Вокруг рыцарей,которых одни называют неус-

трашимыми воинами,защитниками слабых,

галантными кавалерами,а другие-неустойчи-

выми в бою,дикими насильниками,алчными грабителями,вертелась в сущности история

европейского Средневековья,потому что они в те времена были реальной силой,которая тво-

рила историю.Рыцарь - это прежде всего про-фессиональный воин.Но не просто воин. Ры-

царь ”,” Рейтер ”,”Шевалье” …на всех языках

значит “всадник” .Снаряжение Рыцаря было весьма дорогим:ещё в конце Хстолетия,когда

расчёт вёлся на скот,комплект вооружения

вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобы -лиц.Аэто величина стада или даже табуна целой деревни!

Но мало взять в руки оружие – им надо уметь

отлично пользоваться.Для этого надо беспрес-

танные тренировкм с самого юного возраста.

Следовательно,тяжёловооружонный всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем.

-1-

В XI - XII вв.термин «рыцарь» получил более

широкое значение и обозначал человека благо-

родного происхождения,принадлежащего к военному сословию.

За клятву верности сеньору рыцарь получал

землю с работающими на него крестьянами,

право на суд над ними,право сбора и присвое- ния налогов.

Как же происходил настоящий бой?Два зако-

ванных в железо всадника,закрытых щитами,выставив вперед длинные копья,сши-

бались с налета,и от страшного таранного удара,усиленного тяжестью доспехов и весом

лошади в сочетании со скоростью движения,

один из них с треснувшим щитом и распоро-

той кольчугой или просто оглушенный выле-

тал из седла.Если же доспехи выдерживали,

а копья ломались,начиналась «рубка» на мечах

Удары были редкими,но страшными.Об их силе говорят останки воинов,погибших в сра-

жениях Средневековья,-разрубленные черепа,

перерубленные берцовые кости.Вот ради та-

кого боя и жили рыцари.

Рыцарская честь понималась весьма своеоб-

Разно.Устав тамплиеров разрешал рыцарю

нападать на противника спереди и сзади,спра-

-2-

ва и слева,везде,где можно нанести удар.Но ес-

ли противник заставлял отступить хотя бы

несколько рыцарей,их соратники,заметив это,

как правило,ударялись в паническое бегство,

которое не в силах был остановить ни один

полководец.

Никакой дисциплины у рыцарей не было и быть не могло.Ибо рыцарь-индивидуальный боец,привелигированный воин с болезненно острым чувством собственного достоинства.

Он профессионал от рождения и в военном де-

ле равен любому из своего сословия,вплоть до

короля.В бою он зависит только сам от себя

и может выделиться,быть первым,только по-

казав свою храбрость,добротность своих дос-

пехов и резвость коня.И он показывал это все-

ми силами.

Рыцарей было мало.Например,во всей Англии

в 70-х гг. XIII в.насчитывалось 2750 рыцарей.В

боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей,и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями,редко переваливая за тысячу.Понятно,что это мизерное количест-

во полноценных бойцов нельзя было растрачи- вать,распылять по мелочам.И тогда с конца

XI в.,во время крестовых походов,стали возни-

-3-

кать духовно-рыцарские ордена со строгими

уставами,регламентирующими боевые дейст-

вия.

ТАМПЛИЕРЫ. Официально этот орден назы-

вался «Тайное рыцарство Христово и Храма

Соломона»,но в Европе был известен как Ор-

ден рыцарей Храма.Его резиденция находилась в Иерусалиме,на месте,где,по преданиям,был

расположен храм царя Соломона.Самих же рыцарей называли храмовниками.

На печати тамплиеров были изображены два

рыцаря,скачущих на одной лошади,что долж-

но было говорить о бедности и братстве.Сим-

валом ордена стал белый плащ с красным вось-

миконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях,а особенно об охране паломников».Устав запрещал любые светские развлечения,смех,пение и т.д.Рыцари

должны были дать три обета:целомудрия,

бедности и послушания.Дисциплина была жесткой.Орден подчинялся только своему Ве-

ликому магистру и Папе римскому.

-4-

ГОСПИТАЛЬЕРЫ.Официальное название-

«Орден всадников госпиталя Святого Иоанна

Иерусалимского».Первоначально главной зада-

чей ордена был уход за больными и ранеными.

Рыцари раздавали безвозмездную помощь бед-

някам,устраивали для них три раза в неделю

бесплатные обеды.Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младен-

цев.Однако с середины XII в.главной обязанно-

стью рыцарей становится война с неверными

и охрана паломников.

Рыцари принимали три обета:бедности,це-

ломудрия и послушания.Символом ордена стал

восьмиконечный белый крест.Первоначально

он находился на левом плече черной мантии.

Позднее рыцари стали носить красное одеяние

с нашитым на груди крестом.В ордене были три категории:рыцари,капелланы и служащая

братия.Во главе ордена стоял Великий магистр.Для принятия важных решений соби-

рался генеральный капитул.

ТЕВТОНЦЫ .(«Орден Дома Святой Марии

Тевтонской»).В XII в. В Иерусалиме существо-

вал госпиталь немецкоязычных паломников.

Он и стал предшественником Тевтонского

ордена.

-5-

Рыцари ордена давали обеты целомудрия,по-

слушания и бедности.В отличие от других ор-

денов,рыцари которых были разных «языков»

(национальностей),Тевтонский орден в основ-

ном состоял из немецких рыцарей.

Символом ордена были белый плащ и прос-

той черный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению

раненых.Орден стал заниматься «благой дея-

тельностью»-огнем и мечом нести слово Хри-

тово в восточные земли.Земли,которые завое-

вывали рыцари,становились их владением при

верховной власти ордена.

Рыцари покорили страны Прибалтики,осно-

вав город Ригу.Они покорили пруссов и отобра-

ли у Польского государства северные земли.Од-

нако план присоединения русской территории

к землям Тевтонского ордена потерпел пол-

ный крах.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию.Они

использовали и символику тевтонцев.Желез-

ный крест (черный крест на белом фоне) был

важной наградой «Третьего рейха».

Тевтонский орден формально существует в

Германии и по сей день.

-6-


Ученицы 3-а класса

Украинской гимназии№1

Корсюченко Евгении

КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ называют воен-

ные экспедиции,организованные западным хри-

стианским миром против мусульман.Их целью

являлось завоевание Иерусалима и Святой зем-

ли(Палестины).С 1095г. по 1291г. было пред-

принято восем крупных походов в Святую зем-

лю.Кроме того,крестовыми походами также

считаются экспедиции против язычников или

еретиков в самой Европе(например,завоевание

прибалтийских земельТевтонским орденом,

войны с маврами в Испании,войны с еретика-

ми-альбигойцами в Южной Франции,военные операции венгерских войск против еретиков в Боснии.

Крестовые походы были вызваны не только чисто религиозными устремлениями,но и тем

что с конца Хв.Европа переживала экономиче-

ское возраждение и вела с мусульманским миром борьбу на торгових путях Средиземно-

морья:контроль над Полестиной значительно

облегчил бы торговые предприятия европей-

ских купцов.В это же время в условиях срав-

нительного благополучия увеличивалось евро-

пейское население,а так как военное дело было

довольно выгодным занятием,то в Европе ско-

пилась огромная военная сила,готовая к

-7-

самым рискованным предприятиям и не нахо-

дящая применения дома.

18 ноября 1095г. во французском городе Клермоне Папой Урбаном II был созван церко-

вный собор,поддержавший идею войны с му-

сульманами за христианские святыни на Вос-

токе.Участникам похода даровалось проще-

ние всех грехов.Отправляющиеся в Святую

землю давали обет нести крест на плечах

своих до конца и действительно пришивали к своей одежде кресты,отчего и звались крестоносцами.

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства. У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как храмовники, тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.


1. Госпитальеры (иоаниты) Современное официальное название – Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.


2. Тамплиеры (храмовники) Официальное название – орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.


3. Тевтонский орден Официальное название – Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели – защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей – Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.


4. Орден Калатравы Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.


5. Орден Сантьяго Официальное название – Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.


6. Орден Алькантара Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.


7. Ависский орден Официальное название – Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.


8. Орден Меченосцев Орден меченосцев – немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.


9. Орден Христа Духовно – рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.


10. Орден Святого Лазаря Официальное название – Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Духовно-рыцарские (или, как их иногда называют, военно-монашеские) ордена появились сразу же после начала Крестовых походов. Их появление столь же необычно и загадочно, как и сами Крестовые походы. Если же учесть ту огромную роль, которую они сыграли в борьбе за Святую Землю, а также их последующую сколь славную, столь же и трагическую судьбу, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас затрагиваем одну из самых интересных и таинственных страниц истории рыцарства.

Если в эпоху Средневековья рыцарство и в самом деле воспринимали как путь к Спасению, то, наверное, ни в одном другом рыцарском учреждении эта идея не была выражена столь ярко, как в этом. Членом духовно-рыцарского ордена становился рыцарь, который приносил три монашеских обета: нестяжания, послушания и целомудрия. Вступая в орден, рыцари часто делали в него богатые вклады. Им запрещалось иметь жен, и еще они должны были подчиняться строгой воинской дисциплине. Все это вместе и в самом деле превращало жизнь членов орденского братства в настоящий, суровый подвиг.

Впрочем, помимо духовно-рыцарских орденов в истории рыцарства существовали и другие образования орденского типа. Вообще рыцарские ордена можно разделить на три категории:

Ÿ духовно-рыцарские ордена, действовавшие по большей части во время Крестовых походов (главнейшие из них – орден тамплиеров, орден иоаннитов-госпитальеров, Тевтонский орден и др.);

Ÿ почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не особенную какую-либо деятельность (орден Подвязки, орден Золотого Руна и др);

Ÿ вымышленные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе (например, орден короля Артура, известный под именем братства рыцарей Круглого Стола).

История почетных светских орденов составляет важную часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы. Светские ордена – очень интересная тема, напрямую касающаяся истории рыцарства, но ее рассмотрение лежит уже за рамками «Апологии».

Немного из истории духовно-рыцарских орденов

После первого Крестового похода, когда крестоносцам удалось отвоевали Антиохию и Иерусалим , возникла потребность в постоянной защите новых латинских государств, образованных на Востоке, от арабов и турок. Этой цели – защите Святой Земли – посвятили себя два рыцарских ордена: орден тамплиеров и орден госпитальеров. Ниже приводится краткая история этих двух орденов, а также история Тевтонского ордена – как третьего наиболее могущественного и известного рыцарского ордена, история которого затрагивает, в частности, и историю Древней Руси.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТРЕХ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

Ÿ Орден тамплиеров . Основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена – тамплиеры, или храмовники (le temple , фр. – храм). В 1129 г. орден получает признание на церковном соборе в г. Труа. Папа Гонорий II утверждает устав ордена. Начинается активная боевая деятельность ордена как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например, в Испании (с 1143 г.). Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведет финансовые операции. В 1307 г. по приказу французского короля Филиппа IV Красивого во Франции в одну ночь арестовывают всех рыцарей-тамплиеров. После суда над тамплиерами в 1312 г. орден ликвидируется указом папы Климента V. В 1314 г. в Париже сжигают на костре последнего великого магистра ордена Жака де Моле.

Ÿ Орден иоаннитов-госпитальеров . Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме (отсюда и название ордена). Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам. Имеет широкую сеть приютов и больниц как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». Штаб-квартира располагается в Иерусалиме. После потери Иерусалима и вытеснения крестоносцев из Палестины госпитальеры основывают штаб-квартиру на о. Родос (с 1311 г.). В 1522 турки осаждают и захватывают о. Родос. Госпитальеры покидают о. Родос. В 1530 г. император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпительерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название – Мальтийский орден. Госпитальеры строят мощный флот и активно участвуют в военно-морских операциях против турок в Средиземноморье. В 1792 г. во Франции в ходе революции конфискуется имущество ордена. В 1798 г. французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под покровительство берет Павел I, который учреждает Мальтийский крест – высшей наградой Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 г. орден лишается покровительства в России, а с 1834 г. обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненным.

Ÿ Тевтонский орден . Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 г. В 1225 г. Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. С 1229 орден начинает завоевание Пруссии, и с тех пор эта задача становятся главной в его деятельности. Прием рыцарей ведется в основном только с немецких земель. В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию, в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства. В 1525 г. гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский переходит в лютеранство, а на территориях ордена образуется светское государство Пруссия.

Помимо перечисленных выше орденов, наиболее известных современному читателю, в Европе возникали также другие, менее известные военно-монашеские ордена. Вот один пример. Мало кто знает, что помимо ордена Меченосцев, основанного в 1202 г. в Ливонии при поддержке епископа Альберта, в это же время существовал еще и Добринский орден, основанный в 1228 г. в Пруссии по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. Впоследствии, в 1230-е гг. Добринский орден, как и орден Меченосцев вошел в состав Тевтонского ордена. И таких примеров можно привести множество. В одной только Испании в XII в. было учреждено шесть военно-монашеских орденов – орден Калатравы (1158), орден Сантьяго (1170), орден Монтегаудио (ок. 1173), ордена Авиш и Алькантара (ок. 1176) и орден Сан-Хорге-де-Альфама (ок. 1200). Кто о них знает или слышал среди моих читателей хоть что-нибудь?

Однако среди всего этого множества орденов только два ордена имели интернациональный статус – орден тамплиеров и орден госпитальеров. Остальные были чисто национальными орденами – например, Тевтонский орден был чисто немецким. Именно поэтому история этих двух орденов особенно интересна. Хотя ими история духовно-рыцарских орденов, разумеется, не ограничивается – это целая и весьма обширная страница в истории Средневековья.

Почему и как возникли духовно-рыцарские ордена

Возникновение духовно-рыцарских орденов считают одной из загадок Средневековой истории. Вот, что пишет на этот счет британский историк Алан Фори:

Дошедшие до нас источники не объясняют причин трансформации монашеских и благотворительных организаций в военно-монашеские ордена. Очевидно, пример был предоставлен тамплиерами, но непонятно, почему ему следовали. В некоторых случаях прослеживаются действия конкретных лиц: так, милитаризация общества св. Фомы Акрского может быть отнесена к инициативе епископа Винчестерского Питера де Роша, приехавшего на Восток в то время, когда обитель черного духовенства находилась в состоянии упадка. Но могли быть и другие причины. В частности, среди членов этих организаций (кроме св. Фомы Акрского) наверняка были люди, способные держать в руках оружие, и вполне возможно, что к ним обращались за военной помощью в связи с постоянным недостатком военной силы у поселенцев на Святой Земле.

Однако эта загадочность имеет ту же природу, что и все Крестоносное движение в целом. Если понять идею и сам дух Крестовых походов, равно как и всего рыцарства в целом, то возникновение духовно-рыцарских орденов становится вполне понятным и объяснимым явлением. Ордена стали наивысшим воплощением идеи рыцарского благочестия – соединения религиозности и христианского благочестия с воинской доблестью и стремлением к мирской славе. Для основной массы рыцарства участие в Крестовых походах были сравнительно редким явлением. Для членов духовно-рыцарских орденов это участие было постоянным и непрерывным действием, составлявшее всю суть и смысл их деятельности.

Надо сказать, что идея духовно-рыцарского ордена не сразу получила признание. У нее имелись свои противники, которые обычно выступали и против идеи самих Крестовых походов в целом. Да и в самом ордене не все были уверены в легитимности, т. е. законности деятельности ордена. Об остроте полемики судить по книге св. Бернара Клервоского, который изложил свои аргументы защиту духовно-рыцарских орденов в сочинении «De laude novae militae». Несмотря на все возражения и сомнения, в церковных кругах орден быстро заручился поддержкой, что нашло отражение на церковном соборе в Труа, где орден получил легитимный статус. Папа Гонорий II лично утвердил устав ордена, после чего этот устав стал образцом для всех прочих западноевропейских орденов.

Духовно-рыцарские ордена являлись авангардом и самой надежной опорой Крестоносного движения. Следует отметить, что в целом рыцарское войско было не очень дисциплинированным. Часты были случаи неподчинения, нарушения воинской дисциплины – в том числе и на поле боя. Для членов ордена это было недопустимым явлением. Алан Фори в другом месте продолжает:

Несмотря на то что рыцарей-монахов было сравнительно немного, за свою храбрость они пользовались уважением даже противников (особенно на Востоке). Братья представляли собой силу более дисциплинированную и организованную, чем многие светские воинские части. Тамплиеры следовали строгим правилам поведения в военном лагере и на марше, и, конечно, братья всех орденов были связаны обетом послушания, нарушение которого грозило суровой карой. На­казанием за дезертирство в бою было исключение из орденов, а в ордене тамплиеров за атаку без разрешения провинившихся отстраняли от жизни ордена на определенный срок. Конечно, угроза наказания не могла исключить все случаи неповиновения, но многие исследователи крестоносного движения разделяют точку зрения великого магистра ордена тамплиеров Жака Бернара де Моле (), который счи­тал, что тамплиеры, благодаря обету послушания, превосходят остальные войска. Некоторые ученые видят преимущество рыцарских орденов на Востоке еще и в том, что они, постоянно там находясь, обладали большим опытом местной войны, в отличие от прибывавших с Запада крестоносцев.

На Востоке, тамплиеров и госпитальеров, конечно, уважали за храбрость, но вместе с тем люто их ненавидели. Если арабам удавалось захватить в плен крестоносцев, они готовы были их еще отпустить в обмен на выкуп или других пленных арабов. Но если им в руки попадались тамплиеры или госпитальеры, их всех немилосердно придавали смертной казни.

Уничтожение ордена тамплиеров

Из двух главнейших орденов Европы наиболее длительную историю имеет орден госпитальеров. Орден же госпитальеров был ликвидирован по инициативе французского короля Филиппа IV Красивого и с благословения папы Климента V в начале XIII века. Вот что об этой истории пишет Алан Фори:

В октябре 1307 года (тогда штаб-квартира ордена находилась на Кипре) тамплиеры во Франции были неожиданно арестованы по приказу короля Филип­па IV. Их обвинили в том, что во время вступительных церемоний кандидатов заставляли отрекаться от Христа, плевать на крест и непристойно себя вести; помимо этого им вменялись в вину содомия и идолопоклонство. Папа Климент V сначала протестовал против дей­ствий Филиппа, но после того, как магистр тамплиеров Жак де Моле и другие тамплиеры признали справедливость наиболее тяжких обвинений, он приказал всем западноевропейским правителям арестовывать членов ордена и конфисковывать их имущество. И только в Арагонском королевстве исполнители папского приказа столкнулись с трудностями: тамошние тамплиеры укрылись в своих замках и ока­зали сопротивление (нескольким замкам удалось продержаться больше года).

В начале 1308 года расследование дел ордена приостановилось из-за трений между папой и королем Филиппом, но к 1311 году в дело вступила инквизиция. В результате во Франции и в некоторых областях Италии большинство тамплиеров признали обвинения справедливыми, парижский парламент признал их вину доказанной, и рыцари, обвиненные в ереси, вместе со своим великим магистром Жаком де Моле были осуждены на смерть и сожжены на костре. Однако на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии и Португалии у тамплиеров никаких признаний вырвать не удалось, а в Англии только три тамплиера признались в том, в чем их обвиняли. Окончательно судьба ордена решилась на Вьеннском соборе, созванном в конце 1311 года. Прибывшим собор тамплиерам, желавшим выступить в защиту своего ордена, слова не дали, несмотря на то что многие прелаты хотели их выслушать. 22 марта 1312 года, через два дня после прибытия на собор короля Филиппа, Климент объявил об упразднении ордена.

Суд над тамплиерами и тяжкие обвинения, выдвинутые в их адрес, нанесли тяжелый урон Крестоносному движению. После этого Крестовые походы уже явно пошли на спад, хотя и до этого прежнего горения освобождать Святую Землю от мусульман в Европе уже не наблюдалось. Суд над тамплиерами был важен потому, что именно они были первыми в истории рыцарями-монахами. На устав ордена тамплиеров равнялись все прочие духовно-рыцарские ордена. В виду этого этот орден можно было бы назвать Орденом №1. Ликвидация ордена тамплиеров в значительной степени поколебала веру в саму идею Крестовых походов и той миссии, которую осуществляла на Востоке объединенная христианская Европа. Ослабление этой веры стала одной из причин усиления процессов секуляризации на Западе.

Что же случилось? Неужели тамплиеры в самом деле отступили от Христа и тем самым в глазах всего Христианского мира стали преступниками и предателями того дела, которое возглавляли? Алан Фори продолжает:

С самого времени суда над тамплиерами не прекращались споры о том, насколько обоснованными были выдвинутые против них обвинения и почему Филипп IV решил уничтожить орден. Трудно поверить, что тамплиеры действительно были виновны во всех тех преступле­ниях, в которых их обвиняли. Ведь даже во Франции, где тамплиеров схватили совершенно неожиданно, не было обнаружено никаких вещественных доказательств - ни идолов, ни текстов тайных уставов. Более того, признания обвиняемых не вызывают доверия - они непоследовательны, неубедительны, никто из рыцарей даже не пытался объяснить или оправдать те действия, в которых их обвиняли. Похоже, что тамплиеры признавались в том, в чем виновны не были, то есть возводили на себя напраслину. Некоторые из них потом отказались от своих слов и от раскаяния, но это уже никому не помогло, и их все равно сожгли как впавших в ересь вторично. Если бы орден действительно впал в ересь, да еще задолго до ареста его членов, вряд ли бы это осталось незамеченным. Надо также иметь в виду, что обвинения, выдвигавшиеся против тамплиеров, не отличались оригинальностью - ранее в том же обвиняли сторонников различных ересей и мусульман. К тому же признания были вырваны у тамплиеров под жестокими пытками, которыми в совершенстве владела средневековая инквизиция.

Что же, возможно и так. Во всяком случае, исследователи в большинстве случаев склоняются к мысли, что орден тамплиеров был разгромлен совершенно напрасно. Действия же Филиппа IV они объясняют просто его желанием завладеть имуществом и финансовыми средствами ордена. Кроме того, орден подчинялся напрямую папе Римскому, а французском королю такая мощная военизированная папская организация на его территории была явно нежелательной. Однако не все так было просто. Тот же Алан Фори замечает, что обвинение ордена в ереси было не самым лучшим и удобным для французского короля путем решения указанных проблем. Ведь суд над орденом принадлежал бы в этом случае папе. Скорее всего, Филипп IV в самом деле поверил слухам, ходившим об ордене, и потому решился на столь радикальный шаг, как арест всех рыцарей-тамплиеров в одну ночь.

Рассуждая о тамплиерах, не следует забывать, что многие из них был выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока – южных областей Франции. И именно это послужило причиной их большой симпатии к катарами, обосновавшихся в Лангедоке и Тулузском графстве. Когда французской король Филипп II Август начал Первую Альбигойскую войну с благословения папы Иннокентия III, орден тамплиеров официально занял нейтральную позицию в этом конфликте. На призывы Иннокентия III присоединиться к французским войскам тамплиеры заявили, что не считают это вторжение в Тулузское графство «настоящим» Крестовым походом и потому не намерены в нем участвовать. Неофициально же командорства ордена, расположенные в Лангедоке, давали прибежища катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, в 1213 г. тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре, выступая на стороне катар.

Катары видели в тамплиерах своих защитников и единственный способ своего спасения. Неудивительно поэтому, что они в массовом порядке стали вступать в ряды ордена. Более того, родовитые катары стали занимать руководящие посты в южнофранцузских орденских общинах и даже входить в состав высшего правления ордена. Именно здесь надо искать, по-видимому, причины труднообъяснимого обряда отречения от Христа, когда новопосвященный должен был плюнуть на крест. Это было связано с учением катаров, которые, отрицая Божественную сущность Христа и признавая его всего лишь боговдохновенным пророком, считали крест не объектом для поклонения, а просто орудием казни. Они также отрицали также поклонение иконам, считая это идолопоклонством.

По-видимому, к началу XIII века ересь пустила в ордене уже очень глубокие корни. И французский король увидел в тамплиерах тех же самых противников, с которыми воевал его предок – Филипп II Август. Тем более, что тамплиеры обладали несравненно большим могуществом, чем граф Тулузский – в их руках были сосредоточены огромные финансовые средства. Орден активно занимался финансовыми и банковскими операциями на всей территории Европы и части Востока. В этих условиях тамплиеры могли представлять собой уже общеевропейскую угрозу, против которой и выступил французский король. Однако, по-видимому, не все тамплиеры были вовлечены в ересь. В отступничестве от Христа сознались в основном французские рыцари во главе со своим магистром Жаком де Мале. Тамплиеры же в других странах – на Кипре, в Арагонском королевстве, Кастилии, Португалии и даже в Англии (за исключением трех тамплиеров), – ни в чем таком сознаваться не желали. Следовательно, орден еще можно было как-нибудь сохранить. Но инквизиция не стала разбираться в деталях – орден был ликвидирован, а Жак де Моле сожжен в 1314 г. на костре.

Дальнейшая история духовно-рыцарских орденов

Несмотря на ликвидацию ордена тамплиеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальеры, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос (1311 г.). С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса (1522 г.) штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.

Эта живучесть ордена не может не вызывать удивления у историка. В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и на деле продолжают традиции Крестоносного движения. У меня нет возможности описывать всю историю Мальтийского ордена, хотя она очень интересна и многогранна. Я коснусь только той истории, которая связывает Мальтийский орден с историей России и именем Императора Павла I. Вот как описывает последние годы активной деятельности Мальтийского ордена в Средиземноморье британский историк Энтони Латрел:

Век просвещения и появление масонства оказали влияние и на Мальтийский орден. Эти новые веяния усилили недовольство рыцарей старым режимом. Магистры все чаще ссорились с епископами, папскими инквизиторами и представителями мальтийского населения и клира. Прекрасно управляемые поместья и леса трех французских провинций поставляли половину иностранных доходов ордена, что обеспечивало французам первые места в администрации. По мере того как военные функции ордена сводились к нулю, а доходы таяли, орден пытался принимать отчаянные меры – союзы с американцами , русскими или англичанами, основание эфиопской компании, создание польского приорства, покупку поместий в Канаде, приобретение Корсики; в 1651 году орден купил три острова в Карибском море, но уже в 1665 году должен был их продать.

В 1775 году на Мальте вспыхнуло восстание под руко­водством местного мальтийского духовенства, которое было поддер­жано сельским населением, доведенным до нищеты дурным управле­нием. Великий магистр Роган () прилагал все усилия для того, чтобы поднять угасший воинский дух в ордене, усовершенствовать администрацию и суд, увеличить доходы. В 1776 году он в последний раз созвал высшее законо­дательное учреждение ор­дена - генеральный капи­тул, которым в 1779 году был издан кодекс законов Мальтийского ордена. Но старания Рогана пропали даром. В 1792 году Нацио­нальная ассамблея Фран­ции конфисковала фран­цузское имущество ордена, а 12 июня 1798 года Маль­та без боя сдалась Напо­леону. Из бывших тогда на острове трехсот трид­цати братьев двести были французами, и многие из них были готовы к сопро­тивлению, но госпиталье­ры-испанцы отказались сражаться, твердого воен­ного руководства не было, а магистр побоялся пред­принять какие-либо реши­тельные меры, опасаясь на­родных беспорядков.

Пос­ле сдачи острова рыцари обвинили магистра Ферди­нанда фон Гомпеша в из­мене и сместили его с дол­жности. 16 декабря того же года великим магистром был избран российский им­ператор Павел, и резиден­ция ордена (конвент) была перенесена в Санкт-Петер­бург, после чего в Кронш­тадте начали снаряжать флот для возвращения Мальты. Однако после смерти Павла Александр I отказался от звания великого магистра, а потом и вовсе упразднил орден на российской земле. Постепенно орден стал терять свои земли и в других странах, и в 1834 г. капитул ордена был перенесен в Рим. С тех пор судьба Мальтийского ордена тесно связана с историей папского престола.

С потерей о. Мальты госпитальерами завершается фактически и история Крестоносного движения. Крестовые походы уходят в прошлое вместе со Старым Режимом – европейской системой королевского правления, – на разрушение которого и была направлена Великая французская революция. Символично то, что госпитальеров с Мальты изгоняет не кто-нибудь, а именно Наполеон Бонапарт – будущий французский император, который правил, опираясь уже не на дворянство и духовенство, а на совершенно новые национальные структуры, созданные в ходе Французской революции (бюрократию , буржуазию , военных и пр.).

Энтони Латрел в приведенном отрывке кратко упоминает о масонстве в связи с историей Мальтийского ордена. Это позволяет нам перейти к следующей главе, где будет поставлен следующий вопрос: что такое масонство и каким образом оно связано с рыцарством? И другой, частный вопрос: не являлись ли конкретно Мальтийские рыцари – масонами, и не был ли сам Павел I – масоном?

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 219-220

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 230-231

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 249

Катары-альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII-XIII вв. Катары подозревались в учении о дуализме (мир есть арена борьбы двух равных начал – добра и зла, бога света и бога тьмы), отвержении догматов о Святой Троице, Воскресении Христовом, Таинств причащения и брака. Это учение было вариантом ереси манихейства, которое проникло во Францию с Востока. Одним из центров катаров во Франции стал г. Альби, откуда происходит название секты. К началу XIII века ересь захватило практически весь юг Франции – от простых ремесленников и крестьян до высшей аристократии. Так, например, граф Раймон IV Тулузский открыто покровительствовал еретикам. Катарская ересь была полностью искоренена во Франции в ходе Альбигойских войн ().

История Крестовых походов. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С. 404-406

Духовно-рыцарские ордена

Как мы уже говорили, еще до начала Крестовых походов на дорогах Европы и Востока, ведущих в Иерусалим, можно было увидеть приюты для паломников. В середине ХI в. один из жителей итальянского города Амальфи основал в самом конце пути – в Иерусалиме – еще один приют: госпиталь для заболевших паломников, и назвал его в честь Святителя Иоанна Милостивого, александрийского патриарха, жившего в VII столетии. Именно этому госпиталю и суждено было породить феномен, ставший едва ли не визитной карточкой европейского Средневековья, – рыцарские ордена. Самый древний из них, известный нам по неофициальному прозвищу «госпитальеры», в документах так и именовался: «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского».

Служившим в госпитале монахам не всегда удавалось вести праведную жизнь кротких братьев. Периодически возникавшая потребность защиты больных и имущества госпиталя нередко принуждала монахов браться за оружие. По некоторым данным, они даже ударили в тыл защитникам Иерусалима во время его осады крестоносцами в 1099 г. После взятия Иерусалима число таких приютов возросло, объявивший себя монашеским орденом персонал этих заведений, формируемый почти исключительно из принявших постриг рыцарей-крестоносцев, приобретал все большую воинственность.

При Раймоне дю Пюи, первом Великом магистре, орден становится рыцарским. В 1113 г. папа римский Пасхалий II утвердил устав ордена, обязывавший монахов воевать за Гроб Господень. Госпитальеров, или иоаннитов, как их часто называли по имени госпиталя, отличал красный плащ с белым крестом, который мы сейчас называем «мальтийским». Дело в том, что после вытеснения европейцев из Палестины иоанниты в 1309 г. осели на острове Родос, а с 1522 г. перебрались на Мальту, где прекрасно существуют и по сей день.

Похожая история произошла и с другим рыцарским орденом – «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», более известным под названием «тамплиеры».

В начале XII в. небогатый французский дворянин Гуго де Пейн в компании восьми своих родственников, так же, как и он, отправившихся в крестовый поход, учредил орден для защиты паломников, который они назвали «Бедные рыцари». Французские крестоносцы были так бедны, что им даже приходилось путешествовать вдвоем на одной лошади (и этот образ стал одним из символов тамплиеров). Скорее всего, об этой религиозной инициативе никто и никогда бы не услышал, но Гуго де Пейн и еще один из «отцов-основателей» ордена, Годфруа де Сент-Омер, оказались великолепными организаторами. Популярность «Бедных рыцарей» все время росла, орден пополнялся все новыми и новыми членами, и в 1128 г. на соборе в Труа был признан официально. Его устав поручили написать знаменитому религиозному деятелю того времени, святому Бернарду Клервоскому, основателю монашеского ордена бернардинцев. Отличием тамплиеров был белый плащ с красным крестом.

Вот что писал о создании ордена тамплиеров архиепископ Тирский Вильгельм, бывший канцлером Иерусалимского королевства и крупным средневековым историком:

«Несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин II, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование, – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха “защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности”» .

Позже, в конце XII в., возник и третий – Тевтонский – орден. Он появился в 1190–1191 гг. и, как видно из названия, пополнялся почти исключительно выходцами из немецких земель. Тевтонский орден вырос из госпитального братства Святой Девы Марии во время Третьего крестового похода, его членов отличали белые плащи с черным крестом.

Принципы, по которым жили ордена, соединили несовместимые, казалось бы, роли – монаха и рыцаря, смирение первых удивительным образом сочеталось с воинственностью вторых. Однако, как ни удивительно, этот странный гибрид не только выжил, но и оказался одним из самых удачных социальных изобретений того времени. Ордена быстро увеличивались количественно, а их влияние и на завоеванных территориях, и в христианском мире как таковом росло взрывообразно.

Дело в том, что основной проблемой крестоносцев всегда была несогласованность действий и отсутствие единого командования. Поэтому рыцарские ордена с их строгой иерархией и безукоризненной дисциплиной быстро стали самыми боеспособными воинскими частями того времени, принимавшими деятельное участие почти во всех битвах эпохи Крестовых походов. По сути, именно они составляли постоянную армию крестоносцев, ряды которой пополнялись за счет прибывающих из Европы рыцарей. Именно им обычно поручали охрану крепостей, содержание и расширение которых являлось слишком тяжелым финансовым бременем как для сеньоров, так и для монархии. С точки зрения поддержания постоянной боевой готовности ордена были важным военным козырем. Но с политической точки зрения увеличение численности их членов являлось катастрофой для новообразованных латинских государств, поскольку ордена представляли собой независимую военную партию, интересы которой не всегда совпадали с интересами королевств и герцогств.

Деятельность орденов, неподотчетных местным властям, контролировалась непосредственно папой. Во главе орденов стояли Великие магистры. Вся система строилась на принципах жесткой иерархии и строгой дисциплины. Уставы орденов были чрезвычайно суровы. Рыцари приносили монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания. По уставу тевтонцев, например, написанному на основе уставов госпитальеров и храмовников, братья должны были молиться не менее пяти часов в день, поститься 120 дней в году, рыцарские развлечения (турниры, охота) запрещались. Строгие наказания следовали за нарушения правил поведения (за нанесение удара мирянину, несоблюдение поста, разглашение тайн ордена и тому подобное).

Духовно-рыцарские ордена имели свои крепости, земли, располагали огромными богатствами, что делало их значительной политической силой. Дело в том, что ордена занимались не только войной, но и вели активную экономическую политику.

Тамплиерам, к примеру, специальным указом папы было разрешено заниматься финансовыми операциями, и вскоре банковская деятельность стала одним из основных занятий в ордене. Именно тамплиеры изобрели чеки, и больше не было нужды везти с собой в опасное путешествие вожделенное для всех золото. Достаточно было внести нужную сумму в ближайшем прецептории храмовников, взять взамен тот самый чек – небольшой кусок пергамента с отпечатком пальца, а потом, добравшись до нужного места, получить там свои деньги за очень небольшим вычетом. Благодаря тому, что сеть командорств покрывала почти всю Европу и Ближний Восток (в XIII в. их насчитывалось более пяти тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями), желающих воспользоваться этими услугами было предостаточно.

Стоит ли удивляться, что со временем тамплиеры стали крупнейшими кредиторами Европы? По мнению многих историков, именно богатства ордена и непомерные долги французской короны (и не только ее) стали основной причиной разгрома и роспуска ордена Храма в начале XIV в.

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Духовно-рыцарские ордены В последней трети XI века турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе «святую землю» - Палестину и «священный город» - Иерусалим.Несмотря на конфликт, произошедший в 1054 году между легатом папы

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов автора Норман А В

Глава 8 Военные (рыцарские) ордена Крестовые походы имели как военный, так и религиозный характер, а в Святой земле эти стороны средневековой жизни нашли свое логическое воплощение в создании братств рыцарей-монахов великих военных орденов.Место, которое считали

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Духовно-рыцарские ордены В 1118 или 1119 г. девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гуго де Пэном приняли монашеский обет по уставу цистерцианцев (ветви монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем привычным монашеским обетам - бедности, целомудрия и

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы автора Андреев Александр Радьевич

Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры,

Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф-Франсуа

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 5 Орден госпитальеров и другие духовно-рыцарские ордены в Палестине Среди различных духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине после его завоевания крестоносцами, особо выделяются два: госпитальеров и храмовников (тамплиеров). История их взаимоотношений

Из книги Монашество в средние века автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: - Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: – Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов