) - российский музыкант, солист-трубач, педагог и дирижёр.

Проскурин Сергей Георгиевич
Основная информация
Дата рождения 26 января (1957-01-26 ) (62 года)
Место рождения Старый Оскол
Страна Россия
Профессии Солист-трубач, педагог, дирижер
Инструменты труба
Жанры классическая музыка
Награды
rco.k46.ru

Биография

Образование

  • 1964-1970 - Старооскольская музыкальная школа им. М. Г. Эрденко.
  • 1971-1975 - Губкинское музыкальное училище по классу трубы.
  • 1975-1980 - Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, стажировка по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1985-1987 - ассистентура-стажировка (аспирантура) в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1988 - Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, стажировка по классу трубы заслуженного артиста РСФСР Л. В. Володина.

Работа, творческая биография

  • 1976-1977 - Симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета.
  • 1977-1978 - Симфонический оркестр Саратовской областной филармонии.
  • 1979-1991 - Ростовская областная филармония
  • 1985-1987 - Саратовская государственная консерватория.
  • 2001-2004 - Главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра Курской областной филармонии.
  • 2007-2018 - профессор Курского государственного университета. Основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства.

С 2018 г. по настоящее время - профессор Саратовской государственной консерватории, заведующий кафедрой дирижирования.

С 2002 г. по настоящее время художественный руководитель и дирижер Русского камерного оркестра

Общественная деятельность

Член общественного совета при УМВД России по Курской области

Вице-президент спортивной федерации кикбоксинга Курской области

Награды премии

  • 1987 - Дипломант Международного конкурса Брасс квинтетов. Специальный приз за исполнение музыки Молдавских композиторов (Саратов)
  • 2003 - «Человек года-2003», в номинации «Новые имена» награждён премией «Курская антоновка»
  • 2004 - «Менеджер года-2004», в номинации «Культура» с вручением почетной медали в Кремле
  • 2011 - Памятный знак «За труды и Отечество»
  • 2011 - Медаль ордена Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца «За заслуги в благотворительности»
  • 2012 - Почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском»
  • 2013 - Присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Указ президента РФ от 20 мая 2013.
  • 2013 - Знак почета Курского государственного университета
  • 2014 - Медаль за значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр г. Сочи. Президент России В.В. Путин
  • 2014 - Действительный член (академик) Международной академии творчества г. Москва
  • 2016 г. – Премия имени Натальи Сац и медаль Международной академии творчества за выдающийся творческий вклад в музыкальное искусство, г. Москва, от 15 апреля 2016.
  • 2017 г. – Медаль " Верность России, Честь, Достоинство" Фонда ветеранов госбезопасности. Президент фонда генерал-майор В.Круглов
  • 2017 г. – Орден Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца "За выдающиеся заслуги в делах благотворительности и милосердия, во славу Земли и народа российского" Орден № 335
  • 2017 г. – Удостоен медали "Слава и честь" 1 степени Русской православной церкви за вклад в сохранение традиционных ценностей в обществе 26 января 2017 г. награда № 83. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Проскурин Сергей Георгиевич (род. 26 января , Старый Оскол , Белгородская область , СССР) - Солист-трубач, педагог, учёный, профессор, дирижёр, продюсер.

Биография

Образование

  • 1964-1970 - Старооскольская музыкальная школа им. М. Г. Эрденко.
  • 1971-1975 - Губкинское музыкальное училище по классу трубы.
  • 1975-1980 - Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, стажировка по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1985-1987 - ассистентура-стажировка (аспирантура) в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по классу трубы заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А. Д. Селянина.
  • 1988 - Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, стажировка по классу трубы заслуженного артиста РСФСР Л. В. Володина.
  • 1992 - стажировка в студии современной музыки Э. Поляка (Нью Йорк, США).
  • 1994 - стажировка по классу оперно-симфонического дирижирования профессора Д. Гоя в Национальном университете Музыки (Бухарест, Румыния).
  • 1995 - стажировка в студии старинной музыки игры на аутентичных инструментах (Лондон,Великобритания).
  • 2000-2002- аспирантура в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по классу дирижирования народного артиста РСФСР, профессора Ю. Л. Кочнева.
  • 2002-2003 - Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, стажировка по классу оперно- симфонического дирижирования народного артиста РФ, профессора Р. Э. Мартынова.

Работа, творческая биография

  • 1976-1977 - симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета.
  • 1977-1978 - симфонический оркестр Саратовской областной филармонии.
  • 1979-1991 - Ростовская областная филармония.
  • 1982-1985 - Кишиневский государственный институт искусств.
  • 1985-1987 - Саратовская государственная консерватория.
  • 1987-1990 - Кишиневская государственная консерватория.
  • 1987-1990 - Создатель, заведующий кафедры инструментального исполнительства
  • 1987-1990 - Создатель и художественный руководитель молдавского Brass -квинтета (Молдова)
  • 1987-1990 - Художественный руководитель оркестра театра им. А. П. Чехова (Кишинев, Молдова).
  • 1989-1990 - симфонический оркестр Молдавского театра оперы и балета.
  • 1991-2000 - Государственная консерватория г. Фалюн (Швеция).
  • 1995-1997 - Датская Королевская академия музыки (Копенгаген).
  • 1993-1999 - симфонический оркестр музыкального объединения Даларны (Швеция).
  • 2001-2004 - Главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра Курской областной филармонии.

С 2002 по настоящее время - Главный дирижёр и художественный руководитель Русского камерного оркестра Курского государственного университета.

  • 2005-2007 - консерватория им Л. ван Бетховена в Вене (Австрия).

С 2007 по настоящее время - профессор Курского государственного университета Основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства.

Плодотворную педагогическую деятельность Сергей Проскурин успешно совмещает с активной научно-методической работой. Им опубликовано более 200 научных, научно-методических и творческих работ, в числе которых две монографии: «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции», «Труба золотого века».

Сергей Георгиевич гастролировал как солист, дирижёр, давал мастер-классы в России, Японии, Тайване, США, Гонконге, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Испании, Франции, Австрии и многих других странах. Записал более 20 компакт-дисков.

Проскурин Сергей Георгиевич автор крупных международных культурно-творческих проектов: «Марьинские музыкальные Сезоны», которые ежегодно проходят в дворцово-парковом ансамбле "Марьино", санатория управления делами Президента РФ, ежегодного музыкального фестиваля «Русский камерный оркестр – детям», международного фестиваля классической музыки «Мариинские Ассамблеи», ежегодного проекта «Мост дружбы»: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и Курский государственный университет, совместного проекта с МБФ Спивакова «Дети – будущее России». Сергей Георгиевич является членом жюри престижных международных конкурсов: международных и республиканских конкурсов классической и современной музыки в Кишиневе (Молдова), международного конкурса «Живая музыка» (Стокгольм, Швеция), международных конкурсов «Моцарт-вундеркинд» (Мюртцешлаг, Австрия), «Вена классическая» (Вена, Австрия).Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах в Астане (Казахстан)

Награды премии

  • 1986 - Лауреат Международного конкурса камерной музыки (Кишинев, Молдова)
  • 1987 - Дипломант Международного конкурса Брасс квинтетов. Специальный приз за исполнение музыки Молдавских композиторов (Саратов)
  • 1989 - Лауреат Международного конкурса современной музыки в Кишиневе (Молдова)
  • 1994 - «Приз культуры Даларны» (Швеция)
  • 1996 - За концертную деятельность награждён премией культуры епископом Швеции
  • 2003 - «Человек года-2003», в номинации «Новые имена» награждён премией «Курская антоновка»
  • 2004 - Лауреат Международного конкурса -фестиваля классической музыки в Эль -Джеме(Тунис)
  • 2004 - «Менеджер года-2004», в номинации «Культура» с вручением почетной медали в Кремле
  • 2006 - Медаль губернатора Красного моря Baka El-Rashidy. (Египет)
  • 2011 - Памятный знак «За труды и Отечество»
  • 2011 - Медаль ордена Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца «За заслуги в благотворительности»
  • 2012 - Почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском»
  • 2013 - Присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Указ президента РФ от 20 мая 2013.
  • 2013 - Знак почета Курского государственного университета
  • 2014 - Действительный член (академик) Международной академии творчества г. Москва
  • 2014 г. – Премия «За лучшую запись компакт-диска классической музыки», по версии Шведской фирмы APM Film & Music CO
  • 2015 г. – За возрождение Российской музыкальной культуры награждён Медалью Императорского ордена Святой Анны. Мадрид от 4 ноября 2015
  • 2016 г. – Премия имени Натальи Сац и медаль Международной академии творчества за выдающийся творческий вклад в музыкальное искусство, г. Москва, от 15 апреля 2016.
Директор Русского камерного оркестра КГУ А.Н.Гончаров

Напишите отзыв о статье "Проскурин, Сергей Георгиевич"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Проскурин, Сергей Георгиевич

– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

December 11th, 2017 , 11:51 am

Праздником итальянской культуры стал состоявшийся в Курском государственном университете концерт Русского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина на фоне открывшейся здесь же выставки современной фотохудожницы и графика из Неаполя Паолы де Паскале. Это первая акция, проведенная в результате соглашения о культурном сотрудничестве между Кафедрой инструментального исполнительства КГУ и Культурной ассоциацией «Максим Горький», заключенного в сентябре этого года.
()

Художница, чьи работы неоднократно выставлялись в галереях Неаполя, Рима, Брюсселя, Парижа, Вены, Чикаго и других культурных центров, представляет направление, занимающее ныне ведущее положение в арт-пространстве Европы и Америки. Это «contemporary art» или современное искусство. Оно мало понятно широкому кругу, однако ухватить его энергетическую и смысловую сущность не так уж и сложно - для этого достаточно провести параллель с творчеством российских художников-концептуалистов начала ХХ века - и прежде всего Василия Кандинского и Казимира Малевича.
Курским зрителям персональную выставку Паолы де Паскале под названием «Миндалины народов» представила доктор искусствоведения Елена Яковлева. Экспериментами с формой и цветом художница стремится выработать универсальный язык, ведущий к изначальным истокам, глубокому внутреннему знанию, с помощью которого можно преодолеть бытующие в обществе стереотипы и конфронтацию между народами.
Продолжением итальянской темы, направленным в глубь времен, стало выступление Русского камерного оркестра. Курским любителям музыки хорошо известен интерес Сергея Проскурина к эпохе барокко. На этот раз в центре его внимания оказался 4-частный concerto grosso итальянского композитора XVIII столетия Франческо Джеминиани. Именно эту музыку композитор использовал в 1754 году при постановке в Париже балета «Заколдованный лес» на сюжет великого Тассо. Благодаря выразительной игре на скрипке приобретший прозвище «неистового», Джеминиани считал, что хорошая музыка выражает движения души, в то время как плохая - не выражает ничего. С чем трудно не согласиться.
А победную точку в итальянской теме поставила на этот раз солистка РКО Наталья Вакуленко, исполнившая арии из опер Франческо Чилеа и Винченцо Беллини, в том числе знаменитую каватину Нормы.

Олег Качмарский


October 8th, 2017 , 07:18 pm

Договор о культурном сотрудничестве решили подписать кафедра инструментального исполнительства Курского государственного университета и неаполитанская консерватория Сан-Пьетро-а-Майелла.
()
Здесь, в центре Южной Италии проводит свою деятельность - организацию научных конференций, различных творческих мероприятий - Культурная ассоциация «Максим Горький», правопреемница общества итальянско-советской дружбы. Эти места связаны с судьбой выдающегося русского писателя - длительное время, находясь в эмиграции, Горький жил на острове Капри, неоднократно посещал Неаполь и его окрестности, - отсюда и название ассоциации. По приглашению ее президента Луиджи МАРИНО и при содействии члена ассоциации Валентины ОЛЕЙНИКОВОЙ доктором искусствоведения, доцентом КГУ Еленой ЯКОВЛЕВОЙ была организована международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», в которой приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Курска, Кемерово, Астрахани и других городов. Символично, что событие это совпало с 240-летним юбилеем установления дипломатических отношений Неаполитанского королевства с Россией.
Конференции сопутствовала обширная культурная программа - знакомство с Казертой - «итальянским Версалем», морская прогулка на Капри, вояж через Помпеи, Бари - где хранятся мощи святителя Николая Чудотворца, - вдоль Амальфитанского побережья с его жемчужинами Сорренто, Амальфи, Майори, Равелло, посещение культурных заведений Неаполя, в частности, прославленного оперного театра Сан-Карло. В одной из старейших в Европе консерваторий Сан-Пьетро-а-Майелла в рамках конференции была представлена монография Елены Яковлевой , посвященная музыкально-просветительской деятельности Русского камерного оркестра под управлением Сергея ПРОСКУРИНА.
Это уже вторая книга о коллективе, где рассказывается о культурных проектах, имеющих прежде всего социальную направленность. Здесь и «Марьинские музыкальные ассамблеи», на которых был возрожден пласт усадебной дворянской культуры XVII - XVIII веков, в том числе найденная Сергеем Проскуриным в архиве, восстановленная и впервые за 200 лет исполненная Увертюра Ивана Барятинского. И международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи», уже самим названием восстанавливающий связь с культурными традициями Мариинской женской гимназии, на базе которой был организован КГУ. И направленные на просвещение детей и молодежи проекты «Русский камерный оркестр - детям» и «Дети - будущее России» (совместно с Благотворительным фондом Владимира Спивакова). Все то, что призвано реализовать утвержденный президентом Владимиром Путиным закон об основах государственной политики в сфере культуры.
Итальянской стороной культурно-просветительская деятельность Русского камерного оркестра КГУ была воспринята с полным пониманием.
- Как по сути, так и по форме это полностью соответствует европейскому опыту, - отметила Эльза ЭВАНГЕЛИСТА, ректор консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла. - У нас тоже есть зал, где мы проводим для жителей Неаполя бесплатные концерты, на которые приезжают известные мастера, тоже есть подобные коллективы…
Что, впрочем, неудивительно, если взять во внимание факт, что до своего появления в КГУ Сергей Проскурин более 20 лет проработал в Европе и в своей деятельности взял за основу соединение традиций русской и европейской музыкальных культур. И потому вполне логичным стало соглашение о сотрудничестве, позволяющем организовывать совместные проекты, конкурсы, фестивали, научные конференции, перекрестные мастер-классы, стажировки и так далее. Текст договора уже составлен, переведен на итальянский язык и отправлен на утверждение в Неаполь.
А уже на ноябрь-декабрь нынешнего года запланирован первый проект нового соглашения - «Вечер итальянской музыки», где кроме выступления Русского камерного оркестра будет представлена экспозиция работ современных неаполитанских художников и фотографов.

Олег Качмарский
на фото: участники конференции в консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла

February 12th, 2017 , 01:00 pm

В концертном зале торгово-развлекательного комплекса МЕГА ГРИНН состоялся концерт Русского камерного оркестра Курского государственного университета под управлением Сергея Проскурина, приуроченный к 20-летию коллектива и 60-летию его бессменного руководителя.
()
За годы творческой деятельности оркестра было записано 10 компакт-дисков, дано более 1200 концертов, значительная часть из которых - благотворительные. Огромное количество произведений, не исполнявшихся ранее в России, прозвучали в исполнении Русского камерного оркестра. Благодаря подвижнической деятельности Сергея Проскурина российский зритель смог услышать и увидеть замечательных солистов, дирижеров, композиторов мирового уровня из Швеции, Дании, Канады, Германии, Великобритании, Тайвани, Франции, Японии, Ирландии, США и других стран. Сегодня оркестр входит в число ведущих музыкальных коллективов России, его выступления проходят в лучших концертных залах страны, в том числе Московской государственной консерватории, Московском международном доме музыки, Храме Христа Спасителя, в залах музея Московского Кремля, в концертном зале Национального музея имени Глинки.
Главная особенность фирменного стиля Сергея Проскурина заключается в синтезе двух школ исполнительского искусства - с одной стороны, европейской тонкости и точности, с другой - русской глубины. Разнообразием отличается музыкальная палитра коллектива: здесь музыка народная, легкая и джазовая, но в основе, конечно же, классика. Показательным в этом смысле стал и юбилейный гала-концерт, на котором прозвучали произведения Жоржа Бизе, Георга Фридриха Генделя, Сергея Рахманинова, Джакомо Россини; неаполитанская песня в исполнении народного артиста России Заура Тутова; прекрасные голоса Илоны Коржевич, Людмилы Воробьевой и Натальи Вакуленко; Бородин и Чайковский в подаче скрипичного виртуоза Родиона Замуруева; выступили скандинавские гости Альбин Ол и Ларс Карлин…
И столь же многообразными оказались поздравления в адрес юбиляров: от представителей Православной церкви и замминистра культуры Александра Журавского, от народного мэра Севастополя Алексея Чалого и главного российского коммуниста Геннадия Зюганова, от Никиты Михалкова, Владимира Спивакова, Василия Ланового, Анатолия Карпова, Владимира Винокура и даже… от Джеки Чана, с которым маэстро Проскурин успел подружиться, будучи на гастролях в Гонконге и на Тайвани.

Олег Качмарский

January 21st, 2017 , 09:25 pm

60 лет исполняется замечательному курскому музыканту - солисту, дирижёру и педагогу, - профессору Курского государственного университета, основателю и заведующему кафедрой инструментального исполнительства, художественному руководителю Русского камерного оркестра КГУ Сергею Проскурину.
Родился будущий музыкант 26 января 1957 года в городе Старый Оскол новообразованной Белгородской области. Здесь он закончил музыкальную школу, после чего решил стать трубачом. И потому первый наш вопрос к маэстро касался судьбоносного выбора инструмента.
()
- Сергей Георгиевич, почему именно труба? Что предопределило выбор?
- В музыкальной школе я учился по классу баяна и фортепиано. Но потом мне очень понравилась труба. Почему? Да потому что она очень красиво блестела, то есть привлекала чисто визуально. Кроме того, из неё можно было извлекать очень громкие звуки. Ну и к тому же, это один из самых демократичных инструментов, на котором можно играть на улице - по традиции духовых оркестров, играющих для народа. А так как тогда в Губкинском музыкальном училище открылось отделение духовых инструментов, то я поехал туда и поступил на «трубу».

- Возможно, уже тогда проявилась у вас тяга к музыке барокко, где труба играет немаловажную роль?
- Это уже потом, после аспирантуры. Когда жил и работал в Швеции, я стал изучать происхождение трубы - написал несколько книг, в частности «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции» и «Труба золотого века». Я даже собрал собственный музей старинных инструментов. А так как жил я в самом эпицентре Европы - Германия, Дания, Швеция - где очень популярно барокко, то и впитал в себя эту музыку.

- Однако труба сегодня больше ассоциируется с джазом. Ведь даже первое лицо джаза - Луи Армстронг - трубач. А вот в классической традиции она где-то в глубинах…
- Именно так - что-то находится в глубинах, а что-то на поверхности. Дело в том, что классическая музыка, в общем-то, элитна. К ней нужно быть готовым, как к знанию какого-то языка. Можно слышать мелодию французского языка, но не знать о чём идёт речь, потому как нужно знать грамматику, то есть быть в глубинах. Поэтому и труба с классической музыкой ассоциируется у тех, кто в теме. Это не на поверхности, а гораздо серьёзней и глубже. Есть музыка более доступных жанров - она не требует большой подготовки слушателя. Не в том смысле, что элитное лучше. Краски не бывают лучше или хуже, нельзя сказать, что жёлтый выше красного. Но лично меня на протяжении последних 30-40 лет увлекала классическая серьёзная глубокая музыка. Хотя я играл и поп-музыку, и работал со многими джазовыми музыкантами. Мало того, в своё время я был заведующим кафедрой джазовой музыки в Кишинёве, руководил биг-бэндом, и на телевидении у меня есть много записей джазовой музыки.

- Но существование в одно и то же время неизбежно приводит к взаимодействию музыкальных стилей и жанров…
- Взаимовлияние очевидно. Даже если взять начало ХХ века, когда только формировался джаз как стиль, очень трудно отличить музыку Дюка Эллингтона от импрессионистов, в частности, от фортепианных произведений Дебюсси или Равеля. Они очень близки по гармонии, по содержанию, элементы импрессионизма присутствуют в джазе, и наоборот. У Шостаковича можно увидеть элементы джаза, недаром многие джазовые музыканты считают его своим. Поэтому я предпочитают делить музыку на хорошую, то есть качественную и… менее качественную. А чёткую границу по стилям и жанрам провести проблематично. Потому что все эти стили друг друга дополняют, составляя единую палитру музыки.

- На каком этапе творческого пути произошёл у вас переход от солирующего музицирования к дирижерскому?
- В качестве солиста я играл в духовых оркестрах, симфонических, камерных, в биг-бэндах, в Большом театре, в разных странах, записал очень много музыки для трубы. И в конце концов пришёл к выводу, что для дальнейшего диалектического развития нужно попробовать режиссировать музыку, предложить музыкантам то звучание, которое я вижу и слышу. И дирижёрская профессия стала следующим этапом моего развития как человека.

- Происходило это в заграничный период вашей жизни?
- На дирижёра я начал учиться, когда уже преподавал в Королевской академии Копенгагена. Хотя первые уроки дирижирования я получил ещё в детстве от своего дяди -дирижера симфонического оркестра, одного из тех, кто повлиял на мою жизнь. Ещё одним таким человеком стал румынский дирижёр Думитру Гойя - личность воистину выдающаяся. Играя как-то с ним в германских концертах, я был покорён его стилем дирижирования - очень строгим, глубоким, сдержанным, лишённым внешних эффектов. И он стал моим учителем в Национальном университете музыки в Бухаресте. Но не он один - дирижёрскому мастерству я учился также у двух народных артистов РФ - Юрия Кочнева в Саратовской консерватории и у Равиля Мартынова в Санкт-Петербургской консерватории. Таким образом, я учился у трёх больших мастеров. И когда я решил переехать в Россию и что-то сделать дома, то был уже практикующим дирижёром.

- Желание вернуться домой возникло по какой причине?
- Я себя ощущаю русским, поэтому мне очень дороги русская культура, русский язык, русская музыка. Корни мои из Старого Оскола, рядом с Курском, здесь похоронены мои родители, близкие… Но как исполнитель я многому научился в Европе, как трубач и дирижёр проходил стажировку в Лондоне, Нью-Йорке, поэтому многое мною почерпнуто из европейской культуры. В результате получился своеобразный сплав - фьюжн - русской и европейской исполнительских школ, которые очень хорошо дополняют друг друга. Синтез русского и европейского.

- Ещё один аспект вашей деятельности - педагогический…
- Это идёт параллельно. Я преподавал в Саратовской консерватории, Кишинёвской консерватории, Кишинёвском институте искусств, Шведской государственной консерватории, Королевской академии Копенгагена, Венской консерватории имени Бетховена. Вот и получается, что педагогической работой занимаюсь ровно столько, сколько исполнительской. Это органично сочетается и неизвестно что важней. Хочешь хорошо научиться - начинай преподавать, потому как много полезного можно почерпнуть и у собственных студентов.

- Сергей Георгиевич, на ваш взгляд, что такое музыка?
- Аристотель сказал гениальную фразу: речь дана оратору, чтоб скрывать мысли, а музыка - это правда. В музыке нельзя подразумевать что-то - ты делаешь то, что есть. Написано мажор - нельзя играть минор. Музыка - это очень искренне, очень чисто, это то, что формирует человека. Я уверен: человек, который слушает хорошую классическую музыку, становится лучше, гармоничнее, спокойнее. Это не только лекарство, а что-то другое - контакт с законами космоса, причём самый прямой контакт.

- Можно ли музыку передать словесно? Содержится ли в ней некая конкретная информация?
- Да, музыка очень програмна. Люди с тонкой психикой, с не совсем устойчивой - реагируют на неё наиболее остро. Музыка может быть агрессивна, она может человека вдохновить… ведь люди шли на бой, пели песни, били в барабан - и становились бесстрашными. И наоборот - музыка расслабляет и заставляет совершенно по-другому воспринимать мир. Если взять нашу цивилизацию и рассмотреть, в какой области человек достиг наибольших высот - я думаю, в музыке. Это апогей развития человеческого интеллекта. Представляете, что такое полифония у Баха? Одновременно звучит 5 разных мелодий - и ни одна не мешает другой, всё уживается, всё работает, можно слышать второй голос и быть под впечатлением третьего или пятого, и так в самых разных соотношениях.
Конечно, есть у музыки и другие стороны. Сейчас модно говорить о музыкальном дизайне. Есть музыка-фон - когда приходишь в кафе и там что-то гудит… или музыка для машины - чтобы не заснуть... Но в высшем своём проявлении музыка заставляет переживать, размышлять, думать, чувствовать.
У меня любимая музыка - это Иоганн Себастьян Бах. Она вне национальностей, направлена только в космос, на божественное начало, содержит в себе информацию о происхождении мира. А из русских композиторов - Рахманинов, Чайковский… Сергей Васильевич очень близок, потому что это наше состояние души - где мы что-то должны преодолевать, где эмоциональное берёт верх над рациональным. А Пётр Ильич - тоже очень эмоциональный, динамичный композитор, очень мелодичный, что также созвучно нашей природе, нашей местности, нашему характеру, нашей какой-то неустойчивости. В этой музыке я нахожу всё то, что характерно для русского человека.

"Я всего лишь трубач и не участвую в битве. Наша труба зовет людей не к взаимным распрям и сражениям, а к тому, чтобы они заключили мир между собой…" эти слова Френсиса Бэкона, английского философа, любит повторять Сергейп Проскурин - профессор, педагог, дирижер и руководитель русского камерного оркестра Курского Госуниверситета и, кстати, трубач-виртуоз.

Наша встреча с Сергеем Георгиевичем произошла накануне сразу трех юбилеев в его жизни: 55-летия со дня рождения, 35-летия творческой деятельности и 10-летия создания его любимого детища - Русского камерного. О жизни, семье, музыке и многом другом мы и решили поговорить с маэстро.

- Сергей Георгиевич, наверное, начнем с того, как вы пришли в мир музыки?

В жизни каждого человека все начинается с семьи. Мне повезло, потому что я родился в музыкальном семействе: мама, Полина Тимофеевна, учительница начальных классов, играла на фортепиано и гитаре, папа, Георгий Тимофеевич, работал электриком на заводе, а также умел играть на гитаре и баяне. Кроме того, мама хорошо знала немецкий язык, любила рассказывать сказки и пела, поэтому в нашем доме никогда никто не скучал. В три года папа научил меня играть на балалайке, а сам с мамой подыгрывал мне на гитаре - это было первое в моей жизни трио. А уже в шестилетнем возрасте они отдали меня в музыкальную школу.

- Так рано? Но музыкальная школа - это часы занятий, а так хочется побегать?..

А я все успевал: и нотную грамоту осваивал, и во дворе бегал, и даже посещал секции по футболу, гимнастике в школе - одно другому не мешало.

- А как увлеклись игрой на трубе?

Это уже позже произошло, когда я покинул родной Старый Оскол и поехал учиться в музучилище в Губкин. Я выбрал трубу благодаря своему дяде, который тоже был музыкантом, преподавал и дирижировал симфоническим оркестром, он очень поддерживал меня, направлял, можно сказать, был моим идеалом.

- Почему именно музыка? Ведь это не очень выгодное занятие?

Еще Рахманинов писал: "Музыка - плохой бизнес ". Но ведь произведения, которые исполняет наш оркестр, слушают уже более 300 лет! А если они "прожили" несколько веков и по-прежнему волнуют публику - значит, их надо играть.

- Но вы не только виртуозный трубач, вы еще и дирижерскую профессию освоили, причем с блеском…

Вы знаете, руководить оркестром - это как управлять маленьким государством - тяжелая, серьезная мужская работа. В вашем распоряжении люди с разными характерами, подготовкой, школой, и вам надо их объединить, подчинить одной идее и при этом не подавить индивидуальности.

Я начал осваивать дирижерское дело потому, что, будучи солистом, насмотрелся на руководителей, которые были недостойны своих оркестров. Причина проста: сначала надо самому несколько лет поиграть в коллективе, понять, как он устроен. Лично я считаю, что полностью состоялся как дирижер только в 50 лет.

- Как создавался Русский камерный оркестр?

Однажды я понял, что в Черноземье нет ни одного камерного оркестра, а ведь у него множество преимуществ: он маленький, гибкий, мобильный. Кроме того, найти музыкантов для него намного легче, ведь 15 человек - это не 80, как в симфоническом. Я поделился своими идеями с Вячеславом Гвоздевым, ректором Курского государственного университета, и нашел у него поддержку. Вот так и родился наш коллектив, в котором изначально было 12 человек, а в данный момент - 20. Просто так "сошлись звезды", а точнее - два человека: один - дальновидный, обладающий редким деловым чутьем, а другой - профессиональный музыкант, сочетающий в себе европейскую и российскую школы. Результатом этого синтеза и стал наш оркестр.

- По каким критериям проходит отбор в ваш коллектив?

В первую очередь трудолюбие, профессионализм и, конечно, коммуникабельность. Есть люди, которые являются потрясающими музыкантами, но не могут работать в коллективе. Оркестр - это как дорогой автомобиль известной марки: попалась деталь другого производителя - и машина не поедет!

В последнее время я заметил еще одну интересную особенность нашего Русского камерного: раньше музыкант, как бы он ни был подготовлен, втягивался в ритм оркестра минимум за год, теперь же этот временной промежуток намного сократился и занимает несколько месяцев, видимо, заданная планка заставляет людей работать над собой и расти.

- А есть те, кто с вами играет со дня основания?

Конечно! К сожалению, их осталось не так много - Сергей Сорокин, Лада Аверьянова, Карина Проскурина, Ирина Сорокина. Бывает, музыкант получает более выгодное в финансовом отношении предложение и уходит, это нормально. Конечно, мне очень хочется, чтобы оркестранты получали достойную зарплату, но зачастую это остается мечтой. Очень горько наблюдать за ситуацией, когда нужда заставляет профессионального музыканта заниматься другим делом, например, торговлей. Это неправильно, ведь, чтобы получить диплом оркестранта, человеку надо учиться 20 лет!

- Сергей Георгиевич, оркестр - это семья, а в каждой семье есть свои традиции, обычаи. А как у вас?

Мы вместе отмечаем все праздники, летом организуем пикники с потрясающим шашлыком. И еще никогда не говорим плохо о своих коллегах. Музыкальная среда располагает к критике, но мною изначально были пресечены все попытки к обсуждению. О нас ведь тоже говорили, что мы развалимся через годик-другой после основания. Десять лет пролетело, а мы и не думаем. Потому что создать оркестр нетрудно, а вот сделать с ним за эти годы много хорошего по силам не всем.

Помимо всего прочего, мы дорожим друг другом, стараемся не обижать даже словом. Например, можно спросить у музыканта: "Что ты там играешь?! " И тем самым настроить его на агрессию и желание защищаться. А если задать вопрос по-другому: "А что у тебя в нотах? " Согласитесь, звучит не так обидно и вызывающе.

- И все же в чем уникальность Русского камерного?

За десять лет оркестр обрел собственное лицо и индивидуальное звучание. Ведь мы не пытаемся никому подражать, а живем, развиваемся, постоянно создаем новые проекты, которые опять же были бы просто невозможны без поддержки университета, ведь он приобретает для нас уникальные старинные инструменты, подарил возможность создать мини-консерваторию и основать собственную студию звукозаписи. Без его помощи мы бы не имели возможности приглашать на наши концерты известных музыкантов и композиторов не только из-за рубежа, но и из России.

- Расскажите о самых интересных площадках, на которых приходилось играть.

Пожалуй, это Московская консерватория и Национальный зал Мадрида. Неповторимое звучание оркестр обретал в различных храмах - католических, протестантских. Вообще, для наших музыкантов не имеет значения, в каком месте играть.

- Сергей Георгиевич, что мы все о музыке… Давайте немного о вас. Думаю, наши читатели неоднократно задавались вопросом: а почему вы вернулись из-за рубежа в Россию?

Во-первых, потянули корни, а во-вторых, ностальгия замучила. Сейчас не 80-е, когда творческим людям не давали писать, играть, высказываться. У каждого есть возможность поехать, например, в Америку, Италию, куда угодно, посмотреть, как живут люди, даже немного поработать, а потом вернуться. К тому же в России остались мои престарелые родители. Вернувшись, я столько хорошего в своей жизни обрел: создал новую семью, ведь у меня трое детей, повстречался с прекрасными людьми.

- Скажите, а вы в семье тоже лидер?

Наверное, нет. Хотя в армии и в школе я постоянно проявлял лидерские качества, потому что создавал либо спортивные команды, либо музыкальные коллективы.

- У вас бывают творческие кризисы?

Нет, я такой человек, который всегда найдет что делать.

- А как вы отдыхаете от музыки?

Обожаю фотографировать. Недавно в Швеции в горах "поймал" в кадр оленя. Занимаюсь спортом, учу языки, вот сейчас итальянский осваиваю. Еще у меня есть одно увлечение - коллекционирую виниловые пластинки, причем имеется и комплект старой аппаратуры в хорошем состоянии (даже ламповые усилители), на которой их прослушать можно. Гордость моей коллекции - записи Николая Геды.

Стараюсь проводить больше времени с детьми. Вообще, их у меня четверо, кстати, недавно я стал дедушкой - моему внуку уже четыре месяца. Знаете, мне так хочется пожить дольше, чтобы иметь возможность порадоваться за детей и внуков!

- Сергей Георгиевич, как вы считаете, музыкант должен быть верующим человеком?

Вопрос веры всегда очень непростой, но я считаю, что с появлением Христа изменился мир, а вместе с ним и музыка, которая не появилась бы без Творца.

- Ваша профессия дарит вам редкую возможность знакомиться с интересными людьми. Расскажите о самых запомнившихся встречах.

Меня всегда поражало то, что чем больше человек делает и умеет, тем проще и скромнее он в общении. Не так давно я познакомился с Ларисой Удовиченко. Казалось бы, актриса, звезда, но насколько она искренняя - никакой заносчивости, спеси. То же самое могу сказать и о Василии Лановом, Евгении Светланове, Мстиславе Ростроповиче, Маринэ Яшвили. Да, судьба подарила мне много интересных встреч. Общение с такими людьми делает нас лучше и богаче духовно.

- Что бы вы пожелали участникам Русского камерного на десятилетие?

Уважать и любить свою профессию, гордиться ею, потому что мы действительно заняты очень серьезным, пусть даже и невыгодным в экономическом плане делом. Но ведь связывает нас нечто другое - гораздо более важное, я бы сказал, вечное, та музыка, что мы играем.

Справка

Сергей Проскурин окончил детскую музыкальную школу имени Эрденко в Старом Осколе, затем поступил на духовое отделение в Губкинское музыкальное училище, после была Саратовская консерватория и две аспирантуры.

В 30 лет Сергей Георгиевич создал и возглавил первую в Молдавской Республике кафедру оркестровой музыки в Кишиневском государственном институте искусств имени Музическу. Кроме того, в Молдове Сергей Проскурин организовал брас-квинтет, а также симфонический оркестр при Государственном русском драматическом театре имени Чехова.

В Швеции маэстро Проскурин занимает должность заведующего кафедрой духовых инструментов в Государственной консерватории города Фалюне, преподает, гастролирует с созданным при консерватории брас-квинтетом по городам Европы, а также активно занимается музыкой как трубач. Сергей Георгиевич также пишет музыку, и его произведения исполняет знаменитый джазовый музыкант Макс Шульц. В наступившем году состоится премьера "Рождественской кантаты " для детского хора и симфонического оркестра, написанной маэстро.

21 марта кукольники всего мира отмечают профессиональный праздник. В Курском театре кукол праздник начнется в 10.00.
Планируется, что открытие нового памятника состоится в четыре часа утра 22 июня.
13.03.2019 Курская правда Завтра курянам будет представлена новая программа - "Мелодии, сошедшие с экрана".
13.03.2019 Курская правда

В Курской картинной галерее имени Александра Дейнеки открывается выставка «Планета жизни».
13.03.2019 Курская правда На выставке, которая откроется 15 марта, представлены произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания галереи.
13.03.2019 ИА KurskCity

Сквозь белоснежные тюлевые шторы солнечные лучи веселыми зайчиками плясали по замысловатым узорам набранного из разных пород дерева паркету, соперничая с теми, что резвились на шелковых сине-голубых обоях по стенам большой залы с двумя каминами. Через ту же белую паутинку штор выплескивались за окна звуки скрипок, флейт, виолончелей, собираясь воедино под ультрамариновым высоким небом в шедевры Баха и Моцарта, Генделя и Равеля.

“Стоп! Стоп! Куда вы так спешите? -суровый голос нарушил круговорот звуков и солнечных зайчиков. - А вы - громче! С третьего такта!»

Равновесие восстановилось, все завертелось, как будто не было этого внезапного перерыва. Музыка растекалась по тенистым аллеям усадебного парка, обгоняя неторопливо прогуливающихся дам - в соломенных шляпках, с вуалями и веерами и кавалеров во фраках и цилиндрах. Как будто не было последних 150 лет: в поместье Марьино князей Барятинских летним субботним утром началась двадцать шестая ассамблея. Сейчас этот бал так и называется - «Мариинские ассамблеи».

Накануне поздно вечером нас, гостей из Москвы, встречал в аэропорту Курска тот самый обладатель сурового голоса - в клетчатой рубашке с коротким рукавом и летних брюках. Он ни за что не хотел отдавать нам наши чемоданы, все нес сам, и в его голосе не было и следа суровости:

Нет, нет, нет! Не дам! Позвольте мне самому, вы - гости, а я вас встречаю, - говорил известный всему музыкальному миру маэстро, трубач-виртуоз, дирижер, профессор Сергей Георгиевич Проскурин. Ослушаться не было никакой возможности, пришлось покориться. На следующее утро вместе с музыкантами курского Русского камерного оркестра и гостями мы погрузились в машины и отправились в Марьино. Казалось бы, завезли в глухомань, в провинцию. Что тут может быть интересного? Но в полутора часах езды от Курска находится старинная усадьба, а точнее - один из шедевров русской архитектуры XIX века.

Как царь ассамблеи придумал

«…Балы введены в Россию Петром Великим, по возвращении его из-за границы, в 1717 году. Французский двор и высшее Парижское общество тогда, как и теперь, были законодателями моды, вкуса, любезности и светского общения, - все это было заманчивою новостью для Русского Монарха. Великий Преобразователь сразу понял, какое благородное влияние окажет на полуобразованное русское общество и на смягчение грубости тогдашних нравов уничтожение затворничества женщины» - можно прочесть в главе V «Балы и театры» сборника советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни (Санкт-Петербург, 1889). Результат не заставил себя долго ждать. В 1719 году был издан указ о неслыханных до того времени собраниях обоего пола, названных ассамблеями, где, в числе прочего, значилось:

«В ассамблеи могут приходить: чиновные особы в котором часу угодно, ходить, танцевать, сидеть или играть. Так же и все дворяне, известнейшие купцы, корабельные мастера и канцелярские служители с женами и детьми. Преступивший правила подвергается наказанию осушить кубок большого орла».

Заключенные в высоких теремах будущие невесты, которые лишь по праздникам только и осмеливались подходить к окнам посмотреть на уличные гуляния, втайне радовались предстоящей свободе. Воспитанные же по старине их маменьки с большой неохотой повиновались Государевой воле, жаловались на развращенное время, когда молодым девушкам вдруг стало позволено не только говорить, не краснея, с молодыми мужчинами, но даже и прыгать с ними в танце.

Ассамблеи же были устроены следующим образом. В одной комнате-зале танцевали, в другой были шахматы и шашки, в третьей - трубки с деревянными спичками и рассыпной табак, бутылки с ценными винами. Дам угощали чаем и кофе, миндальным молоком и вареньем. Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои, литавры. Изумительная музыка в исполнении приглашенных виртуозов покоряла всех, говорили, что «тот праздник не праздник, где не играли Голштинские музыканты».

Музыкальный князь

Почти три века спустя в бывшем княжеском дворце прошла первая Мариинская ассамблея, а в июне этого года мы были участниками 26-ой. В той или иной мере часть программы посвящена князю И. И. Барятинскому, который возвел поместье и парковый ансамбль как символ достоинства и величия княжеского рода; по счастливому стечению обстоятельств оно практически в неизменном виде сохранилось до наших дней.

Концертная музыкальная жизнь в начале XIX века все же не была общедоступной. Ее ограниченность восполнялась домашним музицированием, что стало неотъемлемой принадлежностью жизни образованной части русского общества как в столицах, так и в провинции. Да и было ли это разделение на провинции и столицы? Значительная часть общества лишь летом проводила время в загородных домах. Музыка развивалась и процветала в литературно-художественных кружках и салонах Москвы, Санкт-Петербурга, в домах графов Шереметьевых, Виельгорских, княгини Волконской и многих других известных фамилий. Особое место в этой череде занимали и дворянские усадьбы, которые были вполне самодостаточными культурными центрами, где звучала не только камерная музыка, но и опера, и крупные симфонические жанры.

В XIX веке стараниями князя Ивана Ивановича Барятинского его усадьба пре­вратилась в один из бриллиантов на карте культурных сокровищ России. За свою жизнь (1767–1825) князь сумел с размахом воспользоваться преимуществами своего происхождения и положения, найти применение своим незаурядным музыкальным и художественным способностям.

С отроческих лет Иван Иванович Барятинский находился на военной службе: в 13 лет он был зачислен поручиком в Екатерининский гусарский полк и определен адъютантом к генерал-фельдмаршалу князю Потемкину. Позже служил в Семеновском полку, был волонтером польской армии и отличился при штурме и взятии Праги войсками Суворова, работал в Русской дипломатической миссии в Лондоне, затем - в Мюнхене. После смерти обоих родителей Иван Иванович в 1812 году удаляется от дел, возвращается в Россию и поселяется в унаследованном поместье Ивановское Рыльского уезда Курской губернии. Это в полутора километрах от Марьина, здесь в 1811–1820 гг. на берегу реки Избицы строится княжеская резиденция.

С этих пор в имении процветает полнокровная и насыщенная жизнь. Князь успешно занимался сельским хозяйством, применяя последние достижения европейской агрономической науки, но интересы его были весьма обширны. До нас дошли превосходные художественные коллекции, значительное собрание книг, музыкальный архив. Сохранились и сочинения самого князя: увертюра для большого симфонического оркестра, соната в четыре руки и контрдансы. Без сомнения, все эти произведения звучали на ассамблеях в Марьине, в том числе и танцевальная музыка. По сохранившимся об этом сведениям можно судить о музыкальных пристрастиях во дворце.

Князь жил очень открыто: к нему беспрестанно съезжались гости, во дворце устраивались шумные балы и театральные представления. В Марьине был постоянный театр, где ставились пьесы на русском и французском языках. Причем в постановках на родном языке участвовали крестьяне, а на французском - члены семьи, гувернеры, помещики, жившие по соседству. Оркестр же состоял из 40-50 музыкантов, в основном крепостных. И не только из своих. Барятинские слыли покровителями искусств. Одного талантливого крепостного скрипача князь Иван Иванович выкупил за десять тысяч рублей - астрономическую по тем временам сумму. К музыкальному образованию одаренных крестьянских детей Иван Иванович подходил очень обстоятельно: их отсылали для обучения в Санкт-Петербург.

Куда ты едешь!

Два века спустя Сергей Проскурин пришел в Российскую государственную библиотеку, чтобы лично изучить архив князя Барятинского.

Я нашел три сочинения, принадлежащие его перу. Это настоящие жемчужины музыкального архива! Я листал ноты с восторгом и волнением первооткрывателя. Разбирал оркестровые партии, читал записи музыкантов на полях нот, всматривался в почерк князя. Кстати, когда мы проводили первую нашу Ассамблею в 2005 году, Русский камерный оркестр впервые исполнил найденную Увертюру ре минор для симфонического оркестра. Что поражает меня больше всего? Высочайшая музыкальная образованность князя. По нашим меркам - это уровень консерватории, не ниже!

Соответствовать высокой планке исполнительского мастерства, заданной князем Барятинским, сегодня, в XXI веке, стремятся музыканты оркестра Сергея Проскурина.

Русские музыканты играют очень эмоционально. Европейские оркестры играют более точно, виртуозно. Я думаю, что наш оркестр отличается от других провинциальных оркестров, тем, что мы играем по-европейски технично, но с русской энергией, - говорит дирижер.

Почти четверть века Сергей Проскурин проработал в лучших оркестрах Европы и Америки. Он родился в 1957 году в Старом Осколе, окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Собинова, проходил стажировку в Московской консерватории, а также в разных городах мира, среди которых Нью-Йорк и Лондон, работал со многими оркестрами мира, записал более двадцати компакт-дисков. Композитор, дирижер, основатель и руководитель Русского камерного оркестра в Курске, профессор Курского государственного университета, основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства, профессор в консерваториях Вены, Копенгагена и Стокгольма. Блестящая карьера, о которой можно только мечтать! А в начале 2000-х годов он удивил своих европейских коллег - уехал в Россию, в провинцию и с нуля создал собственный - Русский камерный - оркестр.

После двухчасовой репетиции маэстро прогуливается с гостями по огромному парку и делится воспоминаниями. Конечно же, нам очень интересно узнать, как это он взял и вернулся в русскую глушь?

Знаете, как-то получилось так, что я все время жил в столицах: то в Дании, то в Австрии, то в Молдавии, но мне всегда хотелось жить в России. Может, это и покажется немножечко странным. Когда я вернулся в Россию, мой друг - музыкант из Швеции Гюнар Гранц - написал мне: «Ты уже столько лет здесь прожил, ты не знаешь, куда ты едешь! Россия - другая страна. Ты через год приедешь обратно - и работы не будет. Давай мы составим документ, что ты поехал в Россию на стажировку, чтобы ты мог через профсоюз вернуться домой».
Сергей Георгиевич говорит очень просто, как будто сложилось все именно так, как и должно было.

Но у меня была мечта - выразить накопившееся в душе за долгое время: прочитанные книги, может, какие-то сны детские, ранние мои впечатления от музыки… Мне хотелось создать такой оркестр, чтобы я от начала до конца мог за него нести ответственность - свой коллектив, ну, как своя семья.

В этих словах на прогулке после репетиции в прекрасном сосновом бору слышится главное - своя семья. Отношение к каждому в оркестре как к родному.

Возвращение домой

Моя мечта сбылась, - с радостью в голосе говорит Сергей Георгиевич, - я полностью отвечаю за этот оркестр. Это необыкновенно сложно, потому что провинция - это не Москва, где и Консерватория, и столько учебных заведений, и столько музыкантов можно привлечь. Приходится заниматься чуть ли не с каждым в отдельности, и парами, и группами. Конечно, есть и опытные музыканты. Но я испытываю необыкновенную радость, что в провинции есть такой оркестр. Мне кажется, это очень важно - что моя мечта оказалась нужной кому-то.
Слова эти западают в душу сразу. Прогуливаемся все вместе, не спеша. В конце нашей нестройной колонны идет, что-то рассказывая собеседнику, владыка Иоанн, митрополит Белгородский, - тоже гость. Бесподобный аромат живого леса пьянит, под ногами прелые листья, иван-чай, хвоя, таинственный запах болотных цветов, и звуки - листьев, ветра, воды. Сам маэстро в обычной белой футболке и льняных брюках, уже слегка утративших утреннюю наглаженность, выглядит близким и родным. Да так оно и есть.

Почему же Вы вернулись? - с репортерской настойчивостью задаю банальный вопрос.

Россия мой дом, и лучше, чем Россия, места для меня нигде нет. Я уверен, что наши люди - это носители действительно самостоятельно сформировавшейся цивилизации. Мы не Европа и не Азия. Когда мы сможем осознать, кто мы такие на самом деле, все начнет налаживаться, - Сергей Георгиевич говорит так убедительно, что веришь и радуешься такому совпадению во взглядах.
Сегодня Курский камерный оркестр известен во всем мире. С ним выступают солисты «Ковент-Гарден», Берлинской и Стокгольмской королевской оперы. С восторгом маэстро вспоминает, как оркестр в мае этого года выступал в Москве, в зале храма Христа Спасителя, когда отмечалось тезоименитство Патриарха Кирилла:

Выступать в пристуствии Святейшего - большая ответственность, но и неменьшая радость и для меня лично, и для музыкантов, которые приехали в самое сердце нашей страны из далекого города.

Воспитанники Проскурина играют сейчас на лучших сценах мира. Сергей Георгиевич принимает это как должное, набирает в свой коллектив новых талантливых музыкантов из провинции. Всей своей работой он доказал, что и в российской глубинке можно создать оркестр, гастроли которого расписаны на год вперед. Но самая любимая публика ждет его здесь - на «Мариинских ассамблеях».

Чудо рождается

Как же ваши друзья, коллеги-музыканты приняли вашу мечту?

Меня не понимали. Ведь многие мои студенты работают и в Парижской опере, и в Лондоне, и в Королевской опере Стокгольма играют, на радио и телевидении Дании -более чем в десяти ведущих оркестрах мира. А теперь, знаете, как все обернулось? Сейчас европейские музыканты - певцы, солисты - мечтают приехать сюда, сыграть с нашим оркестром!

А простые люди могут попасть на ассамблеи?

Конечно, просто надо накануне известить, что приедут. Если на два дня, с ночевкой, то заранее договориться с санаторием в Марьине, это наши друзья, они предоставляют места.

В течение двух дней директор санатория выступает главным массовиком-затейником, проводя конкурсы, чаепития и лотереи. В безукоризненном костюме, с бабочкой, в перчатках Сергей Леонтьев не то что играет роль, но и на самом деле является радушным хозяином.

В самом Курске оркестр Проскурина тоже дает концерты, часть из них совершенно бесплатные.

Мы в городе даем более 20 бесплатных благотворительных концертов в год. Все могут прийти! Очень жаль, что иногда залы не могут вместить всех желающих и по 200, 300, 400 человек вынуждены стоять в фойе. Я вижу совершенно новых людей на концертах, - делится Сергей Георгиевич. - Я надеюсь, что мы смогли сформировать, воспитать часть публики, которая не знала раньше о том, что есть камерная музыка, есть классическая музыка, и что ее нужно слушать вживую. Многие из тех, кто бывает на наших концертах, говорят: «Мы просто клад какой-то открыли для себя!» Видимо, это и есть ответ на вопрос, зачем я вернулся.

Вот и вечер, сейчас начнется концерт. Круглый зал дворца, стены возносятся вверх, к небу, под крышу из узорчатого стекла, и время словно вернулось на 200 лет назад. Музыканты преобразились: мужчины в костюмах, дамы - в бальных платьях. Но само чудо рождается в тот момент, когда дирижерская палочка взмывает вверх, замирает, как бы предчувствуя, что через мгновение в этот зал, в этот дом, спрятанный в глухом уголке огромной страны, ворвется - как ветер, как те самые утренние лучи солнца, - настоящая, хотя и незримая, красота.

Сергей Георгиевич Проскурин

главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра, солист-трубач, педагог, ученый, профессор Курского государственного университета и консерватории им. Людвига ван Бетховена в Вене (Австрия). Получил музыкальное образование в консерваториях Саратова (по классу трубы) и Санкт-Петербурга (по классу оперно-симфонического дирижирования). Стажировался в Лондоне и Нью-Йорке, затем в Бухаресте. Наряду с концертной деятельностью солиста-трубача и дирижера занимался педагогической работой. Преподавал в консерваториях Саратова, Кишинева, Фалюна (Швеция), в Королевской Академии музыки Копенгагена (Дания). Гастролировал по городам России, в бывших республиках Советского Союза, в Японии, Тайване, США, Гонконге, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Испании, Франции, Австрии и многих других странах. Записал 20 компакт-дисков как солист и дирижер. Имеет более 200 научных и творческих публикаций. Сергей Проскурин является автором крупных международных культурно-творческих проектов: «Марьинские музыкальные сезоны», которые ежегодно проходят в дворцово-парковом ансамбле «Марьино», ежегодного музыкального фестиваля «Русский камерный оркестр - детям», международного фестиваля классической музыки «Мариинские ассамблеи» и других.

Текст и фото Юлии Маковейчук