Egon Schiele. 1890-1918 г.
Австрийский художник, экспрессионист, мастер модерна.

Творческая карьера, как и земная жизнь Эгона Шиле, признанного мастера европейского модерна, была короткой, но плодотворной, а также богатой на яркие и неординарные события. Будущая знаменитость австрийского искусства появилась на свет 12 июня 1890, в Австрии, в городе Тульн-на-Дунае. Отношения в семье были своеобразные, далекие от пуританской морали, что во многом повлияло на формирование характера Шиле, тяжелого и часто непредсказуемого.

Венская школа изобразительных искусств, в которую Шиле поступил в 1906, ненадолго приняла его в свои ряды, т. к. преподаватели не пожелали связываться с проблемным учеником, но зато это не помешало юноше успешно выдержать экзамен и пополнить ряды Академии художеств.

В следующем году состоялось знакомство с Климтом, который находит рисунки Шиле талантливыми, и будущий мэтр живописи опекает молодое дарование, покровительствуя ему как в карьерных, так и обыденных вопросах. Именно под влиянием наставника подопечный увлекся эротической тематикой.

Закономерно, что с неординарностью характера Шиле, он не мог не проникнуться идеями немецкого югендстиля или австрийского сецессиона, и ранние пейзажи и портреты отмечены влиянием этих направлений.

Уже в 1908 творческая биография молодого художника ознаменована первой выставкой в Клостернойбурге (не без участия Климта), он выполняет несколько заказов для объединения, связанного с движением Сецессион.

В 1909 работы Шиле выставляются в Вене в Художественной галерее, причем соседствуют они с работами покровителя, а также Мунка, Ван Гога, Матисса. В этом же году он покидает Академию, а профессор Грипенкерль согласился подписать ему диплом, запретив строптивому ученику называть имя своего преподавателя. Богатый на события год ознаменован и созданием «Группы нового искусства», организованной совместно с друзьями по Академии.

В снятой квартире, Шиле устраивает художественную студию, причем в ней постоянно снуют уличные подростки, и обитатели «приюта» зачастую выступают в роли моделей. Художник, почти в совершенстве овладевший рисунком, в основном, работает с обнаженной плотью, и его эротическая «продукция» пользуется небывалым спросом. Кроме изображения моделей, Шиле создает много автопортретов, рисуя также и свое тело, которое ему очень нравилось. В его работах ощущается острота и нервное напряжение.

На протяжении 1911-1912 гг. основные события в жизни художника вращаются вокруг сексуальной сферы: после выставки в Мюнхене у Ганса Глотца, он в компании юной модели Валери Нойзель покидает столицу, и проживает сначала в провинциальных городках Чехии и Австрии, а в Нойленгбахе попадает на три недели в тюрьму. К этому привели внебрачное проживание с юной девицей, постоянное общество молодых парней переходного возраста и, в довершение, вызывающий эротизм его рисунков, найденных при обыске, которые для полиции показались всего лишь порнографией. Неординарный круг общения Шиле не одобрялся его друзьями, но именно в этой среде он находит подпитку, позволявшую развивать в картинах радикальный экспрессионизм.

В этот период кроме темы ню, Шиле обращается к сюжетам городской жизни, и работает над циклом «Умерший город». В ряде картин затрагивается и тема смерти, для развития которой он использует символизм.

После 1912 пришло время популярности, и до 1916 художник постоянно выставляется в крупнейших городах Европы. Свобода высказывания прочно укореняется в произведениях Шиле, он развивает эротическую линию, «унаследованную» от Климта, при этом углубляет тематику, предельно наполняя работы экспрессией, а также «выпускает на волю» собственные комплексы – следствие влияния психоанализа Фрейда.

В 1915 Шиле решается на брак, история которого полностью в духе его жизни и творчества, а начинался он со знакомства с сестрами Хармс, молоденькими школьницами. Через четыре дня после свадьбы художник призывается в армию, но война не стала для него серьезным испытанием, и не повлияла на творческое совершенствование. Наступило некоторое сглаживание эротизма картин этого периода.

В 1918, после смерти Климта, Шилле заслуженно занял ключевые позиции на вершинах художественного Олимпа Австрии, о чем свидетельствует присвоение ему почетного звания лидера венского авангарда, его имя неразрывно связано с развитием экспрессионизма в этой стране, хотя формально он не принадлежал к этому направлению.

