиз его удовлетворял и нравился заказчику, он переносился в увеличенном масштабе на холст силами мастерской. Сотрудники мастера выполняли затем картину в красках, причем им в помощь Рубенс, опять-таки собственноручно, рисовал для отдельных фигур этюды с натуры. Почти готовая картина заканчивалась самим Рубенсом. Иногда он целиком выполнял на ней некоторые более ответственные части, как головы, руки, но часто ограничивался и тем, что лишь проходил ее своей кистью, усиливая эффекты освещения, акцентируя детали и т. п. Постановка дела в мастерской Рубенса основывалась в то же время на разделении труда по специальности. Из многочисленных художников, писавших для него фигуры, со своей задачей особенно блестяще справлялись Ван Дейк и Иордане. Пейзажные фоны составляли специальность Лукаса ван Юдена и Вильденса. Звери писались по преимуществу Снейдерсом. Цветы и фрукты нередко выполнял друг Рубенса Ян Брейгель, прозванный «Бархатным». Как ни замечательны, однако, вещи, созданные при содействии подобных помощников, во всю величину своего огромного таланта Рубенс все же может быть оценен только там, где творческая мысль и ее выявление принадлежат всецело ему одному. Среди религиозных картин Рубенса одной из самых характерных является «Водружение креста» (1610-1611), находящаяся в Антверпенском соборе. Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Драматическое содержание передается в выразительных реалистических формах, полных бурного движения. Это впечатление вызывается в значительной степени уже самим построением композиции с определенно выраженным в ней преобладанием диагонального направления. Разнообразные позы фигур, их сложные ракурсы и вздутые мышцы выражают крайнее напряжение физических сил. Этой грубой мощи противопоставляется идеализированный образ Христа. Рубенс широко использует в этом произведении всевозможные эффекты контрастов, в частности резкое чередование освещенных планов и теней. Пафос широких движений и напряженность динамики, получающие у Рубенса наибольшее развитие в период 1615-1620 годов, находят полноту выражения в ряде приходящихся на эти годы картин со сценами охоты. В картине «Охота на львов» Мюнхенского собрания (ок. 1615 г.), эскиз для которой составляет одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство. Но наряду с работами подобного характера Рубенс создает также значительно более лиричные и сдержанные. Он охотно обращается при этом к темам античного мира. Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620-1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности. Изображен момент, когда мифический герой Персей, прилетев на своем крылатом коне Пегасе, освобождает прикованную к скале Андромеду. Он победил державшего ее в плену дракона, и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней, слава венчает победителя, амуры спешат служить ему. Античная сказка овеяна поэзией и трепетом жизни. Андромеда представлена в виде белокурой фландрской красавицы, и ее формы не менее характерны для искусства Рубенса, нежели мужественный, полный воли образ Персея. Ликующему тону повествования отвечает красочность картины. Торжествующе звучат синий, красный и желтый цвета, тела сверкают тончайшими переливами розовых и перламутровых тонов. Все слито в ритм плавных, круглящихся линий. Картина от начала до конца исполнена самим художником, и ее фактура, текучая в полутонах, но становящаяся густой и слоистой там, где играет свет, может служить превосходнейшим примером живописного мастерства Рубенса. Яркость колорита и многоцветность характерны для этого периода творчества Рубенса. Эти свойства отличают, между прочим, его «Вакханалию» (ок. 1620 г., Москва, ГМИИ), весьма показательную для трактовки Рубенсом античных тем: сатиры, фавны, козлоногие существа обоего пола хмелеют, но еще держатся на ногах, другие сонливо кормят своих детенышей. Здоровая фламандская жизнерадостность и реалистическая концепция сюжета делают эту картину как бы олицетворением стихийно-животных сил природы. Из портретов этого периода надо особо упомянуть прелестный «Портрет камеристки эрцгерцогини Изабеллы», овеянный большим лирическим чувством и отличающийся необычайной тонкостью письма (ок. 1625 г., Эрмитаж).

Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ - мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты - всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию.

Питер Пауль Рубенс, путь в живопись

Творчество фламандского мастера представляется грандиозной книгой, рассказывающей о красоте человека, о могуществе и величии природы. Искусство Рубенса - это песня здоровья и радости.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг - он надолго уезжает в Италию, Там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, С этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

Место в истории

В качестве дипломата Рубенс потратил много энергии на установление мира между беспрестанно враждовавшими европейскими державами. Разочарованный, он был вынужден а конце концов расстаться с политическим поприщем. Но оно дало художнику знание людей и их слабостей; Рубенс «возненавидел дворы».

Современного зрителя могут, пожалуй, расхолодить помпезные полотна Рубенса, посвященные возвеличиванию государей. Этьен Фромантен, автор книги «Старые мастера», уподобил их торжественной оде - именно они снискали при жизни художника особую славу. Но для нас наиболее ценная часть рубенсовского наследия - это картины, написанные им собственноручно, без участия мастерской. Любители искусства в нашей стране хорошо знают творчество Рубенса: в Эрмитаже находится богатое собрание рисунков и одна из лучших в мире коллекций, насчитывающая более сорока его картин. Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «Союз Земли и Воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «Пир у Симона Фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «Персей и Андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем.

Особняком стоит - не только в эрмитажном собрании, но и в творчестве художника вообще - его небольшой «Портрет камеристки», один из величайших шедевров мировой портретной живописи. В нём нет и тени аффектации, все дышит ясной гармонией, красочный строй сдержанно-благороден.

Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».