Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик ) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии , гравюры на меди , литографии и дополнялся раскраской от руки .

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История

Самые древние лубки известны в Китае . До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке . Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии . Позже добавляются гравюра на меди и литография .

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне , Мюнхене , Нойруппине ; во Франции - в городе Труа . В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

В России

История

В России XVI века - начала XVII века продавались эстампы , которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы» . В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба ). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы . Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези» .

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте , Анны Радклиф , Софи Коттен , Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим - пуп земли ).

Типы лубков

  • Духовно-религиозные - в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд » и «Повесть о Ерше Ершовиче ».
  • Исторические - «Умильные повести» из летописей . Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники - изображения святых.
  • Конница - лубки с изображением всадников.
  • Балагурник - потешные лубки, сатиры , карикатуры , побаски.

Производство лубков

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин . В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка , на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года .

В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева - около 300 тыс. Простовиков , то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Лубок в русских игральных картах В.М.Свешникова

Эволюция русского лубка

    Лубок Трапеза благочестивых и нечестивых.png

    Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)

    Лубок Как мыши кота хоронили.png

    «Как мыши кота хоронили» (XVIII век)

    Лубок Медведь с козою прохлаждается.jpg

    Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)

    Мужик лапти плетёт (XVIII век)

    Лубок Храбрый Витязь Франц Венециан.png

    Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)

    Лубок В селе малом Ванька жил.png

    В селе малом Ванька жил… (XIX век)

См. также

Напишите отзыв о статье "Лубок"

Примечания

Литература

  • // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало XX вв.). СПб., 2003, с. 177-187.
  • Народная картинка XVII-XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996.
  • Михаил Никитин . К истории изучения русского лубка// Советское искусствознание. 1986. Вып.20. С.399-419.
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982.
  • Лубок, М., 1968.
  • Иванов Е. П. Русский народный лубок. С 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. М.: ИЗОГИЗ, - 1937.
  • Лубочные картинки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Ровинский Д. А. , Русские народные картинки, СПБ, 1881.
  • Иван Снегирев Лубочныя картинки русскаго народа в московском мірѣ. Москва. В Университетской тип., 1861.
  • Лубок - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки

  • Из собрания Государственного Исторического музея

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Лубок

– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.
– Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку.
– Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я.
– О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных!
Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!..
Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос.
– Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты.
Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы...
Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...
В комнате начал сгущаться воздух – появился Север. Я лишь улыбнулась ему, не испытывая при этом ни волнения, ни радости, так как знала – он не пришёл, чтобы помочь.
– Приветствую тебя, Север! Что привело тебя снова?.. – спокойно спросила я.
Он удивлёно на меня взглянул, будто не понимая моего спокойствия. Наверное, он не знал, что существует предел человеческого страдания, до которого очень трудно дойти... Но дойдя, даже самое страшное, становится безразличным, так как даже бояться не остаётся сил...
– Мне жаль, что не могу помочь тебе, Изидора. Могу ли я что-то для тебя сделать?
– Нет, Север. Не можешь. Но я буду рада, если ты побудешь со мною рядом... Мне приятно видеть тебя – грустно ответила я и чуть помолчав, добавила: – Мы получили одну неделю... Потом Караффа, вероятнее всего, заберёт наши короткие жизни. Скажи, неужели они стоят так мало?.. Неужели и мы уйдём так же просто, как ушла Магдалина? Неужели не найдётся никого, кто очистил бы от этой нелюди наш мир, Север?..
– Я не пришёл к тебе, чтобы отвечать на старые вопросы, друг мой... Но должен признаться – ты заставила меня передумать многое, Изидора... Заставила снова увидеть то, что я годами упорно старался забыть. И я согласен с тобою – мы не правы... Наша правда слишком «узка» и бесчеловечна. Она душит наши сердца... И мы, становимся слишком холодны, чтобы правильно судить происходящее. Магдалина была права, говоря, что наша Вера мертва... Как права и ты, Изидора.
Я стояла, остолбенело уставившись на него, не в силах поверить тому, что слышу!.. Был ли это тот самый, гордый и всегда правый Север, не допускавший какой-либо, даже малейшей критики в адрес его великих Учителей и его любимейшей Мэтэоры?!!
Я не спускала с него глаз, пытаясь проникнуть в его чистую, но намертво закрытую от всех, душу... Что изменило его столетиями устоявшееся мнение?!. Что подтолкнуло посмотреть на мир более человечно?..
– Знаю, я удивил тебя, – грустно улыбнулся Север. – Но даже то, что я открылся тебе, не изменит происходящего. Я не знаю, как уничтожить Караффу. Но это знает наш Белый Волхв. Хочешь ли пойти к нему ещё раз, Изидора?
– Могу ли я спросить, что изменило тебя, Север? – осторожно спросила я, не обращая внимания на его последний вопрос.
Он на мгновение задумался, как бы стараясь ответить как можно более правдиво...
– Это произошло очень давно... С того самого дня, как умерла Магдалина. Я не простил себя и всех нас за её смерть. Но наши законы видимо слишком глубоко жили в нас, и я не находил в себе сил, чтобы признаться в этом. Когда пришла ты – ты живо напомнила мне всё произошедшее тогда... Ты такая же сильная и такая же отдающая себя за тех, кто нуждается в тебе. Ты всколыхнула во мне память, которую я столетиями старался умертвить... Ты оживила во мне Золотую Марию... Благодарю тебя за это, Изидора.
Спрятавшись очень глубоко, в глазах Севера кричала боль. Её было так много, что она затопила меня с головой!.. И я никак не могла поверить, что наконец-то открыла его тёплую, чистую душу. Что наконец-то он снова был живым!..
– Север, что же мне делать? Разве тебе не страшно, что миром правят такие нелюди, как Караффа?..
– Я уже предложил тебе, Изидора, пойдём ещё раз в Мэтэору, чтобы увидеть Владыко... Только он может помочь тебе. Я, к сожалению, не могу...
Я впервые так ярко чувствовала его разочарование... Разочарование своей беспомощностью... Разочарование в том, как он жил... Разочарование в своей устаревшей ПРАВДЕ...
Видимо, сердце человека не всегда способно бороться с тем, к чему оно привыкло, во что оно верило всю свою сознательную жизнь... Так и Север – он не мог так просто и полностью измениться, даже сознавая, что не прав. Он прожил века, веря, что помогает людям... веря, что делает именно то, что, когда-то должно будет спасти нашу несовершенную Землю, должно будет помочь ей, наконец, родиться... Верил в добро и в будущее, несмотря на потери и боль, которых мог избежать, если бы открыл своё сердце раньше...
Но все мы, видимо, несовершенны – даже Север. И как бы не было больно разочарование, с ним приходится жить, исправляя какие-то старые ошибки, и совершая новые, без которых была бы ненастоящей наша Земная жизнь...
– Найдётся ли у тебя чуточку времени для меня, Север? Мне хотелось бы узнать то, что ты не успел рассказать мне в нашу последнюю встречу. Не утомила ли я тебя своими вопросами? Если – да, скажи мне, и я постараюсь не докучать. Но если ты согласен поговорить со мной – ты сделаешь мне чудесный подарок, так как то, что знаешь ты, мне не расскажет уже никто, пока я ещё нахожусь здесь, на Земле…
– А как же Анна?.. Разве ты не предпочитаешь провести время с ней?
– Я звала её... Но моя девочка, наверное, спит, так как не отвечает... Она устала, думаю. Я не хочу тревожить её покой. Потому, поговори со мною, Север.
Он печально-понимающе посмотрел мне в глаза и тихо спросил:
– Что ты хочешь узнать, мой друг? Спрашивай – я постараюсь ответить тебе на всё, что тебя тревожит.
– Светодар, Север... Что стало с ним? Как прожил свою жизнь на Земле сын Радомира и Магдалины?..
Север задумался... Наконец, глубоко вздохнув, будто сбрасывая наваждение прошлого, начал свой очередной захватывающий рассказ...
– После распятия и смерти Радомира, Светодара увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы спасти его от кровавых лап «святейшей» церкви, которая, чего бы это ни стоило, пыталась найти и уничтожить его, так как мальчик являлся самым опасным живым свидетелем, а также, прямым продолжателем радомирова Дерева Жизни, которое должно было когда-нибудь изменить наш мир.
Светодар жил и познавал окружающее в семье испанского вельможи, являвшегося верным последователем учения Радомира и Магдалины. Своих детей, к их великой печали, у них не было, поэтому «новая семья» приняла мальчика очень сердечно, стараясь создать ему как можно более уютную и тёплую домашнюю обстановку. Назвали его там Амори (что означало – милый, любимый), так как своим настоящим именем называться Святодару было опасно. Оно звучало слишком необычно для чужого слуха, и рисковать из-за этого жизнью Светодара было более чем неразумно. Так Светодар для всех остальных стал мальчиком Амори, а его настоящим именем звали его лишь друзья и его семья. И то, лишь тогда, когда рядом не было чужих людей...
Очень хорошо помня гибель любимого отца, и всё ещё жестоко страдая, Светодар поклялся в своём детском сердечке «переделать» этот жестокий и неблагодарный мир. Поклялся посвятить свою будущую жизнь другим, чтобы показать, как горячо и самозабвенно любил Жизнь, и как яростно боролся за Добро и Свет и его погибший отец...
Вместе со Светодаром в Испании остался его родной дядя – Радан, не покидавший мальчика ни ночью, ни днём, и без конца волновавшийся за его хрупкую, всё ещё несформировавшуюся жизнь.
Радан души не чаял в своём чудесном племяннике! И его без конца пугало то, что однажды кто-то обязательно их выследит, и оборвёт ценную жизнь маленького Светодара, которому, уже тогда, с самых первых лет его существования, суровая судьба предназначала нести факел Света и Знания в наш безжалостный, но такой родной и знакомый, Земной мир.
Прошло восемь напряжённых лет. Светодар превратился в чудесного юношу, теперь уже намного более походившего на своего мужественного отца – Иисуса-Радомира. Он возмужал и окреп, а в его чистых голубых глазах всё чаще стал появляться знакомый стальной оттенок, так ярко вспыхивавший когда-то в глазах его отца.
Светодар жил и очень старательно учился, всей душой надеясь когда-нибудь стать похожим на Радомира. Мудрости и Знанию его обучал пришедший туда Волхв Истень. Да, да, Изидора! – заметив моё удивление, улыбнулся Сеевер. – тот же Истень, которого ты встретила в Мэтэоре. Истень, вместе с Раданом, старались всячески развивать живое мышление Светодара, пытаясь как можно шире открыть для него загадочный Мир Знаний, чтобы (в случае беды) мальчик не остался беспомощным и умел за себя постоять, встретившись лицом к лицу с врагом или потерями.
Простившись когда-то очень давно со своей чудесной сестрёнкой и Магдалиной, Светодар никогда уже больше не видел их живыми... И хотя почти каждый месяц кто-нибудь приносил ему от них свежую весточку, его одинокое сердце глубоко тосковало по матери и сестре – его единственной настоящей семье, не считая, дяди Радана. Но, несмотря на свой ранний возраст, Светодар уже тогда научился не показывать своих чувств, которые считал непростительной слабостью настоящего мужчины. Он стремился вырасти Воином, как его отец, и не желал показывать окружающим свою уязвимость. Так учил его дядя Радан... и так просила в своих посланиях его мать... далёкая и любимая Золотая Мария.
После бессмысленной и страшной гибели Магдалины, весь внутренний мир Светодара превратился в сплошную боль... Его раненная душа не желала смиряться с такой несправедливой потерей. И хотя дядя Радан готовил его к такой возможности давно – пришедшее несчастье обрушилось на юношу ураганом нестерпимой муки, от которой не было спасения... Его душа страдала, корчась в бессильном гневе, ибо ничего уже нельзя было изменить... ничего нельзя было вернуть назад. Его чудесная, нежная мать ушла в далёкий и незнакомый мир, забрав вместе с собой его милую маленькую сестрёнку...


убок - народная картинка, вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.


Фарнос-красный нос. XVII век

С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX века их стали называть лубками. Способ изготовления придумали в Китае в VIII веке. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV веке. И в середине XVII века в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.


«Мыши кота погребают», 1760

XVII-ХVIII вв. - это эпоха реформ Петра I, которые не всем нравились. Светский лубок был откровенным орудием политической борьбы. Противники реформ Петра I печатают лубки, на которых изображен кот с красными вытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. «Кот Казанский». Лубок «Мыши кота погребают» появился после смерти императора. Принципиально новым в лубке был смех. Это отличает его от официального искусства XVIII века. Главная задача лубка - украсить дом. Были и сатирические лубки. Петр I издавал указы о запрещении сатирических лубков. Но только после смерти императора лубок потерял политическую остроту. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актеры балагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, Иван- царевич, Бова-королевич, Илья Муромец. Лубок стал красочней, ведь он украшал избы крестьян. Картинки раскрашивали свободно. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале красный цвет, самый яркий и плотный (гуашь или темпера). Другие краски прозрачней.

Какие краски любили на Руси?

(Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Сюжеты настенных росписей и изразцов (а что такое - изразец?) «переселились» в гравюру тогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь к настенной росписи и деревянной резьбе еще не иссякла. Была целая серия портретов, а точнее изображений былинных и литературных персонажей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Соловья-разбойника, лица храбрых витязей и их королевен. Такие портреты были популярны в народе. А причина заключалась в их художественных качествах. Нарисованы ярко, празднично, Лица приятные, фигуры стройные, в красивых одеждах. В лубках-портретах воплотились глубоко народные эстетические идеалы, воплотилось понимание достоинства и красоты человека. Лубок воспитывал художественный вкус людей. И заимствовал все лучшее из других искусств.


Кот казанской, ум астраханской, разум Сибирской (XVIII век)

Как делали лубки?

Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску. Под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски, из каких материалов?

Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев.

Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Например, поймали в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или «Азбуки».

Лубок - это название, возможно, происходит от площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями. На углу Рождественского бульвара сохранилась церковь «Успения в печатниках». В старину жили вокруг церкви мастера типографского дела - печатники. Недалеко - другая церковь «Троица в листах». Около её ограды по праздничным дням продавали занимательные и яркие картинки.

А может быть, это название происходит от слова «луб» - лубяной, т.е. деревянный. Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес – картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране. Вот за эти картинки и досталось и офеням, и издателям.

В XIX веке Москва была главной поставщицей лубков. Вот урядники других городов и писали в Москву начальству про политические лубки.
Одним из крупнейших и известных в России производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.
Первые лубки Сытина назывались:
Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает;
как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками;
как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна.
Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка,где лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент и колорит.

Предлагаю Вам картинки-лубки современного художника и педагога Марины Русановой.Серия картинок в стиле лубка на тему русских народных пословиц художнице очень даже удалась. Г. Курбе однажды сказал:
Подлинными художниками являются те, которые начинают с того места, на котором кончили их предшественники.
Удачи Марине в этом виде графики и успехов в работе к кинематографу.

Часто ли сейчас встречается такое слово, как лубок? Нет, довольно редко. Это и понятно, ведь слово считается устаревшим и не каждый даже знает его значение. Так что такое лубки? Расскажем ниже.

Они были популярны в Германии, во Франции. Фабрики по их производству располагались во множестве стран и городов. Приход коробейника или посещение ярмарки были очень радостными событиями для всей семьи. Ведь каждый мог найти интересный для себя товар. Для детей - сказки, для женщин - полезные советы, для мужчин - лубки с изображениями истории и битв. Благодаря таким доскам люди стали больше узнавать о мире и своей стране. Ведь раньше они были еще более ограничены в этом.

Лубок: значение слова, смысл

Итак, лубок (в самом распространенном значении слова) - это вид народной графики, картинка, рисунок с добавлением надписей. Отличительной чертой является простота изображенных образов. Этот вид народного творчества выполняется сначала в технике гравюры на меди или ксилографии, а затем раскрашивается от руки. Изображались на них в основном герои сказок и былин.

Такое название образовано от досок особого пиления. Они назывались луб (отсюда и слово "палуба"). До того как на досках стали делать изображения, их все равно использовали для похожих целей. Например, на них выполняли чертежи, писали планы. Сначала картинки называли «фряжскими листами», а затем и просто лубками.
Значение слова лубков в толковом словаре неоднозначно. Например, лубок - это также пластинка свежего слоя коры дерева. То есть внутренняя часть коры, в основном молодых лиственных деревьев. Из нее часто делают небольшие деревянные шкатулки, ящички.

Еще одно предназначение лубков (значение слова в словаре подтверждает эту информацию) - помощь при переломе. Такое название носила шина для скорейшего сращивания костной ткани. Так называли и лукошки, коробочки, сделанные из этого материала.

Нередко лубок означает и липовую доску, на которой в дальнейшем производилась гравюра необходимого для печатания изображения. А вот намного реже слово имеет такое значение, как «литература» (лубочная литература). Такие произведения отличались предельной простотой, можно сказать - примитивностью. Таковыми они были не только по содержанию, но и по оформлению.

Значение устаревшего слова лубок не всегда использовалось для изображений или изготовления коробов. Сухим лубком также покрывали и верхнюю часть крыши в деревнях. Но чтобы он был пригоден для такого, лубку было необходимо пройти определенную подготовку. Сначала его все лето сушили в лесу, затем очищали от наружной толстой корки, распаривали, а потом снова сушили под гнетом. И только потом вывозили из леса. Обязательно в распрямленном положении.

Синонимы к слову лубок

Итак, изучив значение слова лубок, 4 класс школы предполагает ознакомление с синонимами слова. Одним из основных является лыко. Лыко - это также внутренняя часть коры молодого дерева. Еще некрепкое подкорье. Как материал используется во множестве изделий.

Следующий распространенный (но менее известный) синоним - агитлубок. Агитлубок - это тот же лубок, но с агитационным наклоном. Его образы более доходчивы и емки, и они призывают к чему-либо.

Еще один малоизвестный синоним - балагурник. Балагурник — это не просто картинка, а лубок с потешным изображением, с некой сатирой или карикатурой.

В более научном плане лубок называют просто лубом. Если же брать значение не как кору, а как именно изображение, то его часто называют по-обычному - картинкой.

История лубка как графики

Зародились лубки в Китае. До восьмого века они полностью выполнялись от руки, и только начиная с него их стали выполнять в технике гравюры. Далее лубок появился и в Европе. Тут он изначально стал выполняться в технике ксилографии. Ксилография - это гравюра именно на дереве. Позже стали добавляться гравюры по меди и литография. Литография - это отпечаток изображения с чего-то плоского на бумагу. Тут же лубки стали использоваться не только как обычное изображение, но и как агитационный или Этому способствовала их простота и доходчивость.

Существовали также лубки и непристойного содержания. Популярны они были в основном в Европе, но попадали и в Россию. В основном из Франции и Германии.

Повсеместное распространение

Рассмотрим, что такое лубки в понимании жителей Востока. Его краски были намного ярче. А в конце XIX века он начал рисоваться в виде комиксов.

В XVI-XVII веках и в России появились некие «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Здесь изображения делались на особых досках, которые назывались луб. Стали появляться не только доски с изображениями, но и раскрашенные в этой технике коробы и шкатулки. Также встречались и бумажные лубки.

Лубки в России получили довольно широкое распространение, так как стоили недорого, выглядели красиво. Такие листы выполняли и социальную, и развлекательную роли. Именно от них пошли все современные и известные нам плакаты, комиксы, календари.

Сюжеты

Вначале сюжетами для лубков были рукописные сказания, какие-то устные рассказы, сказки или былины. После сюжеты стали браться из иностранных произведений и альманахов. Их брали из сюжетов таких писателей, как Гёте или Радклиф.

К концу XIX века стали более популярными изображения на тему Священного Писания или же портреты знаменитых и государственных деятелей. В изображения стали вкладывать более глубокий смысл. Если даже это не было агитацией, то оно все равно носило какой-то поучительный характер. Часто это были простые иллюстрации к сказкам или изображения городов.

Виды лубков

Значение слова лубок многогранно и разнообразно, а его виды можно перечислять очень долго:

  • Духовные (религиозные) - изображения, похожие на иконы. На них также могли изображаться притчи или какие-то нравоучения.
  • Сказочные - обычные иллюстрации к разнообразным сказкам. Изображения богатырей, волшебников.
  • Праздники - как ни странно, но на лубках этого типа изображались святые, а не различные празднества.
  • Философские - похожи на духовные, но без религиозного характера.
  • Исторические - сюжеты, взятые из летописей. Изображались также битвы, просто исторические события, города. Иногда даже топографические карты.
  • Юридические - изображения суда.
  • Конница - на таких лубках изображались всадники на лошадях.
  • Балагурник - карикатуры, сатирные изображения.

Производство и изготовление лубков

Производством лубков занимались граверы. Их еще называли «фряжских резных дел мастерами». Среди таких людей существовал термин «знаменование». Так называли сам процесс нанесения и покраски картинки. Поэтому обязанности обычно делились. То есть, сначала знаменщик наносил сам рисунок, а затем гравер уже его вырезал на необходимом материале. Появился и такой термин, как «перевод». Так называлось копирование лубков.

Процесс изготовления заключался в следующем: на доску сначала карандашом наносился сам рисунок, затем ножом углублялись те места, которые должны были быть белыми. Доску смазывали, а затем придавливали прессом к бумаге. В итоге на ней оставались черные контуры данного изображения.

Далее лубки раскрашивались. Очень часто этим занимались женщины с детьми. Цена лубка зависела, конечно же, от бумаги, на которой он был выполнен. Что такое лубки на самой дешевой и серой бумаге? Именно они назывались «простовиками».

Со временем технология производства улучшалась и совершенствовалась. Стали появляться не просто граверы, а художники-граверы. Они стали работать на медных пластинах с помощью разнообразных резцов. Это помогло добавить в изображения множество мелких деталей и подробностей.

Производство в России

В России первая фабрика зародилась в Москве. На ней работало множество станков, а лубки производились в огромном количестве. Цена была разной (от половины копейки, до двадцати пяти копеек).

Благодаря производству лубочных картинок появились и новые профессии. Например, «цветальщики». Такие люди раскрашивали очень большое количество лубков за короткие сроки, при этом получали довольно неплохие деньги. Индустриализация не заставила себя ждать, и профессия жила недолго, так как стали появляться литографические машины.

Популярность лубков

Первой важной причиной такой всеобщей любви является то, что лубочные картинки несли в себе функции книг и учебников, которые были недоступны обычному человеку и стоили очень дорого. Они не только обучали, но и служили некой художественной литературой, так как на них часто пересказывались былины, сказки, устные сказания.

Помимо этого, лубки служили и источниками информации, как газеты или листовки. На таких досках часто можно было найти полезные советы по медицине, или же просто развлечься изображенной на них шуткой.

Многие лубочные картинки были выполнены действительно мастерски и очень красиво. Поэтому их часто применяли как декор в своих жилищах.

Цензура

Конечно же, не стоит забывать и о том, что цензура в нашей стране всегда была тесно связана с творчеством и литературой. Прежде чем изготовить лубок, само изображение должно было пройти проверку у цензора. Если изображение не проходило ее, то всегда обязательно указывали причину, чтобы изготовитель мог исправить и снова попытать счастья. Только после полнейшего одобрения (не только рисунка, но и готового лубка) производитель получал необходимый документ, разрешающий выпуск тиража. Да и то, он не должен был превышать указанного количества. Выпуск лубяных изображений обязательно сопровождался документами, которые хранились у издателя. На каждый новый выпуск тиража оформлялись и новые документы.

Чаще всего цензоры исправляли орфографические ошибки. Но бывало и такое, что изображения не соответствовали русскому менталитету или традициям. Нарушали правила вероучения.

В современном веке

С уверенностью можно сказать, что стиль лубка не забыт и до сих пор. Многие люди знают, что такое лубки. Они используются в иллюстрировании, оформлении. Многие плакаты и календари выполняются в этом стиле и сейчас. Производится множество мастер-классов на эту тему. Также научиться технике лубка можно и в художественных школах, ремесленных мастерских.

Традиции старины никогда не забываются, в том числе и лексическое значение слова лубок. Хоть они и усовершенствованы на современный лад.

В деревянном лубке нет не только карикатуры в общепринятом значении этого слова, в нем нет и сатиры в обычном ее понимании. Сатира серьезна. Сатира — оборотная сторона трагедии. Ее создает ощущение дисгармонии жизни. В лубке же жизнь играет. Сатира борется смехом, в лубке смехом развлекаются. Это веселые, озорные и совсем не злые листы, где прославляются человечность, свободомыслие и терпимость, где вперемешку нашли себе прибежище фигуры героев и шутов, людей, животных и морских чудовищ. Нерасторжимое единство. Мистерия-буфф.

Эволюция деревянного лубка от величественного к смешному, совмещение в нем героических и комических черт никогда не делали лубок мелочным. Графический облик деревянного лубка всегда оставался монументальным. Он должен был украсить стену, быть четко видным издали, что исключало возможность дробных решений, требовало яркой локальной раскраски.

Лубок, гравированный на дереве, немногословен и статичен. В нем почти нет текста, а тот, что есть, всегда участвует в композиционном и декоративном решении гравюры (как в иконе, фреске, прикладном искусстве). В рисунке деревянный лубок не балагурит, не мельтешит, не рассказывает взахлеб со всеми подробностями о происшествии. Он показывает нам мир, человека, зверя, событие в целом, вне временной протяженности. Ярко выраженный характер, не проявляющийся во внешнем действии даже в таких лубках, как «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем индийским» или сцены охоты. Эпическая красота, красота спокойствия, достоинства, силы.

Деревянный лубок условен и фантастичен, хотя на первый взгляд состоит из будто бы знакомых нам вещей. Но все эти вещи связаны между собой не по физическим законам предметного мира, а по декоративным законам искусства лубка. Все земное пространство превращается в народной картинке в условную плоскость доски, замкнутую четырехугольной рамкой, которая устанавливает границу мира условного и мира реального. Изображенные в этих пределах земные вещи теряют свои материальные свойства: объем, весомость, плотность и цвет, сохраняя лишь силуэт формы. Активная светлая поверхность бумаги, ясная контурная линия, декоративный штрих и фантастический цвет обладают в лубке редкой самостоятельностью языка. Мастер, создававший народную картинку, творил мир заново. Поэтому точнее было бы говорить не о потере вещами своих предметных свойств, а о приобретении ими новых, о создании в народной картинке нового мира и новых вещей, где люди, звери, города, цветы, деревья и текст значимы лишь как детали неразрывного декоративного целого.

Композиции деревянных лубков, большей частью вертикальные (иконный формат) или близкие к квадрату (форма изразцов), как правило, завязываются в центре. Края доски обычно легче и заполняются готовым набором традиционных деталей (стилизованных цветов, листьев, трав). Они располагаются на доске в самых разных местах в зависимости от центра тяжести основного изображения, уравновешивают его, поддерживают плоскость листа и создают прихотливое орнаментально-ритмическое единство гравюры. Кадрировать лубок невозможно. Композиции большинства деревянных лубков архитектоничны и имеют симметричное строение. Всей своей структурой они вторят не только плоскости стены, но архитектуре здания, а симметрия в них несет ту же ритмическую нагрузку, что рифма в стихе. Характерно, что лубки на дереве, основой которых является смех, зачастую теряют эти свойства за счет усиления свободы и темпа движения («Мужик Пашка и брат его Ермошка»).

Лубок раскрашивали так же свободно, цельно и фантастично, как компоновали. Цвет должен был поддержать графическое единство листа и усилить его декоративность. Красил ли лубок один человек или шла раскраска «по носам», когда каждый из исполнителей, следуя за другим, располагал на листе один какой-нибудь цвет в сочетании с предыдущим, принцип раскраски не менялся. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале акцентный красный цвет, который давал листу горячий, яркий колорит. Он был не только более ярким, но и более плотным (типа гуаши или темперы, тогда как все остальные краски были прозрачны, как акварель). В сочетании с красным обычно давали желтый, и оба эти цвета заставляли лубок сиять почти по-иконному.

Затем клали менее яркие краски: зеленую, вишневую и серо-лиловую. Дополнительные цвета успокаивали, гасили силу красного и желтого и в то же время своим холодом подчеркивали ее. Порой в цветовую гамму лубка вводили контрастный — черный или изумрудно-зеленый цвет. Красили лист так, чтобы соприкосновения красок были резкими, звонкими, как бы «стукающимися» друг о друга, как на лугу, как в русском костюме.

Как всякая яркая вещь, деревянный раскрашенный лубок распространял свое влияние далеко за пределы листа, и в интерьере был подобен букету цветов.

Русский лубок – это творения безымянных народных мастеров. Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубки очень полюбились в России. Лубок - (народная картинка) – вид графики, изображение с подписью, отличавшееся простотой и доступностью образов. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.

Лубок - первоначально листовое изоиздание с примитивной, рассчитанной на невзыскательный вкус картинкой и подписью. Лубок - У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения). Это т.н. фольклорная картинка с подписью, совершенно особый род графического искусства, отличающаяся простотой исполнения и лаконизмом.

Потом появились т.н. «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка). Лубок, наряду с другими целями, был призван выполнять и просветительскую функцию, приобщая малограмотные слои населения к чтению. Русский лубок отличается от остальных выдержанностью композиции, а, например, китайские или Индийские лубочные листы – своей яркой красочностью.

Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. И все это делалось картинками. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер. С такими лубяными корзинами и ходили по ярмаркам торговцы, продавая весёлые картинки. Первые лубки были в виде бумажных икон, библейский картинок, описывали жития святых. Использовали лубки и в серьёзных целях. Например, в Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце служил призывом на борьбу с врагами.

Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Техника исполнения рисованного лубка своеобразна. Нередко лубок имел декоративное назначение. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью. Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе) , затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Лубок (не путать с лобком) - форма художества, дюже популярная в дореволюционной, сиречь ымперской России.

Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и Владимиром. Если можно, пришлите, пожалуйста, варианты русского лубка, желательно на тему пития с максимальным разрешением для оформления статьи по истории медоварения на Руси. Заранее благодарны, редакция. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19–20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 – начале 20 вв., даже породив массовую лубочную литературу.

В начале XX в. русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и др., в разной степени повлиял на формирование их индивидуального стиля.

Лубки всегда были доступны по цене даже самым несостоятельным покупателям, отличались доходчивостью текстов и изобразительного ряда, яркостью красок и взаимодополняемостью изображения и пояснений. Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением. Тематически все лубки, созданные ими, были религиозного содержания, однако библейские герои нередко изображались на них в русской народной одежде (как пашущий землю Каин на лубке Василия Кореня).

Сразу вспоминаются яркие картинки «Кот казанский», «Коза с медведем» и, ну может быть, «Фарнос-красный нос». Больше-то особенно ничего на ум и не приходит. Вопрос о происхождении названия»лубок» остаётся открытым.

В основном лубки изготовлялись в пригородах Москвы. Ну, это так говорится в источниках. Увы, как я уже сказала-в 19 веке начался спад интереса к этим картинкам, служившим ранее для украшения домов как знати, так и простолюдинов. В моду вошли книги и картины маслом. Недолговечные бумажные картинки сошли со сцены. Как ни грустно остались они,в основном, в частных коллекциях истинных ценителей народного искусства, с другой стороны-и за это уже большое спасибо.

Кто и почему назвал их «лубочными» — не известно. Подтверждение тому, что лубки были популярны в Москве, мы можем заметить и сейчас. К концу века лубочное творчество исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках. Такие лубки часто распространяли в народе бесплатно. С 17 в. лубки бытовали в Европе повсеместно. Иногда были тексты на лубках. Очевидно, так и было, неясно только, зачем бы картинки упорно продолжать называть лубками.