Умер Эгон Шиле 31 октября 1918 в Вене, в возрасте 28 лет, на пике творческой карьеры, с грандиозными планами, воплощение которых прославило бы не только австрийское искусство. В письме к матери жены он написал, что ее дочь почти обречена и, наверное, скоро умрет, но сам задержался в этом мире всего лишь на три дня дольше супруги.

2014-08-28
В прошлые выходные был в Москве, сходил в ГМИИ им. Пушкина на выставки - два дня, две выставки. По времени можно было бы успеть и в один день, но интенсивность впечатлений такова, что лучше в два приема.

День первый - выставка Сутина в основном корпусе музея. Хаим Сутин, представитель "Парижской школы", такой мясной Модильяни. Собственно, они с Модильяни были дружны, так что влияние М на С очевидно. Но есть существенная разница: картины Модильяни это само спокойствие, его модели естественно неподвижны, в этом положении они могут пребывать вечность, время остановилось за ненадобностью. Совершенство достигнуто. В противовес этому картины Сутина это прежде всего движение. Он гениально мог изображать движение, поймать его. И выражение лица - очень точно ухваченный момент, запечатленная мимолетность.
Собственно, смотрите сами (фотки насобирал в сети, на выставке жестко следили за тем, чтобы никто не фотографировал):

Хаим Сутин "Большая шляпа"

Хаим Сутин "Невеста", 1923, 81х46 см

Хаим Сутин "Мальчик-хорист", 1928, 63,5х50 см

Хаим Сутин "Женщина, входящая в воду", около 1931. Холст, масло. 114×72.

Портреты у него интересны, да. Хотя первая фраза сопроводительного текста к выставке очень показательна: юный Хаим Сутин, живя еще в белорусском местечке, нарисовал портрет старого еврея, за что был побит. Прямо скажем - неудивительно. В его портретах сочетаются наблюдательность и отталкивающая карикатурность. Как сказал В.П., с которым мы были на этой выставке, "как жаль, что при таком умении уловить движение и изобразить выражение лица он так и не научился нормально рисовать". Суждение, возможно, слишком жесткое, но... Портреты у него интересны, хотя в любом изображенном проглядывает местечковый еврей, даже если он изображает французов; а вот натюрморты и пейзажи глубоко вторичны.

В общем, любопытно, но не та выставка, которую будешь потом вспоминать.

День второй - выставка рисунков Климта и Шиле в корпусе западноевропейского искусства XIX-XX веков. Вот это - действительно событие! Большая экспозиция из музея Альбертины в Вене.

Начнем с рисунков Густава Климта :

Густав Климт "Лежащая обнаженная" 1886/87 (этюд к росписи "Алтарь Диониса")

К сожалению, рисунков такого качества на выставке всего три - вот еще два этюда к другим росписям:

Остальные выставленные рисунки Климта - совсем уж почеркушки:

Все-таки Климт живописец, не рисовальщик. Смотреть его рисунки можно, но, как бы это сказать... Вот, к примеру, Гленн Гульд, когда играет Баха или Моцарта, что-то мурлычет себе под нос (на записях это слышно). Наверное, это помогает ему играть, и, возможно, музыковед или другой пианист может что-то извлечь из этого - но эти звуки, это мурлыканье во время исполнения что-то заведомо второстепенное, подпорки, леса, но не само произведение. Вот так и рисунки Климта - да, это этюды для его замечательных картин, но лучше смотреть картины, а не эти заготовки к ним.

В отличие от Климта Эгон Шиле прежде всего рисовальщик - любая его почеркушка создается как самодостаточное произведение. В википедии выложено очень много качественных репродукций его работ, так что большинство картинок ниже оттуда.

Эгон Шиле "Портрет певицы Моа", 1911

Большинство работ будет без названия - оно не добавит ничего к изображенному.

Два портрета Артура Ресслера от 1910 г.

Эгон Шиле "Портрет Эдит Шиле", 1915 г. (это его жена)

Эгон Шиле "Автопортрет, гримаса"

А на этой работе 1915 года он явно изобразил себя с женой

Эгон Шиле "Художник Макс Оппенгеймер", 1910 г.


Давно пора прерваться, но так и хочется запихнуть в пост едва ли не все виденные на выставке рисунки. Слава богу, у меня с собой были очки для чтения - было страшно интересно рассматривать линию, которой нарисован рисунок. Твердая, решительная, исключительно выразительная. Если вернетесь к рисункам Климта и посмотрите, как они нарисованы - линия там никакая, не ей нарисовано. А Шиле мог одной только линией мог сделать яркий рисунок - экспрессионист! Когда же брался за цвет, то цвет оказывался непредсказуемым - как же я удивился, увидев, что обнаженное женское тело изображено с использованием всего двух цветов - ярко-малинового и изумрудно-зеленого!

На репродукциях, кстати, это не видно - рисунки Шиле надо смотреть вживую и еще примерно полтора месяца в Москве есть такая возможность. Маленький хинт: если в выходные придти часов в 12, то очередь небольшая, всего человек тридцать. А вот часам к трем очередь выстраивается весьма внушительная.

В общем, эта выставка - событие, которое запомнится надолго. Я вообще люблю рисунки, а тут столько и такие крутые!

PS.
После выставки Климта и Шиле прошелся по основной экспозиции галереи. Прямо скажем, лучше этого не делать - впечатление от выставки было так сильно, что даже любимые мною импрессионисты совершенно не смотрелись. Зато обратил внимание вот на что: с точки зрения экспозиции, венского искусства вообще не существует. Сплошная Франция! В отдельном тупичке обнаружилось по одной картине Мунка, Бёклина, Кислинга, даже Уистлер нашелся (хотя он скорее импрессионист) - символизм и экспрессионизм в коллекции музея практически отсутствуют. Не обращал на это внимания раньше.

Рисунки из музея Альбертина (Вена)». В галерею искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков привезли 47 рисунков и гравюр Климта и почти столько же Шиле - 49. Это не первый приезд их графики в Пушкинский музей, но впервые - столь объемный. Проект приурочен к объявленному в 2017-м Году туризма Россия - Австрия.

По словам кураторов, выставка проходит на фоне агрессии, давно нарастающей в некоторой части общества, от искусства далекой, но считающей себя вправе оскорбляться. Однако по набору работ этот показ - при всем эротизме некоторых рисунков - вышел вполне невинным, и то, что здесь нет жестких, переходящих грань приличий вещей Шиле, выставку не обеднило. От Климта тут и эскизы к картинам (включая хрестоматийный «Бетховенский фриз»), и рисунок обложки журнала Ver Sacrum («Весна Священная»), и самостоятельная графика - неизменно дышащие томностью и какою-то универсальной привлекательностью портреты. За Шиле, кроме портретов с фирменными «издерганными» линиями, тут отвечают рисунки, сделанные в темнице - собственно тюрьма и натюрморт с философическим названием «Мой путь пролегает над бездной». В 1912 году рисовавший юных особ в разнообразных фривольных ракурсах художник, возмутитель спокойствия 24 дня провел в заключении. Помимо эротических рисунков, представлены портреты его друзей и покровителей, в частности, Генриха Бенеша (который коллекционировал произведения Шиле), отца знаменитого историка искусства Отто Бенеша (он будет писать и о Шиле тоже).

Художники разных поколений, Климт и Шиле были ниспровергателями традиций на фоне fin de siecle и эпохи психоанализа. В смысле маршрутов искусства они встретились в пору модерна и символизма, к которой Климт - если говорить о графике - пришел от академических рисунков (их сейчас тоже показывают), когда линия стала служить ему не для изображения, а для обобщения образа. Шиле же, напротив, из этой эпохи ушел в экспрессионизм, овладев линией нервной, угловатой, прерывающейся. Он не столько обобщает формы, сколько утрирует и заостряет, стремится не к недосказанности, а к гипервыразительности, отчего и с автопортретов мастера, и с некоторых других работ на нас «выпрыгивают» гримасы. К своим героям он подчас бывал беспощаден: линии, которыми он прорабатывает тела моделей, часто напоминают хирургические нитки, будто эти тела разорваны и заново сшиты.

По словам куратора нынешнего показа с российской стороны Виталия Мишина, когда в 1973 году в ГМИИ впервые прошла выставка «Шедевры рисунка из музея Альбертина», на ней было всего три рисунка Климта и два Шиле. Некоторые из них снова привезли в Москву. Кураторы составили графическую историю, в которой рассказывают, как из общих корней (климтовская модерновая линеарность поначалу оказала большое влияние на Шиле) и формальных мотивов темпераменты художников создавали в итоге едва ли не противоположные по духу вещи.

Как рисовальщик Шиле по сравнению с Климтом ушел далеко вперед. Enfant terrible своего времени, Шиле технически виртуознее и разнообразнее - взять хотя бы рисунок с тремя уличными сорванцами, которых художник наделил разом и кукольными глазами, и старческими узловатыми пальцами. Варьируя толщину линии, силу нажима карандаша, он не просто оставил выразительные образы, но рисунок, где настроение художника в конкретный момент, энергия руки становились частью произведения.

Климту, одному из создателей Венского сецессиона, автору портретов весьма респектабельных особ, виделись идеально плавные контуры, будто все его модели - что, например, Фридерика Мария Беер (эскиз к живописному портрету, который хранится в Тель-Авивском музее изобразительных искусств), что «Юриспруденция» (эскизы к картинам для актового зала Венского университета, чьи оригиналы были уничтожены нацистами, и сейчас об этих композициях можно судить только по черно-белым снимкам и эскизам) - немного родственники. Климт искал красоты, Шиле - хара ктерности.

Изображение: Эгон Шиле / The Albertina Museum, Vienna

Эгон Шиле (1890-1918) начинал творческий путь, оказавшийся, увы, весьма кратким - художник умер от испанки, на несколько дней пережив беременную жену, в 28 лет - также традиционно. В Пушкинский привезли два ранних рисунка, на одном - прилежно нарисованный бюстик Вольтера, на втором - «Автопортрет» 1906 года: на нас скромно взирает эдакий отличник, которому, кажется, только что вытерли нос. Когда вы входите в зал - а развеска сейчас очень значима, тот случай, когда она и показывает путь, и расставляет акценты, и позволяет работам вступить в диалог, - эти два ученических, по сути, опуса оказываются сперва за спиной. Тем сильнее удивление, когда вы их обнаруживаете. Поскольку тут же его «фирменные» автопортреты. гримасничающие, с непонятным страданием, то прошитые теми самыми «хирургическими швами», то - другой, рядом - весьма подробный анатомически, но с белыми глазницами, и вдобавок обведенный жирной линией белил, как будто судорожная экспрессия позы с выставленными в стороны локтями скована камнем навсегда. Запечатана.

Нарциссизм Шиле, зацикленный на сексуальности, вероятно, был отражением страхов автора. Беззащитность и одиночество - мотивы, сквозящие во многих шилевских работах. Угловатость его фигур нередко довершается «обрывочностью» - словно у античных статуй с отколотыми конечностями, Шиле оставляет отрубленными ноги или руки. Возможно, в каком-то смысле их можно считать памятниками современности.

Климт и Шиле умерли в один год - это был зловещий 1918-й. Выставка в Пушкинском - первая из череды проектов будущего года, хотя, конечно, работы этих авторов востребованы всегда. Венская Альбертина, в чьем собрании находится 170 климтовских рисунков и 140 Шиле (а кроме того, 40 числящихся на долговременном хранении работ), как рассказал австрийский куратор нынешнего проекта Кристоф Мецгер, отправит выставки, подобные той, что сейчас демонстрируется в ГМИИ, в Бостон и Лондон.

крупный австрийский график и живописец начала XX века, представитель экспрессионизма.

Детство и юность

Эгон родился 12 июня 1890 года в небольшом городке Тульн-на-Дунае. Его мать, Мария, была родом из южной Богемии, отец, Адольф, – из Вены. Он работал на государственной железной дороге и отвечал за станцию Тулли. В конце XIX столетия железнодорожное сообщение было в новинку и являлось для многих настоящим чудом и воплощением человеческого прогресса. Как и почти все дети, Эгон был очарован этим изобретением – в возрасте семи лет он успел изрисовать альбомы удивительно подробными изображениями вокзала, семафоров, паровозов и вагонов со всеми мелкими деталями. Неудивительно, что ребёнка считали вундеркиндом. В то же время, родители не одобряли увлечения сына и его детских рисунков не сохранили. Его отец, между тем, страдал от психического заболевания и вскоре был изолирован от общества.

В подростковом возрасте Эгон был чрезвычайно привязан к своей младшей сестре Гертруде, которую он ласково называл Герти. По воспоминаниям Гертруды, он «настойчиво, почти деспотично» требовал от неё часами позировать, это могло произойти в любое время; часто он приходил ранним утром. Эгона подозревали в инцесте, поскольку брат и сестра заимели привычку ездить на поезде в Триест и ночевать вместе в двухместном номере. Эти обвинения так и остались без доказательств, хотя известно, что однажды отец вышиб дверь, чтобы увидеть, чем занимаются дети.

После того, как теряющего рассудок отца изолировали, Эгон воспитывался преимущественно дядей, Леопольдом Чихачек. Подросток скучал по отцу и холодно относился к своей матери, так как считал, что она не любила его и недостаточно переживала из-за Адольфа. Впоследствии он напишет в письме сводному брату: «я не знаю, есть ли кто-либо ещё вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью».

Мальчику прочили будущее инженера железных дорог, но при всей безграничной любви к родителю, он не желал идти по стопам отца и вопреки воле семейства отправился в столицу, чтобы учиться живописи. Ещё в школе в Клостернеубурге его способности заметил преподаватель по рисованию.

Начало самостоятельного пути

В 1906 году Эгон отправился в Венскую школу искусств и ремёсел, однако перепоступил в Академию изобразительного искусства. В 1907 году талант студента заметил сам Густав Климт – он стал его наставником и покровителем. Когда Шиле спросил, есть ли у него талант, Климт, не колеблясь, ответил: «Даже слишком много!». Климт многое сделал, чтобы помочь карьере начинающего: периодически покупал его работы (иногда предлагал обмен на свои полотна), знакомил с потенциальными клиентами, ввёл в круг художников венского Сецессиона. Шиле стал сотрудничать с мастерскими, открытыми Йозефом Хоффманом, архитектором, приверженным идеи синтеза искусств.

Уже через год состоялась первая выставка молодого художника. Она открылась в городке Клостернойбург, что под Веной. Ранние работы Шиле отмечены влиянием стиля модерн и его региональных вариаций – немецкого югендстиля и австрийского сецессиона. Он также увлекался гравюрами эксцентричного бельгийца Фелисьена Ропса и даже позаимствовал у него мотив стыдливо зажатых между бёдрами рук. В 1909 году последовала выставка в Художественной галерее, и его картины соседствовали с полотнами таких выдающихся мастеров, как Мунк, Матисс и Ван Гог.

В том же 1909 году Эгон бросил Академию, окончив третий курс. При этом профессор Кристиан Грипенкерль (тот самый, который позднее завалит на экзамене Адольфа Гитлера) согласился выдать выпускнику диплом, сочтя, что тот уже всему научился, однако запретил при этом где-либо упоминать его имя. Вместе со своими приятелями из Академии Шиле основал «Группу нового искусства» («Neuekunstgruppe»). В её Манифесте можно найти такие строчки, принадлежащие Эгону: «Современный художник есть и должен быть полностью собой, должен быть творческим, должен быть способен к самостоятельному построению собственных основ без обращения к прошлому или традиции». Как говаривал Густав Климт, «молодые всегда уничтожают то, что уже существует», однако дело было не только к стремлению к новизне. Венская Академия считалась оплотом консерватизма и подвергалась критике за свою старомодность и игнорирование новейших течений ещё в первой половине XIX столетия! Члены же Группы нового искусства стремились прорваться сквозь чистую декоративность и ухватить ту сущность человека, за которую в ту пору всерьёз взялся психоанализ.

Порнограф от искусства

В декабре 1909-го группа организовала выставку в галерее Густава Писко. Там Шиле познакомился с коллекционером, писателем и критиком Артуром Рёсслером. Он станет меценатом и ярым защитником творчества Шиле и будет поддерживать эпатажного живописца до самого конца.

В скором времени дядя перестал высылать Эгону деньги, но тот не остался без финансовой поддержки и нашёл покровителя в лице инспектора железной дороги Хайнриха Бенеша. Художник завязал множество полезных знакомств, стал получать заказы и быстро завоевал признание в среде авангардистов.

Шиле обустроил найденную им квартирку под студию и стал приглашать молоденьких девушек – чаще всего несовершеннолетних – к себе домой, чтобы те позировали ему обнажёнными. По воспоминаниям современника Шиле, художника Альберта Гютерсло, «…они там спали, укрывались от биений, учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что самостоятельное». Шиле стал зарабатывать на жизнь тем, что снабжал порнографов своими откровенными рисунками, среди которых были и автопортреты. Довольно скоро он приобрёл дурную репутацию, множество гонителей и манию преследования. Так, в своём письме от 1910 года он писал: «Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами». Шиле считал себя непризнанным гением и отождествлял себя с Ван Гогом, он часто любил повторять, что родился в год его смерти. Он также приобрёл одну из версий его знаменитого полотна «Комната художника в Арле» у коллекционера Карла Райнингхайса.

В 1910 году Шиле стал завсегдатаем гинекологических клиник, где он делал зарисовки беременных женщин. Поскольку вероятность умереть при родах или родить мёртвого в начале века была довольно велика, образ беременной стал для художника символом опасной и зыбкой границы между жизнью и смертью. Именно тогда он создаёт картину «Мать и дитя», невольно вызывающую ассоциации с работой его учителя Климта «Возраст женщины», но решительно порывающей со стилем модерн. Здесь, по мнению многих искусствоведов, намечается коренной перелом и поворот к экспрессионизму; здесь же отчётливо проявляется оригинальный стиль художника.

В 1911 году Шиле выставлялся в венской галерее Майтке, которой руководил Рёсслер, а также в Мюнхене, в галерее Ганса Глотца. Однако жизнь в столице, несмотря на появление покровителей, становилась не по карману.

В том же году Шиле повстречал семнадцатилетнюю Вальбургу «Валли» Нойзил, девушку, которая стала его любовницей, моделью и музой – она позировала для картин, многие из которых будут признаны лучшими у мастера. Примечательно, что до него она позировала Густаву Климту, и именно он их познакомил. Поначалу пара уединилась в чешском городке Крумлов (Крумау), но была вынуждена бежать от неодобрения местных жителей. Тогда они осели в захолустном пригороде Вены, в местечке Нойленгбах, где Шиле вновь открыл свою студию для девочек-подростков из неблагополучных семей. В письме своему дяде от 1 сентября 1911-го он писал: «Я продвигнусь так далеко, что людей охватит страх от живой силы моих произведений». Шиле стал разрабатывать в своих произведениях тему смерти и создал значительный цикл работ под названием «Умерший город». Известно высказывание художника: «Alles ist lebend tot» – всё, что живо, мертво. Ощущение скоротечности жизни и восприятие её как медленного угасания стало одной из сквозных тем у Шиле. Он занялся эстетизацией смерти, болезни, нищеты, уродства.

Судебное разбирательство, скандалы, война

13 апреля 1912 года художника арестовали и поместили под стражу в Санкт-Польтене. Полиция изъяла более сотни порнографических рисунков и возбудила дело о совращении несовершеннолетних, грозящее сроком до 20 лет. Шиле были предъявлены обвинения в похищении и растлении, однако они были отклонены. В результате художнику вменили в вину только распространение порнографии. Пока шло расследование, Шиле провёл 21 день в заключении и даже в тюрьме продолжал рисовать автопортреты. В зале заседания судья демонстративно порвал (по другой версии – сжёг) один из рисунков художника. После вынесения вердикта ему оставалось отсидеть всего лишь три дня.

На карьере Шиле судебная тяжба и громкий скандал напрямую не отразились, однако он лишился многих друзей и покровителей. Верными и преданными союзниками, не отвернувшимися в трудную минуту, оказались Валли и Рёсслер.

В ноябре 1912 года Шиле, наконец-то, заполучил полноценную мастерскую в Вене на Хайтцингер Хауптштрассе, 101. Здесь он проведёт оставшиеся шесть лет жизни, весьма плодотворных и богатых на события. После выхода из тюрьмы, художник вновь оказался в центре внимания; последовали выставки в Мюнхене (совместно с живописцами из группы «Синий всадник»), в Кёльне (на международной экспозиции «Сондербунд»), вновь в Мюнхене в галерее Гольца, а также на 43-й экспозиции Венского сецессиона в Гамбурге, Дрездене, Берлине и Штуттгарте. В 1914 году венский модернизм вышел на новый уровень – выставка «Международный Сецессион» объездила Париж, Рим, Кёльн и Брюссель. Таким образом, к началу Первой мировой войны Шиле приобрёл популярность за пределами родины.

Перед мобилизацией (которой Шиле в первый год войны избежал по причине плохого здоровья) художник порвал отношения с Валли и надумал жениться на соседке из дома напротив – простодушной мещанке Эдит Хармс, дочери владельца слесарной мастерской. Валли он предложил «путешествие с развлечениями», от которого та, разумеется отказалась. Девушка была глубоко оскорблена и навсегда исчезла из жизни художника – больше они никогда не встречались. Бывшая муза отправилась на фронт в качестве волонтёра Красного Креста и в скором времени скончалась, заразившись скарлатиной. Сочетавшись браком с Эдит, Шиле вернулся в мелкобуржуазную среду, от которой когда-то бежал и против которой как художник восставал. Всего через несколько дней после свадьбы, 21 июня 1915 года он уехал в Прагу на военные учения.

Шиле очутился в команде, конвоирующей русских военнопленных. В начале он находился под Веной, затем – в лагере для офицеров под Вайсельбургом. Ему обеспечили условия для полноценной работы, назначив писарем: художник смог продолжить рисовать и даже участвовать в выставках. Сохранилось великое множество зарисовок безымянных русских пленных солдат – сегодня они хранятся в Чикагском Институте искусств.

В 1916 году крупный журнал «Ди Акцион» посвятил Шиле целый специальный номер. В начале 1917-го он был переведён в интенданты и вернулся в столицу. Дела шли как нельзя лучше, популярность только возрастала, и сам директор Современной галереи Франц Мартин Хабердитцль приобрёл у художника один из портретов Эдит и несколько графических работ.

Под занавес войны, в январе 1917 года, Шиле перебросили в Вену, определив на место работы в «Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области». Эта комиссия, по существу, представляла собой продовольственный склад, снабжающий солдат продовольствием, табаком и спиртными напитками. Помимо того, что получить такое место было настоящей привилегией, у художника, по-прежнему, сохранялась возможность рисовать. После демобилизации Шиле получил предложение правительства участвовать в спонсированной государством выставке в Дании и Швеции, целью которой было улучшение имиджа Австрии в Скандинавских странах.

В 1918 году, Шиле оказался на вершине австрийского художественного Олимпа, заменив собой покойного учителя – Густава Климта (умер от апоплексического удара в феврале того же года). Шиле получил звание почётного лидера венского авангарда, а его имя намертво соединилось с экспрессионизмом, несмотря на то, что формально он не причислял себя к представителям какого бы то ни было направления. Ему заказали разработку эмблемы для 49-й выставке Венского Сецессиона. Шиле изобразил тайную вечерю, поместив себя на место Христа. Провокация увенчалась успехом, а работы живописца были выставлены в основном зале. При этом, стоит отметить, что он стал постепенно отходить от экспериментов с линией и формой, его персонажи стали более спокойными, типичная для него невротическая резкость рисунка практически исчезла. Внешность людей, глядящих с его полотен, стала более гармоничной и приближенной к стандартам красоты своего времени.

Вместе со своей беременной супругой Эгон переехал в новый роскошный особняк – чета планировала открыть в нём художественную школу. Однако насладиться красивой жизнью было не суждено: Эдит, а затем и сам Эгон заразились испанкой, на тот момент смертельной болезнью, эпидемия которой охватила всю Европу и унесла 20 миллионов жизней.

Эгон Шиле скончался 31 октября 1918 года в возрасте 28 лет. Он лишь на три дня пережил супругу, и в предсмертном послании писал, что их дочь также обречена.

Философская составляющая творчества

В течение жизни, Шиле избегал идентификации с каким-либо направлением авангардизма, и, безусловно, его искусство выходит за рамки экспрессионизма – точно также как искусство любого большого художника преодолевает рамки какого бы то ни было жанра. Он также не был философом и не оставил после себя каких-либо теоретических изысканий – только письма. Это не указывает, как может показаться на первый взгляд, на голый декоративизм или отсутствие рефлексии. Напротив, работы Шиле, его эстетика, отмечены трагизмом, в них заметно влияние фрейдистского психоанализа и тогда лишь зарождающегося экзистенциализма.

Центральными для художника оставались темы человека, Эроса и Танатоса. Его стиль повсеместно узнаваем благодаря истерической, но точной линии, неестественным позам и искажённым пропорциям, обнаруживающим, тем не менее, глубочайшее знание анатомии. Искусствовед Иван Чечот вывел следующую формулу творчества Шиле: «риторика (выспренность) + предметность (внимательность) + орнамент (Schwurgлиний) + материальность (фактуры и цвета)».

Примечателен и тот факт, что художник с некоторой одержимостью рисовал автопортреты, часть которых лишь отдалённо напоминает его самого. В нём парадоксально переплетались нарциссизм и жалость к себе. В письме матери от марта 1913 года он писал: «Все красивые и благородные качества были объединены во мне..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Талант Шиле был многогранен – он писал не только картины, но и стихи. В письме Густаву Груберу он настаивал на том, что каждый художник должен быть поэтом. Одно из его стихотворений, «Автопортрет», многое проясняет в психологии художника:

АВТОПОРТРЕТ .

Я для себя и того, для которого
голодное пьянство во имя
свободы со мной есть всё,
и также для каждого, потому что каждого
я люблю. - Люблю.

Я среди благороднейших,
самых благородных,
и тех, кто расплачивается,
расплачивается больше всех.

Я человек, я люблю
смерть и люблю
жизнь.

1910 (Перевод Л. Зински).

Судьба наследия

После смерти художника сохранилось порядка 300 картин (из которых 220 хранятся в музее Леопольда) и несколько тысяч рисунков – за свою короткую жизнь он написал больше, чем многие признанные гении. В 20-30 годы его творчество оказалось забытым, а с приходом к власти нацистов, его причислили к так называемым «дегенеративным художникам». Некоторые картины Шиле, принадлежащие евреям, ставших жертвами нацистов (в частности коллекционерам Морису Эйслеру и Карлу Мэйлэндеру и арт-дилеру Лее Бонди-Джарей), оказались в конечном счёте в Фонде Леопольда. В 90-е годы некоторые картины были возвращены потомкам изначальных владельцев. Реституция сопровождалась скандалами и жаркими дискуссиями, после чего в 44 странах мира были приняты специальные законы о реституции.

Возрождение интереса к Эгону Шиле наблюдается с начала 60-х годов, когда о нём стали выходить увлекательные монографии и искусствоведческие статьи. С тех самых пор ретроспективные выставки его лучших работ стали проходить в крупнейших мировых музеях с завидной регулярностью, фигура художника и его эксцентричная жизнь нашли отражение в массовой культуре. Кроме того, живший быстро и умерший молодым, он стал кумиром и романтическим героем в субкультуре панков. Об экспрессионисте были написаны романы «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса и «Высокомерие» Джоаны Скотт, а также снято несколько фильмов. Шиле также удостоился изображения на австрийской почтовой марке в 1990 году.

Велико и неоспоримо влияние Эгона Шиле на дальнейшую историю искусства. Это влияние испытали на себе экспрессионисты, крупнейший архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, Лусьен Фрейд, Френсис Бэкон, а также многие иллюстраторы моды.

На родине шиле чтут как одного из величайших художников всех времён, и его работы чрезвычайно растиражированы. Наконец, на арт-рынке с каждым годом возрастают цены на его графические работы. Их довольно часто подделывают. При этом особенной редкостью и драгоценностью считаются украшенные им открытки и почтовые конверты военного периода.

В 2013 году рисунок Шиле «Любовники», написанный гуашью и простым карандашом, ушёл с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 7,9 миллиона фунтов стерлингов. Два других были проданы за 6,1 миллион.

Э́гон Ши́ле (нем. Egon Schiele; 12 июня 1890(18900612), Тульн-на-Дунае - 31 октября 1918, Вена) - австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма .

Мать - чешка родом из южной Богемии, город Чески-Крумлов. Отец - ве́нец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905 году. Юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека. В 1906 году он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешёл в Академию изобразительного искусства. С 1907 года нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта . В 1908 году состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбурге под Веной, где Шиле раньше учился в школе. В 1909 году Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где его работы разместились в окружении как работ самого Климта, так и полотен Ван Гога , Эдварда Мунка и других художников.

В 1911 году подругой и моделью Шиле стала Валли Нойциль. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чески-Крумлове, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 году Шиле был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетней. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению. Одним из покровителей Шиле был австрийский коллекционер Генрих Бенеш, отец будущего историка искусств Отто Бенеша.

В 1912-1916 годах Шиле широко и успешно участвовал в различных выставках. Его работы демонстрировались в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже. В 1917 году он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии.

Через три дня после смерти беременной жены Эдит он умер во время эпидемии испанки, унёсшей жизни миллионов людей в Европе.

В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. После смерти Шиле его экспозиции проходили и продолжают проходить в крупнейших музеях мира. О жизни Шиле написаны романы «Высокомерие» Джоаны Скотт (1990) и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса (2007). Милен Фармер в одной из своих самых известных песен «Je te rends ton amour» (1999) упоминает имя художника: «Je te rends ton amour/Redeviens les contours/De mon seul maître: Egon Shiele et…» (Я возвращаю твою любовь/Стану вновь контуром рисунка/Моего единственного учителя: Эгона Шиле и…).

Об Эгоне Шиле сняты художественные фильмы «Эгон Шиле - Скандал / Эгон Шиле - Эксцесс и наказание» (1981), в главных ролях Матьё Каррьер и Джейн Биркин, и «Эгон Шиле: Смерть и дева (нем.)русск.» (2016 год). В фильме Рауля Руиса «Климт» (2006) Эгона Шиле играет Николай Кински. Упоминается в 5 сезоне сериала «Бесстыжие».

Изображён на австрийской почтовой марке 1990 года.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →