В школах начались выпускные балы. И если вы посмотрите на даты их проведения, то вряд ли найдёте хоть один выпускной, назначенный на 22 июня. Не принято в этот день их проводить. Но скорее это связано не с благочестием, а с суеверием: как бы этим не навлечь беды на детей, ибо многим известно трагическое совпадение выпускных школьных балов с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года.

Но мало кто в народе ведал тогда, да и сейчас многие не знают, другое совпадение этого события – с празднованием памяти всех Святых в земле Российской просиявших. Весь Собор Русских святых молился Царю Небесному о спасении земного Отечества своего, страждущего под игом безбожной власти. Война станет тем наименьшим злом, которое могло спасти миллионы от гибели для вечности, отрезвить от навязанной коммунистами-хилиастами идеи земного рая. Ужасные страдания заставили большую часть народа вспомнить Того, Кто за них распят был на Голгофе, вспомнить, что лишь страдающий Христос может лучше всех понять, утешить, защитить и исцелить.

А затем эта война и победа, достигнутая невероятными жертвами народа, станут излюбленным товаром в «деле патриотического воспитания советского и постсоветского народа». Сейчас, правда, этот подход не всегда себя оправдывает. Среди молодёжи устойчиво проявляется тенденция негативного отношения к службе в армии. Нередко это находит такое проявление, как в ниже приведённом четверостишии:

Какие могут быть герои?
Что защищать? Чей капитал?
Что нищему стал очень дорог
Тот, кто легко богатым стал?

Кроме того, не надо забывать, что героизм тех военных лет не особо молодёжь подвигает к подражанию, тем более другие «звёзды» засветились в массовой культуре, а то, что свет их – отблеск адского огня, мало кто различает.

Когда я со своими учениками занялся разработкой, а затем реализацией социального проекта «И превратились в белых журавлей», посвящённого подвигу нашего земляка Сергея Кононова, погибшего 8 августа 2008 года под Цхинвалом, мы провели социологическое исследование. Опросы, нами проведённые, показали картину, ставшую типичной для России: отсутствие в сознании подростков и молодёжи информации о достойной жизни их сверстников, иногда сопряжённой и с подвигом. Мимо сознания современной молодёжи, а значит и их сердца, прошли Евгений Родионов - воин, избравший мученическую смерть вместо предательства веры и Отечества в Чечне - московская девушка Ольга Романова и подполковник Константин Васильев, которые предложили себя в заложники вместо детей, захваченных террористами в Норд-осте.

Но и подвиги наших земляков многим неведомы. Так, мало кто знал о подвиге Сергея Кононова, хотя это было два года назад, в 2008 году. Но зато вся страна, от Москвы до самых до окраин, знает имена К. Собчак, С. Зверева и иных «звёзд» массовой культуры. Поэтому наивному обывателю, находящемуся под жёстким прессингом СМИ, кажется, что героев на российской и удмуртской земле не стало, поэтому в жизни можно и прозябать, а не жить. Т. е. по большому счёту теряется и подлинный смысл жизни.

И, прорывая сети информационной блокады, лишающей народ наш нормальной нравственной памяти, мы решили рассказать своим сверстникам о герое нашего времени, человеке нашего поколения Сергее Кононове. Сказать о том, что именно такая жизнь и смерть не напрасны: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
(Евангелие от Матфея гл.5, ст. 9).

Его нет на земле…
Не найти мне следов
На зелёной траве,
На глубоких снегах,
У реки на песках.
Неужели зря жил,
Эти дали любил,
О любимой мечтал,
Счастья в жизни искал?
Был как все...
………………………
А обрёл он себя в осетинской земле.

B удмуртском селе Варзи-Ятчи Серёжу Кононова знали все. Широкоплечий, статный, сильный парень всегда выделялся среди сверстников. Провожали в армию его осенью 2005 года всем селом. Плакали. Отпускать не хотели. Сергей вырос в обычной семье. Жили небогато: y отца c матерью пятеро детей. Уходя в армию, Серёжа мечтал вернуться и построить дом. Перед самым его призывом их дом сгорел дотла. Пoжилыe родители, братья и сёстры остались без крыши над головой. Переехали в покосившуюся хибару c единственной комнатой на всех.

B этом доме от долгой болезни умерла мама. «Ничего, папа, мы прорвемся! - уверенно сказал тогда Сергей сдавшему от горя отцу, - Пойду служить по контракту, денег заработаю. Мы себе такой дом отстроим - все позавидуют! Ты только дождись меня. Обязательно дождись».

Наверное, пройдут десятилетия, прежде чем мы узнаем всю правду o «пятидневной войне» на Кавказе. Страшную правду о том, как из-за амбиций политиков и политиканов, гибнут простые русские парни. Один из них - рядовой десантник Сергей Кононов, который в одиночку три часа удерживал колонну грузинских танков, идущих на столицу Южной Осетии, спас, пожертвовав собой, тысячи цхинвальцев.

Бетонный дзот под Цхинвалом, в котором он находился, превратится в новую «Брестскую крепость».

Последний вздох….
Последний вскрик…
И головой к земле приник,
Как будто к матери родной
Припал сыновней головой…
Последний раз сквозь боль шептал:
Встречай…
Ты так ждала меня… Анай…
(Примечание: анай – мать на удмуртском языке).

Дом Сергей построил. На его заработанные деньги, на его страдальческие деньги и средства, выделенные правительством Удмуртии. Когда наша проектная группа побывала в родном селе Сергея, наше внимание привлекла рябина у его дома, вся склонившаяся под тяжестью снега. Потом появились стихи о ней и о Сергии:

В снежном саване рябина
Под твоим окном.
Ветки до самого тына
Тянут кисти. Дом
Строил ты, хотя покинул
Сей жестокий мир,
Телом лёг в земле родимой
Средь родных могил.
И, взирая кротким взором
На своё село,
Не смотри на нас с укором:

Думаем, прошло,
Что зачем хранить напрасно
Горечь прошлых лет.
Все исчезло, пробежало,
Не было, и нет.
Как легко нам соглашаться-
Ложь всегда сладка.
Лучше кем-то возмущаться
Чем корить себя,
Думать, что уместней
Радость, а не грусть-печаль,
Нам ведь только на утехи
Времени не жаль...

Только сердце не обманет
Ложь своей красой.
И в величии предстанет
Подвиг, Сергий, твой.
В этом - высшее блаженство,
Крест Христов в крови..
Обретается богатство
В жертвенной любви.

Проект наш был принят, многие в актовом зале, когда дети показывали литературно-музыкальную композицию, посвящённую подвигу С. Кононова, не скрывали своих слёз. А потом подходили к нам и искренне благодарили. Значит, не всё ещё потеряно, эту мысль кратко выразила одна из старшеклассниц: «Мне очень понравился проект: такой душевный и глубокий, невозможно не заплакать. Благодаря этому проекту я начала понимать, что не всё так плохо: в Удмуртии есть ещё такие герои и идеалы, с которых надо брать пример».

С.А. Воробьев, учитель истории.

Комментарии

Спасибо за рассказ. Как жаль, что сейчас такую историю не услышать в центральных СМИ...

дивен Бог во святых своих

Большое спасибо, замечательная история.

Слава Богу! Еще рождает наша земля людей, которые становятся героями.Хотя живу в Удмуртии,к своему стыду,ничего не слышал О Сереже и его подвиге.Теперь,думаю, о нем узнают многие и многие.Царство Небесное славному воину Сергею! Большое спасибо за статью.

Дорогие Архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви, обращаюсь к вам я, убогий монах Рафаил (Берестов).

Враги нашего спасения, враги Божии, решительно перешли в наступление и готовят унию и решительными действиями хотят направить Православную Церковь на путь погибели, на путь унии.

В наше время действуют разные ложные учения и ложные толкования богословские, потому что мы, все человечество, повреждено прелестью. Это великая прелесть, когда хотят стереть догматы, стереть границы церковные, это величайшая бесовская прелесть и сейчас совершенно не видят этих границ и не подчиняются ни канонам, ни догматам церковным, утвержденных на семи Вселенских Соборах, и которые суть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15). Идет война, духовная война, война сатаны с Богом, через Церковь, чтобы исказить истину и чтобы Дух Святый, Дух Истины ушел из Церкви, когда она соединится с еретиками. Для этого и готовят сейчас унию, это только первый этап, чтобы соединит Святую Православную Церковь в унию с еретиками-католиками и признать папу главенствующим над Святой Церковью. Еретика, чтобы он главенствовал над Святой Церковью?!

Это ересь - католическая, папистская! И она поведет за собой то, что Дух Святый, Дух Истины уйдет из Церкви, и все кто примут это и будут поминать папу, они уже не будут православными, а будут еретиками- католиками. Или это сделают лукаво. Скажут: «поминайте Патриарха вашего», а Патриарх будет поминать папу. Это тоже лукавство. Если Патриарх будет поминать папу, значит он католик, а не православный. Мы же, православные, не будем поминать патриарха-католика.

Я обращаюсь ныне к вам решительно, господие мои, митрополиты, архиепископы и епископы РПЦ, пришел час, когда уже нельзя молчать, а надо твердо заявить свое НЕТ: НЕТ - экуменизму! НЕТ - унии! НЕТ - папизму! НЕТ - католицизму! НЕТ - глобализму! НЕТ - сергианству! НЕТ - обновленчеству и новообновленчеству!

Я вам предлагаю созвать свой Поместный Собор Русской Церкви, без иерархов, которые заражены ересями и осудить все ереси, которые накопились у некоторых представителей церковных. Церковь свята, поэтому в ней не могут содержаться мнения ложные.

То, что официальные представители Церкви хотят на этом этапе соединится с папизмом и признать папу во главе Церкви, это только начало падения. В дальнейшем они - враги Божии, враги нашего спасения, не остановятся, они непременно будут соединяться со всеми, будто бы христианами. Но когда соединятся со всеми протестантами, униатами, всякими монофелитами, монофизитами, баптистами, будто бы исповедующими христианство, они не остановятся. Они готовят «церковь» сатаны, они будут соединяться с мусульманской религией, с иудейской сатанинской религией, с буддистской и даже с сатанистами всяких толков и с шаманами, как они это уже практиковали на экуменических сборищах.

Итак, решительно вас призываю, господие мои, Преосвященнейшие РПЦ, встать за истину церковную, дальше молчать нельзя. «За нами Москва - отступать некуда!», дальше пятится, значит погибнуть. Вы знаете, Православную Русскую Церковь можно потерять, как потеряла вся Европа Православие. Православие уйдет в катакомбы, оно останется, само учение Православия непобедимо.

Церковь Христова - непобедимый столп (1 Тим. 3,15), но сколько людей сколько миллионов попадут в лапы бесов... Представляете?..

Итак, я призываю вас, дорогие Архипастыри, встать на защиту веры Православной против всех ересей и расколов. А если будете молчать, с вами будет судиться Серафим Саровский, и Христос страшно вас обвиняет, если вы не встанете на защиту Православия:

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил: "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня"...

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их...»

Покайтесь, пока Господь терпит.

И русский народ вас в отступничестве не поддержит, вы будете как изменники, как предатели, как иуды. И только те Архиереи, которые останутся верны Церкви и Христу, будут в Церкви святой, Православной.

Православный Поместный Собор необходимо собрать, если официальные представители согласятся с «волчьим» 8-м Собором и примут еретические мнения о соединении с католиками, признают главенство папы и экуменизм, и если будут нарушать Апостольские постановления о том, что священник муж одной жены, и нельзя быть священнику дважды женатым.

Этот собор созовут три епископа, или десять, или двадцать... Это уже будет Церковь гонимая, но мы будем свидетельствовать о ней, все православные христиане. Верующие и любящие Иисуса Христа останутся в Церкви.

На святом Соборе мечем веры очистятся все ереси, эта Церковь будет святая, истинная, очищенная Православная Христова Церковь. А еретики будут осуждены и изгнаны вон вместе со всеми ересями. Это строимая отступниками «церковь» сатаны, которая не смирится со святым Собором и все же признает папу главенствующим в Церкви, а не Христа, она будет соединятся с другими конфессиями. Это «церковь» антихриста, или та самая блудница, которая сидела на звере (Откр. 17,3). Вот до чего скатываются официальные представители Церкви, куда они уходят - к сатане.

Православный Собор, собранный из епископов, священников, диаконов, монашествующих и мирян, является канонически правильным инструментом Церкви. Он скальпелем веры очищает все наносные раковые опухоли на теле Святой Православной Церкви. Святой Собор должен осудить все ереси и все повреждения в человеческом сознании: и сионизм, и масонство, и социализм, и коммунизм, и демократию как безбожные, наносящие огромный вред человечеству.

Исторически мы знаем, что Православное Самодержавие не наносило вреда для Церкви и человечества, а содействовало расширению государства и укреплению Церкви. История показывает, что Самодержавие - это патриотическая и полезная для Церкви форма управления. В России Государи были священными лицами. Государь - хозяин в своем доме, и он созидал, а не наносил вред и не создавал хаос в своей стране.

Дорогие наши Архипастыри, мы православные священники, монахи и миряне будем с вами, когда вы станете на защиту истины и будем вас поддерживать.

Итак, вам решительно говорю, господие мои, дорогие епископы, наконец, если хотите спастись сами, противостаньте, созовите Поместный Собор в нашей Русской Православной Церкви. Пусть это будет даже тайно, но чтобы было несколько епископов, несколько священников, диаконов, монашествующих и мирян. Хорошо, если будут представители печати, кинооператоры, люди верные Православию, чтобы засвидетельствовать и рассказать об этом Соборе всем православным христианам.

Простите, дорогие Ваши Преосвященства, меня грешного.

убогий монах Рафаил (Берестов)

Иеросхимонах Рафаил (Берестов) «РОССИЯ - НАШЕ СЕРДЦЕ» Семидесятивосьмилетний старец Рафаил (Берестов), несомненно, является одним из неформальных духовных лидеров Православной церкви, близким по своему духу и положению к почившему старцу Николаю (Гурьянову), духовному отцу своему архимандриту Кириллу (Павлову) и схиархимандриту Власию (Перегонцеву).

Батюшка Рафаил, несмотря на свою широкую известность среди пишущей братии и обилие учеников, тем не менее, не имеет личного биографа, хотя уже сейчас совершенно ясно, что жизнь и деятельность отца Рафаила должна стать предметом бережного и пристального изучения. Двадцатилетний опыт послушания в стенах Троице-Сергиевой Лавры; длительный период пустынножительства в горах Абхазии под водительством старца Виталия Тбилисского; пребывание на Валааме - уже в качестве духовника братии, поводыря в монашеской жизни; наконец, афонское отшелие, которое на годы прерывалось из-за гонений со стороны Константинопольского Патриарха. Это только самые приметные вехи многотрудного долгого пути, исполненного непрестанной молитвы, духовного деланья, страстной евангельской проповеди и борьбы против омертвения Церкви, за духовное будущее русского народа.

"Батюшка Рафаил - это подлинно евангельское дитя, исполненное любви ко всей твари", - такие слова мы слышим из благодарных уст духовного чада старца. Но сколько хулы, клеветы, наветов испытал авва Рафаил за свою непримиримость в отстаивании чистоты веры! Поборник традиций древнего монашества, Рафаил открыто выступает против засилья клирикальной бюрократии в церкви и диктата епархиального начальства над монастырями. Еще с лаврской поры он являлся почитателем и популяризатором сочинений отца Серафима (Роуза), яростным обличителем современных ересей, одолевающих Церковь: экуменизма, масонства, латинства, модернизма.

После развала СССР и утверждения "нового мирового порядка" Рафаил один из первых видит опасности глобализации, усматривая в ней наступление царства антихриста. Вместе с глобализацией наступила эра компьютеров, скачкообразное развитие информационных технологий. Вихрь тотального пиара и спецэффектов застил глаза большинству людей, власть над умами и душами обрели телевизионные и компьютерные иллюзии. И в этом вопросе отец Рафаил занимает четкую позицию, выступает с предупреждениями и увещеваниями.

Одним из первых отец Рафаил разглядел, что параллельно с фабрикой сладких снов творцы "нового мирового порядка" возводят всемирный концлагерь, общество тотального контроля, основанного на тех же цифровых технологиях и генной инженерии. Замена христианского имени на номер в системе государственного учета граждан, внедрение в документы микрочипов с биометрическими данными, наконец, эксперименты по имплантации "маячков" в живые ткани человека - всё это было спокойно принято официальным священноначалием, но только не отцом Рафаилом! Он снова ударил в набат, за что получал удары и прещения.

Поборник догматов, соборных правил и преданий Православной церкви, отец Рафаил являет собой пример непорочного жительства по всем Христовым заповедям.

Этот подвижник, аскет, молитвенник, исповедник, в уединении пребывая на Святой Горе Афонской, принял у себя в келье представителя газеты "Завтра" и поделился с ним видением актуальных проблем церковной, а также мирской жизни.

"ЗАВТРА". Отец Рафаил, минувшей осенью на Кипре проходила встреча Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и римо-католиками, посвящённая обсуждению вопроса "О роли епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии". По сути, идет подготовка "отреченного" Восьмого Вселенского собора, на котором будет принят догмат главенства Папы над православными церквями. Что будет с Православной церковью в России, если такой Собор состоится?

Иеросхимонах РАФАИЛ. Масоны, враги России, враги Православия, готовят такой собор уже давно. Местом его проведения выбран остров Родос. Эти же силы пытаются навязать России экуменизм, эту ересь ересей. Ведь каждый неразумный ребенок может понять, что это ересь. И многие наши высокопоставленные архиереи, такие образованные, такие талантливые люди - все они прекрасно знают, что экуменизм - это ересь, но идут бодрым шагом прямо к ней пасть, как будто они слепы и глухи. Я спрашиваю греческих монахов: "Зачем вы молитесь о масоне, сослужившим с Римским папой патриархе Варфоломее?". А они мне отвечают: "Мол, мы понимаем, кто такой Варфоломей, мы молимся о том, чтобы, дай Бог, он покаялся...".

Во время предсоборного совещания на Кипре простые люди, православные греки вышли на улицы протестовать против приезда на их землю католиков и экуменистов. И тогда делегаты разъехались, так и не договорившись ни о чем. Совещание было на время отложено, и состоится грядущей осенью, но уже в Австрии, где не будет никаких акций протеста, где нет православных людей.

И если у них с Собором всё получится, то будет принята догматическая законность экуменизма, и наши Патриархи станут поминать Папу. Тогда православные люди окажутся в тяжелейшем положении.

Тогда преданным чадам Христовым нужно будет собирать свой Собор, и во всеуслышание осуждать Собор Родосский, если таковой случится. И обличать все его узаконенные ереси. И надо будет канонически анафематствовать всех участников Собора, таким образом очистив Церковь. Я думаю, что так и будет! И Церковь наша, милостью Божией, соблюдет себя в непорочной чистоте даже с двумя-тремя верными епископами. Если же и таковых не найдется, то надо будет искать одного верного епископа, и к нему прилепляться, спасаться возле него. Как известно, перед Вторым пришествием Христовым церковь будет аки блудница, сидящая на звере, - это будет уже антихристова церковь, а Церковь Христова уйдет в катакомбы.

В Русской церкви положение сейчас очень напряженное, очень тяжелое. С одной стороны, раскола допустить нельзя. С другой стороны, идет распространение экуменизма, и через это всем будет большой соблазн. Мы не можем быть с экуменистами. Если предстоятель Православной Церкви станет молитвенно поминать папу Римского, то, значит, он католик, а не православный. Значит, и мы его не сможем, не должны поминать.

Важно, конечно, раньше времени не начать действовать. Реагировать на то, чего еще нет. То есть не поступать так, как владыка Диомид. Он ведь по страсти, по обиде поступил незаконно. Самая его большая ошибка состояла в том, что он, ревнитель канонов, сам нарушил каноны.

"ЗАВТРА". А как быть с новшествами, которые привносят экуменисты в церковную жизнь?

РАФАИЛ. С новшествами надо бороться на местах. Главное новшество - это двуженатое священство. Это нарушение не только заповедей святых отцов, но и Апостольских правил. Апостол Павел говорил: "Священник - муж одной жены..." Даже не так страшен женатый епископ, но дважды женатый священник - это признак прямого нарушение Апостольского правила. Россия более всех борется, она более всех здравая. Но русский народ чересчур терпелив. А помните, как было в Византии? Когда греческое священство приняло унию с католиками, один только Марк Эфесский остался верным. И когда те, подписавшие, приехали на свои кафедры служить как ни в чем не бывало, свое слово сказал народ. Пришли мужики с дрекольем, побили отступников и вышвырнули их вон из церквей. Вот когда покаетесь перед Марком Эфесским, тогда и служить будете. И тогда отступники покаялись, пришли к Марку, исповедовались ему, и он допустил их в храм Божий. Вот так и нам нужно поступать, ежели совершится предательство. Мы же воины Христовы! За Церковь надо бороться, иначе мы окажемся в плену злейших врагов Христа.

"ЗАВТРА". Отец Рафаил, мир переживает взрывное развитие разного рода компьютерных и прочих информационных технологий. Вы не раз предупреждали об исходящей от них духовной опасности...

РАФАИЛ. Интернет - это хляби, из коих не выберешься, даже если захочешь! Люди, связавшиеся с этим идолом, всё время свое убивают... А затем приходят уныние и отчаяние.

То же касается микрочипов. Если пройдет акция всеобщего чипирования населения, то плен технологий еще более тягостным будет. Нравственная свобода падет, и человек исказится, превратившись в бесноватого робота. Поэтому бороться нужно. В России такая борьба идет и будет идти.

"ЗАВТРА". Батюшка, сейчас в России появился новый тип миссионерства, когда стремление просвещать мир уступает желанию пойти на соглашение с миром. Когда попытка говорить с миром на мирском языке приводит к искажению веры. Что вы об этом думаете?

РАФАИЛ. Я знаю таких монахов, которым нравится миссионерствовать. Они не молятся, они крайне расслаблены. И цена всей их деятельности ничтожна. Разве люди будут доверять такому расслабленному человеку, который чуть ли не курит и не пьет? А ведь жизнь миссионера должна быть горением духа. Проповедь миссионера должна быть светом миру. А русские миссионеры должны быть сильны и пламенны: очень скоро им надо будет проповедовать всему миру. Россия скоро будет в православии свободна и сильна, будет править в ней русский царь, и Европа, и Азия, и Америка потянутся к ней, чтобы научиться воцерковляться, креститься. Перед самым концом мира будет русская проповедь слышна по всему земному шару. И ни о каком соглашательстве с современным миром миссионерам допускать нельзя. Это гибельное расслабление. Сейчас вообще мир очень расслаблен. Все очень любят разнообразные утешения.

"ЗАВТРА". Отец Рафаил, каково значение Афона для всего мира и для России?

РАФАИЛ. Афон - это, безусловно, удерживающий светильник христианства. Ночами молятся монахи за мир, стоят в молитвенном карауле. Это так, но и на Афоне много расслабленных монахов стало. Некоторые даже компьютеры имеют. А компьютер для монаха - это беда. Вместо того, чтобы Богу молиться, он сидит в Интернете. Мозг удовлетворен этим, а душа-то не молится, не работает. Но, слава Богу, не все здесь такие. Есть истинные молитвенники. Иных же афонских старцев Господь сокрывает от нашего глаза, они невидимы, но они есть! Отец Паисий был свидетелем их пребывания на Святой горе.

Афон очень сильно связан с Россией. Здесь любят русских. Многие шепчутся, что от России придет освобождение мира от антихристианского ига. Что от России пойдет всплеск духовности.

А Афон в первую голову - это ночная молитва, ночное предстояние Богу. Ночная молитва охватывает весь мир. Каждый молится за свой народ. Тут есть немцы, французы, финны...

Много народностей здесь. Мы, русские, молимся за весь мир, но в первую очередь - за Россию! Россия - это наше сердце. Мы скорбим и молимся и за сербов, братьев наших.

Сегодня Афон неприятен масонскому Евросоюзу, так как на Святой горе дышит Дух Свят. И поэтому, конечно, вокруг Афона идет борьба. Сейчас получилось так, что много денег было вложено Евросоюзом в строительство келий, дорог. И теперь монастырям можно предъявить счет. Неожиданно возникшие долги - это Дамоклов меч над Святой горой. Мир хочет выгнать отсюда монахов, проложить сюда дорогу, водить экскурсии, строить на берегу гостиницы, и, в конечном итоге, привести женщин. А придут женщины - уйдет с Афона Матерь Божия. И Святой горе придет конец. Вот какова схема.

"ЗАВТРА". Такая борьба обостряется и в России. В последние месяцы определенные силы ополчились на Свято-Боголюбский монастырь. Голоса клеветников - не утихают. На духовника обители архимандрита Петра (Кучера) оказывается беспрецедентное давление...

РАФАИЛ. Отец Петр, во славу Божию, старец-скала! И пусть сестры вокруг него соберутся, и дорожат им, оберегают его пуще зеницы ока.

"ЗАВТРА". Отец Рафаил, вас знают и почитают многие православные люди в России. Может быть, вы, батюшка, скажете что-нибудь нам утешительное?

РАФАИЛ. Блаженный старец, отец Иосиф Ватопедский говорил мне, что грядут времена грозные, но после определенных страшных событий многие славянские народы присоединятся к России, также в союз с Россией вступит и Греция. Таким образом, будет создана новая Византия. На что я возразил старцу - Россия разоружена, наш военный арсенал, наши заводы уничтожены. Но он мне сказал так: "Россия победит! Небесное воинство вступит в сражение на стороне России, и будет сбивать вражеские самолеты и крылатые ракеты. Вот после такого чуда весь мир узнает, что победил Бог, и что он пребывает с Россией!".

После этого весь мир потянется к нам. А в России соберутся три силы - коммунисты, истинные демократы и православные патриоты. Милостью Божией будет избран православный царь. И тогда в России произойдет очищение церковное. Сейчас же Церковь наша больна, очень больна. В ней много шпионов, которые трудятся на врагов Христа. И правительства национального пока у нас нет. А царь же наш будет очень светлым, сильным, талантливым человеком, правящий с любовью и мудростью. Об этом свидетельствуют святые отцы Церкви, в том числе отец Николай Гурьянов. В этом наша надежда, наше утешение.

"ЗАВТРА". Основная язва сегодняшней России - социальное разделение. Пропасть между бедным большинством и богатым меньшинством разлагает народное сознание. Как с этим быть?

РАФАИЛ. Богатые должны делиться своим богатством с бедными. Они должны это сами понимать, если они исповедуют православную веру. Если же богатый человек будет богатеть в себя, то он неминуемо погибнет в духе. Я думаю, что и сам царь постарается на таких повлиять, он заставит их делиться с народом. Некая уравниловка, которая была при советской власти - это правильно.

"ЗАВТРА". Наша газета с 1990 года ведет борьбу за Россию. Коллектив "Завтра" и наши читатели низко кланяются вам. В это грозное и лукавое время мы остро нуждаемся в вашей, батюшка, молитвенной поддержке, в словах напутствия накануне новых испытаний.

РАФАИЛ. Любите Бога нашего, Иисуса Христа, и он не оставит вас и нашу Родину на попрание нечестивцам! Господь да благословит вас!

Беседу вел Андрей Фефелов

Недостойно,для православного монаха,печататься в национал-большевицкой газетенке.....

Олег Дмитриевич: "Как жаль, что сейчас такую историю не услышать в центральных СМИ..."

Есть еще порох в пороховницах
Из повести (гл. 9) «Тарас Бульба» (1842) N. В. Гоголя (1809-1852):
«- А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными (курень - основное воинское подразделение в запорожском казачьем войске. - Сост.). - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли еще козацкая сила? Не гнутся ли козаки?
- Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!»
Иносказательно: о способности совершить еще немало; о крепком здоровье, хорошем самочувствии или большом потенциале человеке, способного на многие значительные дела, хотя окружающие этого от него уже и не ждут (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Есть еще порох в пороховницах

Цитата из повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (1842),

– А что, паны? – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. – Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки? – Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Есть еще порох в пороховницах" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 4 есть еще запас душевных сил (1) есть еще мужество (1) … Словарь синонимов

    Есть еще порох в пороховницах - крыл. сл. Цитата из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1842), А что, паны? сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки? Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Есть ещё порох в пороховницах - у кого. Экспрес. Кто либо имеет достаточно сил, энергии, чтобы продолжать дело. Они потанцевали немного, Степанов вёл дочь уверенно, красиво, по старомодному галантно. Ничего, есть ещё порох в пороховницах! сказала Варвара. Старичок старичок, а… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Есть еще порох - в пороховницах и ягоды в ягодицах Ирон. есть еще силы, желание что л. делать и т. п … Словарь русского арго

    Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 1 есть еще порох в пороховницах (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 1 есть еще порох в пороховницах (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 1 есть еще порох в пороховницах (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    порох - Порох даром тратить (разг.) действовать или говорить без результата, зря. Да ты даром только порох тратишь, остановил он ынина. Боборыкин. Не хватает пороха кому (разг.) недостаточно энергии, сил для осуществления чего н. На очень то… … Фразеологический словарь русского языка

    Ы, ж. Сумка или сосуд для хранения пороха, которым раньше заряжалось огнестрельное оружие. Все начали снаряжаться: пробовали сабли и палаши, насыпали порох из мешков в пороховницы. Гоголь, Тарас Бульба. У пояса висели запыленные роговые… … Малый академический словарь

Анна Луиза Жермена де Сталь (1766- 1817) - представительница раннего романтизма во Франции. Отец ее, выходец из Швейцарии, знаменитый банкир Неккер, накануне революции был министром финансов Людовика XVI и тщетно пытался путем реформ предотвратить роковой для феодальной Франции кризис. Неккер ценил просвещенных людей, в его доме бывали Д"Аламбер и Дидро, Бюффон и Мармонтель, Гримм и Гиббон. Жермена беседовала с ними, размышляла о сочинениях философов XVIII в., пробовала писать. В 1788 г. было опубликовано ее «Письмо о сочинениях Жан Жака Руссо». Революцию она встретила восторженно, однако после падения монархии покинула Париж. Якобинскую диктатуру Жермена де Сталь не приняла, но и не присоединилась к контрреволюционной эмиграции, а вернувшись на родину после падения правительства Робеспьера, была на подозрении у термидорианских властей. Своим идеалом она считала конституционную монархию.

Жермена де Сталь резко отрицательно отнеслась к цезаризму, монархическим устремлениям Бонапарта, а он, в свою очередь, распорядился отправить писательницу в изгнание. Но она не смирилась (как того ожидали в Париже), а продолжала выступать против произвола наполеоновской администрации и удушения даже тех немногих свобод, которые народу удалось завоевать в первые годы революции.

Романтические отношения с Бенжаменом Констаном и графом Луи де Нарбонном оказали заметное влияние на жизнь и творчество писательницы. Впервые в жизни Жермена испытала страсть, оказавшуюся взаимной, и подвигнувшую ее на написание «первого романтического произведения во французской литературе» - книги «О влиянии страстей на счастье людей и народов» (1796). В центре внимания Жермена де Сталь в этой книге - чувство, страсть, но не сентименталистско-гармоничное и идиллическое, а стихийное и трагичное.

В конце 1795 г. Жермена де Сталь возвращается на родину. Трактат «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) - образец полемического сочинения, в котором писательница вступает в творческий спор с религиозно-романтическими взглядами Ф.-Р. де Шатобриана, и одновременно первая попытка систематизировать эстетические взгляды.

Роман «Дельфина » (1802) - послужил предлогом для начала репрессий против писательницы. Роман написан в традиционной для XVIII в. эпистолярной форме. Его сюжет - история любви молодой светской женщины Дельфины д’Альбемар к дворянину Леонсу. Судьба страстной, благородной, высокоодаренной женщины, отличающейся независимостью суждений, подчиняющейся только внутренним побуждениям и не желающей подавлять свои чувства в угоду отвлеченным правилам светской морали, общественному мнению, показана романисткой как трагедия. Этот роман добавил Жермене де Сталь литературной славы и одновременно сделал ее личным врагом Наполеона Бонапарта. В первом романе - «Дельфина» - Жермена де Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем литературы всего XIX столетия - темы женской, эмансипации. Во втором романе («Коринна, или Италия») писательница значительно углубляет и расширяет эту тему: теперь она отстаивает права женщины на почетное положение в обществе, обусловленное личными заслугами.

В 1804 г. умирает отец писательницы, в это же время кризис претерпевают ее отношения с Б. Констаном. Жермена де Сталь отправляется в Италию. Итогом путешествия стал роман «Коринна, илиИталия» (1807). В нем рассказывается о том, как богатый англичанин Освальд Нельвиль, бегущий от рутины и обыденности из родной страны в Италию, встречается там с Коринной, поэтессой и артисткой, полуитальянкой, полуангличанкой. Италия оказывается в центре внимания Сталь как страна, олицетворяющая сильные чувства, страсти. В «Коринне» более последовательно представлена романтическая концепция де Сталь, да и роман оказался более успешным, чем «Дельфина».

Ее героиня - гениальная поэтесса-импровизатор, актриса и певица - добивается всенародного признания: ее торжественно венчают в Риме золотым лавровым венком Петрарки. Однако Коринна, героиня романтическая, погибает, очутившись в полном одиночестве. Ее не понимают самые близкие ей люди: сестра Люсиль, жених Освальд Нельвиль, отказавшийся от брака с артисткой и поэтессой во имя семейных традиций, национальных и аристократических предрассудков, а прежде всего - из-за пассивности, готовности удовлетвориться существующим.

Верность традициям Просвещения и их творческое переосмысление является характерной приметой художественности романа «Коринна». Сюжет развивается логично, повествование насыщено деталями - бытовыми, историческими, нравоописательными. Критическое отношение автора к аристократической среде не только декларировано и подтверждено многими персонажами романа, в них легко разглядеть типичные, социально обусловленные черты. Продолжая традиции французского просветительского романа XVIII в., Ж. де Сталь передает индивидуальность каждого героя, отмечает не только его пороки, но и достоинства. Пусть высокомерна, горда английская родня Коринны, но в ее среде мог вырасти такой нежный цветок, как Люсиль. Старомодно-наивны итальянские друзья Коринны, но за ними стоят традиции галантности, почитания красоты, искусства. Наиболее полно типичное и индивидуальное воплощено в возлюбленном Коринны лорде Нельвиле. Он тоже - настоящий романтический герой, способный на смелый поступок, на сильную любовь. Но именно в сравнении с Коринной очевидна его пассивность перед жизнью и неспособность стать духовно свободным. Есть сходство между ним и Рене, но в отличие от шатобрианского героя сложность характера Нельвиля обоснована не только присущей человеку «смутностью страстей», но и жизненными обстоятельствами, воспитанием, формирующимся под воздействием среды.

Сочетание традиций с новым мироощущением запечатлено в эпизодах романа, где Нельвиль знакомится с памятниками древности. Жермена де Сталь идет за XVIII веком в его преклонении перед гармонией античного мира. Но для нее это также напоминание об истории человеческого гения, о его поступательном движении. И вновь возникает сравнение (вернее, противопоставление) де Сталь и Шатобриана. Рене, созерцая памятники древности, видит неумолимость разрушающего действия времени. Для Коринны же они - подтверждение силы и несокрушимости человеческого гения, пусть даже его творения не вечны.

Жермена де Сталь, истосковавшись по родине, в 1807 г. тайком поселилась недалеко от Парижа. Наполеон Бонапарт узнал о том. Особым предписанием император повелел ей немедленно удалиться из страны. В 1807–1808 гг. де Сталь вновь уезжает в Германию. Впечатления от поездок по этой стране, знакомство с немецкой культурой нашли отражение в ее книге «О Германии» (1810). Этот труд стал свидетельством оформления эстетических взглядов теоретика французского романтизма в законченную систему. Книга «О Германии» становится апологией немецкой культуры. В ней Жермене де Сталь удалось создать широкую картину немецкой духовной и общественной жизни. Французская читательская аудитория получила возможность познакомиться с особенностями национального характера немцев, их ментальностью, бытом, литературой, философией и религией. По приказу французского императора книга «О Германии» была конфискована и предана сожжению, хотя цензура ее пропустила. Во Франции ее издали только в 1814 г.

В 1810 г. в Женеве де Сталь познакомилась с молодым офицером Альбером де Рока. Несмотря на разницу в возрасте они тайно обвенчались. Однако из-за преследования швейцарских властей, действовавших по указке Наполеона, в 1812 г. Жермена де Сталь вновь вынуждена отправиться в эмиграцию. Через Австрию, Швецию и Россию она бежит в Англию. Результатом ее длительного и рискованного путешествия стала книга «Десять лет в изгнании» (1821), во второй части которой французская писательница рассказала о своих благожелательных впечатлениях от пребывания в России.

Тревога за судьбу революции, жесточайшая реакция, пришедшая во Францию после периода Реставрации, заставили Жермену де Сталь взяться за давно уже начатый, но незаконченный труд «Размышления об основных событиях французской революции» (1818). Верная заветам энциклопедистов, защищая революционный дух и идеи, она с возмущением обрушивается на иноземных захватчиков, выступает против произвола власти, религиозной нетерпимости, придворной аристократии. Антитезой к основным частям сочинения стал этюд об английской конституции и английском обществе, которые воспринимаются автором «Размышлений» как желанный идеал. На последних страницах книги де Сталь с надеждой пишет о политическом переустройство Европы, которое совершится народностями и во имя народностей. В своем своеобразном политическом завещании она пишет о великом будущем русского народа и о лидирующей роли Североамериканских Соединённых Штатов. Европейцев (немцев и итальянцев) призывает к объединению в федерации.

Творчество Ж. де Сталь является наиболее прочным связующим звеном между просветительской и романтической художественной системами. Мадам де Сталь заложила основы французского романтизма. От просветителей XVIII века она унаследовала прежде всего сентименталистско-руссоистский идейный комплекс. Мадам де Сталь начинает с осмысления «чувства», «страсти», давая ему романтическое по существу истолкование.

При всей противоречивости мировосприятия Жермены де Сталь (сначала увлекалась материализмом, а в конце жизни спиритуализмом), она всегда была верна одному - принципам Великой французской революции. Ее место во французской литературе давно определено. Она первая из французских писателей XIX века доказала, что появление романтической литературы - историческое и закономерное явление, первая разработала принципы романтической литературы, указала на ее отличие от классицистической, ввела в художественное творчество новые темы и приемы, с помощью которых показала новое, неклассицистическое восприятие действительности.

Жермена де Сталь - выдающаяся французская писательница и мыслительница, автор романов «Дельфина» (1802) и «Коринна» (1807), трудов «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800), «О Германии» (1810).

Имя Жермены де Сталь знакомо нам со школьных лет. Ведь все мы читали пушкинского «Евгения Онегина». Помните?

Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Марате dе Stаеl, Биша, Тиссо...

Она была, пожалуй, единственной женщиной, книгами которой в то время зачитывалась вся Европа. «Любви нас не природа учит, а Сталь или Шатобриан» - так писал Пушкин, по праву считая великую француженку воспитательницей нравственности для своего поколения. А сколько русских девушек, подобно Татьяне Лариной, воображали себя героинями романов де Сталь - Дельфиной, Коринной. В том, что женщина дает уроки любви, чувственности - нет ничего удивительного, скорее, это вполне закономерно. Однако Жермена де Сталь смогла подняться над воззрениями своего века и стать проповедницей гуманизма, политической корректности и либераль¬ных идей, опередив в этом многих «ученых мужей».

Анна Луиза Жермена Неккер родилась в семье известного швейцарского банкира. Французский король Людовик XVI не раз приглашал ее отца, финансового гения, на пост министра. Потому, когда Жермене было около пятнадцати лет, ее семья переехала в Париж. Уже тогда ее тяга к знаниям, цепкий ум, умение делать смелые, но вполне верные выводы поражали окружающих.

В 15 лет Жермена составила комментарий к знаменитой работе Монтескье «Дух законов». А в шестнадцать - написала отцу анонимное письмо, в котором указала на недостатки его финансового отчета. Впрочем, у девушки была прекрасная возможность развивать свои способности и узнавать много нового, благодаря салону, который «держала» ее мать, и где бывали все парижские знаменитости того времени. Это было собрание высшего общества, где каждый знатен - по происхождению или же по уму, где обсуждают королевскую политику и новинки литературы, слушают музыку, плетут любовные интриги, показывают новые шикарные наряды, наконец.

Весь этот замкнутый круг, особый мирок вращался вокруг королевы салона, то есть хозяйки. Чтобы собрать это общество и удерживать его в своем доме долгое время, нужен недюжинный талант. Мать Жермены им, видимо, обладала и старалась научить этому искусству дочь. Вступать в светскую беседу девушке было еще рано - не доросла. А вот слушать - не возбранялось. И она с удовольствием слушала разговоры о свободе и деспотизме, о необходимости предоставления нации законодательной власти и о Руссо - кумире французской молодежи конца XVIII века, и о «высокой» литературе. В двадцать два года Жермена написала «Рассуждения о сочинениях и характере Ж. Ж. Руссо». Она упивалась его книгами, была в восторге от его «общественного договора».

Разумные, гуманные герои романов Руссо презирали сословные предрассудки... Увы, самой Жермене не удалось их избежать. 14 января 1788 г. ей пришлось сделать «выгодную партию» - выйти замуж за шведского посланника барона Эрика Магнуса Сталь-Хольстейна. Брак этот оказался неудачным. Муж дал Жермене дочь, которая прожила всего два года, фамилию и море разочарования. Эрика поражала несдержанность юной жены. Так, одна из современниц писала: «Я от души желаю, чтобы Сталь был счастлив, но, по правде сказать, плохо верю в это. Правда, его жена воспитана в правилах чести и добродетели, но она совершенно не знакома со светом и его приличиями, и притом такого высокого мнения о своем уме, что ее трудно будет убедить в ее недостатках. Она властолюбива и решительна в своих суждениях; она так уверена в себе, как ни одна женщина в ее возрасте и положении. Она судит обо всем вкривь и вкось, и хотя ей нельзя отказать в уме, но, тем не менее, из двадцати пяти высказанных ею суждений разве только одно бывает вполне уместным. Посланник не дерзает делать ей какое бы то ни было замечание из боязни оттолкнуть ее от себя на первых порах». Что ж, уничтожающая характеристика женщины, о которой даже Байрон, этот противник женской активности, скоро напишет: «...Она совершила в умственной области больше, чем все остальные женщины, взятые вместе; ей бы родиться мужчиной».

В те огненные времена во Франции действительно лучше было родиться мужчиной. В 1789 г. пала Бастилия. Жермена, ее отец и друзья всем сердцем поддерживали революцию. Но когда праздник свободы обернулся массовым террором, де Сталь оказалась в лагере противников революции. Казнь короля и террор якобинцев она назвала «национальным позором». Ведь она представляла послереволюционную Францию как конституционную монархию английского типа с разделением властей, двухпалатной системой, с соблюдением свободы совести и слова.

Через несколько лет де Сталь напишет труд «Рассуждения об основных событиях Французской революции», в котором попытается проанализировать причины и последствия революции. «Осуждение Людовика XVI до того смутило все сердца, что на долгое время я казалась проклятой», - будет вспоминать писательница.

Ну, а пока, чтобы избежать участи короля и самой не попасть на плаху, нужно было соблюдать осторожность. Свободолюбивую женщину спасало только положение мужа. Но вскоре Жермена решилась его оставить...

Она полюбила графа Нарбонна. В ее глазах это был умный, благородный, смелый мужчина. Ему, бывшему военному министру, угрожала смертельная опасность. Все было как в романтическом романе: сопряженное с опасностями бегство любимого в Англию, прощание с мужем и Францией, «возмутительный» согласно нравам того времени гражданский брак, рождение двух детей и... возвращение к законному супругу Эрику.

Тем временем политическая ситуация во Франции изменилась. К власти пришел Наполеон. Эта харизматическая личность поразила впечатлительную Жермену. Казалось бы, вот он, достойный Франции правитель! Де Сталь даже писала ему восторженные письма. Но ее снова ожидало разочарование: все указывало на то, что страна приближается к диктатуре. Жермена смело говорила об этом в своем салоне. Благодаря ее дару убеждения, те, кто к ней приходил, вскоре начинали думать так же. «У нее был талант... возбудителя раздумий и новых чувств, ищущих запечатления в смелой мысли и прекрасной форме», - заметил один из исследователей ее творчества.

Не удивительно, что Наполеон ненавидел эту женщину. Е. В. Тарле в книге «Наполеон» написал: «Он терпеть не мог знаменитую г-жу де Сталь еще до того, как разгневался на нее за оппозиционное политическое умонастроение и возненавидел ее за излишний, по его мнению, для женщины политический интерес, за ее претензии на эрудицию и глубокомыслие. Беспрекословное повиновение и подчинение его воле - вот то необходимейшее качество, без которого женщина для него не существовала». Жермена в долгу не оставалась и старалась уколоть императора побольнее. В предисловии к «Дельфине» она применила к Франции эпитет «безмолвная», указывая на отсутствие свободы слова в стране.

Активная политическая и литературная деятельность не вытеснили из жизни Жермены любовь. Роман с Нарбонном был далеко позади. Как-то они встретились в Париже, и оказалось, что их давно уже ничего не связывает. Даже сыновья, рожденные Жерменой от графа, носили фамилию ее законного мужа. В 1794 г. де Сталь встретила Бенжамена Констана. «Я никогда не видел лучшей женщины, более грациозной, более преданной, но я не видел также женщины, которая предъявляла бы столь настойчивые требования, сама не замечая этого, которая до такой степени поглощала бы жизнь всех окружающих и которая при всех достоинствах обладала бы более деспотической личностью; все существование другого человека, минуты, часы, годы, должны быть в ее распоряжении. И когда она отдается своей страсти, происходит катастрофа вроде гроз и землетрясений. Она - избалованное дитя, этим все сказано», - писал Констан в дневнике.

Но несмотря ни на что, он полюбил этого политика в юбке. Их отношения были долгими и тягостными - постоянные ссоры и примирения. Никто не хотел поступиться своей свободой. В итоге Констан женился на некой Шарлотте, простой женщине, с которой у него не могло бы возникнуть подобных проблем. Однако роман с Жерменой продолжался и после этой свадьбы, что принесло много боли трем сердцам. Историю своих взаимоотношений с Констаном де Сталь отразила в романе «Коринна, или Италия», наделив одного из героев, лорда Освальда Нельвиля, многими чертами любимого.

Их связывали не только чувства, но и схожие социально- политические взгляды. Жермена де Сталь и Бенжамен Констан считаются создателями буржуазно-либеральной партии во Франции. С некоторых пор их стали воспринимать как единое целое. Потому, когда Наполеон узнал о клеймящей его тиранию речи, которую произнес Констан, весь императорский гнев обрушился именно на Жермену. Ей было предложено уехать из Парижа. Впереди были годы скитаний. Но и они не остудили пылкого сердца.

В Швейцарии Жермена познакомилась с французским офицером, который покорил ее сердце. Учитывая разницу в положении и возрасте (де Сталь была старше возлюбленного приблизительно на двадцать лет), они поженились тайно.

В июле-сентябре 1912 г., в самый разгар наполеоновского нашествия, мадам де Сталь побывала в России. Свои впечатления она отобразила в последних главах посвященной скитаниям книги «Десять лет в изгнании». Выводы были сделаны отнюдь не лестные для наших соотечественников: «...в гражданском отношении внутреннее управление в России страдает большими недостатками. Этой нации свойственны энергия и величие, но порядка и просвещения все еще не хватает... Нравственность нации и особенно знати сильно пострадала от той серии убийств, которыми наполнена история России вплоть до царствования Петра Великого и после него».

Долгое время в дворянских кругах моден был следующий исторический анекдот. Однажды во время своего пребывания в России де Сталь сделала императору Александру комплимент: «Ваш характер, государь, - конституция вашей империи, а ваша совесть - ее гарантия». «Если бы это и было так, то я был бы только счастливой случайностью», - таким был ответ царствующей особы. Да, к Александру де Сталь относилась более или менее лояльно. Но у Пушкина упоминается и другое высказывание писательницы: «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою».

Когда Жермена смогла вернуться в Париж, она окунулась в привычную светскую жизнь. Ее салон снова был открыт для друзей. Стоит отметить, что в этом деле она превзошла даже свою мать. В разное время ей «удавалось заманить» в свой салон таких знаменитостей, как Лафайет, Сиейес, Талейран, Жозеф и Люсьен Бонапарт, Август Шлегель, Сисмонди, Веллингтон, российский декабрист Волконский. В 1814 г. здесь побывал даже император России Александр I. Интересно, что, несмотря на лютую ненависть к Наполеону, тирану и гонителю, она стала на его сторону, когда над страной нависла угроза интервенции. Очевидно, что Франция для нее была дороже свободы. Впрочем, она мечтала, чтобы Наполеон отстоял независимость и... погиб. Этого не случилось. Была реставрирована династия Бурбонов. И снова Жермена оказалась в оппозиции. «...Нет и тени свободы печати... тысячи людей попадают в тюрьмы без следствия... Словом, везде царствует произвол», - с горечью писала она.

Жермена де Сталь много сделала на литературном поприще. Ее художественные произведения - это не просто повествования о любви. Это своеобразные манифесты свободной личности в закрепощенном мире. Героини ее романов, талантливые, честные в любви и дружбе, сталкиваются с предательством со стороны любимых, непониманием в семье, невозможностью проявить себя в этой жизни.

Не менее важны и литературоведческие труды де Сталь. Своим трактатом «О Германии» Жермена провозгласила новую эру в литературе. Она пыталась найти компромисс между классической и зарождавшейся в Германии романтической литературой. Поэт, писатель должны быть свободны от каких бы то ни было канонов, пусть даже античных, идеальных, считала она. Культура каждого народа своеобразна, и следует отстаивать ее индивидуальность. Своими трудами она оказала большое влияние на политические и, что самое главное, художественные убеждения создателя русского литературного языка А. С. Пушкина.

21 февраля 1817 года, поднимаясь по лестнице, Жермена де Сталь упала. Диагноз лекарей был неутешительным - кровоизлияние в мозг. Умерла она только летом, продержавшись до 14 июля, дня начала Великой французской революции. Она ведь всегда боролась. В конце ей пришлось побороться за свою жизнь...

Откуда черпала эта женщина такую неуемную энергию, где брала силы для того, чтобы отстоять свою позицию, не страшась ни презрения окружающих, ни преследования со стороны государства? Ответ на этот вопрос дает героиня ее романа «Коринна, или Италия»: «В чем же, наконец, заключается счастье, если не в развитии своих способностей? И разве нравственная смерть не равносильна физической? Если нужно подавить в себе ум и душу, к чему же тогда дорожить жалкими остатками бесполезной жизни?»

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Анна Луиза Жермена де Сталь представительница раннего фр.ром-ма Революцию встретила восторженно, но после падения монархии покинула Париж. Своим идеалом считала конституционную монархию. Разоблачала Бонапарта. Говорила об активности и независимости личности. В трактате «О влиянии страстей на счастье людей и народов» страсть трактуется как страшная, порою гибелная, но благодатная сила, побуждающая чел-ка к деятельности, к изменению своей судьбы. Этот взгляд на чел-ка пронизывает ее произведения: «Дельфина», «Коринна или Италия», «О Германии». Книге «О лит-ре » присущ подчеркнутый интерес к частному бытию, в центре внимания – субъективный мир людей. В романах Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем лит-ры всего19 в. – темы женской эмансипации. Продолжая традиции фр. Просветительского романа 18 в. она передает индивидуальность каждого героя, отмечает не только его пороки, но и достоинства. Сталь утверждает приоритет вдохновения над подражанием, гения над вкусом, страстного порыва духа над правилом.


Творчество Ж. де Сталь представляет собой соединительное звено между просветительской литературой и романтизмом Необходимо отметить, что в различных европейских культурах отношение романтизма к просветительским идеям и традициям было неоднородным. Если в Германии более четко определяется антитеза романтизма и просветительства, то во французском романтизме наблюдаются гораздо более сложные и противоречивые связи с идейным и художественным наследием века Просвещения.

Так, находясь в течение всей своей жизни в центре социально-политических и идейных борений, воспитанная на космополитических идеях просветителей и демократических, возвышенных и утонченных идеях сентименталистов, Ж. де Сталь соединяет в своем творчестве традицию предшествующей эпохи с задачами нового романтического искусства.

Утверждая исторический подход к литературе, писательница вступает в противоречие с господствовавшим принципом подражания античному искусству, к которому тяготела французская классицистская традиция. Процесс искусства не остановился и не застыл на достижениях "золотого века" (античной литературы), считала Ж. де Сталь. Необоснованным является высокомерное отношение классицистов к искусству средневековья. Напротив, этот период был не менее значимым и исторически оправданным, т.к. воплощал в себе определенный склад мышления, основанный на традициях и обычаях народов нового времени и отражал формирование христианской религии. Осознание этого исторического факта происходит лишь в конце XVIIT века, и на его основе

зарождается идея национальной самобытности литературы, которая не только утверждает принципиальную равноценность литератур, но и подготавливает перспективу взаимодействия как основную тенденцию литературного развития. Ж. де Сталь в числе первых французских писателей XIX века уловила эти идеи и воплотила их в своем творчестве.

Объективизму античности Ж. де Сталь противопоставляет субъективизм новых времен. И из этих двух традиций: классической и романтической, необходимо поддерживать лишь вторую, как наиболее отвечающую духовным запросам современного общества. Литературе "классической" (термин "классический" писательница понимает не в смысле "совершенный", а в смысле "античный" или "подражающий античности") Ж. де Сталь ставит в упрек то, что она живет идеями заимствованными у греков и "пересаженными" в современное общество, поэтому она доступна только для узкого круга почитателей, но никак не дня широкой публики. Романтическая же литература вырастает на национальной почве и отвечает всем особенностям развития нового (в противоположность античному) общества. Ж. де Сталь утверждает приоритет вдохновения над подражанием и страстного порыва духа над "правилом".

Говоря о романтизме, Ж. де Сталь провозглашает: новое литературное течение связано с национальными истоками и поэтому является истинно народным. Она утверждает, что будущее принадлежит романтизму, т.к. романтическая литература, имея народные корни, единственная, способная совершенствоваться и развиваться. Между всеми нациями должно существовать культурное взаимодействие, но произведения литературы и искусства в каждой стране должны быть глубоко национальными.

Одновременно с В. Скоттом и немецкими писателями начала XIX века Ж. де Сталь способствовала утверждению в духовной жизни и литературе Европы таких понятий как историзм и национальный колорит, которые получат дальнейшее развитие во французской либеральной историографии 1820-х г. и в творчестве французских писателей-романтиков следующей волны.

Особенно значительной стала роль Ж. де Сталь в становлении повествовательных жанров романтической прозы, в ее романах художественные открытия предшествующего периода (сентиментализма) получили оригинальное и новаторское развитие. Традиционно искания ранней романтической прозы во Франции связывались с наследием руссоизма, поэтому отчасти явление это считается переходным, соединяющим типичные для XVIII века формы повествования (роман "Дельфина" Ж. де Сталь) с новым субъективным типом психологизма, соответствующим общим особенностям романтического миропонимания. В романах Ж. де Сталь оригинально переплетается руссоистическая сентиментальная рефлексия с психологическим анализом более тонко индивидуализированных характеров ("Дельфина") и национального колорита ("Коринна"). В то же время они отчетливо являют движение к романтической характерологии: глубина чувств осознается обеими героинями как благословление и проклятие одновременно, а "энтузиазм", душевный порыв - дает бесценное ощущение полноты бытия, но и делает их уязвимыми в обществе с его социальными и моральными условностями.

Более подробно представление о страсти как источнике всех возвышенных деяний человека рассматривается у Ж. де Сталь в трактате "О влиянии страстей", но именно в художественной практике наглядно демонстрируются примеры ее действия. Эта мысль,

характерная для психологических представлений романтизма вообще, моделируется у французской писательницы в двух проявлениях: в "Дельфине" героиня становится жертвой окостенелой нравственной догматики и лицемерия светского общества, в "Коринне" эта идея сохраняется, но получает новое измерение, благодаря введению идеи о специфике национального самосознания и усложнению характера самой героини (это уже не просто глубоко чувствующая женщина, но и творческая личность).

И в теории и в художественной практике Ж. де Сталь закладывает основу нового типа романа, который должен включать в себя следующие элементы: моралистический, или лучше сказать элемент влияния на читательскую публику, психологический и "бытовой", т. е. отражающий национальную и общественную специфику среды. Эти взгляды на роман сохранились у французской писательницы на все время ее творчества, с той только разницей, что она все больше стала уделять внимания элементу психологическому, вместо моралистического.

Такая эволюция теоретических идей, воплощенных в художественной практике, переводит Ж. де Сталь на позиции романтической литературы. Анализ поэтики романов "Дельфина" и "Коринна" дает основание к выводам относительно ее представления о принципах нового романа XIX века: это, во-первых, творческая оригинальность, полное отсутствие подражательности; во-вторых - воссоздание национального колорита, колорита, проявляющегося в истории народа, его нравах и культурных традициях, а также в специфике национальной психологии; и, в-третьих - внимание к духовной сфере жизни, к внутреннему миру человека. Благодаря этим принципам открывается перспектива развития литературы следующего поколения французских романтиков.

Обширность программы, предложенной французской писательницей по изменению жанра романа и установлению новых задач литературы, составляет огромное поле для исследования. Насколько полно смогла реализовать свои идеи Ж. де Сталь? В плане идеологии и проблематики ей удалось это в большей мере, чем в отношении формы. Стиль ее остался далеко не безупречен, мыслитель чаще преобладает в ней над художником. Тем не менее новации в области сюжетосложения (вариативность места действия, оригинальная игра с временными рамками повествования, использование ретроспективных вставок, ярко выраженный интригующий сюжет); движение от эпистолярного жанра к повествовательному ("Дельфина" - "Коринна"); гармоничное соединение различных форм прозы; усложнение морально-этической проблематики (выделение своеобразия национальных характеров, мировосприятия и психологии, идея зависимости воли и выбора человека от уклада общества, проблема творческой личности); функциональное взаимодействие нескольких стилевых доминант (описательной, психологической и риторической) - все это стало существенным вкладом Ж. де Сталь в эволюции романа XIX века на самом раннем этапе этого процесса.

Ж. де Сталь принадлежала к первому поколению французских романтиков, но взгляды ее всегда были устремлены вперед. Она предсказала новые пути развития литературы и была не только теоретиком, но и вполне успешно экспериментировала в своих романах, что в определенной мере позволило ей воплотить в произведениях повествовательной прозы многие из декларированных ею эстетических идей.